Поведение английской делегации на версальской конференции определялось тем что
Тест на тему «Версальско-Вашингтонская конференция», 9 класс
Тест, 9 класс на тему Версальско-Вашингтонская конференция.
Отметьте глав делегации стран-участниц Парижской конференции (соотнесите).
Отметьте решения Парижской конференции:
а) взимание с Германии репараций;
б) создание Лиги Наций
в) создание мандатной системы
г) передача Франции Эльзаса и Лотарингии
д) всё вышеперечисленное
Ограничения военной мощи Германии, наложенные Версальским договором:
а) сокращение сухопутной армии до 100 тыс. человек
б) запрет на всеобщую воинскую повинность
в) запрет на обладание ядерным оружием
г) запрет на обладание подводным флотом
Отметьте решения Вашингтонской конференции:
а) ограничение морских вооружений
б) отказ от раздела Китая на сферы влияния
в) отторжение Владивостока от Северной России
Отметьте цели, которые преследовали страны-участницы Парижской конференции (соотнесите)
а) возврат Эльзаса и Лотарингии
б) создание международной организации по поддержанию мира
в) ликвидация германской военно-морской мощи
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-191286
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разработка открытого урока на тему «Версальско-Вашингтонская система»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ рабочий лист.docx
Тема урока: _______________________________________________________________
Условия мирных договоров.
1. Время проведения Вашингтонской конференции: ________________________________
2. По чьей инициативе была собрана конференция и почему? _________________________
3. На каких условиях были подписаны новые договоры? ____________________________
Выбранный для просмотра документ технологическая карта открытого урока.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ
Заместитель директора по УПР
Тема урока: Версальско-Вашингтонская система.
Преподаватель: Белоусова О.В.
Группа: ССД-09.21.1, специальность 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
1. Изучить устройство мира, сложившееся после Первой мировой войны.
2. Научиться анализировать исторические источники.
Обучающая: формирование представления о Версальско-Вашингтонской системе международных отношений; выявление противоречий в международных отношениях после Первой мировой войны.
Развивающая: развитие умения работать с историческими источниками, умения анализировать и делать выводы.
Воспитывающая: воспитание чувство толерантности, стремления сотрудничать.
МР1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
УУД К4) развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретение новых навыков и умений.
Вид урока: комбинированный урок.
Используемые методы обучения:
Словесный: объяснение, беседа, мозговой штурм;
Наглядный: использование презентации, раздаточный материал, видеоролик;
Практический: анализ текста;
Рефлексивный: итоговая рефлексия удовлетворенности уроком.
Формы работы: парная, индивидуальная.
Учебно-методическое оснащение урока:
Дидактические средства: слайдовая презентация, раздаточный материал, видеоролик.
Технические средства: мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки.
Этапы урока, время этапа
Методы и приемы работы
Мотивация студентов на работу; подготовка к усваиванию новых знаний
Приветствие студентов, выявление присутствующих и отсутствующих на уроке.
Здравствуйте, уважаемые студенты! Рада вас видеть на открытом уроке. Староста представьте, пожалуйста, группу присутствующую на занятии и общее количество студентов.
Подготовка к уроку. Приветствие преподавателя.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Актуализация и систематизация знаний, необходимых для усваивания новой темы.
Для того, чтобы перейти к новой теме, нам нужно вспомнить то, что мы уже знаем.
1. Назовите годы Первой мировой войны.
2. Какие военно-политические блоки участвовали в войне?
3. Назовите страны Тройственного (Четвертного) союза.
4. Назовите страны Антанты.
5. Какой блок победил?
6. Когда было подписано перемирие?
Отвечают на вопросы.
2. Тройственный союз и Антанта.
3. Германия, Австро-Венгрия, Италия (Болгария и Турция).
4. Франция, Великобритания, Россия.
6. 11 ноября 1918 г.
УУД К4) развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
3. Мотивационно-целевой этап (3 мин)
Подведение к самостоятельному определению темы.
На слайде презентации представлены картинки и фотографии, связанные с темой, которую мы должны сегодня разобрать. Посмотрите внимательно и попробуйте определить, что мы сегодня будем изучать. ( карта мира после первой мировой войны, Версальский дворец, фото с Версальской конференции, портреты представителей государств-победителей, немецкий плакат «Гнет репараций».
Сегодня мы с вами в ходе урока должны ответить на вопрос: Что такое Версальско-Вашингтонская система?
Думают и предлагают примерные темы урока: Международные отношения, Версальский мирный договор, Система международных отношений, Отношения между государствами, Версальско-Вашингтонская система.
Презентация, мозговой штурм.
МР1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
4. Первичное усвоение новых знаний (11 мин)
Привлечение студентов к осмыслению и первичному запоминанию нового материала.
После окончания Первой мировой войны необходимо было решить как же будут развиваться отношения между побежденными и победившими государствами. Для этого нужно было подписать мирные договора с каждым государством, потерпевшим поражение. Проекты мирных договоров были рассмотрены на Версальской конференции 18.01.1919-21.01.1920 гг.
Версальская конференция – международная конференция, созванная державами победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами, побежденными в Первой мировой войне.
Целями этой конференции были:
1. Подписание мирного договора с Германией.
2. Послевоенное урегулирование.
3. Решение колониальных проблем.
4. Создание организации международной безопасности.
На столах перед вами лежат отрывки из текстов мирных договоров. Ваша задача внимательно изучить их и выделить условия подписания мира с каждым конкретным государством.
Слушают, записывают определение и время прохождения Версальской конференции. Читают отрывки и выделяют условия заключения мира, записывают их в тетрадь.
1 ряд – Версальский договор с Германией.
2 ряд – Сен-Жерменский договор с Австрией и Нейиский договор с Болгарией.
3 ряд – Трианонский договор с Венгрией и Севрский договор с Турцией.
Беседа, объяснение, анализ текста.
МР1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
5. Первичная проверка понимания (10 мин)
Отработка способности самостоятельно извлекать нужную информацию из исторических источников.
Вы проработали отрывки из документов, разработанных на Версальской мирной конференции и выделили условия мирных договоров. Давайте проговорим, какие условия были поставлены перед проигравшими государствами.
Отвечают по своим записям, выделяя конкретные условия для каждого государства.
Германия: территориальные потери, сокращение армии, репарации, запрет на развитие ВПК, демилитаризованная зона.
Австрия: распад империи, потеря территорий, сокращение армии, репарации.
Болгария: потеря территорий.
Венгрия: потеря территорий.
Турция: потеря территорий, сокращение армии, международный контроль над черноморскими проливами.
УУД К4) развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
6. Первичное усвоение новых знаний (5 мин)
Привлечение студентов к осмыслению и первичному запоминанию нового материала.
Я предлагаю вам просмотреть короткое видео и ответить на следующие вопросы:
1. Время проведения Вашингтонской конференции.
2. По чьей инициативе была собрана конференция и почему?
3. На каких условиях были подписаны новые международные договора?
Смотрят видео, слушают и записывают ответы в свои рабочие листы.
2. США, они посчитали, что их интересы не учли на Версальской конференции.
Объяснение, просмотр видео
МР1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
7. Первичное закрепление (6 мин)
Обобщение знаний, подведение итогов изученного
1. Для какого государства были установлены самые жесткие условия по мирному договору?
2. Какая страна более всего хотела ослабления Германии и почему?
3. Какие новые государства образовались в Европе по решению конференции в Версале?
В начале учебного занятия был поставлен вопрос: Что такое Версальско-Вашингтонская система?
Я думаю, что теперь вы готовы ответить на этот вопрос.
2. Франция. Ей хотелось завладеть богатыми промышленными районами, принадлежавшими Германии. Ослабить Германию настолько, чтобы она больше не пыталась вернуть эти земли.
3. Финляндия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Австрия, Венгрия.
Версальско-Вашингтонская система – система международных отношений, определившая условия послевоенного мирного урегулирования в Европе, Азии, Африке и на Тихом океане. (записывают в тетрадь).
УУД К4) развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
8.Домашнее задание (1 мин)
Практическое применение знаний и умений при выполнении задания.
Записывают домашнее задание в тетрадь.
9. Рефлексивно-оценочный (3 мин)
Оценка своей деятельности во время занятия.
Все вы очень хорошо поработали сегодня. на ваших рабочих листах есть анкета самооценки. Здесь вы можете поделиться своими впечатлениями от урока. Заполненные рабочие листы, пожалуйста, сдайте. После проверки всем будут выставлены оценки.
Поведение английской делегации на версальской конференции определялось тем что
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 136—140
Глава 6. Версальский мир (1919) (акад. Минц И. И.) (стр. 134—166)
1. Подготовка аннексионистского мира (стр. 134—140)
Обстановка перед заключением мира. Программа держав на мирной конференции.
2. Парижская конференция (18 января — 28 июня 1919 г.) (стр. 140—166)
Программа держав на мирной конференции (стр. 136—140)
Условия перемирия в известной мере предопределяли и условия мира. Эти условия в основном были подготовлены давно. Они подвергались только постоянным коррективам в связи с изменениями в соотношении сил.
Французские империалисты мечтали о расчленении Германии, стремясь ослабить опасного конкурента.
Об этом убедительно свидетельствует тайное соглашение, заключенное Францией с царской Россией в феврале 1917 г. Россия соглашалась на французский план установления границ с Германией при условии, если Франция удовлетворит стремление царя получить Константинополь и проливы и признает за Россией полную свободу в установлении ее западных границ. По этому тайному соглашению Франция получала Эльзас-Лотарингию и весь углепромышленный бассейн долины реки Саар. Граница Германии проходила по Рейну. Территории, расположенные по левому берегу Рейна, отделялись от Германии и составляли автономные и нейтральные государства. Франция занимала эти государства своими войсками до тех пор, пока Германия окончательно не удовлетворит всех условий и гарантий, которые включены будут в мирный договор.
В свое время опубликование Советским правительством этого секретного соглашения вызвало переполох во всем мире. Английский министр иностранных дел Бальфур
Артур Джеймс
БАЛЬФУР
(1848 — 1930)
министр иностранных дел Великобритании 10 декабря 1916 — 23 октября 1919.
(См.: Биографию) 19 декабря 1917 г. раздраженно заявил в палате общин: «Мы никогда не давали своего согласия на это дело. Никогда мы не желали этого, никогда не покровительствовали этой идее» 1.
1. Цит. по кн.: С. Бекер. Вудро Вильсон. Мировая война. Версальский мир. М. — Пг., 1923, стр. 91.
Французская пресса с хорошо оплаченным возмущением писала, что все это «выдумки». Но граница по Рейну всегда в том или ином виде оставалась требованием французских империалистов. На ней настаивали прежде всего французские генералы. Всю Англию обошло интервью маршала Фоша, данное им корреспонденту «Таймс» 19 апреля 1919 г. Ударяя карандашом по карте французско-германской границы, Фош говорил: «Здесь нет никаких естественных преград вдоль всей границы. Неужели здесь мы должны будем удерживать немцев, если [стр. 136] они снова нападут на нас? Нет! Здесь! Здесь! Здесь!» 2. И маршал несколько раз прочертил карандашом по Рейну. Кроме того, французские стратеги стремились сколотить к востоку от Германии блок стран, которые заменили бы прежнего союзника — царскую Россию. Польша и Чехословакия, Румыния и Югославия должны были составить цепь союзников Франции и вместе с тем барьер между Германией и Советской Россией.
2. См. Д. Ллойд Джордж. Европейский хаос. М. — Л., 1924, стр. 35.
Французские империалисты рассчитывали на то, что страны Центральной и Юго-Восточной Европы будут активными участниками интервенции против Советской России и Советской Венгрии. Огромной контрибуцией французские империалисты надеялись подорвать экономическую мощь Германии. Свои колонии Франция надеялась расширить за счет Германии в Африке и за счет Турции в Малой Азии.
Выполнение этого плана, т. е. господство над Центральной и известной частью Восточной Европы, проникновение на Балканы, укрепление позиций в Африке и на Ближнем Востоке, сделало бы Францию гегемоном Европы. Это предстояло закрепить на мирной конференции. «. Этот мирный договор, как и все другие, является и не может не быть лишь продолжением войны» 3, — писал Клемансо в предисловии к книге Тардье, своего ближайшего советника и члена французской делегации на Парижской конференции.
3. André Tardieu. La paix. Paris, 1921, p. XIX.
Выполнение программы Франции выпало на долю человека, который как-то сказал, что «20 миллионов немцев являются излишними». Это был Клемансо. За долгие годы политической борьбы он приобрел огромный опыт. «Сокрушитель министерств», «тигр» — таковы были клички Клемансо, которому удалось ловкими маневрами опрокинуть несколько министерских кабинетов.
Позиция французской дипломатии на конференции была довольно сильной: за ее спиной стояла огромная континентальная армия; маршал Фош диктовал Германии условия перемирия и многого уже добился.
Но даже такому опытному и непреклонному политику, как Клемансо, было трудно проводить на конференции свою программу. Переговоры об империалистическом мире превращались не столько в «продолжение войны» с Германией, сколько в борьбу недавних союзников.
Английскую делегацию в Версале возглавлял Ллойд Джордж. Морское превосходство Англии определяло ее позицию на конференции. Германия как морская держава перестала существовать. Правда, флот ее не был разбит в бою, но [стр. 137] значительная его часть стояла в английской гавани Скапа-Флоу. Колонии Германии в большей части перешли к Англии. В ее же руках находились Месопотамия, Аравия и Палестина, отнятые английской армией у Турции. Превосходство Англии подкреплялось союзом с Японией. Опираясь на Японию, Англия рассчитывала противостоять США. С другой стороны, для борьбы с возросшими претензиями Франции ей можно было опираться на те же США, которые, исходя из своих интересов, не хотели гегемонии Франции в Европе. Проникновение Франции на Балканы Англия рассчитывала нейтрализовать, поддержав против Франции Италию и, с другой стороны, организовав балканские страны против Франции.
Английская буржуазия была противницей передачи ряда германских территорий Франции и ее союзникам. Возражая против расчленения Германии, Ллойд Джордж надеялся использовать ее против Советской страны. А это требовало сохранения Германии как военной державы. Увлеченные антисоветскими комбинациями, английские политики не думали о том, что это давало возможность Германии, собравшись с силами, вновь выступить против той же Англии.
Положение Америки в кругу мировых держав резко изменилось в конце войны. Из страны-должника США превратились в страну-кредитора, которой Европа задолжала свыше 10 млрд. долл. К концу войны США сосредоточивали у себя около 40% мировых запасов золота. В 1919 г. общая сумма долгосрочных американских капиталовложений за границей, частных и государственных, достигала 13 млрд. долл. 4
4. «Советская Россия и капиталистический мир в 1917—1923 гг.». М., Госполитиздат, 1957, стр. 131.
В течение длительного периода США не участвовали в военных действиях на континенте, взяв на себя роль поставщика продовольствия, боеприпасов и займов воюющим государствам, главным образом странам Антанты. Поставки в Европу неслыханно обогатили американские монополии. Стремление к еще большей наживе привело американских монополистов к непосредственному участию в войне за передел мира. В итоге роль США в капиталистическом мире значительно возросла. Быстрое укрепление экономической мощи США в результате высокой военной конъюнктуры явилось основой для усиления их экспансионистской внешней политики.
В целях активной защиты интересов американского империализма президент США впервые в истории покинул пределы страны, отбыв в Старый Свет, в Европу.
Тогдашних руководителей Америки пугало морское могущество Англии. «Уничтожение германского военного флота, — [стр. 138] признавал Бекер, написавший книгу о Вильсоне, — давало британцам беспримерный в истории перевес над всеми державами. Морское могущество Англии увеличилось еще в большей степени благодаря союзу между Британией и Японией, третьей великой державой мира» 5.
5. С. Бекер. Вудро Вильсон. Мировая война. Версальский мир, стр. 396.
В целях ослабления Англии и Японии США добивались расторжения англо-японского союза. Весьма важное значение Вильсон придавал тому, чтобы не допустить полного разгрома Германии. В этом вопросе США и Англия были вполне солидарны.
В вопросе же о планах уничтожения Советской России и подавления революционного движения всюду, где оно развивалось, американские империалисты полностью сходились во взглядах с английскими и французскими.
В позиции США были сильные стороны. Формально мирный договор строился на основе «14 пунктов» Вильсона, — по крайней мере обе враждующие коалиции официально об этом заявили. Американскому президенту усиленно создавали славу «миротворца».
Вильсон в общем умело и успешно использовал сильные позиции США, несмотря на то что встретил в лице Клемансо и Ллойд Джорджа весьма опытных дипломатических соперников. К числу успехов США следует отнести, в первую очередь, заключение перемирия на основе «14 пунктов», включение Устава Лиги наций в мирный договор, отказ Италии в ее притязаниях. Но у американской дипломатии были и уязвимые места. Прежде всего Вильсон не имел большинства в конгрессе: на последних президентских выборах в ноябре 1918 г. демократическая партия, лидером которой он был, потерпела поражение, поэтому ему приходилось все время оглядываться на оппозицию.
Особое место в политике США занимала борьба против Советской России. Уже «14 пунктов» Вильсона достаточно наглядно свидетельствовали об этом.
Судя по географической карте, заготовленной государственным департаментом США для американской делегации на Парижской мирной конференции, правительство США намеревалось отторгнуть от России всю Прибалтику, Белоруссию, Украину, Кавказ, Сибирь и Среднюю Азию, оставив нетронутой лишь. среднерусскую возвышенность. Вильсон предлагал также признать белогвардейские правительства и предоставить им помощь. Группа белогвардейских деятелей во главе с бывшим премьером Временного правительства князем Львовым создала в Париже свое «политическое совещание». В его состав [стр. 139] входил и «посол» Бахметьев, были представлены все без исключения марионеточные власти. В ходе работы мирной конференции, при обсуждении «русского вопроса», ее организаторы считали возможным приглашать и заслушивать участников этого самозванного совещания как представителей России.
Хотя Италия на мирной конференции и числилась в группе великих держав, но после поражения у Капоретто с нею мало считались.
Противоречия между странами не могли не прорваться наружу в ходе мирной конференции. Это было ясно для всех. Не случайно Бальфур опасался: «По-видимому, мирная конференция превратится в несколько беспокойное и бурное предприятие» 6. [стр. 140]
6. Цит. по кн.: С. Бекер. Вудро Вильсон. Мировая война. Версальский мир, стр. 122.
Вверх
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 585—587
События в Германии вызвали активизацию антисоветских происков реакционных кругов западных держав. Возник вопрос о военно-политическом союзе Англии и Франции с фашистскими государствами Германией и Италией. Инициаторы его полагали, что при помощи такого союза удалось бы урегулировать, в частности, острые франко-германские противоречия, а главное — «изолировать Советский Союз от Западной Европы», подготовить почву для совместного выступления против него.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 145
17 февраля заканчивался срок перемирия с Германией. Ведение переговоров находилось в руках маршала Фоша. Можно было внести в условия перемирия многое из того, что хотелось бы видеть в мирном договоре, — так, кстати, до сих пор и действовала Франция. Но когда французский премьер-министр в Совете десяти заявил о продлении перемирия и повел речь о том, что условия его следует еще раз пересмотреть, Вильсон высказался против. Клемансо с жаром настаивал на своем.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 428-430
Подписание Германией гарантийного Рейнского пакта и вступление в Лигу наций ставило под сомнение ее верность «политике Рапалло», открывавшей перспективы дружественных отношений и взаимовыгодного экономического сотрудничества Германии с Советским Союзом. Однако в ряде дипломатических бесед, в переписке с Советским правительством германское правительство всячески заверяло его в неизменности своей «лояльной и благожелательной к СССР» позиции.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 146—147
В «комиссии отеля Крийон» тем временем шла лихорадочная работа. Вильсон спешил к сроку (13 февраля) закончить Устав Лиги наций. Это было нелегко: каждый пункт вызывал разногласия. Длительную дискуссию вызвал вопрос, чей проект Устава положить в основу обсуждения. В конце концов был принят за основу объединенный англо-американский проект, согласованный на ряде частных совещаний.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 134—136
Перемирие между Антантой и германским блоком было заключено на 36 дней. Пять раз в течение этого времени Германия просила о заключении хотя бы прелиминарного мира. Антанта не соглашалась. «Ждем Вильсона», — гласил ее неофициальный ответ. Дело, однако, было не только в Вильсоне, — американский президент не торопился и прибыл в Париж только 13 декабря 1918 г. Победители не успели еще договориться об условиях мира.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 161—164
По Версальскому мирному договору Германия обязалась вернуть Франции Эльзас-Лотарингию в границах 1870 г. со всеми мостами через Рейн. Угольные копи Саарского бассейна переходили в собственность Франции, а управление областью было передано Лиге наций на 15 лет, по истечении которых плебисцит должен был окончательно решить вопрос о принадлежности Саара. Левый берег Рейна оккупировался Антантой на 15 лет. Территория на 50 км к востоку от Рейна полностью демилитаризировалась.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 154—156
Обрадованный Вильсон получил наконец возможность доложить окончательный Устав Лиги наций на пленарном заседании конференции 28 апреля. Леон Буржуа предложил создать военный орган при Лиге наций; Гиманс, бельгийский делегат, начал было выражать сожаление по поводу того, что Брюссель не избран местом заседаний Лиги наций. Вдруг Клемансо оборвал прения: он заявил, что предложение президента США ввиду отсутствия возражений принимается единогласно. Клемансо говорил по-французски, говорил быстро, переводчики молчали.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 147—150
С утверждением Устава Лиги нации отпадал мотив, тормозивший обсуждение условий мирного договора. Совет десяти приступил к работе. Состав его несколько изменился. Ллойд Джордж уехал в Лондон. Орландо направился с отчетом в Рим. Клемансо был прикован к постели выстрелом анархиста. Глав правительств заменили министры иностранных дел. Представитель Англии лорд Бальфур предложил обсудить основные вопросы мира — о границах Германии, о возмещении ею убытков и т. п. Закончить обсуждение надо было не позже середины марта.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 413-414
В англо-французских переговорах Италия участия не принимала. В ответ на ноту Бриана Муссолини заявил, что, поскольку пакт касается исключительно рейнской границы, он не представляет для Италии непосредственного интереса и итальянское правительство предпочитает оставить за собой свободу действий.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 150—153
25 марта 1919 г. Ллойд Джордж прислал Клемансо и Вильсону с дачи, где обычно проводил конец недели, меморандум, озаглавленный «Некоторые замечания для мирной конференции до составления окончательного проекта мирных условий». Меморандум этот известен под названием «документа из Фонтенбло». В нем изложена была английская программа п вместе с тем дана критика французских требований. «Вы можете лишить Германию ее колоний, — писал Ллойд Джордж, — довести ее армию до размеров полицейской силы и ее флот до уровня флота державы пятого ранга.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 164
Покончив с Германией, победители приступили к переговорам с ее союзниками. 10 сентября 1919 г. в Сен-Жерменском дворце был подписан договор с Австрией. Она обязывалась передать Италии часть провинций Крайны и Каринтии, Кюстенланд и Южный Тироль. Югославия получила большую часть Крайны, Далмацию, Южную Штирпю и Юго-Восточную Каринтию. В Клагенфурте было постановлено провести плебисцит: он закончился в свое время в пользу Австрии. Чтобы вбить клин между Венгрией и Австрией, от первой был отнят Бургенланд и передан второй. Буковину отдали Румынии.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 140—142
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 157—161
Германские представители были приглашены в Версаль на 25 апреля. В телеграмме подчеркивалось, что германская делегация вызывается для получения текста прелиминарного мира. Оскорбившись этим, министр иностранных дел граф Брокдорф-Ранцау ответил, что высылает делегатов, которые будут снабжены полномочиями для принятия проекта договора и передачи его германскому правительству. В новой телеграмме Клемансо просил выслать делегацию, облеченную полномочиями обсуждать все вопросы, связанные с миром.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 458-459
Правящие круги западных держав изображали итоги Локарнской конференции как серьезный успех дела «умиротворения Европы». Штреземан, Чемберлен и Бриан были награждены Нобелевскими премиями мира. Локарнские договоры вслед за Версальским договором и «планом Дауэса» были объявлены «инструментом мира». Газета «Правда», разоблачая эти лицемерные утверждения, писала: «Версаль — инструмент мира, план Дауэса — инструмент мира, Лига наций — инструмент мира: вся наша Земля какое-то кладбище инструментов мира. ».
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 142—145
Конференция, которой предстояло предъявить мирный договор Германии, открылась 18 января в Париже, в зале министерства иностранных дел Франции, на набережной Кэ д’Орсэ.
Открывая конференцию, президент Франции Пуанкаре в большой речи потребовал санкций против виновников войны и гарантий против новой агрессии. Он сразу же выдвинул программу расчленения Германии. Но другие делегаты больших стран не поддержали французской позиции.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 164—166
Историки дипломатии сравнивали иногда Версальскую конференцию с Венским конгрессом. Действительно, между обеими конференциями много внешнего сходства. Версальская конференция длилась так же долго, как и Венский конгресс. Так же, как в Вене, в Версале много танцевали и туго подвигались вперед. Заседания конференции часто прерывались сведениями о революционных вспышках в Европе. Самые задачи Лиги наций сближались с целями Священного союза: они сводились прежде всего к охране новой системы международных отношений от революции.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 594—596
В период работ Женевской конференции по разоружению, в которой Советский Союз принял деятельное участие, в Лондоне была созвана Международная экономическая и финансовая конференция. На этой конференции, начавшейся 12 июня 1933 г., обсуждались такие вопросы, как мировой экономический кризис и меры борьбы с ним.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 465-470
В сложной международной обстановке, чреватой военной опасностью, Советское правительство еще более усилило внимание к вопросам сохранения мира и обеспечения государственных интересов Советского Союза. XIV съезд РКП (б), состоявшийся в декабре 1925 г., выдвинул в качестве основной задачи партии проведение в жизнь ленинского плана социалистической индустриализации страны, который мог быть успешно выполнен только в условиях мира.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 156—157
Итак, соглашение было достигнуто. Устав Лиги наций принят. Оставалось закончить обсуждение условий мирного договора. Многочисленные комиссии Парижской конференции спешно заканчивали работу. Снова не раз вспыхивали споры по тому пли иному вопросу. Так, англичане и американцы, располагавшие многочисленным надводным военным флотом, требовали уничтожения подводных лодок. «Их следует объявить вне закона», — говорил Вильсон.
История дипломатии. Т. 3. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1965., стр. 596—599
Важным политическим событием явилось установление дипломатических отношений между СССР и Соединенными Штатами Америки — главной страной капитализма, правящие круги которой на протяжении длительного времени выступали вдохновителями «непризнания» Советского Союза. Этот акт, с одной стороны, свидетельствовал о росте влияния СССР на мировой арене, с другой — фиксировал несостоятельность многолетней политики американских официальных кругов в отношении нашей страны.