Повисли перлы дождевые что это такое

Стихотворение и анализ «Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Краткое содержание

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

И. Шишкин. Перед грозой. 1884

Автор живописует нам грозу. Зачастую гроза вызывает у людей тревогу, чувство страха. Но у Тютчева гроза абсолютно другая: сильная, торжественная, весёлая. Гроза освежает, дарит ощущение безграничной радости. Мы наблюдаем её в развитии: зарождение, активное действие и завершение.

Автор описывает свои эмоции. Он смотрит, искренне восхищаясь столь стремительной и активной жизнью окружающей природы. В каждой строке чувствуются воодушевление и восторг. Мы как будто слышим вместе с поэтом всю звуковую палитру, которой наполнено стихотворение: раскаты грома, шум воды, многоголосие птиц.

История создания

Календарное время написания произведения – 1828 г. В это время Тютчев нёс дипломатическую службу на территории Германии. Первые читатели смогли познакомиться с произведением на страницах московского журнала «Галатея», спустя год.

Находясь в Германии, Тютчев переживает творческий взлёт. Этому способствовал круг его общения: он знакомится с Шеллингом и Гейне. В Германии поэт обзавёлся первой семьёй. В момент написания этого произведения Тютчев пребывал в прекрасном расположении духа.

Первоначальную версию стихотворения поэт написал в 25 лет. Спустя годы, в 1854 году, он вновь вернулся к этому произведению, изменив его текст. На сегодняшний день мы знаем и любим более позднюю, вторую редакцию стихотворения.

Жанр, направление, размер

Перед нами образец ранней пейзажной лирики поэта, в которой чувствуются философские ноты: гроза гремит, меняя целый мир. Таким образом, размышляя о природном мире, автор проводит чёткую параллель с миром людским.

Тютчев использовал свой любимый стихотворный размер – четырёхстопный ямб с пиррихием. Это придало поэтическим строкам легкость и мелодичность. Рифмовка перекрёстная, женская/мужская.

Композиция

Произведение построено, словно монолог лирического героя. С композиционной точки зрения оно делится на три части:

Первая строфа – мы знакомимся с грозой. Она является главной героиней стихотворения.

Вторая и третья строфы – мы наслаждаемся различными картинами природы, связанными с грозой. Всё поэтическое «полотно» наполнено светом и сиянием. Автор проводит параллель с поведением юноши, вырвавшимся из-под родительского гнёта и мечтающим вкусить все радости огромного мира.

Четвёртая строфа – мы видим божественное начало природы, когда радостная богиня Геба обрушивает на землю гром и молнии. С помощью божественного сюжета поэт демонстрирует, что грозы, как и сотни лет назад, будут греметь всегда. Этим Тютчев говорит о цикличности мироздания.

Образы и символы

Автором представлены яркие образы, помогающие донести до читателей основную тематику произведения:

образ грозы – ей признаётся в любви поэт. Гроза представлена в виде живого, мыслящего существа. Макрообраз грозы включает в себя несколько микрообразов – это «поток проворный», «раскаты молодые», «гром резвящийся» и пр. Гроза символизирует молодость, активность;

образ лирического героя – герой выступает в роли восхищённого наблюдателя за величием, красотой весенней природы. Настроение героя полностью рифмуется с пейзажем окружающего мира.

Темы и настроение

Основная тема произведения – это гроза. Тютчев рисует её многогранно: это не просто обычная природная стихия, а настоящий символ положительных перемен в будущем. Всё поэтическое пространство произведения наполнено сиянием и светом. Это наделяет стихотворные строки настроением радости и оптимизма.

Основная идея

Основная идея произведения – подчеркнуть взаимосвязь человека и природы. Автор говорит о том, что молодость похожа на грозу: она так же громко заявляет о себе. Идея единства передаётся посредством сквозных образов солнца, неба, воды и пр. Связь природного и человеческого приводит к мировой гармонии, когда каждый элемент окружающего мира становится его неотъемлемой частью.

Средства выразительности

Тютчеву не удалось бы создать столь яркие образы, если бы не виртуозное использование тропов. Средств художественной выразительности в произведении не слишком много, но все они расположены точно на своих местах:

эпитеты – «молодые раскаты», «птичий гам», «дождевые перлы», «небо голубое», «весенний, первый гром»;

метафоры – «пыль летит», «гром грохочет», «солнце нити золотит»;

олицетворения – «гром резвится и играет», «поток бежит»;

аллитерация – для усиления реалистичности восприятия грозы используется игра с буквами «г» и «р»;

обилие глаголов придает динамику стихотворному действию.

Источник

Наташа Фролова добавила заметку 5 years ago

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Откуда взялись «перлы» в русском языке.

Нам часто приходится слышать про «перлы» переводчиков, мы посмеиваемся над очередными «перлами» политиков. А между прочим, само слово «перл» заслуживает внимания.

«Перл» в значении «нелепое и смешное высказывание» давно прижилось в русском языке, и сложно поверить, что это слово является заимствованным. И у кого бы, вы думали, мы увели это слово? У французов!

PERLE в переводе с французского означает «жемчужина» (отсюда, кстати, растут ноги у русского слова «перламутр» и, вы будете смеяться, у слова «перловый» (перловая каша). Ах, как романтично, тонко и изысканно используется сравнение с жемчугом для таких, казалось бы, обыденных вещей, как перловка!

И у самих французов не всё то жемчуг, что PERLE: одно из значений PERLE – «грубая ошибка, ляп». Такой вот жемчуг!

А вы какие можете вспомнить выражения со словом «перл»?

Обсуждение ( 17 )

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Vicious Circle, какая потрясающая, я бы сказала, драматическая, история про волевое решение вашего папы (в котором он, в сущности, оказался прав)! За напоминание про альбом Roxette отдельное спасибо.

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Наталья Я Вам на почту написала я получила подарок мне он очень понравился и мне очень приятно я Вам и фото с подарком выслала.

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

А перловочку-то недаром с жемчужиной изначально сравнивали!
Вы, Наташа, как любитель кулинарии должны согласиться, что при правильном подходе к её приготовлению она может стать достойным гарниром вкусного и, кроме того, очень полезного блюда (мясного, и не только).

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Перловка и по-английски pearl barley, т.е. дословно «жемчужный ячмень»:)

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Да, для чуткого к языку уха невозможно не уловить связь «перл»- «перловка»- » перламутр». Хотя времени проверить догадку как-то не нашлось. Спасибо, Наташа!

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Марта, спасибо, чудесное фото! Очень рада,что вам понравился подарок.

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Наташа, как всегда, большое Вам спасибо! Все, все Ваши материалы и увлекательны, и познавательны, и полезны. Я не знал, что у французского perle тоже есть значение «ляпсус». А как насчет английского pearle? Много лет занимаюсь переводами с английского, но такого иронического значения не встречал. Существует оно?

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Жемчуга из др.-греч.: Маргарита, маргарин, Маржан (женское имя в тюрских языках, ч/з арабский)

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!

Александр Блок
Скифы (1918)

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть фото Повисли перлы дождевые что это такое. Смотреть картинку Повисли перлы дождевые что это такое. Картинка про Повисли перлы дождевые что это такое. Фото Повисли перлы дождевые что это такое

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

Ф.И. Тютчев. Весенняя гроза
, начало 1850-х годов

Источник

Повисли перлы дождевые что это такое

Алексей Машевский (р. 1960)
Культуролог, поэт, эссеист. Руководит просветительским проектом «Нефиктивное образование» в Санкт-Петербурге, читает лекции по истории культуры и литературы.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

«В учебниках для младших школьников это стихотворение печатается без последней строфы. С этих стихов начинается та крупная неправда, которая пронизывает всё российское образование. Почему? Потому что стихи совсем не про грозу, не про природу. Та природа, которая здесь у Тютчева есть, – это природа метафизическая. Дождевые капли мало похожи на перлы, они прозрачные, а жемчуг прозрачным не бывает. Но «перлы» – потому что на них радужная оболочка сверкает. А кроме того, «перлы» относятся к той возвышенной лексике, которая как бы и поднимает всегда поэзию Тютчева. На это обратил в своё время внимание Тынянов, который показал, что Тютчев делает удивительную вещь. Он во всех своих стихах, честно говоря, элегичен, он повествует о каких-то своих мыслях, о каких-то вполне частных переживаниях, о состояниях, связанных с восприятием осенних сумерек, например, или заката, который он видит. Но дело в том, что все частные переживания человека, они традиционно должны были существовать, закрепляться и передаваться в жанре элегии. А Тютчев выбирает для закрепления своего мимолётного, интимного состояния стилистику оды. Не случайно до 1870-х годов, когда, казалось бы, с Ломоносовым, Державиным было окончательно в демократической традиции и лирике покончено, Тютчев продолжает писать стихи, в которых мы встречаемся с лексикой будто бы только что сошедшей со страниц державинской оды.

Можно задаться вопросом: почему детям печатают это стихотворение с отсечением последней строфы? У человека, сколько бы лет ему ни было, всё равно есть вопросы к миру, у детей даже больше. Вот у нас есть вопросы к Богу, и Богу, вероятно, зачастую трудно объяснить, почему происходит то, что происходит (вспомним «Книгу Иова»), и даже почти что невозможно. Но вы помните, какую реакцию у Иова и у нас с вами это рождает и какую реакцию это должно рождать у ребёнка? Реакцию недоверия и обиды. Реакцию протеста. Потому что он хочет, чтобы ему обязательно сейчас, не потом когда-то, в десятом классе, объяснили, откуда появляются дети. Бесполезно также объяснять, что дети появляются из капусты. Потому что нельзя врать. Нельзя притворяться, что стихотворение Тютчева – о грозе, о природе.

Это стихотворение построено по принципу культурного резонанса. В нём происходит чудо столкновения природы с культурной традицией. Потому что Тютчев рассказывает о том, что восприятие природного явления в чистом виде невозможно. Он рассказывает о том, что весь восторг, который его охватывает при виде грозы, состояния очищенной природы, – всё это почему-то таинственным образом становится полным и окончательным только при сопоставлении с какой-то культурной кодировкой, культурными знаками. Потому что без включения в контекст мы можем пережить природное явление, но мы не можем его назвать, не можем раскрыть его смысл, задать его подлинное значение. И тогда становится понятно, что стихотворение не о природе вовсе, не о грозе, а оно о том, как устроено человеческое сознание, которое для того, чтобы назвать, понять и присвоить, схватить, обязательно должно включить явление в контекст истолкования.

«Ты скажешь: ветреная Геба, / Кормя Зевесова орла», – и дальше каждая следующая строчка с лексической, с метафорической точки зрения всё более роскошна: «Громокипящий кубок с неба, / Смеясь, на землю пролила». Эти строки – лучшие в стихотворении, это квинтэссенция поэтического вдохновения в нём, что понял другой талантливый поэт – Игорь Северянин, не случайно он свой сборник назвал «Громокипящий кубок». Это стихотворение о творческом вдохновении, о той искре, которая рождается у человека, способного увидеть и пережить нечто природное – чувство, природную картину, жизнь, потому что человек может пережить что-то, лишь назвав и обозначив.

Тем самым, когда вы начинаете ребёнку читать это стихотворение (и так с любым великим стихотворением), вы с неизбежностью вторгаетесь в ту или иную глубочайшую философскую проблему. Среднестатистический учитель а) этого не понимает, б) совершенно не подготовлен к тому, чтобы раскрыть её для ребёнка. В голове у учителя должно быть понимание, кто такой Шекспир, Гомер, что они сделали и какие проблемы поставили, для того, чтобы потом он с ребёнком мог квалифицированно говорить о «Колобке» или «Курочке Рябе»».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *