Самые главные правила русского языка 1 4 класс
Справочник по русскому языку 1–4-й классы
Буквы – звуки
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова.
Букву – видим и пишем.
Транскрипция – звуковая модель слова.
Алфавит (азбука) – буквы, расположенные в определённой последовательности. В русском алфавите 33 буквы.
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и краткое ка эл эм эн о
Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъ ы ь Ээ Юю Яя
пэ эр эс тэ у эф ха цэ че ша ща твёрдый знак ы мягкий знак э ю я
Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.
Гласных букв – 10, гласных звуков – 6.
“Работа” гласных букв:
— обозначают гласный звук;
— указывают на твёрдость предшествующего согласного звука (а, о, у, э, ы);
— указывают на мягкость предшествующего согласного звука (я, е, ю, ё, и).
Буквы обозначают 2 звука:
Ё в начале слова, [й о]
Я после гласных, [й а]
Ю после букв ъ, ь [й у]
Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду (губы, зубы, язык).
Р, Л, М, Н, Й – сонорные согласные, обозначают всегда звонкие согласные звуки.
Парные согласные:
Звонкие: б в г д з (ж – всегда твёрдые)
Глухие: п ф к т с (ш – всегда твёрдые)
Непарные согласные:
Ц – нет звонкой пары, нет мягкой пары
Х – нет звонкой пары
Ч – нет звонкой пары, нет твёрдой пары
Щ – нет звонкой пары, нет твёрдой пары
Й – нет твёрдой пары
Буквы Ъ, Ь не обозначают звуков.
“Работа” буквы Ъ: разделитель Ъ
Правописание буквы Ь после шипящих
Ь пишется:
— на конце им.сущ. ж.р. 3 скл.,
— у глаголов н.ф. (беречь),
— у наречий сплошь, навзничь, настежь.
Ь не пишется:
— на конце им.сущ. м.р. 2 скл.,
— на конце им.сущ. ж.р. и ср.р. в р.п. мн.ч. (туч, задач),
— на конце кратких им.прил. (хорош, горяч, свеж),
— в наречиях с основой на – ж (как? – уж, замуж, невтерпёж)
Предложение
* по наличию основ:
Признаки предложения:
* В предложении о ком-либо или о чём-либо говорится.
* В предложении слова связаны между собой.
Предложение выражает законченную мысль.
Члены предложения.
Второстепенные: дополнение определение обстоятельство.
Однородные члены предложения
Однородные члены предложения (ОЧП) – это те члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос.
Однородными могут быть все члены предложения: и главные, и второстепенные.
Пунктуация при однородных членах предложения.
1. [ О, О, О ] 2. [ О, но О ] 3. [ О, а О ] 4. [ О, да (но) О ] 5. [ О, и О, и О ] 6. [ и О, и О, и О ] 7. [ или О, или О ] 8. [ О и О, О и О ]
** Запятая не ставится:
1. [ О и О ] 2. [ О или О ] 3. [ О, О и О ] 4. [ О, О и О ]
Состав слова
Морфемы слова: приставка, корень, суффикс – основа; окончание.
1. Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных (родственных) слов.
Чтобы проверить орфограммы в корне слова, нужно:
1) подобрать родственное слово, назвать ласково;
2) изменить проверяемое слово:
Слова нужно запомнить.
2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Непроверяемая орфограмма, написание суффиксов нужно запомнить.
3. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
4. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
В словах бывает нулевое окончание.
Словообразование – это образование родственных слов при помощи приставки и суффикса.
Меняется основа: река, реченька, заречная.
Словоизменение – это изменение формы одного и того же слова.
Основа не меняется, изменяется только окончание: река, реки, рекой.
1. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы, чувства, явления природы, события и отвечает на вопросы кто? что?
а) одушевлённые им. сущ (кто?), неодушевлённые им. сущ. (что?)
б) собственные (Москва, Ангара, Аня), нарицательные (город, река, девочка)
5. Им. сущ. склоняются.
Склонение – это изменение имён существительных по вопросам или падежам.
6. Различают 3 склонения имён существительных.
3 скл. – им. сущ. ж.р. с Ь на конце, с ___ (тетрадь, дочь, мышь)
Падежи | Вопросы | Предлоги | |
Именительный | есть | кто? что? | |
Родительный | нет | кого? чего? | От, до, из, без, у, для, около, в |
Дательный | дам | кому? чему? | К, по. |
Винительный | вижу | кого? что? | В, на, за, про, через. |
Творительный | доволен | кем? чем? | Под, над, за, перед, с, между |
Предложный | думаю | о ком? о чем? | В, на, о, об, обо, при. |
Чтобы доказать безударное падежное окончание имен существительных, используй слова – по мощники (с ударным окончанием):
1 склонение: коза, земля, трава, сестра, лиса, Яга
2 склонение: слон, окно, конь, кот, осёл
3 склонение: степь, любовь
Слова: время, семя, темя, племя, стремя, знамя, пламя, вымя, имя склоняются как им. сущ.
9. В предложении имя существительное является подлежащим, дополнением, обстоятельством.
1. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
2. Имена прилагательные изменяются по числам: ед.ч. (красная) мн.ч. (красные).
3. Имена прилагательные изменяются по родам: м.р. (синий) ж.р. (синяя ) ср.р. (синее).
Во мн. ч. род имён прилагательных не различается.
4. Имена прилагательные склоняются (изменяются по падежам).
5. Имя прилагательное зависит от имени существительного: стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное.
Окончание имени прилагательного можно узнавать по вопросу к нему.
6. В предложении имя прилагательное является – определением, сказуемым (в краткой форме).
Глагол
1. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
2. Глагол имеет неопределённую форму (н.ф.) (не указывает на время, не изменяется по временам).
Что сделать? (Совершенный вид)
3. Глаголы изменяются по числам:
4. Глаголы изменяются по временам.
* настоящее время (действие происходит в момент речи)
* будущее время (действие, которое будет происходить)
* прошедшее время (действие, которое произошло) что делал? что сделал?
5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам:
* женский род – что делала?
* средний род – что делало?
От рода глагола зависит его окончание.
6. Глаголы настоящего и будущего времени спрягаются.
Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.
7. Различают спряжения: 1 спр. и 2 спр.
смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть
гнать, держать, дышать, вертеть
и зависеть, и терпеть.
8. Безударные личные окончания глаголов:
9. Определить спряжение глагола можно:
— по ударному окончанию глагола (смотри таблицу);
— по окончанию глагола в 3 лице мн.ч.: рисуют – 1 спр. кормят – 2 спр.;
— по н.ф. глагола (смотри пункт № 7).
10. НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех, которые без НЕ не употребляются: неволить, ненавидеть, нездоровится, негодовать, недомогать, недоумевать.
11. В предложении – сказуемое, реже – подлежащее. Жить – Родине служить.
Местоимение
1. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Местоимения употребляются вместо им. сущ., им.прил. и имён числительных.
2. Местоимения различают:
а) местоимения – прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой …). Мой весёлый звонкий мяч.
б) местоимения – числительные (столько, сколько, несколько …).
в) местоимения – наречия (где, когда, там, потому…)
г) местоимения – существительные (личные).
3. Личные местоимения – это те, которые указывают на лицо, участвующее в речи (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они), но не называют его.
Личные местоимения изменяются по лицам, числам, падежам.
— местоимения 3 лица ед.ч. изменяются по родам,
— при изменении по падежам к местоимениям 3 лица добавляется буква н (если есть предлог): к нему, до них, перед ней.
4. У местоимений нет приставок, с предлогами местоимения пишутся раздельно.
Виды разборов
Вью/нок – 2 слога, [в й у н о к],
В – [ в ] – согласный, звонкий, мягкий
ю – [ й ] – согласный,. звонкий, мягкий
[ у ] – гласный, безударный
н – [ н ] – согласный, звонкий, твёрдый
о – [ о ] – гласный, ударный
к – [ к ] – согласный, глухой, твёрдый
1. Окончание (измени слово: по числам, родам, падежам, временам).
2. Основа (часть слова без окончания).
3. Корень (подбери 2-3 родственных слова разных частей речи).
г) местоимение (для личных местоимений):
часть речи, нач. форма (им.п.), лицо, род (3 лицо, ед.ч.), число, падеж, роль в предложении.
Самые главные правила русского языка 1 4 класс
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные – это звуки, при произношении которых воздух спокойно проходит через полость рта и не встречает какой-либо преграды.
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Для обозначения гласных звуков на письме используем 10 букв:
а, о, у, э, ы – обозначают твёрдость согласных звуков;
я, ё, ю, е, и – обозначают мягкость согласных звуков (после согласного),
или обозначают 2 звука.
Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука:
Согласные – это звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду (язык, зубы или губы).
В русском языке 36 согласных звуков.
В русском языке 21 буква, которая обозначает согласный звук: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,
Согласный звук может быть:
— твёрдым или мягким;
— звонким или глухим;
Всегда твёрдые [Ж], [Ш], [Ц].
Всегда мягкие [Й’], [Ч’], [Щ’].
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, ы, э и ъ:
Мягкость согласных звуков обозначается буквами я, ё, е, ю, и и ь.
ЗВОНКИЕ согласные произносим с шумом и голосом, а ГЛУХИЕ только с шумом.
В предложении «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи!» все согласные глухие.
ЖИ-ШИ пиши с буквой И. Например: крыши, жираф.
ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Например: чудак, щука.
СОЧЕТАНИЯ ЧК-ЧН, НЧ, РЩ, ЩН И НЩ
Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ пишутся без мягкого знака.
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ
Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной.
Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Гласные буквы а, о, и, е, я в безударных слогах требуют проверки.
ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Для проверки слов с двумя безударными гласными в корне нужно подобрать два проверочных слова.
НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Написание слов с непроверяемыми гласными в корне слова надо проверять по орфографическому словарю.
Написание некоторых из них надо запомнить.
В конце слова после мягкого согласного пишется буква Ь
После мягкого Л в середине слова всегда пишется буква Ь.
В других случаях после мягкого согласного буква Ь не пишется
В случае затруднения обращайся к словарю.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК
Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
Разделительный Ь пишется в корне и между корнем и окончанием.
Ь пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК
Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем слова, который начинается с гласных Е, Ё, Ю, Я.
(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)
Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре.
Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.
Между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.
Написал, записал, приписал, списал, дописал
Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.
Между предлогом и приставкой можно вставить другое слово или вопрос.
Сосна росла (у) берега.
Сосна росла у (чего? самого) берега.
1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.
2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.
Запомни: лестница, праздник, чувство
Ужасный – ужас, опасный – опасен.
ПРАВОПИСАНИЕ Ы И И ПОСЛЕ Ц
ИСКЛЮЧЕНИЯ : цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цып – цып.
В словах с суффиксом
ПРАВОПИСАНИЕ О и Е В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТИВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц
В окончаниях имен существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е.
Слова состоят (или могут состоять) из приставки, корня, суффикса и окончания.
Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее значение: свет, светильник, освещать.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: ходить, подходить, переход, выход.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: школа, школьник, школьный.
Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в словосочетании или в предложении: читал книгу, нашёл в книге.
Разбор слова по составу
1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:
настольный, настольного, настольным, о настольном.
Окончание –ый, основа настольн-
2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:
стол, столик, столовая.
Общая часть слов – стол-. Это корень.
3. Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах.
Такая приставка есть в словах наручный, настенный
4. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.
Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.
Например: во-ро-на, пе-тух, лю-бовь
Например: ака-ция, мир, яма
Например: боль-шой, крыль-цо, сой-ка, объ-езд
4. При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.
Например: жуж-жать, сум-ма, ап-петит
Например: под-бить, при-слоняться, рас-крыть, пре-красный
имя существительное предлог
имя прилагательное союз
Например, школа, ученик, кровать, лошадь.
Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе (что? кто?)
(Например, писатель, рак)
(Например, дождь, вода)
Например, Валентина, Новгород, Барсик
Все остальные – нарицательные.
Например, город, кошка, сестра, дом
Имена существительные бывают:
Женского рода (она моя), например, лодка, корова.
Мужского рода (он мой), например, стол, год.
Среднего рода (оно моё), например, солнце, окно.
Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.
Например, туфли – туфля (ж.р), ботинки – ботинок (м.р.)
Имена существительные изменяются по числам.
Существительные в единственном числе обозначают один предмет,
во множественном числе – два или несколько предметов.
Имена существительные изменяются по падежам.
Именительный – (есть) кто? что?
Дательный – (подошёл) кем? чем?
Винительный – (вижу) кого? что?
Творительный – (доволен) кем? чем?
Предложный – (думаю) о ком? о чём?
Как отличить И. п. от В. п.
Существительное в И.П. является в предложении главным членом – подлежащим и никогда не употребляется с предлогом.
Существительное в В. п. является в предложении второстепенным членом. Оно употребляется как с предлогом, так и без.
Как отличить Р. п. от В. п.
Р. и В. падежи можно различать по предлогам.
От, до, из, без, у, для, около, в, на, за, через, про
У существительных 1 склонения Р. и В. падежи различаются по окончаниям.
Существительные в П. п. всегда употребляются с предлогом (о, об, обо, в, во, на, при)
Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются на гласные звуки. (об автомобиле, об урожае, об Илье)
Существительные бывают 1, 2 и 3 – го склонения.
3 склонение – существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием).
Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа.
Например, ехали по улице – улица (1 скл.)
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
Чтобы проверить безударное окончание существительного, надо:
Например, красная, цветной, праздничное, весёлые.
Начальная форма имени прилагательного – прилагательное в именительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. (какой?)
Род, число, падеж имени прилагательного определяется по существительному, с которым оно связано по смыслу.
В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и по падежам.
Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
Правописание безударных окончаний имен прилагательных.
Для того, чтобы правильно написать безударное окончание
имени прилагательного нужно:
1. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное, определить число, род и падеж.
2. Вспомнить окончание прилагательных в этом падеже.
3.ИЛИ поставить вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.
Памятка правил по русскому языку 1-4 класс
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
Правила по русскому языку в начальной школе
Гласные и согласные звуки
Какие бывают согласные звуки?
Как известно, в русской фонетике различают гласные и согласные звуки . Состав согласных звуков в русском языке неоднороден. Одни из них образуются с большей долей шума. Так возникают глухие согласные:
При их образовании воздушная струя встречает преграды в ротовой полости, из-за чего возникает шум.
В рождении других согласных доля шума меньше, хотя шум преобладает над голосом. Это звонкие согласные:
Как образуются сонорные звуки?
Среди звонких согласных выделяются своей особой звучностью сонорные (лат. sonorus — «звучный»), в образовании которых доля шума минимальна, а превалирует голос, то есть звук выходит относительно свободно наружу. В эту группу согласных входят 9 звуков, которые соответствуют буквам алфавита:
Русский язык – государственный язык нашей страны, Российской Федерации.
Устная речь – это речь, которую мы слышим или произносим. Слово «устная» образовалось от слова «уста»: устами называли в старину губы.
Письменная речь – это речь, которую мы читаем или записываем.
Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений.
Предложения в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу.
Текст имеет свою тему и главную мысль. Текст можно озаглавить.
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. В диалоге слова каждого лица (реплика) пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире (-).
В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: дом – 1 слог, у-рок – 2 слога, ма-ши-на – 3 слога.
Перенос слов. Слова переносятся по слогам, но одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку.
Например: слово урок перенести нельзя.
Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов. Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Остальные слоги или слог безударные. Правильное произношение слов и постановку ударения можно проверить в орфоэпическом словаре.
Слог — это элемент слова, который мы произносим на одном толчке воздуха.
Правила деления на слоги.
1. В русском языке есть разные по слышимости
звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
• Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
• Слог — это один звук или несколько звуков,
произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-
• В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
2. Слог может состоять из одного звука (это обязательно
гласный) или нескольких звуков (в этом слоге, кроме
гласного, есть согласный или несколько согласных):
ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник;
3.Слоги бывают открытыми и закрытыми.
• Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
• Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать
один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном
случае выделяются два слога:
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление
на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
• Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
• При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком
отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
• Два одинаковых согласных отходят к последующему
слогу: о-ттечь, да-нный.
• Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу:
• Исключение: в середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные
[й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка,
Сонь-ка, со-лом-ка, мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка,
бан-ка, бань-ка, лай-ка.
1. Безударные гласные в корне слова.
Проверяемое слово – это слово, в котором надо проверить написание буквы. Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква стоит под ударением.
Непроверяемые безударные гласные – это такие, к которым нельзя подобрать проверочное слово.
Правописание непроверяемых безударных гласных нужно запомнить или проверить по словарю. Например: рисунок, картина, собака.
Орфографический словарь указывает на то, как нужно правильно писать слово.
Безударные гласные в слове.
1. Гласные звуки в ударных слогах называются ударными.
2. Гласные звуки в безударных слогах называются безударными.
3. Буквы А, О, Е, И, Я в безударных слогах нужно проверять.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение. Например: СТОЛБЫ – столб.
Если буква гласная вызвала сомнения, ты её немедленно ставь под ударение!
Мягкие и твёрдые согласные звуки.
1.Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами: А, О, У, Ы, Э
2.Мягкость согласных звуков обозначается буквами Е, Ё, И, Ю, Я и Ь
Пишется после согласных и перед гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
1. На конце и в середине слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
2. Мягкий знак пишется после согласного и перед гласными: Е, Ё, Ю, Я.
Запомни слова, в которых в середине не пишется ь:
ЖИЗНЬ, ЕСТЬ, ЕСЛИ, ЧЕРВЬ, ЯСЛИ, ПЕСНЯ, ГОСТЬ, НАСТЯ
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Слова в предложении связаны по смыслу.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
В конце предложения ставится точка (.), если в предложении о чём-либо или о ком – либо спокойно сообщается.
Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!)
Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?)
По цели высказывания предложения бывают:
1.Повествовательные: Я читаю интересную книгу.
По интонации предложения бывают:
1.Восклицательные: Береги честь смолоду!
2.Невосклицательные: Книга – источник знаний.
Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет, совершающий действие, и отвечает на вопрос кто? или что?
(Кто?) Дети катаются на санках.
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал? и пр.
(Что?) Солнце (что сделало?) встало из-за леса.
(Кто?) Щенок (что делает?) спит.
Второстепенные члены предложения.
1.По наличию второстепенных членов предложения делятся на нераспространённые и распространённые.
Нераспространённые предложения состоят только из главных членов
Например: Белка прыгает.
2.Если в предложении помимо главных членов есть и второстепенные, такое предложение называется распространённым.
Пишутся с заглавной буквы: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, рек, морей, океанов.
Например: мальчик Коля, девочка Даша, собака Жучка, кот Барсик, Россия, город Казань, деревня Славная, улица Симонова, река Казанка, море Чёрное, океан Тихий.
Многозначные слова – это слова, имеющие два и более лексических значений.
НОЖКА – стола или стула, гриба или цветка, циркуля, ласковое название ноги человека;
ШЛЯПКА – женский головной убор, опять же гриба, гвоздя;
ХВОСТ – животного, самолета, поезда, очереди;
Основные правила по рус яз 1- 4 класс
Содержимое разработки
ЖИ-ШИ пишется буква И
ЧА-ЩА пишется буква А
ЧУ-ЩУ пишется буква У
ЧК, ЧН, ЩН, НЧ, ЧТ Ь не пишется
Девочка Ночник Мощный Чтение Блинчик
Написание с заглавной буквы
Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, рек, городов, деревень пишутся с большой буквы.
Иванов Иван Иванович Каспийское море корова Буренка город Москва
Разделительный твердый знак пишется:
После приставки, если она оканчивается на согласную, а корень начинается с буквы Е, Ё, Ю или Я
Разделительный мягкий знак пишется:
Внутри слова (но не после приставки!) перед буквами Е, Ё, И, Ю, Я
Безударная гласная в корне слова
проверяется ударением, для этого надо изменить или подобрать однокоренные слова, чтобы ударение падало на эту букву:
дождливый- дождь, река- реки
Проверяемые парные согласные в конце слова
надо изменить или подобрать однокоренные слова, чтобы после парной согласной стояла гласная.
зуб – зубы, глаз-глаза, рукав-рукава
Ь в конце существительных после щипящих Ж, Ш, Ч, Щ
пишется в существительных женского рода Дочь Помощь Мышь Рожь
не пишется в существительных мужского рода Сторож Врач Малыш Борщ
Слова можно переносить по слогам
Слово, состоящее из одного слова перенести нельзя
Одну букву нельзя перенести или оставить на строке
Буква Й, Ъ, Ь при переносе не отделяются
Подъ-езд Конь-ки Лей-ка
Морфологические разборы слов
Морфологический разбор имени существительного
Часть речи. Общее значение
Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
Морфологический разбор имени прилагательного
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
а) падеж,
б) число,
в) род.
III. Синтаксическая роль.
Морфологический разбор глагола
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
3. Непостоянные признаки:
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Морфологический разбор наречия
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Неизменяемое слово.
2. Степень сравнения (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Морфологический разбор имени числительного
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма(именительный падеж).
2. Постоянные признаки:
а) простое или составное,
б) количественное или порядковое,
в) разряд (для количественных).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Морфологический разбор местоимения
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки:
а) разряд,
б) лицо (у личных местоимений).
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число (если есть),
в) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.
Именительный — кто? или что?
Родительный — кого? или чего?
Дательный — кому? или чему?
Винительный — кого? или что?
Творительный — кем? или чем?
Предложный — о ком? или о чем?
Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении.
без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.
Правила по русскому языку за курс начальной школы
Просмотр содержимого документа
«Правила по русскому языку за курс начальной школы»
С помощью речи люди о чём – либо сообщают, рассказывают, спрашивают друг друга, просят.
Устная речь- это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы произносим, называют устной.
Письменная речь- это речь написанная. Для письма используют буквы.
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет своё название.
При произношении гласных звуков воздух во рту проходит свободно, не встречает преград. Они произносятся только с голосом. В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и 10 гласных букв, которые обозначают гласные звуки: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
а о у ы э – обозначают твёрдость, рядом стоящей согласной буквы.
б в г д ж з – парные звонкие согласные
ж ш ц – всегда твёрдые шипящие согласные
ь – показатель мягкости согласных.
Всегда Всегда
Согласный, звонкий, Согласный, звонкий,
мягкий, непарный, твёрдый, парный
твёрдость, рядом Согласные звонкие Согласные звонкие
и
т
ц
Всегда Всегда Всегда Всегда
Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой, Согласный, глухой
твердый, парный твердый, непарный мягкий, непарный мягкий, непарный
Гласные буквы е ё ю я называют «волшебными», потому что могут обозначать 1 звук или 2 звука.
Один звук обозначают, когда стоят после согласных.
Например:
я- [а]глас.,уд. ю-[у]глас.,уд.
ё-[о]глас.,уд. к-[к]согл.,гл.,тв.,парн.
Два звука обозначают, когда стоят:
1. в начале слова
ю –[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн. я –[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.
б – [п]согл.,глух.,тв., парн. м- [м]согл., зв.,тв., непарн.
к –[к]согл., глух., тв., парн. к —[к]согл., глух., тв., парн.
н–[н]согл.,зв.,тв.,непарн. л-[л]согл., зв.,тв., непарн.
о–[о]глас.,уд. к-[к]согл., глух., тв., парн.
м –[м]согл.,зв.,тв.,непар п –[п]согл.,глух.,тв., парн.
к –[к]согл.,гл.,тв.,парн. С–[С]согл.,глух.,тв.,парн.
ю–[у] глас.,безуд. ф–[ф’]согл.,гл.,мягк.,парн.
ь –[- ]звука не обозначает \[у]глас.,уд.
з-[з ]согл.,зв.,тв.,парн. п-[п]согл.,гл.,тв.,парн.
д-[д]согл.,зв.,тв.,парн. о-[а ]глас.,безуд.
р-[р]согл.,зв.,тв.,непарн. ь-[- ]звука не обозначает
ь-[-]звука не обозначает т-[т ]согл.,гл.,тв.,парн.
о–[а]глас.,безуд. ъ-[-]звука не обозначает
д–[д]согл., тв.,зв.,парн. ё-[й’]согл.,зв.,мягк.,непарн.
ъ–[-]звука не обозначает [о]глас.,уд.
\[э ] глас.,уд. и-[ы]глас.,безуд.
ъ-[-]звука не обозначает
1. Слово переносится по слогам.
Например: кни – га, бу – кет, ве – те – рок.
Слово, состоящее из одного слога, не переносится.
3. Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от стоящей впереди буквы.
Например: пись – мо, конь – ки, строй – ка, май – ка, подъ – езд.
4.При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.
Например: Коля Никитин, Нина Васильева, Ирина Петровна, Соколова Екатерина Ивановна.
2. Клички животных – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.
Например: кот Пушок, собака Шарик, корова Чернушка, коза Белка.
3. Названия улиц, сёл, деревень, городов и рек – это имена собственные, они пишутся с большой буквы.
Например: деревня Каменка, село Сосновка, город Саратов, страна Россия.
К именам собственным относятся фамилии, имена, отчества людей, названия стран, городов, сел, улиц, названия книг, газет, клички животных. Все остальные существительные – нарицательные.
1.Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.
3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается
волнистой линией. Определение выражается прилагательным.
4. Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего?
5. Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.
Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу.
1.По цели высказывания предложения бывают:
Повествовательные: На дворе стоит прекрасная погода.
Вопросительные: Почему вы не гуляете?
Побудительные: Идите скорее!
Восклицательные: Мне подарили щенка!
Невосклицательные: Мне подарили щенка.
3. По наличию второстепенных членов:
4.Простые и сложные предложения:
(имеет две и более грамматических основ)
5. С однородными членами и без однородных членов.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)
(Повествовательное, восклицательное, простое, распространенное, с однородными определениями.)
Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, выписывание словосочетаний.
В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.
д ети(какие?) маленькие
г уляли (когда?) днём
г уляли (где?) в парке
д нём (каким?) осенним
в парке (каком?) городском
Однородными членами предложения называют слова, которые:
1. Относятся к одному и тому же члену предложения.
2. Отвечают на один и тот же вопрос.
3. А для определений: Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)
4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.
(Маленькие, большие – однородные определения).
Запятая при однородных членах предложения
На письме части сложного предложения разделяются запятой.
Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.
Слова автора – показывают, кому принадлежит прямая речь.
К нязь печально отвечает: «Грусть- тоска меня съедает».
слова автора прямая речь
Знаки препинания в предложениях с прямой речью:
Обращение — слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.
На письме обращение выделяется запятыми.
Колобок, спой свою песенку еще разок.
Обращение не является членом предложения.
I.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы, события, вещи людей, зверей и отвечает на вопрос кто? или что?
Например: стол, парта, костюм, дождик, холод, утренник, экскурсия. На вопрос кто? отвечают одушевлённые существительные. Например: медведь, собака, лошадь, кузнечик, утка.
На вопрос что? отвечают неодушевлённые существительные. Например: стол, стул, клён, берёза, праздник.
Имена существительные по родам не изменяются. Они бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой, — мужского рода.
Например: дом, мир, магазин, пенал, январь.
Например: страна, тетрадь, мебель, лампа.
Например: имя, счастье, яблоко, крыльцо.
Имена существительные бывают собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с большой буквы.
Имена существительные изменяются по числам и по падежам. Существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов. При изменении имени существительного изменяется его окончание.
При изменении имени существительного изменяется его окончание. Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. В русском языке 6 падежей. Чтобы правильно просклонять имя существительное, можно использовать вспомогательные слова.
Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе. В русском языке есть имена существительные, которые не склоняются (не изменяются по падежам): пальто, метро, радио, кино, шоссе, кашне, кашпо. Такие имена существительные называются несклоняемыми.
Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.