Повеяло весной что значит
Словари
1. Начать веять; подуть (о ветре, слабом движении воздуха и т.п.).
отт. перен. безл. О начале, приближении чего-либо (чувств, воспоминаний и т.п.).
2. Помахать чем-либо, приводя воздух в движение.
II сов. перех. и неперех.
В течение некоторого времени совершить действие, названное соответствующим беспрефиксным глаголом.
ПОВЕ́ЯТЬ, повею, повеешь, совер.
1. без доп. Начать веять, подуть. «Вот повеял от долины перелетный ветерок.» Жуковский.
|| Начать чувствоваться. «- Жар свалил. Повеяла прохлада.» И.Аксаков.
|| чем. Возбудить какие-нибудь чувства, мысли, воспоминания. «Минувшим на меня повеяло нежданно.» А.К.Толстой.
2. что. Немного провеять (зерна).
ПОВЕЯТЬ, см. повевать.
1. Начать веять, дуть (о ветре, волнах воздуха). К полудню повеял южный ветер. С реки повеяла прохлада. Из кухни повеял запах кофе. Повеял аромат духов.
2. чем. Ощутить дуновение (ветра, жара, свежести); проявляться (о явлениях погоды). Вечер повеял прохладой. Осень повеяла заморозками. □ безл. С востока повеяло грозой. Повеяло запахом свежего сена. Повеяло весной, зимой, осенью.
3. чем. безл. Передаться от кого-л. к кому-л. (о чувствах, настроении). Повеяло лаской, нежностью от кого-л. безл. От его взгляда повеяло холодом. На неё повеяло безразличием окружающих.
4. чем. безл. Вызвать какие-л. чувства, переживания, стремления. Повеяло чем-то старым и давно забытым. Повеяло бурными потрясениями.
5. (что). Веять, провеивать некоторое время. П. зерно.
1. Начать веять (в 1 знач.). 31-го января паруса зашевелились поживее, повеял ветер. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
2. обычно безл., чем. Начать веять (во 2 знач.).
Солнце село. Облака над морем потемнели, море тоже стало темным, повеяло прохладой. М. Горький, Коновалов.
Раздольем и удалью повеяло от этого перелива [гармони]. Николаева, Жатва.
Веять, провеивать некоторое время.
пове́ять, пове́ю, пове́ем, пове́ешь, пове́ете, пове́ет, пове́ют, пове́я, пове́ял, пове́яла, пове́яло, пове́яли, пове́й, пове́йте, пове́явший, пове́явшая, пове́явшее, пове́явшие, пове́явшего, пове́явшей, пове́явших, пове́явшему, пове́явшим, пове́явшую, пове́явшею, пове́явшими, пове́явшем, пове́янный, пове́янная, пове́янное, пове́янные, пове́янного, пове́янной, пове́янных, пове́янному, пове́янным, пове́янную, пове́янною, пове́янными, пове́янном, пове́ян, пове́яна, пове́яно, пове́яны
1. безл., о холодном или тёплом воздухе, о запахе: потянуть, понести, дохнуть, обдать
венуть, дунуть, разить, отдавать, обдать, пахнуть, подуть, понести, дохнуть, потянуть
Фразеологизм «Весенние мечтания; повеяло весною»: значение и происхождение
Фразеологизм – это устойчивое образное выражение, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Фразеология включает в себя:
Что значит «Весенние мечтания; повеяло весною»? Значение «Весенние мечтания; повеяло весною»
Что это такое означает?
«Весенние мечтания; повеяло весною» – это изменения в политической жизни страны.
Происхождение
Откуда и какое происхождение фразы?
Источник крылатого выражения «Весенние мечтания; повеяло весною»: в либеральной газете «Русские ведомости» 24 сентября 1904 г. в связи с назначением на пост министра внутренних дел князя П.Д. Святополк-Мирского писалось: «Повеяло весной… таково общее впечатление; это говорят в обществе; это отмечает печать». О политической весне писала газета «Новое время»: «Разве речь министра внутренних дел, сказанная 16 сентября, не веяние весны, не ясный ее признак?» Выражение «повеяло весною» было подхвачено всей либеральной печатью. В действительности же «эра весны» выразилась лишь в некотором ослаблении цензурного гнета, возвращении сосланных либеральных деятелей и разрешении петербургского съезда земских деятелей. На посту министра внутренних дел Святополк-Мирский пробыл менее года и был уволен в отставку после 9 января 1905 г., а «весна» сменилась военно-полицейской диктатурой Д.Ф. Трепова.
Другие русские выражения
Другие значения и истории происхождения выражений, фразеологизмов, поговорок, пословиц и крылатых фраз на сайте из нашего словаря слов и выражений русского языка:
Весомо, грубо, зримо
Весы фемиды
Ветхий адам (человек)
Вечные спутники
Вещественные знаки невещественных отношений (шутливое)
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Константин Яковлевич Крыжицкий. Повеяло весной
Константин Яковлевич Крыжицкий. Повеяло весной [1910]
Холст, масло. 81×109 см
Харьковский государственный музей изобразительных искусств, Харьков
Осенью 1910 года открылась выставка русской живописи в Лондоне, организованная К. Е. Маковским. На выставке было представлено тринадцать работ Крыжицкого, среди них – только что законченная большая картина «Повеяло весной». Этим полотном художник с полным основанием гордился. Даже затребовал его из Лондона пораньше, чтобы успеть показать в Академии на Весенней выставке 1911 года.
О создании картины ученица художника С. Кислинская вспоминает так: «Бывало, идешь на урок и знаешь, что увидишь что-нибудь новое. Северная природа во все лучшие моменты, серые дни, розовые облачка на вечернем небе – все проходило перед нами, с момента зарождения в душе до исполнения. Вчера еще мы видели чистое полотно с пометками углем, а сегодня ярью сияли стволы, засверкал снег от яркого солнца, тени протянулись по снегу. «Повеяло весной».
– Но еще работы много, – говорит он, – еще снег недостаточно рыхл, может быть, уберу часть стволов, еще не уловил тень, ложащуюся в канаву, там должен быть отраженный свет, нужно бы съездить посмотреть природу.
– Никогда, кажется, не был я так доволен своей работой, – продолжает он и смотрит на нас, таких неопытных, пытливо и вопросительно, желая уловить наши непосредственные впечатления. Мы поражены силой солнца, оно, положительно, освещает всю мастерскую, стоим очарованные, и ему приятно наше молчание, оно лучше слов. Ни он, ни мы не предчувствовали, конечно, что эту самую картину, в которую вложено столько души, столько мощи художника, которая так его бодрила и радовала, назовут копией и обольют грязью клеветы и злобы».
Члены жюри Весенних выставок аплодировали, принимая картину для экспонирования. Сразу было решено купить ее для академического музея.
Да нет, конечно, не «вдруг». Крыжицкий своим активным миротворчеством, упрямым стремлением высоко нести звание художника многим, что называется, намозолил глаза. Он ведь был видной фигурой: председатель, член жюри и правлений целого ряда художественных организаций и комиссий. Его вкус был безупречен, критерии высоки. Признавая за художниками право работать в разных направлениях, подделок под искусство он не терпел.
И вот зависть породила клевету.
. Большое раздвоенное дерево, изображенное в картине «Повеяло весной», Крыжицкий впервые увидел на снимке фотографа Вишнякова. Тот именно с такой целью: дать материал для творчества – распространял свои работы среди художников. Эта же фотография, видимо, попала в руки и Я. Бровара, который воспользовался ею для картины «Вид в Беловежской пуще».
Я. Бровар «Вид в Беловежской пуще»
Картины получились совершенно разные. У Крыжицкого – светлое предвесеннее утро, у Бровара – зубры на фоне яркого заката. Мастерство исполнения тоже, признаться, было разным. Но вот дерево… Дерево, конечно, одно и то же.
Резонно спросить: ну и что? Это же самое дерево художники могли увидеть и, так сказать, живьем, придя на этюды в уголок леса, где оно произрастало. Да и пусть даже фотография – в чем преступление?!
Преступление, оказывается, состояло в том, что Крыжицкий свою картину не придумал сам, а просто-напросто списал у Бровара! Совершил, короче говоря, плагиат.
Первым на сей счет высказался некто Ф. Райлян, поместивший в одной из газет снимки с обеих картин. Идея понравилась. Вскоре в газете «Новое время» появилась статья упомянутого Н. И. Кравченко «Весенняя выставка». Надо сказать, что «Новое время» вообще с подозрением относилось к Крыжицкому – из-за фамилии: то ли поляк, то ли украинец, в общем – не наш.
Кравченко писал: «Пейзажей здесь очень много. Есть и хорошие. Академия художеств отдала первенство произведениям К. Крыжицкого и купила его «Повеяло весной», где много света, снега и мастерства. Картина эта теперь в кругу художников возбуждает оживленные толки. Дело в том, что точно такую же уже дважды писал и выставлял другой художник, Я. Бровар, но, конечно, выполнил ее слабее. Нет сомнения, что все они написаны по фотографиям с натуры. Как прекрасный рисовальщик, К. Крыжицкий не очень-то нуждался в фотографии, но. враг силен, увидел человек красивый мотив, который напомнил ему нечто знакомое, он взял да и написал. Да еще как написал-то!».
Статья завершается недвусмысленным выводом: «Недовольным во всей этой истории может быть один только Я. Бровар. Все-таки мотив-то, выходит, будто и его».
Вот так. Крыжицкому нетрудно было объяснить, что с картинами Бровара он не знаком, вообще никогда их не видел, – да кто его слушал. К тому же скандал пошел глубже. Был поднят абсурдный, на современный взгляд, вопрос: имеет ли право художник вообще в своей работе использовать фотоматериалы? Тема очень благодарная для тех, кто был склонен обвинять всех без исключения художников-реалистов в бездушном, ремесленническом копировании действительности. Мол, таким и натура не нужна: взял фотографию – и пеки шедевры!
Знакомое обвинение, не так ли? Теперь «принципиальным» критикам было чем его подтвердить: не просто с фотографии списал, а еще и ограбил своего же товарища, которому, может, копировать снимки и простительно… но Крыжицкий-то ведь мастером считается.
Защищаясь, Крыжицкий направил в газеты открытое письмо, в котором четко изложил свою точку зрения на этот вопрос. Да, он признает, что использовал для своих вещей сюжеты и детали с фотографий, но считает, что написанные им сотни картин дают ему право отвергнуть обвинение в том, что он якобы «спокойненько списывает по фотографиям для продажи». Пользоваться фотоматериалами, по его мнению, «простительно» как раз не ремесленникам-копиистам, а только настоящим художникам. «Неужели, – писал он, – схема в линиях, без эрудиции в рисунке и живописи, без своего материала даст вам возможность написать картину, и картину хорошую? Когда мы хулим произведение, мы говорим – «фотографичность»!».
Для истинного же художника фотография – помощник. Потому что на ней «только лишний раз изучаешь, углубляешься невольно в то, что не только подчас, но часто ускользает, и если вы по чудесному снимку ствола в природе проштудируете кору, характер ее, листья и сучья и, имея свой материал, живописно или в рисунках передадите природу предмета, одухотворив его вашим духовным Я, а не только глазами и рукою, то какое же и перед кем вы совершаете преступление?».
Разумеется, никакого. Нелепость обвинений – и в плагиате, и в «списывании» – была абсолютно понятна тем, кто хоть сколько-нибудь знал Крыжицкого. Родные же и друзья и вовсе не придали этой истории серьезного значения.
Вспоминает сын художника:
«За несколько дней до этого в кругу старых друзей он очень нервничал, говорил о самоубийстве, со слезами на глазах воскликнул: «Мои бедные дети!». Никто из домашних не придавал инциденту большого значения. Все воскресенье 3 апреля Крыжицкий провел дома с томиком Толстого «Что такое искусство». Против слов, где Толстой говорит, что искусство сближает людей, он на полях написал: «И разъединяет их». За обедом, вечером, всегда оживленный и веселый, он не шутил, как обычно. Когда его сыновья уже лежали в постелях, дверь отворилась и на пороге показался отец. Он никогда не заходил к ним в эту пору. Постояв в дверях, он почему-то низко поклонился им. Сыновья удивились, но ничего не поняли и тоже не обратили на это внимания. Эти подробности они вспомнили уже позже.
В гостиной допоздна сидела дочь с женихом. Они слышали, как отец возился в мастерской, слышали, как он зачем-то большими ножницами резал веревку, на которой подвешивались картины. Разошлись в первом часу ночи. В понедельник утром горничная, как обычно, пришла убирать гостиную. Под окном, без пиджака, в одной рубашке стоял «барин». На ее приветствие он не откликнулся. Тогда, подойдя ближе, она увидела веревку.
Почему он это сделал? Слишком спокойная жизнь на протяжении долгих лет? Непривычка к житейским невзгодам? Череда жестоких разочарований, с которыми не сумел справиться? Болезненное самолюбие? Сомнения в правильности выбранного пути.
Нет, вот последнего, пожалуй, не было. Н. Брешко-Брешковский писал:
«К.Я. больно задевали нападки «модернистской критики». Он говорил: «Знаете, у меня такой в голове хаос! Самые разноречивые мысли. Иногда мелькает, а вдруг они в самом деле правы, эти господа? И я действительно ничтожество. И все мои картины, вся работа – мыльные пузыри. В такие минуты хочется уехать куда-нибудь в деревню, зарыться в глушь и жить, как миллионы людей, не прикасаясь к кисти. А с другой стороны, меня утешает сознание: ведь нужен же я! Есть же те, кому я нужен! Они покупают мои картины, ходят смотреть меня на выставках. «. Успех в Мюнхене его очень ободрил. «Вот видите, вот видите! – повторял он своей обычной отрывистой скороговоркой. – Значит, стою же я чего-нибудь! Ведь нельзя же отказать в понимании этим людям. «».
Да, он верил в ценность того, что уже сделано. Но боялся будущего. «Самое страшное для артиста, – говорил он, – это пережить себя. Художник должен уметь уйти вовремя». Если бы в те тяжелые дни кто-то сумел – или хоть попробовал! – убедить его в том, что он вовсе не устарел, не исписался, что его последние вещи не хуже, а лучше ранних…
К. Я. Крыжицкий. Повеяло весной. 1910 г
Гордился художник своим полотном,
Написанным им с пребольшим мастерством.
Меня солнце силой своей поражает,
Что парка аллею сейчас освещает,
Где бледные тени лежат на снегу.
И, глядя на холст, я представить могу,
Как выпало много зимой этой снега
И как по-весеннему ясное небо
Сияет, лаская своей бирюзой;
Как воздух теплеет и пахнет весной;
Как утром, свою совершая разминку,
Хозяин усадьбы топтал здесь тропинку!
Константин Яковлевич Крыжицкий (1858—1911) — русский живописец-пейзажист. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (1889).
НОД по развитию речи «В окно повеяло весною» в подготовительной группе
Цель: Способствовать закреплению и обобщению представлений о весне, как о времени года, о погодных явлениях в весеннее время.
Расширять и активизировать словарь детей по данной теме,
Совершенствовать грамматический строй речи, развитие связной речи
Формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице, по серии картинок
Развивать познавательный интерес к природе, воображение.
Формировать эмоциональный отклик на мир природы.
Воспитание навыков сотрудничества с взрослым и детьми.
Кто ни будь из вас, понимает язык птиц?
По секрету сорока принесла такую весть, что дети подготовительной группы дружные, смелые, талантливые, воспитанные.
Ты мой друг и я твой друг
Встанем все в широкий круг
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Мотивация «рассуди спорщиков»
Слайд картинки зимы и весны.
Как какое время года интереснее зима или весна?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить признаки этого времени года. А вот что увидели за своим окном герои знакомого вам мультфильма (отрывок из мф/а «Три Кота»).
Друзья мои, какие весенние праздники вы знаете?
О чём мы с вами будем сегодня говорить?
«Зима недаром злится, прошла её пора
весна в окно стучится и гонит со двора. (кто помнит дальше если нет, то читать самой)
Покажите, какая «ведьма злая»(эмоция)
Вот и держит старуха – зима Весну – красну в лесу, не хочет, чтобы в город пришло весеннее тепло. Весна плачет, просит вас о помощи. Как вы думаете, мы сможем выручить весну? Давайте попробуем. Чтобы зима отпустила весну нам нужно выполнить все задания, которые вместе со снежинками в группу занес ветер. Вы готовы помочь?
Назовите весенние месяцы.
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (сосулька)
Воспитатель показывает детям сосульку
Когда появляются сосульки?
Какая она по форме?
Потрогайте ее, какая она? (скользкая, гладкая,
холодная, мокрая, острая, ледяная)
Какого она цвета? (прозрачная, блестящая,
переливается на солнце всеми цветами)
Что произойдет, если по ней ударить?
(она расколется) Значит, она хрупкая.
Что будет с сосулькой, если ее подольше
подержать в комнате? (она растает и превратиться в воду)
Почему это произойдет? (потому что в помещении тепло)
Почему сосульки тают на улице весной?
Когда тает сразу много сосулек получается капель.
Почему это явление так назвали?
Скажите со словом «весенний»:
день, погода, дождь, настроение, гроза,
Какими бывают весеннее небо, весеннее
солнце, весенняя трава?
Что означает выражение «весеннее настроение»?
Попробуйте назвать одним словом
все слова,что я произнесу:
Дом скворца – это…. (скворечник)
Весной снег (что делает) чернеет, тает
подснежники, молодая трава
Птицы весной – возвращаются
Ручей, лужа снег, солнце, дерево, почка,
Ручей, лужа, снег, солнце, дерево,
почка, туча, луч, облако, кораблик,
сосулька, подснежник, льдина
Составь рассказ по картинке о весне
(мнемотаблице) и по серии картинок
Дети берут картинки с признаками весны и приклеивают их на большой лист. Вот и у нас есть картина о весне.
Рефлексия: Как вы считаете, мы справились со всеми заданиями? Трудно было? Теперь зима уж точно отпустит весну. О чём расскажите дома? Эту картину оставите в группе и потом можете рассказывать по ней о весне, дополнять новыми картинками.
Дети, помните, в начале нашей беседы мы рассматривали сосульку. Пока мы беседовали, капельки превратились в прозрачные шарики. Я хочу их вам подарить. Выберете тот, который вам больше всего напоминает весну и нашу встречу.
Конспект НОД по развитию речи «Беседуем о зиме» в подготовительной группе Цель: активировать словарь по темам «Зима», «зимние забавы». Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному, образовывать относительные.
Конспект НОД по развитию речи «Морское путешествие» в подготовительной логопедической группе Цель: Развитие связной речи детей. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Активизация и актуализация словаря по теме «Обитатели морей.
Конспект НОД по развитию речи «Праздник Новый год» в подготовительной группе Тема: «Праздник Новый год». Развитие речи в подготовительной группе. Образовательные области: художественно – эстетическое развитие,.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сказка на новый лад» Творческое рассказывание на тему «Сказка на новый лад». Цель:Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Блокадный Ленинград» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Блокадный Ленинград» 2. Цели: Создать условие для понятия «блокада»; Задачи:.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические упражнения» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры».Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов.
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «ПОДСОЛНУХ» Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята» Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме: «овощи и фрукты» Елена Владимирова Цель: Уточнение представлений о.
Устный журнал «В окно повеяло весною…»
Цели урока: обобщить знания учащихся о весне, научить видеть красоту весенней природы; воспитывать художественно-эстетический вкус, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: таблицы с изображением весенней природы, птиц, цветов, рисунки детей, магнитофон, кассеты, компьютер.
Учитель: Отгадав загадки, вы узнаете тему нашего устного журнала.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года – весне. Весна покажет свою силу далеко не сразу. Неспешными шагами, весна будет незаметно прокрадываться к поседевшей от инея зиме. Ночи станут короче, дни длиннее и заметно теплее; и хотя зима будет сопротивляться, отчаянно захватывая природу метелями и внезапными снегопадами, но силы ее будут на исходе. Ветра станут не такими холодными, снег уже не такой сыпучий и затяжной, а весеннее солнце будет пригревать своими лучами, пробуждая все живое и щекоча природу своим ярким журчащим настроением. И в конце концов, зима уступит место весне, чтобы пробудить природный мир ото сна. Проглянет ярко-зеленая молодая трава, почки на ветках зацветут яркими пестрыми листьями, в лесу защебечут птицы и разольется долгожданный запах свежести и весны.
Весной улыбается ясное солнце. Весной все оживает, птицы радуются теплу и солнечным лучам, повсюду слышны трели, песни, чириканья, мелодичный свист.
Народные приметы весны.
Она начинается 1 марта и длится 92 дня и 21 час, включает подсезоны:
Учитель: Весна еще не пришла. Или зима еще не ушла. Но солнышко уже пригревает. Кое-где появились первые проталины. И на этих проталинах, среди снегов, появляются первые весенние цветы. После долгой и холодной зимы так приятно бывает нежданно-негаданно их встретить. Жаль только, что некоторые “любители” нещадно их срывают или, скорее, выкорчевывают. А потом по дороге валяются погибшие, потерявшие всю свою привлекательность растения. Берегите весенние цветы!
7 слайд. Мать-и-мачеха цветет растение мать-и-мачеха в начале апреля (сразу после таяния снегового покрова). Мать-и-мачеха обыкновенная растет на крутых глинистых склонах, на откосах шоссейных и железных дорог, по сырым оврагам. Мать-и-мачеха широко распространена во всех областях центральной России. С лечебной целью используют листья мать-и-мачехи, собранные в первой половине лета (май–июнь). Сушат листья на открытом воздухе, на чердаках или в проветриваемых помещениях. Листья мать-и-мачехи обладают отхаркивающим и мягчительным действием.
Учитель: Мы с нетерпением ждём, когда к нам прилетят старые знакомые – эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
8 слайд. (Информация о скворцах). Еще ранней весной, с появлением проталин на пригорках, мы говорим: “Скворцы прилетели!” Обычно скворцы селятся колониями, по несколько пар рядом. В постройке гнезда участвуют оба пола. В скворечню или дупло птицы тащат все подходящее для подстилки — сухие стебли, сено, солому, мох, перья кур и гусей, шерсть домашнего скота и т. п. Хорошо закрытое гнездо не требует большого искусства и тщательности постройки, в несколько дней оно бывает готово. Самка начинает задерживаться в гнезде, сидит в нем, а самец распевает поблизости. Полная кладка содержит 5-6 яиц (иногда 7) зеленовато-голубого, довольно бледного тона, без всяких пятнышек. Они заметно вытянутой формы (длина около 30 миллиметров). Самец большого участия в насиживании не принимает, но иногда самка улетает на водопой или кормежку одна, а он лезет в гнездо и сидит там, изредка выставляя наружу свой длинный желтый клюв.
День вылупления птенцов заметить трудно, так как новорожденные пищат очень тихо и первые сутки живут за счет остатков питательного желтка в кишечнике. Но уже через 2-3 дня по вылуплении — близ гнезд можно ясно слышать дружный писк птенцов, и поведение родителей заметно меняется. Их полеты на кормежку становятся чаще, и оба летают уже врозь, поочередно принося корм птенцам. С раннего утра кормление идет наиболее усердно, часам к 10-11 родители на полчаса — час исчезают (улетают на водопой, купанье или в более дальнюю фуражировку), а затем, после возвращении с добычей, кормежка среди дня ослабевает и возобновляется с новой силой к вечеру. В течение суток родители слетают за кормом много десятков раз и расходуют на это немало сил. По некоторым наблюдениям, в разгар кормления птенцов старые птицы иногда даже падают на землю от утомления. Работа действительно большая: перед вылетом подросшие птенцы почти все время просят корма, высовывая голову из отверстия дупла или скворечни. Получит корм один, успокоится на пять минут, а на его место, поближе к выходу, уже лезет другой, и снова желторотая головка с белесым горлышком торчит из летка. Прилет отца или матери встречается громким, резким криком.
Вылет из гнезда происходит на четырнадцатый-пятнадцатый день, но родителям не так-то легко выманить молодых наружу и заставить их вылететь. Они цепко держатся за край летка, и лишь голод заставляет их решиться сделать первый полет. Родители всячески “выманивают” молодых, вертятся с кормом в клюве около гнезда, не подлетая к нему, оживленно кричат и суетятся. Иногда к птенцам, готовым вылететь, прилетают и чужие скворцы с кормом, но не отдают его, а лишь показывают.
Но вот, наконец, молодые вылетают, перебираются на выгоны, пустыри, огороды (чаще всего близ рек) и сидят на деревьях, ожидая родителей. Родители носят слеткам корм, но не всегда отдают его им, а нередко бросают перед молодыми, чтобы те привыкли сами хватать добычу. Так делают они, например, с майскими жуками и их личинками.
Летние стаи скворцов охотно ищут корм на выгонах скота или даже среди отдыхающего стада. Они достают из помета жуков-навозников и личинок мух. Иногда можно видеть, как 2-3 скворца расхаживают по спинам коров или овец, собирая в их шерсти насекомых.
19 слайд. Грач, как и скворец, всеобщий любимец, вестник весны.
(Информацию о грачах.) Грач. Длина 45–47 см. Перья чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва голое; у молодых птиц перья у основания клюва есть, но позже они выпадают. Грачи всеядны, но главным образом питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю. Весной грач прилетает весьма рано, еще снег на полях есть. Период прилета в разных местообитаниях падает на период с февраля по апрель… Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также использует различный мусор. Гнездовая колония существуют очень долго даже десятилетия. Один раз в год бывает одна кладка из 3–7 яиц. Птенцы появляются в начале- средине апреля. Инкубация грачиных яиц составляет по различным данным исследователей 16–20 дней. Вылет грачат и становления ими возраста слетков происходит через 30 дней. Вылетают в начале мая и в первой половине июня.
10 слайд. Дикие животные весной (Информацию о животных готовят дети.)
Весна – прекрасное время года. В лесу повсюду лужи прозрачной воды. Просыпается разная мелкая живность. Еще снег не сошел, температура воды в лужах всего 20°C, а уже появились лягушки. Прыгают в сторону озера. Интереснейшая картина: лягушка, обычная наша травяная, ползет по снегу. В затишье на солнышке греется живородящая ящерица.
Зайцы. Все представители этого семейства довольно похожи друг на друга: у всех более или менее длинные уши, короткий хвост, а задние ноги существенно длиннее передних.
“Поэты о весне”. (Дети рассказывают стихи о весне)