Поддержка местных инициатив что это
Поддержка местных инициатив что это
Программа поддержки местных инициатив (далее ППМИ) – это практика инициативного бюджетирования, в основе которой лежит непосредственное вовлечение граждан в вопросы местного значения, определение приоритетных направлений расходования части бюджетных средств, а также последующий контроль за их реализацией.
В Красноярском крае Программа поддержки местных инициатив является частью государственной программы «Содействие развитию местного самоуправления».
Программу реализуют: Министерство финансов Красноярского края и ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края» с 2016 года.
Цель ППМИ – решение проблем местного уровня за счет эффективного вовлечения всех заинтересованных сторон: населения, бизнеса, органов местного самоуправления; мобилизация и эффективное использование денежных средств.
ППМИ помогает:
Типология объектов для проектов ППМИ:
Проекты победители определяются по итогам конкурсного отбора.
Обязательными условиями участия в ППМИ являются выдвижение и выбор гражданами приоритетных инициатив для проектов и их софинансирование из различных источников:
Участниками конкурсного отбора ППМИ являются органы местного самоуправления муниципальных округов, муниципальных районов.
В Красноярском крае создана система сопровождения участников ППМИ на базе Проектного центра инициативного бюджетирования (Министерство финансов Красноярского края и ККГБУ ДПО «Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края»).
Что такое Программа поддержки местных инициатив (ППМИ)?
Основная идея программы
– возродить умение населения кооперироваться, стимулировать гражданское самосознание и активность. Важно, чтобы горожанин в диалоге с соседями сам нашел нужные точки применения средств, наладил диалог с администрацией, подготовил проект и собрал часть средств на реализацию. В этом и заключается основная идея программы.
За основу взята пилотная программа инициативного бюджетирования, реализованная в 2014-2015 годах на территории Зауралья. С 2016 года операторами ППМИ по заданию Правительства РБ является Центр изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан.
Как это работает: Важна роль инициативных людей или группы жителей. Они (активные жители одного двора, подъезда и т.д.) выбирают наиболее актуальную проблему: например, нужно отремонтировать дорогу или благоустроить спортивную площадку. Обсуждают с соседями и администрацией проект и определяют его примерную смету.
Важно:
— реализация проекта – в течение одного года
— объект должен находиться в собственности муниципалитета.
Первый источник средств — это личные вложения самих жителей, доля этих вложений не может быть ниже 3%. Второй источник – средства из муниципального бюджета; вклад местной администрации должен быть от 5% до 15%. Третий источник – спонсорская помощь; это могут быть частные лица, предприниматели или иные юридические лица, которые желают поддержать данный проект.
Удачные проекты софинансируются Правительством Башкортостана из республиканского бюджета. В 2018 году софинансирование Правительством составило 400 миллионов рублей. Чтобы получить софинансирование проекты участвуют в Конкурсе.
Проект реализуется администрацией муниципалитета, а ход реализации контролируется инициативной группой. Ответственность за целевое использование средств возлагается на администрацию муниципалитета.
Каков алгоритм действий?
Где почерпнуть дополнительную информацию или проконсультироваться?
Вся необходимая информация находится на сайте Программы поддержки местных инициатив ppmi.bashkortostan.ru. Консультанты могут ответить на вопросы в группе «ВКонтакте»: vk.com/cigi_isi_rb
Каковы условия победы в конкурсе
Для выделения софинансирования заявленные жителями проекты проходят конкурсный отбор по балльной методике.
Критерии отбора (основные и дополнительные):
— участие жителей в собраниях / доля от всех жителей сообщества;
— освещение в местных СМИ, ведение сообщества в социальных сетях;
— финансирование жителями сообщества не менее 5% в городах и 3% в сельской местности;
— финансирование со стороны администрации муниципалитета от 5 до 15%;
— привлечение спонсорской помощи – в основном это бизнес, действующий на территории;
— неденежный вклад населения, администрации и спонсоров;
— создание рабочих мест;
— экологичность объекта.
По всем пунктам требуются подтверждающие документы.
При выполнении всех условий сумма составляет 100 баллов.
Реализация
Проект реализуется администрацией муниципалитета, а ход реализации контролируется инициативной группой. Ответственность за целевое использование средств возлагается на администрацию муниципалитета. По итогам реализации отчетная документация и акты приемки объектов представляются в конкурсную комиссию.
Поддержка местных инициатив что это
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Что такое Программа поддержки местных инициатив?
Сегодня, в эфире «Якутия 24» программы «Актуальное интервью», руководитель группы региональных консультантов по реализации ППМИ в РС(Я) Светлана Колодезникова рассказала о ходе конкурсного отбора по приему заявок на проекты развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в 2019 г., объявленного Министерством финансов Республики Саха (Якутия) с 10 января по 08 февраля 2019 г.
По состоянию на 28 января т.г. оперативные данные по приему заявок на участие в конкурсном отборе проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах в 2019 году, следующие:
— проведено 478 итоговых собраний по выбору проектов в наслегах и ГО республики.
Основная идея программы состоит в том, чтобы создать технологию и практику, которая эффективно и в значимых масштабах позволит реализовать потенциал граждан в местном самоуправлении. Взятый за основу лучший международный опыт позволил разработать программу, основанную на прямом вовлечении населения в определении приоритетных социальных проблем местного уровня, путем проведения собраний населения для отбора проектов и обеспечить ее методологическую поддержку.
Кто может подавать заявки для участия в конкурсе?
К участию в конкурсном отборе на получение субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) допускаются все муниципальные образования республики.
Инициаторами проекта развития общественной инфраструктуры являются:
— для населенных пунктов с численностью населения до 1,0 тыс. человек –собрание жителей населенного пункта (сельский сход);
— для населенных пунктов с численностью населения свыше 1,0 тыс. человек – инициативная группа муниципального образования.
Механизм рассмотрения заявок?
К конкурсному отбору допускаются проекты, направленные на решение вопросов местного значения, содержащие мероприятия по развитию следующих типов объектов общественной инфраструктуры муниципальных образований (за исключением капитального строительства):
Условия конкурса :
Условия конкурса утверждены Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2017 г. № 170 «О реализации на территории Республики Саха (Якутия) проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах»
Условием предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) является обязательный вклад участников реализации проекта в его финансирование:
Когда подаются заявки?
Какие изменения в нормативных документах предусмотрены на 2019 год?
С 2019 года постановлением Правительства РС (Я) № 266 от 24.09.2018 года «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2017 г. № 170 «О реализации на территории Республики Саха (Якутия) проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах» было предусмотрено участие в Программе поддержки местных инициатив городского округа «Город Якутск». Конкурсный отбор проводится отдельно:
а) для муниципальных образований Республики Саха (Якутия),
за исключением городских поселений с численностью свыше 10,0 тыс. человек и городских округов;
б) для городских поселений с численностью свыше 10,0 тыс. человек
и городских округов.
Распределение субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) между победителями конкурсного отбора, указанными
в подпунктах «а» и «б» производится в соотношении 90% и 10% соответственно.
В случае, когда муниципальные образования в одной из групп муниципальных образований, не представят на конкурсный отбор предусмотренное количество заявок, конкурсная комиссия вправе увеличить количество победителей конкурсного отбора в другой группе муниципальных образований в соответствии с рейтингом проектов.
В 2019 году на финансирование программы в бюджете республики предусмотрено 500,0 млн. рублей. Для сельских и городских поселений размер субсидии на поддержку одного проекта составляет от 500 тысяч рублей до 1,5 млн. рублей, для муниципальных районов и городских округов от 1,5 млн. рублей до 3,0 млн. рублей.
Пресс-служба Министерства финансов Республики Саха (Якутия)
Поддержка инициатив населения муниципальных образований
Реализация программ поддержки инициатив населения в муниципальных образованиях
политология
Похожие материалы
Программа поддержки местных инициатив направлена на поддержку совместных инициатив населения и органов местного самоуправления, способствующих развитию социальной и коммунальной инфраструктуры местного уровня. Целью таких проектов является повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере развития объектов социальной инфраструктуры, то есть выявление и решение проблем населения, на решение которых в муниципалитете не хватает средств. Согласно принципам программы проекты отбираются на конкурсной основе и результаты отбора доводятся до всех участников и находятся в открытом доступе для граждан.
Денежные средства из расчета 1,5 миллиона рублей на одно сельское поселение, выделяются из регионального бюджета. На эти деньги можно решать проблемы во многих сферах: строительства дорог, водопроводов, линий электропередач, газа; установки железных ограждений на кладбища, асфальтирования дорог, строительства и ремонта мостов, детских садов и площадок.
Инициативные группы систематически обращаются в администрации муниципальных образований со своими предложениями. Одной из проблем, которые возникают в сфере реализации многих проектов является отсутствие софинансирования cо стороны местного бюджета, спонсорской помощи организаций, индивидуальных предпринимателей и средств населения.
Современная Россия, ориентированная на развитие рыночных отношений, непосредственно вовлечена в глобализационные процессы, которые оказывают самое разнообразное влияние на экономику страны[5]. Проект реализации программы поддержки местных инициатив контролируется Всемирным банком. Реализация программ поддержки инициатив населения в муниципальных образованиях представляется достаточно трудно выполнимой без помощи не только финансовой, но и кадровой. Как известно каждый специалист привлекается обществом для решения конкретных задач, которые поставлены временем и объективной реальностью[6]. Вузам необходимо уделять должное внимание подготовке кадров в сфере работы с населением и реализации инициатив населения.
В заключение можно сделать вывод, что полноценная реализация программ поддержки инициатив населения в муниципальных образованиях позволит выявить реальные приоритеты населения и оперативно решать наиболее острые социальные проблемы, имеющиеся на селе.
Список литературы
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Поддержка инициатив населения муниципальных образований
2 октября 2019 года в Самарской Губернской Думе под председательством В.В. Поповой состоялся совместный семинар комитета по местному самоуправлению и Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области» для муниципальных районов и городских округов Самарской области на тему «О подготовке документов для подачи на конкурс общественных проектов по государственной программе Самарской области «Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области» на 2017-2025 годы».
В широкий круг участников мероприятия вошли представители Администрации Губернатора Самарской области, администраций представительных органов муниципальных образований, главы муниципалитетов, другие заинтересованные лица.
«Подобное практико-ориентированное мероприятие мы проводим уже не первый раз», — открыла заседание заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению В.В. Попова. – «В нашей области реализуется программа по поддержке инициатив населения, которая предполагает бюджетное софинансирование, когда на каждый рубль, вложенный жителями, три рубля добавляется из бюджета области. Программа пользуется популярностью у населения. В этом году очень хорошо в нее включился г.о. Самара и внутригородские районы. До этого большей активностью отличались муниципальные районы. Вместе с тем, пока еще остаются некоторые вопросы, есть некоторые трудности и с оформлением документов на конкурс проектов, и с подачей заявки, со сбором средств с населения. Поэтому сегодня профильный комитет Самарской Губернской Думы совместно с Ассоциацией муниципальных образований проводят семинар для того, чтобы снять все проблемные вопросы при реализации этой Программы».
С 2017 года в регионе действует государственная программа Самарской области «Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области» на 2017-2025 годы. Использование государственной поддержки инициатив населения по развитию территорий муниципальных образований в Самарской области позволяет увеличить доходы местных бюджетов за счет поступающих средств самообложения граждан и иных неналоговых платежей, направляемых на решение конкретных проблем, которые население соответствующих муниципальных образований считает наиболее актуальными. Кроме того, это дает возможность получить относительно быстрые результаты в развитии территорий муниципальных образований по довольно широкому кругу направлений, определенному госпрограммой.
В 2019 году на Программу было заложено порядка 200 млн рублей. На эти средства во всех городских округах и муниципальных районах губернии было реализовано около 170 проектов из более 300 поданных на конкурс заявок.
На будущий год финансирование Программы планируется в том же объеме. При этом, по словам исполнительного директора Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области» Д.В. Славецкого, уже сейчас в Программу внесены важные изменения, касающиеся двух важных аспектов.
Во-первых, список обязательных требований к предоставляемым документам на участие в конкурсном отборе дополнен протоколом собрания либо конференции граждан, являющихся инициаторами проекта.
Второй принципиальный момент заключается в том, что идет ориентирование на полное распределение средств в следующем году, заложенных в Программу, с тем, чтобы сократить количество заявок, которые не могут быть удовлетворены. Предполагается, что в случае остатка средств, они будут распределяться независимо от лимитов, которые определены в Программе, но с учетом рейтинга проектов.
Поддержка местных инициатив как инструмент развития территорий
Развитие различных форм участия населения в решении вопросов местного значения сегодня чрезвычайно актуально для России. В Оренбургской области этому направлению деятельности тоже придается очень большое значение.
Антонина Владимировна ВЕЛИЧКО, начальник отдела анализа финансового менеджмента Министерства финансов Оренбургской области
Всвоей практике мы выделяем три формы привлечения граждан к решению вопросов местного значения:
Наказы избирателей
Первая форма используется в нашем регионе уже несколько лет, и результаты подтверждают эффективность этого механизма. Сегодня социально значимые мероприятия, или наказы избирателей, стали важным и мощным инструментом реализации проблем муниципальных образований. С 2011 по 2016 год мы отобрали и профинансировали из областного бюджета 2,7 тысячи инициатив на общую сумму 1,2 миллиона рублей. Предложения касались благоустройства территории школ, парков и скверов, ремонта детских садов и школ искусств, приобретения спортинвентаря, медицинского оборудования и т. д. В регионе нет муниципалитета, где не реализовывались бы социально значимые мероприятия.
Народный бюджет
Муниципальные образования области используют и свой механизм поддержки инициатив населения — это реализация проекта «Народный бюджет». Минфин области стоял у истоков формирования данного направления. Смысл проекта — распределение на конкурсной основе части средств местного бюджета. В начале 2016 года мы разработали и рекомендовали муниципалитетам к применению модель нормативного правового акта для внедрения народного бюджета. В результате данное направление активно поддержали и реализовали шесть муниципальных образований области. Общая стоимость проектов, отобранных населением, составила 16,7 миллиона рублей. В 2017 году общее количество муниципальных образований, нормативно закрепивших положение о реализации «Народного бюджета», возросло до 23, что составило 55% от общего количества городских округов и муниципальных районов области.
Поддержка местных инициатив региональным бюджетом
Третье, новое для нас направление — поддержка местных инициатив региональным бюджетом. В 2016 году Оренбургская область вошла в перечень регионов — участников федерального проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации в Проект реализуется в рамках международного соглашения между Минфином России и Всемирным банком.
Нами была проведена серьезная работа по созданию необходимой для этого нормативной правовой базы. Организовано взаимодействие с муниципальными образованиями области, проведено общественное обсуждение и депутатские слушания подловленных проектов нормативных правовых актов, а также ряд обучающих выездных семинаров с главами поселений. Внедрение инициативного бюджетирования в Оренбургской области в 2017 году реализуется посредством проектного управления.
В областном бюджете на 2017 год на эти цели заложено 30 миллионов рублей. Мы на конкурсной основе отобрали 32 инициативы жителей сельских поселений из 15 муниципальных районов области и на реализацию каждой направим до миллиона рублей средств областного бюджета. Наибольшую активность проявили жители сельских поселений западной и центральной частей нашего региона.
Если говорить о типологии проектов, то жители отдали свое предпочтение ремонту дорог. На втором месте ремонт водопровода и благоустройство парков и скверов. На третьем — спортивные площадки (рисунок 1).
Общая стоимость проектов составила 46,7 миллиона рублей. При этом вклад областного бюджета — 62% от их стоимости. Для реализации проектов планируется привлечь следующие источники финансирования: субсидия из областного бюджета — 28,8 миллиона рублей; средства бюджетов поселений — 12 миллионов рублей; средства населения — 3 миллиона рублей; средства спонсоров — 2,9 миллиона рублей.
Степень вовлечения жителей в процесс выбора проекта составляет 9% от общей численности сельских поселений, прошедших конкурсный отбор (7,7 из 89,1 тысячи человек). При этом число благополучателей составило 45%, или 40,3 тысячи человек. Много это или мало? Рассудит время. Мы планируем продолжать внедрять данную практику на территории всей Оренбургской области. Но для себя ставим задачу расширить охват вовлечения жителей.
Особенностью проекта поддержки местных инициатив сельского населения в нашей области является то, что минимальный взнос жителей поселения в реализацию проекта установлен в размере 5% от суммы запрашиваемой субсидии из областного бюджета, а не от стоимости проекта. Это значительно снижает порог прохождения конкурсной документации. Мы осознанно пошли на этот шаг, поскольку главная цель — вовлечение жителей в бюджетный процесс.
Назову еще несколько интересных моментов, которые мы отметили в процессе оценки реализации проекта поддержки местных инициатив сельского населения (рисунок 2). Среднее значение планируемого взноса жителей сельского поселения на реализацию проекта составило 95 тысяч рублей, или 10,4% от суммы запрашиваемой субсидии из областного бюджета. Пороговое значение при этом превышено в два раза.
Среднее значение планируемого уровня софинансирования проекта со стороны бюджета сельского поселения составило 375,1 тысячи рублей, или 39,1% от суммы запрашиваемой субсидии из областного бюджета. Пороговое значение было превышено почти в четыре раза.
Обязательный минимальный уровень софинансирования проекта со стороны организаций и других внебюджетных источников установлен не был. Однако среднее значение планируемого взноса спонсоров составило 89,2 тысячи рублей, или 10,1% от суммы запрашиваемой субсидии из областного бюджета.
По правилам размер субсидии на реализацию одного проекта составляет не более миллиона рублей. Так, средний объем запрашиваемой областной субсидии составляет 899,6 тысячи рублей. При этом у проектов 23 сельских поселений минимальное значение — 332,7 тысячи рублей, а максимальное — миллион рублей.
Сельский староста поможет
В настоящее время в нашем регионе насчитывается 1708 населенных пунктов, в 515 из них, а это 30,5% от общего числа населенных пунктов области, действуют старосты. Сельский староста как гражданин с активной жизненной позицией становится тем идейным лидером, который готов повести за собой и организовать жителей села, проявить инициативу по развитию общественной инфраструктуры.
В заключение хотелось бы отметить, что мы делаем акцент не столько на финансовой составляющей, сколько на вопросах развития общественного движения, гражданской активности населения. Развитие города, района или села невозможно без участия самих жителей. Будь то инициативное бюджетирование или социально значимые мероприятия. При этом люди не просто выражают свои пожелания, но и разделяют ответственность за принятые решения вместе с местной администрацией.
Новые рабочие места
Реализация проектов инициативного бюджетирования позволяет не только вовлекать население в бюджетный процесс и развивать общественную инфраструктуру, но и создавать рабочие места. Так, например, в Подольском сельсовете Красногвардейского района после реализации проекта по развитию физической культуры и спорта будут трудоустроены три человека (инструктор по стрельбе, инструктор по настольному теннису и уборщик помещений). В Новоникольском сельсовете Грачевского района после ремонта водопровода потребуется слесарь для его обслуживания. В сельсоветах Александровского, Бузулукского, Илекского и Шарлыкского районов после благоустройства парков и скверов трудоустроятся пять человек — рабочие по комплексной уборке.
Губернаторский проект «СОдействие»
Губернаторский проект «СОдействие» –
Государственная программа Самарской области «Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области»
на 2017 — 2025 годы
О Губернаторском проекте «СОдействие»
Все мы хотим жить лучше. Все мы мечтаем, чтобы наш двор, наша улица, наши родные деревни, поселки, города стали чище и краше. Но кто-то об этом только мечтает и ждет, а кто-то действует. Для тех, кто действует, запущен Губернаторский проект «СОдействие». Если у Вас есть идеи по улучшению условий жизни, если вы готовы собственными силами участвовать в реализации своих идей, то государство окажет СОдействие в воплощении ваших желаний.
Как можно принять участие в Губернаторском проекте «СОдействие»?
По каким направлениям можно принять участие в Губернаторском проекте «СОдействие»?
1. Софинансирование и реализация общественных проектов
Что означает «общественный проект»?
Общественный проект – это предложения граждан по развитию социальной инфраструктуры с преимущественным привлечением средств областного бюджета.
Кто может предложить идею общественного проекта?
Что понимается под «собраниями» и «конференциями граждан»?
С чего начать и как реализовать проект?
Заявка на участие в конкурсном отборе общественных проектов
Какой документ является подтверждением обсуждения проекта?
Какая сумма софинансирования из областного бюджета предусмотрена
в одном финансовом году?
До какого числа принимаются заявки на конкурс?
2. Софинансирование решений о самообложении, принятых на сходах граждан
и местных референдумах
Что означает «сход граждан»?
Сход граждан – это форма коллегиального решения вопросов местного значения в поселении при участии более половины обладающих избирательным правом жителей.
Что означает «местный референдум»?
Местный референдум – это форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений путем проведения тайного голосования.
Кто может подать заявку на получение субсидии?
Администрация поселения Самарской области.
Важно!
К ак получить субсидию?
Когда можно подать заявку на получение субсидии?
В течение 20 рабочих дней со дня опубликования решения о введении самообложения граждан, принятого на сходе граждан или местном референдуме.
Какие документы необходимо предоставить для участия в отборе на предоставление субсидии?
Каким образом будет осуществляться распределение субсидий?
* Предельный размер субсидии поселению составляет 1 млн. рублей.
В какие сроки осуществляется реализация решений, принятых на сходах граждан и местных референдумах?
Муниципальные программы
«Поддержка местных (муниципальных инициатив и участия населения в осуществлении местного самоуправления на территории муниципального образования-городской округ город Сасово» на 2017-2020 годы»
Формирование гражданского общества во многом определяется взаимодействием органов местного самоуправления с общественными образованиями, а также уровнем вовлеченности населения в процессы решения задач развития города. Именно поэтому взаимодействие населения и органов местного самоуправления должно становиться повседневной практикой, необходимо проведение работы по вовлечению жителей в решение важнейших вопросов местного значения, формирование институтов, способствующих повышению гражданской активности и социальной ответственности. Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов гражданского общества. Это наиболее приближенный к населению уровень власти. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Грамотно организованное местное самоуправление (ОМСУ) позволяет удовлетворять основные жизненные потребности жителей муниципального образования, эффективно используя имеющиеся местные ресурсы, снимать при необходимости социальную напряженность, повышая доверие населения к ОМСУ.
На протяжении последних лет особое внимание администрацией г.Сасово уделяется созданию условий непосредственного участия жителей в решении повседневных вопросов своих территорий, путем проведения с ними систематических встреч главы администрации, руководителями городских служб, обеспечивающих жизнедеятельность города. Данные встречи пользуются популярностью и вызывают интерес у жителей. Организация проведения этих мероприятий способствует эффективным дополнительным контактам ОМСУ с жителями, а также способствует развитию и поддержке гражданской активности населения.
Разработанная муниципальная программа позволяет объединить финансовые ресурсы областного бюджета, городского бюджета, средства физических и юридических лиц, и направить их на решение городских социально-значимых проблем. Данная программа значима тем, что повышение качества жизни муниципального образования зависит в первую очередь от активности самих жителей. Именно население решает какие мероприятия будут реализовывать, и какие усилия они готовы для этого затратить.
Реализация мероприятий муниципальной программы будет способствовать развитию механизмов взаимодействия власти и населения, повышению уровня доверия населения к власти за счет его участия в выявлении и согласовании именно тех социальных проблем, которые наиболее остро воспринимаются населением в выборе, реализации и мониторинге проектов, а также повышение эффективности бюджетных расходов за счет вовлечения общественности в процессы принятия решений на местном уровне и усиления общественного контроля.
Целью Программы является повышение активности участия населения в осуществлении местного самоуправления и развитии территории муниципального образования – городской округ город Сасово.
Задачей программы является вовлечение населения в осуществление местного самоуправления и совершенствование навыков органов местного самоуправления по подготовке и внедрению проектов местного значения (далее — проект местных инициатив) с участием населения.
Официальный сайт Общественная палата Ульяновской области
Об этом заявил руководитель аппарата региональной Общественной палаты Сергей Терёхин, выступивший 30 января 2017 г. на Муниципальном форуме Ульяновской области.
Напомним, в своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент России Владимир Путин обозначил выстраивание диалога с гражданами и поддержку их инициатив в вопросах благоустройства населенных пунктов, сохранения культурно-исторического наследия и создания комфортной среды проживания в числе безусловных приоритетов государственной политики.
Все эти направления работы широко обсуждались в декабре 2016 года в рамках дискуссионных площадок VIII Гражданского форума Ульяновской области «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества …», главной целью которого стало активное вовлечение жителей региона в решение социально значимых вопросов. Итоги работы форума отражены в проекте Гражданского послания, на основании которого сформированы поручения Губернатора Ульяновской области, направленные для исполнения, в том числе, и в администрации муниципальных образований.
Перед представителями органов местного самоуправления поставлены задачи оказывать содействие некоммерческим организациям и обеспечить им доступ к оказанию услуг в социальной сфере, создавать и развивать ресурсные центры поддержки НКО и гражданских активистов в малых городах и селах, запустить процесс массового вовлечения населения в проекты благоустройства населенных пунктов, ввести в практику новые формы выявления и поддержки инициатив граждан на местном уровне, сделать процесс их выдвижения и критерии отбора максимально публичными.
«На сегодняшний день институты гражданского общества в муниципальных образованиях региона существуют и развиваются. В их числе муниципальные общественные палаты, общественные советы при главах администраций, некоммерческие организации. Еженедельно в режиме видеоселектора члены Совета Общественной палаты Ульяновской области общаются с коллегами из муниципальных палат, вместе обсуждают возникающие на местах проблемы и перспективные идеи, идущие «снизу». В этом году сотрудники Центра развития НКО при Общественной палате Ульяновской области активизируют проведение выездных семинаров для некоммерческих организаций и гражданских активистов. Первый из них прошел 24 января в Димитровграде, на эту неделю намечено еще два», — отметил Сергей Терёхин.
Целью мероприятий станет обучение представителей органов местного самоуправления технологиям выявления и поддержки общественных инициатив, а также механизмам организации для социально ориентированных НКО грантовых конкурсов и передачи им полномочий по исполнению социальных услуг. Задача СО НКО и гражданских активистов – научиться продвигать свои идеи и претворять их в жизнь.
На Муниципальном форуме также обсуждался вопрос о создании системы поддержки территориального общественного самоуправления на уровне муниципальных образований. В прошлом году создана Ассоциация ТОС Ульяновской области, призванная, в том числе, мотивировать активных граждан и общественные объединения к созданию новых ТОС и разработке социальных проектов.
«В этом году представители ассоциации уже подключились к участию в выездных мероприятиях региональной Общественной палаты, — сообщил Сергей Терёхин. Вместе мы постараемся наладить взаимодействие между органами власти и гражданскими активистами на местах, чтобы они слышали друг друга и вместе занимались реализацией социально значимых проектов. Надеемся, что принятая сегодня на форуме Доктрина государственной политики в сфере развития местного самоуправления придаст дополнительный импульс этому процессу».
Облправительство Власть и политика
Правительством Самарской области подготовлен проект госпрограммы «Поддержка инициатив населения муниципальных образований» на 2017-2025 годы.
Основная идея документа — определение проблем, волнующих жителей сел и городов, и оказание помощи в их решении. Причем население муниципальных образований предлагается напрямую вовлекать в развитие своих территорий.
Местные власти совместно с общественными советами определяют потребности населенного пункта. На их основе готовится общественный проект развития. Идеи по улучшению жизни в селе, городе или районе могут быть самыми разнообразными: организация водоснабжения, ремонт дорог, пожарная безопасность, сбор отходов, освещение улиц, размещение площадок, спортивных объектов и мест массового отдыха. Также они могут касаться объектов культурного наследия, курортов и народно-художественных промыслов.
Конкурсная комиссия будет оценивать проекты развития по нескольким критериям. Так, местный бюджет должен подтвердить планируемое софинансирование, механизмы дальнейшего эффективного использования создаваемого объекта общественной инфраструктуры и определить количество жителей населенного пункта, которые смогут им воспользоваться.
Кроме того, будет учитываться степень финансового участия населения в реализации общественного проекта. Определять, сколько конкретно средств могут и должны внести граждане, предлагается на основе референдума о самообложении.
Проекты представляются на конкурс ежегодно в срок до 1 ноября, а после 15 декабря будут определяться победители, которые могут рассчитывать на бюджетную поддержку.
В первый год реализации программы она будет небольшой — 20 млн рублей, затем суммы будут повышаться. В 2018 году на этот уровень помощи будет выделено 200 млн руб., а в 2025 — уже 532 млн рублей.
Каждый населенный пункт может представлять несколько проектов, однако при определении тех, кому будет предоставлена субсидия, установлены квоты. В Самаре Кировский и Промышленный районы могут рассчитывать на финансирование четырех общественных проектов, Советский — трех, а остальные районы — не более двух.
В Тольятти может быть профинансировано не более 12 проектов, в остальных городах региона — не больше трех. По муниципальным районам квота составляет два проекта, у остальных населенных пунктов — один.
Размер субсидий из областного бюджета на каждый проект для районов Самары и Тольятти составляет не более 3 млн рублей. Для остальных городов — 2 млн руб., городских и сельских поселений — 1 млн рублей.
Поддержка инициатив населения
2 октября 2019 года в Самарской Губернской Думе под председательством В.В. Поповой состоялся совместный семинар комитета по местному самоуправлению и Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области» для муниципальных районов и городских округов Самарской области на тему «О подготовке документов для подачи на конкурс общественных проектов по государственной программе Самарской области «Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области» на 2017-2025 годы».
В широкий круг участников мероприятия вошли представители Администрации Губернатора Самарской области, администраций представительных органов муниципальных образований, главы муниципалитетов, другие заинтересованные лица.
С 2017 года в регионе действует государственная программа Самарской области «Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области» на 2017-2025 годы. Использование государственной поддержки инициатив населения по развитию территорий муниципальных образований в Самарской области позволяет увеличить доходы местных бюджетов за счет поступающих средств самообложения граждан и иных неналоговых платежей, направляемых на решение конкретных проблем, которые население соответствующих муниципальных образований считает наиболее актуальными. Кроме того, это дает возможность получить относительно быстрые результаты в развитии территорий муниципальных образований по довольно широкому кругу направлений, определенному госпрограммой.
В 2019 году на Программу было заложено порядка 200 млн рублей. На эти средства во всех городских округах и муниципальных районах губернии было реализовано около 170 проектов из более 300 поданных на конкурс заявок.
Во-первых, список обязательных требований к предоставляемым документам на участие в конкурсном отборе дополнен протоколом собрания либо конференции граждан, являющихся инициаторами проекта.
Второй принципиальный момент заключается в том, что идет ориентирование на полное распределение средств в следующем году, заложенных в Программу, с тем, чтобы сократить количество заявок, которые не могут быть удовлетворены. Предполагается, что в случае остатка средств, они будут распределяться независимо от лимитов, которые определены в Программе, но с учетом рейтинга проектов.