Повышение внимания к личности обучающихся их образовательным и воспитательным потребностям что это
« Индивидуализация обучения с учетом потребностей и возможностей обучающихся»
« Индивидуализация обучения с учетом потребностей и возможностей обучающихся»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Появление нового социального заказа на развитие личности выпускников выдвигает новые требования к организации индивидуального образования. Данная задача может быть решена только с помощью индивидуализации и дифференциации обучения с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Индивидуализация предполагает новый подход к образованию, при котором обучающийся становится субъектом, а не объектом образования.
Индивидуализация – это не построение особой, исключительной для каждого ребёнка системы работы, а умение применять общие закономерности возрастного развития в конкретной ситуации. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика.
Преподаватель, взаимодействуя с обучающимся, опирается не только на его знания и особенности учебных навыков, но и на его психологические особенности. Учитывается не только темп работы, характерный для обучающегося, но и такие качества личности обучающегося, как уверенность в себе, открытость или замкнутость. То есть, задача преподавателя – найти «ключик» к каждому обучающемуся, создать атмосферу доброжелательности на занятие. Хоть это и кажется очевидным, достичь этого не всегда бывает просто.
К особенностям обучающихся, которые в первую очередь учитываются при индивидуализации учебной работы, относятся: –обучаемость, как общие умственные способности, а также специальные способности; –учебные умения; –обученность, которая состоит, как из программных, так и внепрограммных
знаний, умений и навыков;
– познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации).
Через индивидуализацию обучения возможна реализация следующих целей:
– формирование у обучающихся универсальных учебных действий (далее
– УУД) на уровне «выпускник получит возможность научиться»;
– расширение и углубление знаний обучающихся, исходя из их интересов и специальных способностей;
– формирование и развитие логического мышления, креативностии умений учиться;
– создание предпосылок для развития интересов и специальных способностей ребенка;
– обеспечение учета познавательных интересов обучающихся и побуждение новых;
– повышение и поддержание учебной мотивации;
– воспитание личности в широком значении этого понятия.
На уровне образовательного учреждения обеспечивается:
– выявление индивидуальных особенностей обучающихся, которые будут учитываться при организации образовательного процесса;
– формирование и удовлетворение социального заказа образовательному учреждению на индивидуальные образовательные потребности;
– разработка и реализация индивидуальных образовательных программ;
– разработка локальных актов по организации образовательного процесса с учетом необходимости реализации индивидуальных образовательных программ
Урок 6. Педагогические методы воздействия на личность учащихся и методы оценки знаний
Заключительный урок нашего курса посвящён теме, которая является одной из самых важных в педагогической практике – вопросу воздействия педагога на личность учащегося, ведь в большинстве случаев именно от того, как и какое влияние оказывает учитель на ученика, зависит эффективность всего педагогического процесса. В дополнение к основной теме мы поговорим о том, при помощи каких методов сегодня оцениваются успеваемость и знания.
Педагогические методы воздействия на личность учащихся
Давайте вспомним: педагогическим процессом называется реализация образовательно-воспитательных целей и задач, а систему педагогических средств, которые характеризуют взаимодействие педагогов и учащихся, называют методом/методами обучения. Разделить эти средства на образовательные или воспитательные можно лишь условно, исходя из чего, далее мы будем применять универсальное понятие «методы воздействия на личность».
Технологию педагогического процесса можно описать примерно следующим образом: изначально педагог доносит до учащихся информацию о необходимости и важности решения определённой задачи, после этого обучает их, чтобы они усвоили конкретные знания, способствующие достижению поставленной цели, а затем формирует у них соответствующие навыки и умения. Любой из этапов предполагает стимулирование познавательной деятельности, её контроль и оценку.
Чтобы педагогический процесс был максимально эффективным, специалисты рекомендуют включать в него такие методы воздействия на личность как убеждение, упражнение и приучение, обучение, стимулирование и оценку.
Исследования ведущих отечественных педагогов М. И. Махмутовой и Ю. К. Бабанского позволили установить, что в выборе методов и их сочетании следует опираться на то:
Теперь же давайте рассмотрим и сами методы.
Убеждение
Убеждение является разноплановым воздействием на сознание, волю и чувства человека, направленным на формирование определённых качеств. Исходя из того, какова направленность педагогического воздействия, убеждение может иметь форму внушения, доказательства или их комбинации.
Продуктивность данного метода зависит от того, соблюдаются ли особые требования, наиболее значимыми из которых считаются:
Особое значение в убеждении имеют такие приёмы как диспут, лекция и беседа.
Упражнение и приучение
Упражнение представляет собой структурированное и организованное выполнение учащимися определённых действий, направленное на развитие и формирование их личности.
Приучением называется организация систематического выполнения определённых действий, направленного на формирование продуктивных привычек.
Как метод педагогического воздействия упражнение и приучение применимы для реализации всевозможных задач эстетического, физического и нравственного развития и воспитания. Результаты педагогической работы напрямую зависят от регулярного и систематического применения конкретных упражнений.
В рамках данной темы, как правило, используются следующие упражнения:
Режимными упражнениями называются упражнения, основной педагогический эффект которых заключается не в результате, а в режиме, способствующем адаптации психофизиологических реакций организма к внешним условиям. Такие упражнения оказывают положительный эффект на здоровье учащихся, их интеллектуальные и физические возможности.
Упражнениями в полезной деятельности называются упражнения, целью которых является выработка учащимися привычек в практической работе, труде и взаимодействии друг с другом. Основной составляющей таких упражнений является осознание учащимися пользы от упражнений, ощущение удовлетворения, радости и самоутверждения посредством труда.
Специальными упражнениями называются упражнения тренировочного плана, цель которых состоит в выработке и закреплении навыков и умений. В образовательной деятельности специальными являются все упражнения, а в воспитательной – формирование простейших поведенческих паттернов, обусловленных культурной средой. Данный вид упражнений можно применять и когда требуется исправить какие-то недостатки.
Упражнение может представлять собой простейшее повторение только на ранних этапах. На последующих оно должно стать совершенствованием с постоянно нарастающим результатом.
Обучение
С методами обучения мы уже успели познакомиться в предыдущих уроках. Здесь же просто скажем о том, что они могут подразделяться на практические, наглядные, словесные и другие, исходя из доминирующих средств представления информации.
Среди методов обучения выделяют:
Классификация методов обучения зависит от задач и целей педагогического процесса.
Стимулирование
Стимулирование означает побуждение, придание импульса мыслительному процессу или практическому действию. Несмотря на то, что стимулирующим эффектом обладает каждый метод, существуют методы, предназначенные для оказания дополнительного стимулирующего воздействия и усиления прочих методов, не являющихся основными по отношению к стимулирующим.
Базовыми стимулирующими методами являются:
Соревнование заключается в стремлении к лидерству и самоутверждению, свойственному каждому человеку. В образовательной среде соревнование можно назвать аналогом спортивных состязаний, однако нельзя допускать, чтобы оно приняло форму жёсткого соперничества и желания победить любыми способами.
Поощрение служит сигналом состоявшегося самоутверждения, т.к. включает в себя признание окружающими или самим учащимся эффективности тех действий, стратегий и отношения к ним, которые он выбрал для реализации. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, энергетический всплеск, придаёт уверенности в себе, повышает старательность и результативность. Но наиболее существенных эффектом поощрения является желание продолжать вести себя таким образом, чтобы вышеназванные ощущения появлялись как можно чаще. Но и чрезмерно частым поощрение быть не должно, иначе оно может обесцениться, а награда всегда будет ожидаемой.
Наказание является как бы самоутверждением наоборот, т.к. оно формирует желание скорректировать своё поведение и вызывает гамму неприятных эмоций и чувств, связанных с прошлым опытом, в процессе планирования предстоящей деятельности; вызывает нежелание повторения негативных событий. Наказание порождает чувство отстранённости и отчуждённости, и способствует мотивации учащегося к осуществлению серьёзных перемен в себе самом и своих действиях.
Таким образом, мы рассмотрели в общих чертах основные методы педагогического воздействия на личность учащихся. Но, как вы помните, был указан и ещё один метод – это метод оценки знаний, умений и навыков, о котором мы не сказали. Учитывая то, что он является не только одним из элементов комплекса педагогических методов воздействия, но ещё и самостоятельным методом диагностики познавательной активности учащихся, а также состоит из нескольких составляющих, мы рассмотрим его в отдельности от остальных.
Методы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Различные этапы обучения подразумевают и применение различных видов оценки знаний, умений и навыков.
Помимо этого, существует разделение методов оценки знаний на традиционные и современные. Расскажем вкратце о каждом из них.
Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
К традиционным методам оценки знаний, умений и навыков относятся:
Повседневное наблюдение за работой учащихся помогает педагогу в формировании представления о том, как ученики ведут себя на уроках, чем занимаются, как воспринимают и анализируют учебный материал, насколько хороша их память и сообразительность, насколько они самостоятельны и способны применять на практике получаемые знания.
Устные опросы состоят в постановке педагогом вопросов на тему содержания учебной информации и последующих ответах учащихся. По сути, данный метод считается самым распространённым. Посредством устных опросов выявляется качество и полнота усвоения знаний.
Учитывая то, что устный опрос — это вопросно-ответный способ диагностики знаний, его также называют беседой. В процессе такой беседы педагог разделят учебный материал на смысловые блоки, и по каждому из них задаёт вопросы. Нередко устный опрос дополняется устными или письменными упражнениями. Однако недостаток этого метода состоит в том, что за одно занятие можно проверить всего 3-4 человека, по причине чего метод может быть модифицирован во фронтальный опрос, уплотнённый опрос или поурочный балл.
Фронтальный опрос предполагает разделение учебного материала на ещё более мелкие блоки, чтобы проверить максимум учащихся, задавая им по 1-2 вопроса. Но глубину усвоения материала установить невозможно. Уплотнённый опрос заключается в том, что педагог проверяет одного из учащихся сам, а остальным даётся задание в письменной форме ответить на подготовленные вопросы. По причине последующей письменной проверки и выставления оценок опрос и называется уплотнённым – деятельность педагога уплотняет время, требующееся на проверку.
По мере практики метода уплотнённого опроса сформировался самостоятельный метод – письменная проверка. Смысл его сводится к раздаче педагогом заблаговременно подготовленных на бумаге учебных заданий, на которые учащиеся должны ответить, как правило, в течение 10-15 минут. Метод способствует оценке знаний учащихся в течение всего одного занятия.
Поурочный балл представляет собой популярную модификацию устного опроса. Выставляется этот балл за знания, проявляемые учащимися в течение одного занятия. Представленный метод способствует поддержанию познавательной активности и произвольного внимания учащихся, а также производить систематическую проверку их знаний.
Метод контрольной работы предельно эффективен для проверки знаний, умений, навыков и творческих способностей учащихся. Смысл метода сводится к тому, что по окончании изучения какой-либо темы или раздела учебного материала педагог осуществляет письменную или практическую проверку того, что знают и/или умеют учащиеся.
Проверка домашних работ играет огромную роль в процессе анализа успеваемости учащихся, т.к. предоставляет педагогу возможность выяснить общее отношение учащихся к занятиям и самостоятельной работе, степень усвоения учебного материала, уровень самостоятельности, а также помогает определить наличие пробелов в знаниях.
Помимо рассмотренных выше методов, считающихся традиционными, в педагогической практике применяются более современные методы.
Современные методы оценки знаний, умений и навыков
К современным методам оценки знаний, умений и навыков относятся:
Программированный контроль нередко называют альтернативным методом, а также методом выбора. В процессе его применения учащимся задаются вопросы с вариантами ответа (обычно вариантов три или четыре), но правильным является лишь один. Учащиеся же должны выбрать правильный вариант. Ряд вопросов с ответами может задаваться всем учащимся в течение одного занятия в письменной или цифровой (компьютерной) форме, благодаря чему всего за несколько минут можно произвести оценку их знаний. Но здесь нужно учитывать то, что метод позволяет оценить только отдельные стороны усвоения учебной информации, а полную проверку знаний произвести нельзя.
Рейтинговая оценка относится к наиболее прогрессивным методам оценки знаний, навыков и умений, т.е. её применение представляет собой систему, посредством которой организуется учебный процесс и повышается его результативность.
В рейтинговой оценке учитывается активная деятельность учащихся, которая связана с получением знаний и навыков, а также других показателей, оказывающих формирующее воздействие на личностные характеристики учащихся.
Рейтинговая оценка очень эффективна, т.к. позволяет дать дифференцированную оценку знаний, в то время как традиционные методы предполагают только оценки «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Здесь же результаты можно отобразить в виде шкал, где оценочных градаций несоизмеримо больше. Кроме того, гарантируется высокая достоверность полученных измерений.
Метод рейтинговой оценки по праву считается методом системного подхода к освоению различных дисциплин. А его стандартом в большинстве случаев является тест.
Тестирование представляет собой такой метод оценки, согласно которому учащиеся выполняют тестовые задания, позволяющие определить, насколько прочно усвоен ими учебный материал или навыки, а также установить их личностные характеристики. В процессе выполнения тестов учащимся предлагается совокупность вопросов (в некоторых случаях до 50 вопросов и более), на которые они должны дать верный ответ из предложенных нескольких вариантов.
Тестирование, как метод, является очень оперативным, а результаты проверки подсчитываются крайне просто, т.к. тесты всегда разрабатываются с соответствующими ключами. Чаще всего для прохождения предлагаются тесты на бумаге, однако сегодня всё чаще используются и особые высокотехнологичные устройства, такие как компьютеры, ноутбуки, дистанционные пульты и т.п. Ещё одна положительная черта тестирования заключается в том, что его можно применять к большим группам учащихся.
Подводя итог теме методов оценки знаний, умений и навыков, следует отметить, что их применение позволяет не только оценить и проанализировать степень усвоения учащимися изученной информации и приобретённых умений, но оказывает на них ещё и мотивирующее воздействие. Результаты оценки могут послужить и стимулом к познавательной активности, и поощрением, и наказанием, и толчком к соревновательной деятельности.
И в заключение хочется лишь дополнить, что верно подобранные методы, как педагогического воздействия, так и проверки знаний, умений и навыков учащихся всегда будут побуждать их узнавать новое, развиваться, совершенствоваться, личностно расти и преуспевать в обучении. Педагогическая же деятельность будет осуществляться педагогами с максимальной отдачей и эффективностью, и позволит достигать любых поставленных образовательно-воспитательных целей.
На этом мы завершаем наш курс по педагогике. Мы искренне верим, что его изучение доставило вам приятные эмоции, повысило вашу профессиональную подготовку и сможет вывести вашу педагогическую работу на качественно новый уровень!
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Особые образовательные потребности участников образовательного процесса в инклюзивном пространстве
Гаяне Саргсян
Особые образовательные потребности участников образовательного процесса в инклюзивном пространстве
Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные, которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения.
Из когнитивных составляющих наиболее значимые это владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире. К энергетическим возможностям относятся умственная активность и работоспособность, а к эмоционально-волевым – направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания.
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
• Дети с нарушениями слуха (полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки);
• Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
• Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• Дети с нарушениями речи;
• Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
• Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития);
Дети с нарушениями слуха
Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Слух дает ребенку возможность интеллектуально развиваться, слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Слух – это больше, чем просто один из органов чувств; слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка. Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в обучении.Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:
• Глухота (глухие дети) – нарушение слуха, при котором невозможно восприятие речи;
• Тугоухость (слабослышащие дети) – более легкая степень нарушения слуха, при котором восприятие речи затруднено.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха.
Образовательным организациям, осуществляющим обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, следует учитывать следующие особые образовательные потребности:
в обучении слухо-зрительному восприятию речи;
в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;
в использовании различных видов коммуникации;
в совершенствовании словесно-логического мышления и словесной памяти;
в правильном формировании всех сторон устной и письменной речи;
в развитии жизненных компетенций, направленных на коммуникацию и социальную адаптацию.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями зрения.
в создании адекватных зрительных образов;
в выработке мелкой и крупной моторики, координации глаз-рук;
в формировании навыков письма и чтения, в том числе на основе рельефно-точечной системы Брайля и с применением соответствующих технических средств письма;
в обучении пользованием соответствующими компьютерными программами в овладении коммуникативными и социальными навыками, в том числе ориентации в пространстве и самообслуживании.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи.
Особые образовательные потребностиобучающихся с нарушениями речи включают:
овладение в процессе обучения вербальной и невербальной коммуникацией, особенно для детей с низким уровнем речевого развития;
развитие всех компонентов речи, т. е. обретение рече-языковой компетентности. Трудности в усвоении лексико-грамматических категорий создают для детей потребность в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций, в целенаправленном формировании языковой программы устного высказывания, навыков лексического наполнения и грамматического конструирования, связной диалогической и монологической речи; они нуждаются в специальном обучении основам языкового анализа и синтеза, фонематических процессов и звукопроизношения, просодической организации звукового потока;
формирование навыков чтения и письма;
формирование социальной компетентности, в первую очередь коммуникации.
Особые образовательные потребности у детей с ОДА определяются спецификой их двигательных нарушений и нарушений психического развития, которые задают особую направленность построения учебного процесса, что находит отражение и в структуре, и в содержании образования. Вместе с тем следует выделить особые потребности,которые свойственны всем обучающимся с ОДА:
в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка с учетом особенностей его психофизического развития;
в регламентации образовательной деятельности в соответствие с медицинскими рекомендациями и соблюдением ортопедического режима;
в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;
в предоставлении услуг помощника (ассистента) для лиц с трудностями передвижения и самообслуживания;
в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых, познавательных и социально-личностных нарушений;
в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;
в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательныхи воспитательных мероприятий:
в максимальном расширении образовательного пространства— выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.
На разных возрастных этапах эти образовательные потребности имеют дополнительные особенности, они также зависят от тяжести двигательной патологии или ее усложненности недостатками сенсорной, речевой или познавательной деятельности.
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития. Обучающиеся с ЗПР нуждаются в удовлетворении следующих особых образовательных потребностей:
в побуждении к познавательной активности как средству формирования устойчивой познавательной мотивации;
в расширении кругозора, формировании разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
в углублении общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей, гибкости мыслительных процессов);
в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, зрительного, слухового, тактильного восприятия, памяти и пр.);
в формировании и развитии целенаправленной деятельности, способности программирования и контроля собственной деятельности;
в осознании наглядно-действенного характера содержания образования;
в упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
в специальном обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
в увеличении сроков освоения АООП начального общего образования до пяти лет;
в становлении личностной сферы: развитии и укреплении эмоций, воли, выработке навыков произвольного поведения, волевой регуляции своих действий, самостоятельности и ответственности за собственные поступки;
в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками и взрослыми, формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
в усилении регулирующей функции слова, формировании способности к речевому обобщению, в частности, в сопровождении речью выполняемых действий;
в сохранении, укреплении соматического и психического здоровья, поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями интеллекта. Описаны следующие особые образовательные потребности детей с нарушениями интеллекта, обусловленные особенностямиих психофизического развития:
необходимость пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
развитие и коррекция нарушений психических процессов, речи, моторики;
доступность содержания учебного материала, который должен быть адаптирован с учетом возможностей детей указанной категории;
наглядно-действенное предъявление содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе обучения;
введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о естественных и социальных компонентах окружающего мира;
отработка различных (вербальных и невербальных) средств коммуникации;
целенаправленное обучение «переносу» сформированных знаний, умений и навыков в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
обеспечение профильного трудового обучения;
увеличение сроков освоения АООП.
Особые образовательные потребности детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Выделяют следующие особые образовательные потребности детей с РАС:
практико-ориентированной и социальной направленности обучения и воспитания;
в выборе и реализации наиболее эффективной модели образовательной практики;
в дозировании нагрузки с учетом темпа и работоспособности детей;
в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, способствующей мобилизации ребенка;
в целенаправленной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем.
Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.
Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.
Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.