Поганый кобяк что это значит
Кобяк
А поганаго Кобяка изъ луку моря отъ желѣзныхъ великыхъ плъковъ Половецкыхъ, яко вихръ выторже: и падеся Кобякъ въ градѣ Кіевѣ, въ гридницѣ Святъславли. 21—22.
1174: Игорь Святославичь совокупивъ полны свои и ѣха в поле за Воръсколъ, и стрѣте половьцѣ, иже ту ловять языка, изьма ѣ, и повѣда ему колодникъ, оже Кобякъ и Кончакъ шлѣ кь Переяславлю. Ипат. лет., 568 (XV в.). 1180: Игорь же има с собою половцѣ, Коньчака и Кобяка, и дождася Святослава противу Вышегороду. Там же, 621. 1183: В тыи же дьнь возвеличи богъ князя Святослава и Рюрика за вѣру ею, и ту яша Кобяка Карлыевича со двѣима сынома, Билюковича Изая, и Товлыя сыномъ, и брата его Бокмиша, Осалука Барака, Тарха, Данила, и Съдвака Кулобичкого яша жь. Там же, 632.
Полезное
Смотреть что такое «Кобяк» в других словарях:
Кобяк — Карлыевич половецкий хан, неоднократно производивший набеги на Русскую землю в 1170 1180 годах, также участвовал в междоусобных войнах русских князей. В 1171 году вместе с половецким ханом Кончаком проиграл важное сражение русскому князю… … Википедия
Кобяк — половецкий хан, производивший набеги на Русскую землю в 1170 1180 годах. В 1180 году вместе с ханом Кончаком помог Святославу Всеволодовичу овладеть Киевом. В 1183 году был разбит и взят в плен русскими князьями … Биографический словарь
КОБЯК — Иван Кобяк, московский посол в Казань. 1511. Лет. VIII, 251. Кобяк Клементьев сын Линев, поручитель по боярам, св. 1571. Гр. и дог. I, 567. Илья Кобяк, подчашный полоцкий. 1649. Ю. З. А. III, 93 … Биографический словарь
Кобяк, Г. И. — автор кн. «Электролитная вода» (Пермь, 1909). <Венгеров>… Большая биографическая энциклопедия
Кобяк-хан — Кобяк Карлыевич половецкий хан, неоднократно производивший набеги на Русскую землю в 1170 1180 годах, также участовал в междоусобных войнах русских князей. В 1171 году вместе с половецким ханом Кончаком проиграл важное сражение русскому князю… … Википедия
Кобяк хан — Кобяк Карлыевич половецкий хан, неоднократно производивший набеги на Русскую землю в 1170 1180 годах, также участовал в междоусобных войнах русских князей. В 1171 году вместе с половецким ханом Кончаком проиграл важное сражение русскому князю… … Википедия
Кобяк, Иван — дворянин. В августе 1506 г. великий князь Василий Иоаннович, получив известие о смерти своего зятя, в. кн. литовского Александра, отправил в Вильну Кобяка, «сестры своей навещать Елены». В 1510 г., в ответ на посещение Москвы женой… … Большая биографическая энциклопедия
Кобяк Карлыевич и Кончак — (он же Боняк) половецкие ханы, часто беспокоившие Русь своими набегами. В 1171 г. они разбиты были у реки Ворсклы князем северским Игорем Святославичем (см.). Иногда они помогали и русским князьям (например, в 1172 г. князю Давиду Ростиславичу,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КОБЯК Олег Витальевич — (р. 1973) белорусский социолог, специалист в области экономической социологии и социологии труда. Окончил философско экономический факультет Белорусского государственного университета (1995), очную аспирантуру Института социологии НАН Беларуси… … Социология: Энциклопедия
Ж — буква всех алфавитов, основанных на кириллице. В церковнослав. и болг. алфавитах 7 я по счету, в русском, белорусском, сербском и македонском 8 я, в украинском 9 я. Рус. совр. название буквы («жэ») употребляется как существительное среднего рода… … Православная энциклопедия
КОБЯК
Н. А. Баскаков установил этимологию имени К. — «собака».
Лит.: Лихачев. Комм. ист. и геогр. С. 423—424; Рыбаков. «Слово» и его современники. С. 208—210; Баскаков. Тюркская лексика. С. 153; Плетнева С. А. Донские половцы // Слово. Сб. — 1985. С. 266—269.
Смотреть что такое КОБЯК в других словарях:
КОБЯК
Кобяк — Кобякъ — имя половецкого хана (2): А поганаго Кобяка изъ луку моря отъ желѣзныхъ великыхъ плъковъ Половецкыхъ, яко вихръ выторже: и падеся Коб. смотреть
КОБЯК
194 Кобяк — Кобякъ — имя половецкого хана (2): А поганаго Кобяка изъ луку моря отъ желѣзныхъ великыхъ плъковъ Половецкыхъ, яко вихръ выторже: и падес. смотреть
КОБЯК
КОБЯК (Карлыевич) — один из половец. ханов XII в.; неоднократно совершал разбойничьи набеги на рус. княжества. В 1183 объединенные силы князей Святосла. смотреть
КОБЯК
КОБЯК КАРЛЫЕВИЧ И КОНЧАК
Кобяк Карлыевич и Кончак (или же Боняк Карлыевич) — половецкие ханы, часто беспокоившие Русь своими набегами. В 1171 г. они разбиты были у реки Ворсклы князем северским Игорем Святославичем (см.). Иногда они помогали и русским князьям (например, в 1172 г. — князю Давиду Ростиславичу, осажденному в Вышгороде Мстиславом Изяславичем). В 1174 г. они оба ходили к Переяславлю и воевали по Роси, но были обращены в бегство тем же Игорем северским. В 1178 г. «богостудный» К. опять подходил к Переяславлю и избивал там даже младенцев. В 1180 г. Игорь Святославич взял с собой обоих ханов к Вышгороду, но бежал с ними от Мстислава Владимировича и черных клобуков. В 1183—84 гг. походы русских князей на этих ханов были вообще удачны: в одной из битв К. с двумя сыновьями взят был в плен князем Владимиром Глебовичем. После Каяльской победы половцев над Игорем, героем «Слова о полку Игореве», в котором упоминаются и оба хана, К. ручался за плененного Игоря, как за своего свата. В 1203 г. К. принимал участие во взятии Киева Рюриком Ростиславичем. На неизвестной по имени дочери его был женат сын Игоря, Владимир. См. «П. С. Р. Л.» (I, 167; II, 94, 101, 107, 121 и до 136, 308, 312, 31 4, 317—321, 328; III, 26; VII, 79; X, 11). А. Э.
КОБЯК КАРЛЫЕВИЧ И КОНЧАК
КОБЯК ОЛЕГ ВИТАЛЬЕВИЧ
(р. 1973) белорусский социолог, специалист в области экономической социологии и социологии труда. Окончил философско-экономический факультет Белорусского государственного университета (1995), очную аспирантуру Института социологии НАН Беларуси (1998), кандидат социологических наук [тема диссертации: *Роль экономической культуры в регуляции экономического поведения хозяйствующего субъекта* (1998)], доцент. Младший научный сотрудник (1998), научный сотрудник (1999), старший научный сотрудник (1999-2002) Института социологии НАН Беларуси. С 2002 заведует сектором социологии труда и экономической социологии Института социологии НАН Беларуси. Преподает экономическую социологию в Белорусском государственном университете, Институте управления и предпринимательства, а также в Международном гуманитарно-экономическом институте. С 1991 принимает участие в международных и республиканских исследованиях социальных условий и факторов реформирования постсоветской экономики. Занимается изучением индивидуальных и коллективных форм экономического поведения хозяйствующих субъектов в контексте различных организационных культур. К. автор более 50 научных работ, в том числе: *Экономическая социология: Вопросы и ответы* (1999, 2000, 2001; соавтор); *Экономическая социология: Практикум* (2000, 2001; соавтор); *Культура хозяйствования предприятий: социологический анализ* (2001); *Экономическое поведение хозяйствующего субъекта: социологический анализ* (2002); *Особенности механизма инновационного процесса как проявление доминант культуры хозяйствования предприятия* (2002); *Экономическая социология. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов* (2002) и др. смотреть
КОБЯК ПОЛОВЕЦКИЙ ХАН
А поганаго Кобяка изъ луку моря, отъ железныхъ вел
Слово о полку Игореве Христа.
А кто такой Кобяк?
Это не просто.
Но, наконец-то, я догадался.
Это обидное сравнение военного похода Игоря и Всеволода с боевыми победами их отца Святослава Великого Грозного.
Который был всего один в нашей истории и никакого Святослава Игорьевича не было.
«уже лжу убудиста»-это лужа в которой утонули Игорь и Всеволод.
То есть малюсенькая часть половцев с которой они не справились.
Это часть «реки Каялы» в виде лужицы.
А их отец Святослав, причем родной отец, а не двоюродный брат, как у очумелых ученых-всегда с успехом громил половцев-
притопта хлъми и яругы;
взмути ръки и озеры,
иссуши потокы и болота.
Потоки и болота-этой проклятой реки половецкой.
У ученых Кобяк это половецкий хан, потому что так они прочли о нем в летописях.
1174: Игорь Святославичь совокупивъ полны свои и еха в поле за Воръсколъ, и стрете половьцы, иже ту ловять языка, изьма е, и поведа ему колодникъ, оже Кобякъ и Кончакъ шли кь Переяславлю. Ипат. лет., 568 (XV в.). 1180: Игорь же има с собою половце, Коньчака и Кобяка, и дождася Святослава противу Вышегороду. Там же, 621.
Кобяк в летописи стоит рядом с Кончаком, тоже половецким ханом и это замечательно.
Потому что Кончак тоже есть в Слове и это просто мужской конец половецкой национальности.
Ханы половецкие Кончак и Гзак вошли во все летописи, чем их и отменили.
Это очень смешная история, когда в историю Руси вошли задница и конец, и всё это благодаря Христу, которым своим задорным смехом защищает нас от лживой истории нашего Великого Народа, изложенной в летописях 18-19 веков, нацарапанных нашими врагами.
У Христа сказано про Кобяка- выторже.
Это что, половцы своими ханами торговали?
Как тут изворачивается Лихачев?
А поганого Кобяка от лукоморья,
из железных великих полков половецких,
как вихрь исторг:
и пал Кобяк в граде Киеве,
в гриднице Святославовой.
Это что, по-русски?
Как Святослав может исторгнуть Кобяка?
Исторгнуть это от себя во вне.
А здесь ровно наоборот.
Это чуму Русского Языка- Лихачева, надо исторгнуть из Литературы за такие переводы.
Здесь есть одна важная вещь.
Главный враг у Христа- Всеслав Полоцкий.
И о нем сказано очень много.
Вопрос.
Христос припечатает своего главного врага каким-нибудь прозвищем, так как именовать такую сволочь по имени в поэтическом произведении, где столько метафор-это не по Христу и будет выглядеть слабостью произведения?
И Христос это сделал назвав Всеслава- Кобяком.
А вот все гадости приписываемые Святополку вполне могут правдой, если это Всеслав.
И Всеслав это внук Владимира Великого, а не сын.
На картинке- Исаак 2 Ангел.
Византийский император.
Это и есть Кобяк Всеслав Полоцкий. Враг Христа. Распявший Христа и занявший его трон.
Это я его крестиком перечеркнул. Смотреть на него ужасно.
А что у него в левой руке?
Может поэтому и Кобяк?
Христос вернет себе трон через 3,5 года.
В Слове же, пока Он призывает детей и внуков Всеслава и детей и внуков его братца Ярослава одуматься.
Еще вернусь к рассказу о самом Главном Дне для всего Человечества.
А что сделал Святослав с Кобяком?
Он КУПИЛ предателя у половцев.
И посадил его в тюрьму в Киеве.
И есть история, что Всеслав Полоцкий просидел в Киевской тюрьме 14 месяцев.
Да только он колдун и дьявольски силен и коварен.
Поэтому он сбежит из тюрьмы.
И сбежит не куда-нибудь, а в Тьмуторокань-столицу Христа, где сможет захватить Христа врасплох.
Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
Великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
И скорее всего там был использован шантаж.
Потому что с Самим Христом Всеславу не справиться.
А вот если захватить Его Детей или кого-то из семьи, то конечно, Христос предложит всех обменять на Себя, что и надо было Всеславу.
Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю,
и Двина болотомъ течетъ
онымъ грознымъ полочаномъ
подъ кликомъ поганыхъ.
Двина протекает через Полоцк. Столицу Всеслава.
Грозный полочанин-это и есть Всеслав.
В Москве-москвичи.
В Полоцке-полочане.
Болото-предательство.
За это и сидел в тюрьме Киевской.
Ну, ничего.
В Слове Христос предрек:
«Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда Божиа не минути».
А в Своем Откровении рассказал как именно и когда уничтожит всю эту заразу.
Яндекс Дзен «Богатейте» Байгильдин Валентин.
А поганаго Кобяка изъ луку моря, отъ железныхъ великих полко
Слово о полку Игореве Христа.
А кто такой Кобяк?
Это не просто.
Но, наконец-то, я догадался.
Это обидное сравнение военного похода Игоря и Всеволода с боевыми победами их отца Святослава Великого Грозного.
Который был всего один в нашей истории и никакого Святослава Игорьевича не было.
«уже лжу убудиста»-это лужа в которой утонули Игорь и Всеволод.
То есть малюсенькая часть половцев с которой они не справились.
Это часть «реки Каялы» в виде лужицы.
А их отец Святослав, причем родной отец, а не двоюродный брат, как у очумелых ученых-всегда с успехом громил половцев-
притопта хлъми и яругы;
взмути ръки и озеры,
иссуши потокы и болота.
Потоки и болота-этой проклятой реки половецкой.
У ученых Кобяк это половецкий хан, потому что так они прочли о нем в летописях.
1174: Игорь Святославичь совокупивъ полны свои и еха в поле за Воръсколъ, и стрете половьцы, иже ту ловять языка, изьма е, и поведа ему колодникъ, оже Кобякъ и Кончакъ шли кь Переяславлю. Ипат. лет., 568 (XV в.). 1180: Игорь же има с собою половце, Коньчака и Кобяка, и дождася Святослава противу Вышегороду. Там же, 621.
Кобяк в летописи стоит рядом с Кончаком, тоже половецким ханом и это замечательно.
Потому что Кончак тоже есть в Слове и это просто мужской конец половецкой национальности.
Ханы половецкие Кончак и Гзак вошли во все летописи, чем их и отменили.
Это очень смешная история, когда в историю Руси вошли задница и конец, и всё это благодаря Христу, которым своим задорным смехом защищает нас от лживой истории нашего Великого Народа, изложенной в летописях 18-19 веков, нацарапанных нашими врагами.
У Христа сказано про Кобяка- выторже.
Это что, половцы своими ханами торговали?
Как тут изворачивается Лихачев?
А поганого Кобяка от лукоморья,
из железных великих полков половецких,
как вихрь исторг:
и пал Кобяк в граде Киеве,
в гриднице Святославовой.
Это что, по-русски?
Как Святослав может исторгнуть Кобяка?
Исторгнуть это от себя во вне.
А здесь ровно наоборот.
Это чуму Русского Языка- Лихачева, надо исторгнуть из Литературы за такие переводы.
Здесь есть одна важная вещь.
Главный враг у Христа Всеслав Полоцкий.
И о нем сказано очень много.
Вопрос.
Христос припечатает своего главного врага каким-нибудь прозвищем, так как именовать такую сволочь по имени в поэтическом произведении, где столько метафор-это не по Христу и будет выглядеть слабостью произведения?
И Христос это сделал назвав Всеслава- Кобяком.
А вот все гадости приписываемые Святополку вполне могут правдой, если это Всеслав.
И Всеслав это внук Владимира Великого, а не сын.
На картинке- Исаак 2 Ангел.
Византийский император.
Это и есть Кобяк Всеслав Полоцкий. Враг Христа. Распявший Христа и занявший его трон.
Это я его крестиком перечеркнул. Смотреть на него ужасно.
А что у него в левой руке?
Может поэтому и Кобяк?
Христос вернет себе трон через 3,5 года.
В Слове же, пока Он призывает детей и внуков Всеслава и детей и внуков его братца Ярослава одуматься.
Ярославли вси внуце и Всеславли!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи!
Еще вернусь к рассказу о самом Главном Дне для всего Человечества.
А что сделал Святослав с Кобяком?
Он КУПИЛ предателя у половцев.
И посадил его в тюрьму в Киеве.
И есть история, что Всеслав Полоцкий просидел в Киевской тюрьме 14 месяцев.
Да только он колдун и дьявольски силен и коварен.
Поэтому он сбежит из тюрьмы.
И сбежит не куда-нибудь, а в Тьмуторокань-столицу Христа, где сможет захватить Христа врасплох.
Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
Великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
И скорее всего там был использован шантаж.
Потому что с Самим Христом Всеславу не справиться.
А вот если захватить Его Детей или кого-то из семьи, то конечно, Христос предложит всех обменять на Себя, что и надо было Всеславу.
Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю,
и Двина болотомъ течетъ
онымъ грознымъ полочаномъ
подъ кликомъ поганыхъ.
Двина протекает через Полоцк. Столицу Всеслава.
Грозный полочанин-это и есть Всеслав.
В Москве-москвичи.
В Полоцке-полочане.
Болото-предательство.
За это и сидел в тюрьме Киевской.
Ну, ничего.
В Слове Христос предрек:
«Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда Божиа не минути».
А в Своем Откровении рассказал как именно и когда уничтожит всю эту заразу.
Свои люди и собаки
Считается, что известные источники не говорят о существовании тюркоязычных народов раньше III-IV веков н.э.
За одно столетие биография тюрок в науке углубилась на несколько веков: в середине XIX появление на свет тюркского языка относили к IX веку. В XX историки, рассматривая личные имена кочевников эпохи Великого переселения народов, пришли к выводу, что гунны — тюркоязычный народ.
Письменные документы сохраняют нам немного реалий, по которым можно судить о языке упомянутого общества — чаще всего называется этноним и имя ВОЖДЯ.
Но нередко одно и то же племя у разных авторов значится под разными названиями. Что пенять на древнегреческих писателей, если не так давно (в XII веке) такой активный народ, как кипчаки, был известен русским летописцам под прозвищем «половцы», византийцам — «куманы». И лишь совпадения имен вождей кочевников, участвовавших в событиях на Руси, в Византии и на Кавказе, позволяет сделать вывод, что речь идет об одном народе.
Труднее установить этническую принадлежность племени, упомянутого только в одном источнике. Приводится уповать на счастливый случай — надеяться, что хронист назвал подлинный этноним, а не прозвище. (Давно назрела необходимость в создании Словаря этнонимов и исторических имен).
Время заставляет нас заново пересматривать многие давно популярные сведения и осторожно вводить их в круг материалов по тюркологии. Особый интерес может представлять литература древней Передней Азии. Найти в отвалах породы, отработанной поколениями семитологов, иранистов и эллинистов, следы неожиданной ископаемой культуры, которая по всем данным науки должна находиться в других географических регионах — эта возможность окрыляет исследователя. Каждый скромный факт, самое незначительное открытие в этой запретной для тюркологии временной зоне способны поколебать весьма устойчивые позиции историков в отношении генеалогии тюрков. Важно вновь и вновь возвращаться к неоднократно перечитанным памятникам (как к «Слову») и находить в них сведения, не замеченные предыдущими поколениями читателей. В качестве примера такого рода рассмотрим одно из сообщений ассирийской летописи эпохи царя Ассархадона.
. В VII веке до н.э. ассирийские хроники отмечают нашествие кочевников, которые прошли из Северо-Каспийских степей по западному берегу Каспийского моря (через Дербентский проход). Вел их вождь Испака, самоназванием их было — ишгуз (варианты — иш-куза, аш-гуза).
Ассирийское государство отдает все силы затяжной борьбе за сохранение и укрепление своей гегемонии над южными соседями — Вавилоном, Сидоном, Египтом. Эта нелегкая задача ещё более усложняется возросшей активностью народов, населявших восточные окраины монархии. Здесь в 70-х годах VII века до н.э. происходит мощное восстание мидийских и других племен, выступивших в союзе с царством Манна. В результате образовалось царство Мидия — новый, могущественный враг Ассирии.
Восставшие приглашают ишкузов в союзники. И те «пройдя через перевалы» (как выражаются хроники) вторгаются в пределы «логова львов» (673 год до н.э.).
В древнееврейской «Книге Иеремии» под 593 годом до н.э. (т. е. спустя 80 лет после событий) высоте с Урарту и Манной, в качестве зависимого от Мидии государства, упоминается «царство Ашкуз» (вариант — Ашкеназ). Популярность этих кочевников в Передней Азки была так велика, что их этноним (в еврейском написании) станет обобщающим термином и антропонимом.
Существует мнение об ираноязычии иш-гузов. На чем оно основано? На внешнем сходстве имени Испака и мидийского слова «спака» — собака.
Этноним же иранским словарем истолковать пока не удается. И, тем не менее, эта мало обоснованная версия стала со временем аксиомой: «ишгузы — одно из иракских племен».
Собака
Если «испака» и на языке ишгузов означало «собака», то следует ожидать, существовала некогда традиция называть вождей Собаками. Иранская история и мифология, и верования изучены несравнимо полнее тюркских. Но об этом обычае источники молчат. Ни семиты, ни индоевропейцы, ни угро-финны не поклонялись Собаке. Но исконные кочевники, тюрки, до недавнего времени относились к этому животному как к божеству, в мифах вели от него свое происхождение; и великие правители, утвердившись над народом, заменяли родительское прозвище на титульное имя — Собака. Эта традиция, надо полагать, сохранилась с эпохи охотничества, предшествовавшей эпохе скотоводства. Собака — первый помощник охотников. От нее зависело благосостояние человеческого племени. Она — храбрый слуга народа и чуткий вождь его. Собаке дано то, чего не дано человеку: она видит запахи, идет по невидимым следам и ведет за собой человека. Качества, которыми ее наделила природа, делали собаку существом великим. Охотники поклонялись собаке-кормилице, как земледельцы — солнцу и его земным представителям — павианам, навозному жуку, рогатым животным.
За тысячелетия в разных тюркских наречиях накопилось много табуистических наименований четвероногого друга — вождя. И все они побывали в разряде титульных имен.
Волчья голова была на знамени древних тюрков (тюку), сообщают китайские летописи. Вероятно, эти знамена видели и европейцы. Во всяком случае, легенды о песиглавцах строились на каком-то достаточно конкретном историческом факте. Так же как образ кентавра был подсказан грекам необычным зрелищем человека на коне.
Может быть, идеология Собака-Вождь объяснит происхождение тюрко-монгольского титула «кан» (хан, каан, каган) и славянского канiс (кнес, кнась, князь)?
Примечания
1. Гордлевский В. А. Что такое «босый волк»? Известия АН СССР, отд. литература, языка. Т. VI, вып. 4-6, М„ 1947, стр. 324.
2. Ногай — собака (монг.).
3. Филоненко С. Башкиры. «Вестник Оренбургского учебного округа», 1914, № 8, стр. 304.
4. Веселовский А. Н. Истории романа и повести. Выпуск 2, славяно-романский отдел, СПб, 1888, стр. 307, 315.
5. О. Иакинф (Бичурин). Собрание сведений о народах Средней Азии, ч. I, стр. 248.
6. Смотри его заметку по поводу перевода «Слово о полку Игореве» Гербелем. «Москвитянин», 1854 № 22 стр. 68-71.
7. Сравни с именем-титулом знаменитого Кушанского царя «Канишка» (III в. н.э.)
8. Барак — сильный сторожевой пес (древнетюркское).
Испака
1. Праформа огузо-карлукского основного наименования собаки кöбäк (кöпäк, кепек, кöбек, кöбöк и т.п.) сохраняется в кипчакских наречиях в живом виде. Есть несколько вариантов названий охотничьих псов:
а. ic-пак (iз-бак) — «след (запах) — видь»;
б. ic-пас (iз-бас) — «последу (запаху) — иди»;
И усложненные, более поздние формы:
а. ic-пакан (iз-баккан) — «след (запах) — видевший»;
б. ic-пасар (iз-бacap) — «по следу (запаху) — шедший».
Славяне и древнеиранцы заимствуют раннюю структуру ic-пак (ic-бак). Индоевропейцы при усвоении тюркского слова стремятся переориентировать слоговую структуру, потому часто страдает начальный гласный и появляется в конце слова протетический гласный, или теряется конечный согласный звук.
Иранцы заимствуют форму ic-пак (закрытосложное слово). В авестийском — «спаа» — собака (открыто-сложное). В мидийском ограничились утратой начального гласного — «спак» — собака. Славяне открыли конечный слог иначе: Iс-бак → съ-бак → събака. Появился протетический гласный. В индоевропейских языках этот термин мало распространен (мидийский, авестийский и несколько славянских), поэтому говорить об индоевропейском его происхождении не приходится. Он заимствован — так считают Фасмер и Трубачев, но откуда? Трубачев находит для славянского слова прототип — тюркское «кобяк». Иранские же примеры остаются без «родителей». Но прямой переход кöбяк → собака недоказуем.
2. Ассирийские писцы могли в написании «Испака» передать имя «Ic-пак» 1 или «Ic-паккан» (Iс пакан). Начальный гласный ассирийцы не теряют, ибо он оснащается фарингальным протезом. Ни один начальный гласный в древнесемитском не произносится чисто. Конечный согласный в заимствованных словах редко утрачивается.
Примечание
1. Icпак, Iсмак — имена, встречающиеся у башкир, карачаевцев, каракалпаков.
Ишгузы
Ассирийские писцы довольно точно передали самоназвание кочевого народа, ведомого храбрым варваром Испакой. Следует обратить внимание на эту особенность ассирийских хроник. Ни греки, ни римляне не могут похвастаться способностью почти фотографически изображать термины чужого языка. Великий этноним иш-огуз (ичогуз) благодаря огузскому эпосу «Деде Коркут» дожил до наших дней.
Таким образом, я считаю, что одной сомнительной параллели «Испака»-«Спака» недостаточно, чтобы считать ишгузов VII века до н.э. ираноязычным племенем. Мидийцы могли сами заимствовать этот термин.
Может быть, эти прорицания певца иш-огузов слышал и вождь Испакан в оливковых рощах Ассирии?
Примечание
1. См.: «Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос». Перевод В. В. Бартольда, М.-Л., 1962.