Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ

РУСТЬЮТОРС

200+ аргументов для сочинения ОГЭ

ОГЭ-навигатор 2022

Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2022

Проверка сочинения и изложения ОГЭ 2022

Учимся формулировать

проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование

Сочинение ЕГЭ 2022 на 25 баллов

Исключения и трудности ЕГЭ 2022

Интерактивные чек-листы ЕГЭ 2022

ЗАДАНИЕ 1 ЕГЭ 2022

Пособие «Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ»

ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ

ЕГЭ-навигатор 2022

Чек-лист подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2022

1000 НАРЕЧИЙ

Слитно, раздельно, через дефис

Пробный тест ЕГЭ 2022

Проверка сочинения ЕГЭ

Вариант 20 ОГЭ по русскому языку

Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ. Смотреть фото Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ. Смотреть картинку Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ. Картинка про Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ. Фото Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ

Содержание:

Тест ОГЭ по русскому языку. Решать вариант 20.

↑ ЗАДАНИЕ 1. ИЗЛОЖЕНИЕ

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

АУДИО ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ:

↑ ЗАДАНИЕ 2. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) это Мировой океан (предложение 1)
2) разделяют (предложение 2)
3) части есть (предложение 3)
4) выделяют (предложение 4)
5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)

↑ ЗАДАНИЕ 3. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Для изучения русской деревянной архитектуры XVI–XVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.

↑ ЗАДАНИЕ 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

↑ ЗАДАНИЕ 5.ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Прочтите текст и выполните задания 6-9.

(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.

– (4)Тут, – признался дед.

– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.

(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

– (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед.

– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:

– Та-ак… (12)Зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?

– (13)Так просто, – буркнул мальчик.

– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:

– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет.

(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.

– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.

(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.

– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук.

– (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые. ледянистые. »

(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

– Это тебе. эти ледянистые.

(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) – современный российский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.

↑ ЗАДАНИЕ 6. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Дед и внук были очень похожи.
2) Дед хотел наказать внука за плохое поведение в школе.
3) Дед заставил внука извиниться перед девочкой, потому что хотел, чтобы внук стал благородным и смелым человеком.
4) Рассказчик пришёл к дому Алки вместе со своим дедом.
5) Алка отказалась брать цветы.

↑ ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.

1) – А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.
2) Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.
3) Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.
4) Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
5) Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

↑ ЗАДАНИЕ 8. ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

↑ ЗАДАНИЕ 9. СОЧИНЕНИЕ ОГЭ

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Сочинение 9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

ОГЭ. Русский язык. Тест №28

ОГЭ. Русский язык. Тест №28

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ. Русский язык. Тест №28»

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) это Мировой океан (предложение 1)
2) разделяют (предложение 2)
3) части есть (предложение 3)
4) выделяют (предложение 4)
5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)

3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Для изучения русской деревянной архитектуры XVI–XVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.

4. Замените словосочетание «учиться рисовать», построенное на основе

примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ВСТРЕЧЕННЫЙ – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
2) ПРИПОДНЯТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
3) ВЬЮГА – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.
4) ВОСХИЩАТЬСЯ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква С.
5) СОРОКАЛЕТНИЙ – сложное числительное пишется слитно.

Прочтите текст и выполните задания 6-9.

(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.

– (4)Тут, – признался дед.

– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.

(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

– (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед.

– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:

– Та-ак… (12)Зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?

– (13)Так просто, – буркнул мальчик.

– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:

– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет.

(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.

– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.

(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.

– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук.

– (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые. ледянистые. »

(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе

Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было,

чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и

поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

– Это тебе. эти ледянистые.

(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) – современный российский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.

6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Дед и внук были очень похожи.
2) Дед хотел наказать внука за плохое поведение в школе.
3) Дед заставил внука извиниться перед девочкой, потому что хотел, чтобы внук стал благородным и смелым человеком.
4) Рассказчик пришёл к дому Алки вместе со своим дедом.
5) Алка отказалась брать цветы.

7. Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.

1) – А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.
2) Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.
3) Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.
4) Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
5) Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

8. В предложениях 34–39 найдите разговорный синоним к слову «сказал». Выпишите этот синоним.

9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3
Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

Экзаменационная работа в формате ОГЭ

Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ. Смотреть фото Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ. Смотреть картинку Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ. Картинка про Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ. Фото Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ

Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ. Смотреть фото Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ. Смотреть картинку Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ. Картинка про Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ. Фото Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ

Список вопросов теста

Вопрос 1

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. (цифры записывать без пробелов и запятых в порядке возрастания)

1) это Мировой океан (предложение 1)

2) разделяют (предложение 2)

3) части есть (предложение3)

4) выделяют (предложение 4)

5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)

Вопрос 2

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (цифры записывать без пробелов и запятых в порядке возрастания)

Кремль (1) самая древняя часть столицы России (2) расположенная на берегу Москвы-реки. Именно здесь (3) на Боровицком холме (4) ещё в середине XII века князь Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость (5) впервые упомянутую в 1147 году. Примечательно (6) что стены и башни Кремля были воздвигнуты из красного кирпича (7) на месте прежних белокаменных в конце XV века (8) а колокольня Ивана Великого (9) самое высокое здание на Руси тех времён.

Вопрос 3

Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. (без пробелов)

Вопрос 4

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. (цифры записывать без пробелов и запятых в порядке возрастания)

1) ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол-исключение.

3) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

4) (хорошо) РИСУЕШЬ — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.

Вопрос 5

(1)Наши войска отступали перед сильным напором врага. (2)Полк должен был разрушить мост на пути наступления неприятеля.

(3)Во время сапёрной работы прапорщик доложил командиру полка:

— (4)Госп один полковник, унтер-офицер Фёдоров предлагает…

— (5)Какой Фёдоров? (6)Который спас меня?

— (17)Сверху этого обрыва выкопайте землянку, чтобы одному человеку залечь в ней, проведите к ней — ведь всего сто шагов от моста — концы проводов, заройте меня в эту землянку, сверху заровняйте землю, чтобы и следов не было, а между стрижиными гнёздами сделайте из землянки такую же дырку, в которую я и дышать буду, и наблюдать за мостом. (18)Как он сартиллерией пойдёт, так я и взорву, и конец ему.

— (23)Точно так. (24)Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после взрыва побольше за собой в могилу потащу. (25)Ведь тогда не зря погибну хоть, а за наших, за землю родную…

(27)Несколько месяцев спустя Становой справлял свои именины. (28)Вчисле гостей были воинский начальник, священник и прапорщик сдвумя Георгиями, которые красовались у него на груди.

(29)За чаем прапорщик Фёдоров рассказывал откровенно и просто о том, за ч то ему дали офицерские погоны и золотой крестик.

— (30)Могилу сапёры вырыли хоть куда. (31)Провели четыре толстых газовых трубы — в две дышать, в две глядеть. (32)Весь мост на виду мне, а им только видны стрижиные гнёзда и ничего больше. (33)Батюшка пришёл, исповедал и приобщил. (34)Ну, просто как покойника хоронили. (35)Да ведь и не было у меня шанса выжить — все понимали.

(36)Пришло время лезть. (37)Полез, потом лесенку убрали, боязно стало, а я только крикнул: «Закрывай скорей!»

— (64)Ну а как же вы спаслись? — спросил кто-то.

— (65)Очнулся я в госпитале. (66)Я открыл глаза и ничего не говорю и ничего не понимаю. (67)Ищу трубу, чтобы подышать. (68)На другой день сам командующий армией пришёл и о награде сказал…

— (69)А как же всё-таки вы спаслись?

— (70)Ничего не знаю. (71)Видать, наши, когда пошли вражеский урон подсчитывать, меня заметили. (72)Видно, взрывом выбросило меня из земли. (73)Стало быть, вся земля вокруг меня взорвалась, а самого уберегло. (74)Только вверх, к воздуху выбросило. (75)Живого.

(По В.А. Гиляровскому*)

* Владимир Алексеевич Гиляровский (1855—1935) — русский и советский писатель, журналист, краевед.

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. (цифры записывать без пробелов и запятых в порядке возрастания)

1) В дырах на обрыве берега были гнёзда стрижей.

2) В землянке Фёдоров больше всего боялся умереть от жажды.

3) На именинах у Станового Фёдоров молчал, и никто так и не узнал, за что его наградили.

4) Фёдоров считает, что спасся, потому что его взрывом выбросило из земли.

5) После взрыва Фёдоров очнулся в госпитале.

Вопрос 6

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. (цифры записывать без пробелов и запятых в порядке возрастания)

1) Чувствую уже безумный испуг…

2) Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь.

3) Ну, просто как покойника хоронили…

4) Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет.

Вопрос 7

Лексический анализ. Найдите в тексте синонимы к слову МОЩНЫЙ (предложение 20). Выпишите один из этих синонимов.

(20)Взрыв мощный: взлетишь на воздух вместе с мостом.

Источник

Самое большое скопление воды на поверхности земли это мировой океан огэ

Внизу 300 примеров, на которых можно потренироваться в синтаксическом анализе в качестве подготовки к заданию №2. Все примеры с ответами. Жмите на слово «Ответ», чтобы посмотреть, верно ли ваше предположение.

Список примеров с ответами типа верно/неверно

Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. [Предложение осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.]

В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. [Предложение односоставное безличное.]

Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. [Предложение содержит 2 (две) грамматические основы.]

К сожалению, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. [Предложение осложнено вводным словом.]

Поэтому вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации. [Предложение сложносочинённое.]

Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? [может быть (грамматическая основа)]

Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. [считают (грамматическая основа)]

Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. [возможно (грамматическая основа)]

Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. [установлено (грамматическая основа)]

Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. [Предложение простое нераспространённое.]

Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. [В предложении составное именное сказуемое.]

Суммарная мощность суточных приливно-отливных движений морских волн на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. [Предложение содержит 2 (две) грамматические основы.]

Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25-30 местах. [Предложение простое, осложнено вводным словом.]

Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США. [Предложение осложнено однородными подлежащими.]

В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. [Предложение простое двусоставное.]

По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. [Предложение односоставное назывное.]

К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. [Предложение сложное.]

Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная. [В предложении содержится 3 (три) грамматические основы.]

Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. [Две части предложения осложнены вводными словами.]

И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше. [Предложение сложносочинённое.]

Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. [эмоции сформировались (грамматическая основа)]

Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». [исследования были систематизированы (грамматическая основа)]

Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. [учёным был приведён (грамматическая основа)]

Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. [реакции рассматривал (грамматическая основа)]

Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! [Предложение содержит 3 (три) грамматические основы.]

Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. [Предложение осложнено однородными обособленными обстоятельствами.]

Это внешняя сторона. [Предложение простое.]

Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. [Предложение сложносочинённое.]

Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. [Предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.]

Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. [Предложение простое с однородными сказуемыми.]

Этим он унижает не только собеседника, но и себя. [Предложение простое нераспространённое.]

Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. [Предложение сложное бессоюзное.]

С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. [Предложение односоставное неопределённо-личное.]

Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. [Предложение сложносочинённое.]

Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию. [Вторая часть предложения осложнена однородными членами предложения.]

Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. [разделяют (грамматическая основа)]

Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. [части есть (грамматическая основа)]

В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. [выделяют (грамматическая основа)]

Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. [Предложение простое.]

Но могло быть и по-другому. [Предложение односоставное безличное.]

Однако в начале XIXвека владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина». [Предложение содержит 5 (пять) грамматических основ.]

Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. [среда постоянно меняется (грамматическая основа)]

Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. [нарушения вызывают (грамматическая основа)]

Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. [они способны адаптироваться (грамматическая основа)]

Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. [понимается приспособление (грамматическая основа)]

Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить. [изменение могло бы погубить (грамматическая основа)]

Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. [Предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.]

В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. [Предложение сложное.]

Как же современная школа относится к данной проблеме? [Предложение односоставное безличное.]

Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи. [Предложение осложнено однородными членами.]

Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. [Предложение сложноподчинённое.]

В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается. [Первая часть предложения осложнена однородными членами.]

Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. [Предложение осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.]

Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. [В предложении составное глагольное сказуемое.]

Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. [Предложение односоставное.]

Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. [В предложении есть однородные подлежащие: «бумага», «ткани», «хлорофилл».]

Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти. [Первая часть предложения осложнена обособленным определением.]

Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. [Предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.]

Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации, что также очень важно в научной работе. [В предложении содержится 3 (три) грамматические основы.]

Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи. [Предложение сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.]

Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. [Предложение сложное бессоюзное.]

Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. [Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.]

Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. [Предложение сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.]

Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. [Предложение сложноподчинённое.]

Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд. [Предложение содержит 3 (три) грамматические основы.]

Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. [В предложении содержится 2 (две) грамматические основы.]

Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. [Предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.]

Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. [Вторая часть предложения осложнена обособленным нераспространённым приложением.]

Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием. [Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.]

Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. [Предложение осложнено обособленным обстоятельством.]

Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. [Предложение сложносочинённое.]

Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. [Предложение содержит 2 (две) грамматические основы.]

Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения. [Предложение сложное бессоюзное.]

Кинематограф возник в конце XIX века. [кинематограф возник (грамматическая основа)]

Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. [он вырабатывал (грамматическая основа)]

Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. [свидетельствует (грамматическая основа)]

Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит своё прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который лежит в основе картины. [это находит подтверждение (грамматическая основа)]

А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования. [сценарий есть (грамматическая основа)]

Цвет пламени зависит от того, какие элементы в нём «сгорают». [Предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.]

Газовая горелка горит голубым пламенем из-за наличия угарного газа. [предложение неполное.]

Жёлто-оранжевое пламя спички объясняют наличием солей натрия в древесине. [Предложение односоставное.]

Искусное владение несметными сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. [мы встречаем (грамматическая основа)]

Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу, дорожить словами и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. [умели вглядываться (грамматическая основа)]

Десятки тысяч слов, употреблённых А.С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски пользоваться безграничными возможностями русского языка. [пользоваться возможностями (грамматическая основа)]

Словесное богатство языка Пушкина заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения своих мыслей и чувств. [словесное богатство в разнообразии (грамматическая основа)]

Однако словарный запас великого поэта не исчерпывался этим количеством: в его произведениях нет многих слов, хотя они во времена Пушкина существовали и, конечно, были ему известны. [они существовали (и) были известны (грамматическая основа)]

Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. [Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.]

Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. [Предложение содержит 3 (три) грамматические основы.]

Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. [Предложение сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.]

Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь. [Предложение простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.]

Планета Земля неповторима, несмотря на то что существует множество других планет. [Предложение осложнено обособленным обстоятельством.]

Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живём мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции. [Вторая часть предложения осложнена обособленным приложением.]

Это единственный жидкий металл. [Предложение нераспространённое.]

До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. [Предложение сложносочинённое.]

Однако уникальность ртути исчезла в тот самый день, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей родины францием. [Вторая часть предложения осложнена обособленным приложением.]

Плавясь при температуре 8°С, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом. [Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.]

Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов! [Предложение простое двусоставное.]

Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены М.В. Ломоносовым. [Предложение сложноподчинённое.]

Иначе говоря, оно то, что «сказано о подлежащем». [Первая часть предложения осложнена вводной конструкцией.]

Она совершает полный оборот вокруг Солнца, как известно, за 365 дней; два раза в году, 21 марта и 23 сентября, Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе, а день равен ночи. [Предложение сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.]

А когда же начинаются астрономические зима и лето? [Предложение вопросительное.]

Однако в 1960 году американский учёный-физик развил эту смелую мысль русского учёного, представив её как полноправную научную гипотезу, которая подлежит самому тщательному обсуждению учёными и инженерами. [Предложение сложноподчинённое с придаточным определительным.]

Он, вероятно, не знал ничего о книгах Циолковского. [Предложение осложнено вводным словом.]

И тем не менее произошла, образно говоря, своеобразная эстафета мысли. [Предложение двусоставное.]

По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли. [Предложение содержит 2 (две) грамматические основы.]

До сих пор даже неясно, обладает ли морская мышь цветовым зрением. [Предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.]

Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу. [Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.]

Но для нас гораздо важнее то обстоятельство, что двумерное фотонное строение ворсинок мышиного меха, формировавшееся в процессе эволюции на протяжении миллионов лет, начинает применяться в волоконно-оптических кабелях нового поколения. [Предложение содержит 3 (три) грамматические основы.]

Одно только имя Льва Толстого или Фёдора Достоевского сразу же вызывает представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей. [Предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.]

Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплочённости её рядов, непрерывности её традиций». [Предложение содержит цитирование.]

Дважды в сутки вода приливает на берег и дважды в сутки отступает: там, где берег полóг, вода подходит, а при отливе отходит на несколько километров от берега. [В предложении первая часть содержит однородные сказуемые.]

Приливы и отливы относятся к числу возобновляемых экологически чистых источников энергии. [Предложение простое, осложнённое однородными подлежащими.]

Хотя идея построить судно, которое будет погружаться под воду и всплывать по желанию экипажа, достаточно стара, первые действующие подводные лодки появились только в XIX веке. [Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.]

Тогда же, во время гражданской войны в США, состоялась и первая удачная атака подводной лодкой надводного корабля. [Предложение осложнено уточняющим обстоятельством.]

А в начале XX века появились технологии, позволившие таким лодкам выходить в открытое море, погружаться на несколько часов под воду и из глубины наносить торпедные удары по кораблям, находящимся на поверхности. [Предложение осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.]

Уже в начале Первой мировой войны новый вид морского вооружения заставил весь мир обратить на себя внимание: германская подлодка в течение получаса пустила ко дну сразу три английских крейсера. [Предложение сложносочинённое.]

Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создают новые горы, впадины, ущелья и долины. [Предложение осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.]

А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. [Предложение сложноподчинённое.]

Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений. [В предложении содержится 6 (шесть) грамматических основ.]

Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. [Предложение содержит сравнительный оборот.]

Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. [Первая часть предложения осложнена обособленным определением.]

Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. [Предложение осложнено однородными членами.]

Но в первую очередь это делали небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте. [Предложение содержит 1 (одну) грамматическую основу.]

Радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид. [Предложение сложноподчинённое с придаточным времени.]

Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. [Предложение содержит однородные члены предложения.]

Звучат работающие машины, движущийся транспорт. [Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.]

А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). [Предложение простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.]

Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, потому что покрытие надо периодически обновлять. [Предложение сложноподчинённое с придаточным причины.]

А зачем нужен язык? [Предложение односоставное.]

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями во всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения; во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. [Первая часть предложения осложнена вводным словом.]

Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. [Предложение сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.]

Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. [Предложение осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.]

Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. [Предложение сложносочинённое.]

Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император. [Предложение простое двусоставное.]

Шапка Мономаха стала короной не сразу. [В предложении содержится простое глагольное сказуемое.]

Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. [Предложение сложное.]

Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратили в корону. [Предложение сложноподчинённое с придаточным времени.]

Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. [Предложение сложноподчинённое с придаточным определительным.]

Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. [Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.]

Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. [Предложение содержит 3 (три) грамматические основы.]

Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. [Предложение осложнено однородными сказуемыми.]

Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса. [Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.]

Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. [Предложение односоставное неопределённо-личное.]

Молекулы гелия (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. [Первая часть предложения осложнена вставной конструкцией.]

К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. [Предложение сложное бессоюзное.]

Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго лежать на полу, но совсем всё же не сдуется. [Предложение содержит 5 (пять) грамматических основ.]

В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате, точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. [Первая часть предложения осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.]

На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. [Предложение сложное бессоюзное.]

Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. [Предложение содержит 2 (две) грамматические основы.]

Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом. [Предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.]

Учёные научились создавать голограммы, на которых изображены предметы, не существующие в реальности. [предметы изображены (грамматическая основа)]

Достаточно компьютеру задать форму объекта и длину волны падающего на него света, и по этим данным рисуется картина интерференции отражённых лучей. [компьютеру задать (грамматическая основа)]

Пропустив световой пучок сквозь искусственную голограмму, можно увидеть объёмное изображение предмета. [можно увидеть изображение (грамматическая основа)]

Эта возможность стала настоящим подарком для инженеров: теперь они могут исследовать и регистрировать процессы и явления, описанные порой только теоретически. [они могут исследовать (грамматическая основа)]

Например, раньше крайне сложно было узнать, как распределяется напряжение в деталях турбореактивного двигателя, которые во время работы разогреваются до высоких температур, теперь с помощью голографических методов такие исследования проводят без особого труда. [проводят (грамматическая основа)]

Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червём размером в несколько сантиметров. [Предложение простое односоставное.]

Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, состоящей из множества волосков, которые переливаются всеми цветами радуги. [Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.]

Здесь, так же как и в опале, игра цвета определяется дифракцией света на сложной микроструктуре, и, если поместить волоски морской мыши под электронный микроскоп, становится отчётливо видно их ячеистое строение, напоминающее пчелиные соты. [Предложение сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.]

Эта структура отличается удивительной упорядоченностью, а линейные размеры ячеек соизмеримы с длинами волн в диапазоне видимого света. [Предложение сложносочинённое.]

Процесс образования полезных ископаемых происходит повсеместно: на суше, в реках, озёрах, морях и океанах. [Предложение простое.]

Высокие горы энергично разрушаются внешними силами Земли: ветром, водой, суточными и сезонными колебаниями температуры и движущимися ледниками. [Предложение сложное бессоюзное.]

В результате возникает огромная масса обломков, которая постепенно перемещается по планете в направлении наиболее низких её участков. [Предложение сложноподчинённое с придаточным определительным.]

При общем движении наиболее прочные, тяжёлые и инертные частицы накапливаются в низинах и излучинах рек, здесь и образуются россыпи золота, платины, олова, алмазов и вольфрама. [Предложение простое, осложнённое уточняющим обстоятельством.]

Что изображают дымковские игрушки? [Предложение вопросительное, односоставное неопределённо-личное.]

Нянек с детьми, баранов с золотыми рогами, гусей, уточек, индюшек с индюшатами, петухов, оленей и, конечно, молодых людей, катающихся на лодке, скоморохов на конях, барынь с зонтиками. [Предложение неполное.]

Вся она броская, яркая, горящая цветными пятнами. [В предложении составные именные сказуемые.]

Она напоминает рисунки, выполненные детьми, в ней присутствует полнота ощущения радости жизни. [Предложение простое, осложнено однородными сказуемыми.]

Без него существование человека было бы невозможным. [существование было бы невозможным (грамматическая основа)]

Изучение процесса горения необходимо для более эффективного расходования углеводородного топлива и защиты от опустошительных пожаров. [необходимо (грамматическая основа)]

Этот поток усложняет исследование процесса горения, поэтому в условиях невесомости изучать горение легче. [усложняет исследование (грамматическая основа)]

Большинство великих географических открытий стало возможным благодаря использованию особых навигационных приборов. [Предложение односоставное безличное.]

Пластинка из магнитного железняка в этом компасе указывала не на север, как мы привыкли, а на юг, поэтому в Китае компас называли «ведающий югом». [Первая часть предложения осложнена вводным предложением и однородными членами.]

В XIII веке знаменитый итальянский путешественник Марко Поло привёз в Европу компас, после чего европейцы сами научились изготавливать этот полезный прибор. [Предложение сложноподчинённое.]

В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся цветов. [В предложении содержится составное глагольное сказуемое.]

Сирень, как невеста, стояла вся в белом. [Предложение осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.]

Подстриженные щёткой акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. [Предложение сложносочинённое.]

В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. [Предложение односоставное безличное.]

Вообще садовник хорошо знал своё дело: зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. [Предложение сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью.]

Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, местами в лесотундре. [Предложение осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.]

А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. [Предложение содержит 3 (три) грамматические основы.]

Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. [Предложение сложносочинённое.]

Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света. [Предложение односоставное безличное.]

Телефон позволяет просматривать и редактировать заранее составленные графические сообщения. [телефон позволяет просматривать и редактировать сообщения (грамматическая основа)]

Эти графические сообщения хранятся в памяти телефона. [сообщения хранятся в памяти (грамматическая основа)]

Использовать такую функцию можно только в том случае, если подобная услуга предоставляется текстовым оператором. [использовать функцию можно (грамматическая основа)]

Приём и отображение графических сообщений возможны, если телефон поддерживает такую функцию. [телефон поддерживает (грамматическая основа)]

Следует иметь в виду, что каждое графическое сообщение состоит из нескольких текстовых сообщений, поэтому стоимость передачи графического сообщения может оказаться больше, чем стоимость передачи текстового сообщения. [следует иметь в виду (грамматическая основа)]

Звук может распространяться не только в воздухе. [В предложении простое глагольное сказуемое.]

Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. [Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.]

А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. [Первая часть предложения осложнена обособленным определением.]

Это потому, что скорости звука и света различны. [Предложение бессоюзное сложное.]

В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. [Предложение сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.]

Одним из таких художников слова являлся Иван Сергеевич Тургенев. [Предложение неполное.]

Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества. [Предложение односоставное, распространённое.]

Большинство произведений Тургенева связано с музыкой. [Предложение простое двусоставное.]

Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции. [Предложение сложное бессоюзное.]

Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. [является отрицание (грамматическая основа)]

На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. [нельзя согласиться (грамматическая основа)]

Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. [наука не смогла бы развиваться (грамматическая основа)]

Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, поэтому стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного. [возможен разгул (грамматическая основа)]

Источники происхождения этой культуры, по мнению академика Н.И. Вавилова, находились в Азии и Средиземноморье. [Предложение осложнено вводной конструкцией.]

Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты. [Предложение простое, осложнённое однородными сказуемыми.]

Получается, что нет ни одного месяца в году, в котором в той или иной части земного шара не производилась бы уборка этой культуры. [Предложение сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.]

Более 80% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. [воспринимая свет (грамматическая основа)]

Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. [неудивительно (грамматическая основа)]

Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. [чтобы выяснить (грамматическая основа)]

На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. [были гипотезы (грамматическая основа)]

Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. [были пальцы (грамматическая основа)]

Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. [природа предоставила (грамматическая основа)]

У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. [помощи хватало (грамматическая основа)]

Счёт дюжинами ведёт свое начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. [ведёт начало (грамматическая основа)]

Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца. [начать и закончить (грамматическая основа)]

Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? [Предложение простое двусоставное.]

Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. [Предложение содержит 2 (две) грамматические основы.]

Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. [Предложение осложнено однородными обстоятельствами.]

Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. [Предложение осложнено однородными членами предложения.]

Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. [Предложение простое.]

Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. [Первая часть предложения осложнена вводным словом.]

Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы. [Предложение содержит 4 (четыре) грамматические основы.]

Источник

Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2020. Задание №2. Синтаксический анализ. (на основе материала сайта ФИПИ)

Задание 2 ФИПИ Синтаксический анализ.

1. Прочитайте текст.

(1)Перед человечеством стоят глобальные проблемы: рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, природных ресурсов и защиты окружающей среды. (2)В связи с этим сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении этих проблем. (3)Говоря о значении научных открытий и изобретений, следует помнить и о возросшей ответственности учёных за будущее человечества. (4)К сожалению, в мире всё больше растёт непонимание места и роли науки, а мистические представления вытесняют целостное научное мировоззрение. (5)Поэтому вопрос о месте науки в общественном сознании, в выработке новых ценностей современного мира становится основным вопросом научного сообщества, системы образования, а также средств массовой информации.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

2. Прочитайте текст.

(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

3. Прочитайте текст.

(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

4. Прочитайте текст.

(1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *