Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича что это

Литература. 5 класс (1 часть)
Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:

— Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?

Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:

— Не видел ли кто коня?

Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.

— Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же воевода их, по имени Претич:

— Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.

Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича что это. Смотреть фото Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича что это. Смотреть картинку Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича что это. Картинка про Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича что это. Фото Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича что это

«Подвиг молодого киевлянина». Худ. А. Иванов

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:

— Кто это пришёл? А тот ответил ему:

— Люди той стороны Днепра. Печенежский князь снова спросил:

— А ты не князь ли? Претич же ответил:

Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:

— Будь мне другом. Тот ответил:

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.

И послали киевляне к Святославу со словами:

— Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришёл в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле 2

Источник

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:

— Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?

И сказал один отрок:

Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:

— Не видел ли кто коня?

Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.

На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье и взяли его в ладью, и привезли его к дружине. И сказал он им:

— Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же воевода их, по имени Претич:

— Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:

— Кто это пришёл? А тот ответил ему:

— Люди той стороны Днепра. Печенежский князь снова спросил:

— А ты не князь ли? Претич же ответил:

— Я муж его и пришёл в сторожах [передовые, разведывательные отряды], а за мной идёт полк с самим князем: бесчисленное их множество.

Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:

— Будь мне другом. Тот ответил:

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.

И послали киевляне к Святославу со словами:

— Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришёл в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле [степь к югу от Киева], и был мир.

Источник

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича:
Краткое содержание

968 год, первый набег печенегов на Русь. Пока князь Святослав в Переяславце на Дунае, они осаждают Киев. В осаде и княгиня Ольга с внуками. Воды и пищи нет. И глядят на них люди с той стороны Днепра, а помочь ничем не могут. И тогда горожане ищут вестника к ним. Чтоб позвал их на помощь, или город падет. Вызывается отрок, знавший печенежский язык. Идет с уздечкой, как свой, будто коня ищет. А потом кинулся в Днепр – и айда на тот берег! Печенеги тучу стрел выпустили ему вслед – без толку.

Отвели его к дружине воеводы Претича. Передал отрок, что город вот-вот сдастся. Понял Претич, что надо спасать княгиню и княжеских детей. А то Святослав вернется – и накажет. Сели утром по ладьям, шум подняли. Печенежский князь с перепугу спрашивает: уж не Святослав ли нагрянул? Претич отвечает, что нет, но Святослав близко. Запросил печенег дружбы, отвел войско от города. Киевляне отправили гонца за Святославом. Пусть идет родную землю, мать и детей защищать. Святослав примчался, отогнал печенегов в степь, «и был мир».

Читательский дневник «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Сюжет

В 968 году печенеги окружили Киев, пока князь Святослав был в отлучке. Гонцом к людям с другой стороны Днепра идет отрок-киевлянин. Он притворяется, что ищет коня, а сам плывет на тот берег за помощью под стрелами печенегов. Воевода Претич, выслушав его, ведет своих людей на ладьях к городу. Печенеги думают, что вернулся Святослав. Претич объясняет, что Святослав скоро прибудет. Печенеги хотят мира. Вскоре через гонца Святослав узнает о беде. Он громит врагов, спасает город, свою мать Ольгу и детей.

Отзыв

Отрывок из «Повести временных лет» Нестора Летописца. Подвиг отрока в том, что он, рискуя жизнью, передал просьбу о помощи из осажденного города. От него зависела судьба целого города, матери князя и его детей. Хитрость воеводы в том, что он додумался выдать дружину за отряд князя Святослава, обманул печенегов, что сам князь с воинами уже близко, выиграл время. Печенеги отступили, киевляне смогли выйти из города и оповестить Святослава о беде. Автор прославляет бесстрашие, мужество, смекалку, самоотверженность, находчивость и силу духа народа. Герой летописи – простой юный киевлянин, человек из народа. Не только князья стояли на защите Родины. Для всех важен мир на Русской земле. Учит не сдаваться, побеждать умом, храбростью, хитростью.

Источник

Изучаем литературу Древней Руси

О «Подвиге отрока-киевлянина и хитрости воеводы Претича»

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.

Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие­ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от­ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Повествование заканчивается тем, что Святослав возвраща­ется из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для челове­ка — это мир.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела­ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он за­ключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдаю­щимся храбрецом.

Источник

Литература. 5 класс

Конспект урока

«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Летопись – свод записей об исторических событиях

Киев – столица древнерусского государства

Святослав – великий князь, правил Киевом в 957-972 гг., совершил много военных походов, заключил договор с Византией

Печенеги – кочевые племена, совершавшие набеги на Русь

Воевода – предводитель дружины

Дружина – отряд воинов на службе у князя

Воевода Претич – великий воевода, хитростью помог спасти Киев от печенегов

Отрок – подросток, переплывший Днепр и предупредивший дружину о нападении печенегов

1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. «Литература. 5 класс» Учебник. В 2-х частях. ФГОС— М. : «Просвещение», 2015. Ч.1 – 304 с.; Ч.2 – 304 с.

1. Дёмина Е. Н. Повесть временных лет // Перевод: Лихачёв Д. С. – серия классика / подарочное издание – Москва, ОлмаМедиаГрупп / Просвещение, 2015 – стр. 304

2. О. М. Гладкова Первые книги Святой Руси – Москва, Даръ, 2005 – стр. 560

3. Акунин Борис Повесть временных лет. Галицко-Волынская летопись (сборник) // Перевод: Лихачева О. П., Творогов О. В.– Москва, АСТ, 2014 – стр. 304

Открытые электронные ресурсы:

1. Информационно-образовательный портал Гдз-класс.pф URL: http://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/load/5_klass/5 (Дата обращения 03.06.2019)

2. Информационно-образовательный портал Hiztory.ru URL http://hiztory.ru/rus/rus.html (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Считается, что первые, рукописные исторические хроники стали создаваться в конце X века. Именно в это время иноки в монастырях стали вести записи – летописи.

В этих хрониках отражались и повседневные события, например, какой был урожай в этом году или сколько собрано пожертвований; описывались удивительные явления природы, например, солнечные или лунные затмения, а также – выдающиеся военные походы князей, или вражеские набеги на русскую землю.

Монах Нестор жил в Киево-Печерском монастыре (Лавре) на рубеже XI–XII веков. Его называют первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первым памятником древнерусской письменной литературы.

Летопись – это жанр древнерусской литературы, представляющий собой хронику исторических событий.

Разумеется, монах не мог быть свидетелем всех событий, описанных в этой летописи. Он, как и многие иноки, переписывал то, что было написано до него. Ведь печатный станок ещё не был изобретен, и создать ещё одну книгу можно было только тщательно переписав предыдущую.

Иногда переписчики что-то добавляли от себя, приукрашали.

Первоисточники, с которых монах Нестор делал списки, до нас не дошли.

Исследователи отнесли рукопись «Повесть временных лет» к началу XII века.

Повествование начинается со слов «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».

Старец Нестор рассказывает об истории становления Русской земли.

Название «Русская земля» упоминается в первых летописях в 6360 году (852 по современному календарю).

Когда русы подошли к Царьграду – столице Византийской империи, самому богатому и влиятельному государству в то время.

Защищать Царьград от нападения русских князей византийцам помогали печенеги – воины-кочевники.

Вы уже заметили, что события в «Повести временных лет» обозначаются двумя датами.

Дело в том, что в летописи летоисчисление велось от библейской даты, которая называлась сотворением мира.

В современном календаре точкой начала нашей эры является Рождество Христово.

Столицей древнерусского государства тогда был город Киев, располагавшийся на высоком холме над рекой Днепр.

Со всех сторон он был обнесён крепостной стеной.

Печенеги вынашивали планы по захвату Киева и ждали удобного момента.

И вот, в 6476 году (968), воспользовавшись тем, что князь Святослав отправился в поход, и его мать княгиня Ольга осталась в Киеве под охраной небольшой дружины, враг осадил город.

Согласно летописи, осада произошла, когда и этой небольшой дружины не было в городе. Войско защитников Киева находилось на другом берегу Днепра.

Княгиня Ольга попросила у горожан совета, как отправить послание о набеге князю и воеводе. Летописец делает акцент на этом обращении к народу – для него важен патриотический подъем, сплочение людей перед общей опасностью вне зависимости от их сословия. Патриотизм присущ многим историям из «Повести временных лет».

В опасную экспедицию отправляется подросток, умеющий говорить на печенежском. Юноша вышел из города и прикинулся, что потерял своего коня. Автор подробно останавливается на опасном пути киевлянина к дружине: вплавь через Днепр под стрелами печенегов. Каждым словом подчеркивается, что он не воин, что он не может противостоять захватчику, но делает все, чтобы спасти родной город.

Именно в этом и есть его подвиг.

Кульминация рассказа: встреча воеводы Претича, спешащего к стенам Киева, с печенежским ханом. Воевода – воин, он готов погибнуть, защищая родную землю. Так в чём его подвиг? Летописец и тут подробно рассказывает, что подвиг воеводы в том, что он не погубил напрасно свою дружину, а смог убедить противника в том, что за ним идут огромные силы князя. Несмотря на суровые времена, описанные в повести, мы видим, что воевода заботится о своих подчиненных, и наши симпатии, как и симпатии автора – на его стороне. Хотя в самом тексте никакими изобразительно-выразительными средствами эта симпатия не выражается.

Сам же князь Святослав всё время, пока разворачиваются события, как бы остается вне нашего поля зрения. Его возвращение в Киев стало развязкой. С одной стороны, это счастливый конец, потому что захватчики разгромлены, а с другой – никто не восхваляет князя. Наоборот, народ укорил его: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих».

Этот монолог народа, передает и нам авторскую оценку события, как бы сам летописец ни старался бы остаться беспристрастным.

Теоретический материал для углубленного изучения

«Повесть временных лет» – самый древний литературный памятник, дошедший до наших дней.

Летописи, исторические произведения XI-XVII веков, в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «в лето» – отсюда название – летопись. Это важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в летописи излагалась русская история от её начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, об их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с другими народами и странами. Вместе с тем летописи являются предвестниками художественной литературы, потому что в текстах часто проявляется авторская оценка событий.

«В Древней Руси имели огромное значение исторические сочинения: летописи, исторические повести, жития. Литература повествовала только о том, что, по мысли их авторов, было, существовало в прошлом, – вернее, происходило в прошлом, совершалось. Поэтому, для того чтобы показать значительность события, надо было его сравнить с большими событиями прошлого: ветхозаветного, новозаветного или с прошлыми событиями истории Древней Руси…

Героями литературных произведений Древней Руси были по преимуществу люди высоких иерархических положений: князья, иерархи церкви или «иерархи духа»; выдающиеся храбрецы или святые; люди, занимающие высокое положение, даже конкретно высокое… Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.

Прошлое должно служить современности!» (из книги Д. Лихачёва «Земля родная»)

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчеркните верный вариант ответа. Чего боялась княгиня Ольга и киевский народ?

Варианты: голода; холода; поражения князя Святослава; нападения печенегов; победы воеводы Претича.

Обучающийся должен вспомнить изученный материал и из представленных вариантов подчеркнуть верный. Он анализирует пройденный урок, вспоминает, какие исторические события описываются в «Повести временных лет», кого опасались правители Руси в то время, и находит нужный ответ. Задание основывается на материале, пройденном на уроке.

Правильный ответ: нападения печенегов.

Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите правильный ответ, в чём заключался подвиг отрока-киевлянина.

В чём заключался подвиг отрока-киевлянина? Варианты:

— отрок в одиночку победил всех врагов-печенегов;

— отрок сам притворился печенегом, чтобы переплыть на другую сторогу реки и рассказать о беде киевским воинам;

— отрок разгромил печенегов вместе с воеводой Претичем.

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал, вспомнить, каким именно поступком восхищался монах Нестор, какую хитрость проявил отрок, почему дружина воеводы смогла защитить город, и на основании этих знаний дать ответ на вопрос. После прочтения всех вариантов ученик вспоминает, что отрок-киевлянин говорил на печенежском языке, и это позволило ему прикинуться чужаком.

Верный ответ: отрок сам притворился печенегом, чтобы переплыть на другую сторогу реки и рассказать о беде киевским воинам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *