Поверка или замена теплосчетчика что лучше
Новые правила поверки счетчиков. Что об этом нужно знать
24 сентября 2020 года в силу вступили новые нормы поверки счетчиков. Многие потребители озаботились этим вопросом, так как опасаются как увеличения цены за прохождение процедуры, так и роста сумм оплаты за потребление ресурсов.
Поправки внесены в Закон «Об обеспечении единства измерений» и, следует сразу отметить, что никаких особых сложностей для владельцев приборов измерения они не несут. В соответствии с поправками в Закон, меняется всего лишь процедура подтверждения факта прохождения поверки: с 24.09.2020 года актуальной является исключительно запись в электронном Реестре Росстандарта. При этом по желанию потребителя документальную (бумажную) версию тоже можно получить, однако ее роль и значение сводятся к справочной информации, юридической силой она больше не обладает.
Однако, все владельцы приборов учета, которые получили документы до 24 сентября, могут не волноваться, так как все свидетельства актуальны до срока окончания межповерочного интервала. То есть переход происходит одномоментно, но при этом учтены интересы всех потребителей.
В соответствии с введенными нормами, после поверки счетчика, ответственным лицом – специалистом, проводящим работы, должны вноситься данные в Реестр ФГИС «Аршин». При этом обязательным является то, что процедура должна осуществляться в течение суток после проведенных работ, а для потребителя доступ к информации возможен после введения в систему номера прибора учета (счетчика). Таким образом, все происходит быстро и прозрачно, однако для потребителя существует своеобразная «угроза» в виде «забывчивости» специалиста, который просто может не внести в отведенные временные рамки нужные сведения. Поэтому рекомендуется вносить данные в присутствии клиента. В случае оплошности специалиста и недосмотра заказчика доказывать факт поверки и, соответственно, достоверность получаемых с помощью прибора измерений данных, нужно будет в суде.
Преимущества новых правил поверки счетчиков
Введение электронного документооборота позволяет упростить процедуру поверки для потребителя, но не только. Также в этом случае исключаются возможности для применения различных мошеннических схем и, кроме того, при необходимости, процедура сверки данных не представляет проблем и осуществляется в оперативном режиме. Но, обязательно нужно знать, что требования к проверяющим остаются прежними, то есть: они должны предоставить официальный документ, подтверждающий их личность и полномочия. Также надо обращать внимание и на поведение специалистов: их действия должны быть четкими и понятными потребителю, задаваемые вопросы не должны выходить за рамки их компетенции, а также – они не имеют права требовать дополнительную оплату. Важно помнить и о своей личной безопасности. Поэтому не рекомендуется принимать проверяющих в одиночку, предпочтительнее привлечь для этого близких родственников, соседей. Особенно этот совет важен для одиноких пожилых людей.
Как не попасться на удочку мошенников
Бдительность в современных реалиях нельзя терять ни в коем случае, и особенно этот момент актуален в том случае, когда вводятся некие изменения в обычный порядок жизни. Мошенники, учитывая неосведомленность людей, часто пытаются воспользоваться ситуацией. Они могут под видом проверяющих устроить «чес» по квартирам с целью сбора «дани» от доверчивых граждан. Одним из их распространенных методов может быть предложение услуг по платной поверке счетчиков, с учетом изменений в Законе. Но им доверять не следует, так как никакой внеочередной поверки, а тем более замены счетчиков, не предусмотрено, изменения касаются только тех приборов, срок поверки которых наступил с 24.09.2020 года.
Кроме гастролеров-одиночек, таким способом мошенничества грешат и некоторые не совсем добросовестные компании, которые убеждают клиентов в том, что у счетчиков, установленных в их помещениях, истек межповерочный период. Также, после осмотра приборов учета, могут настаивать на замене (естественно, платной) таких счетчиков, апеллируя к тому, что они неисправны и непригодны для дальнейшей эксплуатации. И если в таких случаях реальной физической угрозы со стороны мошенников нет, то финансовый ущерб для клиентов оказывается весьма ощутимым, притом, что счетчик еще мог бы прослужить отведенное ему время до плановой поверки или замены, по истечении срока службы.
Чтобы избежать неприятных для себя последствий, каждый владелец приборов учета должен знать и помнить о том, что нельзя импульсивно принимать решение о поверке счетчиков или их замене сразу после того, как к ним поступило такое предложение. Такой алгоритм поведения должен быть нормой. Также не следует сразу и подписывать документы, особенно не изучив их, или осуществлять оплату. Первое и самое правильное решение в такой ситуации – обращение в ресурсопоставляющую компанию – для этого можно позвонить по телефону или нанести визит лично. Все вопросы, касающиеся эксплуатации приборов учета нужно, прежде всего, решать с ними. Кроме того, доверив работы по замене приборов учета мошенникам, можно не только потерять деньги, но и дополнительно получить другие проблемы. Такие «специалисты» вряд ли обладают достаточной квалификацией, чтобы профессионально произвести поверку или замену счетчика, что в ближайшем будущем может быть чревато протечками. В результате может пострадать и помещение соседей, которые обязательно потребуют компенсацию за причиненный ущерб.
Особенности поверки бытовых счетчиков в 2020 году
Так же не следует забывать и о том, что до 1 января 2021 года в России действует мораторий на поверки бытовых приборов учета, введенный в связи со сложной эпидемиологической ситуацией из-за ковида. Такое право потребители ресурсов, ведущие учет расхода с использованием счетчиков, получили после принятия 2 апреля 2020 г. Постановления Правительства РФ № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В соответствии с ним потребители имеют право передавать данные с тех счетчиков, которые установлены на данный момент в квартире или доме, и ресурсопоставляющие организации, а также управляющие компании обязаны принимать эти сведения и считать их достоверными. Соответственно, они не могут предъявлять жильцам какие-либо претензии, а также накладывать штрафные санкции, неустойки или начислять пеню.
Как определить, кому можно доверить поверку бытовых счетчиков
Росаккредитация настоятельно рекомендует всем потребителям, перед тем как обратиться по вопросу поверки приборов учета в выбранную компанию, тщательно проверять информацию о ней в Реестре аккредитованных лиц на своем сайте. Тем более что это достаточно просто и легко – нужно только уточнить точное название компании или узнать ее ИНН. После этого надо зайти в Реестр аккредитованных лиц, который является открытым и доступен для каждого гражданина России. Далее, вводится соответствующая информация в поля «название компании» и/или «ИНН» и после этого потребитель получает всю нужную ему информацию, которую следует правильно «расшифровать». Если рядом имеется пиктограмма зеленого цвета, то эта метка свидетельствует о том, что аккредитация действительна. Красная пиктограмма говорить о прекращении аккредитации, а если вдруг рядом обнаружится желтый значок, то это значит, что деятельность компании приостановлена. Соответственно, имея такую важную информацию, определиться с выбором компании, которой можно доверить поверку приборов учета, не является никакой проблемой. Важно знать, что только компания, обладающая действующей аккредитацией, имеет право вносить данные в единый электронный Реестр Росстандарта.
Почему потребители предпочитают устанавливать новые счетчики вместо поверки старых приборов
Межповерочный интервал счетчика подходит к концу. Что делать?
Если межповерочный интервал истекает, но при этом срок эксплуатации счетчика – нет, то прибор нужно отдать на поверку. Но, вместо того чтобы заниматься данным вопросом, многие пользователи в это время активно интересуются новыми моделями и актуальными ценами на установку новых устройств. В какой-то мере такой порядок действий предлагается даже коммерческими организациями, специализирующихся на оказании услуг по поверке приборов. И такие предложения вполне оправданы, особенно если учесть необходимость проведения демонтажа оборудования с последующей его установкой, стоимость самой услуги по поверке счетчика и срок испытаний, которые могут длиться от нескольких дней, до нескольких недель.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
Таким образом, поверка любого прибора учета (за исключением водомеров, которые допускается поверять без снятия) сопряжена со значительными сложностями и неудобствами, поэтому пользователи и выбирают более удобный и комфортный для себя вариант, особенно если учесть, что стоимость нового счетчика и его установка обойдется не намного дороже, чем процедура поверки старого прибора.
Однако надо учитывать и то, что прохождение поверки не означает автоматическое продление срока эксплуатации счетчика, вердикт может быть и отрицательным, и в этом случае не останется иного выхода, как выбирать новую модель прибора, а также заняться вопросами, связанными с установкой и вводом в эксплуатацию. Наиболее распространенной причиной того что счетчик не может пройти поверку является его преждевременный износ, который возникает в результате агрессивного воздействия на рабочие элементы прибора не очень качественного теплоносителя, воды и т.д. Следствием этого факта является то, что измерительное устройство уже не способно точно отражать реальное потребление и самое главное, не поддается ремонту или корректировке.
Если рассматривать причины замены электросчетчиков, являющихся одними из самых надежных измерительных устройств, то они несколько иные. Несмотря на то что срок эксплуатации и межповерочный интервал этих приборов довольно большой, но потребителям выгоднее заменить его новой современной моделью, в том числе многотарифной. Такое решение является вполне рациональным, так как пользователь устанавливает новый прибор, обеспечивающий максимальную точность получаемых показаний, и одновременно получает возможность потреблять ресурсы в более выгодном режиме, что в итоге быстро отражается в платежных документах, в которых стоимость полученной электроэнергии окажется значительно ниже.
Газовые счетчики тоже нередко эксплуатируются всего лишь один поверочный срок, особенно если они используются для обслуживания частных домов и установлены на улице. В таких условиях они не только испытывают достаточно агрессивное воздействие газа, но и постоянно подвержены негативному воздействию внешних факторов и прежде всего, температурным перепадам, приводящим к деформации корпуса, для производства некоторых элементов которого чаще всего используется пластик. Кроме того, также нужно учитывать и то, что прогресс не стоит на месте и производители измерительных приборов постоянно предлагают все более точные и удобные в эксплуатации модели, что и сказывается на потребительском интересе к этому виду изделий.
Поломка и переплата за ЖКУ: в МОЭК напомнили о поверке счетчиков тепла
До конца лета осталась неделя, а это значит, что не за горами начало отопительного сезона. Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК) напомнила о необходимости своевременной поверки счетчиков тепловой энергии в преддверии зимы.
Сейчас в «МОЭК» действует около 60 тыс. заключенных договоров на поставку тепловой энергии. Примерно четверть всех приборов учета, по которым ведутся расчеты, должны ежегодно проходить метрологическую поверку.
В случае несвоевременного проведения поверки счетчика тепла прибор учета признается негодным, а оплата за потребленный ресурс начисляется по нормативу, что ведет к увеличению коммунального платежа, отметили в МОЭК.
«Исправный и поверенный прибор позволяет получать существенную экономию при оплате полученных тепловых ресурсов. Во избежание возможных проблем с оплатой услуг ЖКХ рекомендуем своевременно проводить поверку счетчиков», — добавил начальник центрального метрологического управления «МОЭК» Александр Соболев.
Поверка счетчиков необходима, так как со временем у прибора образуется абразивный осадок, который влияет на точность измерения и начисления. Обязанность по содержанию приборов учета и обеспечению достоверности их показаний лежит на собственниках помещений. Поверка проводится в специальной лаборатории и длится не более 14 дней. Также сделать это можно с помощью специального сервиса «МОЭК».
В квитанциях за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) плата за отопление составляет существенную сумму, иногда до половины расходов на коммуналку. Практически во всех многоквартирных домах в Москве установлены общедомовые приборы учета (ОДПУ), но суммы в квитанциях не меняются год от года, и даже при аномально теплых зимах. Ранее «РБК-Недвижимость» рассказывала, как узнать, сколько за год реально было затрачено на отопление дома и как вернуть переплату.
Что надо знать о поверке теплосчетчиков
Целесообразность установки приборов учета тепла уже ни у кого не вызывает вопросов, актуальной является лишь проблема правильного выбора устройства, который основывается не только на сравнении технических параметров, цены, внешнего вида изделий, но и учитывающий такой их критерий, как межповерочный срок. Этот аспект важен, так как сопряжен с необходимостью демонтажа оборудования и требует определенных финансовых затрат. А еще надо учитывать и то, что поверка теплосчетчика должна выполняться исключительно аккредитованными организациями (список можете посмотреть здесь), которые имеют соответствующую лицензию и способны проводить испытания в специальных лабораториях, оснащенных необходимым оборудованием.
Необходимость и важность поверки теплосчетчика
По своей сути, такая процедура как поверка счетчиков тепла является проверкой технических параметров устройства и его функциональности, которая основывается на сравнении реальных показаний прибора с эталонными (нормативными) значениями. И, в зависимости от результатов, выдается – сертификат, разрешающий дальнейшую эксплуатацию теплосчетчика, или выдается другой документ, содержащий рекомендации по его замене. Насколько часто должна проводиться такая проверка теплосчетчика зависит от вида и модели прибора, но в среднем этот срок равен 4-6 годам – информация об этом обязательно указывается производителем в инструкции к прибору.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы подтвердить законность использования теплосчетчика или, наоборот – выявить неисправности или нарушения в его работе, являющиеся основанием для замены, даже если срок службы устройства не истек. При достижении предельного срока эксплуатации теплосчетчика поверка не проводится, а сразу производится замена старого оборудования на новое (срок службы также указывается в инструкции). Игнорирование сроков поверки обязательно приведет к тому, что его значения будут считаться недействительными, а это значит, что оплачивать потребление тепла придется по установленным общим тарифам, что обязательно приведет к финансовым потерям.
Обязательно следует знать, что за точность и достоверность получаемых данных отвечает собственник прибора, поэтому поверка квартирных теплосчетчиков является заботой владельцев квартир и домов, а в том случае, если установлен общедомовой прибор учета, то за него ответственность несет управляющая компания или ТСЖ.
Нюансы, косвенно влияющие на теплопотребление
Установка теплосчетчиков позволяет сократить расходы за потребленное тепло до 30-40 % в домах старой (советской) постройки и до 50-60 % – в новостройках. Такая существенная разница связана как с особенностью эксплуатируемых систем отопления, так и с отличиями в самих домах. Для возведения современных зданий используются материалы, отличающиеся высокой энергоэффективностью, а кроме того, они обязательно имеют и дополнительную теплоизоляцию.
В квартирах, расположенных в старом фонде, добиться результата, приближенного к показаниям в новостройках, можно только после проведения соответствующих работ, направленных на улучшение энергоэффективности стен, кровли и других конструктивных элементов здания. Также нужно учитывать и качество теплоносителя, поступающего в квартиры. В старых домах с централизованным отоплением состояние труб не всегда находится в надлежащем состоянии, а надо учитывать, что наличие примесей или иных частиц негативно могут непосредственно влиять как на показания теплосчетчика, так и на его состояние. Такая ситуация часто является причиной или внеплановой поверки устройства, или полного выхода счетчика из строя с его последующей заменой.
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ
Когда нужно проводить поверку теплосчетчика
Владельцам приборов учета следует знать, что поверка теплосчетчиков бывает трех видов:
Таким образом, очередной срок поверки теплосчетчика определяется отметкой в паспорте изделия от завода или датой предыдущих испытаний, а также межповерочным периодом, который в среднем составляет 4-6 лет. Внеочередной контроль приборов производится при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
Во всех этих случаях прибор учета подлежит поверке и, при необходимости, с последующим ремонтом, корректировкой или, при невозможности устранения причин, к замене.
Обязательно надо принимать во внимание важность использования фильтров очистки теплоносителя: их следует регулярно обслуживать и менять при необходимости. При их засорении изменяется напор и, соответственно, достоверность получаемых данных снижается, а кроме того, плохое качество теплоносителя может стать причиной появления ржавчины, солевого налета на расходомерах прибора, что также сказывается на его точности и долговечности.
Выбор организации для поверки теплосчетчика
Поверка приборов теплового учета производится аккредитованными коммерческими организациями, имеющими лицензию на этот вид работ и обладающими лабораторией, оснащенной специальным метрологическим оборудованием. Исследования могут производиться только в таких условиях, поэтому поверка теплосчетчика без снятия невозможна технически. Обязательно производится демонтаж оборудования и, соответственно, его последующая установка, конечно, при условии успешного прохождения испытаний.
Наиболее подходящим временем для проведения таких работ является летний период, но допускается проводить поверку и в отопительный сезон – в этом случае на месте счетчика временно устанавливается специальный сгон, но срок, составляющий от 5 до 10-12 дней и необходимый для проведения исследований, за услуги отопления придется платить по существующим общим тарифам.
Поверка теплосчетчика производится на специальной установке и заключается в том, что через прибор прокачивается теплоноситель, температура которого замеряется как при входе, так и на выходе. Далее, полученные данные расхода сравниваются с эталонными (нормативными) значениями, а по результатам исследования устройство признается или годным к дальнейшей эксплуатации и, соответственно, выдается специальный сертификат, или фиксируется его непригодность, что также подтверждается документально.
Обязательно нужно учитывать, что исследования работоспособности теплосчетчика проводятся не по окончании межповерочного срока, а до его наступления – в ином случае показания устройства не являются достоверными и при выявлении таких нарушений могут быть наложены штрафные санкции, чаще всего предполагающие перерасчет оплаты тепла по общим тарифам за весь период использования не сертифицированного прибора.
Особенности процедуры поверки теплосчетчиков
Так как исследованиями занимаются коммерческие организации, то цена поверки счетчиков тепла определяется ими самостоятельно и зависит от предоставляемого объема работ и наличии услуг дополнительного сервиса, к которым можно отнести демонтаж оборудования, выезд специалиста и других. При выборе организации обязательно нужно обращать внимание и проверять наличие лицензии на проведение соответствующих работ, а также следует уточнять возможность поверки счетчика определенной марки в компании. Большинство фирм имеют аккредитацию заводов-производителей, что позволяет им оказывать услуги по обслуживанию приборов учета, разных торговых марок, а также видов и типов.
При этом заказчик, кроме самого устройства, должен предоставить:
После прохождения поверки заказчику должны выдаваться:
В случаях проведения поверок общедомовых теплосчетчиков могут выдаваться и некоторые другие документы, перечень которых определяется формой собственности заказчика.
После получения результатов, документы о прохождении поверки передаются или в Центр госуслуг, или в ГУ ИС (государственную инженерную службу района). Также следует вызвать специалиста из управляющей компании для проведения опломбирования счетчика.
От чего зависит стоимость поверки теплосчетчика
Следует отметить, что цена поверки теплосчетчика практически во всех организациях сопоставима и составляет от 2 100 до 3 500-4 000 руб. Разница стоимости этих услуг зависит не только от ценовой политики компаний, но и от вида и типа прибора. Но нужно учитывать, что это непосредственно оплата за проведение исследований. Также при поверке в стоимость надо включать и некоторые дополнительные услуги:
При проведении поверки счетчика обязательно следует позаботиться и об источнике питания (батарейке) и произвести ее замену. Часто ее срок службы совпадает или кратен межповерочному периоду, поэтому целесообразно производить эти работы одновременно. Замена источника питания также разниться, но в среднем это потребует еще 800-1 000 руб. А в том случае, если прибор не прошел испытания и признан непригодным к дальнейшей эксплуатации, то многие компании предлагают услугу по установке нового устройства. В зависимости от модели, такие расходы могут потянуть на 4 500 рублей и более.
Поверка теплосчетчика — это процедура проверки прибора на предмет правильного расчета потребления ресурсов, путем сравнения его показателей с эталоном. Она позволяет получить информацию о функционировании устройства. Экспертиза проводится по существующим правилам компетентными организациями.
Виды поверки теплосчетчика
Для правильной работоспособности прибора, владелец оборудования должен соблюдать интервал поверки (поверочный интервал):
Периодическая. Плановая проверка, проводимая согласно межповерочному сроку, указанному в техпаспорте устройства.
Внеочередная. Экспертиза, проводимая до наступления даты очередной диагностики.
В процессе эксплуатации возникают ситуации, требующие внепланового обращения в аккредитованную организацию. Это необходимо в следующих случаях:
незнание срока очередной поверки;
повреждение корпуса прибора;
прибор не эксплуатировался более 6 месяцев;
точность показаний прибора вызывает сомнения.
Периодичность поверок
В технической документации на теплосчетчик указывается срок окончания поверки производителя. После установленной даты, владелец обязан самостоятельно соблюдать сроки проведения экспертиз. Они зависят от модели и завода-изготовителя. Существуют следующие варианты межповерочных интервалов:
общедомовые счетчики тепла — от 4 до 8 лет;
квартирные теплосчетчики — от 4 до 6 лет.
Срок службы приборов от 12 до 18 лет и зависит от конфигурации.
Этапы поверки теплосчетчика
Диагностика счетчиков тепла состоит из нескольких этапов.
Демонтаж теплосчетчика. Отсоединение устройства от места расположения. Отопление, центральное водоснабжение, холодное водоснабжение будет приостановлено на время поверки.
Перевозка устройства в лабораторию. Так как поверка теплосчетчика возможна только в лабораторных условиях на специальном оборудовании, прибор перевозят в лабораторию.
Поверка. На специальной поверочной станции осуществляется поверка.
Освидетельствование. Выписывается свидетельство о поверке, либо извещение о непригодности в зависимости от результатов поверки
Монтаж теплосчетчика. Прибор возвращается на место. Осуществляется монтаж теплосчетчика.
Введение в эксплуатацию. Последним этапов является опломбирование устройства и составление акта введения его в эксплуатацию.
Какие последствия, если поверку не проводить
В случае отказа от поверки или не прохождения ее в течение длительного времени, теплосчетчики признаются вышедшими из строя, а помещение переходит в разряд неоснащенного. Расчеты за отопление будут производиться исходя из среднего значения за последнее полугодие. После истечения трех месяцев вводится повышенный норматив.
Российским законодательством не предусмотрены штрафные санкции за просрочку поверки. Владельцы не поверенных приборов учета несут финансовые потери за счет увеличения размера платежей.
Если владелец счетчика несанкционированно вскрыл устройство и повлиял на его работу, услуга по предоставлению тепла оплачивается в десятикратном размере.
Что делать, если счетчик не прошел поверку
Износ внутренних составляющих прибора может повлиять на точность его работы. Если при проверке выявляются отклонения с эталонными значениями показаний, по согласованию с заказчиком контролирующая организация проводит ремонт. Он представляет собой полную разборку с заменой деталей, вышедших из строя. Если теплосчетчик не подлежит восстановлению, владельцу придется покупать новое устройство.
Что нужно знать при выборе организации для поверки теплосчетчика
Поверкой средств учета потребления тепла могут заниматься только компании, обладающие правом на осуществление диагностики. Требования к организациям, предоставляющие данные услуги:
Наличие аккредитации в области обеспечения единства измерений.
Наличие специализированного оборудования, позволяющее проводить экспертизу.
В России диагностика проводится Центрами стандартизации и метрологии и коммерческими компаниями. Проверить аккредитацию конкретной организации на обладание правом поверки можно на сайте Росакредитации.
Проводится ли поверка без демонтажа прибора
Экспертиза, подтверждающая работоспособность теплосчетчика не может проводиться без снятия и отправки в метрологическую организацию. Диагностика невозможна без сравнения показаний прибора с эталоном и проверки функциональных возможностей отдельных элементов на специализированном оборудовании. Компании, предлагающие поверку без демонтажа, являются мошенниками.
Документы, необходимые для проведения экспертизы
Компании, которая будет проводить поверку, нужно будет знать параметры вашего устройства. Для этого вы можете предоставить один из следующих вариантов:
Свидетельство о предыдущей поверке
Проект вашего теплоузла
Фотография прибора (шильдик устройства)
Что выдается владельцу теплосчетчика после поверки
После окончания процедуры, организация проводившая проверку, выдает владельцу свидетельство. Оно подтверждает соответствие прибора всем требуемым нормам. Документ должен содержать сведения о компании, аттестации, дате выдачи свидетельства. На бланке проставляется печать организации и подпись уполномоченного лица.
Куда обратиться
Для проведения поверки, владелец счетчика тепла может обратиться в следующие учреждения:
госуда рстве нная метрологическая служба;
Важно учитывать, что не все производители оказывают данную услугу, а поверка в крупных государственных центрах может затянуться на длительный срок. Поэтому, если вам нужна быстрая поверка устройства, целесообразней будет обратиться за помощью в коммерческую организацию.