Самая большая синагога в мире
Еврейская молитва. Часть XIII. Синагога: архитектура и внутреннее убранство
Синагоги — места общественного богослужения для приверженцев иудаизма. В этом списке мы расскажем вам о десяти самых крупных синагогах мира. А также о том, почему они могут стать примером стойкости, несмотря на многие испытания, которые угрожали их существованию, такие как юдофобия, войны, межрелигиозные распри и прочие политические процессы.
К тому же, синагоги служат колыбелью для исчезающей еврейской литературы и культурного наследия, ровно, как и местом, где иудеи, распространившиеся по всему миру, могут встретиться и совершить обряд богослужения. Во всех неприятностях непрерывная стойкость и самоотверженность мировых еврейских общин оказались их величайшим достоянием.
Центр Брацлава, Украина
Центр Брацлава, расположенный в украинском городе Умань, является одной из самых больших синагог в Европе с вместимостью до 5000 человек. Основанная более 40 лет назад, синагога колоссально изменилась и теперь включает в себя музей, школу и прочие институты. Расположенный рядом с местом захоронения одной из величайших личностей хасидских групп, раввина Нахмана из Брацлава, центр ежегодно принимает тысячи паломников, особенно, во время праздника Рош Ха-Шана.
В конце семидесятых власти Советского Союза переделали синагогу в металлургический завод и запретили иудеям посещать эти священные для них места. В настоящее время, Центр Брацлава — активно работающее учреждение, осуществляющее несколько социальных проектов, важных для общества.
Хоральная Синагога
Василий Стасов спроектировал Большую хоровую синагогу в Санкт-Петербурге, Россия. Он был завершён в 1893 году как центральная комната для поклонения растущей еврейской общины района. Одной из наиболее заметных особенностей синагоги является связка длиной 47 метров. Здесь также можно было жениться в пышной прилегающей свадебной часовне. Синагога отражает выдающуюся роль, которую сыграли многие евреи в этот период российской истории. Сегодня вы можете посетить эту церковь, которая была полностью восстановлена в 2003 году. Есть множество мероприятий и несколько окружающих еврейских культурных магазинов.
Синагога на улице Дохань, Будапешт
Будучи крупнейшей в Европе, Синагога на улице Дохань (также известная как Большая Синагога), имеющая вместительность около 3000 человек, на сегодняшний день, является центром современного иудаизма. Строительство Большой Синагоги началось в 1854-м году и закончилось в 1859-м, а её оформление чем-то напоминает орнаменты Исламских стран Северной Африки с элементами узоров Средневековой Испании. У Синагоги на улице Дохань есть комплекс, включающий в себя Храм Героев, кладбище, памятник, Еврейский Музей и саму синагогу. В синагоге есть три прохода, два балкона, орган и ковчег, в котором хранятся свитки из синагог, разрушенных нацистским режимом. После того, как в девяностых годах двадцатого века Венгрия обрела демократию, в стране началась реновация и Иудеи со всего мира стали присылать свои пожертвования. Однако, синагога уже пережила несколько антисемитских атак, которые, предположительно, стали результатом политических подстрекательств. К примеру, в 2012-м году хулиганы подожгли израильский флаг рядом с синагогой.
Архитектура Синагоги Кордовы
Синагога Кордовы отделена от улицы небольшим двориком — патио, где был сделан небольшой бассейн для омовения ног.
Синагога Кордовы построена по плану кварата. На стене с западной стороны можно увидеть стрельчатую арку, опирающуюся на консоль. Она декорирована узором в форме ромба, который обозначает «биму» — нишу для специального чтения Торы по субботам и праздникам и в утренние молитвы по понедельникам и четвергам).
С восточной стороны можно увидеть пролет в стене шириной почти 3 метра. С обоих сторон от ее сделаны шкафы-ниши, оставшиеся с момента постройки в 14 веке. Справа от этого пролета и расположена надпись о времени строительства Синагоги.
На южной стене можно увидеть три окна, связанные с молельной комнатой для женщин, украшенные орнаментами и надписями. Пять арок под ними позволяют солнечному свету проникать внутрь помещения.
На северной стене аналогичное украшение, как и на южной: арки с перемычкой и 5 арок снизу для освещения.
К сожалению, время все-таки не пощадило Синогогу, и нижняя часть стен утратила свой декор.
Синагога в Триесте, Триеста
Строительство Синагоги в Триесте началось в 1908 году и завершилось в 1912. Однако свои двери ей пришлось закрыть уже в 1942 году в связи с фашистским режимом в Италии. После этого нацистская оккупация использовала синагогу, как хранилище книг и произведений искусства. Внешнее оформление синагоги во многом копирует римскую архитектуру четвёртого века, в чём проявляется стремление к возрождению древнееврейских замыслов.
Потолок украшен симметрично расположенными подвесками, изображениями звёзд, а также несколькими стихами из книги Псалмов. Синагога в Триесте является одним из крупнейших и ценных мест поклонения евреев в Европе.
Синагога Суботицы (Суботица, Сербия)
Сербский город Суботица расположен неподалёку от сербско-венгерской границы и славится памятниками венгерской архитектуры, построенными в стиле модерн. Расположенная на площади Якабаи Комора синагога Суботицы, является творением двух архитекторов, чьими именами и названа площадь. Марцелль Комор и Дезшо Якаб спроектировали её на рубеже XIX-XX столетий. Она предназначалась как место поклонения неологов, одной из двух еврейских общин, преобладающих в Венгрии, к которой в то время и относилась Суботица. В 90-х годах XX столетия она была обозначена как памятник культуры особого значения.
Фасад здания сделан из кирпича и керамики, над которым возвышается поразительной красоты купол. Но самое интересное ждёт посетителей внутри. Невозможно описать красоту её интерьера, выдержанного в ярко-оранжевых и цветочных мотивах, это нужно видеть своими глазами!
Большая Синагога, Пльзень
Строительство Большой Синагоги в Пльзене завершилось в 1892 году и обошлось в 162,138 гульденов. Эта синагога вторая по величине в Европе и обязана своим готическим стилем венскому архитектору Флейшеру. Сооружение выполнено в стиле неоренессанс и украшено большой Звездой Давида. Купола синагоги по виду схожи с куполами русских православных церквей, а потолки украшены смесью индийского и арабского стилей.
Во время второй мировой войны Большая Синагога выполняла роль хранилища и, поэтому, не была разрушена. После 1973 года Большая Синагога была заброшена и не реставрировалась до 1995 года. Её второе открытие произошло в 1998 году.
Большая синагога Флоренции (Флоренция, Италия)
Эта завораживающая синагога представляет собой впечатляющую экспозицию высоких арок, медных куполов и гладкого мраморного фасада. Как и многие подобные здания, представленные в нашем списке на most-beauty.ru, Большая синагога Флоренции была построена в мавританском стиле. При этом она включает в себя «вкрапления» исламской и итальянской архитектуры со сложными мозаиками и фресками.
Синагогу во Флоренции можно назвать Большой не только благодаря её внешнему виду. В момент постройки она символизировала свободу, так была основана после освобождения еврейской общины Италии от постнаполеоновской оккупации. С 1882 года стала пристанищем для многочисленного флорентийского еврейского населения. Здание было серьёзно обновлено и реконструировано после разрушений Второй мировой войны и наводнения, причинённого выходом из берегов реки Арно. Экскурсии по Большой синагоге во Флоренции проводятся ежедневно, кроме субботы, во время свободное от религиозной службы.
Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых красивых местах Италии.
Сатмарская Синагога, Нью-Йорк
Сатмарская Синагога расположена в Нью-Йорке и состоит в хороших отношениях с близлежащей синагогой. Сатмары – религиозно строгая хасидская династия, насчитывающая около 75 000 последователей по всему миру. Прихожане Сатмарской Синагоги используют идиш в качестве основного языка. Стоит отметить, что Синагога Сатмар считается сектой. Она выступает против Израиля и запрещает участникам исполнять гражданские обязанности, такие как участие в выборах президента в Израиле.
Отвергая современность, последователи Сатмарской Синагоги сделали своим девизом фразу: ”Тора запрещает все новое», которая, как полагают, принадлежит Моисею.
Синагога Франкфурт
Архитектор Франц Рокл завершил в 1910 году Франкфуртскую западную синагогу, построенную в египетски-ассирийском стиле. Его сводчатый интерьер в основном сделан из мерцающего позолоченного золота и известняка. Помимо основного места православного богослужения, в котором проживает 1 тыс. человек, синагога состоит из квартир, молитвенных комнат, классных комнат, кабинетов и даже синагоги для богослужений. Синагога сделала это относительно невредимым Glasbruchnacht и Второй мировой войной. После войны синагога была реконструирована и полностью восстановлена в начале 90-х годов. Еврейская община Франкфурта восходит к XI веку.
Конгрегация Йетиев Лев Д’Сатмар, Бруклин
Конгрегация Йетиев Лев Д’Сатмар — хасидская синагога в Бруклине, построенная в 2006 году всего за 14 рабочих дней последователями Аарона Тейтельбаума, старшего сына Сатмара Ребе Моше Тейтельбаума и брата Залмана, именно поэтому, её в народе называют “чудо-синагогой”. Более 200 человек по 18 часов в день строили эту синагогу, отдыхая только в Шаббат. Строительство синагоги планировалось завершить к Еврейскому Новому Году.
Стальные рамы и штукатурка являлись главными строительными материалами в возведении синагоги. За время строительства синагога столкнулась с некоторыми юридическими трудностями, связанными с нарушением правил безопасности, однако, работа ни разу не прекращалась. Стоит отметить, что максимальная вместимость синагоги составляет 7000 человек.
Новая история синагоги
В 1997 году синагогу общине передали в безвозмездное пользование, а в 2009 году – в собственность. В 2010-м начались масштабные восстановительные работы. На создание проекта реставрации синагоги общину вдохновил прихожанин Вадим Швейбиш. Проект воплотила в жизнь архитектор Любовь Моисеева.
Фото – Евгения Емельянова
Авигдор Носиков рассказывает: при реконструкции на фасаде пришлось перекладывать старинную кирпичную кладку. Но новые кирпичи не вписывались в облик культового памятника.
– Мы узнали, что где-то в Рамони собираются сносить старую усадьбу. Мы договорились взять кирпичи для восстановления нашего здания, – говорит раввин.
Фото – Евгения Емельянова
Во время реставрации синагоги восстановили кирпичную кладку стен трех фасадов, укрепили конструктивные элементы здания, в том числе лестницы в башнях. Отреставрировали исторические своды, лепнину, формирование колонн, пилястры и купола. Кое-что пришлось изменить – например, систему сбора воды для миквы (аналог женской купели). Четыре купола синагоги украсили звездами Давида.
Фото – Евгения Емельянова
На фронтоне восточного фасада синагоги установили новую резную мраморную доску – изображение скрижалей Завета с десятью заповедями на арамейском языке. Старые, дореволюционные скрижали теперь хранятся в музее синагоги.
Фото – Евгения Емельянова
Изменилось и содержание медальонов на фронтоне здания: теперь годом конца строительства здания значится не 1903 год, как было изначально, а 2013-й.
– Мы посчитали, что, восстановив это здание, практически построили его заново. Поэтому позволили себе такую шалость, – пояснил Авигдор Носиков.
Конгрегация Бет Цедек, Торонто
Конгрегация Бет Цедек, находящаяся в канадском городе Торонто, провинция Онтарио, является самой крупной традиционной синагогой на территории Северной Америки. Эта синагога образовалась в результате слияния Гоэль Цедека и Бет-Ха-Мидраша и на сегодняшний день насчитывает около 6000 постоянных участников. Бет Цедек строго придерживается традиционной еврейской культуры и истории.
Изначально синагога была местом поклонения православных верующих, соблюдающих принципы иудаизма. Со строго поставленной миссией построения консервативного иудаизма, который приносит библейские чудеса в жизни людей, участники этой синагоги стремятся почитать еврейские традиции и уважать свою религию.
Большая Синагога В Белзе, Иерусалим
Большая Синагога В Белзе, расположенная в Иерусалиме, строилась 15 лет. Она имеет главное святилище вместимостью до 10 000 человек, но которое открывается только в Шаббат и другие еврейские праздники. Эта синагога является самой большой в Израиле и её строительство было проспонсировано хасидской общиной и неравнодушными людьми.
У синагоги есть четыре главных входа со всех четырёх улиц, окружающих её. А ещё эта синагога интересна тем, что в ней находится деревянный ковчег, в котором хранится 70 свитков Торы и этот факт занесён в Книгу Рекордов Гиннеса.
Функции синагоги
Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения.
В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы.
Еврейский Храм может быть построен только на одном месте — на Храмовой горе в Иерусалиме.
В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя.
Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору.
Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог и при каждой две школы — начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд — Мишну.
По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги.
В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими.
В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин — местный религиозный суд.
Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу.
Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.
Храм Эману-Эль, Нью-Йорк
Евреи с немецкими корнями основали Храм Эману-Эль В Нью-Йорке в 1845 году и это была первая реформаторская синагога на всём Манхеттене. Будучи девятой по величине синагогой в мире, эта синагога затмевает большинство крупнейших синагог в Европе и насчитывает около 3000 семей прихожан. Фраза “Эману-Эль” означает «Бог с нами» и, в связи с историей, в Храме находится Иудаистский Музей Бернарда.
Уже в 1870-х годах, этот храм отменил сегрегацию по признаку пола, а также разрешил мужчинам поклоняться без кипы. Большие группы еврейских иммигрантов из Восточной Европы присоединились к Эману-Эль в 1930-х годах, принося свой диалект на идиш и православные традиции.
В середине прошлого века, после образования Еврейского государства и войны за независимость, в крупных арабских городах начались массовые погромы, вынуждавшие евреев репатриироваться в Израиль.
В период с 1948 по начало 70-х годов из арабских стран бежали или были изгнаны от 800 тысяч до одного миллиона евреев. В наши дни еврейские общины в мусульманских странах крайне малочисленны, а в некоторых государствах полностью прекратили существование. О том, что здесь некогда процветала еврейская жизнь, напоминают лишь здания синагог. В этой подборке мы собрали фотографии самых впечатляющих из них.
Эль-Гриба (Эр-Рияд, Тунис)
Синагога Эль-Гриба (Эр-Рияд, Тунис)
Эта синагога расположена на острове Джерба, в деревне Эр-Рияд (некогда еврейское селение Хара-Шрира) в Тунисе. Построенная более 2000 лет назад, она является самой старой синагогой Африки и одной из древнейших в мире. В эту синагогу, где хранится один из старейших в мире Свитков Торы, ежегодного совершают паломничество тунисские евреи после празднования Песаха.
Бен Эзра (Каир, Египет)
Синагога Бен Эзра (Каир, Египет)
Эта синагога изначально была церковью, которую коптские христиане продали в 882 году, чтобы уплатить налоги мусульманским правителям. Здание приобрел за 20 тысяч динаров Авраам Бен Эзра, прибывший в Египет из Иерусалима. На протяжении веков синагога неоднократно подвергалась реконструкции, и нынешний ее вид датируется 1892 годом. В ходе одной из реконструкций был обнаружен тайник для священных книг и древних свитков Торы, где находились тысячи оригинальных документов времен Средневековья. Сегодня Бен Эзра – памятник истории и самая посещаемая еврейская достопримечательность Каира.
Бикур-Холим (Измир, Турция)
Синагога Бикур-Холим (Измир, Турция)
Измир – единственный город мира, где сохранились синагоги испанского средневекового архитектурного стиля. Синагогу Бикур-Холим основал в 1724 году Шломо де Чавес, который пожертвовал это здание еврейской общине. Свое название она получила из-за того, что во время эпидемии чумы подвалы синагоги превратили в больницу. Эти подвалы на протяжении многих лет использовались в различных целях, в том числе как тюрьма.
Маген Авраам (Бейрут, Ливан)
Синагога Маген Авраам (Бейрут, Ливан). Фото EPA
Одна из главных синагог в Ливане, расположенная в бывшем еврейском районе Вади Абу Джамиль в Бейруте. Ее построили в 1925 году и назвали в честь Моисея Авраама Сассуна из Калькутты. Здание пострадало во время гражданской войны 1982 года и было восстановлено в 2010 году.
Нахон (Танжер, Марокко)
Синагога Нахон (Танжер, Марокко)
Самая красивая из семнадцати синагог Танжера была построена в середине XVII века на улице Синагоги в медине (еврейском квартале) отпрыском зажиточной семьи банкиров Мозесом Нахоном. В былые времена здесь справляли по две-три свадьбы в день, но уже более 40 лет синагогу не используют по прямому назначению – ее закрыли в 1967 году.
Пол-и-Хуби (Тегеран, Иран)
Синагога Пол-и-Хуби (Тегеран, Иран)
Расположена рядом с площадью Сепах в Teгеране и является домом крупнейшей еврейской общины на Ближнем Востоке за пределами Израиля. Со времен исламской революции еврейская община Ирана уменьшилась с 80 до 20 тысяч человек.
Элиягу Ганави (Александрия, Египет)
Синагога Элиягу Ганави (Александрия, Египет)
Сефардская синагога расположена на улице Наби Даниэль в Александри. Одна из крупнейших на Ближнем Востоке, эта синагога вмещает 700 человек и может похвастаться колоннами из итальянского мрамора. В передней части здания находится закрытая палата с 30 свитками Торы из закрытых синагог города. Синагога была разрушена в 1798 году во время вторжения французских войск в Египет и вновь отстроена в 1850 году при участии династии Мухаммада Али.
Эдирне (Эдирне, Турция)
Синагога Эдирне (Эдирне, Турция)
Синагогу построили в 1905 году на улице Маариф по приказу султана Абдульхамида II, чтобы заменить 13 других синагог, разрушенных в результате пожара, уничтожившего город. Здание создано французским архитектором Франсом Депре в стиле мавританского Возрождения по образу синагоги Леопольдстадтер в Вене. Это крупнейшая синагога в Турции, которая была третьей по величине в Европе. С 1983 года синагога заброшена еврейской общиной, в 1995 году передана в государственную собственность, а в 2015 году восстановлена в качестве музея.
Шаар Ха-Шамаим (Каир, Египет)
Синагога Шаар Ха-Шамаим (Каир, Египет). Фото AP
Также известна как храм Исмаилия и синагога на улице Адли. Здание построено в 1898 году в стиле древнеегипетских храмов и некогда было самым высоким на своей улице в самом центре Каира. Синагога считается сефардской, но среди ее прихожан есть и ашкенази. Она задумывалась как главная синагога еврейской общины Каира, но сегодня у нее всего несколько десятков прихожан.
Слат Аль-Фассийн (Фес, Марокко)
Синагога Слат Аль-Фассийн (Фес, Марокко)
В 2011 году, после принятия новой конституции, король Мохаммед VI распорядился восстановить еврейские места поклонения по всему Марокко. Благодаря этому синагога XVII века, памятник истории медины (еврейского квартала) Феса, вновь открыла свои двери в 2013 году. Еврейская община Марокко сократилась с 250 до менее чем 5 тысяч человек, и отреставрированную синагогу превратили в культурный центр для продвижения межрелигиозного диалога.
Кехилат Коль Ха-Нешама, Иерусалим
Кехилат Коль Ха-Нешама построена в 1965-м году и находится в Баке, Иерусалим. Является крупнейшей реформированной, а также неортодоксальной синагогой в Израиле для евреев. У синагоги есть связи с Израильским движением за прогрессивный иудаизм с твердыми убеждениями в сионизме, плюрализме, добровольчестве, гражданских действиях, мире и социальной справедливости.
Описывая себя как прогрессивную, синагога открыто поддерживает ЛГБТ-сообщество в Иерусалиме и организовала несколько мероприятий, связанных с ЛГБТ в США и Израиле. Эта поддержка привела к критике со стороны консервативных иудеев со всего мира.
Еврейский центр Менора
На открытии выступил всемирно известный кантор Ицхак Меир Хельфгот, который исполнил одну из самых знаменитых еврейских песен, прославляющих единство народа «Ломи але эйнейнем». Здесь, на церемонии открытия, это событие назвали знаковым не только в масштабе Днепропетровской области и Украины, но и имеющим мировое значение.
На открытии-презентации еврейского Центра «Менора» в октябре 2012 года прибыли сотни важных гостей. Среди них — главный раввин (сефардский) Израиля Шломо Амар, министр информации и диаспоры Израиля Юлий Эдельштейн, посол Израиля в Украине Реувен Дин Эль, главный раввин России Берл Лазар, президент Федерации еврейских общин СНГ Леви Леваев.
Еврейский культурно-деловой центр был построен благодаря спонсорам: Геннадию Боголюбову и Игорю Коломойскому. Тогда, в 2012 году, не было Майдана, не было войны на юго-востоке Украины, не были у Коломойского «руки по локоть в крови». Спонсоры передали Центр в дар еврейской общине города Днепропетровска главному раввину города Шмуэлю Каменецкому. Предназначение «Меноры» – это содействие возрождению еврейской общины на Украине и странах СНГ. И так сделан важный практический шаг в строительстве Нового Иерусалима на исторических землях Иудейского Великого Хазарского Каганата.
Сейчас, в 2015 году, в Центре попадаешь совсем в другой, не украинский мир, где нет и намёка на войну в Донбассе. А до войны всего-то каких-то двести километров.
Вот приведём одно рекламное объявление: «После кошерного и разнообразного завтрака в отелях Центра «Менора» вы будете полны энергии и оптимизма… Завтрак «Люкс» подаётся по системе «Шведский стол», что позволяет экономить время… А богатое разнообразие кошерных блюд удовлетворит пожелания любого гостя… Вкусный и неторопливый завтрак – лучшее начало дня».
Культурное влияние этого Центра несомненно будет ощутимо. «Менора», конечно же, усилит проповедование иудаизма в восточной Европе: на Украине, в России и Белоруссии. Не надо забывать, что иудаизм всегда и везде вёл непримиримую борьбу с христианством. И строительство этого центра утверждает победу иудеев на определённом геополитическом пространстве.
Надо отметить, сплочённость еврейского народа, который дружно воздвиг такой центр. Богатые евреи не забыли о своём народе и не пожалели на это денег. Центр «Менора» создаёт идеальные условия, чтобы стать евреем не по крови, а по убеждению! Но не забывайте в своём усердии, что для настоящих евреев вы всё равно будете изгоем. А вообще-то такое отношение в любой нации является закономерным, да и вполне объяснимым.
Досье на главных иудеев России и их спонсоров
Российские еврейские центры превратились в крупнейшие лоббистские структуры с многомиллионными долларовыми оборотами. Посредничество и лоббизм осуществляется тремя крупнейшими группами, базирующихся вокруг синагог в Марьиной Роще, на Бронной и Китай-Городе.
1. Московская хоральная синагога на Китай-городе.
У Шаевича личный конфликт с президентом Путиным. Фактически Шаевич не допускается на кремлевские мероприятия; ресурс ограничен в силу совершенных ошибок.
В последние годы его влияние в еврейском сообществе значительно снизилось.
Шаевич по традиции является гарантом договоренностей и тем самым сохраняет себя в еврейской структуре.
Летом 2018 года прошли обыски в Московской еврейской религиозной общине в рамках проверки в отношении лидера еврейского движения «Шахар» Александра Каргина.
К концу года дело в отношении Каргина было закрыто. Однако пострадал фактический лидер Шахара, московский решала Александр Хаминский,который был выведен из состава Общественного совета МВД.
По данным силовиков, оборот Хаминского составлял соти миллионов долларов.
Фактическим лидером литваков является Пинхас Гольдшмидт, главный раввин Москвы (на фото)
Из справки на Гольдшмидта:
Синагога в Марьиной Роще Бейс Менахем, а также Московский еврейский общинный центр.
Синагога в Марьиной Роще – элитная московская синагога.До эмиграции в синагоге жил Любавичский ребе Шнеерсон.
Лидерами хаббадников являются Берл Лазар и Борода. (на фото)
Из справки на Берл Лазара:
Крупнейшие спонсоры ФЕОР: Абрамович, Вексельберг, весь еврейский бомонд.
Фактически всей деятельностью хаббадников руководит Александр Борода.
Одним из главных заслуг Бороды стало открытие Еврейского музея, проходившего под кураторством Сергея Иванова. Помощь и содействие со стороны Патрушева.
Под проект в Музей были передана библиотека Шнеерсона. «Иванов пытался через Бороду и хасидов выйти на иудейские круги Америки и получить там поддержку».
Лазар крайне влиятельная фигура в московском еврействе, но все основные финансовые потоки перехватывает Борода. А с открытием синагоги в Жуковке Борода забрал под себя всех олигархов- тяжеловесов.
Через Лазара Борода входит в глобальную еврейскую диаспору. Знакомится.
3. Синагога на Большой Бронной- частное предприятие.
Глава синагоги Ицхак Абрамович Коган.(на фото)
Из справки на Когана:
1946 года рождения, раввин московской синагоги на Большой Бронной, руководитель объединения хасидов СНГ «Хабад-Любавич».
В 1991 году стал раввином синагоги на Большой Бронной. Он заметная фигура в еврейском мире России и в Израиле. Сотрудничает с правыми партиями Израиля.
Спонсоры Лев Леваев и Эдик Берман. Возможно Ковальчуки.
Конфликт ХАББАДНИКОВ И ЛИТВАКОВ сохраняется.
С начала 2000х годов, после конфликта Гусинский-Путин произошел перекос в сторону хаббадников.
Этот тренд поддерживался Сурковым и Володиным.
Последний находился в конфликте с литваками.
Ждем изменений от Кириенко-Вайно.
Пинхас Гольдшмидт пытался зайти на Кремль через Зиньковича и Васильеву.
Пока единственный мандат на встречу с Президентом есть у Лазара и Бороды.
Если это появится и у «Литваков» во главе с Пинхасом конструкция Бороды рухнет.
Самая большая синагога в мире
В середине прошлого века, после образования Еврейского государства и войны за независимость, в крупных арабских городах начались массовые погромы, вынуждавшие евреев репатриироваться в Израиль.
В период с 1948 по начало 70-х годов из арабских стран бежали или были изгнаны от 800 тысяч до одного миллиона евреев. В наши дни еврейские общины в мусульманских странах крайне малочисленны, а в некоторых государствах полностью прекратили существование. О том, что здесь некогда процветала еврейская жизнь, напоминают лишь здания синагог. В этой подборке мы собрали фотографии самых впечатляющих из них.
1. Эль-Гриба (Эр-Рияд, Тунис)
Синагога Эль-Гриба (Эр-Рияд, Тунис)
Эта синагога расположена на острове Джерба, в деревне Эр-Рияд (некогда еврейское селение Хара-Шрира) в Тунисе. Построенная более 2000 лет назад, она является самой старой синагогой Африки и одной из древнейших в мире. В эту синагогу, где хранится один из старейших в мире Свитков Торы, ежегодного совершают паломничество тунисские евреи после празднования Песаха.
2. Бен Эзра (Каир, Египет)
Синагога Бен Эзра (Каир, Египет)
Эта синагога изначально была церковью, которую коптские христиане продали в 882 году, чтобы уплатить налоги мусульманским правителям. Здание приобрел за 20 тысяч динаров Авраам Бен Эзра, прибывший в Египет из Иерусалима. На протяжении веков синагога неоднократно подвергалась реконструкции, и нынешний ее вид датируется 1892 годом. В ходе одной из реконструкций был обнаружен тайник для священных книг и древних свитков Торы, где находились тысячи оригинальных документов времен Средневековья. Сегодня Бен Эзра – памятник истории и самая посещаемая еврейская достопримечательность Каира.
3. Бикур-Холим (Измир, Турция)
Синагога Бикур-Холим (Измир, Турция)
Измир – единственный город мира, где сохранились синагоги испанского средневекового архитектурного стиля. Синагогу Бикур-Холим основал в 1724 году Шломо де Чавес, который пожертвовал это здание еврейской общине. Свое название она получила из-за того, что во время эпидемии чумы подвалы синагоги превратили в больницу. Эти подвалы на протяжении многих лет использовались в различных целях, в том числе как тюрьма.
4. Маген Авраам (Бейрут, Ливан)
Синагога Маген Авраам (Бейрут, Ливан). Фото EPA
Одна из главных синагог в Ливане, расположенная в бывшем еврейском районе Вади Абу Джамиль в Бейруте. Ее построили в 1925 году и назвали в честь Моисея Авраама Сассуна из Калькутты. Здание пострадало во время гражданской войны 1982 года и было восстановлено в 2010 году.
5. Нахон (Танжер, Марокко)
Синагога Нахон (Танжер, Марокко)
Самая красивая из семнадцати синагог Танжера была построена в середине XVII века на улице Синагоги в медине (еврейском квартале) отпрыском зажиточной семьи банкиров Мозесом Нахоном. В былые времена здесь справляли по две-три свадьбы в день, но уже более 40 лет синагогу не используют по прямому назначению – ее закрыли в 1967 году.
6. Пол-и-Хуби (Тегеран, Иран)
Синагога Пол-и-Хуби (Тегеран, Иран)
Расположена рядом с площадью Сепах в Teгеране и является домом крупнейшей еврейской общины на Ближнем Востоке за пределами Израиля. Со времен исламской революции еврейская община Ирана уменьшилась с 80 до 20 тысяч человек.
7. Элиягу Ганави (Александрия, Египет)
Синагога Элиягу Ганави (Александрия, Египет)
Сефардская синагога расположена на улице Наби Даниэль в Александри. Одна из крупнейших на Ближнем Востоке, эта синагога вмещает 700 человек и может похвастаться колоннами из итальянского мрамора. В передней части здания находится закрытая палата с 30 свитками Торы из закрытых синагог города. Синагога была разрушена в 1798 году во время вторжения французских войск в Египет и вновь отстроена в 1850 году при участии династии Мухаммада Али.
8. Эдирне (Эдирне, Турция)
Синагога Эдирне (Эдирне, Турция)
Синагогу построили в 1905 году на улице Маариф по приказу султана Абдульхамида II, чтобы заменить 13 других синагог, разрушенных в результате пожара, уничтожившего город. Здание создано французским архитектором Франсом Депре в стиле мавританского Возрождения по образу синагоги Леопольдстадтер в Вене. Это крупнейшая синагога в Турции, которая была третьей по величине в Европе. С 1983 года синагога заброшена еврейской общиной, в 1995 году передана в государственную собственность, а в 2015 году восстановлена в качестве музея.
9. Шаар Ха-Шамаим (Каир, Египет)
Синагога Шаар Ха-Шамаим (Каир, Египет). Фото AP
Также известна как храм Исмаилия и синагога на улице Адли. Здание построено в 1898 году в стиле древнеегипетских храмов и некогда было самым высоким на своей улице в самом центре Каира. Синагога считается сефардской, но среди ее прихожан есть и ашкенази. Она задумывалась как главная синагога еврейской общины Каира, но сегодня у нее всего несколько десятков прихожан.
10. Слат Аль-Фассийн (Фес, Марокко)
В 2011 году, после принятия новой конституции, король Мохаммед VI распорядился восстановить еврейские места поклонения по всему Марокко. Благодаря этому синагога XVII века, памятник истории медины (еврейского квартала) Феса, вновь открыла свои двери в 2013 году. Еврейская община Марокко сократилась с 250 до менее чем 5 тысяч человек, и отреставрированную синагогу превратили в культурный центр для продвижения межрелигиозного диалога.
10 самых интересных синагог мусульманского мира
В середине прошлого века, после образования Еврейского государства и войны за независимость, в крупных арабских городах начались массовые погромы, вынуждавшие евреев репатриироваться в Израиль. В период с 1948 по начало 70-х годов из арабских стран бежали или были изгнаны от 800 тысяч до одного миллиона евреев. В наши дни еврейские общины в мусульманских странах крайне малочисленны, а в некоторых государствах полностью прекратили существование. О том, что здесь некогда процветала еврейская жизнь, напоминают лишь здания синагог.
1. Эль-Гриба (Эр-Рияд, Тунис)
Эта синагога расположена на острове Джерба, в деревне Эр-Рияд (некогда еврейское селение Хара-Шрира) в Тунисе. Построенная более 2000 лет назад, она является самой старой синагогой Африки и одной из древнейших в мире. В эту синагогу, где хранится один из старейших в мире Свитков Торы, ежегодного совершают паломничество тунисские евреи после празднования Песаха.
2. Бен Эзра (Каир, Египет)
Эта синагога изначально была церковью, которую коптские христиане продали в 882 году, чтобы уплатить налоги мусульманским правителям. Здание приобрел за 20 тысяч динаров Авраам Бен Эзра, прибывший в Египет из Иерусалима. На протяжении веков синагога неоднократно подвергалась реконструкции, и нынешний ее вид датируется 1892 годом. В ходе одной из реконструкций был обнаружен тайник для священных книг и древних свитков Торы, где находились тысячи оригинальных документов времен Средневековья. Сегодня Бен Эзра – памятник истории и самая посещаемая еврейская достопримечательность Каира.
3. Бикур-Холим (Измир, Турция)
Измир – единственный город мира, где сохранились синагоги испанского средневекового архитектурного стиля. Синагогу Бикур-Холим основал в 1724 году Шломо де Чавес, который пожертвовал это здание еврейской общине. Свое название она получила из-за того, что во время эпидемии чумы подвалы синагоги превратили в больницу. Эти подвалы на протяжении многих лет использовались в различных целях, в том числе как тюрьма.
4. Маген Авраам (Бейрут, Ливан)
Одна из главных синагог в Ливане, расположенная в бывшем еврейском районе Вади Абу Джамиль в Бейруте. Ее построили в 1925 году и назвали в честь Моисея Авраама Сассуна из Калькутты. Здание пострадало во время гражданской войны 1982 года и было восстановлено в 2010 году. Фото AP
Также известна как храм Исмаилия и синагога на улице Адли. Здание построено в 1898 году в стиле древнеегипетских храмов и некогда было самым высоким на своей улице в самом центре Каира. Синагога считается сефардской, но среди ее прихожан есть и ашкенази. Она задумывалась как главная синагога еврейской общины Каира, но сегодня у нее всего несколько десятков прихожан.
10. Слат Аль-Фассийн (Фес, Марокко)
В 2011 году, после принятия новой конституции, король Мохаммед VI распорядился восстановить еврейские места поклонения по всему Марокко. Благодаря этому синагога XVII века, памятник истории медины (еврейского квартала) Феса, вновь открыла свои двери в 2013 году. Еврейская община Марокко сократилась с 250 до менее чем 5 тысяч человек, и отреставрированную синагогу превратили в культурный центр для продвижения межрелигиозного диалога.