Самое лучшее метро в мире
5 лучших систем метро в мире (и 5 худших)
В крупных городах системы метро считаются одним из самых популярных и предпочитаемых видов транспорта среди пассажиров и туристов во всем мире. Они существуют примерно с 1863 года, и основной целью этих систем было обеспечение дешевого и быстрого пути, а также снижение пробок на дорогах, а также обеспечение транспорта для городов с большим населением.
Они рентабельны и быстры, однако, некоторые из них выделяются из толпы благодаря своей пунктуальности, архитектуре, дешевым тарифам, чистоте, в то время как другие выделяются с точностью до наоборот. Взгляните на наш выбор 5 лучших и 5 худших систем метро в мире.
10. ЛУЧШИЕ: ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА ГОНКОНГА
Когда вы думаете о лучших системах метро в мире, вы сразу же думаете о той, что в Гонконге. Это не только дешево, но и является одной из самых чистых и организованных систем метро в мире. На каждой станции есть бесплатный Wi-Fi и удобства для людей с ограниченными возможностями.
В пиковые периоды поезда появляются чаще, так как некоторые станции могут быть смешно переполнены. Также очень легко получить билеты через автомат, и их сайт содержит всю информацию, которую турист должен знать при посещении Гонконга.
9. ХУДШЕЕ: МЕТРО ЛОС-АНДЖЕЛЕСА, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Сосредоточение нашего внимания на системах метро, которые выделяются по всем неправильным причинам. Системы метро Лос-Анджелеса считаются одними из худших. Пассажиры страдают с точки зрения экономической эффективности и неэффективны с точки зрения достижения важных направлений. Кроме того, из-за большого количества землетрясений, которые происходят в Лос-Анджелесе ежегодно, этот вид транспорта считается опасным. Тем не менее, мнения местных жителей и туристов разделились, когда речь заходит о том, насколько эффективна эта система метро.
8. ЛУЧШИЕ: МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН, РОССИЯ.
Если бы была награда за самые грандиозные и элегантные системы метро в мире, Москва взяла бы приз. Открытая в 1935 году эта система метро, которая является 5-й по длине в мире, гарантирует незабываемые впечатления от путешествий. Мраморные колонны, фрески, люстры создают впечатление, будто вы останавливаетесь в советском музее, а не на станции метро. Не говоря уже о полной чистоте, которая является «обязательной» при наличии таких красивых исторических богатых станций. В отличие от этого, цены очень дешевые по сравнению с Нью-Йорком или другими крупными городами, и это достопримечательность, которую стоит посетить, если вы посещаете Москву.
7. ХУДШЕЕ: СИСТЕМА МЕТРО НЬЮ-ЙОРКА, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
В Нью-Йорке самая большая в мире система метро, которая работает круглосуточно и без выходных. Он был построен в 1907 году, однако со временем он стал известен как одна из худших систем метро в мире.
Причинами такой плохой репутации этой знаковой системы метро являются высокий риск ограбления или нападения, отсутствие чистоты, постоянные задержки поездов, повышение тарифов на билеты, а также шум. Система в целом устарела и очень часто выходит из строя, что является основной причиной задержек и фактором стресса для пассажиров.
6. ЛУЧШИЕ: МРТ СИНГАПУРА, СИНГАПУР
Хотя и не такая впечатляющая, как предыдущая, сингапурская МРТ была признана одной из самых экологически чистых и энергосберегающих систем метро в мире. Станцию метро предпочитают туристы, которые посещают Сингапур, поскольку все достопримечательности находятся в нескольких минутах ходьбы от станции. Он также считается одной из самых загруженных систем метро в мире, однако это не влияет на пунктуальность поездов. Туристы могут получить Сингапурский туристический пропуск (СТП) по низкой цене, чтобы они могли в полной мере насладиться этим опытом.
5. ХУДШЕЕ: МЕТРО САН-ПАУЛУ, БРАЗИЛИЯ
Как и в Нью-Йорке, система метро Сан-Паулу считается небезопасной ночью. Это современное средство передвижения, однако туристы заявляют, что его следует избегать в часы пик, поскольку здесь может быть очень людно. Система метро довольно мала для такого большого города. Кроме того, с точки зрения экономической эффективности, он считается довольно дорогим по сравнению с общим финансовым состоянием пассажиров. Однако многие туристы думают, что это современная система, и предпочитают использовать ее при посещении Сан-Паулу.
4. ЛУЧШИЕ: СТОКГОЛЬМСКИЙ ТУННЕЛЬНЫЙ РЕЛЬС, ШВЕЦИЯ
Как и в Москве, система метро Стокгольма славится своими прекрасными станциями и является одной из достопримечательностей города. Они напоминают пещеры, которые завораживают и являются одним из основных видов транспорта для туристов, посещающих город. Станции были названы туристами самыми длинными художественными галереями в мире из-за впечатляющих картин и скульптур. Можно было бы подумать, что вышеупомянутые причины будут иметь большое влияние на цены на билеты, однако они очень дешевы и доступны для всех, кто решит посетить город.
3. ХУДШЕЕ: СИСТЕМА МЕТРО МИННЕАПОЛИС, СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Общей причиной жалоб на эту систему метро является отсутствие общественной безопасности на определенных линиях метро, отсутствие чистоты и отсутствие надлежащих услуг, таких как еда и напитки, а также отсутствие альтернативных транспортных средств от станций метро. Местные жители советуют пользоваться автобусами, а не поездом, хотя в последнее время безопасность улучшилась, чтобы снизить уровень преступности и обеспечить общественную безопасность. Билеты не такие дорогие, а вокзалы и поезда считаются достаточно чистыми.
2. ЛУЧШИЕ: МЕТРО АФИНЫ, ГРЕЦИЯ
Греция известна как одна из самых интересных и запутанных исторических культур в мире, а также множество туристов, посещающих города. Систему метро Афин можно считать еще одним музеем из-за археологических памятников, которые были обнаружены при раскопках во время его строительства. Спуск на станции, безусловно, выглядит как погружение в главу истории Греции. Подобно вышеупомянутым системам, тарифы дешевы, учитывая тот факт, что туристы, которые используют это средство передвижения, также испытывают историческое приключение.
1. ХУДШЕЕ: СИСТЕМА МЕТРО ТОКИО, ЯПОНИЯ
Система метро Токио считается одной из самых сложных и запутанных систем в мире. Система считается плохо спроектированной для туристов, поскольку она может запутаться и стать слишком сложной. Для определенных направлений туристы могут обнаружить, что им приходится платить дополнительную плату из-за того, что определенные линии являются частными. Билеты довольно дороги, и может быть очень людно, особенно утром и вечером. Кроме того, есть несколько знаков на английском языке, и это может очень запутать туриста.
Самое красивое метро в мире. Рейтинг Топ-10. Фото
Самое удобное и экономичное транспортное сообщение в современных городах строится под землей. Красивое метро привлекает туристов всего мира своим архитектурным и художественным оформлением.
Топ 10 самых красивых метрополитенов во всем мире
В мире сейчас работает 167 метрополитенов в разных городах и странах.
Метрополитены рекордсмены:
Какое метро можно назвать красивейшим в мире?
Барселона
В 1924 г. открылся метрополитен Барселона. Он является основой общественного транспорта города и пригородов. Годовой пассажиропоток в среднем составляет 416 млн. человек. Протяженность сети 151 км. Метрополитен Барселона имеет 12 линий, 187 станций.
Примечательно, что для высадки, посадки людей используется испанский метод. Имеется 3 платформы: 1 островная, 2 береговых. Пассажиры могут совершать посадку, высадку с разных сторон вагона. Это дает возможность экономить время, избегать большого скопления людей.
Бильбао
Метрополитен в Испании начал работать 11 ноября 1995 г., это система транспортных линий, обслуживающих город и пригород Бильбао. За год здесь обслуживается около 87 млн. человек. Общая протяженность сети 43,5 км. Метрополитен Бильбао имеет 3 линии. Для удобства пассажиров построено 48 станций.
Вестибюли, станции оформлены в стиле модерн.
Британский барон Норман Фостер работал над дизайном метрополитена. Для оформления использовались материалы: сталь, стекло, бетон. В метро воссоздан городской дизайн, где каждому пассажиру просторно и комфортно.
Стокгольм
В Швеции работает только одна подземка. Она заработала в 1950 г. Годовой пассажиропоток составляет около 320 млн. человек. Длина линий ровняется 105 км. Метро Стокгольм имеет 3 линии.
Используется 100 станций, из них только 48 располагаются под землей.
Мюнхен
В 1971 г. в Германии заработал Мюнхенский метрополитен. Годовой пассажиропоток составляет 390 млн. человек. Длина сетки метро 95 км, работает 8 линий, 100 станций.
Это самый удобный метрополитен в Европе:
Москва
Самое красивое метро в мире находится в Москве. В 1935 г. начал работать новый вид транспорта в столице, он сегодня считается самым крупным в нашей стране. Работает 14 линий, длина которых составляет 379,1 км, это седьмой в мире по протяженности метрополитен. По планам строительства к 2021 г. длина линий станет больше на 55 км.
По пассажиропотоку Московское метро находится на 6 месте в мире. В сутки обслуживается от 7,1 до 9,5 млн. человек.
Участки с самым высоким пассажиропотоком:
Начальная точка | Конечная станция |
Павелецкая | Красногвардейская |
Таганская | Выхино |
Улица 1905 года | Планерная |
Менделеевская | Алтуфьево |
Октябрьская | Новоясеневская |
Станция Парк Победы расположена глубже всего от поверхности земли. Она постороена на глубине 73 м, а выше всего находится Печатники, всего 5 м. Рекордно длинная платформа у станции Воробьевы горы – 282 м. Эскалатор станции Парк Победа поднимает пассажиров с глубины 63,4 м, имеет длину 126,8 м.
Самые красивые станции метро:
44 станции столицы России являются важными, охраняемыми объектами культуры.
Торонто
В 1954 г. в Канаде заработало метро Торонто, который имеет протяженность 61,9 км, 69 станций.
Особенности метрополитена Торонто:
Стены, колонны были облицованы разнообразными недорогими материалами: керамикой, панелями из стекла, профильной нержавеющей сталью, глазурованной плиткой. Потолки станций покрыты эмульсионной краской, оформлены подвесными панелями. Для отделки полов были использована мозаика.
Для безопасности пассажиров на степенях лестниц, краях платформ применили специальные полоски с шероховатой поверхностью.
Все использованные отделочные материалы обеспечивают простоту в обслуживании, они могут служить долгие годы, не требуют больших затрат. Освещение осуществляется с помощью люминесцентных ламп.
Шанхай
Самое красивое метро в мире можно увидеть в Китае. В 1993 г. первые пассажиры смогли воспользоваться подземкой в Шанхае. Именно занимает лидирующее место по протяженности. Общая длина всех линий ровняется 660 км. Маршрутная сеть состоит из 393 станций, 16 линий. Каждый день метрополитен обслуживает от 7 до 8,486 млн. человек.
Все надписи и объявление станций осуществляется на китайском, английском языках. Переходы в китайском метро достаточно длительные. Самая загруженная станция этого метрополитена Народная площадь. Рядом с рынком Шанхай, офисными и торговыми центрами находится станция Сюйцзяхуэй, имеющая 18 выходов.
Метрополитен в Шанхае – современный, быстрый, недорогой вид транспорта. Из недостатков можно назвать высокую загруженность в час пик. Постоянно ведется строительство новых станций, линий.
Дубай
В 2009 г. начал работать метрополитен Дубая. Длина маршрутной сети составляет 74,6 км. В метрополитене 2 линии, 49 станции. Ежегодно перевозится 30 млн. людей.
Особенности Дубайского метрополитена:
Пассажиры могут располагаться в трех секциях состава. 80% составляют обычные места, есть зона только для женщин и детей, и места для элитных пассажиров.
Тулуза
В 1993 г. во Франции в Тулузе заработал метрополитен. Он считается самым молодым в Европе. На сегодняшний день длина сети составляет 28,2 км, имеется 2 линии, 38 станций. Ежедневно обслуживается 350 тысяч пассажиров.
Время работы метрополитена с 5.00 до 24.00 часов.
12 красивейших станций метро мира
В разных странах мира метрополитен вызывает у туристов неоднозначные ассоциации. Большая часть оставляет неприятные ощущения, связанные с мусором, шумом, грязью. Но есть станции метро, которые называют произведениями искусства.
Красивейшие станции мира:
Каждаяимеет свои уникальные особенности.
Станция метро Толедо, Неаполь, Италия
Самая оригинальная европейская станция метро Толедо, находящая в Италии начала работать в 2012 г. Она расположена на глубине 50 м, считается самой глубокой в Неаполе. У людей, находящихся на платформе создается впечатление, что они оказались в снежной пещере. Дизайн выполнен в белом, голубом цветах. Присутствует эффект спекающих с потолка капель воды.
Станция метро Толедо, Неаполь, Италия — для некоторых это и есть самое красивое метро в мире.
Станция стала настоящим произведением современного искусства. В подсвеченной мозаике и других материалах представлена тема воды, света. Станция оснащена 18 эскалаторами, 4 движущимися дорожками, 4 лифтами, которые подсвечены инсталляциями на тему воды. Два эскалатора имеют высоту подъема 30 м.
Комсомольская станция, Москва, Россия
Самое красивое метро в мире знаменито своими уникальными станциями. Начала свою работу в 1952 г. одна из уникальнейших станций Комсомольская. Глубина залегания станции составляет 37 м. Каждый день здесь перемещается 163 тыс. человек.
При оформлении Комсомольской станции выбрана тема Великой Отечественной войны. В подземном зале располагаются 8 мозаичных панно. Украшением зала стали мозаики, изображающие великих полководцев, деятелей России. Здесь же размещено панно, изображающее советских воинов в Берлине.
В 60-е гг. вестибюль станции украсила пятиконечная звезда, она размещена в куполе свода, декорированного золотой смальтой. Здесь располагается массивная люстра.
Длина посадочного стационарного зала составляет 190 м, высота зала 9 м, ширина центрального нефа 11 м. Эти размеры делают станцию Комсомольская самой большой в столице. По эскизам Е.Лансере были выполнены два майоликовых панно, на которых изображены строители московского метро.
Маяковская станция, Москва, Россия
Одна из красивейших Маяковская станция начала работать в 1938 г. Располагается на глубине 33 м. Длина платформы составляет 156 м, при ширине 14,3 м. Стилистическое решение относится к сталинской неоклассике. Создается ощущение изящества, легкости. В оформлении использована рифленая нержавеющая сталь, вставки из мраморовидного известняка.
Для оформления пола был использован мрамор. Были использованы газган, салиети, садахло, взятые желтых, красных, оливковых цветов. Своды станции вначале были украшены 35 панно из смальты.
Стокгольмское метро, Швеция
Самое красивое метро в мире работает в Швеции. Стокгольмский метрополитен называют «самой длинной художественной галереей в мире», благодаря оформлению станций, расположенных в центре. Начиная с 70-х гг. ХХ века стены метрополитена перестали выравнивать, чтобы сэкономить средства на строительство. Для украшения стали использовать скульптуры, живопись.
На некоторых станциях стали размещаться выставки современных художников.
Станция T-Centralen считается самой оживленной в Швеции. Она вырублена в скале, своды не отделаны, на них изображены ветки. Под символом столицы Ратушей находится станция Radhuset, вырубленная в естественной системе пещер. На стенах располагаются разнообразные композиции: ботинок, свисающий с потолка, инсталляции корзин.
Станция Ар-э-Метье, Париж, Франция
В 1904 г. в Париже была построена станция Arts et Metiers, что в переводе с французского обозначает «искусство и ремесла». В 1994 г. прошла реконструкция, сделавшая станцию красивейшей в мире. Посетители чувствуют себя находящимися в субмарине. Медная обшивка стен, гигантские шестеренки под потолком.
Станция Formosa Boulevard, Гаосюн, Тайвань
Бульвар Фармоза начала работать в 2008 г. Сооружение имеет уникальную конструкцию, состоящую из трехуровневого центра. Станция имеет 11 выходов. Самое интересное место Бульвар Фармоза, в котором располагается Купол Света. Красивое метро имеет станцию со стеклянным перекрытием.
Именно его считают крупнейшим в мире. Бульвар Фармоза называют самой красивой станцией с естественным освещением. Купол Света разработал, сконструировал Нарцисс Куальитт. На поверхности перекрытия располагаются витражи.
Станция Сити-Холл, Нью-Йорк, США
В 1904 г. заработала станция Сити-Холл. Станция выполнена с особым закруглением, она состоит из одной боковой платформы. Именно эта особенность стала причиной того, что станция в 1945 г. закрыта, потому что технически не подходила для новых поездов. В результате сейчас Сити-Холл и сегодня можно увидеть, проезжая мимо.
Она была использована в съемках фильма «Фантастические твари и где они обитают».
Олаяш, Лиссабон, Португалия
Станция Олаяш начала работать в 1998 г. Столица Португалии готовилась к крупной выставке, поэтому возникла необходимость в обеспечении транспортом более 11 млн. человек. Олаяш выполнена в футуристическом стиле. Особенностью декоративного решения станции стали витражный потолок, большие колонны, яркие цвета.
Станция метро Автово, Санкт-Петербург, Россия
Станция Автово впервые начала работать в 1955 г. Она расположена неглубоко от поверхности земли, на 12 м. Особенность состоит в том, что здесь нет эскалаторов. Пассажиры передвигаются по винтовой лестнице. Для ее оформления был использован красный мрамор.
Архитекторы и художники весь дизайн станции посвятили теме обороне Ленинграда. Центральным украшением является панно «Победа». Название Автово позаимствовано у деревни Аутово.
Тюнель, Стамбул, Турция
Тюнель в Стамбуле в Турции — это фуникулер, длиной 573 м. Он впервые заработал в 1875 г. На сегодняшний день это один из старейших, действующих и сегодня линий метро. Проектировался Тюнель инженером из Франции Эженом Анри Гаваном. До 60-х гг. ХХ века движение вагонов осуществлялось паровой тягой. В 1971 гг. для работы Тюнеля стало применяться электричество.
Курсируют 2 вагона между станциями Каракей и Бейоглу. Время в пути составляет в 1,5 мин.
Первые вагоны имели деревянные корпуса. Первый был предназначен для груза, животных, второй имел 4 отделения. В них могли путешествовать пассажиры 1 и 2 классов. Для мужчин и женщин были разные помещения. В 1971 г. метрополитен был модернизирован.
Станция Золотые ворота, Киев, Украина
В 1989 г. первые пассажиры смогли полюбоваться новой столичной станцией Украины, она получила название Золотые ворота. Станция стилизована под древнерусские княжеские палаты. Для оформления использована старинная кирпичная кладка. Основной зал имеет длину 103 м, главным украшением этого пространства являются изображения князей Киевской Руси, храмов периода с XI по XII века.
Портреты, надписи выполнены с помощью мозаики. Здесь можно увидеть всю историю Киева. Надписи сделаны в древнерусском стиле. Для освещения используются бронзовые двухуровневые люстры, небольшие светильники-канделябры.
Станция находится на глубине 95,5 м, оборудована 2 эскалаторами. Вестибюли станции выполнены в древнерусской тематике. Ежедневно обслуживается около 20 тыс. пассажиров.
Ташкентский метрополитен, Узбекистан
Начали работу над Ташкентским метрополитеном в 1968 г. Первые пассажиры спустились в метро в 1977 г. В Ташкентской подземке функционирует 29 станций. Общая протяженность 36,2 км, имеются 3 линии.
Подземка в Узбекистане мелкого заложения. Метро имеет высокую сейсмическую устойчивость, способно выдержать землетрясение силой 9 баллов. Кроме этого установлена система эвакуации пассажиров. Если произойдет землетрясение, то составы довезут людей до станции, и пассажиры будут эвакуированы работниками метрополитена.
Каждая станция неповторима, в отделке использовался гранит, мрамор, художественное стекло. Украшением служат ряды колонн, барельефы, ганч, поливная керамика.
Уникальны станции свои световым решением. Пассажиров создается ощущение, что они попадают то в бальные залы, то в катакомбы.
Самое удобное транспортное сообщение в крупных городах располагается под землей. Красивое метро становится достопримечательностью любого города. На сегодняшний день в мире есть несколько метрополитенов, которые можно назвать настоящими произведениями дизайнерского искусства.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о самых красивых метро в мире
Топ 10 самых красивых метро в мире:
Топ-10 самых красивых станций метро в мире
Принято считать, что самое красивое метро в мире построено в бывшем Советском Союзе. Безусловно, подземные мраморные дворцы в Москве и Санкт-Петербурге, Киеве и Ташкенте не могут не впечатлять, особенно обывателей из стран «капиталистического лагеря», привыкших к строгому функционализму своих метрополитенов. Тем не менее и там, на западе и востоке от пространства, некогда объединенного идеей строительства коммунизма, существуют станции, которые способны составить конкуренцию и нашим бывшим братским соседям. Onliner.by отобрал для вас десятку самых крутых.
1. Станция Rådhuset, Стокгольм, Швеция
Во второй половине 1960-х — первой половине 1970-х годов Стокгольмская туннельбана развивалась особенно активно. Значительная часть трасс самых свежих Красной и Синей линий метрополитена прошла под землей, что вынудило строителей работать в тяжелых условиях. Им пришлось фактически вырубать тоннели и станции на глубине 25—35 метров в скальном основании, на котором стоит город. Сложность задачи компенсировалась получившимся в конечном итоге результатом.
На большинстве «скальных» станций 1970—1980-х годов было решено сделать горную породу главным декоративным элементом их оформления, а для придания подземным метровокзалам индивидуальности — отдать их в распоряжение современным художникам и скульпторам, сумевшим сформировать достойную оправу для сурового скандинавского антуража. Каждой станции удалось придать свое лицо, сохранив общий уникальный стиль, хорошим примером которого является, например, станция «Ратуша» в центре шведской столицы.
2. Станция Rathaus-Süd, Бохум, Германия
Но даже стокгольмская «Ратуша» не сравнится с одноименной станцией в германском Бохуме по умению сделать архитектурный минимализм необычным достоинством проекта. Бюро Pahl + Weber-Pahl Architekten, выигравшее тендер на создание объекта, предложило вернуться к эстетике обнаженного бетона, столь популярной в 1960—1970-х годах.
Монолитные конструкции однопролетной станции были специально оставлены в своем первозданном виде. Чтобы разнообразить ее внутренний облик, потолок решили сделать в виде пересекающихся под острыми углами ребер, которые дополнительно разрезаны стеклянными световыми фонарями, выходящими прямо на поверхность земли. Эффектная подсветка стен завершает брутальный интерьер, который придется по вкусу не каждому, но запомнится определенно всем. Похожий художественный образ уместно было бы использовать и в минском метрополитене на станциях, расположенных в рабочих, заводских районах, например на перспективных «Шабанах».
3. Станция Olaias, Лиссабон, Португалия
Минимализмом единым европейские метрополитены, разумеется, не ограничиваются. В 1998 году к открытию в португальской столице Всемирной выставки «Экспо-1998», посвященной океанам, в эксплуатацию были сданы и шесть новых станций местной подземки. Все они схожи в своем оформлении благодаря обращению к современному искусству, но даже на таком фоне станция «Олайяш» выделяется.
Архитектор Томаш Тавейра, объединившись с несколькими художниками, предложил применить на «Олайяш» сразу два, казалось бы, диаметрально противоположных декоративных подхода. С одной стороны, колонны станции облицевали металлическими панелями ржавого цвета с имитацией заклепок, отчего возник дизельпанковский образ второй половины XIX века с его промышленной революцией, с другой — этот образ жестко контрастирует с яркой отделкой стен станции и агрессивными, практически супрематическими конструкциями в его фойе. В итоге получился динамичный контраст старого и нового, консервативного и актуального, находящегося одновременно и в борьбе, и в неразрывном единстве.
4. Станция Arts et Métiers, Париж, Франция
До середины 1990-х это была обычная старая парижская станция, открытая еще в 1904 году рядом с Национальной консерваторией искусств и ремесел и потому получившая название «Искусства и ремесла». Но в 1994 году к 200-летию учреждения ее было решено реконструировать, превратив в не слишком типичный для метро Парижа объект искусства.
Бельгийский художник Франсуа Шуйтен разработал концептуальный проект, который должен был напомнить французам и гостям города произведения Жюля Верна. Станцию обшили медными листами, за импровизированными иллюминаторами разместили фрагменты экспозиции Национальной консерватории, расположенной над «Искусствами и ремеслами». На потолке устроили стилизованные колеса и шестеренки, а все это вместе стало напоминать аттракцион, настоящее чрево «Наутилуса» из романа «Двадцать тысяч лье под водой».
5. Станция Plac Wilsona, Варшава, Польша
Станцию под варшавской площадью Вудро Вильсона открыли 10 лет назад, в 2005-м, но за прошедшее время она не потеряла внешней эффектности при общей лаконичности метрополитена в столице Польши и не зря почитается местными жителями как один из красивейших подземных вокзалов города.
Это хай-тек в чистом виде. Серо-стальная цветовая гамма, стеклянный павильон над вестибюлем, металлические и гранитные элементы, абстрактные мозаики… И над всем этим — крупная овальная конструкция, образованная концентрически расходящимися линиями. По сути, это люстра, которая одновременно и освещает станцию, и сама подсвечивается разными цветами в зависимости от времени дня.
6. Станция Пухын, Пхеньян, КНДР
Говорят, первую линию пхеньянского метро строили китайцы. Северокорейские братья по революционной борьбе расплачивались за работы не слишком активно, отчего в отношениях между двумя странами пробежала очередная кошка. Тем не менее в сентябре 1973 года чучхейская подземка заработала на радость местным жителям и зарубежным туристам. Несмотря на то, что на дворе были уже 1970-е, первые станции были выполнены скорее в стиле, господствовавшем в соцлагере в 1930—1950-е годы. Товарищ Сталин был бы доволен.
Станция «Пухын» («Возрождение») — одна из самых торжественных в метрополитене Пхеньяна, поэтому она и входила в обязательный маршрут интуристов. Получившая щедрое монументально-декоративное оформление (мозаика «Великий вождь товарищ Ким Ир Сен среди рабочих» на торцевой стене, барельефы на путевых стенах), она чем-то напоминает минскую станцию «Парк Челюскинцев», разве что люстры, похожие на азиатские фонарики, выглядят куда роскошнее.
7. Станция Wilhelminaplein, Роттердам, Нидерланды
Еще один образец модного современного подхода к архитектуре метро. Станция была открыта в 1997 году, и ее авторы из студии Zwarts & Jansma Architects, очевидно, вдохновлялись творчеством британской суперзвезды Захи Хадид.
Изогнутые «текущие» формы, светлая колористика, перфорация потолка и стен крупными круглыми отверстиями — оказывается, образ фантастического корабля, бороздящего просторы Вселенной, можно создать и такими, относительно скромными средствами.
8. Станция Szent Gellért tér, Будапешт, Венгрия
В 2000-е годы минчане подустали от однообразного дизайна новых станций родного метро. «Грушевка» и «Кунцевщина», «Каменная Горка» и «Могилевская», «Малиновка» и «Уручье» отличаются разве что расположением колонн на платформе, цветом их облицовки да шрифтом названия на путевой стене. Между тем в мире немало примеров, когда необычный, эффектный облик типовой станции достигается простыми, доступными методами.
Например, станция «Сент-Геллерт тер» («Площадь святого Герарда») в Будапеште имеет стандартную пилонную конструкцию, но очень запоминающийся образ. Для этого ее просто облицевали разноцветной мелкой плиткой, которая в совокупности образует закрученный контрастный спиральный рисунок. В дополнение к этому бетонные конструкции перекрытия вестибюля оставили вовсе без отделки. Получившаяся динамичная сетка ферм общий эффект лишь усиливает.
9. Станция Westfriedhof, Мюнхен, Германия
Еще один пример такого подхода был продемонстрирован в баварском Мюнхене. В 1998 году там открыли вначале ничем не выдающуюся станцию, но в 2001 году путем добавления всего одного элемента она кардинально преобразилась.
Здесь установили 11 больших светильников с красными, желтыми и синими лампами. Путевые стены станции также подсветили сине-фиолетовым цветом. В итоге типовой метровокзал превратился в отличный образец стильной современной архитектуры, задающий торжественное настроение всем приезжим. Это немаловажно, ведь Westfriedhof находится у Западного кладбища, одного из крупнейших в городе.
10. Станция Toledo, Неаполь, Италия
Неаполь, мягко говоря, не самый богатый и безопасный город Италии. Пытаясь избавиться от во многом навязанного ему имиджа, неапольский муниципалитет разработал программу Stazioni dell’arte («Станции искусства»). В соответствии с ней заказы на оформление новых и реконструкция старых метровокзалов, первые из которых появились еще в 1993 году, отдавались известным архитекторам и художникам. Результат не заставил себя долго ждать.
Например, станция Toledo, открывшаяся в 2013 году, немедленно получила престижную архитектурную премию LEAF как «Лучшее общественное здание года» и неоднократно возглавляло список красивейших метровокзалов мира. Действительно, достигнутый мозаиками эффект завораживает, но самое главное, что на этом власти Неаполя не останавливаются. Следующую станцию Duomo у кафедрального собора, строительство которой уже ведется, проектирует знаменитый Максимилиано Фуксас.
Самые примечательные метрополитены мира
Метро, появившееся во второй половине 19 века, сегодня является неотъемлемым элементом каждого крупного города.
Первый в мире: Лондонский метрополитен
10 января 1863 года в Лондоне появилась первая в мире линия метро. Она протянулась на шесть с половиной километров: поезда следовали от Бишопс-Роуд до Фаррингдон-стрит.
Идею нового вида транспорта подал адвокат из Лондона Чарльз Пирсон. Он предложил популярную в то время железную дорогу проложить под землей. Первую ветку строили около четырех лет, и она включила в себя семь станций, в том числе Бейкер-Стрит и Кингс-Кросс.
Метрополитен строили открытым способом: разрывали котлован, возводили нужные конструкции и засыпали все грунтом. В 1870 году опробовали проект инженера Берлоу, в котором использовали буровой щит в форме цилиндра. Так появился закрытый способ строительства линий, который позволял не нарушать наземную жизнь города.
С первых дней работы метро функционировало на паровозной тяге, что вызывало сильное задымление и отталкивало жителей Лондона. Тогда строители предусмотрели вентиляцию. В 1890-х поезда начали работать на электрической тяге, что решило проблему и сделало метро популярнее. Впервые электрификация появилась на линии, которая пролегла от делового района Сити до Южно-Лондонской железной дороги.
Лондонское метро в 2010 году. Источник: wikimedia.org
На данный момент Лондонский метрополитен является одним из самых крупных в мире. Его сеть выходит далеко за пределы города и частично достигает графств Эссекс, Бакингемшир и Хартфордшир.
Больше всего станций: Нью-Йоркский метрополитен
Первый участок Нью-Йоркского метро, линия Девятого Авеню, открылся в 1868 году и был наземным. Поезда ходили по эстакадам от Бэттери-парка до Кортландт-стрит и двигались при этом на канатной тяге. В 1871 году появилась паровая тяга, а в начале 1890-х — электрическая, которую используют до сих пор.
Линия Девятого Авеню в 1914 году. Источник: wikimedia.org
Строительство эстакад требовало меньше ресурсов, чем сооружение тоннелей, поэтому пути и проходили над землей. Но хотя метро хватало места на просторных улицах Нью-Йорка, жители с ним не уживались: оно портило эстетику города и сильно шумело.
В 1904 году открыли первую подземную станцию — «Сити-Холл». Она относилась к линии Лексингтон-авеню. Исследователи до сих пор спорят, что считать датой появления метро в Нью-Йорке: открытие первого эстакадного участка или подземного. Кроме того, еще в 1863 году заработал участок паровозной дороги, который принадлежит сейчас линии метро Уэст-Энд. Иногда его называют первой наземной линией.
Станция Сити-Холл. Источник: wikipedia.org
Линию Девятой авеню снесли в 1940 году, сохранились только развалины двух станций в Бронксе, а в 1945 году закрыли Сити-Холл. Сейчас её используют только для разворота поездов.
Станция метро «Рокфеллер центр», 2016 год. Источник: flickr.com
В Нью-Йоркском метро 472 станции — наибольшее в мире. Почти все работают круглосуточно, и проверить это можно по лампам, расположенным рядом со входом: зеленый свет означает работу без ограничений, а красный — работу по расписанию или только на выход.
Подаривший название всем: Парижский метрополитен
Метрополитен в Париже появился 19 июля 1900 года. Во французской столице тогда проходила Всемирная выставка, в которой участвовали 35 стран. Первая линия пролегла от станции «Порт-де-Венсен» до «Порт-Майо». Сначала открыли восемь станций, но к концу года их было уже 18.
В 1905 году начали строить четвертую линию, которая должна была пройти под Сеной и соединить северную часть города с южной. Через три года запустили участок «Порт-де-Клиньянкур» — «Шатле», а еще через год открылась секция «Порт-д’Орлеан» — «Распай». В 1910 году «Распай» соединили с «Шатле», и в Париже появилась первая линия метро, проходящая под рекой.
Метрополитен в Париже. Источник: flickr.com
Именно благодаря парижской подземке стало популярно слово «метрополитен». Её строительством занималась специально созданная компания столичной железной дороги, а «столичный» на французском — métropolitain. Слово было признано подходящим для нового в стране вида транспорта, а через некоторое время получило статус международного. Кстати, Лондонское метро строила компания Метрополитен рейлуэй (Metropolitan Railway), но название в Британии не прижилось.
Парижское метро в 2019 году. Источник: flickr.com
На данный момент в Парижском метрополитене 383 станции, включая пересадочные. Они расположены на 16 линиях, по двум из которых ездят автоматические поезда, работающие без машинистов.
Самый красивый: Московский метрополитен
Московское метро стали закладывать в 1932 году. Работа была масштабной: в ней участвовали 70 тыс. человек, в том числе и комсомольцы. За два года удалось соорудить более 16 км тоннеля, и этот результат впечатлял весь мир.
В 1935 году открылась первая линия Московского метро с 13 станциями. Поезда следовали от «Сокольников» до «Парка культуры и отдыха имени Горького» (ныне «Парк Культуры»), а от станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад») шли через «Арбатскую» до «Смоленской». В составах было по четыре вагона, и поезда ездили каждые пять минут.
В 1937—1938 годах под землей пролегла Арбатско-Покровская линия с движением от «Смоленской» до «Курской». В то же время запустили участок Горьковско-Замоскворецкой (ныне Замоскворецкая) линии: от «Площади Свердлова» («Театральной») до «Сокола».
В 1941 году московское метро стало убежищем. При сигнале «Воздушная тревога», который звучал несколько раз в сутки, останавливали движение поездов, снимали напряжение с рельса и укрывали людей на станциях и в тоннелях. После воздушной тревоги метро быстро возвращалось к работе. Когда же в Москве стало безопасно, продолжилось расширение второй и третьей линий: 1943−1944 годах открыли еще семь станций.
«Площадь Революции», 2010. Источник: wikipedia.org
Московское метро создавали не только как удобный вид транспорта, но и как произведение искусства, и оно считается самым красивым в мире. Стиль каждой станции индивидуален и обычно отражает её название или историю района, где она расположена. Например, на «Площади Революции» установлено 76 бронзовых скульптур.
«Театральная», 2018. Источник: wikipedia.com
Станция «Театральная» в действительности выглядит как театральный зал: колонны напоминают кулисы, а в свод центрального зала вставлены фарфоровые фигурки — представители республик СССР в национальных костюмах.
Сейчас в Московском метро 275 станций, расположенных на 15 линиях, включая МЦК и Монорельс. Оно занимает первое место в мире по интенсивности движения, а минимальный интервал между поездами — полторы минуты.
vip_arhitektor
Архитектура и дизайн
Московский метрополитен у жителей России считается самым красивым в мире. Спросив в социальных сетях у своих читателей, что им нравится и не нравится в столичной подземке, корреспондент НедоСМИ пришел к выводу, что красота, наверное, единственное, чем ей осталось гордиться.
На предложение высказаться откликнулось более тресхот человек. В тексте я постарался максимально учесть их мнения, но далеко не все они совпадают с моим.
1. Сложно даже представить, сколько разбили лбов и сломали рук эти двери. Учитывая ежедневный многомиллионный пассажиропоток, думаю, эта цифра за почти 80 лет достигла сотен тысяч. Перед тем как преодолеть это тяжеленное тугое препятствие, вам сначала придется угадать, какие из них открыты.
Возможность в 21 веке оплатить проезд банковской картой, кажется даже в далеких планах не рассматривается руководством московского метрополитена. Я уж не говорю про более продвинутые способы, типа оплаты с мобильного телефона. Его почему-то пытаются ввести в Питере, видимо, там проще договориться.
6. Это «чистая комната» зеленоградского завода, где производятся чипы, используемые в билетах
8. И этот действительно продукт высоких технологий продается в кассе вручную.
9. Да еще и чей-то разум решил, что выбрасывать чип с билетиком намного выгоднее, чем разрешить его перепрограммирование. Сбыт увеличивается в десятки раз.
Пройдя турникет и поняв, что это была последняя поездка, у вас нет возможности купить билет внутри станции. Вы обречены на очередь у входа.
14. Страшно подумать, но мы как-то обходились без карт внутри станции. Теперь они есть. И даже справка голосом работает. Умеет ли она говорить по-английски, я не знаю. Рекламные табло над информационными стойками, к счастью, всегда выключены.
16. В новых вагонах появились табло! Восторг человека в наушниках на незнакомой линии сложно описать, ведь теперь их не приходится снимать на каждой станции, чтобы услышать ее название. Но и тут без подставы не обойтись. Чем больше таких вагонов вводится, тем активнее они начинают гулять между линиями. На фото табло показывает «Кутузовскую» голубой ветки, а на самом деле он на синей «Смоленской». Есть и другое табло с бегущими буквами названий станций и призывом закрывать окна. Они всегда показывают правильно. В скором времени мы привыкнем не смотреть над дверями, а ориентироваться на текст.
17. Время поездки вам скрасят бомжи, торговцы и попрошайки. Так же пассажиры жалуются на духоту, холод на открытых перегонах, слишком высокие поручни в новых поездах, сильный шум, грязь, запах и царапающиеся винтики, передающие заразу.
19. Мы настолько привыкли к метроляпам, что уже не задумываемся, почему что-то сделано так, а не иначе. Кому может быть интересно сколько времени назад ушел поезд? Не правильнее ли показать сколько ДО поезда? Мы же взглянув на него и увидев три минуты, понимаем, что следующего не было долго.
20. За фотографию этой красоты меня чуть не забрали в полицию, но это уже скорее исключение. Снимать превращенные в склады техники станции московского метро теперь можно.
22. И делают самые красивые в мире бортики из бетона для сбора луж.
23. Устанавливают так необходимые нам в переходах торговые точки и пункты обмена валют
24. И огораживают. Кстати, зачем мне знать номер пути?
26. ОГОРАЖИВАЮТ! Заставляя нас спотыкаться и натирать до блеска их заборчики.
27. Перепрыгивающих ограждения, москвичи не любят. Как и ненавидят тех, кто протискивается ко входу на эскалатор сбоку.
28. Это совсем не страшный пример коробов и кабелей. Здесь они почти не портят вид станции.
30. Здесь опять «склад». Зато конструкции можно использовать как скамейки, их так мало на станциях, особенно на новых.
31. Релама раздражает. Вместо цивилизованных брендированных поездов или вагонов, придумываются все новые форматы. Эта новинка прекрасно загораживает указатель. Ну, чтоб поток не тормозил. Одноразовые листочки в вагонах «регистрация, гостиница, медсправки» тоже бесят.
32. Метрополиция считает, что она имеет право клеить свое дерьмо где угодно. В таких неожиданных нетрадиционных для рекламы местах хорошо работают объявления о пропаже людей или поиске очевидцев, но не прием на работу.
33. Московская подземка вообще-совсем-никак не приспособлена для инвалидов. Здесь для них нет ничего, даже медпункта на каждой станции.
Ну а что же мы можем про него сказать хорошего?
И напоследок вопрос от Марсеиля Сабаева из Казани на который я не смог ответить:
— Очень прошу!! Расскажите про VIP вагон, про 2 метропоезда, за которые надо дополнительно доплачивать 100 рублей. Всегда хотел увидеть что за чудо такое.