Погасло дневное светило о чем произведение
Стихотворение и анализ «Погасло дневное светило…»
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…
Краткое содержание
Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило», опубликованного в «Сыне Отечества» в 1820 году, – побег романтического героя в неизвестность. Путь персонажа пролегает через воды Черного моря но, несмотря на то, что путешествие проходит при спокойной погоде, автор намеренно сгущает краски, придавая морю угрюмый образ разбушевавшегося океана.
Картина художника М. Козлова
Завершиться путь героя должен у чужих берегов, где его ожидает неизвестность. Все это создает атмосферу грусти и таинственности, что характерно для жанра романтической элегии.
Основной мотив стихотворения – прощание с беспечной юностью, с Петербургом. Тоска о прошлом не позволяет герою забыть дорогие его памяти времена. Несмотря на то, что родина оттолкнула от себя молодого человека, она навсегда останется в его сердце. Потому что она и есть та самая гавань, где человек может предаться раздумьям, то тихое, спокойное место, которое называется домом.
Анализ
История создания
Вольнолюбивая поэзия А.С. Пушкина оказалась не по нраву императору Александру I, за что поэт был приговорен к изгнанию. Благодаря друзьям, сибирская ссылка была заменена отправкой поэта на юг России, в Кишинев.
Спустя какое-то время Пушкин простужается и заболевает, и его друг Николай Раевский предлагает поэту для скорейшего выздоровления совершить морское путешествие на Кавказ и в Крым. В середине августа 1820 года они отправляются в Гурзуф. Пушкин тогда впервые увидел море, и это ночное путешествие произвело на него столь сильное впечатление, что вдохновило на написание элегии. Так появилось на свет стихотворение «Погасло дневное светило».
Композиция произведения
Метод двустрочного рефрена, позволил Пушкину поделить произведение на три части.
В первой, самой короткой, поэт рисует картину моря, на которое «пал туман». Эту часть можно назвать предварением к основной лирической теме произведения, она как бы настраивает читателя на дальнейшее романтическое повествование.
Вторая часть посвящена раздумьям о покинутой родине, воспоминаниям о прошлом, которое осталось на далеких, милых сердцу берегах. В этой же части звучит надежда на счастливое будущее.
Третья часть посвящена покинутой родине. Герой вспоминает о том времени, когда его «впервые чувства разгорались» и осознает, что воспоминания минувших дней, волнения и «наперсницы порочных заблуждений» им «забыты».
Жанр произведения
Стихотворение представляет собой классический образец романтической элегии. Пушкина всегда увлекали произведения английского поэта-романтика Байрона, поэтому «Погасло дневное светило» можно назвать прямым ему подражанием. Исследователями было отмечено и сходство в характере героев в произведениях обоих поэтов. Отличием от Байроновской поэзии является более ярко переданный Пушкиным эмоциональный фон.
Размер и средства художественной выразительности
Стихотворение написано разностопным ямбом, который позволяет проследить динамику мыслей поэта. Благодаря чередованию мужской и женской рифмы, создается ощущение обычной разговорной речи. Использование архаизмов, таких как «младость», «очи», «брега», «ветрило» в сочетании с простыми и понятными словами делает стихотворение идеально сбалансированным по меркам художественной выразительности.
Пушкин использует изящные метафоры: «мечта летает», «младость отцвела» и яркие эпитеты, отражающие внутренний настрой автора: «весна златыя», «вечерний туман», «легкокрылая радость», «берег отдаленный», «угрюмый океан», «томительный обман».
Использованные аллитерации («р», «с», «з, «ш») позволяют читателю услышать шум морских волн, скрип мачты, свистящие порывы ветра.
Завершению полноценного образа служат рефрены, повторяющиеся в начале каждой части стихотворения:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Оживлению текста и приданию ему динамики служат олицетворения: «волнуйся, океан», «мне изменила радость», «шуми, ветрило» и другие. Их использование помогает глубже прочувствовать конфликт молодого героя и сложившихся обстоятельств.
Проблематика и основная идея произведения
Смысл всего произведения можно увидеть в его последних строках. Герой приходит к осознанию того, что он бессилен что-либо изменить. В то же время, он переполнен готовностью встретить лицом к лицу все тяготы и неожиданности, уготованные судьбой.
Главной идеей является то, что человек в течение всей жизни «путешествует» между прошлым и будущим. Его преследуют воспоминания о том, что безвозвратно утеряно и страшат смутные очертания будущего. Корабль, плывущий в туманных сумерках, несет героя по волнам его еще неясной будущей жизни.
Нелегко и с чувством горечи герой избавляется от прошлых заблуждений, ощущая приближение новой жизни, и приветствуя ее приход. «Угрюмый океан» разочарований не должен стать препятствием для того, кто решает отправиться «к пределам дальним». В жизни не всегда удается избежать тяжелых испытаний и, если, понять и принять это – можно смело двигаться вперед.
Анализ элегии «Погасло дневное светило. » нельзя проводить, не зная обстоятельств, при которых было создано произведение.
Исследователи выделяют период южной ссылки в жизни поэта, с 1820 по 1824 годы, и называют его расцветом романтизма в лирике А. С. Пушкина, начало которому положила указанная элегия.
История создания
Пушкин, по мнению царствующего самодержца Александра I, наводнил Россию возмутительными стихами. За свою вольнолюбивую лирику поэт был отправлен в изгнание, правда, ссылку в Сибирь заменили высылкой на юг России (в Кишинев, под присмотр генерала Инзова).
Прибыв к месту назначения, Пушкин, искупавшись в холодной воде, тяжело заболевает. Встреча с семьей Раевских обрадовала поэта. Они зовут его подлечиться на минеральных источниках, и поэт охотно соглашается на путешествие по Крыму и Кавказу (генерал Инзов, по-отечески относившийся к опальному поэту, был не против).
18 августа 1820 г. Пушкин вместе с Александром Раевским направляется в Гурзуф на военном бриге «Мингрелия». Он чувствует себя изгнанником. По дороге, на палубе корабля, из-под его пера появляются печальные строки.
Жанр и направление
Элегия «Погасло дневное светило. » ознаменовало новый этап в жизни и творчестве А. С. Пушкина.
Поэты-романтики, из которых Пушкин особенно выделял Байрона, отдавали предпочтение в лирике балладам и элегиям. В жанре философской элегии написано и стихотворение А. С. Пушкина.
Композиция
В композиции элегии четко прослеживается три части:
В начале идет пейзажная зарисовка, создающая грустное настроение.
Трижды повторяется рефрен, разделяющий части элегии.
Тема и идея стихотворения
А. С. Пушкин пишет о том, что его герой добровольно бежит в южные земли («волшебные края»), однако сам поэт был изгнанником, высланным за свободомыслие, и он тяжело переносил свое положение: неизвестность страшила его.
Лирический герой стремится к новому, но в то же время тоскует по родине. Так проявляется характерное для романтиков двоемирие.
Символом устремленности к новым берегам является корабль, «угрюмый океан» же передает внутреннее состояние героя-романтика: жизненные невзгоды, которые испытал лирический герой, а также его страхи и сомнения. Он хотел бы распрощаться с «брегами печальными».
Однако главная мысль элегии выражена в последнем предложении, которое противопоставлено всему сказанному:
«. Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило. ».
Таким образом, лирический герой принимает свою судьбу: он не отказывается от прошлого, хотя его помыслы, надежды связаны уже с новыми жизненными обстоятельствами. Нельзя вычеркнуть из памяти «безумную любовь», даже если она принесла боль. При этом герой не желает вспоминать обиды и измены.
Идея стихотворения звучит жизнеутверждающе: нужно жить, не помня плохое и веря в будущее.
Стихотворный размер и ритм
Короткие всплески волн за кормой сменяются длинными спокойными волнами, как и строчки элегии, навевают печальные мысли о покинутой родине и в то же время выражают надежду на лучшее будущее в южных краях.
Звуковые впечатления передают разностопные строки с перемежающимся стихотворным размером, что позволяет слышать внутренний монолог персонажа, его неторопливые раздумья о прошлом и о том, что его ждет впереди:
Также поэт использует разные способы рифмовки стиха, что позволяет донести неспешные мысли романтического героя:
Средства художественной выразительности
Образ одинокого героя-романтика, атмосферу грозной стихии создать помогают:
Также можно указать перифраз «дневное светило» (солнце).
Синтаксис сложный: длинные сложные предложения, многоточия, обращения позволяют слышать неспешные думы героя. Многочисленные инверсии выделяют главное («море синее», «брегам печальным», «музы нежные» и др.). Анафоры и многочисленные повторы концентрируют мысль на важном.
Читать текст нужно не торопясь, строки звучат торжественно: старославянские слова и написания («отдаленный», «упоенный», «в очах», «брега», «хладное», «отечески», «младые», «златыя» и др.) не затрудняют восприятие стихотворения.
В элегии гармонично сочетаются нейтральная лексика и архаичные конструкции.
Краткий анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» по плану
“Погасло дневное светило” – это прекрасное подражание Байрону, эта романтическая элегия занимает особое место в творческом наследии Пушкина. Краткий анализ “Погасло дневное светило” по плану можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения материала. Этот разбор содержит всю необходимую информацию о произведении.
Основная идея стихотворения состоит в том, что человек всю жизнь находится в странствии между прошлым и будущим. Его томят воспоминания о том, что уже потеряно, и пугают неясные образы будущего.
Корабль, несущий поэта по волнующемуся житейскому морю, плывёт в туманных сумерках, и путь его ещё не ясен.
Не без горечи, с большим трудом, но всё же лирический герой оставляет заблуждения прошлого. Он чувствует, что для него начинается новая жизнь, не похожая на жизнь обычных людей, и приветствует её приход.
Определит жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям – в молодости Пушкин был очень увлечен творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстраненного прощания Чайлд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.
Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приемы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.
В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает ее.
Система образов
Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы.
«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.
А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.
Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.
Композиция
Благодаря рефрену (повтору) элегия условно делится на три части.
Сюжет
Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.
В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.
Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.
Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.
Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.
Темы и проблемы
“Погасло дневное светило” отличает философская тематика, которая находит отражение в размышлениях о сути человеческого бытия. Казалось бы, на переднем плане находится тема природы, отражающееся в красочном пейзаже, тем не менее на протяжении всего произведения лейтмотивом звучит тема родины, печальные воспоминания о которой должны были отвернуть героя, но родные края всё равно притягивают автора, как местами поэтической и внутренней силы, так и корнями, связывающими его с друзьями и близкими. Поскольку произведение было написано в период ссылки поэта, здесь появляются скрытые политические мотивы. Одинокий морской путешественник изгнан из родного края, как и Пушкин из Петербурга, попавший в царскую опалу – «волнующийся угрюмый океан». Итак, подытожим:
Проблематика произведения “Погасло дневное светило” тесно связана с его основной идеей. В элегии поэт освещает проблему бытия и изгнания, согласно традициям романтизма, несколько преувеличивая и нагнетая их. Жанр элегии предполагает наличие печальных настроений. Лирический герой тяготится своим неопределенным положением и одиночеством в любви.
Художественное своеобразие произведения
С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.
Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.
Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.
Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).
Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.
Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.
Средства художественной выразительности
В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.
Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.
Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Погасло дневное светило.
История создания – элегия написана по впечатлениям морского путешествия из Керчи в Гурзуф в 1820 году. Пушкин впервые видел море, и оно заворожило его.
Тема стихотворения – ощущения изгнанника, который вынужден оставить любимую родину.
Композиция – трехчастная, части отделены друг от друга рефреном. В первой всего две строки, вторая описывает состояние героя, который, с одной стороны, тоскует о родных краях, с другой – надеется на исцеление, которое ему подарят волшебные южные земли.
Жанр – романтическая элегия.
Стихотворный размер – разностопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”.
Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, “младость отцвела”.
Инверсии – “земля полуденная”, “туман вечерний”, “пределы дальние”.
Значение произведения
Значение данного стихотворения состоит в том, что оно выражает состояние внутренней раздвоенности человека, находящегося на перекрёстке жизненных дорог.
Прощаясь со своим прошлым, он ещё не знает, что ждёт его в будущем и видит перед собой океан житейских страстей. Необходимо мужество, чтобы выстоять в поединке с морской стихией.
«Угрюмый океан» разочарований и тоски не должен смущать того, кто отправляется «к пределам дальним», ведь жизнь полна испытаний, которых не избежать. Важно понять и принять это, а затем двигаться дальше.
Томление лирического героя
Душа лирического героя переполнена грустью и страданием, тоской по родине. Ведь поэту пришлось смириться с предстоящей ему ссылкой. Смотря на бескрайние морские просторы, лирический герой окунается в воспоминания юных лет и первой любви, когда он мог веселиться и быть действительно счастливым. Но теперь, как считает поэт, эти времена остались далеко позади.
Ему предстоит будущее вдалеке от родного края и уютного дома — данную мысль необходимо включить в литературный анализ. В анализе «Погасло дневное светило» учащийся может указать: поскольку поэт не знает, сколько времени продлится его ссылка, он решает мысленно проститься со всеми светлыми моментами прошлого, оставить их раз и навсегда позади. Но это свойство может быть расценено как проявление юношеского максимализма. Любые мысли о возможном светлом исходе событий решительно отвергаются автором стихотворения. Он не ждет помощи или утешения, погружаясь в ощущение одиночества и отвержения.
Произведение является образцом романтической лирики — указание на тип стихотворения для хорошей оценки нужно включить в литературный анализ. «Погасло дневное светило», анализ которого рассматривается в данной статье, продолжим еще одним замечанием. В изданиях стихотворений поэта за 1826 и 1829 гг. около названия «Погасло дневное светило» элегия имела дополнительный подзаголовок: «Подражание Байрону». В этой пометке нет ничего удивительного, ведь великий русский поэт любил его произведения. В стихотворении можно найти мотивы, похожие на песни Чайльд-Гарольда. Однако те переживания, которые выразил поэт в своем произведении, не могут сравниться с прощанием Чайльд-Гарольда. В своем творении поэт стремится утрировать свои переживания. Его полностью поглощают ошибки, допущенные в юные годы.
Моё отношение
Меня впечатлили грозные морские пейзажи, описанные Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило».
Воображение рисует высокие морские валы, бурю и молнию. Не каждый корабль уцелеет в подобном плавании. Можно только посочувствовать жизненным трудностям, которые описал поэт с помощью столь ярких метафор.
Ему было нелегко находиться вдали от единомышленников, от горячо любимых им Москвы и Петербурга, в 21 год не иметь возможности делать и говорить то, что хочется.
Пушкин уже чувствовал, что его судьба складывается не так, как это бывает у обычных людей, но не пытался уйти от её ударов. Меня восхищает мужество, с которым поэт принимает будущее, повторяя: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
История создания
Молодой поэт совершил путешенствие в Крым с семьей Раевских. Он произвел на него неизгладимое впечатление. Именно там Пушкин впервые увидел море, которому впоследствии посвятил немало стихотворений. Но “Погасло дневное светило” стало одним из лучших. Вот какова его история создания: поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию, сгущает краски, рассказывая о бушующем океане”. Стихотворение написано в августе 1820 года.
Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он все же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.
Краткий анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» по плану
1. История создания
Стихотворение «Погасло дневное светило….» было написано в 1820 году, в период южной ссылки.
18 августа друзья взяли Пушкина в морское путешествие по Крыму. Во время плавания, на борту корабля, и было создано это произведение.
В нём поэт размышляет о превратностях судьбы, разлучившей его с милыми сердцу людьми, о воспоминаниях любви и рано ушедшей юношеской беззаботности.
2. Литературное направление
Стихотворение выдержано в духе романтизма. На это прямо указывает подзаголовок «Подражание Байрону».
Герой-романтик, образ моря как проявление слепой стихийной воли, поэтика вечного странствия, конфликт человека и общества – все эти отличительные признаки романтического произведения явно присутствуют в тексте.
3. Род
Данное произведение принадлежит к лирическому роду.
4. Жанр
По жанру оно представляет собой элегию.
Мотивы расставания с близкими, печали, робости перед будущим подчёркивают элегический характер размышлений героя.
5. Проблематика
Основная проблема, затронутая в произведении, — человек и воля судьбы.
Противопоставляя лирического героя мятежной морской стихии, Пушкин подчёркивает одиночество героя, делающее его уязвимым и одновременно сильным.
6. Тематика
Автор затрагивает такие привычные для поэтов-романтиков темы, как:
7. Идея
Основная идея стихотворения состоит в том, что человек всю жизнь находится в странствии между прошлым и будущим. Его томят воспоминания о том, что уже потеряно, и пугают неясные образы будущего.
Корабль, несущий поэта по волнующемуся житейскому морю, плывёт в туманных сумерках, и путь его ещё не ясен.
Не без горечи, с большим трудом, но всё же лирический герой оставляет заблуждения прошлого. Он чувствует, что для него начинается новая жизнь, не похожая на жизнь обычных людей, и приветствует её приход.
8. Пафос
Пафос стихотворения – жизнеутверждение, побеждающее трудности.
Каким бы туманным ни казался путь во мгле, нужно смело плыть вперёд, рассекая килем мятежные волны. Жизнь – бесконечное движение, и пока шумит парус, есть смысл стремиться к новым горизонтам.
9. Система образов
Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы.
«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.
А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.
Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем стихотворения является лирический герой (сам автор).
Он отправляется в плавание по житейскому морю и вспоминает тех, кто был ему дорог, а также тех, с кем расстался без сожаления.
Ситуация странствия обостряет тоску по первым и лёгкость прощания со вторыми. Герой яснее сознаёт истинные жизненные ценности.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения – странник. Одновременно он является и кормчим, ведь ветрило ему послушно.
Поэт не желает быть праздным пассажиром на корабле – он сам намерен вести своё судно сквозь туман.
12. Сюжет
Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.
В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.
Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.
Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.
Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.
13. Композиция
Линейная композиция стихотворения делится на три части.
Композиционная структура полностью подчинена авторскому замыслу.
14. Размер, рифма и строфика
Стихотворение написано разностопным ямбом.
Женские и мужские рифмы чередуются.
Используется перекрёстный (АВАВ) и параллельный (ААВВ) способ рифмовки.
15. Художественное своеобразие произведения
С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.
Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.
Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.
Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).
Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.
Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.
16. Средства художественной выразительности
В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.
Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.
Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.
17. Значение произведения
Значение данного стихотворения состоит в том, что оно выражает состояние внутренней раздвоенности человека, находящегося на перекрёстке жизненных дорог.
Прощаясь со своим прошлым, он ещё не знает, что ждёт его в будущем и видит перед собой океан житейских страстей. Необходимо мужество, чтобы выстоять в поединке с морской стихией.
«Угрюмый океан» разочарований и тоски не должен смущать того, кто отправляется «к пределам дальним», ведь жизнь полна испытаний, которых не избежать. Важно понять и принять это, а затем двигаться дальше.
18. Актуальность
Состояние выбора, одно из самых трудных для каждого человека, присутствует в нашей жизни повсеместно.
Актуальность пушкинского стихотворения заключена в самом обращении к теме духовного распутья. Каким бы трудным ни казался выбор, нужно оставить заблуждения прошлого и жить, сохраняя в сердце память о тех, кто действительно дорог.
19. Моё отношение
Меня впечатлили грозные морские пейзажи, описанные Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило».
Воображение рисует высокие морские валы, бурю и молнию. Не каждый корабль уцелеет в подобном плавании. Можно только посочувствовать жизненным трудностям, которые описал поэт с помощью столь ярких метафор.
Ему было нелегко находиться вдали от единомышленников, от горячо любимых им Москвы и Петербурга, в 21 год не иметь возможности делать и говорить то, что хочется.
Пушкин уже чувствовал, что его судьба складывается не так, как это бывает у обычных людей, но не пытался уйти от её ударов. Меня восхищает мужество, с которым поэт принимает будущее, повторяя: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
20. Чему учит
Стихотворение «Погасло дневное светило» учит стойкости и терпению.
Жизненные трудности неизбежны, сожаления о прошлом, сомнения и утраты – тоже. Важно сохранить веру в близость заветных берегов и уверенно идти к ним сквозь житейский туман.
Человек не должен пасовать перед трудностями, как бы горько и одиноко ему ни было.