Повестка в военный комиссариат это что
Приложение N 30. Повестка о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу
Приложение N 30
к Инструкции (п. 34)
Обязанности
гражданина, подлежащего призыву на военную службу
2. В случае неявки без уважительной причины по повестке военного комиссариата на перечисленные мероприятия гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:
заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
По истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно, без дополнительного вызова.
Статья 328. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (Уголовный кодекс Российской Федерации)
1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Пояснения по заполнению повестки
Повестка является документом, которым призывники вызываются в военный комиссариат для уточнения вопросов воинского учета (учетных данных гражданина) и проведения мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва граждан на военную службу.
Учет и регистрация повесток осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток (приложение N 11 к настоящей Инструкции).
Повестка должна быть подписана военным комиссаром и заверена печатью военного комиссариата.
В повестке указывается причина вызова в военный комиссариат:
для уточнения документов воинского учета;
для прохождения медицинского освидетельствования или мероприятий, связанных с ним;
для прохождения призывной комиссии, которая примет одно из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
об освобождении от исполнения воинской обязанности;
о зачислении в запас;
для прохождения призывной комиссии субъекта Российской Федерации;
для отправки к месту прохождения военной службы;
для направления на альтернативную гражданскую службу.
Призыв военкома
В нашем случае главный вопрос, который решал суд одного из районов Московской области, звучит на обывательском языке примерно так: призывник должен бегать за военным комиссариатом или комиссариат за призывником?
На такой вопрос Верховный суд РФ ответил однозначно: у призывника нет обязанности по собственному почину, без повестки являться в комиссариат. Тем более если официально призыв еще не объявлен или же закончился, как это произошло в нашем случае.
Верховный суд РФ на конкретном примере детально объяснил, в каких случаях призывник вправе получить на руки военный билет вместо справки, что он уклонился от исполнения своего долга.
Все началось с того, что в суд пришел молодой человек с иском. Ответчиком в нем значилась призывная комиссия военного комиссариата. Молодой человек просил суд признать незаконным решение этой самой призывной комиссии о зачислении его в запас как не прошедшего военную службу по призыву.
Подобному иску предшествовала такая история. Молодой человек состоял на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства. Но он сначала был студентом, потом пошел учиться дальше. Было это в подмосковном Щелкове. В мае призывная комиссия его муниципального района предоставила будущему истцу очередную отсрочку от призыва на время обучения в аспирантуре до 1 октября того же года. Эта дата прошла, никакой повестки аспирант не получал и продолжал жить дальше на гражданке.
Областной суд его отменил и принял новое. Апелляция молодому человеку в иске отказала. По мнению областного суда, гражданин вполне мог послужить, так что призывная комиссия поступила с уклонистом правильно. Тот факт, что после окончания отсрочки и до 27 лет его не призвали, по мнению апелляции, роли не играет. Кстати, апелляция еще и признала ошибкой отсрочку аспиранту до 1 октября. В передаче кассационной жалобы Мособлсуд отказал.
Верховный суд, пересматривая жалобу, напомнил: у призывника нет обязанности самостоятельно, без повестки являться в военный комиссариат. Члены призывной комиссии должны были всесторонне изучить имеющиеся у них документы и коллегиально вынести свое заключение насчет гражданина, но не сделали этого.
В материалах дела, по мнению Верховного суда, нет доказательств направления аспиранту повестки. Поэтому суд Щелково рассудил спор правильно и принял законное решение. А вот вывод апелляции о незаконности предоставления ему отсрочки вообще нельзя признать правильным. Ведь таких требований никто не заявлял. Так что Верховный суд отменил решение апелляции и оставил в силе решение суда первой инстанции
Главная мысль, которую после проверки спора высказал Верховный суд, звучит так: инициатива должна исходить от военного комиссариата. Гражданин, который не получал повестки и именно поэтому не приходил в комиссариат, не несет ответственности в связи с неявкой.
Поэтому Верховным судом решение облсуда отменено и оставлено в силе решение суда первой инстанции.
ВС разобрался, является ли повестка единственным документом о призыве в армию
Верховный Суд вынес Определение № 48-КАД20-6-К7, в котором разобрался, может ли лицо быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась, а материалы дела свидетельствуют о том, что данные о регистрации призывника по месту жительства у военкомата имелись.
Решением призывной комиссии от 26 июня 2009 г. Евгению Денисюку была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе до 1 июля 2013 г. в связи с очным обучением в вузе. В апреле 2015 г. ему вновь была предоставлена отсрочка до 29 августа 2017 г. в связи с обучением в аспирантуре по очной форме.
В августе 2016 г. отдел военного комиссариата по г. Златоусту и Кусинскому району Челябинской области получил письмо от вуза, в котором указывалось на отчисление Денисюка в связи с завершением обучения с 29 августа того же года. Отмечалось также, что он подлежит призыву на военную службу.
10 апреля 2019 г. Денисюк обратился в военкомат с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением 6 июня 2018 г. возраста 27 лет. По итогам заседания призывной комиссии было принято решение о признании Евгения Денисюка не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислении в запас.
Молодой человек обратился в Златоустовский городской суд Челябинской области с административным исковым заявлением о признании заключения призывной комиссии Златоустовского городского округа Челябинской области от 9 апреля 2019 г. незаконным и возложении на нее обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении истца в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву в связи с достижением возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28 и абз. 6 п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности, а также о выдаче военного билета.
Истец пояснил, что от призыва не уклонялся, его место проживания и регистрации военкомату было известно, мероприятия по организации призыва в отношении него не осуществлялись, повесток о явке на заседание призывной комиссии он не получал. Поскольку, по мнению истца, он не прошел военную службу по призыву по независящим от него основаниям, решение призывной комиссии является незаконным и нарушает его права.
Суд установил, что сведения о направлении административным ответчиком повесток призывнику после апреля 2015 г. отсутствуют. Кроме того, участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН ОП «Новозлатоустовский» ОМВД по ЗГО Челябинской области сообщил, что с 2016 по 2018 г. запросов на установление местонахождения Денисюка из военкомата не поступало, начальник отдела МВД России по Златоустовскому городскому округу Челябинской области указал на отсутствие обращений военкомата по вопросу установления местонахождения данного призывника.
Златоустовский городской суд Челябинской области удовлетворил иск частично: признал заключение призывной комиссии незаконным и обязал ее принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Отменяя судебный акт первой инстанции в данной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, Челябинский областной суд исходил из того, что Денисюк, являясь призывником, действовал вопреки ст. 10 Закона о воинской обязанности и не уведомил военкомат в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства, временного пребывания, а также не сообщил об окончании обучения в аспирантуре и соответствующем отчислении.
Кроме того, апелляционная инстанция, сочтя указание в удостоверении подлежащего призыву на военную службу гражданина о явке в военный комиссариат вызовом в орган, осуществляющий воинский учет, пришла к выводу, что Евгений Денисюк был уведомлен о необходимости явки в военкомат после прекращения срока действия отсрочки, но не явился в установленный срок для осуществления подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом, что привело к тому, что он не прошел военную службу по призыву без законных оснований. У районного суда, по мнению апелляции, также не имелось оснований для принятия в качестве надлежащего доказательства предоставленного административным ответчиком письма вуза об отчислении призывника из учебного заведения в связи с отсутствием сведений о получении данной справки военным комиссариатом. Вторая инстанция заключила, что призывной комиссией принято законное и обоснованное решение о признании Денисюка не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции оставил апелляционное определение в силе.
Не согласившись с решением кассации, Евгений Денисюк обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой. Изучив материалы дела, ВС заметил, что установленные судом первой инстанции обстоятельства свидетельствуют о том, что призывник не прошел военную службу по независящим от него причинам.
В свою очередь, указал ВС, суд апелляционной инстанции сделал необоснованное заключение о надлежащем исполнении военкоматом возложенной на него законом обязанности по оповещению гражданина о необходимости явки для прохождения призывных мероприятий, вопреки положениям Закона о воинской обязанности и принятых в соответствии с ним подзаконных актов, посчитав наличие в удостоверении подлежащего призыву гражданина записи от 2015 г. о необходимости явки «с 1 по 5 сентября 2017 г.» правомерным и достаточным извещением призывника.
Кроме того, подчеркнула высшая инстанция, ошибочным является утверждение апелляционного суда о том, что первой инстанцией неправомерно принято во внимание письмо вуза об отчислении заявителя в связи с отсутствием сведений о получении данного письма военным комиссариатом, поскольку оно было представлено суду вместе с иными документами личного дела призывника самим административным ответчиком, не отрицающим факт ее получения адресатом.
«При таком положении оснований для отмены решения суда первой инстанции в указанной части и признания оспариваемого заключения призывной комиссии законным у судов апелляционной и кассационной инстанций не имелось», – заключил Верховный Суд.
Таким образом, ВС отменил судебные акты апелляции и кассации в части отказа в удовлетворении административного искового заявления о признании заключения призывной комиссии незаконным и возложении на нее обязанности принять решение в соответствии с законодательством РФ и оставил в силе решение первой инстанции. В остальной части апелляционное и кассационное определения были оставлены без изменения.
В комментарии «АГ» председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин посчитал, что позиция ВС в этом деле соответствует последним тенденциям судебной практики по данной категории дел: судебный орган не терпит формального подхода к вопросу ограничения прав человека, тем более когда санкция, налагаемая в такой ситуации на основании заключения призывной комиссии, препятствует замещению гражданином должностей государственной гражданской или муниципальной службы на протяжении 10 лет. Эксперт заметил, что военкоматы, организуя призывные мероприятия, зачастую не используют вверенные законом полномочия (не вручают надлежащим образом повестки, не направляют обращения в органы внутренних дел и т.д.), и именно на этот недостаток обратил внимание Верховный Суд.
«Апелляция по-своему оценила доказательства, представленные ответчиком, – в частности, указание на необходимость явки в военкомат в документе воинского учета. Однако она не учла, что обязанность явки на мероприятия, связанные с призывом, налагается в соответствии с законом специальным документом – повесткой, и вынесла апелляционное определение без учета разъяснений вышестоящих судебных органов (п. 54 Обзора практики ВС № 3 от 14 ноября 2018 г.), что и привело к нарушению норм материального права», – отметил Владимир Тригнин.
Адвокат добавил, что такие ситуации возникают на практике довольно часто: военкоматы пытаются переложить на граждан обязанность следить за наличием оснований для отсрочки, хотя в силу требований п. 18 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, контроль наличия оснований для отсрочки или освобождения от призыва возложен на военного комиссара. Судебные органы, в свою очередь, исправляют ошибки как призывных комиссий, так и нижестоящих судебных инстанций, подчеркнул эксперт.
Адвокат АП Новгородской области Константин Маркин отметил, что законодательство РФ, регулирующее порядок призыва на военную службу и примененное в данном деле, не может быть истолковано двояко. «Суд первой инстанции, а впоследствии и Верховный Суд применили его именно так, как было заложено законодателем», – подчеркнул он.
Константин Маркин предположил, что судья апелляционной инстанции иначе истолковал доказательства, имеющиеся в материалах дела, а также подлежащий применению закон. «Возможно, судья либо недостаточно знаком с законодательством РФ в этой сфере, либо имелись внешние факторы, повлиявшие на решение, – считает он. – Предположу, что суд кассационной инстанции (первой кассации) просто не стал утруждать себя разбором данного дела, ведь проще согласиться с уже имеющимися выводами апелляционной инстанции, чем формулировать новые».
По мнению адвоката, при принятии решений апелляционной и кассационной (первой кассацией) инстанциями на судей могло оказывать определенное давление распространенное представление о прохождении военной службы по призыву – якобы призывники сами должны являться в военкомат с требованием о призыве, в противном случае они уклоняются от военной службы.
В заключение Константин Маркин назвал случаи, подобные данному делу, единичными.
Служба по призыву
Служба
Повестка
Форма повестки
Гражданину ___________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
проживающему по адресу: ______________________________________________________
Повестка
Серия ______ N _____________
Военный комиссар ________________________________________
(наименование муниципального образования)
_________________________________________________________
(воинское звание, подпись, инициал имени, фамилия)
М.П.
Я, __________________________________________________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
о явке в военный комиссариат _________________________________________________
(наименование муниципального образования)
по вопросам первоначальной постановки на воинский учет, назначенной на «__» ____ 20___ г. к __ часам, оповещен.
Об ответственности за нарушения правил воинского учета предупрежден.
____________________________________________
(дата оповещения, подпись оповещенного)
Оповещение произвел «__» _______________ 20__ г.
_____________________________________________
(должность, подпись, фамилия должностного лица)
Оборотная сторона повестки
Обязанности гражданина, подлежащего первоначальной постановке на воинский учет.
1. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане, подлежащие первоначальной постановке на воинский учет, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание комиссии по постановке на воинский учет, имея при себе документы, указанные в повестке.
2. В случае неявки без уважительной причины гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, он привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уважительной причиной неявки по вызову (повестке) военного комиссариата, при условии документального подтверждения, являются:
• заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
• тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
• препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
• иные причины, признанные уважительными комиссией по постановке граждан на воинский учет или судом.
По истечению действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно без дополнительного вызова.
Осенний призыв – 2021: ответы на актуальные вопросы
dayzeren / Depositphotos.com |
1 октября в России стартовала очередная призывная кампания. Согласно Указу Президента РФ от 30 сентября 2021 г. № 556 в октябре-декабре текущего года на военную службу будут призваны 127 500 человек. Призывные комиссии начали свою работу с 1 октября во всех субъектах РФ, за исключением муниципальных образований, где призыв проводится один раз в год, – здесь призывные комиссии заработают с 1 ноября.
Как отметил в ходе брифинга, посвященного началу осеннего призыва на военную службу, начальник ГОМУ ГШ ВС РФ генерал-полковник Евгений Бурдинский, в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции основные усилия при организации и проведении призыва граждан на военную службу осенью этого года будут сосредоточены на недопущении заноса COVID-19 и других сезонных заболеваний (ОРВИ, гриппа, ангины) в войска при их комплектовании молодым пополнением. «В этих целях военные комиссариаты заблаговременно обеспечены необходимым медицинским имуществом, в том числе около 5 млн. медицинских масок, более 200 тыс. тест-систем», – подчеркнул генерал-полковник.
Остановимся на ключевых нюансах призыва и его особенностях в текущем году более подробно.
Обязательна ли военная служба по призыву?
Да, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ст. 59 Конституции Российской Федерации). Но в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, допускается ее замена альтернативной гражданской службой.
Что включает в себя призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе?
Он включает: явку на медосвидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; далее – Закона № 53-ФЗ).
Кто организует призыв на военную службу?
Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения, а осуществляют – призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) по представлению военного комиссара (абз. 4 п. 1 ст. 26 Закона № 53-ФЗ).
Кто подлежит призыву на военную службу?
Призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 22 Закона № 53-ФЗ).
Может ли быть призван в армию несовершеннолетний?
Нет, решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет (п. 4 ст. ст. 22 Закона № 53-ФЗ).
Может ли повестка о вызове в военкомат быть вручена через родителей, соседей или иных лиц?
Нет, это не допускается. Повестка о вызове на медосвидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы должна быть вручена работниками военного комиссариата или по месту работы или учебы призывника руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами организаций лично призывнику под расписку (п. 2 ст. 31 Закона № 53-ФЗ). Следовательно, повестка, врученная не под расписку (например, брошенная в почтовый ящик), переданная через соседей, родителей (даже под их расписку), не обязывает гражданина явиться в военкомат в назначенный день. Равно как не заменяет повестку и телефонный звонок о вызове в военкомат.
Надо ли сообщать в военкомат о временном отъезде с места жительства или пребывания?
Да, если такой отъезд гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеет место в период проведения призыва и длится более трех месяцев, то об этом нужно лично сообщить в военный комиссариат. Сделать это надо даже в том случае, если выезд с места жительства или пребывания не подтвержден регистрацией по месту жительства или пребывания (п. 2 ст. 10 Закона № 53-ФЗ). Причем известить можно не только военкомат, но и и местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет.
Каковы обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу?
Можно ли пойти служить по контракту, не отслужив по призыву?
Да, у граждан мужского пола, не пребывающих в запасе и получивших высшее образование, равно как и у тех, кто не пребывает в запасе, но получил среднее профобразование и поступает на военную службу в Вооруженные Силы РФ, войска национальной гвардии, спасательные воинские формирования, Службу внешней разведки РФ и органы государственной охраны, есть право выбора – заключить первый контракт о прохождении военной службы на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами, на срок два или три года или проходить военную службу по призыву. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать лица в возрасте от 18 до 40 лет (п. 1-2 ст. 34 Закона № 53-ФЗ).
Однако заявить о своем желании поступить на военную службу по контракту гражданин может до принятия призывной комиссией решения о его призыве на военную службу. В противном случае право перейти на службу по контракту возникнет у него не ранее чем через три месяца службы по призыву.
Сроки призыва и службы
Сколько раз в году проходит призывная кампания?
По общему правилу, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется 2 раза в год – с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ (п. 1 ст. 25 Закона № 53-ФЗ).
Для кого действуют отличные от общеустановленных сроки призыва на военную службу?
Для граждан: проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – их призывают на службу в период с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря; проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах – для них срок призыва установлен с 15 октября по 31 декабря; являющихся педагогическими работниками образовательных организаций – они призываются с 1 мая по 15 июля (п. 1 ст. 25 Закона № 53-ФЗ).
Какова продолжительность военной службы по призыву и планируется ли ее изменение?
Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев (подп. «д» п. 1 ст. 38 Закона № 53-ФЗ). Изменение этого срока Минобороны России не планирует.
Как исчисляется срок военной службы по призыву?
Началом военной службы для призывников считается день присвоения воинского звания рядового, а окончанием – дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (п. 10 ст. 38 Закона № 53-ФЗ).
Особенности осеннего призыва на военную службу в России
Смещен ли срок начала осеннего призыва из-за пандемии коронавируса?
Нет, в текущем году осеннюю призывную кампанию решено провести в общеустановленные сроки – с 1 октября по 31 декабря (Указ Президента РФ от 30 сентября 2021 г. № 556 «О призыве в октябре – декабре 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву»).
Какие меры профилактики COVID-19 будут предприниматься в ходе проведения осенней призывной кампании?
На сборных пунктах субъектов РФ для всех граждан, призванных и направляемых для прохождения военной службы, будет организовано тестирование на новую коронавирусную инфекцию. Кроме того, их обеспечат медицинскими масками как на сборных пунктах, так и в пути следования к месту прохождения военной службы, а по прибытии в воинские части призывники будут проходить двухнедельный карантин.
Что будет, если обнаружат заболевшего коронавирусом?
Во всех военных комиссариатах и воинских частях выделены отдельные помещения для размещения (изоляции) сотрудников, призывников и военнослужащих при выявлении у них не только признаков коронавируса, но и любых других респираторных заболеваний. В случае необходимости заболевший будет доставлен специализированным транспортом (машинами скорой помощи) в медорганизацию для оказания экстренной помощи.
Куда можно обратиться за консультацией по вопросам осеннего призыва?
Свои вопросы и обращения призывники и их родители могут направлять в электронные приемные главнокомандующих видами, командующих родами войск и войсками военных округов на официальном сайте Минобороны России (подраздел «Для граждан» в разделе «Контакты»).
Кроме того, с 14 октября запустят прямую линию Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по вопросам призыва граждан на военную службу. Звонки будут принимать по телефонам 8(495) 498-96-96, 8(495) 498-96-97, 8(495) 498-96-98. Номера телефонов региональных военкоматов можно узнать на сайте Минобороны России (https://recrut.mil.ru/career/conscription/hot_lines_conscription.htm).
Медосвидетельствование и психологический отбор призывников
Каких врачей должны пройти призывники?
Призывники проходят медосвидетельствование врачами-специалистами – терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей (п. 1 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ).
Могут ли призывника направить на амбулаторное или стационарное медобследование в медорганизацию?
Да, это допускается в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медосвидетельствования (п. 4 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ). Причем, если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, его освидетельствование проводится в период следующего призыва с вынесением заключения о категории годности к военной службе (абз. 4 п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565).
Какие документы необходимо собрать для медосвидетельствования и заседания призывной комиссии?
Какие бывают категории годности к военной службе?
По результатам медосвидетельствования выдается заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годен к военной службе (п. 2 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ).
Нужно ли призывнику платить за медосвидетельствование?
Нет, финансовое обеспечение медосвидетельствования призываемых на службу граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 6 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ). Даже если гражданин направляется военным комиссариатом в медорганизацию государственной или муниципальной системы здравоохранения для проведения ему медобследования и диагностических исследований (как обязательных, так и дополнительных), все эти мероприятия проводятся для призывника на безвозмездной основе в рамках действия Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2299.
Можно ли обжаловать решение призывной комиссии?
Да, такое решение может быть обжаловано в суд по месту жительства или в вышестоящую призывную комиссию. Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения. При этом на период рассмотрения жалобы (вплоть до принятия решения по ней или до вступления в законную силу решения суда) решение о призыве приостанавливается (п. 7 ст. 28 Закона № 53-ФЗ). При обжаловании решения призывной комиссии не лишним будет направить в полицию и прокуратуру извещение о том, что такое решение обжаловано в суд – это обезопасит призывника от незаконного обращения военкомата в прокуратуру с ходатайством о возбуждении уголовного дела об уклонении от призыва. К извещению нужно приложить копию почтовой квитанции об отправке жалобы в суд или копию самой жалобы с отметкой о ее регистрации в суде.
Нужно ли призывникам проходить профессиональный психологический отбор?
Да, требование о прохождении такого отбора распространяется не только на случаи постановки на воинский учет, направления для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, но и на случаи призыва на военную службу или поступления на военную службу по контракту, поступления в мобилизационный людской резерв и т. п. (п. 1 ст. 5.2 Закона № 53-ФЗ).
Какие заключения выносятся по результатам психологического отбора?
По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности призывника: рекомендуется в первую очередь (первая категория); рекомендуется (вторая категория); рекомендуется условно (третья категория); не рекомендуется (четвертая категория). Требования к психологической пригодности, соответствующие указанным категориям, установлены в разделе III «Оформление и учет результатов профессионального психологического отбора» Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение к Приказу Минобороны России от 31 октября 2019 г. № 640).
Где и когда проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору призывников?
Проводится ли психологическое обследование призывников, имеющих освобождение или отсрочку от призыва?
Нет, обследование проводится, только если по итогам изучения отсутствуют основания для предоставления гражданину отсрочки (освобождения) от призыва на военную службу, в том числе по состоянию здоровья (п. 24 Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации, Приложение к Приказу Минобороны России от 31 октября 2019 г. № 640).
Зачем нужно проходить профессиональный психологический отбор?
В ходе психологического обследования определяются категории профессиональной психологической пригодности призывников к подготовке по военно-учетным специальностям в учебных воинских частях и прохождению военной службы на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (абз. 2 п. 24 Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации, Приложение к Приказу Минобороны России от 31 октября 2019 г. № 640). При этом данные, полученные в ходе мероприятий по профессиональному психологическому отбору, учитываются при вынесении заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на воинских должностях (по классам основных сходных воинских должностей) (подп. 7 п. 31 Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, Приложение к Приказу Минобороны России от 26 января 2000 г. № 50).
Освобождение от службы и отсрочка от призыва
Кто не призывается на военную службу?
Граждане, которые: освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу; имеют отсрочку от призыва на военную службу; не подлежат призыву на военную службу (п. 2 ст. 22 Закона № 53-ФЗ).
Кого еще не призывают на военную службу?
Граждан: признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящих или прошедших военную службу в РФ; проходящих или прошедших альтернативную гражданскую службу; прошедших военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1 ст. 23 Закона № 53-ФЗ). Кроме того, не подлежат призыву на военную службу лица: отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд (п. 3 ст. 23 Закона № 53-ФЗ). Освобождаются от исполнения воинской обязанности и граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья (п. 4 ст. 23 Закона № 53-ФЗ).
Кто имеет право на освобождение от службы?
Лица: имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, либо граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения со службы или после отчисления с военных сборов или окончания таких сборов (п. 2 ст. 23 Закона № 53-ФЗ).
Кому предоставляется отсрочка от призыва на военную службу?
Предоставляется ли отсрочка от призыва на военную службу студентам?
Да, отсрочкой могут воспользоваться студенты:
Могут ли студенты получить повторную отсрочку от призыва на военную службу?
По общему правилу, воспользоваться правом на отсрочку обучающиеся могут только один раз. Но есть исключение – если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена в связи с обучением по программе бакалавриата, но студент хочет освоить и программу магистратуры, то ему повторно предоставляется отсрочка для продолжения обучения (абз. 10 подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Имеет ли право на отсрочку студент, воспользовавшийся во время обучения академическим отпуском?
Да, право на отсрочку от призыва на военную службу в данном случае сохраняется (абз. 15 под. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Сохраняется ли право на отсрочку от призыва при переводе на другую образовательную программу или в иную образовательную организацию?
Да, за гражданином, перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую, имеющую госаккредитацию образовательную программу того же уровня образования, либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей госаккредитацию образовательной программы того же уровня образования, сохраняется право на отсрочку. Однако это возможно при условии, что общий срок, на который была предоставлена отсрочка для обучения, не увеличивается или увеличивается не более чем на год (абз. 15 подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Сохраняет ли студент, восстановившийся в образовательной организации после отчисления по инициативе этой организации, право на отсрочку?
Нет, в этом случае право на отсрочку теряется. Именно отчисление по инициативе ссуза или вуза является исключением из правила, позволяющего обучающимся, восстановившимся в той же образовательной организации, сохранить право на отсрочку от призыва при условии, что срок предоставления отсрочки для обучения в данной образовательной организации не увеличивается (абз. 16 подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Имеют ли право на отсрочку от призыва аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры?
Да, лица, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по имеющим государственную аккредитацию программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, могут воспользоваться отсрочкой от призыва. Она предоставляется на период освоения образовательных программ, но не свыше установленных ФГОС сроков получения высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации, а также на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более года после завершения обучения по соответствующей программе (подп. «б» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Кто имеет право на «президентскую» отсрочку?
Речь идет об отсрочке, предоставляемой некоторым категориям граждан указами Президента РФ. К таким категориям относятся, например:
О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу смотрите Справку.
Сколько действует отсрочка от призыва для школьников?
Обучающимся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим госаккредитацию образовательным программам среднего общего образования, отсрочка предоставляется на период освоения образовательных программ, но не более установленных ФГОС сроков получения среднего общего образования (подп. «г» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Могут ли призвать на службу выпускников школы в период между датой окончания школы и датой поступления в вуз?
Нет, если они успешно прошли государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, то им предоставляется отсрочка на период до 1 октября года прохождения такой аттестации (подп. «г.1» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Предоставляется ли отсрочка от призыва обучающимся на подготовительных отделениях в вузах?
Да, но только тем, кто учится по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, входящих в утвержденный Минобрнауки России перечень. Отсрочка дается на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год окончания школы (подп. «г.2» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Призывают ли в армию семинаристов?
Нет, лиц, получающих по очной форме обучения среднее профессиональное или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, не призывают в армию в период обучения (не более сроков получения соответствующего образования). Это касается обучения в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности (подп. «д» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Может ли быть призван на военную службу проживающий в России иностранный гражданин?
Нет, законом не предусмотрено прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах РФ иностранными гражданами – они могут пойти служить только в добровольном порядке, то есть по контракту.
В свою очередь, лицам из числа потенциальных переселенцев предоставляется отсрочка от призыва на срок со дня регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем до дня его рассмотрения, а в случае признания вынужденным переселенцем, – на срок до трех месяцев со дня такого признания. Право на отсрочку имеют и беженцы – на срок до шести месяцев со дня приобретения ими российского гражданства (подп. «е» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Право на отсрочку от призыва на военную службу указанным категориям граждан предоставляется только один раз и при условии, что ходатайство о признании лица вынужденным переселенцем зарегистрировано или статус беженца приобретен после достижения ими возраста 17 лет и шести месяцев (п. 2.1 ст. 24 Закона № 53-ФЗ).
Можно ли отказаться от освобождения или отсрочки от призыва на военную службу?
Да, лица, которым предоставлено право на освобождение от призыва или на отсрочку от него, могут отказаться от реализации этих прав, подав заявление о таком отказе в призывную комиссию. В этом случае они будут призваны на военную службу в общем порядке (п. 2.1 ст. 22 Закона № 53-ФЗ).
Как призываются на военную службу лица после утраты оснований для освобождения от призыва или при истечении сроков предоставления отсрочки?
Уклонение от прохождения военной службы
Может ли неявка гражданина по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, считаться уклонением от нее?
Да, если нет уважительных причин такой неявки (п. 4 ст. 31 Закона № 53-ФЗ). Уважительными причинами считаются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом. Однако наличие уважительной причины неявки должно быть подтверждено документально (п. 2 ст. 7 Закона № 53-ФЗ).
Кто производит розыск и задержание граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу?
Этим занимаются органы внутренних дел в пределах своей компетенции (абз. 3 п. 3 ст. 4 Закона № 53-ФЗ). В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военкомат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета РФ по месту жительства уклониста для решения вопроса о привлечении его к ответственности (п. 2 ст. 28 Закона № 53-ФЗ).
Какая ответственность предусмотрена за уклонение от прохождения военной службы?
За это установлена уголовная ответственность. По ст. 328 Уголовного кодекса уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Более мягкие санкции предусмотрены за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы (штраф в сумме до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до шести месяцев).
По словам Евгения Бурдинского, ключевыми задачами осеннего призыва станут задачи по:
По-прежнему будет организован прием молодого пополнения в войсках, расстановка на воинские должности в соответствии с имеющейся подготовкой, а также увольнение военнослужащих, выслуживших установленный срок военной службы. «Надеюсь, что все мероприятия будут выполнены в установленные сроки и с надлежащим качеством», – заключил начальник ГОМУ ГШ ВС РФ.