Подлодка курск что же случилось на самом деле
Памяти героев. Как и почему погиб «Курск»
» _id=»5e0137b4f4352e43d95cca37″ name=»883c1ee77bea105387029c7a8cf3a72b.jpg» height=»0″ src=»https://static.life.ru/posts/2017/08/1032387/883c1ee77bea105387029c7a8cf3a72b.jpg» loading=»lazy»/>
Фото: © РИА Новости/ Игорь Самойлов
«Всем привет, отчаиваться не надо» — предсмертная записка капитан-лейтенанта Колесникова.
Подводный крейсер в смутное время
Ещё в брежневскую эпоху командование флота СССР размышляло над тем, как противостоять авианосным группировкам США. Аналогичную программу строительства тяжёлых авианесущих кораблей СССР не мог себе позволить. Поэтому ответ на этот вызов решили искать асимметричный. Так появились на свет подводные лодки проекта 949А, они же «Антеи», подводные ракетные крейсеры. Эти монстры с девятиэтажный дом размером оснащались противокорабельными ракетами «Гранит».
Правда, уже исходная конструкция «Антеев» содержала немало спорных решений.
В течение 80-х годов «Антеи» постепенно вводились в строй на Тихоокеанском и Северном флотах. Они стали своего рода последним подарком советской кораблестроительной программы морским силам современной России: последнюю из 11 достроенных подлодок заложили в августе 1991 года, когда СССР уже распадался. Десятый «Антей», заложенный в 1990 году и спущенный на воду в 1994-м, получил номер К-141 и название «Курск».
В 90-е годы «Курск» нёс службу на Северном флоте. Этот период был для страны и флота невероятно трудным, что сказалось, разумеется, на состоянии подлодки, а также на квалификации экипажа и командования. На возможностях «Курска» сказывались все проблемы тогдашних Вооружённых сил России. Нехватка средств не позволяла постоянно проводить тренировки. В 1998 и 1999 годах «Курск» ни разу не проводил торпедных стрельб в море.
Летом 2000 года начался плановый ремонт корабля, проведённый со множеством нарушений регламента. К июлю экипаж не выходил в море уже почти девять месяцев. Теперь ему предстояло участвовать в крупных учениях Северного флота совместно с другими боевыми кораблями.
10 августа «Курск» ушёл в свой последний поход и приступил к выполнению программы учений. 12-го числа в 08:45 утра командир субмарины Геннадий Лячин вышел на связь и сообщил, что всё идёт по плану. В десять часов лодка занимает позиции для учебной стрельбы.
Гаснущие надежды
В живых остались 23 моряка в кормовых отсеках. Сигнальный буй, который мог указать точное место для поисков, оказался заблокирован. Выжившие подводники собрались в девятом отсеке после остановки ядерного реактора.
Крейсер «Пётр Великий» начал подавать сигналы, вызывая «Курск» на поверхность. Ответа нет. Только за полчаса до полуночи на флоте объявили тревогу. Учения прекращаются, спасатели выходят в море.
В 04:51 утра лодку обнаружили лежащей на дне. «Рудницкий» отправляется туда и прибывает около девяти утра следующего дня. Беда в том, что на Северном флоте просто нет необходимого оборудования, чтобы добраться до лодки, а уровень подготовки моряков недостаточен.
Фото: © arhivach.org
В это время в кормовом отсеке «Курска» мучительно умирали последние моряки.
Частично свет на их судьбу проливают записи капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Он составил список собравшихся на корме, вкратце описал положение дел и, наконец, набросал пару строк для своей жены Ольги. Офицер понимал, что, скорее всего, погибнет: «Шансов, похоже, немного, процентов 10–20».
Тем не менее паники среди оставшихся на борту не было. Чтобы избежать затопления, подводники слегка увеличили давление и облачились в утеплённые костюмы. Освещение отсутствовало, но пока функционировали фонари.
Теоретически моряки могли бы спастись через аварийно-спасательный люк. Однако спасательного снаряжения не хватало на всех, а главное — пока никаких оснований использовать его и не было. Самостоятельная эвакуация через аварийно-спасательный люк вообще в большей степени жест отчаяния, чем реальная возможность покинуть лодку.
У группы Колесникова оставалась возможность продержаться ещё довольно долгое время за счёт системы регенерации воздуха. Тем не менее ситуация в любом случае неизбежно ухудшалась. В девятый отсек медленно, но всё же поступала вода.
Капитан-лейтенант Садиленко также набросал короткий текст о состоянии дел на лодке, и из него становится ясно, каким кошмаром были последние часы:
«В девятом отсеке 23 человека. Самочувствие плохое, ослаблены действием угарного газа. Кончаются регенерационные патроны. При выходе на поверхность не выдержим компрессии. Протянем ещё не более суток».
Вскоре произошло событие, ещё сильнее сократившее время жизни остаткам экипажа. Аварийную регенерацию воздуха на лодке обеспечивали устройства на основе перекиси калия и натрия, выделяющие кислород. Проблема в том, что при определённых условиях эта смесь может легко вспыхнуть. Во время перезарядки регенерационного устройства на пластины попало машинное масло.
Фактически это означало, что к началу спасательной операции спасать уже было некого.
Бессильные спасители
Фактически к моменту, когда «Рудницкий» появился на месте происшествия, речь шла уже об извлечении тел. Однако в первый же день работ командование Северного флота дало ложную надежду всей стране. Было объявлено, что с экипажем установлен контакт, изнутри подают сигналы стуком. Убийственная реальность состояла в том, что стучали якорь-цепь о якорный клюз и автоматическая аварийная станция подлодки. Однако прежде чем на месте разобрались с природой звуков, командование флотом уже успело доложить о якобы имеющемся контакте высшему руководству страны и публике.
Безответственное поведение как командования, так и СМИ только подливало масла в огонь. По мере того, как угасали надежды на спасение хотя бы части команды, наружу выплёскивались эмоции. Не только родственники моряков, но и вся страна была возмущена. Баренцево море. Зона подъема атомной подводной лодки «Курск». Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» (слева) и подъемная крупногабаритная баржа «Гигант-4». Фото: © РИА Новости/ Олег Ласточкин
19 августа на место трагедии прибыли норвежские спасатели. Водолазы, обследовав лодку, по косвенным данным решили, что, судя по всему, девятый отсек затоплен. Вскоре они вскрывают люк и обнаруживают воздушный пузырь, но ни одного живого человека. 21-го числа после полудня командующий Северным флотом доложил о гибели экипажа.
Началось следствие, но оно не могло дать никаких ответов прежде, чем удастся поднять лодку на поверхность. Подъём «Курска» стал отдельным сложным международным проектом. В течение 2001 года лодку удалось оттранспортировать в док. 115 тел погибших были обнаружены и захоронены. Однако после траурных мероприятий осталось много вопросов.
Разбор полётов
Следствие рассмотрело широкий круг версий.
Версия о подрыве на мине времён Второй мировой критики не выдерживает. Мина не может свободно плавать в толще воды десятилетиями, а повреждения от неё достаточно характерны, чтобы не перепутать их с чем-либо ещё.
Куда шире разошлась и намного популярнее оказалась версия о гибели АПЛ от столкновения с американской подводной лодкой, а то и торпедирования «вероятным противником». Эту версию под большим секретом излагали некоторые старшие офицеры Северного флота, благо предательская атака списывает всё и позволяет не отвечать на вопросы о собственном профессиональном уровне.
Гораздо любопытнее версия о торпедировании «Курска». Однако здесь сторонников конспирологической версии тоже поджидает неудача. В пользу этой версии трактовали фотографию «Курска», на которой видно круглое отверстие в борту. Однако на пробоину от торпеды оно похоже только на первый взгляд. Торпеды не оставляют круглых отверстий с ровными краями.
Ч тобы обосновать версию о торпедировании «Курска» американцами, приходится допустить слишком много случайностей: чужая субмарина должна войти в зону учений, не быть никем обнаруженной, зачем-то выпустить торпеду и поразить «Курск», не оставив следов, в участок, куда торпеда, по идее, попасть не должна.
Фото: © Flickr/Olatz eta Leire
Внутри подлодки не было обнаружено никаких фрагментов чужой торпеды. Зато обнаружились следы деформации от внутреннего взрыва торпедного аппарата № 4.
Затонувшую подводную лодку торпедировала американская субмарина?
«Курск»: 20 лет тайны на дне
12 августа исполняется 20 лет гибели подводного атомохода «Курск». Одна из самых лучших, мощных и новейших субмарин российского Военно-морского флота утонула в Баренцевом море во время учений. В результате погибли все 118 членов экипажа, что сделало катастрофу «Курска» крупнейшей трагедией в послевоенной истории отечественного ВМФ.
Передо мной лежит подаренная мне лично Юрием Крючковым книга «Подводные лодки и их создатели, 1900–2000». Автор, сам конструктор подводных лодок, в книге допускает такой пассаж, приводя официальное сообщение правительственной комиссии по расследованию причин гибели АПЛ К-141 («Курск»): «Во время погрузки перекисно-водородной торпеды 65-76 её случайно ударили о пирс. Надо было бы отправить торпеду на склад для осмотра и заменить другой. Но, как всегда у нас водится, «авось и небось», да и начальство «вставит фетиля». Поэтому торпеду погрузили на лодку, несмотря на возможные внутренние повреждения от удара. Атомная подводная лодка «Курск» ушла на полигон для учений и погибла…».
Не будем осуждать мэтра за то, что он поверил правительственной комиссии. И гении не застрахованы от ошибок. На злосчастную торпеду списали все беды – значит кому-то это было нужно.
Сам в прошлом минёр-торпедист-подводник, не раз стрелявший и перекисными торпедами, я не верю в эту версию. Особенно, когда мне посчастливилось неофициально поговорить с флагманским минёром дивизии, куда входила АПЛ «Курск». Он сам рвался на выход лодки на учения, но, по его словам, «желающих в поход за орденами и медалями было столь велико, что мне места не досталось». Как видно теперь, к счастью…
Официально
Огонь по «Курску» открыла «Толедо»?
Итак, 12 августа 2000 года было передано сообщение о том, что при невыясненных обстоятельствах атомная подлодка Северного флота легла на дно. Почему лично я не верю, что так всё и было на самом деле? Да потому, что каждый подводник-профессионал знает: атомные подлодки в отличие от дизель-электрических на грунт ложиться не могут!
Между тем люди, кое-что знавшие о ЧП в Баренцевом море, уходят в мир иной, как, например, мой однокурсник контр-адмирал Геннадий Семёнов, вращавшийся в правительственной комиссии по расследованию причин гибели «Курска». Он говорил, что знает причину на 88%, но истинную правду никто никогда не узнает.
Кстати
Осенью 2000 года наша газета первой среди отечественных СМИ написала о том, что вероятной причиной гибели «Курска» стало столкновение с американской подводной лодкой. При этом редакция опубликовала спутниковый снимок повреждённой субмарины американцев, проходящей срочный ремонт на норвежской военной базе Хоконсверн.
Что случилось после этого? В редакцию пришли «люди в штатском». Они провели обыск, изъяли компьютеры и допросили сотрудников отдела расследований. Надо полагать, случись подобное сегодня, всё закончилось бы совсем иначе, однако тогда времена стояли вегетарианские и прессовать журналистов в итоге не стали.
Свидетельств об этом становится всё больше. 27 сентября 2013 года на сайте журнала «Меченый атом» появилась статья контр-адмирала Владимира Коржавина «Как погибла АПЛ «Курск». Он, видимо, подписку о неразглашении не давал и потому решил рассказать что знал. А его мнение заслуживает внимания, так как он был в составе походного штаба на ракетном крейсере «Пётр Великий» в момент аварии.
Так вот, Коржавин утверждал: затонувший «Курск» был найден быстро, и при его нахождении был сделан вывод, «что на дне находятся две подводные лодки – наша и иностранная».
Мнение Коржавина не столько сенсационное, сколько заставляющее задуматься. Заход 18 августа 2000 года американской АПЛ «Мемфис» якобы для ремонта антенных устройств в норвежский порт был всего лишь частью операции по выведению из-под удара АПЛ «Толедо», быстро уходящей в США. И если принять во внимание многие факты, то возможная ситуация начинает выглядеть так.
В ходе учений в Баренцевом море за АПЛ «Курск» вели наблюдение сразу две американские подводные лодки – АПЛ «Мемфис» и АПЛ «Толедо». При этом «Толедо» шла рядом с «Курском» на опасной близости, а «Мемфис» находился в отдалении. В результате «Толедо» и «Курск» столкнулись. Предполагая, что «Курск» произвёл торпедную атаку по «Толедо», с «Мемфиса» был произведён пуск торпеды.
Зачем в Москву прилетал директор ЦРУ?
Главным источником подробностей о причинах гибели АПЛ К-141 остаётся книга, написанная бывшим генеральным прокурором РФ Владимиром Устиновым, «Правда о «Курске».Именно Устинов руководил расследованием и, казалось бы, он должен знать об обстоятельствах случившегося досконально. Однако перлы, которые встречаются на страницах книги, способны поразить моряков-подводников. Вот, к примеру, самое главное утверждение о причинах гибели «Курска», приведённое на стр. 276. «… Огромной силы раскалённые газы вышибли заднюю крышку торпедного отсека и устремились в прочный корпус, в первый отсек…». С точки зрения профессионала всё это звучит как галиматья. Знает ли прокурор устройство торпедного аппарата? Его передняя крышка начинает отжиматься при повышении давления в трубе всего на 0,5 атмосферы. А задняя закрывается кремальерой намертво! Это значит, что если бы торпеда даже начала газовать внутри аппарата, то это отжало бы переднюю крышку, а не вышибло заднюю.
Главное
В ходе расследования причин катастрофы АПЛ «Курск» было выдвинуто множество версий. В итоге главной из них оказалась та, где говорилось о взрыве учебной торпеды, так называемой толстушки (65-76А). Во многих публикациях появляются высказывания, что эта идея якобы была подсказана американцами, преследующими двойную цель – отвести подозрения от себя и добиться снятия с вооружения ВМФ торпеды 65-76А, предназначенной для поражения авианосцев. Как бы то ни было, после гибели АПЛ «Курск» «толстушка» действительно была снята с вооружения.
Рассматривая постранично «литературное» творение генпрокурора, поражаешься противоречиям приводимых фактов, отсутствию юридической точности в датах, общим рассуждениям, не относящимся к «Курску», путанице в терминах и даже грубым ошибкам. Вместо точности по фактам расследования сплошь и рядом не приводятся даты, время суток, распространены слова-неточности «в основном», «в целом» и прочие.
12 августа 2000 года было передано сообщение о том, что при невыясненных обстоятельствах атомная подлодка легла на дно. Почему лично я не верю, что так всё и было на самом деле? Да потому, что каждый подводник-профессионал знает: атомные подлодки в отличие от дизель-электрических на грунт ложиться не могут!
Вот лишь несколько таких примеров: на стр. 8 – о совещании: «в первые же дни катастрофы» (какие дни?); на стр. 24 – о совещании: «первое в сентябре 2000 г.» (а когда второе?); то же на стр. 38–39: «на август», «к августу 2000 г. экипаж в основном прошёл курс…» (12 августа тоже август). На той же стр. 39 указано об экипаже «Курска»: «… укомплектован на 100%», а на стр.40 – «… и прикомандированные военнослужащие-подводники имели допуски…». Так кто же был на «Курске» – штатный 100-процентный экипаж или сборная команда? На стр. 44 читаем «… техническая исправность «Курска» в целом подтверждена…».
Однако помимо вольного обращения с точностью дат, времени суток, что для книги юриста, наверное, недопустимо, по тексту книги возникают вопросы, на которые нет ответов. Так, на стр.79 читаем: «…произошло повреждение комингс-площадки, к которой должен пристыковаться аппарат…». Что за повреждение, не указано, да и ТВ после подъёма «Курска» никаких повреждений не показало. А ведь это важнейшее обстоятельство, которое позволяет судить, можно ли было спасти 23 моряков-подводников в 9-м отсеке.
А на стр. 87 есть свидетельство того, что «…в Москву прибыл директор ЦРУ…». Это так, глава американской разведки Джордж Тенет действительно негласно прилетал в те дни в Россию. Зачем? Никаких комментариев по этому факту нет. Не потому ли, что в это время «Курск» уже лежал на дне и требовалось не допустить в работу версию причастности к ЧП иностранной АПЛ? А ведь она так и просилась. В районе учения были замечены иностранные субмарины. Когда «Курск» рухнул на дно, неподалёку от места аварии видели аварийный буй натовской раскраски, а чуть позже спутники зафиксировали заход одной иностранной подлодки в норвежский док для ремонта. После этого тогдашний министр обороны Игорь Сергеев попросил допустить наших экспертов на эту лодку, потому что была большая вероятность, что именно эта субмарина столкнулась с «Курском». Но американцы отказали. Не много ли странных совпадений?
Много, слишком много возникает вопросов… Остаётся надеяться только на то, что когда-нибудь всплывут документы, сегодня хранящиеся за семью печатями, проливающие свет на эту трагедию, без сомнения, повлиявшую на нашу жизнь. Конечно, если они не уничтожены, как и сама подлодка «Курск». 31 мая 2002 года начался подъём первого отсека. Длился он долго. Видимо, собирали все мельчайшие обломки со дна, чтобы не оставить следов столкновения с американцами. Где теперь эти обломки, одному богу известно. А потом это место перепахали глубинными бомбами.
Зачем американцы следили за «Курском»?
Слежение за чужими подводными лодками – обычная практика. Однако «Курск» интересовал американцев особенно, и на это были свои причины.
Дело в том, что ранее АПЛ «Курск» поставила весь 6-й американский флот, базирующийся на Средиземном море, мягко говоря, в неловкое положение, а янки не прощают своих поражений.
Ещё в 1998 году атомный подводный ракетоносец был назначен на боевую службу в Средиземное море. Экипаж начал готовиться к походу, для чего сдал лодку второму экипажу и отправился на подготовку в учебный центр. Время было тревожное, наш флот ещё не вышел из стрессового состояния, а командование ВМФ торопилось показать товар лицом. Уже было доложено высшему командованию о перспективах такого похода. В итоге экипажу даже не дали закончить курс обучения и отозвали обратно. В общем, начались гонки со временем.
Было ясно, что главной сложностью похода станет незаметный проход из Атлантики на оперативный простор Средиземного моря. Выйдя в Баренцево море, лодка погрузилась, легла курсом на запад. Первый этап плавания в Атлантике прошёл успешно. Экипаж притёрся к «железу», а лодка не подвела, показав все свои хорошие качества. Можно было приступать ко второму этапу похода.
Прибыв в район пролива Гибралтар со стороны Атлантики, командир «Курска» начал наблюдение и разведку для принятия решения. Здесь он и получил радио о том, что в Средиземном море ожидается смена авианосно-ударных групп. На смену авианосцу «Теодор Рузвельт», координирующему бомбёжку Югославии, шёл другой – «Дуайт Эйзенхауэр». Авианосцы, чтобы не вызывать любопытства прибрежных жителей, обычно проходили Гибралтарский пролив ночью. Этим и решил воспользоваться командир «Курска». Затаившись у входа в пролив, лодка ждала, пока в пролив не начала втягиваться огромная туша авианосца, а за ним с носа и кормы как сторожевые псы следовали корабли охранения. В их составе должна быть и подводная лодка, на что и рассчитывал командир АПЛ. Так, пристроившись за кормой авианосца, субмарина смогла пройти в Средиземное море.
Её появление стало для американцев неприятным сюрпризом. Среди офицеров 6-го флота США поднялась паника, какой не наблюдалось со времени противостояния с 5-й ОПЭСК ВМФ СССР. Все силы НАТО в Средиземном море были брошены на обнаружение и слежение за «Курском», что недёшево обошлось Штатам. Именно потому американцам было важно изучить характеристики «Курска» и записать её шумы, для чего лодке-шпиону требовалось подойти поближе. Кроме того, есть версия, что во время учений «Курск» должен был произвести пуск новой торпеды «Шквал», которая также интересовала американцев.
Тайна гибели «Курска»
Шестнадцать лет назад атомная подводная лодка К-141 «Курск» потерпела аварию в Баренцевом море. Вместе с ракетоносным крейсером погибли все 118 человек, находившихся на его борту. Но даже сегодня, по прошествии стольких лет, трагедия имеет больше вопросов, чем ответов.
«Антей»
Именно так называют атомные подводные ракетоносные крейсеры проекта 949А. Эти лодки также принято гордо величать «убийцами авианосцев». Как бы там ни было, субмарины проекта 949А «Антей» являются очень мощными кораблями, на борту которых находится смертоносное вооружение.
Лодка является двухкорпусной: ее конструкция включает внешний легкий и внутренний прочный корпуса. Расстояние между ними – 3,5 м, и такая особенность повышает шансы выжить при столкновении с другой субмариной. Корпус АПЛ разделен на десять отсеков. Лодки проекта 949А очень широкие и могут при необходимости ложиться на грунт.
Лодки проекта 949А «Антей» были построены довольно крупной (по меркам АПЛ) серией, включающей одиннадцать субмарин. Сейчас в составе Северного и Тихоокеанского флотов продолжают нести службу еще восемь этих лодок, а вскоре их дополнит К-139 «Белгород». Частичной их заменой станут подводные лодки проекта 885 «Ясень».
«Курск»: поход в никуда
Но вернемся к погибшей субмарине. Можно ли детально восстановить хронологию событий – спорный вопрос. Многие аспекты засекречены, и о них мы никогда не узнаем.
Известно, что в свой последний поход подводный крейсер отправился 10 августа 2000 года. А уже через два дня, 12 августа, корабль не вышел на связь. По плану учений экипаж должен был отработать пуск крылатой ракеты П-700, а также произвести стрельбу по мишеням торпедами близ Кольского залива. На лодке находился полный состав крылатых ракет, а также весь возможный боезапас торпед (24 штуки). Между тем учебно-боевые торпедные атаки обнаружены не были, а командный пункт не получил соответствующего доклада.
Нужно полагать, опасения закрались еще 12 августа, когда в 11:28 утра по местному времени на атомном крейсере «Петр Великий» зафиксировали хлопок. Тогда судьба подводников и их командира – капитана I ранга Геннадия Лячина – не казалась предрешенной, а странный звук списали на активацию антенны радиолокационной станции. Через 2 минуты 15 секунд после первого взрыва последовал и второй, более мощный. Но даже несмотря на это радиограмма на «Курск» была отправлена только через пять с половиной часов.
Экипаж «Курска» не вышел на связь ни в 17:30, ни в 23:00 того же дня. Ситуацию признали аварийной, а утром в 4:51 лежащую на дне подлодку обнаружил гидроакустический комплекс «Петра Великого». Корабль находился на дне Баренцева моря на глубине 108 м, в 150 км от Североморска. После спуска водолазного колокола лодку обнаружили визуально, а спасатели услышали слабые стуки «SOS. Вода». Началась долгая эпопея спасения лодки, вскрывшая многие проблемы отечественного флота.
Западные страны быстро откликнулись на трагедию. Свою помощь предложили Великобритания и США. На Западе предлагали использовать их глубоководные аппараты, чтобы спасти оставшихся в живых моряков. Но Россия от помощи наотрез отказалась…
15 августа выяснилось, что нос лодки сильно поврежден и при самом благоприятном развитии ситуации воздуха на борту хватит до 18 августа. Тогда же англичане выслали свой глубоководный аппарат LR-5 в норвежский порт – дожидаться разрешения РФ они не стали. На следующий день Россия все же позволила европейцам оказать помощь, и на выручку отправились норвежские суда Normand Pioneer и Seaway Eagle. Первый из них транспортировал аппарат LR-5, а второй – группу водолазов.
Официальная версия гласит, что лежавшая на дне подлодка имела крен в 60 градусов. В сочетании с плохой видимостью и волнением моря это привело к тому, что подводные аппараты АС-15, АС-32, АС-36 и АС-34 ни 13-го, ни 14-го, ни 15 августа, ни позже так и не смогли выполнить свою задачу. Однако вот что говорит по этому поводу командир отряда спасателей британец Дэвид Рассел (David Russel): «Мы поняли, что сообщаемая нам информация – ложь. Была хорошая видимость и спокойное море. Положение лодки «Курск» было доступным, и можно было помочь выжившим морякам». О дезинформации сообщил и норвежский адмирал Эйнар Скорген (Einar Skorgen), участвовавший в операции: «Водолазы погрузились очень быстро – АПЛ была там. Ее положение полностью горизонтальное, сильное течение отсутствует. Россияне нам говорили, что кольцо спасательного шлюза повреждено, но это оказалось неправдой». Так что к «Курску» можно было пристыковаться, и последующие события это доказали.
Почти сразу по прибытии норвежцам сопутствовал успех. В 13:00 20 августа, после пристыковки спасательного аппарата, они вскрыли 9-й отсек подлодки. Уже через два часа власти официально заявили, что живых на борту нет. О том, что АПЛ полностью затоплена, стало известно еще 19 августа после простукивания водолазами корпуса «Курска». Осенью 2001 года лодку подняли на поверхность и при помощи понтонов отбуксировали в сухой док. Перед этим носовую часть погибшего крейсера отрезали и оставили на дне моря, хотя многие эксперты предлагали поднять его полностью.
Часть поднятой со дна моря подлодки «Курск» / ©Wikimedia Commons
Официальная версия
На борту «Курска» имелись средства спасения. Была спасательная капсула, которая в теории могла поднять на поверхность все 118 человек. Если глубина небольшая, экипаж может покинуть борт через торпедные аппараты, хотя в этом случае возможно декомпрессионное заболевание, грозящее даже смертью. Наконец, убежищем для моряков служит расположенный в хвосте лодки девятый отсек, к нему могут пристыковываться подводные аппараты.
В сторону «торпедной» версии склоняется и вице-адмирал Валерий Рязанцев, изложивший свою версию в книге «В кильватерном строю за смертью». И хотя он также говорит о взрыве торпеды на борту, его выводы во многом не совпадают с официальной трактовкой. Недостатки конструкции лодки, по словам Рязанцева, вынуждают при залповом пуске торпед оставлять открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции (так предотвращают резкий скачок давления в первом отсеке). Вследствие этой особенности ударная волна попала во второй командный отсек и вывела из строя весь личный состав. Затем неуправляемая лодка врезалась в грунт и произошла детонация оставшегося боезапаса.
Столкновение подлодок
Одна из версий гласит, что «Курск» мог столкнуться с американской субмариной. Такой версии придерживается и капитан I ранга Михаил Волженский. Главным виновником называют субмарину «Толедо», принадлежащую к типу АПЛ «Лос-Анджелес». Подлодки ВМС США действительно следили за ходом учений флота России. Все они обладают высокой скрытностью, что позволяет максимально близко подходить к отечественным кораблям.
Эта версия имеет ряд противоречий. Любая западная многоцелевая подлодка несравнимо меньше «Курска»: длина лодки типа «Лос-Анджелес» составляет 109 м против 154-х у «Курска». Самая мощная американская многоцелевая субмарина типа «Сивулф» имеет длину 107 м. Добавим, что лодки проекта 949А несравнимо шире и, в целом, массивнее заокеанских. Иными словами, столкновение с «Курском» должно было нанести самим американцам еще больший вред. Но ни одна из лодок ВМФ США тогда не пострадала.
В пятом отсеке «Курска» находился самописец, а также вахтенная документация, поврежденная при трагедии. На момент катастрофы аппаратуру магнитофонной записи «Снегирь» отключили, хотя регламент предписывает, чтобы при учебных стрельбах она была включена. Таким образом, не удалось восстановить переговоры по громкой связи на момент гибели. Всего было расшифровано 22 кассеты магнитофонных записей. На борту были найдены и три записки самих подводников, но ни одна из них не дала ответа на вопрос о причинах трагедии. Во всяком случае так было заявлено официально.
Торпедная атака
Куда более интересна версия о торпедировании «Курска» подлодкой НАТО. Конечно, Североатлантический альянс не ставил целью ее уничтожение, просто в сложной ситуации, когда корабли находились рядом, капитан американской лодки мог отдать приказ о пуске торпед. Этой точки зрения придерживаются создатели документального фильма «Курск. Подводная лодка в мутной воде». Согласно ей, атаку произвела лодка «Мемфис», относящая к типу «Лос-Анджелес». Там же присутствовала и лодка «Толедо», прикрывавшая атакующую субмарину.
Доказательством атаки может служить пробоина в передней правой части «Курска». На некоторых фотографиях отчетливо виден круг с вогнутыми вовнутрь краями. Но что могло оставить такие повреждения? Подводные лодки ВМС США используют торпеды Mark-48, однако их детальные характеристики доподлинно неизвестны. Дело в том, что эти торпеды многократно модернизировались с момента их принятия на вооружение в 1972 году.
Одни специалисты говорят, что Mark-48 поражает лодку направленным взрывом и, соответственно, не может оставить таких повреждений на борту (речь идет о ровном, почти круглом отверстии). А вот в уже упомянутом фильме Жана-Мишеля Карре (Jean-Michel Carré) утверждается, что Mark-48 обладает проникающим действием и такое отверстие – ее визитная карточка. Сам фильм изобилует массой технических огрехов, и отделить правду от вымысла в данном случае очень тяжело. Иными словами, вопрос о торпедной атаке до сих пор остается открытым.
Вообще версия о столкновении «Курска» с миной никогда не стояла на повестке дня. Писатели и журналисты не видели в ней ничего «таинственного»: эта версия уж никак не походила на заговор. Техническая сторона вопроса также вызывает сомнения, ведь «Курск» был одной из самых больших в мире АПЛ, и его уничтожение старой миной времен Второй мировой вряд ли возможно.
Американская морская мина Mark-60 Captor / ©Wikimedia Commons
Альтернативная версия
Одной из версий стала гипотеза капитана I ранга Александра Лескова. В 1967 году он пережил пожар на атомной подводной лодке К-3, а кроме того был командиром атомной субмарины К-147. Офицер подверг критике официальную версию, согласно которой «Курск» во время первого взрыва был под водой. Имея длину 154 м, такая лодка, согласно Лескову, не должна была погружаться при столь малой глубине моря (напомним, ее нашли на глубине 108 м). По требованиям безопасности для погружения нужна глубина в три длины самой подводной лодки.
Бывший подводник утверждает, что лодку нашли на дне с выдвижными устройствами, которые поднимают только при надводном положении корабля. Версию о взрыве торпеды он называет ошибочной, поскольку торпеды имеют четыре уровня защиты и детонация одной из них не влечет за собой взрывы других.
Возникает резонный вопрос: что же тогда погубило лодку? Лесков однозначно заявляет, что ею стала пущенная во время учений российская ракета. Это могла быть ракета береговых комплексов класса «земля – земля». Офицер считает, что в «Курск» попала не одна, а две ракеты, что и стало причиной обоих взрывов. Отметим, что гипотеза Лескова, как и все остальные, также страдает отсутствием доказательств.
Вместо эпилога
Правду о трагедии на атомной подлодке «Курск» мы, вероятно, не узнаем никогда. Это тот случай, когда официальную версию и конспирологию разделяет лишь тонкая грань, и на чьей стороне истина – неизвестно.
Отказ РФ от международной помощи и путаницу в словах высокопоставленных лиц можно списать на самозащиту. И правда, ни командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, ни другой активный участник тех событий – вице-адмирал Михаил Моцак ответственности так и не понесли. Иностранцев к лодке действительно пускать не хотели, поскольку боялись нарушить пресловутую «секретность», доставшуюся в наследство от СССР. И здесь невольно вспоминаются слова булгаковского профессора Преображенского о разрухе в головах.
Никакого смысла торпедировать «Курск» для американцев не было, разве только в крайних условиях самообороны. А шансы поразить АПЛ с земли ракетой класса «земля – земля» были не больше, чем вероятность того, что в «Курск» попадет метеорит. Что же касается взрыва торпеды на борту, то он мог произойти только при стечении обстоятельств и в условиях тотальной халатности на всех уровнях. Это совершенно недопустимо на подводном флоте, но для того времени не кажется чем-то невероятным.
Морской бой: кем и как мог быть уничтожен атомоход «Курск»
Гибель этой подводной лодки до сих пор окутана тайной
Этой трагедии исполнилось ровно двадцать лет. И хотя официальная позиция по поводу случившегося уже давно озвучена, с самого начала она вызывала большие сомнения. Мало того, эти сомнения с каждым годом только усиливаются, потому что на свет божий всплывали всё новые факты, напрочь опровергающие выводы наших следственных органов…
Заткнули рот
Многие военные моряки, как бывшие, так и настоящие, уверены, что настоящей причиной катастрофы стало столкновение «Курска» с другой субмариной, скорее всего, с американской – в августе 2000 года подводный флот США внимательно следил за морскими манёврами нашего Северного флота.
Надо сказать, что подобного рода подводных столкновений с трагическим финалом за последние десятилетия насчитывалось немало. Обычно это было связано с тем, что субмарины конкурирующих стран, встретившись в море, начинали «дразнить» друг друга, совершая опасные манёвры. А поскольку лодки шли «вслепую», то есть руководствуясь только показаниями акустических приборов, то столкновения очень часто становились просто неизбежными…
Об этих вещах, как о самой верной гипотезе, наши моряки заговорили буквально сразу после трагедии. Масла в огонь подлила и очень интересная публикация на интернет-сайте Правда.ру, вышедшая 22 августа 2000 года:
«В субботу, 12 августа, инцидент, произошедший в Баренцевом море, мог привести к Третьей мировой войне. В течение нескольких дней мир был подвешен на ниточке, и любой неверный политический шаг мог привести к обмену ядерными ударами. К счастью, инцидент был урегулирован дипломатическим путём».
А в самом конце того же года газета «Версия», ссылаясь на свои источники в Службе внешней разведки России, опубликовала ряд сенсационных публикаций, где прямо утверждалось, что «Курск» утопили американские субмарины. Причём «американцев» было двое – подводные лодки типа «Мемфис» и «Толедо». Издание на своих страницах даже продемонстрировало спутниковый снимок, на котором было видно, как одна из этих субмарин заходит в морской порт НАТО, у берегов северной Норвегии. Газета утверждала, что лодке срочно понадобился ремонт после столкновения с «Курском»…
С тех пор российские журналисты больше не отваживались поднимать тему «Курска», довольствуясь официальным заключением, сделанным властями в 2002 году сразу после поднятия «Курска» на поверхность моря.
Торпедная атака?
Однако не удалось заставить молчать иностранную прессу. Эстафету нашей «Версии» подхватили американские журналисты. Так, на страницах «Нью-Йорк Таймс» появилась статья о загадочных приключениях субмарины «Толедо», которая из-за больших повреждений в 2000 году еле-еле выбралась из дальнего морского похода. Дальше – больше!
Появились многочисленные публикации в изданиях Австралии, Испании, Канады, Британии со ссылками на мнения опытных морских офицеров разных стран мира. Почти все они как один были убеждены в столкновении подводных лодок. Согласно версии иностранных моряков, 12 августа 2000 года могло произойти следующее.
Но самую потрясающую догадку высказал известный французский документалист Жан-Мишель Карре, выпустивший фильм под названием «Курск» – тёмные воды». В фильме есть кадры российских видеосъёмок поднятия атомохода из вод Баренцева моря в 2001 году. Эти кадры затем были поспешно вырезаны по приказу наших начальников для подготовки официальных хроник. Но полностью их уничтожить не удалось, и они попали в руки французов. Так вот, на этих кадрах отчётливо видно большое круглое отверстие в носовой части лодки.
По словам военных экспертов, дававших комментарии по ходу фильма, это отверстие является «фирменным знаком» американской торпеды МК-48. Она обладает способностью проходить как по маслу сквозь любую стальную оболочку благодаря специальному механизму, который воспламеняет металл. Как считают авторы фильма, сразу после столкновения «Курска» и «Толедо» у нашей лодки случайно открылись торпедные люки. Это автоматически повлекло за собой торпедную атаку со стороны «Мемфиса», защищавшего повреждённый «Толедо», который после аварии спешно отходил задним ходом. И «Курск» сразу же был уничтожен…
Французы утверждают, что о случившемся сразу стало известно президенту России Владимиру Путину и президенту США Биллу Клинтону. Началась череда тайных встреч и тяжёлых переговоров на самом высоком уровне.
Договор на забвение
Но спокойствие это было мнимым! Именно из Сочи, полагают авторы фильма, президент России вёл нескончаемые телефонные переговоры с руководством США. Именно здесь он мог принять и шефа ЦРУ Джорджа Теннета, который в эти дни срочно примчался в Россию. По всей видимости, американцы очень не хотели предавать гласности возникший конфликт. Ради этого они выражали готовность пойти на ряд серьёзных международных уступок. И наши пошли навстречу США. Ведь помимо всего прочего, российские власти хотели ещё спасти имидж своих адмиралов, преступно бездарно прошляпивших присутствие субмарин США в районе важнейших морских учений.
Говорят, ценой сохранения тайны стало списание 10 миллиардов долларов нашего внешнего долга. Кроме того, американцы отказались от намечаемого развёртывания системы противоракетной обороны вблизи наших границ в Тихом океане. Кремль и Белый дом ударили по рукам, и всё закончилось обоюдным согласием…
Ну а дальнейшее уже известно. России и всему миру наши пропагандисты стали говорить о неких «технических неполадках» на «Курске». Сразу после поднятия «Курска» на поверхность у корабля тут же отрезали носовую часть с отверстием от вражеской торпеды, чтобы словами тогдашнего генерального прокурора Дмитрия Устинова убедить всех нас, что атомоход утонул от «неисправности» собственных торпед.
…Конечно, это всё пока лишь версии трагической эпопеи «Курска», но убедительно опровергнуть их пока не смог никто, включая и официальных экспертов…
Подписывайтесь на наш T Telegram-канал «Нижегородская правда online», и новости сами придут к вам.
Больше нет записей для загрузки
Нет записей для подгрузки
Учредитель: Правительство Нижегородской области
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Рег. номер ЭЛ №ФС77 – 77243 от 20.11.2019 г.
Главный редактор издания: Авдеева Л.А.
Редактор https://pravda-nn.ru: Симакина М.Ю.
ГАУ НО «НОИЦ»
603006, Нижегородская область,
г.Нижний Новгород, ул.Максима Горького, д.151 Б, помещение 5
Все права на материалы, находящиеся на сайте www.pravda-nn.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка (hyperlink) www.pravda-nn.ru обязательна.
Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.
Нижегородцы по-прежнему смогут покупать вещи бренда «Mango» :: IKEA сократит свой бизнес в России и уволит некоторых сотрудников :: Владимир Зеленский ввел санкции против нижегородских вузов и ректоров :: Нижегородские власти помогут сборщикам Volkswagen с трудоустройством :: Часть магазинов Zara, Massimo Dutti, Bershka возобновят работу в России в июне :: Магазины H&M в России не откроются до сентября :: В Нижнем Новгороде начали закрываться магазины Lego :: 600 нижегородских компаний ушли на кредитные каникулы :: Активы Renault в России перейдут в государственную собственность :: «Аэрофлот» выкупил самолеты у зарубежных лизингодателей :: Производитель бумаги для печати SvetoCopy прекратит работу в России :: Немецкая компания Siemens объявила о прекращении деятельности в России :: Нижегородским предпринимателям дополнительно выделили 1 млрд рублей :: Гипермаркеты OBI возобновили работу в Нижегородской области :: Немецкая компания Adidas закрыла свои магазины в Нижегородской области :: В Нижегородской области сформирован реестр ПО, недоступного из-за санкций :: Около 9 тысяч нижегородцев отправлены в простой :: Арзамасский машиностроительный завод попал под санкции Великобритании :: 400 млн рублей выделят на развитие промышленности и инноваций Нижегородской области :: Компания LEVI‘S планирует восстановить работу своих магазинов :: Магазин Decathlon в ТРЦ «Жар-птица» закроется 25 апреля :: 400 новых поездов по самым востребованным направлениям запустят в России :: Компания Acer заявила о приостановлении деятельности в России :: Около 16 млрд рублей направят на поддержку муниципалитетов в Нижегородской области :: Нижегородский «Ашан» получил предостережение инспекции труда :: Нижегородские торговые сети проверят из-за роста цен на товары :: Мошенники наживаются на санкциях и спецоперации в Донбассе :: Офис INTEL в Нижнем Новгороде приостановил свою работу :: США вводят санкции против Альфа-банка и Сбербанка :: Сервис Airbnb приостановил работу в России :: Госинспекция труда вынесла предостережения 11 иностранным компаниям в Нижнем Новгороде :: KFC продолжит работать в Нижегородской области :: Почетный консул Словении прекратил работу в Нижнем Новгороде :: «Почта России» приостановила прием отправлений в Данию и Польшу :: Востребованные лекарства снова появятся в нижегородских аптеках :: Johnson & Johnson не будет поставлять товары личной гигиены в РФ :: Нижегородские кинотеатры нашли замену голливудским фильмам :: Прокуратура объявила предостережения Сергачскому сахарному заводу и поставщикам продуктов :: Завод Heineken в Нижнем Новгороде перейдет другому владельцу :: Карты «Мир» перестали загружаться в сервис Apple Pay :: Глеб Никитин поручил проработать вопрос введения моратория на применение новой кадастровой стоимости :: В Нижегородской области предусмотрена субсидия по кредитам для сохранения темпов строительства жилья :: Глеб Никитин предложил ряд мер поддержки IT-сферы на федеральном уровне :: Перечень продукции для импорта и импортозамещения в Нижегородской области увеличился до 3,3 тыс. позиций :: Около 1 млрд рублей планируется направить на субсидирование процентной ставки по кредитам для МСП :: Нижегородские пловцы не смогут принять участие в международных соревнованиях :: Фармкомпании готовы к бесперебойным поставкам жизненно важных лекарств :: Павловский производитель столовых приборов заявил о готовности замещать продукцию иностранных предприятий :: ФАС проверит производителей бумаги после многочисленных жалоб :: Федеральные гранты на инновационные проекты получили четыре нижегородских предприятия :: Туристическим объектам Нижегородской области снизят налог на имущество :: 150 млн рублей направят на поддержку льготного кредитования аграриев в Нижегородской области :: «Детский мир» зафиксировал цены на одежды и обувь на три месяца после проверки ФАС :: Uniqlo, ZARA и H&M получили предостережения инспекции труда :: Магазины Uniqlo закрылись в Нижнем Новгороде :: Росавиация разрешила полеты из Нижнего Новгорода в 13 стран :: Более 700 миллионов рублей получит Нижегородская область на поддержку рынка труда :: Инспекция труда направила предостережения компаниям KFC и DHL в Нижегородской области :: Давид Мелик-Гусейнов призвал нижегородцев не закупать впрок лекарства и продукты :: Более 1 млрд рублей дополнительно направят на поддержку здравоохранения в Нижегородской области :: ФАС России будет штрафовать организации за необоснованный рост цен и дефицит сахара :: Нижегородская инспекция труда объявила предостережение компании «Кока-Кола Эйчбиси Евразия» :: Около 16 млрд рублей привлекут для реализации инфраструктурных проектов в Нижегородской области :: Нижегородское правительство поддержит застройщиков :: Крупные поставки сахара начались в торговые сети Нижегородской области :: Инспекция труда взяла под контроль ситуацию в «Макдоналдсе» :: Все иностранные фармацевтические компании продолжают работу на российском рынке :: Нижегородский Минстрой прокомментировал рост цен на жилье :: В Нижегородской области профинансируют разработку российского ПО, которое заменит иностранное :: Нижегородцы могут сообщить о недостатке продуктов в магазинах через сайт «Мой бизнес» :: Компания экспресс-доставки DHL продолжает работать в Нижегородской области :: Завод Coca-Cola в Нижнем Новгороде продолжит работать в прежнем режиме :: В Нижегородской области сохранится минимальная наценка на хлеб :: Зарубежные производители инсулина продолжат работать на российском рынке :: Ставки по кредитам и ипотеке повысились для нижегородцев :: Нижегородские сенаторы оказались под санкциями Евросоюза :: Visa и Mastercard приостанавливают работу в России 10 марта :: Уникальная молочная кухня развивается в Нижнем Новгороде :: 150 млн рублей Нижегородская область дополнительно выделит на поддержку аграриев :: Поезда «Стриж» прекратят ходить по маршруту Нижний Новгород-Москва :: Центральный Банк России ввёл временный порядок выдачи наличной валюты :: Магазины бытовой техники OBI закрываются в России :: Магазины Меtro временно ограничили продажу товаров на одну карту :: Netflix приостанавливает свою деятельность в России :: «Аэрофлот» отменит все международные рейсы с 8 марта :: Завод Heineken в Нижнем Новгороде продолжит работу, несмотря на остановку экспорта пива :: Роскомнадзор заблокировал доступ к соцсети Facebook на территории России :: США ввели санкции против Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» :: Центробанк снизил комиссию на покупку валюты до 12% :: Международное научное сообщество онкологов OncoAlert прекратило сотрудничество с Россией :: ИКЕА приостановила продажи в России с 4 марта :: Магазин H&M приостановил продажи в Нижнем Новгороде :: Apple приостановит продажу техники в России и ограничит работу Apple Pay :: Япония ввела санкции против Нижегородского криминалистического центра ::
АПЛ Курск. Тайна гибели
АПЛ «Курск». Тайна гибели.
«как пароход назовёшь, так он и будет ходить.»
Вали всё на торпеду.
Почему?
Потому что правдивая причина этой катастрофы затрагивает служебные, материальные и
другие интересы многих членов этой комиссии. Затрагивает интересы многих НИИ,
ЦКБ, промышленных предприятий ВПК, штабных структур ВМФ, систему военных заказов.
Затрагивает всю систему управления ВМФ России.
Вот тут позволю себе маленькое отступление.
Крейсер «Курск» и история города, в честь которого его назвали.
В 1238 году город был полностью разрушен татаро-монголами.
В 1285 году Курск был снова разорён до основания ордой Ногая в ответ на выступление рыльского и воргольского князя Олега вместе с липецким князем Святославом против татарского баскака Ахмета в 1283 году.
В 1781 году Курск сгорел в пожарах до тла.
9 августа 1941 года Курск подвергся первой бомбежке немецкой авиацией.
В начале ноября немецкие войска подступили к городу, 1 — 2 ноября были оборонительные бои за город с немецко-фашистскими захватчиками; в ночь на 3 ноября Курск был сдан врагу. Город сильно пострадал во время освобождения от немецкой оккупации, продолжавшейся до 8 февраля 1943 года, когда город освободила 60-я армия под командованием генерала И.Д. Черняховского; во время оккупации около трёх
тысяч жителей города было расстреляно, почти десять тысяч — угнано в Германию, свыше 10 тысяч горожан умерло от голода и эпидемий. Общий материальный ущерб от разрушений во время оккупации и боёв за город составил более 742 миллионов рублей.
Командиры кораблей должны были заявить командующему:
— Корабль не боеспособен, нужно время.
И так дальше и дальше.
Могли?
Нет, проще снять погоны и положить их на стол, а тогда вообще есть будет нечего.
А могли спасти моряков в 9 отсеке?
Если бы не разбежались опытные водолазы глубоководники,
если бы не разворовали флотские спасательные аппараты,
если бы операторы имели хоть мало-мальский опыт работы с ними.
Да, могли.
А если бы сразу попросили норвежцев, англичан и голландцев о помощи?
Сразу признались бы в немощи и развале всего на флоте?
Могли сразу признаться и даже не пробовать спасти людей?
Нет, не могли, пытались, надрывались наши спасатели, но выше головы не прыгнешь.
И всё же, а если бы сразу норвежцев пригласили спасать?
Сразу не получается, водолазы без своего корабля бесполезны, а ему ещё дойти надо.
У моряков «Курска», которые выжили после взрыва, было чуть больше суток, чтобы их спасли.
А их долго искали, аварийный буй не всплыл, пока разобрались.
К спуску первых наших водолазов и аппаратов люди в 9 отсеке уже замёрзли и заснули от нехватки воздуха, заснули вечным сном.
Вечная им память.
Очень гадко и мерзко, что какие-то либерасты и борцы с Путиным, вот так тревожат их сон.
На фото записка которую нашли у одного из погибших подводников.