Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами

Организационные теории

7.2. Теории организационного поведения

Начало разработки данной теории относится к 20-м гг. XХ в. и связано с именами таких известных ученых, как Э. Мэйо, Ф. Ретлисбергер, Ч. Бернард, Ф. Селзник и др. В нашей стране идеи научного управления трудовыми коллективами развивали А. Гастев, О. Ерманский, Н. Витке, П. Керженцев.

Первоначально наличие на предприятии автономных групп с независимыми интересами квалифицировалось как дисфункция, характерная для формальной структуры организации. Позднее было установлено, что эта дисфункция не носит негативного характера, а служит естественной реакцией на монотонность работы вследствие разделения труда и специализации.

Критерием успешности работы, согласно теории человеческих отношений, считается повышение эффективности организации за счет совершенствования человеческих ресурсов. Наиболее системно видение факторов эффективной организации предложил Р. Лайкерт. Согласно его «Системе-4» организация строится на человеческих мотивациях, которые проявляются посредством:

Чтобы способствовать реализации этих процессов, план развития организации должен предусматривать три положения:

В структурном плане организация рассматривается как отдельные группы, соединяемые руководителями. Неслучайно Р. Лайкерт говорил о теории связующих звеньев и предложил структуру, названную «булавочная цепь». Группы, руководители которых входят в состав других групп как рядовые участники, соединяют группы «булавочной цепью» (рис. 7.1).

Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть картинку Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Картинка про Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами

Дальнейшее развитие организационных теорий сопровождается настойчивыми попытками объединить классическую организационную теорию и теорию человеческих отношений.

Проблема принятия авторитета организацией должна рассматриваться в связи с зоной индифферентности, т. е. с учетом того, что каждый индивид охотно принимает приказы лишь в определенных границах. Администраторы должны уметь определять эту зону, чтобы рассчитывать на повиновение подчиненных.

Г. Саймон в своих работах исследовал влияние установленных целей на рациональное поведение работников организаций. Исследуя поведение «делового человека», полностью информированного о деятельности организации, он предложил концепцию административного работника, преследующего собственные интересы, но не всегда знающего, каковы они, поскольку он должен участвовать в выполнении общественных целей. Г. Саймон рассматривал организации как системы, в которых люди являются «механизмами, принимающими решения». Сущность деятельности управляющих, администраторов, их власти над подчиненными заключается в создании фактических и ценностных предпосылок, на которых основываются решения каждого члена организации. Создание равновесия между побуждением и вкладом в работу, при котором все члены организации готовы активно участвовать в ее деятельности, достигается в процессе идентификации индивида с организацией. Функция идентификации заключается в создании соответствующих стимулов, побуждающих всех членов организации идентифицировать личные интересы и интересы организации.

По Саймону, управляющие должны эффективно использовать все формы внешнего влияния, чтобы изменить личность работника, трансформировать человека настолько, чтобы он совершал желаемые действия скорее вследствие своей собственной мотивации, чем под влиянием инструкций, получаемых в данный момент.

По мнению Г. Саймона, организационная теория не может исходить из понятия полной рациональности, поскольку из бесконечно большого числа возможных альтернатив люди в состоянии видеть лишь немногие, так же как и предсказывать лишь немногие последствия, допуская при этом ошибки.

Существует три группы факторов, ограничивающих рациональность ЛПР :

С организационной точки зрения, утверждает Д. Марч, большинство организаций есть организации анархии, в которых для ЛПР характерны как минимум :

В целом теория административного поведения делает акцент на важность правил и установленных порядков, направленных на поддержание рационального поведения внутри организации.

Поиск рациональной системы управления предопределило появление универсальной теории упорядочивания организаций, являющейся результатом исследовательского проекта У. Брауна и Э. Джеквеса в Гласиеровской металлургической компании в Лондоне. По существу, эта теория стремится представить организацию как совокупность четырех подсистем (рис. 7.2). Каждая подсистема выполняет исключительные функции в рамках организации, хотя они частично пересекаются и взаимодействуют.

Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть картинку Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Картинка про Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами

Следует отметить, что реальных различий между ролями руководителей в исполнительской и апелляционной подсистемах нет.

На наш взгляд, предлагаемые концепции являются интерпретацией теории административного поведения, где главный акцент сделан на поиск объективных принципов взаимодействия субъекта и объекта управления с учетом личных интересов каждого, а не только интереса организации в целом, что присутствовало в классической организационной теории. Неслучайно Г. Саймон называет принципы классической теории «доморощенными притчами, мифами и лозунгами».

Источник

Как детство и родители влияют на наше отношение к деньгам

Стереотипы, которые мы впитываем с молоком матери

Деньги — возможно, самая интимная тема во многих обществах. Опросы показывают, что людям проще говорить о своих сексуальных отношениях и проблемах в браке, чем о проблемах с деньгами.

Но эти очень личные темы крепко связаны: согласно большому количеству исследований, отношения с близкими нередко отражаются на финансовом поведении, а финансовое поведение, в свою очередь, может укреплять или разрушать семью.

Лишь один пример: чувство удовлетворенности жизнью человека зависит от того, насколько мудро его романтический партнер обращается с деньгами. Если человек считает, что финансовое поведение его пары рационально, то это повышает его уровень счастья. И, наоборот, понижает, если он считает партнера транжирой.

У этих взаимосвязей есть и нейробиологическая основа: мозг человека одинаково реагирует на разбитое сердце и отсутствие денег. Поэтому многие психологи считают: чтобы разобраться с нерациональным финансовым поведением, следует внимательнее посмотреть на отношения с родными и близкими — в прошлом и настоящем.

Курс о больших делах

Что такое теория привязанности

Чтобы проанализировать модели поведения людей, психологи часто обращаются к теории привязанности. Эта знаменитая концепция описывает, как отношения с родителями и другими значимыми взрослыми в детстве влияют на то, как люди ведут себя уже во взрослом возрасте. Теорию привязанности в 1950—1970-х годах разработали психиатр Джон Боулби и психолог Мэри Эйнсворт.

Одна из первых работ Боулби была проведена с участием 88 подростков, половина из которых попалась на воровстве. Он установил, что 41% правонарушителей еще до пятилетнего возраста как минимум полгода жизни провели вдали от матери. В контрольной группе — где были подростки без истории правонарушений — с таких опытом было лишь менее 5% человек.

44 подростка, попавшихся на воровстве: их характер и домашняя жизнь — статья Джона БоулбиPDF, 11,9 МБ

В 1951 Боулби подготовил для ВОЗ доклад о послевоенном поколении беспризорных детей. В нем он показал, как отсутствие теплой связи с матерью или другим взрослым в детстве значительно повышает риски развития ментальных проблем — от депрессии до шизофрении — уже во взрослом возрасте. Но оставался еще один вопрос — какие именно паттерны поведения родителей приводят к созданию прочной связи c ребенком? Пролить свет на это помогли эксперименты Мэри Эйнсворт.

На следующем этапе мать возвращалась, а незнакомец выходил, а в конце выходила и мать — ребенок в течение нескольких минут находился в одиночестве. Исследователи наблюдали за тем, как ведут себя дети, через экран в стене. Реакции детей зависели от того, как матери взаимодействовали с ними в реальной жизни.

Всего исследователи выделили три типа детской привязанности.

Но даже учитывая эти оговорки, многие психотерапевты считают теорию привязанности отправной точкой при анализе того, как семья влияет на поведение человека. Исследования подтверждают, что паттерны поведения, перенятые от родителей, влияют на то, как уже взрослые люди выстраивают отношения между собой, хотя и не определяют паттерн на 100%.

Как это работает, описали психиатр и нейробиолог Амир Левин и социальный психолог Рэйчел Хеллер в своей книге «Подходим друг другу». Основываясь на наработках Мэри Эйнсворт и современных исследователей, они выделяют четыре типа привязанности, которыми можно описать модель поведения взрослого человека в отношениях:

Эти типы, безусловно, не определяют личность и все поведение человека. В большинстве людей сочетаются разные типы привязанности, какая-то сторона может ярче проявляться в одних ситуациях, какая-то — в других. При этом типы привязанности могут меняться со временем. Например, в отношениях с надежным партнером человек с тревожным типом привязанности имеет все шансы также стать надежным.

Источник

12 психологических терминов, значение которых ты должен знать

Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть картинку Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Картинка про Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами

«Амбивалентность», «ригидность», «катарсис». Если ты хочешь выражать свои мысли и чувства не на уровне школьника, то придется разобраться в значении некоторых психологических терминов. К тому же это отличный способ расширить свой словарный запас и при удобном случае блеснуть умом в разговоре.

1. Эмпатия

Что ж, начнем с самого очевидного. Эмпатия — это способность осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Если говорить проще, эмпаты — люди, которые умеют ставить себя на место другого человека, понимают чувства окружающих и проявляют готовность оказать им необходимую поддержку. Допустим, если ты переживаешь вместе с другом, который рассказывает тебе неприятный случай из своей жизни, эмоционально поддерживаешь свою подругу, которую бросил парень, и часто ловишь себя на том, что проживаешь чувства даже малознакомого человека вместе с ним самим, — ты эмпат.

2. Прокрастинация

«Сделаю это завтра — никуда не денется», «доделаю тогда, когда у меня будет на это настроение», «это нужно мне не срочно, так что можно и подождать» — вот она, прокрастинация, или откладывание дел на потом. То самое состояние, когда ты понимаешь, что тебе обязательно нужно сделать что-то, но браться за работу ты не хочешь. И заставить себя практически невозможно.

При этом ты начинаешь испытывать вину за то, что не успел переделать дела, — вот главное отличие от обыкновенной лени. Когда ты ленишься, тебя не терзает совесть, а когда ты прокрастинируешь — ты начинаешь переживать.

3. Фрустрация

Хотя бы однажды ты наверняка испытывал чувство нереализованности, которое становилось причиной отсутствия мотивации и желания что-либо делать. Это и называется фрустрацией. Когда кажется, что ты в жизненном тупике: тебе всё осточертело, и ничего не получается.

Больше всего к фрустрации склонны люди, которые имеют точное представление о способе достижения поставленной цели и стараются придерживаться этого плана. Любое отклонение от намеченного курса может привести их к замешательству.

4. Амбивалентность

Амбивалентность — это особенность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же предмет (или ситуация) вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (к примеру, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, дружелюбие и враждебность). Швейцарский психиатр Э. Блейлер считал амбивалентность одним из признаков шизофрении. На самом же деле амбивалентность абсолютно нормальна в отношении объекта, который играет в жизни человека неоднозначную роль.

5. Инсайт

Если переводить напрямую с английского языка, insight — это способность постигать суть, внезапное озарение, нахождение верного решения. Обычно в сложных задачах приходит инсайт, то есть озарение. После нескольких часов или дней, потраченных на поиск оптимального решения, ты вдруг четко понимаешь, что тебе нужно делать дальше.

Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть картинку Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Картинка про Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами

6. Конформизм/нонконформизм

Прежде всего стоит разобраться в том, что такое конформность. Конформность — это склонность человека менять свое первоначальное мнение об объекте под влиянием окружающих. Чаще всего это происходит из-за боязни быть не как все, не понравиться другим людям, выглядеть глупо. Но погоди с негативной оценкой — конформность является еще и элементом социализации человека. Одно из полезных ее проявлений — это способность усвоения норм и правил поведения, установленных в обществе.

Нонконформизм — это противоположное понятие, выражающее отстаивание человеком своего мнения, даже если оно отличается от мнения большинства.

7. Катарсис

По сути катарсис — это эмоциональная разрядка, которая наступает в процессе долгого переживания, волнений. Как только эмоции выплеснуты — настает облегчение. К примеру, у человека есть проблема, которая в какой-то момент достигает своего пика, и он начинает страдать. Но страдать вечно оказывается невозможным — проблема постепенно отходит на второй план или теряет свою актуальность. Злость стихает, и наступает момент, когда человек высвобождается от всех отрицательных эмоций.

8. Ригидность

Под термином «ригидность» понимают неспособность человека изменить свои устои и привычки, даже если этого требует сложившаяся ситуация. Новое просто не воспринимается индивидом. Самый распространенный пример — отказ поменять свою точку зрения, даже ввиду появления новых фактов, опровергающих ее. В общем, ригидный человек — это своего рода заложник стереотипов и штампов.

9. Ассертивность

В современном мире это одно из самых важных качеств человека. Ассертивность — сдержанное и уважительное отстаивание своих интересов без ущемления при этом прав окружающих. К примеру, продавец-консультант подходит к человеку в магазине и предлагает свои услуги, в которых тот не нуждается. Грубо будет ответить: «Я разберусь сам! Оставьте меня». Ассертивный ответ: «Спасибо за предложение, но мне не нужна ваша помощь».

10. Обсессия

Обсессия — это навязчивые мысли и идеи, которые спонтанно возникают в голове у человека и не поддаются контролю. Самостоятельно избавиться от обсессии не получается, переключить внимание на что-то другое попросту невозможно. Наглядный пример обсессии — возвращение домой, чтобы проверить, перекрыт ли газ и не оставлен ли включенным утюг.

11. Локус контроля

Термин обозначает приписывание своих успехов и провалов влиянию внешних факторов или собственным способностям. То есть человек либо валит всё на неудачное стечение обстоятельств, либо полностью берет на себя ответственность за свои действия.

Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть картинку Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Картинка про Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами

12. Интроспекция

Интроспекция — это самонаблюдение. С помощью этого метода человек может познавать себя, свои мысли, чувства, переживания. Главный плюс такого метода в том, что человек может самостоятельно заняться исследованием себя. Но тут же стоит упомянуть и о главном минусе: исследование может получиться необъективным.

Источник

Счастье можно купить: 7 правил, которые помогут тратить деньги с пользой для души

Вопреки мнению многих, богатство не гарантирует высокого уровня счастья. Дело в том, что деньги — всего лишь инструмент, и нужно уметь правильно его использовать. Мы изучили ряд научных исследований и на их основе сформулировали 7 принципов, которые помогут вам тратить деньги так, чтобы гарантированно чувствовать себя довольными жизнью.

Исследования доказывают, что мы неправильно предсказываем, насколько нас осчастливят деньги. Корреляция между доходом и уровнем счастья действительно наблюдается, но лишь до определенного момента. После достижения «достаточного» уровня доходов их рост перестает делать людей счастливее.

Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть картинку Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Картинка про Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами

Элизабет Данн и ее команда провели два эксперимента.

В первом ученые попросили одну группу обычных американцев предсказать, как будет меняться уровень счастья других людей в зависимости от доходов. Другую группу попросили оценить уровень счастья, который они сами испытывают при их текущих доходах.

Оказалось, что при ежегодном доходе в 1 млн долларов люди оценивали себя как более счастливых, чем при доходе в 5000 долларов, — но разница была далеко не такой значительной (люди с доходом 5000 долларов в год в США считаются бедными, среднегодовой доход в Штатах приблизительно равен 60 000 долларов).

Когда людей просят поразмышлять о связи денег и счастья, они оценивают ее слишком высоко. Особенно люди склонны переоценивать уровень несчастья, вызванный скромным финансовым положением.

Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть картинку Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Картинка про Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами

Во втором эксперименте команда ученых попросила респондентов предсказать, насколько они сами будут счастливы при разных уровнях дохода. Затем испытуемые снова оценивали свой реальный уровень счастья при текущих доходах.

Результаты повторились: участники эксперимента значительно переоценивали влияние денег на уровень их счастья.

Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть картинку Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Картинка про Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами

Появилось желание воскликнуть: «Не в деньгах счастье»? Тогда давайте посмотрим на результаты исследований внимательнее.

После достижения определенного уровня доходов человек перестает чувствовать себя более счастливым. Значит ли это, что деньги не способны принести человеку радость? Вовсе нет! Это значит лишь то, что мы неправильно их используем.

Задумайтесь: мы приобретаем благодаря деньгам гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Ужин в ресторане при свечах и возможность путешествовать, качественное образование и переквалификация, оплата медицинских счетов и покупка необходимых лекарств — деньги позволяют не только покупать вещи, но и делать то, что нам нравится. Так разве мы не должны становиться счастливее, когда количество денег растет и увеличивает наши возможности?

Вы можете возразить: «Не всё в жизни можно купить». Это мнение прекрасно, популярно и не вполне точно. Ведь деньги позволяют людям жить дольше и вести более здоровый образ жизни, проводить свободное время с друзьями и семьей, владеть инструментами для профессиональной реализации и хобби, обустраивать жилье и самостоятельно выбирать, чем заниматься каждый день. Все эти возможности — потенциальный источник удовольствия, так что благодаря деньгам вы можете обеспечить себе среду, в которой ваше счастье станет более вероятным.

Для счастья важны свобода, время и выбор, которые позволят наполнить жизнь интересными делами. Если мы едва зарабатываем на удовлетворение текущих потребностей, то свободного времени у нас почти не остается. Но как только появляется излишек денег, его можно потратить на «покупку» свободного времени. Это и делает людей счастливее.

Состоятельные люди лучше питаются, получают более качественное медицинское обслуживание, могут разнообразнее проводить досуг… Ингредиентов для счастливой жизни у них больше, чем у бедных людей. И всё же они не намного счастливее. Как же так, если счастье можно купить?

Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть картинку Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Картинка про Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами

Всё дело в том, что деньги — это ресурс, которым нужно правильно распоряжаться. Увы, большинство людей не умеют этого делать и не знают базовых законов счастья, выявленных наукой. Вот 7 принципов, которые помогут вам научиться использовать деньги как инструмент повышения уровня счастья.

Принцип 1: Приобретайте впечатления вместо материальных вещей

«Пойди и купи себе что-нибудь приятное» — такой совет дают людям, когда они в плохом настроении или узнали неприятные новости. Но он ошибочен: исследования показывают, что счастливее людей делают впечатления, а не вещи.

Впрочем, некоторые покупки трудно сразу отнести к одной из категорий — например, автомобиль. Только спустя некоторое время вы понимаете, что именно приобрели: материальный товар или впечатления. Если вы купили дорогую машину ради статуса, то вы приобрели вещь. А если автомобиль позволяет вам в длительных поездках чувствовать себя комфортнее, экономить время и силы — вы купили впечатления.

Почему так происходит? Дело в том, что материальные вещи радуют нас недолго. Мы слишком быстро привыкаем к их появлению и перестаем получать удовольствие от обладания ими. Зато о приобретенных впечатлениях мы склонны вспоминать чаще, чем о материальных вещах, а память о пережитом опыте делает нас счастливее.

Оказывается, важно не то, чем именно вы заняты, а сам факт, что вы чем-то занимаетесь. Психолог Михай Чиксентмихайи, который популяризировал понятие «состояние потока», утверждает: мы чувствуем себя гораздо счастливее, когда сосредоточены на выполнении конкретной деятельности, чем во время мысленного блуждания. Блуждающий ум — несчастный ум. Одно из преимуществ приобретения впечатлений в том, что они заставляют нас сосредоточиться на настоящем моменте и быть «здесь и сейчас».

Читайте также

Другой довод в пользу покупки впечатлений: мы скорее поделимся с другими людьми нашим опытом, чем вещами, — а другие люди, оказывается, наш самый главный источник счастья (об этом дальше).

Как использовать принцип. Тратьте деньги на то, что позволит вам получить впечатления или приобрести новый опыт, а не на то, что будет просто радовать глаз.

Принцип 2: Помогайте другим больше, чем себе

Люди — самые социальные животные на нашей планете. Ученые считают, что именно гиперсоциальность заставила наш мозг утроиться в размерах всего за два миллиона лет. Неудивительно, что качество социальных отношений — решающий фактор нашего счастья!

Почти всё, что мы делаем для улучшения наших связей с другими, улучшает и наше самочувствие. В том числе трата денежных средств. Чем больше наши просоциальные расходы (подарки другим или пожертвования на благотворительность), тем счастливее мы себя чувствуем. Причем этот эффект наблюдается в разных культурах.

Эмоциональную выгоду от просоциальных расходов удалось зафиксировать с помощью МРТ: даже вынужденный выбор отдать деньги другому человеку активизировал «систему вознаграждения» мозга.

Исследования показывают, что подарок романтическому партнеру может повысить вероятность того, что отношения закончатся браком. Этот эффект, по мнению исследователей, связан с подчеркиванием нашего сходства с партнером, что делает отношения более прочными.

Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть картинку Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Картинка про Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами

Наука доказывает, что просоциальные расходы доставляют удовольствие, однако мы по-прежнему ошибочно полагаем, что трата денег на удовлетворение собственных нужд сделает нас счастливее, чем траты на других людей.

Что еще более странно: одна только мысль о деньгах делает людей менее склонными потратить их на благотворительность или помощь знакомым.

Как использовать принцип. Тратьте больше на других людей. Хотите, чтобы эти деньги были максимально полезны, — ознакомьтесь с идеей эффективного альтруизма.

Принцип 3: Покупайте много маленьких удовольствий вместо нескольких больших

Счастье больше связано с частотой и длительностью получения эмоционального опыта, нежели с его интенсивностью. Дэниел Канеман различает два вида счастья: «испытывающее» и «помнящее» — первое связано с непосредственным переживанием, второе сохраняется в воспоминаниях. Когда мы рассказываем окружающим о своих переживаниях счастья, мы как раз активизируем «помнящий» вид.

Маленькие регулярные удовольствия лучше подпитывают нашу память о счастье по сравнению с большими и редкими, которые со временем стираются из воспоминаний. Кроме того, люди быстро привыкают и становятся «толерантными» к интенсивным удовольствиям.

Маленькие удовольствия не так сильно подвержены эффекту уменьшения предельной полезности — этот эффект означает, что первое яблоко всегда приносит больше удовольствия, чем второе. Эксперименты показали, что люди чувствуют себя счастливее, съедая порцию печенья понемногу за несколько раз, а не за один присест.

Богатство, таким образом, может подрывать нашу способность наслаждаться маленькими вещами. Это одна из причин того, почему богатые люди зачастую менее счастливы, чем средний класс: привычка к интенсивным удовольствиям снижает способность испытывать счастье от таких маленьких вещей, как чашка кофе.

Что помогает получать удовольствие от маленьких вещей:

Всё это способствует выработке хороших порций гормона поощрения дофамина, во многом отвечающего за наше переживание удовольствия.

Как использовать принцип. Предпочитайте маленькие частые радости редким и интенсивным. Делайте маленькие удовольствия новыми, неожиданными, неопределенными и изменчивыми.

Принцип 4: Платите сейчас, потребляйте потом

Обычно всё происходит ровно наоборот. Магазины буквально кричат покупателям: «Используй сейчас, а плати потом», — предлагая беспроцентные рассрочки на покупки. Но такое поведение не делает людей счастливыми. Принцип 4 кажется контринтуитивным, но имеет научное обоснование.

Сдвиг в сторону немедленного получения удовольствия и отсрочки платежа подрывает благосостояние.

Во-первых, установка «потребляй сейчас, плати потом» побуждает людей к недальновидному поведению: мы накапливаем долги, не откладываем на пенсию и т. д. Но ведь в итоге по счетам нужно будет платить — и когда этот день придет, беззаботной жизни настанет конец.

Во-вторых, немедленное потребление убивает предвкушение — важную часть удовольствия.

В одном исследовании ученые определяли, как студенты подбирали подарки для двух групп людей: тех, кто уже оказал им помощь, и тех, кто только собирался это сделать. Студенты покупали подарки в обоих случаях, но подарок для тех, кто только собирался им помочь, был дороже. Это значит, что события в будущем мы наделяем большей значимостью, чем уже произошедшие.

Задержка потребления может изменить выбор покупателей. Например, участников эксперимента попросили выбрать закуски среди яблок, бананов, чипсов со вкусом паприки и батончиков «Сникерс». Большинство выбрали нездоровую закуску, если должны были съесть ее немедленно. А когда нужно было выбрать закуску для следующей недели, участники склонялись к более полезным вариантам.

Доктор философии и психолог Келли Макгонигал считает, что, планируя наперед, мы устанавливаем связь с будущим «Я». Оно кажется нам лучше нас сегодняшних: у него много здоровых привычек, оно более дисциплинированно. Думая о своем идеальном будущем «Я», мы стремимся поддержать уверенность в нем собственным поведением и делаем максимально полезный для себя выбор, которым в итоге принесет нам больше удовольствия.

Как использовать принцип. Подумайте, что бы вы хотели сделать в будущем: отправиться в путешествие, пройти курс массажа или начать психотерапию. Спланируйте будущее и оплатите как можно больше заранее: в случае с путешествием — билеты, проживание, положите на отдельный счет сумму для расходов в поездке; в случае с массажем или терапией — оплатите курс наперед. Дальше останется только наслаждаться результатом своих трат.

Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Смотреть картинку Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Картинка про Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами. Фото Поведение людей определяется больше настроением чем деньгами

Принцип 5: Думайте о том, о чем обычно не думаете

Согласно опросу 2009 года, большинство взрослых людей в Канаде мечтают о покупке загородного дома для отдыха, желательно рядом с озером. Они считают, что это даст им покой, возможность ходить на рыбалку и кататься на лодке. Но упускают из виду мелкие детали, которые могут повлиять на ощущение счастья: тучи комаров, поломки водопровода, поездки домой с уставшими детьми…

Такие мелочи часто ускользают от нас, и в итоге представление о будущем счастье искажается. И чем дальше событие во времени, тем более абстрактно мы о нем думаем. Счастье — в деталях повседневной жизни, но именно их мы не видим.

Мы склонны недооценивать влияние деталей, которые могут помешать удовольствию, и в результате, сравнивая вероятное будущее со своим текущим состоянием, переоцениваем возможное счастье.

Ученые опросили футбольных фанатов перед игрой их любимой команды. Болельщики ожидали, что завтра будут намного счастливее, если их команда выиграет. Однако на следующий день фанаты победившей команды чувствовали себя не настолько счастливыми, как предсказали.

Другую группу фанатов сначала попросили представить, что именно они будут делать каждый час после окончания игры, — и затем предсказать свой уровень счастья. Эти участники сделали более умеренные и реалистичные прогнозы о своем состоянии. Они признавали, что радость от победы их команды будет уравновешена делами и проблемами повседневной жизни.

Как использовать принцип. Хотите лучше понять, насколько счастливыми вы станете в будущем, — представляйте максимально детально, чем именно займете ваши дни. Упражнение «Мой идеальный день» не такое глупое, как может показаться.

Принцип 6: Ищите значимые детали при сравнении вариантов

В 2003 году исследователи провели интересный эксперимент в стенах Гарвардского университета. Ближе к концу первого года обучения студентов случайным образом распределили на следующие три года в один из двенадцати домов. Дома были очень разными по виду и устройству, но всё они позволяли жить вместе с друзьями-однокашниками.

Перед началом «жилищной лотереи» студентов просили предсказать, насколько они будут счастливы в каждом из двенадцати домов. Участники эксперимента обращали внимание на максимальные отличия между домами и в итоге стали жертвами предвзятого отношения: студенты переоценили уровень счастья от жизни в доме, который внешне был более привлекателен. Всё дело в том, что, сосредотачиваясь на внешних характеристиках, они упускали из виду впечатления непосредственно от жизни и общения с другими студентами-соседями.

Примерно так происходит и на рынке недвижимости: перед покупкой дома люди обычно внимательно изучают каждую его деталь и переоценивают их значимость. В результате они нередко берут кредит куда больше, чем могут себе позволить, хотя на счастье от жизни в новом доме влияет не его фасад, а соседи и окружающая обстановка.

Как использовать принцип. Когда сравниваете два варианта покупки, обращайте внимание на действительно значимые детали: на качество будущих впечатлений, их частоту и длительность и другие моменты, о которых мы говорили выше.

Принцип 7. Делегируйте принятие важных решений

На imdb.com пользователи получают доступ к огромному массиву информации, который помогает выбрать фильм для просмотра: трейлеры, краткие пересказы сюжета, подробная информация об актерском составе. Альтернативный вариант: довериться рейтингу других зрителей. Какой метод лучше?

Оказалось, что второй. В одном исследовании женщин попросили предсказать, насколько им понравится свидание с конкретным мужчиной. Первая группа оценивала успешность свидания по фото и автобиографии, вторая — по рейтингу, составленному другими участницами эксперимента.

Подавляющее большинство испытуемых полагали, что фото и автобиография позволяют точнее предсказать уровень удовольствия от свидания. В действительности оказалось ровно наоборот: опора на мнение других снизила неточность прогнозов на 50%.

Если хотите быть счастливым, старайтесь не менять уже принятые решения: как выяснили ученые, сомнения в своем выборе могут значительно снижать уровень счастья. Участников эксперимента попросили расположить девять картин Ван Гога, Моне и Эль Греко в порядке предпочтения. После того, как участники сделали выбор, организаторы разрешили половине из них поменять решение. Другой половине сказали, что их выбор окончательный и ничего изменить уже нельзя.

Те участники, которым дали возможность передумать, были менее довольны своим первоначальным выбором. Но предсказать это заранее испытуемые не смогли и считали, что будут одинаково довольны в обоих случаях.

Как использовать принцип. Один из популярных форматов принятия коллективных решений — мастермайнд : когда собирается группа людей и каждый предлагает альтернативный взгляд на проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в своей жизни. Здесь вы можете узнать, как правильно создать такую группу для себя.

Все 7 принципов учат нас одной простой идее: деньги — лишь инструмент получения счастья, а не его непосредственная причина. Как и любым инструментом, деньгами нужно правильно распоряжаться, и теперь вы знаете как.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *