Подготовка и подготовленность в чем разница
Базовые понятия педагогики: «подготовка» и «образование»
Закономерен вопрос от педагогов: о каком-таком «базовом понятии – подготовка» может идти речь, если в понятийно-терминологическом аппарате педагогики отсутствуют как термин, так и понятие «подготовка»? Действительно, отсутствует. И поэтому – давайте разбираться.
Сам термин – «подготовка» – известен, он однозначен, более того – он широко применяется в повседневной жизни, в литературе, в педагогической практике, в педагогических текстах, в официальных документах по образованию, в системе образования и ее институтах, практически во всех сферах нашей жизни, особенно связанных с профессиональной деятельностью. Значение термина известно каждому и не требует расшифровки.
Понятие «подготовка» (вкупе с «образованием», «воспитанием» и «обучением») составляет сущность педагогического процесса, но не вычленяется как самостоятельное понятие. Напомню педагогам: в истории педагогики то, что составляет цель и содержание «подготовки», относится к образованию – «материальному образованию» (см. мою статью от 20 июня 2016 г. «Образование формальное и образование материальное» в «Живом журнале» в PREDU (Проблемы современного образования») и в моем блоге bulkinap «Живая педагогика», а так же статью от 9 марта 2016 г. «Начало научной педагогики в России – Н.И. Пирогов»).
В.В. Розанов подчеркивал, что цель материального образования – набор знаний («Собственно ум образуемый, человек воспитываемый здесь пренебрежен: как бы предполагается, что его нельзя, или не следует, или не стоит воспитывать. Важно, что он понесет с собою; кто он – это не существенно» (Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М.: Педагогика, 1990. – С. 239). Попытки подобрать соответствующий термин материальному образованию предпринимались неоднократно. Так, в свое время Песталоцци вводил термин – «индустриальное образование», но он не получил распространения. В российской практике широко используется терминология, указывающая на профессиональную область или на специализацию учебного заведения, как-то: «политехническое образование», «инженерное образование», «гуманитарное образование», «филологическое образование», «университетское образование» и т.д.
Предлагаю определение понятия «подготовка», сформулированное на основе понятий «воспитание», «образование» и «обучение» (см. проект Закона «Об образовании». Глава 1, статья 2. Основные понятия):
Подготовка – целенаправленный процесс воспитания и обучения человека для выполнения им определенного вида деятельности, а также совокупность приобретаемых им знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в интересах самого человека, семьи, общества, государства.
Соответственно (по каждому понятию):
— субъект образования – ребенок, подросток, юноша/девушка и совершеннолетний молодой человек;
подготовки – взрослый человек;
— содержание образования – это становление характера, ума, чувств, физическое, душевное и духовное развитие, умение и желание учиться, продолжать образование;
подготовки – это включение в социальную роль и профессиональную деятельность с присущими именно им чертами характера, ценностной системой, эмоциональными и волевыми, коммуникативными и иными качествами, а также усвоение и воспроизводство комплекса профессиональных знаний, умений и навыков;
— мотивация ученика в образовании – это изменчивая установка, связанная с его возрастными, половыми, социальными, эмоциональными и иными факторами, знание которой помогает учителю в работе;
в подготовке – это осознанная и устойчивая установка взрослого человека в получении специальности, повышении квалификации и уровня профессионального мастерства;
— учитель/преподаватель в образовании – это наставник, тьютор, профессиональный педагог, помощник, ученый, исследователь, навигатор, отвечающий за формирование и развитие ученика;
в подготовке – профессионал, специалист, мастер, методист, отвечающий за профессиональное обучение учащегося;
— научное обеспечение образования – это педагогика в целом, психология, широкий спектр наук;
подготовки – это профессиональная педагогика, педагогика высшей школы, андрогогика, прикладные науки;
— информационное обеспечение образования – это библиотеки, тексты, научные трактаты, учебники и пособия, музеи науки, искусства и культуры, художественная литература, театры и кино, компьютерные и информационные технологии, Интернет;
подготовки – это методические разработки, инструкции, законы, документация, учебники и пособия, компьютерные и информационные технологии, Интернет;
— сферы охвата образования – дошкольное и все уровни общеобразовательной школы;
подготовки – все уровни профессионального, дополнительного и последипломного обучения и образования.
Принципиальная характеристика образования в том, что оно не имеет утилитарных, прагматических целей, оно не направлено на удовлетворение сиюминутных, текущих потребностей. Институт образования выступает как ресурс накопления знания, интеллекта, культуры – это и ученые мирового уровня, это и фундаментальная наука и исследовательские центры, это и библиотеки и архивы, это и музеи науки, культуры, искусства и прочее, то есть все то, что обеспечивает стратегическое развитие любого общества. Естественно, что образование – это забота и интересы всех – общества, государства, классов, социальных групп, семьи и самого ученика.
Институт же подготовки решает тактические задачи и предназначен для удовлетворения текущих потребностей народного хозяйства в специалистах соответствующих профилей.
Значение слова «подготовленность»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПОДГОТО’ВЛЕННОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). Наличие подготовки к какому-н. делу, работе. Успех кампании зависит от степени подготовленности.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
подгото́вленность
1. наличие подготовки к какому-нибудь делу, работе ◆ Наш военный министр громогласно, в печати заявлял о подготовленности к войне, но оказалось, что это ― неправда. Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина», Часть 4, 1928–1935 г. ◆ Неудачи пяти попыток следует отнести за счет непогоды, большой разреженности атмосферы, низких температур, а в некоторых случаях-слабой подготовленности самих восходителей. В. И. Рацек, «Пик Ленина. Методические материалы», 1960 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: транспарант — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
СФП и ОФП. Расшифровка и характеристика. Сходства и отличия общей физической подготовки и специальной физической подготовки
Физическая подготовка выступает важной составляющей учебно-тренировочного процесса. Ее основные задачи – становление здорового иммунитета, развитие, повышение выносливости организма. Тренировочный процесс подразумевает общую и специальную физическую подготовку.
Понятие “Общая физическая подготовка”
ОФП – это совокупность физических упражнений, которые направлены на развитие и улучшение основных физических качеств в их гармоничном сочетании.
Целью ОФП является общее развитие способностей организма, поддержание физической активности.
Понятие “Специальная физическая подготовка”
СФП – формирование специальных навыков, развитие физических способностей человека с учетом требований его профессиональной деятельности. Понятие характеризуется готовностью организма к высоким физическим нагрузкам определенной направленности. СФП работает в основном на укрепление системы органов, групп мышц, необходимых относительно требований для выбранного вида спорта.
В чем похожи и чем отличаются ОФП и СФП?
Главное отличие состоит в том, что ОФП опосредованно действует на спортсмена и его достижения, а СФП непосредственно влияет на показатели результата.
Однако, ОФП И СФП не могут существовать друг без друга при подготовке атлетов. Главным принципом ОФП является всестороннее и гармоничное развитие физических способностей. СФП направлена на максимальное развитие систем и способностей организма, которые определяют спортивный результат. Их гармоничное сочетание необходимо для правильного развития спортсмена.
Оба понятия имеют единую базу упражнений, однако, отличаются по структуре подготовки и ее направленности, другими словами, данные методы призваны решать разные задачи.
Задачи общей физической подготовки
ОФП существует для выполнения следующих задач:
Средства ОФП – совокупность физических упражнений, которые положительно влияют на организм и личность в целом, а также развивают основные качества организма:
Общая физическая подготовка оказывает благоприятное воздействие на состояние любого человека, применяется как в спортивных организациях узкого направления, так и в ВУЗах, школах, на службе и на работе. Основные физические упражнения ОФП можно применять в повседневной жизни для поддержания тонуса мышц, скорости реакций, общей выносливости организма.
Разновидности СФП и их функции
СФП состоит из двух фундаментальных понятий:
СФП решает следующие задачи:
Для выполнения поставленных задач необходимы постоянные ежедневные тренировки. Для этого используются специально подготовленные, соревновательные упражнения:
Большую полезность приносят упражнения, которые выполняются в затрудненных условиях.
СФП всегда направлена на определенный результат. Именно поэтому тренировочный процесс включает в себя, наряду с физической подготовкой:
Для правильного и успешного развития спортивных качеств немаловажную роль играет психологическая подготовленность человека. Изнурительные целенаправленные тренировки могут привести спортсмена к нервному истощению. Поэтому предварительно обязательно укрепление всего организма в целом.
Для специальной физической подготовки невозможно выбрать один правильный набор упражнений. Совокупность тренировок определяется, отталкиваясь от выбранного единоборства или сферы профессиональной деятельности. Чтобы достичь высокого уровня СФП, нужны постоянные тренировки, направленные на улучшение необходимых навыков спортсмена. Общая физическая подготовка не повредит как профессиональному спортсмену, так и офисному работнику. Бег, катание на лыжах и другие активные виды спорта не только полезны, но и станут залогом хорошего настроения.
Турнир:
Чемпионат Англии. Премьер-Лига
Понятие о физической подготовке и физической подготовленности
Понятие о физической подготовке и физической подготовленности
Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему, каждый уровень которой имеет свою структуру и свои специфические особенности. Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается ее сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания.
Под физической подготовленностью понимается результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.
Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка). СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта или военном деле. Она проводится систематически и помогает человеку подготовиться к соревнованиям или выполнению ответственных заданий, требующих мобилизации всей физической подготовленности на данном этапе. Средствами ее являются специальные упражнения и элементы.
Для развития важных физических качеств, применяют упражнения на быстроту, силу, общую, скоростную и силовую выносливость, на координацию движений и др. Это главным образом упражнения из основной гимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С помощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества, требуемые той или иной профессией. Для формирования и совершенствования вспомогательно-прикладных навыков применяют так называемые естественные движения (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из прикладного туризма и др.
Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических функций и степень их проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени реакции на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой степени развивает точность мышечных усилий при действии руками и др. Совершенствованию волевых качеств, способствуют занятия всеми видами, спортивными играми, прыжками в воду, гимнастическими упражнениями, связанными с элементами опасности и др. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью.
Словари
1. процесс действия по гл. подготовить
2. Запас знаний, навыков, опыта, приобретенный в процессе учебы, практической деятельности.
Морфология: (нет) чего? подгото́вки, чему? подгото́вке, (вижу) что? подгото́вку, чем? подгото́вкой, о чём? о подгото́вке; мн. что? подгото́вки, (нет) чего? подгото́вок, чему? подгото́вкам, (вижу) что? подгото́вки, чем? подгото́вками, о чём? о подгото́вках
1. Подготовкой называют создание кем-либо условий для успешного выполнения чего-либо.
Основательная подготовка. | Подготовка мероприятия, собрания. | Следить за ходом подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.
2. Подготовкой называют профессиональное обучение чему-либо.
Подготовка специалистов. | Пройти строевую подготовку. | Система подготовки учителей.
3. Подготовкой называют накопление кем-либо достаточного запаса теоретических знаний, практических навыков и т. п., которые необходимы для чего-либо.
Уровень чьей-либо подготовки. | Что-либо не требует подготовки. | Иметь хорошую подготовку к вступительным экзаменам. | Факультет получил лицензию на право подготовки магистров экономики.
4. Подготовкой называют предварительное информирование кого-либо о чём-либо.
Психологическая подготовка. | Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
5. Если кто-либо отвечает на вопрос без подготовки, то это означает, что этот человек не имеет или не тратит время на обдумывание, поиск ответа.
6. Подготовкой называют процесс выполнения чего-либо кем-либо.
Подготовка уроков. | Подготовка документов. | Подготовка радиопередачи заняла много времени.
ПОДГОТО́ВКА, подготовки, мн. нет, жен.
1. Действие по гл. подготовить-подготовлять-подготавливать. «…Партия за весь период подготовки Октября неуклонно опиралась в своей борьбе на стихийный подъем массового революционного движения…» Сталин. Подготовка к экзамену. Подготовка материалов.
2. Запас знаний, полученных в процессе обучения чему-нибудь. У него прекрасная подготовка. Слабая подготовка.
2. Запас знаний, полученный кем-н. У специалиста хорошая п.
Совокупность знаний, полученных в процессе специального обучения.
Этическая проблематика была существенным звеном в прогрессивной идеологии этого переходного времени; в нее входили и вопросы воспитания и подготовки участников и деятелей новой исторической эпохи (Т.).
2. Определённый запас каких-л. знаний, приобретённых в процессе обучения, занятий. Иметь хорошую подготовку к вступительным экзаменам. Это училище даёт солидную подготовку.
Подготовка уроков. Подготовка к севу. Подготовка специалистов.
Андрей надеялся, что отец, занятый подготовкой колхозной сбруи к весне, скоро забудет о его женитьбе. Бубеннов, Белая береза.
2. Определенный запас каких-л. знаний, полученных в процессе обучения, занятий.
— Почему ты в вуз не идешь? У тебя такая подготовка, что сразу примут. Эренбург, Не переводя дыхания.
обстрел позиций противника, облегчающий развитие наступления.
Определенный запас знаний, полученных в процессе обучения.
• На руководящую партийную работу выдвигались молодые кадры, часто не имевшие опыта и необходимой идейно-политической подготовки. ИКПСС, 453.
* Боевая и политическая подготовка.
1. чего (приготовление чего-л.; предварительная работа для выполнения чего-л.). Подготовка доклада. Подготовка почвы для сева.
2. к чему (предварительные действия, мероприятия). Подготовка к экзаменам. Подготовка к севу.
подгото́вка, подгото́вки, подгото́вок, подгото́вке, подгото́вкам, подгото́вку, подгото́вкой, подгото́вкою, подгото́вками, подгото́вках