Подготовка в системе дополнительного образования что это
Дополнительное образование
* Дополнительное образование детей — образование, получаемое детьми параллельно с общим (школьным).
* Дополнительное профессиональное образование — различные формы профессионального образования, получаемого дополнительно к начальному, среднему или высшему.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.
На сегодняшний момент оценивание стало на Западе неотъемлемой частью эффективной реализации программ и проектов в той или иной отрасли (секторе). Спрос на специалистов высокого уровня в данной области растет с каждым годом. Поэтому неудивительно, что с каждым годом увеличивается и количество программ и курсов, так или иначе затрагивающих данную предметную область. К настоящему времени кристаллизовались пять основных видов подготовки специалистов по оцениванию.
Формы и виды дополнительного образования. Дополнительное профессиональное образование
Рассмотрим основные виды дополнительного образования, которые актуальны в экономической и социальной ситуации, сложившейся в настоящее время в стране.
В эпоху технических инноваций, возрастающей конкуренции появляется необходимость снова подтверждать свою профессиональную пригодность.
Именно поэтому существенное значение приобретает дополнительное профессиональное образование. Оно позволяет специалистам увеличивать уровень профессионализма, приобрести новые умения и знания, которые дают право работать в новой области.
Теоретические аспекты
Дополнительное профессиональное образование представляет собой одну из форм последипломного образования. Адресовано он тем людям, которые уже владеют первым базовым средним либо высшим образованием.
Дополнительное профессиональное образование является организованным и устойчивым процессом приобретения новых умений, навыков, знаний, которые позволяют человеку в полной мере развить и реализовать себя, самоопределиться профессионально, социально, личностно.
Данный процесс имеет высокую степень гибкости. Современное дополнительное образование адаптируется под потребности целевой аудитории, оно самостоятельно в отборе методов, форм, средств обучения. Появляется возможность сочетания высокого уровня мотивации обучения с результативными методами профессионального и личностного обучения.
Виды ДПО
Рассмотрим основные виды дополнительного образования:
Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации по образовательным программам, которые предусматривают изучение конкретных дисциплин, отделов науки, технологий, которые нужны для качественного выполнения новых квалификационных требований.
Особенности образовательного процесса
Разнообразные формы дополнительного образования разработаны в Минобразования страны в виде удобного, быстрого, недорогого варианта получения второго образования, освоения новой специальности.
Они существенно отличаются от второго высшего по срокам обучения. Курсы дополнительного образования предполагают незначительный срок обучения, они наполнены конкретными предметами, приближенными к практике, они существенно ниже по стоимости.
После завершения курса можно рассчитывать на диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, который придает его обладателю большую конкурентоспособность на современном рынке труда.
Свойство данного документа таково, что дополнительная специальность является равноправной с основной специальностью, дает право заниматься конкретным видом деятельности.
Варианты обучения
Повышение квалификации является вариантом профессионального обучения специалистов, предназначением которого является рассмотрение слушателями передового опыта для продвижения по карьерной лестнице.
Рассмотрим виды дополнительного образования:
Завершение ДПО
Слушатели, которые успешно завершают курс, могут рассчитывать на получение одного из следующих вариантов документов государственного образца:
Специфика семинаров и тренингов
Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии. Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков.
На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.
Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.
В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.
Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.
Дополнительное образование детей
В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
Помимо обучения в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования. В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.
В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа – вуз – послевузовская подготовка – последипломное обучение. Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования.
Преимущества
Отличительной чертой дополнительного образования является тот факт, что те учреждения, которые предлагают гражданам нашей страны повышать профессиональный уровень, используют учебные курсы, объем которых не превышает 1000 часов.
Это является отличным стартом для экономического и профессионального роста молодого поколения, которое еще не определилось с основной специальностью.
Ответственность ДОУ
Помимо образовательных услуг, организации, которые предоставляют услуги дополнительного обучения, отвечают за:
Формы обучения
В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:
Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.
Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.
Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.
Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:
Структуры дополнительного образования в рамках ОУ
Среди элементов выделяют творческие лаборатории, факультативы, научные центры, ассоциации, хобби-центры.
Подобная модель интересна тем, что все группы функционируют на базе обычной общеобразовательной школы. В творческих экспедициях, исследовательских лабораториях, секциях по интересам принимают активное участие не только школьники, но и их наставники, родители.
Заключение
В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.
С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.
ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.
Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.
Методические рекомендации по организации системы дополнительного образования в образовательной организации
Обычно термином «дополнительное образование» характеризуется сфера неформального образования, связанная с индивидуальным развитием ребёнка, которое он выбирает сам (или с помощью взрослого) в соответствии с желанием и потребностью. По мнению Д.Н.Грибова, «Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности ребёнка, его индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной деятельности».
Особенности современного дополнительного образования.
Обычно термином «дополнительное образование» характеризуется сфера неформального образования, связанная с индивидуальным развитием ребёнка, которое он выбирает сам (или с помощью взрослого) в соответствии с желанием и потребностью. По мнению Д.Н.Грибова, «Дополнительное образование детей – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности ребёнка, его индивидуальный образовательный путь на основе свободного выбора содержательной, культуросообразной деятельности, которая не ограничивается рамками образовательных стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной деятельности».
Структурно современное дополнительное образование представлено двумя основными объемными блоками: образовательным и культурно-досуговым.
Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общения, которые не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения. Здесь обучение происходит на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами. Делятся они по направленностям, которых в системе дополнительного образования 11. При реализации программ надо соблюдать следующие условия: 1. программа реально должна отражать потребности обучающихся; 2. наличие специалиста-профессионала, который не только сам разбирается в данной области обучения, но и способен увлечь этим ребят. Чтобы образовательное назначение действительно явилось подсистемой общего образования надо:
1. выявить те интересы ребят, которые следует развивать;
2. решить кадровый вопрос;
3. познакомить педагогов, с уже существующим, банком образовательных программ дополнительного образования детей, интересующей направленности, или сподвигнуть педагогов на написание своей программы деятельности;
4. разработать программу интеграции основного и дополнительного образования.
На сегодня этот блок всё чаще строится на основе специально разработанных культурно-досуговых программ, направленных на удовлетворение потребностей детей в отдыхе, релаксации и общении. Это могут быть разовые игровые программы, конкурсные и фестивальные программы, тематические дни, недели, смотры, творческие концерты и т. д. В итоге эти программы должны научить ребят практическим навыкам проведения своего свободного времени. Главная ценность системы дополнительного образования в том, что обучение и развитие ребёнка здесь происходит в соответствии с принципом природосообразности, его важность точно определил великий педагог Ян Амос Каменский, который сказал: «Чуждое есть то, что не свойственно натуре того или другого ученика. Встречаются счастливцы, которые всё постигают, но нет недостатка и в таких, которые в определённых предметах удивительно непонятливы и тупы… Что делать? Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой – напрасное дело. И, если никого из учеников не будут к чему-либо принуждать против воли, то ничто и не будет вызывать у учеников отвращения и притуплять силу ума; каждый будет легко идти вперёд в том, к чему его влечёт скрытый инстинкт, и затем на своём месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу».
Каковы же особенности современной системы дополнительного образования и в чём актуальность её развития в современной школе?
1. Программы не рассчитаны на ученика вообще, как в школе, а направлены на конкретного ученика, его интерес и природосообразность. Не транслируются сверху, а предлагаются по выбору.
2. Во время обучения происходит динамичное реагирование на изменяющиеся потребности детей и родителей.
3. Полученные ЗУНы не носят абстрактный характер, а являются практически ориентированными, помогающие ребёнку адаптироваться в обществе.
4. Присутствие совершенно иного типа взаимодействия педагога с ребёнком. В системе дополнительного образования между партнёрами всего процесса формируется развивающая среда: сначала создаются условия оптимальные для развития ребёнка, затем обеспечивается сотрудничество в совместной деятельности педагога и ребёнка, а потом выход на творчество. Поэтому дополнительное образование стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
5. В дополнительном образовании ребёнок чаще испытывает ситуацию успеха, так как предоставлена возможность проявить себя, свои способности, развить талант и повысить мастерство.
6. Система дополнительного образования играет существенную роль в самоопределении ребёнка и профориентации.
7. Здесь реализуется право ребёнка овладеть знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объёме.
8. Дополнительное образование – это образование без каникул и, практически, без возраста, что определяет фактор непрерывного образования личности.
Дополнительное образование должно стать неотъемлемым компонентом любого образовательного учреждения, поскольку главным был и остаётся приоритет каждого ребёнка.
Четыре основные модели организации дополнительного образования детей.
номер модели | названия объединений | основные характеристики |
первая модель | кружки, секции | Набор случаен, так как определяется не столько потребностью детей, сколько имеющимися в школе возможностями. |
вторая модель | студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции | Отличается внутренней организованностью каждой структуры, но единой управляемой системы нет. |
третья модель | студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции, реализация совместных проектов и программ со смежными организациями и учреждениями | Тесное взаимодействие общеобразовательной школы со смежными учреждениями, разработка совместных программ деятельности, при этом значительно возрастает роль специалистов этих учреждений. |
четвёртая модель | Создание УВК (учебно – воспитательный комплекс). Использование сети кружков, секций, клубов. | Эта форма наиболее эффективна, так как органично сочетаются возможности обоих учреждений. Например, на базе общеобразовательного учреждения действует профильное учреждение дополнительного образования – художественная, спортивная или музыкальная школы. В итоге выстраивается слаженная система, происходит интеграция общего и дополнительного образования, что формирует совсем новый тип образовательного пространства – гуманистическая социально – педагогическая среда. |
пятая модель | студии, ассоциации, творческие лаборатории, экспедиции, реализация совместных проектов и программ со смежными организациями и учреждениями, использование сети кружков, секций, клубов | Система дополнительного образования «школы полного дня», где наиболее полно реализуются такие ведущие принципы образования как доступность и вариативность. |
С чего начать организацию дополнительного образования в школе?
а) Аналитический этап.
1. Проанализировать цели и задачи своей школы. Определить направленности дополнительного образования (их 11).
2. Определить запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги.
3. Проанализировать уже имеющиеся кружки и секции и сопоставить их с запросом учащихся и родителей.
4. Изучить спектр дополнительных образовательных услуг предлагаемых ближайшими учреждениями дополнительного образования детей, продумать вопрос о взаимодействии.
5. Изучить основные нормативные документы по организации дополнительного образования детей.
б) Проектировочный этап.
— разработка общей схемы дополнительного образования в школе.
1. Сопоставить направленности дополнительного образования в школе с целями и задачами школы.
2. Проанализировать материально-техническую и методическую базу с целью решения вопроса, где эффективнее осуществлять те или иные кружки – на базе школы или через договор о сотрудничестве на базе УДОД.
3. Проанализировать кадровое обеспечение данной деятельности, ответив на вопрос, кто будет осуществлять данные программы: учителя школы, которые автоматически становятся педагогами дополнительного образования или педагоги дополнительного образования УДОД или других специализированных учреждений.
4. Какую допрофессиональную подготовку можно осуществить через систему дополнительного образования?
Ответы на эти вопросы помогут составить расписание кружков (объединений) и скоординировать его с общим расписанием и планом воспитательной работы.
в) Этап организационного и программно-методического обеспечения дополнительного образования.
В программно-методическое обеспечение дополнительного образования входят:
1. Внесение в Устав школы статьи об организации блока дополнительного образования, куда следует внести:
— цель реализации дополнительного образования, названия направленностей;
— дать характеристику типам программ, которые будут реализованы;
— определить формы дополнительного образования (кружки, клубы, студии, секции и т.д.);
— дать анализ контингента для обучения и контингента педагогических работников, которые будут осуществлять данную деятельность;
— на какой основе будет реализовываться (платная, бесплатная, смешанная);
В помощь можно привлечь следующие нормативные документы:
1.1 Закон 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.
1.2 «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (Приказ Минобрнауки от 12.06.2012 № 504);
1.3 «Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей» (от 11.12.2006. № 06-1844);
1.4 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» СанПин 2.4.4.3172-14 Постановление Главного гос.Санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41
2. Разработка положения о блоке дополнительного образования.
3. Заключение договора о сотрудничестве школы с одним или несколькими специализированными учреждениями (УДОД, спортивной школой, библиотекой, музеем и т.д.). Форма договора едина и есть в каждом учреждении.
4. Разработка должностных инструкций на работников блока дополнительного образования, утверждается директором.
5. Создание банка программ, которые также утверждаются директором образовательного учреждения.
6. Создание на базе школы методического объединения педагогов дополнительного образования и организация научно-методического сопровождения данной деятельности (методическая литература, организация обучения педагогов дополнительного образования и т.д.).
7. Осуществление в полном объеме ВШК.
3. Как составить учебный план и расписание занятий блока дополнительного образования в школе?
В соответствии с «Законом об образовании» учебный план – это документ, определяющий требования к планированию и организации образовательного процесса в учреждении. В отличие от стандартного учебного плана, план по дополнительному образованию школой составляется самостоятельно, в зависимости от категории и статуса образовательного учреждения, количества часов, выделенных на систему дополнительного образования и направленностей, которые развивает образовательное учреждение. Наличие учебного плана с пояснительной запиской обязательное условие реализации блока дополнительного образования в школе. В начале каждого учебного года он утверждается директором школы и согласуется директором ОМЦ.
Учебный план должен отвечать следующим требованиям:
* направленность и содержание обучения;
* закреплять системную целостность конкретной школы;
* отражать цели, задачи и содержание дополнительного образования;
* должен быть реальным и выполнимым;
Примерная структура учебного плана на год
Направленность
Название объединения
ФИО педагога
Кол-во час. в неделю
Из них групп./индив.
Подготовка в системе дополнительного образования что это
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:
(п. 3 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 271-ФЗ)
(п. 4 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
(п. 5 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
(п. 6 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
(п. 7 введен Федеральным законом от 06.02.2020 N 9-ФЗ)
(п. 8 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(часть 7 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 452-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.
12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.
13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.