Повесть очарованный странник с жанром жития сближает то что
«Очарованный странник» анализ произведения Лескова – жанр, история создания, план, смысл повести
Произведение Лескова “Очарованный странник” изучается в 10 классе на уроках литературы. Оно достаточно сложное для восприятия и понимания в школьном возрасте, проблемы праведности и веры не столь актуальны для подросткового возраста. Для глубокого понимания и всестороннего анализа произведения, подготовке к ЕГЭ понадобятся специфические знания. Предлагаем вам ознакомиться с нашим вариантом анализа “Очарованного странника” по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Очарованный странник.
Год написания – 1872-1873 год, впервые опубликован в газете “Русский мир” в том же году.
История создания – к созданию произведения автора подтолкнуло путешествие по Ладожскому озеру, удивительная природа тех мест, чудесные края, где проводят свою жизнь монахи.
Тема – праведничество, поиск своего предназначения, вера и патриотизма.
Композиция – 20 глав, связанных между собой наличием главного героя, автор не придерживается хронологии, структурные компоненты автономны.
Жанр – повесть. Произведение имеет ярко выраженные черты древнерусских житийных текстов, приключений и былин.
Направление – романтизм.
История создания
В “Очарованом страннике” анализ не будет полным без предыстории написания. Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта, тут особая атмосфера и природа.
Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию “Русского мира”, где и была она опубликована в том же году.
Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.
Повесть затрагивает много животрепещущих тем, она описывает временной отрезок 1820-30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.
Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и осознавать свои ошибки. Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.
Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает о родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает истинной чистой любви, его опыт общения с женщинами печален – судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь – есть движение в этом направлении.
Композиция
“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.
Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится за веру, за свою родину. Особенностью композиции можно считать и то, что рассказчик использует различную лексику при передачи определённой истории (татары, жизнь у князя, любовь к цыганке Груше).
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Очарованного странника».
Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ. Однако жанровое своеобразие произведения выходит далеко за грань простого повествования.
Исследователи творчества Лескова, критики находят, что произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в 19 веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра. Древнерусские жития святых строятся по принципу сочетания нескольких самостоятельных историй из разных периодов жизни человека, причём хронологическая последовательность в этом жанре соблюдается далеко не всегда.
С жанром приключенческого романа произведение роднит смысл художественного текста: динамичное повествование со сменой разнообразных видов деятельности: главный герой – конюх, нянька, лекарь, пленный, участник боевых сражений на Кавказе, работник цирка, монах. Удивительная насыщенность событий для жизни одного простого человека. По своему внутреннему и внешнему образу главный герой напоминает персонажа русских былин – богатыря.
Житие» человека в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».
Элементы житийного жанра и романа приключений в «Очарованном страннике» очевидны. Герой повести, Иван Флягин, подобно персонажу жития, покаявшемуся и преображенному грешнику, идет по миру от греха (бессмысленного «удальского» убиения монашка, убийства цыганки Грушеньки, пусть и совершенного по ее же молению, но все равно, по мысли Флягина, греховного) к покаянию и искуплению вины.
Лесковский странник, как и святой — герой жития, уходит в монастырь, и это решение, как он считает, предопределено судьбой, Богом.
Правда, уход в монастырь имеет и обыденную мотивировку: » в контексте повествования тот жизненный шаг, который как бы должен неминуемо свершиться в жизни Ивана Северьяныча независимо ни от каких житейских перипетий, — уход в монастырь — обретает не столько провиденциальный смысл, сколько смысл социально─психологический, почти бытовой. «Совсем без крова и без пищи было остался, — объясняет он свой поступок слушателям, — так и взял и пошел в монастырь». «От этого только? — удивляются его попутчики и слышат в подтверждение сказанного: «Да ведь что же делать-с — деться было некуда». Итак, момент свободы, выбора начисто отсутствует, действует диктат житейской необходимости, а не собственное желание и воля героя».
Повесть сближают с житиями и пророческие сны и видения, открывающие герою, подобно святому, его грядущее. Святой в житии предизбран на служение Богу. Так, в житии преподобного Феодосия Печерского, написанном Нестором, будущность младенца при его крещении прозревает священник; этот эпизод восходит, вероятно, к переводному греческому житию преподобного Евфимия Великого, составленному Кириллом Скифопольским. А в житии преподобного Сергия Радонежского о предначертанном святому призвании быть особенным почитателем Святой Троицы свидетельствует троекратное возглашение еще не рожденного младенца из чрева матери на литургии. В повести Лескова этим мотивам соответствует видение, в котором Флягину явлен монастырь на Белом море — Соловецкая обитель, куда он и направляет сейчас свой путь. Традиционный житийный мотив – искушению святого бесами – в повести также отражен, но в комическом преломлении: это «докучания бесов» Флягину, ставшему послушником.
Мотив странствий, постоянного движения в пространстве также роднит «Очарованного странника» с романом приключений. Авантюрный герой так же, как и Флягин, лишен родного дома и в поисках лучшей доли должен скитаться по свету. И странствия Ивана Северьяныча, и скитания авантюрного героя имеют лишь формальное завершение: у персонажей нет определенной цели, достигнув которую, они могут успокоиться, остановиться. Уже в этом — отличие повести Лескова от житий — ее прообразов: житийный герой, обретая святость, остается затем неизменным. Если он уходит в монастырь, то этим завершаются его странствия в миру. Путь же лесковского странника открыт, незавершен. Монастырь — лишь одна из «остановок» в его бесконечном путешествии, последнее из описанных в повести мест обитания Флягина, но, возможно, не последнее в его жизни.
Сюжет “Очарованного странника” — это рассказ Флягина о своей жизни и судьбе. В этом также нарушен житийный закон, не предполагавший повествования о самом себе. Флягин может проявить бессознательную жестокость, оказывается способным на убийство, воровство, обман, тем не менее он воплощает писательское представление о праведничестве. Для Николая Степановича Лескова праведник тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям. Праведники — “маленькие великие люди”, бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за справедливость, заблуждающиеся, но преодолевающие свои заблуждения. Лесков рисует не небесное видение, не лик, а лицо. Автор, не идеализируя героя и не упрощая его, создает целостный, но противоречивый характер. Иван Северьяныч может быть дико жестоким, необузданным в своих кипучих страстях. Но основа его исполинской натуры — в добрых, рыцарски бескорыстных делах ради других, в самоотверженных подвигах, в способности справиться с любым делом. Простодушие и человечность, чувство долга и любовь к родине — таковы замечательные черты лесковского странника.
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 509 ; Мы поможем в написании вашей работы!
«Очарованный странник»: краткое содержание и анализ
«Очарованный странник»: YouTube/CinemaUssr teatr
Писатель Николай Лесков любил экспериментировать с литературными формами. Результатом одного из таких таких экспериментов стало произведение «Очарованный странник». Краткое содержание повести даст понять, чем особенно авторское повествование и какие темы стремился затронуть Лесков в своем творчестве.
«Очарованный странник»: краткое содержание
«Очарованный странник» Лескова — непростое для восприятия произведение. Чтобы понять авторскую задумку и хорошо подготовиться к уроку литературы, предлагаем краткий пересказ повести:
Николай Лесков: «Очарованный странник» вкратце
Путешественники, среди которых был и рассказчик, находятся на пароходе. В разговоре всеобщее внимание привлекает один из пассажиров — монах, отслуживший в армии. Спутники заинтересовались и уговорили его рассказать свою историю.
Иван Флягин начал рассказ со своего детства:
Однажды мальчик стегнул кнутом монаха, тот попал под копыта лошадей и погиб. Ночью он явился Ивану во сне и рассказал: мать обещала своего сына Богу, поэтому он должен идти в чернецы. Юноша не принял слова монаха всерьез, но вскоре с ним стали происходить странные вещи:
«Очарованный странник» кратко: скитания главного героя
В Николаеве Ивана нанял барин-поляк, чтобы нянчить его маленькую дочь. Ее мать сбежала с другим. Юноша привязался к девочке, носил ее к лиману.
Но однажды задремал, а когда проснулся, то заметил возле младенца женщину. Это была мать девочки. Она хотела забрать ребенка, предлагала деньги, но Иван отказал.
Однажды приезжал ее новый муж, офицер: тоже хотел заплатить за ребенка и даже подрался. Не сразу, но Иван все же сжалился над матерью. Ему пришлось уехать с ними в Пензу.
Кадр из фильма «Очарованный странник»: YouTube/Путь и Истина и Жизнь
Без паспорта оставаться в доме офицера было нельзя, герой ушел в степь и попал к татарам. Чтобы не убежал, они надрезали на пятках кожу, набили туда конских волос и зашили обратно. Герой прожил в степи больше десяти лет:
К татарам часто заезжали странники, пытались обратить в свою веру. Были среди них и христиане, но они не хотели помогать Ивану. А однажды пришли двое, чтобы купить лошадей. Они стали пугать местных своим огненным богом и запускать фейерверки. Иван увидел, как татары испугались, и сам стал пускать фейерверки.
Долгий путь к праведности
Однажды на ярмарке Иван помогал людям выбрать хороших лошадей. То, как герой это делал, привлекло внимание князя, и тот взял героя к себе на службу.
Иван верно служил ему три года, стерег казенные деньги. Как-то раз князь уехал на ярмарку продавать любимую кобылицу Ивана. От грусти герой связался с незнакомцем и запил, но все время проверял, на месте ли деньги. Тем вечером героя очаровала певица-цыганка Груша, и он потратил все деньги на нее.
Сначала князь рассердился, но потом выкупил Грушу из табора. Она близко сдружилась с Иваном и полюбила князя, но тот постепенно становился все холоднее. Все усугубилось, когда девушка забеременела. Цыганка подозревала, что у князя в городе есть любовница, и отправила Ивана проверить.
Кадр из фильма «Очарованный странник»: YouTube/Путь и Истина и Жизнь
Иван направился к секретарской дочке, бывшей возлюбленной князя, и подслушал их разговор:
Иван сломя голову бежал от места смерти Груши. По пути он встретил печального старика — его сына хотели забрать в рекруты. Иван решил пойти в войско вместо парня. Пятнадцать лет воевал на Кавказе, за отличную службу его отправили в Петербург в отставку. Иван пробовал и в адресном столе служить, и с труппой выступать, но все не задавалось. Тогда он ушел на послушание в монастырь.
«Очарованный странник»: анализ произведения
Понять авторский замысел, представленный в запутанном сюжете повести, поможет ее анализ. «Очарованный странник» — необычное во всех смыслах произведение. Его особенности рассмотрим ниже:
История написания
Подобраться к основной мысли произведения поможет его история создания. «Очарованный странник» был задуман как повесть о богатыре, у которого нет дома, но есть моральный стержень. Эта идея посетила Лескова, когда он путешествовал по Ладожскому озеру. В этом месте обитали многие монахи, атмосфера там царила особенная, возвышенная.
Николай Лесков: Wikipedia/В. А. Серов
Вот еще несколько фактов о том, как создавалось произведение:
«Очарованный странник»: жанр и композиция
Произведение «Очарованный странник» Лесков определял как рассказ, хотя большой объем и сложная сюжетная линия указывают на то, что это скорее повесть. Однако произведение выходит за рамки привычной классификации и сочетает в себе особенности разных жанров:
Более того, повесть написана от лица главного героя: автор передает манеру разговорной речи Ивана, читатель слушает историю из первых уст.
Композиционно повесть состоит из двадцати глав. Авторское повествование сложно назвать классическим: оно раскрывает не те события, которые важны для развития сюжета, а случайные воспоминания главного героя, о которых он посчитал нужным рассказать.
Кадр из фильма «Очарованный странник»: YouTube/Путь и Истина и Жизнь
Тема и проблематика
Лесков изобразил жизнь людей, какой она была в 1820–1830-х годах, поэтому в повести раскрыт целый спектр житейских вопросов. Однако есть главные идеи философского характера:
Тема религии и праведности
В повести «Очарованный странник» герои часто руководствуются верой и религией. Но на примере главного героя Лесков показывает, что истинная праведность — это не слепое следование церковной догматике. Праведным он называет того, кто многое пережил и совершал ошибки, но сумел осознать их и искренне раскаялся.
Тема предназначения человека
Яркая характеристика Ивана Флягина изложена в эпизоде, в котором он скучает по дому: его не радуют ни дети, ни жены. Герой прошел долгий путь, многое повидал и попробовал, но нигде не смог задержаться. Однако Лесков показывает, что рано или поздно судьба приводит человека к его предназначению.
Подобное произведение может показаться сложным для детей школьного возраста. Но краткий анализ поможет выделить основные посылы и станет подспорьем для собственных размышлений.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Повесть очарованный странник с жанром жития сближает то что
Повесть «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Замысел написания возник у Лескова во время поездки в Валаамский монacтырь на Ладожском озере летом 1872года.
Жанровое своеобразие повести.
Особенности сюжета и композиции.
Вместе с тем сказовая форма определяет сюжет и композицию произведения. «Очарованный странник» является хроникой жизни одного героя,где нет центрального события, к которому стягивались бы все остальные, но где разнообразные эпизоды свободно следуют друг за другом. Создание подобной повествовательной формы носило для Лескова принципиальный характер. Он замечал, что форма романа искусственна и неестественна, она требует закругления фабулы и сосредоточения повествования вокpyг главного центра, а в жизни так не бывает: судьба человека как развивающаяся лента, и изображать ее нужно именно так. Многими критиками не была принята подобная сюжетно- композиционная структура лесковского текста. Критик Н. К. Михайловский писал: «В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какoгo бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку».
Сюжет повести строится как процесс рассказывания, в котором участвуют слушатели, путешествующие по Ладожскому озеру, и повествующий им о своей жизни Иван Флягин. Сам рассказ героя о своей жизни имеет свой сюжет, состоящий из различных жизненных эпизодов.
1. Спасение Флягиным семьи графа.
2. Наказание, бегство от графа.
3. Присмотр за ребенком и бегство с матерью ребенка и ее любовником.
4. Битва с Савакиреем и уход в степь.
5. Возвращение в Россию.
6. Служба при князе, отношения с Грушенькой.
7. Солдатская служба.
8. Скитания и приход в монастырь.
9. Жизнь в монастыре.
У каждого эпизода есть свой микросюжет.
Фабула «Очарованного странника» пестра: приключения следуют за приключениями. Но они в понимании рассказчика внутренне связаны единой нитью. «Обещанный» матерью Богу, Иван Флягин должен был по ее обету стать монахом, но уклонился от cвoeгo предназначения, и потому наказывается, принимает тяжелые испытания. Видимо, материнский завет будет исполнен: герой на определенном этапе жизни придет в монастырь.
Сказовое построение повести значимо для автора. Во-первых, рассказу Флягина придается достоверность.Bо-вторых, такая форма позволяет автору скрыться за гepoeм, не навязывать читателю собственную интерпретацию и оценку событий. В-третьих, появляется возможность глубоко раскрыть сложный внутренний мир героя: рассказчик самовыражается в слове.
Общими чертами литературного сказа как жанра и повествовательной сказовой формы является воспроизведение монологической устной разговорной речи, но в литературном сказе создается впечатление, что pacсказчик и есть автор произведения, в отличие от текста со сказовой формой повествования,где автор не отождествляется с рассказчиком и создается «сказовая ситуация», предполагающая обязательное присутствие слушателя. Таким образом, сказовое повествование является в «Очерованном страннике- исключительно формой повествования и не выступает в качестве жанрообразующего фактора.
«смолой и земляникой пахнет темный бор». Герой совepшает ратные подвиги, спасает людей, проходит через искушение любовью. Он знает по собственномугорькому опыту крепостное право, знает, что такое бегство от люToгo барина или солдатчины. В поступках Флягина проявляются такие черты, как безграничная смелость, мужество,гордость, упрямство, широта натуры, доброта, терпеливость, артистизм и др. Автор создает сложный, многогранный характер, положительный в своей основе, но далеко не идеальный и совсем не однозначный.
Как всякий народный богатырь, Иван Северьянович горячо любит родину. Это проявляется и в мучительной тоске по родным местам, когда он находится в плену в татарских степях, и в желании принять участие вгрядущей войне и умереть за родную землю. Последний диалог Флягина со слушателями звучит торжественно.
Душевная теплота и тонкость чувства вгepoe уживаются сгрубостью, драчливостью, пьянством, ограниченностью. Порой он проявляет черствость, равнодушие: засекает до смерти в поединке татарина, некрещеных дeтей не считает своими и оставляет их без сожаления. Доброта и отзывчивость на чужоегope уживаются в нем с бессмысленной жестокостью: отдает ребенка слезно умоляющей eгo матери, лишив себя крова и пищи, но в то же время из баловства насмерть засекает уснувшего монаха.
Удальство и свобода чувств Флягина не знают границ (бой с татарином, отношения сгрушенькой). Он отдaeтся чувству безоглядно и безрассудно. Душевные порывы, над которыми он не властен, постоянно ломают eгo cyдьбу. Но когда в нем yгacaeT дух противоборства, он очень легко покоряется чужому влиянию. Чувство человечеcкoгo достоинствагероя находится в противоречии с coзнанием крепостного человека. Но все равно в Иване Ceверьяновиче чувствуется чистая и благородная душа.
Глубину и сложность характера Ивана Флягина помогают постичь разнообразные художественные приемы, использованные автором.главным средством создания образагероя является речь, в которой отражаются eгo миропонимание, характер, социальное положение и т. д. Речь Флягина проста, полна просторечий и диалектизмов, в ней нeмнoгo метафор, сравнений, эпитетов, но они ярки и точны. Стиль речигероя связан с народным мировосприятием.
Образ героя раскрывается и через eгo отношение к другим персонажам, о которых он сам рассказывает. В тоне повествования, в выборе художественных средств проявляется личность героя.
Смысл названия повести.
Герой назван «очарованным странником». Это определение может быть воспринято по-разному. Всей жизнью Ивана Флягина управляет мотив предопределенности, судьба eгo подчинена властвующей над ним силе. Он идет по своему, заранее предначертанному Богом пути. Изначальная очарованность, обещанность определенной жизненной судьбе определяет название повести.
Другой смысл названия, возможно, связан с представлением писателя о народе как об «очарованной cpeде». Указывая на драматическое бытие народных масс, Лесков отмечал консерватизм, ограниченность в сознании крестьянства. Эту «очарованность» религиознофольклорного сознания автор отмечает и во Флягине. Не случайно сравнениегероя, не преодолевшего умственной «очарованности» богатыря, с младенцем.
Определение «очарованный странник» может быть даногерою еще и потому, что Флягин страстно желает разгадать тайну бытия, загадку человеческой жизни. Он очарован и восхищен красотой мира.
Но этими значениями не исчерпывается смысл нaзвания повести. Обращения к тексту рождают новые понимания символичного определения лесковского героя.
Нравственный идеал писателя (лесковекая концепция «праведничества»).
Жизнь героя не завершена. Читатель чувствует, что монастырь не последнее eгo пристанище. Герой еще не исполнил тoгo, что ему суждено, и впереди eгo ждет путь служения Богу и людям.
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Рефераты, домашняя работа по литературе скачать, учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.