Самая мощная артиллерия россии
Сотни лет артиллерия была важной составляющей русской армии. Однако своего могущества и расцвета она достигла в годы Второй мировой – не случайно именно ее назвали «богом войны». Анализ многолетней военной компании позволил на десятилетия вперед определить наиболее перспективные направления этого рода войск. В результате сегодня современная артиллерия России обладает необходимой мощью как для эффективного ведения боевых действий в локальных конфликтах, так и для отражения массированной агрессии.
Наследие прошлого
Опыт предыдущих войн и анализ потенциала зарубежных армий наглядно показали, что ставку необходимо делать на мобильную самоходную артиллерию и минометные установки. Благодаря решениям полувековой давности артиллерия России обзавелась солидным парком ракетно-артиллерийского вооружения на гусеничном и колесном ходу, основу которой составляет «цветочная коллекция»: от юркой 122-мм гаубицы «Гвоздика» до грозного 240-мм «Тюльпана».
Ствольная полевая артиллерия
Ствольная артиллерия России располагает огромным количеством орудий. Они состоят на вооружении артиллерийских подразделений, частей и соединений Сухопутных войск и представляют основу огневой мощи частей морской пехоты и внутренних войск. Ствольная артиллерия сочетает высокую огневую мощь, точность и кучность стрельбы с простотой конструкции и применения, мобильностью, повышенной надежностью, гибкостью огня, а также отличается экономичностью.
Многие образцы буксируемых орудий спроектированы с учетом опыта ВОВ. Они в Российской армии постепенно заменяются разработанными в 1971-1975 годах самоходными артиллерийскими орудиями, оптимизированными для выполнения огневых задач даже в условиях ядерного конфликта. Буксируемые же орудия предполагается использовать в укрепленных районах и на второстепенных театрах военных действий.
САУ. Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я
Перед войной в СССР предпринимались многочисленные попытки создания различных самоходно-артиллерийских установок (САУ). Были рассмотрены десятки проектов, по многим из них построены опытные образцы. Но до массового принятия на вооружение дело так и не дошло. Исключение составили: 76-мм зенитная установка 29К на шасси грузовика ЯГ-10( 60 шт.), САУ СУ-12 — 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года на шасси грузовика «Морланд» или ГАЗ-ААА(99 шт.), САУ СУ-5-2 — 122-мм гаубичная установка на шасси Т-26(30 шт.).
СУ-12 (на базе грузовика «Морланд»)
Наибольший интерес в противотанковом отношении представляла не принятая на вооружение САУ СУ-6 на шасси танка Т-26, вооруженная 76-мм зенитным орудием 3-К. Испытания установки проходили в 1936 году. Военных не устроило, что расчет СУ-6 в походном положении полностью на САУ не помещался и установщики дистанционных трубок должны были ехать на машине сопровождения. Это привело к тому, что СУ-6 признали непригодной для сопровождения мотомеханизированных колонн в качестве самоходной зенитной установки.
Справедливости ради стоит сказать, что в Германии к моменту вторжения в СССР так же не существовало серийных противотанковых САУ (ПТ САУ). Первые варианты САУ «Артштурм» StuG III вооружались короткоствольными 75-мм орудиями и существенными противотанковыми возможностями не обладали.
Германская САУ StuG III Ausf. G
Однако наличие в производстве весьма удачной машины, позволило в короткие сроки путём наращивания лобовой брони и установки 75-мм орудия с длиной ствола 43 калибра, превратить её в противотанковую.
В ходе первых же боев Великой Отечественной войны остро встал вопрос о необходимости скорейшей разработки противотанковой самоходно-артиллерийской установки, способной быстро менять позиции и бороться с немецкими танковыми частями, которые по мобильности значительно превосходили части Красной Армии.
В срочном порядке на шасси лёгкого тягача «Комсомолец» была установлена 57-мм противотанковая пушка обр.1941 года, обладавшая отличной бронепробиваемостью. На тот момент, это орудие уверенно поражало на реальных дистанциях боя любой немецкий танк.
Производство ЗИС-30 продолжалось с 21 сентября до 15 октября 1941 года. За этот период завод изготовил 101 машину с пушкой ЗИС-2 (включая и опытную машину) и одну установку с 45-мм пушкой. Дальнейшее производство установок было остановлено в связи с отсутствием снятых с производства «Комсомольцев» и прекращением выпуска 57-мм орудий.
САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов.
В ходе интенсивного применения у самоходки выявился целый ряд недостатков таких, как плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода, малый боекомплект.
К лету 1942 года в войсках практически не осталось ПТ САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам.
С января 1943 года началось серийное производство созданных Н.А. Астровым на базе лёгкого танка Т-70, самоходных 76-мм установок СУ-76( позже Су-76М). Хотя эта лёгкая САУ очень часто привлекалась для борьбы с танками противника, считать её противотанковой нельзя. Броневая защита СУ-76 (лоб: 26-35 мм, борт и корма: 10-16 мм) предохраняла экипаж (4 человека) от стрелкового огня и тяжелых осколков.
По характеристикам вооружения к СУ-76М была очень близки САУ СУ-76И, созданные на базе трофейных германских танков Pz Kpfw III и САУ StuG III. Первоначально планировалось установить в боевом отделении САУ 76,2-мм пушку ЗИС-3Ш (Ш — штурмовая), именно эта модификация пушки устанавливалась на серийные САУ СУ-76 и СУ-76М на станке, укрепленном к полу, но такая установка не обеспечивала надежной защиты орудийной амбразуры от пуль и осколков, так как при подъеме и повороте орудия в щите неизменно образовывались щели. Эта проблема была решена установкой вместо 76-мм дивизионной пушки специального самоходного 76,2-мм орудия С-1. Это орудие было спроектировано на базе конструкции танковой пушки Ф-34, которым оснащались танки Т-34.
При одинаковой с СУ-76М огневой мощи, СУ-76И гораздо больше подходила для использования в качестве противотанковой из-за лучшей защищённости. Лоб корпуса имел противоснарядное бронирование толщиной – 50-мм.
Производство СУ-76И было окончательно остановлено в конце ноября 1943 года в пользу СУ-76М, которая уже избавилась к тому времени от «детских болезней». Решение о прекращении производства СУ-76И было связано с сокращением применяемых на Восточном фронте количества танков Pz Kpfw III. В связи с этим уменьшалось количество захваченных танков этого типа. Всего было выпущено 201 САУ СУ-76И (включая 1 опытную и 20 командирских), которые приняли участие в боях 1943-44 гг., но ввиду малочисленности и трудностей с запасными частями довольно быстро исчезли из Красной Армии.
Первой специализированной, отечественной ПТ САУ способной действовать в боевых порядках наравне с танками, стала СУ-85. Эта машина стала особенно востребована после появления на поле боя немецкого танка PzKpfw VI «Tiger». Броня «Тигра» была такой толщины, что ее с большим трудом и только на самоубийственно близких дистанциях могли пробить орудия Ф-34 и ЗИС-5, устанавливаемые на Т-34 и КВ-1.
Специальные стрельбы по захваченному немецкому танку показали, что гаубица М-30, установленная на СУ-122, имеет недостаточную скорострельность и малую настильность. Вообще, для стрельбы по быстро передвигающимся целям она оказалась мало приспособлена, хотя и обладала неплохой бронепробиваемостью после введения кумулятивного боеприпаса.
По распоряжению ГКО от 5 мая 1943 года, КБ под руководством Ф.Ф.Петрова развернуло работы по установке 85-мм зенитного орудия на шасси СУ-122.
ПТ САУ СУ-85 с пушкой Д-5С
Отделение управления, моторное и трансмиссионное остались такими же, как у танка Т-34, что позволило комплектовать экипажи для новых машин практически без переучивания. Для командира в крыше рубки приваривался броневой колпак с призматическими и перископическими приборами. На самоходных установках поздних выпусков броневой колпак был заменен командирской башенкой, как у танка Т-34. Общая компоновка машины, была аналогична компоновке СУ-122, отличие заключалось только в вооружении. Защищённость СУ-85 была аналогична Т-34.
Машины этой марки выпускались на «Уралмаше» с августа 1943 по июль 1944 года, всего было построено 2337 самоходок. После разработки более мощной самоходки СУ-100 из-за задержки выпуска 100-мм бронебойных снарядов и прекращения выпуска бронекорпусов для СУ-85 с сентября до декабря 1944 года выпускался переходный вариант СУ-85М. Фактически он представлял собой СУ-100 с 85-мм пушкой Д-5С. От исходного варианта СУ-85 модернизированная СУ-85М отличалась более мощной лобовой бронёй и увеличенным боезапасом. Всего было построено 315 таких машин.
Благодаря использованию корпуса СУ-122 удалось очень быстро наладить массовое производство ПТ САУ СУ-85. Действуя в боевых порядках танков, они эффективно поддерживали огнем наши войска, поражая немецкие бронированные машины с дистанции 800—1000 м. Особенно отличались экипажи этих самоходок при форсировании Днепра, в Киевской операции и в ходе осенне-зимних боев на Правобережной Украине. Если не считать немногочисленные КВ-85 и ИС-1, до появления танков Т-34-85, только СУ-85 могли эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра. А на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков. Вместе с тем, уже первые месяцы применения СУ-85 показали, что мощность её орудия недостаточна для эффективной борьбы с тяжёлыми танками противника, такими как «Пантера» и «Тигр», которые, обладая преимуществом в огневой мощи и защите, а также эффективными прицельными системами, навязывали бой с дальних дистанций.
Построенные в середине 1943 года СУ-152 и появившиеся позже ИСУ-122 и ИСУ-152 поражали в случае попадания любой немецкий танк. Но для борьбы с танками из-за высокой стоимости, громоздкости и низкой скорострельности они не слишком подходили. Главным назначением этих машин было разрушение укреплений и инженерных сооружений и функции огневой поддержки наступающих подразделений.
Используя это орудие и базу танка Т-34-85, конструкторы «Уралмаша» оперативно разработали истребитель танков СУ-100 — лучшую противотанковую САУ второй мировой войны. По сравнению с Т-34 лобовая броня была усилена до 75-мм. Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8°. Наводка осуществлялась при помощи ручных подъёмного механизма секторного типа и поворотного механизма винтового типа. Боекомплект орудия состоял из 33 унитарных выстрелов, размещавшихся в пяти укладках в рубке.
СУ-100 обладала исключительной для своего времени огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника всех типов на всех дистанциях прицельного огня. Серийное производство СУ-100 началось на «Уралмаше» в сентябре 1944 года. До мая 1945 года завод успел произвести более 2000 этих машин. Выпуск СУ-100 на «Уралмаше» велся, по меньшей мере, до марта 1946 года. Омский завод № 174 в 1947 году выпустил 198 СУ-100, и ещё 6 — в начале 1948 года, суммарно выпустив 204 машины. Выпуск СУ-100 в послевоенное время был также налажен в Чехословакии, где в 1951—1956 годах по лицензии выпустили ещё 1420 САУ этого типа.
В послевоенные годы значительная часть СУ-100 была модернизирована. На них появились ночные приборы наблюдения и прицелы, новое противопожарное и радиооборудование. В боекомплект был введён выстрел с более эффективным бронебойным снарядом УБР-41Д с защитным и баллистическим наконечниками, а позднее — с подкалиберным и невращающимся кумулятивными снарядами. Штатный боекомплект САУ в 1960-х годах состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных снарядов.
Имеющие с танком Т-34 одну базу, СУ-100 широко распространились по миру, официально состояв на вооружении более чем в 20 странах, они активно использовалась в многочисленных конфликтах. В ряде стран они всё еще в строю. В России СУ-100 можно было встретить «на хранении» вплоть до конца 90-х.
Образцы вооружений
В настоящее время ствольная артиллерия России располагает следующими образцами самоходных орудий:
Для огневой поддержки общевойсковых частей предназначены 120-мм самоходные орудия 2С23 «Нона-СВК», 2С9 «Нона-С», 2С31 «Вена» и их буксируемый аналог 2Б16«Нона-К». Особенностью этих орудий является то, что они могут выполнять функции мортиры, миномета, гаубицы или противотанковой пушки.
Долгорукая пушка: дальность стрельбы артиллерии РФ вырастет в пять раз
Российская артиллерия научится поражать цели на расстоянии свыше 100 км. Сверхдальнобойные управляемые снаряды в ближайшее время пополнят боекомплекты установок «Коалиция» и «Мста». До сих пор предельная дистанция полета корректируемого боеприпаса не превышала 20 км. Увеличенная дальность позволит обычным самоходным орудиям поражать важнейшие объекты — пункты управления, штабы, аэродромы, узлы связи и мосты в глубоком тылу противника. Новинка радикально повысит возможности сухопутных войск, считают эксперты.
Ракета превращается
Как сообщили «Известиям» источники в оборонно-промышленном комплексе, сейчас ведутся работы сразу над несколькими вариантами сверхдальнобойных снарядов для новейшей гаубицы 2С35 «Коалиция-СВ». Точные сроки их окончания собеседники издания назвать отказались, но пояснили, что разработки будут переданы на испытания в ближайшее время. Уникальные боеприпасы позволят «Коалиции» наносить высокоточные удары на расстоянии свыше 100 км. Новинки также пополнят боекомплект гаубиц семейства «Мста».
Испытания самоходной установки «Коалиция-СВ» показали на видео
— Цель может быть подсвечена с беспилотника, — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. — Но есть и другие технические решения, которые позволяют добиться высокой точности. В этой сфере мы будем на одном уровне с самыми передовыми разработками западных стран.
Основное предназначение корректируемых боеприпасов заключается в поражении особо важных целей в тактической глубине: командных пунктов, узлов связи, стартовых позиций ракет, аэродромов, площадок подскока вертолетов, добавил эксперт.
— Сейчас на уровне дивизии-корпуса нет дальнобойных средств поражения, — отметил Виктор Мураховский. — В советское время в каждой дивизии был дивизион с ракетными комплексами «Точка», но сейчас такие средства в штатной структуре соединений не предусмотрены. В результате у командира нет под рукой огневых средств, способных поражать цели на всю глубину в его зоне ответственности. Генералу приходится обращаться за помощью к старшему начальнику, и нет гарантии, что ее всегда смогут предоставить.
«Лотос» на Красной площади: на параде Победы покажут пушку-миномет
Для ВДВ создали новейшую артсистему
Разработку сверхдальнобойных снарядов также ведет Пентагон. Чтобы повысить возможности обычной полевой артиллерии, в США планируют создать новую пушку под обозначением ERCA (Extended-range cannon) и боеприпасы к ней. С активно-реактивными XM113 модернизированные самоходные гаубицы M109A7 должны получить дальность в 40 км. А с удлиненным стволом и перспективным снарядом, оснащенным прямоточным реактивным двигателем, дистанция возрастет более чем до 100 км.
Снаряды против террора
Перспективные принципы использования артиллерии и высокоточных снарядов были опробованы российскими ВС в Сирии. В ноябре 2022 года появились видеокадры поражения десятков объектов террористов при помощи управляемых боеприпасов. Наведение их на цель проводилось с беспилотников. Дрон обнаруживал мишени и оперативно передавал данные на «Краснополи». Таким способом удавалось уничтожать даже малоразмерные блиндажи и пикапы боевиков.
В январе 2022 года, по сообщению Минобороны, управляемыми снарядами была ликвидирована группа боевиков в Идлибе. Она атаковала беспилотниками-бомбардировщиками российскую авиабазу Хмеймим.
В феврале нынешнего года в СМИ появились новые кадры массового использования управляемых артиллерийских боеприпасов в Сирии.
Корректируемые 152-миллиметровые снаряды причиняют меньший побочный ущерб, чем тяжелые авиабомбы, что особенно важно при боевых действиях на плотно заселенных территориях. При высокоточном попадании, когда отклонение составляет менее метра, боеприпаса такого калибра достаточно для уничтожения большинства объектов на поле боя.
Гаубица c доставкой: разработан мобильный вариант комплекса «Коалиция»
Армия получит новую легкую, но мощную артустановку
По данным разработчиков, новые модели тяжелых и средних российских беспилотников могут оснащаться мощными лазерными дальномерами-целеуказателями. Это даст возможность использовать их в роли наводчиков для существующих и новых дальнобойных управляемых снарядов даже на предельных расстояниях стрельбы гаубиц.
Многоликая «Коалиция»
Официально перспективную российскую самоходную артустановку представили в 2015 году. Она была продемонстрирована на Красной площади 9 мая. А ее разработка началась гораздо раньше, в 2006 году. Первые два опытных образца были готовы в 2013 году, тогда же начались их испытания. В следующем году была выпущена опытная партия из 10 прототипов на шасси танка Т-90, которые и приняли участие в параде Победы.
В феврале 2022 года стало известно, что первая партия из четырех предсерийных образцов на новом шасси готова для поставки в армию. Ожидается, что их войсковые испытания продлятся до 2022 года. После начала серийного производства гаубицы поступят на вооружение отдельных артиллерийских бригад. Возможно, эти установки возьмет на вооружение и береговая артиллерия флота.
Ведутся также испытания колесного варианта «Коалиции» на шасси грузовика «КамАЗ» с колесной формулой 8*8. Он сможет совершать длительные марши по обычным дорогам, не разрушая их покрытие. Мобильность колесных САУ в условиях развитой дорожной сети выше, чем у традиционных гусеничных. По словам Дмитрия Семизорова, руководителя «Уралтрансмаш», где выпускают «Коалиции», Минобороны заинтересовано и в такой артустановке.
Противотанковая артиллерия
Наряду с созданием высокоэффективных противотанковых ракетных комплексов уделяется значительное внимание разработке противотанковых артиллерийских орудий. Их преимущества перед противотанковыми ракетами заключаются прежде всего в относительной дешевизне, простоте конструкции и применения, возможности ведения огня круглосуточно при любой погоде.
Еще большей бронепробиваемостью обладает также состоящая на вооружении РФ буксируемая ПТ 2А45М «Спрут-Б». За динамической защитой она способна поразить броню толщиной до 770 мм. Самоходная артиллерия России в этом сегменте представлена самодвижущимся орудием 2С25 «Спрут-СД», в последнее время поступающем на вооружение десантникам.
Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 2-я
Для борьбы с новыми средними и тяжелыми танками, появившимися в США и Великобритании, в СССР после войны были разработаны несколько типов противотанковых самоходок.
В середине 50-х началось производство спроектированной на базе среднего танка Т-54 — САУ СУ-122. Новая самоходка, обозначаемая для избегания путаницы как СУ-122-54, проектировалась и изготавливалась с учетом предыдущего боевого опыта использования САУ в военные годы. Ведущим конструктором был назначен А.Е. Сулин.
САУ СУ-122-54 не было бы равных на полях сражений Второй мировой. Но совершенствование самих танков, которые стали способны поражать не только огневые средства и пехоту, но и бронированные цели, так как улучшилось их вооружение, и появление ПТУР, сделали производство специализированных ПТ САУ бессмысленным.
С 1954 по 1956 годы, общее количество выпущенных машин составило 77 единиц. В последствии, после проведения ремонта, эти машины переоборудовались в бронированные тягачи и машины технической поддержки.
К началу 80-х в большинстве армий развитых стран самоходные противотанковые артиллерийские установки практически исчезли. Их функции взяли на себя ПТРК и отчасти так называемые «колёсные танки» — легко бронированные универсальные машины с мощным артиллерийским вооружением.
В СССР развитие ПТ САУ продолжилось для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей. Специально для Воздушно-десантных войск (ВДВ) были спроектированы и производились несколько типов САУ.
Первым образцом бронетехники, спроектированным специально для воздушно-десантных войск, стала вооружённая 76-мм пушкой АСУ-76, созданная под руководством Н. А. Астрова. Проект машины был разработан в октябре 1946 — июне 1947 года, а первый прототип САУ был завершён в декабре 1947 года. АСУ-76 имела экипаж из трёх человек, минимизированные размеры, лёгкое противопульное бронирование и силовую установку, созданную на базе автомобильных агрегатов. После завершения проведённых в 1948—1949 годах испытаний, 17 декабря 1949 года АСУ-76 была принята на вооружение, однако серийное её производство, за исключением двух собранных в 1950 году машин установочной партии, не выдержавших полигонных испытаний, не осуществлялось. Вследствие ряда причин, прежде всего отказа от производства тяжёлого транспортного планёра Ил-32 — единственного на тот момент средства десантирования 5,8-тонной машины.
В 1948 году в конструкторском бюро завода № 40 под руководством Н А. Астрова и Д. И. Сазонова была создана САУ АСУ-57, вооружённая 57-мм полуавтоматической пушкой Ч-51, с баллистикой грабинской ЗиС-2. В 1951 году АСУ-57была принята на вооружение Советской Армии.
Для самообороны экипажа АСУ-57 в первые годы э комплектовалась перевозившимся на левом борту боевого отделения 7,62-мм станковым пулемётом СГМ или ручным пулемётом РПД.
АСУ-57 имела лёгкую противопульную бронезащиту. Корпус САУ, полузакрытого типа, представлял собой жёсткую несущую коробчатую конструкцию, собранную из листов броневой стали толщиной 4 и 6 мм, соединявшихся между собой в основном при помощи сварки, а также неброневых дюралюминиевых листов, соединённых с остальными деталями корпуса при помощи клёпки.
АСУ-57 оснащалась рядным 4-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным автомобильным двигателем модели М-20Е производства завода ГАЗ, максимальной мощностью 55 л.с.
До появления военно-транспортного самолётов нового поколения по воздуху АСУ-57 могли транспортироваться только с помощью буксируемого транспортного планера Як-14. АСУ-57 заезжала в планёр и покидала его своим ходом через откидную носовую часть; в полёте установка крепилась тросами, а для предотвращения раскачивания узлы её подвески блокировались на корпус.
Значительно изменилась ситуация с принятием на вооружение новых военно-транспортных самолётов повышенной грузоподъёмности Ан-8 и Ан-12, обеспечивавших десантирование АСУ-57 как посадочным, так и парашютным способом. Также для десантирования САУ посадочным способом мог использоваться тяжёлый военно-транспортный вертолёт Ми-6.
На вооружение ВДВ СССР АСУ-57 поступала в сравнительно небольших количествах. Так, по штатному расписанию, в имевшихся к концу 1950-х годов семи воздушно-десантных дивизиях, не считая одной учебной дивизии, в общей сложности должно было насчитываться лишь 245 САУ. В войсках САУ за характерные особенности конструкции получила прозвище «голожопый „Фердинанд“», ранее носившееся СУ-76, которую АСУ-57 заменила в самоходно-артиллерийских дивизионах.
Поскольку имевшаяся на вооружении ВДВ транспортная техника в начале 1950-х годов не имела средств воздушного десантирования, САУ применялась и в роли лёгкого тягача, а также для перевозки на броне до четырёх десантников, последнее применялось, в частности, при фланговых или тыловых обходах противника, когда требовалась быстрая переброска сил.
Появление на вооружении ВДВ более совершенных образцов не повлекло за собой снятия АСУ-57 с вооружения; последние лишь, после ряда реорганизаций, были переведены из дивизионного звена ВДВ в полковое. АСУ-57 ещё длительное время оставалась единственным способным оказывать огневую поддержку десанту образцом бронетехники ВДВ, могущим десантироваться парашютным способом. По мере перевооружения парашютно-десантных полков в 1970-х годах на новые авиадесантные БМД-1, обеспечивавшие противотанковую оборону и огневую поддержку вплоть до уровня отделений, полковые батареи АСУ-57 постепенно расформировывались. Окончательно сняты с вооружения АСУ-57 были в начале 1980-х годов.
Успех лёгкой авиадесантной самоходки АСУ-57 породил у советского командования желание иметь ещё и среднюю самоходку с 85-миллиметровой пушкой.
Защищенность АСУ-85 в лобовой части корпуса была на уровне танка Т-34. Гофрированное днище придавало корпусу дополнительную прочность. В носовой части справа находилось отделение управления, в котором располагалось место механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части машины.
В качестве силовой установки использовался автомобильный 6-цилиндровый, V-образный, двухтактный 210-сильный дизельный двигатель ЯМЗ-206В.
В течении длительного времени самоходка могла десантироваться только посадочным способом. Только в 70-е годы были разработаны специальные парашютные системы. АСУ-85, как правило, транспортировались военно-транспортными Ан-12. Самоходка устанавливалась на платформе, к которой прикреплялось несколько парашютов. Перед соприкосновением с землей начинали работать специальные тормозные ракетные двигатели, и самоходная установка благополучно приземлялась. После выгрузки машины переводилась в боевое положение в течение 1-1,5 минут.
АСУ-85 находилась в производстве с 1959 по 1966 год, за это время установку дважды модернизировали. Сначала над боевым отделением установили вентилируемую крышу из листов катаной стали толщиной 10 мм с четырьмя люками. В 1967 году АСУ-85 участвовали в арабо-израильском конфликте, известном как «шестидневная война», и опыт их боевого применения выявил необходимость установки на рубке 12,7-мм зенитного пулемета ДШКМ. Поставлялась в ГДР и Польшу. Принимала участие в начальном периоде Афганской войны в составе артиллерийских подразделений 103-й воздушно-десантной дивизии.
Основная масса произведенных машин направлялось на комплектование отдельных самоходных артиллерийских дивизионов воздушно-десантных дивизий. Несмотря на прекращение серийного производства, АСУ-85 оставались на вооружении воздушно-десантных войск до конца 80-х годов прошлого века. АСУ-85 снята с вооружения Российской армии в 1993 году.
Казалось бы, авиатранспортабельные машины на едином шасси позволяют решать все задачи стоящие перед ВДВ. Однако опыт участия этих машин в многочисленных локальных конфликтах выявил острую необходимость в авиатранспортабельных, амфибийных бронированных машинах с мощным артиллерийским вооружением. Которые были бы способны, оказывать огневую поддержку наступающему десанту, действуя наравне с БМД, а так же бороться современными танками.
САУ «Спрут-СД на огневой позиции
125-мм гладкоствольная пушка 2А75 является основным вооружением CAУ Спрут-СД. Пушка создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на танки Т-72, Т-80 и Т-90. При установке на более легкое шасси пушка была оснащена противооткатным устройством нового типа, обеспечивающего откат не более 700 мм. Установленное в боевом отделении гладкоствольное орудие высокой баллистики оснащено компьютеризированной системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика, которые функционально взаимозаменяемы.
В качестве вспомогательного вооружения САУ Спрут-СД оснащена спаренным с пушкой 7,62-мм пулемет с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.
САУ Спрут-СД по внешнему виду и огневой мощи неотличима от танка, но уступает ему в защищённости. Это и предопределяет тактику действия против танков — главным образом из засад.
Силовая установка и ходовая часть имеет много общего с БМД-3, база которой была использована при разработке САУ 2С25 Спрут-СД. Установленный на ней многотопливный горизонтально-оппозитный шестицилиндровый дизельный двигатель 2В06-2С с максимальной мощностью 510 л.с. сблокирован с гидромеханической трансмиссией, гидрообъемным механизмом поворота и отбором мощности для двух водометных движителей. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.
Индивидуальная, гидропневматическая, с изменяемым с места механика-водителя клиренсом (за 6-7 с от 190 до 590 мм) подвеска шасси обеспечивает высокую проходимость и плавность хода.
При совершении маршей до 500 км машина может двигаться по шоссе с максимальной скоростью до 68 км/ч, по грунтовым дорогам – со средней скоростью 45 км/ч.
САУ Спрут-СД может транспортироваться самолетами ВТА и десантными кораблями, десантироваться парашютным способом с экипажем внутри машины и без подготовки преодолевать водные преграды.
К сожалению, количество этих очень востребованных машин в войсках пока не велико, в общей сложности поставлено около 40 единиц.
По материалам: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4200/СУ https://www.tankovedia.ru/catalog/sssr/su https://voencomrus.ru/index.php?id=120
Минометы
Современная артиллерия России немыслима без минометов различного назначения и калибров. Российские образцы этого класса вооружения являются исключительно эффективным средством подавления, уничтожения и огневой поддержки. В войсках имеются следующие образцы минометного вооружения:
Характеристики и особенности
Если минометы «Поднос» и «Сани» повторяют конструкции моделей Великой Отечественной войны, то «Василек» является принципиально новой системой. Он снабжен механизмами автоматического перезаряжания, позволяющей вести огонь с отличной скорострельностью 100-120 выст./мин (по сравнению с 24 выст./мин у миномета «Поднос»).
Отечественные противотанковые самоходные артиллерийские установки. Часть 1-я
Перед войной в СССР предпринимались многочисленные попытки создания различных самоходно-артиллерийских установок (САУ). Были рассмотрены десятки проектов, по многим из них построены опытные образцы. Но до массового принятия на вооружение дело так и не дошло. Исключение составили: 76-мм зенитная установка 29К на шасси грузовика ЯГ-10( 60 шт.), САУ СУ-12 — 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года на шасси грузовика «Морланд» или ГАЗ-ААА(99 шт.), САУ СУ-5-2 — 122-мм гаубичная установка на шасси Т-26(30 шт.).
СУ-12 (на базе грузовика «Морланд»)
Наибольший интерес в противотанковом отношении представляла не принятая на вооружение САУ СУ-6 на шасси танка Т-26, вооруженная 76-мм зенитным орудием 3-К. Испытания установки проходили в 1936 году. Военных не устроило, что расчет СУ-6 в походном положении полностью на САУ не помещался и установщики дистанционных трубок должны были ехать на машине сопровождения. Это привело к тому, что СУ-6 признали непригодной для сопровождения мотомеханизированных колонн в качестве самоходной зенитной установки.
Справедливости ради стоит сказать, что в Германии к моменту вторжения в СССР так же не существовало серийных противотанковых САУ (ПТ САУ). Первые варианты САУ «Артштурм» StuG III вооружались короткоствольными 75-мм орудиями и существенными противотанковыми возможностями не обладали.
Германская САУ StuG III Ausf. G
Однако наличие в производстве весьма удачной машины, позволило в короткие сроки путём наращивания лобовой брони и установки 75-мм орудия с длиной ствола 43 калибра, превратить её в противотанковую.
В ходе первых же боев Великой Отечественной войны остро встал вопрос о необходимости скорейшей разработки противотанковой самоходно-артиллерийской установки, способной быстро менять позиции и бороться с немецкими танковыми частями, которые по мобильности значительно превосходили части Красной Армии.
В срочном порядке на шасси лёгкого тягача «Комсомолец» была установлена 57-мм противотанковая пушка обр.1941 года, обладавшая отличной бронепробиваемостью. На тот момент, это орудие уверенно поражало на реальных дистанциях боя любой немецкий танк.
Производство ЗИС-30 продолжалось с 21 сентября до 15 октября 1941 года. За этот период завод изготовил 101 машину с пушкой ЗИС-2 (включая и опытную машину) и одну установку с 45-мм пушкой. Дальнейшее производство установок было остановлено в связи с отсутствием снятых с производства «Комсомольцев» и прекращением выпуска 57-мм орудий.
САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов.
В ходе интенсивного применения у самоходки выявился целый ряд недостатков таких, как плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода, малый боекомплект.
К лету 1942 года в войсках практически не осталось ПТ САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам.
С января 1943 года началось серийное производство созданных Н.А. Астровым на базе лёгкого танка Т-70, самоходных 76-мм установок СУ-76( позже Су-76М). Хотя эта лёгкая САУ очень часто привлекалась для борьбы с танками противника, считать её противотанковой нельзя. Броневая защита СУ-76 (лоб: 26-35 мм, борт и корма: 10-16 мм) предохраняла экипаж (4 человека) от стрелкового огня и тяжелых осколков.
По характеристикам вооружения к СУ-76М была очень близки САУ СУ-76И, созданные на базе трофейных германских танков Pz Kpfw III и САУ StuG III. Первоначально планировалось установить в боевом отделении САУ 76,2-мм пушку ЗИС-3Ш (Ш — штурмовая), именно эта модификация пушки устанавливалась на серийные САУ СУ-76 и СУ-76М на станке, укрепленном к полу, но такая установка не обеспечивала надежной защиты орудийной амбразуры от пуль и осколков, так как при подъеме и повороте орудия в щите неизменно образовывались щели. Эта проблема была решена установкой вместо 76-мм дивизионной пушки специального самоходного 76,2-мм орудия С-1. Это орудие было спроектировано на базе конструкции танковой пушки Ф-34, которым оснащались танки Т-34.
При одинаковой с СУ-76М огневой мощи, СУ-76И гораздо больше подходила для использования в качестве противотанковой из-за лучшей защищённости. Лоб корпуса имел противоснарядное бронирование толщиной – 50-мм.
Производство СУ-76И было окончательно остановлено в конце ноября 1943 года в пользу СУ-76М, которая уже избавилась к тому времени от «детских болезней». Решение о прекращении производства СУ-76И было связано с сокращением применяемых на Восточном фронте количества танков Pz Kpfw III. В связи с этим уменьшалось количество захваченных танков этого типа. Всего было выпущено 201 САУ СУ-76И (включая 1 опытную и 20 командирских), которые приняли участие в боях 1943-44 гг., но ввиду малочисленности и трудностей с запасными частями довольно быстро исчезли из Красной Армии.
Первой специализированной, отечественной ПТ САУ способной действовать в боевых порядках наравне с танками, стала СУ-85. Эта машина стала особенно востребована после появления на поле боя немецкого танка PzKpfw VI «Tiger». Броня «Тигра» была такой толщины, что ее с большим трудом и только на самоубийственно близких дистанциях могли пробить орудия Ф-34 и ЗИС-5, устанавливаемые на Т-34 и КВ-1.
Специальные стрельбы по захваченному немецкому танку показали, что гаубица М-30, установленная на СУ-122, имеет недостаточную скорострельность и малую настильность. Вообще, для стрельбы по быстро передвигающимся целям она оказалась мало приспособлена, хотя и обладала неплохой бронепробиваемостью после введения кумулятивного боеприпаса.
По распоряжению ГКО от 5 мая 1943 года, КБ под руководством Ф.Ф.Петрова развернуло работы по установке 85-мм зенитного орудия на шасси СУ-122.
ПТ САУ СУ-85 с пушкой Д-5С
Отделение управления, моторное и трансмиссионное остались такими же, как у танка Т-34, что позволило комплектовать экипажи для новых машин практически без переучивания. Для командира в крыше рубки приваривался броневой колпак с призматическими и перископическими приборами. На самоходных установках поздних выпусков броневой колпак был заменен командирской башенкой, как у танка Т-34. Общая компоновка машины, была аналогична компоновке СУ-122, отличие заключалось только в вооружении. Защищённость СУ-85 была аналогична Т-34.
Машины этой марки выпускались на «Уралмаше» с августа 1943 по июль 1944 года, всего было построено 2337 самоходок. После разработки более мощной самоходки СУ-100 из-за задержки выпуска 100-мм бронебойных снарядов и прекращения выпуска бронекорпусов для СУ-85 с сентября до декабря 1944 года выпускался переходный вариант СУ-85М. Фактически он представлял собой СУ-100 с 85-мм пушкой Д-5С. От исходного варианта СУ-85 модернизированная СУ-85М отличалась более мощной лобовой бронёй и увеличенным боезапасом. Всего было построено 315 таких машин.
Благодаря использованию корпуса СУ-122 удалось очень быстро наладить массовое производство ПТ САУ СУ-85. Действуя в боевых порядках танков, они эффективно поддерживали огнем наши войска, поражая немецкие бронированные машины с дистанции 800—1000 м. Особенно отличались экипажи этих самоходок при форсировании Днепра, в Киевской операции и в ходе осенне-зимних боев на Правобережной Украине. Если не считать немногочисленные КВ-85 и ИС-1, до появления танков Т-34-85, только СУ-85 могли эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра. А на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков. Вместе с тем, уже первые месяцы применения СУ-85 показали, что мощность её орудия недостаточна для эффективной борьбы с тяжёлыми танками противника, такими как «Пантера» и «Тигр», которые, обладая преимуществом в огневой мощи и защите, а также эффективными прицельными системами, навязывали бой с дальних дистанций.
Построенные в середине 1943 года СУ-152 и появившиеся позже ИСУ-122 и ИСУ-152 поражали в случае попадания любой немецкий танк. Но для борьбы с танками из-за высокой стоимости, громоздкости и низкой скорострельности они не слишком подходили. Главным назначением этих машин было разрушение укреплений и инженерных сооружений и функции огневой поддержки наступающих подразделений.
Используя это орудие и базу танка Т-34-85, конструкторы «Уралмаша» оперативно разработали истребитель танков СУ-100 — лучшую противотанковую САУ второй мировой войны. По сравнению с Т-34 лобовая броня была усилена до 75-мм. Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8°. Наводка осуществлялась при помощи ручных подъёмного механизма секторного типа и поворотного механизма винтового типа. Боекомплект орудия состоял из 33 унитарных выстрелов, размещавшихся в пяти укладках в рубке.
СУ-100 обладала исключительной для своего времени огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника всех типов на всех дистанциях прицельного огня. Серийное производство СУ-100 началось на «Уралмаше» в сентябре 1944 года. До мая 1945 года завод успел произвести более 2000 этих машин. Выпуск СУ-100 на «Уралмаше» велся, по меньшей мере, до марта 1946 года. Омский завод № 174 в 1947 году выпустил 198 СУ-100, и ещё 6 — в начале 1948 года, суммарно выпустив 204 машины. Выпуск СУ-100 в послевоенное время был также налажен в Чехословакии, где в 1951—1956 годах по лицензии выпустили ещё 1420 САУ этого типа.
В послевоенные годы значительная часть СУ-100 была модернизирована. На них появились ночные приборы наблюдения и прицелы, новое противопожарное и радиооборудование. В боекомплект был введён выстрел с более эффективным бронебойным снарядом УБР-41Д с защитным и баллистическим наконечниками, а позднее — с подкалиберным и невращающимся кумулятивными снарядами. Штатный боекомплект САУ в 1960-х годах состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных снарядов.
Имеющие с танком Т-34 одну базу, СУ-100 широко распространились по миру, официально состояв на вооружении более чем в 20 странах, они активно использовалась в многочисленных конфликтах. В ряде стран они всё еще в строю. В России СУ-100 можно было встретить «на хранении» вплоть до конца 90-х.
По материалам: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4200/СУ https://www.tankovedia.ru/catalog/sssr/su https://voencomrus.ru/index.php?id=120
Береговая артиллерия России
Береговые войска в Российской Федерации как род самостоятельных сил ВМФ сформирован в 1989 году. Основу его огневой мощи составляют мобильные ракетно-артиллерийские комплексы:
Эти комплексы поистине уникальны и представляют реальную угрозу любому флоту противника. Новейший «Бастион» в боевом дежурстве с 2010 года, оснащен гиперзвуковыми ракетами Оникс/Яхонт. Во время крымских событий несколько «Бастионов», демонстративно размещенных на полуострове, сорвали планы «демонстрации силы» со стороны флота НАТО.
Новейшая артиллерия России береговой обороны А-222 «Берег» эффективно работает и по малоразмерным скоростным судам, перемещающимся со скоростью 100 узлов (180 км/час), и средним надводным кораблям (в пределах 23 км от комплекса), и наземным целям.
Поддержать мощные комплексы всегда готова тяжелая артиллерия в составе Береговых войск: САУ «Гиацинт-С», пушка-гаубица «Гиацинт-Б», пушка-гаубица «Мста-Б», гаубицы Д-20 и Д-30, РСЗО.
Развитие колесных САУ в России
В современных российских вооруженных силах идет интенсивная работа по созданию различных артиллерийских систем на колесном шасси. Как развивались артиллерийские установки на колесной базе ранее? Зачем российской армии понадобились подобные самоходки? Читайте в нашем материале.
Еще во времена раннего строительства РККА Советский Союз весьма серьезно относился к созданию передовых вооружений, прошедшие первая мировая война, гражданская война и ряд локальных конфликтов еще сильнее подстегивали СССР к строительству мощной армии. Касалось это и артиллерии.
В то же время двадцатые и тридцатые годы двадцатого века стали настоящим бумом развития самых разных видов артиллерийских систем, создавались целые семейства совершенно новых орудий: скорострельные пушки, зенитные орудия, противотанковые орудия, универсальная артиллерия и прочие. При этом претерпевала изменения и концепция перемещения орудия на поле боя. Многие военные эксперты небезосновательно считали, что артиллерия в сражении должна непрерывно сопровождать и поддерживать войска и поэтому для нее должна быть создана своя подвижная база.
Подобные идеи ходили и среди военного руководства СССР. Однако если в ряде стран основным движителем для подобных систем выступали гусеничные платформы, то в Советском Союзе с этим делом было не все так гладко. Гусеничной техники катастрофически не хватало, тем более что одним из основных направлений военного строительства было создание мощных бронетанковых сил, для производства же самоходных артиллерийских установок ресурсов уже явно недоставало.
В этих условиях военное руководство СССР приняло решение о создании артиллерийской подвижной системы на шасси американского колесного грузовика «Морланд». В качестве основного вооружения в кузове машины решили расположить на тот момент современную 76-мм полковую пушку образца 1927 года. В 1933 году прошли испытания данной артиллерийской системы, которые в целом были признаны весьма успешными. В этом же году началось серийное производство самоходной установки названной СУ-12.
Впоследствии изготовление этой колесной самоходной артиллерийской установки (САУ) наладили на шасси ГАЗ-ААА. Из-за чего боевые машины, выпущенные на базе ГАЗ-ААА начали именоваться как СУ-1-12. Всего было выпущено 48 САУ на базе «Морланд» и 51 на базе ГАЗ-ААА.
СУ-12 активно принимали участие в учениях и маневрах РККА, впоследствии состоялось и их боевое применение. В 1938 году 8 СУ-1-12 приняли участие в боевых действиях против японской армии на озере Хасан. Своим огнем колесные САУ поддерживали идущие в атаку танки БТ-5 и Т-26. Всего по японским войскам было выпущено около 248 снарядов, самоходные установки в боях потерь не понесли, а их боевое применение было признано в целом успешным. В весьма ограниченном количестве данные САУ приняли участие в боевых действиях у реки Халхин-Гол и зимней войне с Финляндией.
Несмотря на в целом успешное боевое применение СУ-12 военные к данным машинам относились в основном скептически. Еще на момент своего создания данные самоходки считались скорее временным решением и впоследствии должны были быть заменены гусеничными аналогами. Серьезной критике подверглась и слабая защита как самих установок, так и расчетов. Вызывали нарекания и недостаточная проходимость машины, невозможность дальнейшей модернизации и установка более мощных орудий.
После боевого дебюта различных самоходок на гусеничном шасси во время великой отечественной войны идея развития ствольной артиллерии на колесном ходу долгое время оставалась похороненной. Вернулись к данной концепции в СССР только в 80-х годах.
Боевые действия в Афганистане продемонстрировали, что гусеничные САУ не всегда удобны в применении. Они заметно ограничивали скорость войсковых подразделений и не годились для прикрытия армейских колонн. Решать данную проблему пришлось за счет имеющихся ресурсов. Так, в кузова грузовиков начали монтироваться различные орудия и минометы, превращая тем самым обычные машины в скоростные артиллерийские установки.
Опыт применения данных самодельных САУ не был проигнорирован военным руководством страны и в конструкторских бюро начались разработки современных самоходных артиллерийских установок на колесном шасси.
Так, предполагалось создать целое семейство колесных САУ для батальонного, полкового и дивизионного звена. Одним из амбициозных проектов стала попытка переноса гаубицы «Мста» на шасси автомобиля КрАЗ. Проект получил именование «Мста-К», где буква «К» обозначала колесную базу. Начавшиеся в 1985 году работы над проектом позволили уже к 1987 году создать техническую документацию и выставить опытной образец САУ на испытания.
В ходе испытаний военная комиссия выявила ряд недостатков колесной базы грузовика и в своем заключении потребовала их устранения. Однако озвученные требования в Министерстве автомобильной промышленность посчитали тяжело устранимыми и дорогостоящими, поэтому проект «Мста-К» оказался быстро закрыт.
Подобная судьба постигла многие проекты колесных САУ того времени. Однако некоторые идеи все-таки смогли воплотиться в жизнь. Так, еще с конца 70-х годов в СССР шла разработка самоходной артиллерийской установки для поддержки обороны береговой линии. В 1988 году начались испытания опытного образца САУ на шасси МАЗ-543М, названной А-222 «Берег».
Испытания были признаны успешными и в том же 1988 году началось серийное производство данной самоходки. «Берег» обладал весьма хорошими для своего времени характеристиками. Он позволял наносить удары по малым и средним надводным кораблям, двигающимся со скоростью до 100 узлов (более 180 км в час) с расстояния до 20 километров. В «Береге» была достигнута высокая степень автоматизации систем. Данный комплекс способен поражать и наземные цели.
Однако «Берег» создавался в первую очередь для защиты береговой линии, а не как полноценная САУ для поддержки сухопутных войск. Работы над поиском оптимальной для армейских частей колесной самоходки были продолжены.
В 1983 году, пользуясь наработками, полученными в ходе работ над противотанковой самоходкой «Жало-С» на базе БТР-70, был изготовлен опытный образец САУ на все той же базе, но с боевым модулем от десантируемой самоходной установки «Нона-С». Испытания данной машины показали положительные результаты, и работы над колесной самоходкой на базе бронетранспортера были продолжены.
В 1984 году начались работы над колесной САУ на базе БТР-80, в этом же году был создан и опытный образец, который проходил сначала заводские, а затем и полигонные испытания. После выявления и устранения недостатков новая колесная самоходка была принята на вооружении ВС СССР в 1991 году под индексом 2С23 «Нона-СВК».
«Нона-СВК» представляла собой колесную базу БТР-80 с установкой на нее заместо пулеметной турели, боевого модуля от САУ «Нона-С», с возможностью монтажа пулемета ПКТ на крыше башни. Примечателен тот факт, что военные чиновники были уверены в успехе данной машины настолько, что серийное производство САУ было организовано в 1990 году, то есть за год до официального принятия на вооружение. Это во многом помогло произвести около 30 машин до 1991 года и оснастить войска минимальным количеством 2С23 перед распадом Советского Союза.
После краха СССР основное количество данных самоходок досталось Российской Федерации. И уже в 90-е годы состоялось их боевое применение в ходе Первой Чеченской войны. «Ноны-СВК», как и было задумано, использовались в целом для поддержки войск, подавления огневых позиций противника в зданиях и стрельбы с закрытых позиций подобно другим гаубичным системам. В ходе боевых действий была потеряна как минимум одна «Нона-СВК».
В какой-то мере «Нона-СВК» имела и коммерческий успех. Так, более десятка данных САУ были поставлены в сухопутные войска Венесуэлы. Однако в отечественных вооруженных силах количество колесных самоходок этого типа оставалось весьма ограничено. Изначально это было связано с тяжелым экономическим положением страны после распада СССР.
После прихода к должности министра обороны России Сердюкова «Нона-СВК» так же не нашла свое место в списках закупаемого вооружения для нужд российской армии. По словам военного министра это было связано с устареванием данной самоходки и не вписывание ее в общий облик вооруженных сил России.
В то же время конструктора пытались создать новую САУ на базе перспективного бронетранспортера БТР-90 путем установки в него боевого модуля от самоходки 2С31 «Вена», но после того, как по приказу Сердюкова Министерство обороны отказалось закупать и БТР-90 все работы по данной самоходке были свернуты. Закупки «Ноны-СВК» для нужд российской армии были продолжены лишь в 2022 году, когда Министерство обороны уже прочно возглавлял Сергей Шойгу.
Война в Чечне снова продемонстрировала необходимость в появлении самоходной артиллерии на колесных машинах, но из-за тяжелого экономического положения промышленность явно не могла быстро изготовить необходимое армии вооружение. Как и во время войны в Афганистане создавать «САУ на колесах» пришлось за счет армейских грузовых автомобилей.
Впоследствии отечественные конструктора пытались решить эту проблему переделкой бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник» путем демонстрирования задней верхней части корпуса и установки площадки для монтажа минометов непосредственно в кузове машины. Однако сами бронеавтомобили «Водник» не снискали популярность в российских войсках из-за устаревания своей концепции и ряда технологических несовершенств, да и подобная САУ была явно не тем, что хотели видеть военные. Поэтому минометная версия бронеавтомобиля «Водник» так и осталась опытным образцом.
В тоже время в двухтысячных начался настоящий бум колесных САУ. Многие страны стали создавать подобную технику, вооружать ими свои войска и поставлять на экспорт. В России же данная концепция долгое время оставалась невостребованной. Однако все изменилось после вступления войск России в войну в Сирии.
В ходе конфликта создание различных самодельных колесных САУ было поставлено многими воюющими сторонами на поток. Данные колесные самоходки активно и причем весьма успешно участвовали в боях. Они позволяли сопровождать войска в наступлении, обладали хорошей мобильностью и могли быстро уходить от возможного ответного обстрела противника. Концепцией подобных САУ серьезно заинтересовались российские военные. Впоследствии это выразилось в создание множества колесных артиллерийских самоходок в России.
Уже в 2016 году на закрытом показе военного форума «Армия-2016» была представлена новая самоходная установка на базе бронеавтомобиля «Тигр» с 120-мм минометом «Сани», получившая название МЗ-304 «Горец».
Данная САУ помимо мощного 120-мм миномета выделяется еще и серьезной автоматизацией как процессов стрельбы, так и перезарядки основного орудия. При ведении огня САУ экипажу не требуется покидать машину, заряжание ведется в полуавтоматическом режиме, когда заряжающий через специальное окно для перезарядки засылает мину в дуло горизонтально наклоненного миномета. После этого автоматически миномет занимает положение для стрельбы.
Еще одной колесной САУ, которая может стать на вооружение российской армии стала 2С36 «Зуралец-Д» создающаяся для нужд войск ВДВ. Данная САУ проектируется на базе бронеавтомобиля ВПК-39373 «Волк-3» с использованием как основного орудия 2Б16 «Нона-К». Помимо этого, ведутся работы по варианту самоходки и на гусеничной базе БМД-4М.
Так же испытания проходят такие колесные САУ как «Флокс» для нужд сухопутных войск и «Дрок» для подразделений ВДВ. По заявлениям разработчиков испытания должны закончиться через полтора года.
Пожалуй, на сегодняшний день венцом развития колесных САУ в России стало создание колесного варианта самоходной установки «Коалиция-СВ».
По заявлению Министерства обороны данная самоходка создается в первую очередь путем переработки сирийского опыта. Колесная «Коалиция-СВ» обязана сохранить основные параметры своего гусеничного варианта, но должна быть дешевле в производстве и иметь возможность перебрасываться транспортной авиацией. Время развертывания САУ составляет около полторы минуты. Скорострельность должна составить около 16 выстрелов в минуту. Данный комплекс на данный момент проходит государственные испытания.
Стоит отметить, что сейчас российская оборонная промышленность создает действительно множество САУ на колесном ходу из-за чего у военных появляется широкий выбор в закупке необходимого под определенные задачи вооружения. В то же время сами разработчики надеются получить от своих изделий и экспортный потенциал.
В ходе боев в Сирии колесные САУ показали себя как перспективный вид техники, в то же время основные причины в виде слабого бронирования и плохой подвижности, тормозивших подобную концепцию в настоящее время решены, путем создания более мощных автомобилей и применения в них концепции МРАПов. На данный момент колесные самоходки обладают рядом преимуществ перед гусеничными собратьями. В первую очередь это связано с подвижностью, так как современные войны в большинстве своем сводятся к маневренным боевым действиям, где немаловажен факт сочетания скорости войск и их огневой мощи. Принятие на вооружение колесных САУ поможет серьезно укрепить мощь российской армии, нивелировать ее отставание в данном классе вооружений и позволит проводить быстрые операции, которые зачастую и становятся решающими в современных конфликтах.
Александр Долбыш для ANNA-News.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Реактивные системы залпового огня
Со времен ВОВ реактивная артиллерия России, как правопреемница СССР, обладает мощной группировкой РСЗО. В 50-х годах создана 122-мм 40-ствольная система БМ-21 «Град». Сухопутные войска РФ располагают 4500 такими системами.
БМ-21 «Град» стала прототипом системы «Град-1», созданной в 1975 году для оснащения танковых и мотострелковых полков, а также более мощной 220-мм системы «Ураган» для артиллерийских частей армейского звена. Эту линию развития продолжили дальнобойная система «Смерч» с 300-мм снарядами и новая РСЗО дивизионного звена «Прима» с увеличенным числом направляющих и реактивными снарядами повышенного могущества с отделяющейся головной частью.
Зенитная артиллерия
Российскую зенитную артиллерию представляют следующие самоходные малокалиберные системы:
Самоходные установки снабжены радиоприборным комплексом, обеспечивающим захват и автосопровождение цели, выработку данных для наводки. Автоматическая наводка орудий производится с помощью гидроприводов. «Шилка» является исключительно артиллерийской системой, а «Тунгуска» и «Панцирь» вооружены также зенитными ракетами.
Артиллерия России
Легендарная и грозная русская артиллерия признана историками бескомпромиссным «Богом войны» на суше и является одним из старейших боевых подразделений регулярной российской армии. Даже сегодня, несмотря на стремительное развитие штурмовой авиации, ракетных войск, ВМФ, танков и бронетехники, она до сих пор остается стратегической ударной «единицей» вооруженных сил. Современные артиллерийские войска России имеют достаточно развитую организационно-штатную структуру, а также отличаются универсальностью в применении: по классификации, назначению и видам вооружения.
На Руси техника ведения «огненного боя» с использованием артиллерийских установок начала активно осваиваться в 14 веке. Об этом факте свидетельствуют многочисленные «очерки» летописцев и разные исторические документы. Официально принято считать, что история артиллерии русских войск берет начало с 1389 года. Однако результаты проведенных научных исследований показали, что первые бомбометные установки широко применялись в военном деле и раньше. В общей сложности «возраст» русской артиллерии составляет более шести столетий, поэтому артиллерийские войска можно смело назвать заслуженными ветеранами ВС РФ. Сегодня термин «артиллерия» имеет 3 ключевых значения:
Многовековая «биография» русских артподразделений изобилует не только «сухими фактами», но и впечатляет великими победами, знаменательными датами, славными боевыми традициями и невероятными изобретениями. На протяжении последних двух столетий именно артиллерия ставила окончательную «точку» во многих сражениях, благодаря чему российские войска одерживали уверенную победу над противниками. Грамотно организованная и своевременная артподдержка сухопутных войск или отдельных спецподразделений дает возможность нанести сокрушающий урон врагу и свести к минимуму потери среди личного рядового состава.
Задачи артиллерии
Первостепенная задача артиллерийских подразделений — огневое прикрытие сухопутных подразделений мотострелковых войск в момент контрнаступления. При проведении оборонительных операций артиллерийские орудия используются для противодействия вражеской атаке — выводят из строя технические средства и танки, а также уничтожают и деморализуют живую силу противника. Второстепенной задачей является уничтожение инженерных коммуникаций, различных объектов военной инфраструктуры и складов с боеприпасами. Координаты конкретной цели предоставляют мобильные подразделения военной разведки.
Зарождение артиллерии
Конструкция первых «образцов» артиллерийских орудий не была идеальной, а точнее, была далека от совершенства. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь тогда огнестрельные пушки мастерили в основном «кустарным способом» — не было единой технологии для массового производства. Для литья орудий использовалось кованое железо. Готовые пушки фиксировали на передвижных станинах из дерева. В качестве артиллерийских снарядов выступали округленные каменные глыбы и металлические шары. Приблизительно в середине 15-го столетия производство огнестрельных пушек перешло на качественно новый уровень. Для отлива прочных артиллерийских орудий начали применять более прочные сплавы из бронзы и меди. Это позволило повысить точность при наведении на цель, и дальность стрельбы.
Активно развивалось артиллерийское дело в период 1462–1505 гг., когда к власти пришел князь Иван III Васильевич, ставший полноправным государем всея Руси после объединения «обособленных» русских земель вокруг единого административного центра — Москвы. Во время его правления в истории развития артиллерии произошли кардинальные перемены. В 1479 году впервые для массового производства литых пушек построили Пушечную избу. Спустя почти десять лет в ней в процессе литья металла случился сильный пожар, после чего столичная «избушка» была «отреставрирована», расширена и переименована в Пушечный двор, который стал первым орудийным заводом в Европе и мире. Чтобы обучить русских мастеров, Иван III Васильевич нанял опытных иностранных литейщиков. В их числе был также знаменитый итальянец Ридольфо Аристотель Фьораванти, который разработал уникальный проект Успенского собора в Кремле.
Вместе с Пушечным, появился и Гранатный (пороховой) двор, где мастера изготавливали железные ядра для пушечных орудий. Это положительно сказалось на темпах развития артиллерийского дела. В конце 15 столетия Москва стала «пристанищем» для многих литейщиков и пушечных мастеров, поскольку именно здесь были сосредоточены главные государственные мастерские и частные цеха по производству артиллерийских орудий и снарядов. Когда власть в стране «прибрал к рукам» Иоанн Грозный (он же царь всея Руси Иван IV Васильевич), русская артиллерия стала развиваться семимильными шагами. Впервые действующие на тот момент подразделения артиллеристов были выделены в самостоятельный род войск.
От Ивана IV до Петра I
Огромную роль артиллерийские подразделения Русского Царства сыграли в затяжной 25-летней Ливонской войне. Особенно отличилась артиллерия при взятии немецкой крепости Нейгаузен, которая была хорошо укреплена мощными стенами. После долгих и целенаправленных ударов артиллерийских орудий крепостные стены были разрушены, и русские солдаты во главе с воеводой Петром Шуйским вошли в город. За время боевых действий русские пушкари продемонстрировали уверенное владение артиллерийскими установками и показали врагам всю мощь «огненного боя». Уже тогда, несмотря на частые промахи, артиллерия по праву являлась «Богом войны» — никакие стены не могли выстоять под непрерывным натиском железных и каменных снарядов.
На Руси артподразделения регулярной армии называли «огнестрельным нарядом», что в полной мере описывало суть этого рода войск. На должность начальника артиллерийских подразделений назначался пушкарский голова. Самих же артиллеристов в царской России называли пушкарями или стрелками. Как правило, пушкари обслуживали большие пушки, а стрелки управлялись с малокалиберными орудиями. На одну артустановку выделяли не более 2-х опытных пушкарей, а снаряды им подносили «податные вояки». Для ведения учета снарядов и управления артиллерийским «хозяйством» был учрежден Пушкарский приказ. В начале 17 столетия появился первый официальный артиллерийский документ — военный «Устав пушечных и иных дел», который составил известный русский инженер Анисим Михайлов. Это знаменательное событие имело место в 1607-ом году во время правления царя Василия Шуйского.
Всего в «Военной книге» было собрано 663 указа, при этом около 500 постановлений непосредственно связаны с артиллерийским делом:
Новый виток в развитии русских артиллерийских формирований произошел в первой половине 18 столетия. Благодаря профессионализму и опыту пушкарей, а также грамотному командованию, артиллерия российских войск заняла лидирующие позиции на мировой арене, выдвинув Российскую Империю в разряд ведущих военных держав мира. По большому счету этот прорыв стал возможен, благодаря организаторским способностям Петра I, который формально пришел к власти еще в 1969 году. Совместно со своими верными соратниками государь подарил русской артиллерии светлое будущее. Петр I Алексеевич провел полномасштабные военные реформы, создав постоянную армию и полностью изменив организационно-штатную структуру артиллерийских войск.
По инициативе Петра I, который заручился поддержкой лучших артиллеристов Москвы, на повестку дня был поставлен вопрос организации массового производства пушек и снарядов в России. В частности, государь принял решение упразднить разнокалиберность орудий в артиллерии. Пушки стали изготавливать по утвержденным «свыше» чертежам. Перед мастерами стояла задача увеличить показали маневренности и мобильности артиллерийских орудий, и единственно возможный вариант решения этого вопроса — уменьшение массы пушек. Через некоторое время в русской армии начали использовать гаубицы, которые отличались отменными боевыми характеристиками и мобильностью.
В процессе создания новой структуры артиллерийских войск Петр I ставил цель — сделать русскую артиллерию непобедимой. Для этого необходимо было обеспечить подвижность и маневренность орудий, поскольку артподдержка требовалась не только пехотинцам, но и всадникам. Вскоре в регулярной русской армии сформировали новые артиллерийские спецподразделения, которые стали называть конной артиллерией. Именно благодаря мобильности и сосредоточению большой огневой мощи в нужное время в нужном месте, конная артиллерия «творила чудеса», проводя стремительные боевые маневры и сметая в буквальном смысле все на своем пути.
Грозные подразделения конной артиллерии участвовали в битве со шведскими войсками в 1702 г., а также «дали жару» во время сражения под Лесной, которое проходило в 1708 году. Неоценимую пользу русская артиллерия принесла в Отечественной войне в ходе боя с «непобедимой силой» Наполеона Бонапарта. Перед началом Великой войны в русской армии было сформировано порядка 50-ти конноартиллерийских батарей, на вооружении которых находилось почти три сотни орудий.
В ходе сражения Крымской войны русское командование воочию убедилось в отсталости и несовершенстве гладкоствольной артиллерии, которая еще совсем недавно считалась самой лучшей. Дальность стрельбы явно не удовлетворяла «запросам» нового времени, и поэтому русские пушкари сначала делали винтовые нарезы в стволах, а позже полностью скопировали «французскую систему». Изготавливались пушки преимущественно из чугуна или бронзы. И только в 1875 году появились первые нарезные орудия из стали.
Русская царь-пушка
Первоначально Царь-пушка создавалась для обороны Кремля, но русским солдатам удалось справиться с нашествием татар без тяжелой артиллерии. Затем ее перевезли в Китай-город, чтобы защищать переправу через Москву-реку. Но бомбарда снова не пригодилась. А ведь транспортировка Царь-пушки — весьма трудоемкое и хлопотное занятие. Для перемещения артиллерийского орудия использовали силу 200 лошадей, а людей из числа «обслуживающего персонала» было еще больше.
Многие историки и военные эксперты сходятся во мнении, что из Царь-пушки никогда не стреляли, и не потому, что в этом не было явной необходимости. Чтобы вытолкнуть из «дула» двухтонную каменную глыбу, нужен огромный запас порохового заряда, поэтому при выстреле орудие попросту «треснуло бы по швам» и разорвалось. Впрочем, некоторые ученые предполагают, что один раз из Царь-пушки все же стреляли. Только не каменными глыбами, а прахом царя Лжедмитрия. Сегодня мощное орудие находится в Москве и является историческим памятником легендарной русской артиллерии.
Великие сражения
Полтавская битва
В 1709 году состоялось легендарное сражение под городом Полтава. В ходе наступления шведские войска не использовали артиллерийские бомбарды, поскольку рассчитывали на легкую победу — численное преимущество было на их стороне. А вот русские солдаты сделали ставку именно на ружейный и пушечный огонь, чтобы не подпустить противника на близкую дистанцию. Несмотря на то, что шведы прорвали полевые укрепления и линию редутов, уже на этом этапе они понесли значительные потери.
Русские встретили их мощными залпами артиллерийских орудий. Шведским солдатам не оставалось ничего другого, как остановить наступление и вернуться на исходные позиции. Вторая волна атаки также не увенчалась успехом — под массированным артиллерийским огнем ряды противника заметно редели. После того, как пушечное ядро попало в короля Карла XII, в строю шведов началась паника. Русские солдаты воспользовались удачным моментом и перешли в контратаку. Вражеская армия была разгромлена.
Синопский бой
В 1853 г. всего в 300 км от Севастополя — в бухте турецкого города Синоп состоялось великое морское противостояние, в котором столкнулись русские моряки и отряды турков. Эскадра боевых кораблей Черноморского флота во главе с вице-адмиралом Нахимовым в течение пары часов полностью разгромила флот противника, уничтожив при этом и береговые защитные сооружения. Причина быстрой победы — применение корабельной артиллерии. Более 700 пушек вели непрерывный огнь по вражеским фрегатам и в обще сложности произвели около 18 тысяч залпов. Впервые в истории русскими моряками были использованы бомбические пушки, которые с каждым попаданием в цель наносили колоссальный урон турецким деревянным кораблям и оборонительным укреплениям, расположенным на берегу. В этом сражении русская артиллерия в очередной раз доказала свою мощь.
Артиллерия 1941-45 гг.
В период 1941–43 гг. уровень производства противотанковых пушек и минометов возрос в пять раз. Предприятия оборонной промышленности выпустили более 500 тысяч единиц артиллерийского вооружения. Семимильными шагами в Советском союзе развивались 4 основных вида артиллерии:
Эти пушки на дистанции 200–300 метров без проблем пробивали 80-мм лобовую броню немецких «тигров», но Сталин потребовал от советских инженеров создать более универсальную в применении пушку, способную наносить урон на дальних расстояниях. В 1942 году немецкая разведка стала докладывать Гитлеру о появлении новых русских орудий калибра 76-мм, которые по многим техническим параметрам превосходили легендарные ЗИС-2. Речь идет о дивизионной противотанковой пушке ЗИС-3. Позднее один из личных консультантов Адольфа Гитлера по артиллерийскому вооружению заявил, что советская ЗИС-3 — одна из самых гениальных конструкций в истории развития ствольной артиллерии.
Отдельно нужно отметить и бесствольную артиллерию реактивного типа БМ-13, которую в СССР прозвали «Катюшей». По своей конструкции это было достаточно простая система, состоявшая из устройства наводки и рельсовых направляющих. Для наведения на цель в «Катюшах» использовались поворотно-подъемный механизм и стандартный артприцел. На одной машине, в зависимости от грузоподъемности, можно было разместить порядка 14–48 направляющих для снарядов калибра 310 мм. Дальность поражения «Катюш» был около 11–14 км. Эту артиллерию немцы не любили больше всего — в течение десяти секунд «Катюша» выпускала до шестнадцати 92-килограмовых снарядов, которые больше всего были опасны именно для живой силы противника.
Виды артиллерии 20–21 вв.
С самого начала своего «рождения» артиллерийские орудия являются основой огневой мощи русской армии. При проведении наступательных операций 50–60% урона врагу наносит именно артиллерия. Даже эффективность самоходных артиллерийских установок лучше, по сравнению с танками, а выживаемость выше, поскольку они ведут огонь вне поля видимости противника. Начиная с середины 20 века, выделяют несколько видов артиллерийского вооружения:
АУ-220М: «убийца танков»
Сегодня в ряды российских вооруженных сил возвращается незаслуженно забытый «калибр 57 мм». В условиях современных реалий и скрытой «холодной войны» это событие по праву считается технической революцией в военном деле. Новая автоматическая пушка класса АУ-220М отечественного производства, представленная русскими инженерами в 2015 году на презентации Russia Arms, произвела достаточно бурный ажиотаж и быстро стала мировой сенсацией. Изначально данная модель разрабатывалась для сторожевых катеров береговой охраны и легких кораблей ВМФ, но со временем инженеры адаптировали АУ-220М к использованию в сухопутных войсках.
Как говорится: «Все новое — это хорошо забытое старое». И автоматическая пушка АУ-220М не стала исключением из правил. По сути, данная система представляет собой модернизированный вариант зенитного комплекса С-60. Всего за одну минуту пушка производит до 250–300 выстрелов, при этом максимальная дальность поражения цели по горизонту составляет 12–16 км. Стандартный боекомплект рассчитан на 80–100 снарядов класса 57×348 мм SR. АУ-220М может одинаково эффективно вести массированный огонь по воздушным и наземным целям, включая легкобронированные танки.
Перспективы развития
Не так давно в средствах массовой информации промелькнула небольшая заметка о новой разработке русских инженеров — САУ «Коалиция-СВ», посаженная на гусеничную платформу от танка «Армата». На сегодняшний день произведено только 12 единиц техники, при этом подробной информации о технических характеристиках не так уж и много. Можно предположить, что русские снова сотворили военный «шедевр». Известно лишь, что «Коалиция-СВ» оснащена мощной 152-мм гаубицей с модульной системой заряжания. О скорострельности пушки военные особо не распространяются. Однако поговаривают, что этот показатель больше 10–15 выстрелов в минуту.
Детальный анализ вооруженных противостояний, которые происходили за последние десятилетия, показал, что сегодня российская армия, в том числе и артиллерия, будет переходить от «контактных» форм ведения боевых операций к бесконтактным — разведывательным и электронно-огневым, где ключевая роль отводится глубокому огневому поражению сил противника. Вполне очевидно, что в ближайшие годы ракетные и артиллерийские подразделения сухопутных войск будут оставаться основой огневой мощи российской армии, при этом доминировать должны именно ствольная артиллерия и РСЗО.