Самые необычные самолеты в мире
Правда или вымысел? Разбираем самые необычные самолеты
В поисковиках по запросу «самый большой самолет в мире» нас ожидает несколько весьма неожиданных экземпляров. Попробуем разобраться, что реально, а что нет.
Многоэтажные самолеты
Вариация на тему Airbus A390
Шестиэтажный Airbus A390 выглядит жутковато, однако сложно поверить в реальность существования этой махины: в таком виде самолет однозначно в воздух не поднимется.
Вариация на тему Airbus A390
Более правдоподобными выглядят трех- и четырехэтажные вариации A390 с 6 или 12 двигателями на выбор. В таком виде самолеты теоретически смогут подняться в воздух, однако на практике до таких изысков авиапроизводитель так и не добрался: модели A390 в природе еще не существует.
Вариация на тему Airbus A880
Вариация на тему Airbus A1000
Стоит ли сомневаться в таком случае в существовании монструозных версий A880, еще более сказочного A1000 и других невероятных безымянных созданий полета дизайнерской фантазии?
Aero Spacelines Super Guppy
Больше двигателей
Ан-225 «Мрия» сверхбольшой грузоподъемности.
Один из самых крупных реально существующих самолетов Ан-225 имеет 6 двигателей, был спроектирован и построен в СССР на Киевском механическом заводе. В настоящее время существует только один экземпляр экземпляр этой модели, эксплуатируется украинской компанией AntonovAirlines.
Однако гуляющие по сети авиафейки преподносят нам невероятные сюрпризы.
У этого красавца целых 26 турбин!
Гигантские разнокалиберные турбины, судя по всему, пытаются составить конкуренцию серии Falcon с тремя турбинами.
Принцип расположения двигателей на этом самолете и вовсе не поддается логике.
Малоправдивая вариация на тему Ан-225.
Быстрее, выше. длиннее!
Boeing 747−8, самый длинный пассажирский самолёт в мире.
Самым длинным пассажирским самолетом в мире на сегодняшний день является двухпалубный Boeing 747−8, длина которого составляет 76,25 метров и приблизительно равна 30-этажному дому. Однако встречаются и такие экземпляры, буквально ломающие все законы физики и, чего уж там, здравого смысла.
Многократно и нещадно вытянутый Boeing.
Тут автор, судя по всему хотел показать, что Аэробус больше не конкурент Боингам.
Stratolaunch Model 351 с двухфюзеляжной конструкцией.
Однако находчивость американских инженеров предвосхитили смелые фантазии безымянных художников.
Чудо техники с тремя фюзеляжами.
«Двойная» вариация на тему A340.
Самолеты-отели
Дизайны современных бизнес-джетов иногда восхищают не меньше их вымышленных собратьев. Попытки достигнуть на борту самолета удобств 5-звездочных отелей переворачивают представление об авиапутешествиях (подробнее мы писали об этом здесь). Однако существуют неизменные правила, пренебречь которыми на данном этапе самолетостроения все еще невозможно. Например, размещение крупных резервуаров с открытой водой на борту, поэтому соорудить бассейн в самолете не получится.
С другой стороны, практика размещения душевых и даже спа-комнат с саунами в самолете все чаще и чаще реализуется в новых моделях бизнес-джетов.
Душевая первого класса в Airbus A380.
И напоследок
Многие современные изобретения уходят корнями в сказки разных народов мира. Не исключено, что и сегодняшние фантасмагоричные наработки однажды найдут свое место в нашей реальности. Или в чьей-либо еще.
Не взлетело: 11 самых нелепых, уродливых и странных летательных аппаратов
На этой неделе самое большое в мире воздушное судно потерпело крушение, зацепив телеграфный столб. «Афиша Daily» вспомнила еще 10 необычных летательных аппаратов, созданных человечеством.
Airlander 10 («Летающая задница»)
92-метровый гибрид самолета, дирижабля и вертолета, по замыслу создателей, мог подниматься на высоту почти 5 км и развивать скорость до 150 км/ч, перевозить грузы до 10 тонн. Первый тестовый полет Airlander 10 прошел в штатном режиме, но во время второго испытания 24 августа что-то пошло не так. Аппарат задел телеграфный столб и вошел носом в землю. В итоге кабина пилотов была разрушена, но из экипажа никто не пострадал.
Аэродин Dornier E-1
Беспилотник вертикального взлета и посадки Dornier E-1 был разработан на основе идей великого немецкого авиаконструктора Александра Липпиша, который после Второй мировой войны работал в США. Аэродин не имел выраженных крыльев и по принципу полета больше всего напоминал взбесившийся у вас в руках фен. Успешные испытания самолета прошли в 1972 году, но через несколько месяцев проект был свернут.
Stipa-Caproni («Летающая бочка»)
Еще один летающий фен — или, скорее, огромная труба с крыльями и пропеллером внутри. Его спроектировал в тридцатые годы итальянский конструктор Луиджи Стипа («Капрони» — это фирма-изготовитель). Испытания самолета в 1932 году прошли успешно, но дальше одного-единственного прототипа дело не пошло. Машина скорее демонстрировала возможности итальянских авиаконструкторов. Но наработки Стипы позднее использовались учеными для создания новых двигателей самолетов.
Vought V-173 («Шумовка»)
Творение американского конструктора Чарлза Циммермана, который занимался его разработкой во время Второй мировой войны в фирме Vought. Самолет вертикального взлета и посадки после испытаний должен был стать морским истребителем, но в результате Vought ограничились опытными полетами прототипа. Правда, не долго — с 1942 по 1947 год. За время, пока летательные аппараты Циммермана с прозвищами «панкейк» или «шумовка» кружили над Коннектикутом, в местных СМИ многократно увеличилось количество сообщений об НЛО.
Аэроцикл De Lackner HZ-1
За созданием компактного аппарата стоял тот же самый Чарлз Циммерман. Считалось, что такой портативный аэроцикл будет легок в управлении и поможет проводить разведку на «поле боя во время ядерной войны» (как конкретно они себе это представляли, сейчас разобраться трудно). Испытания прошли в 1954 году, но управлять аэроциклом оказалось существенно сложнее, чем ожидалось, и после нескольких аварий проект был свернут.
Nemeth Parasol («Самолет-зонтик»)
Первый самолет с идеально круглым крылом. По утверждению его создателя Стивена Немета, Parasol обладал исключительными качествами — мог сесть даже на самую небольшую площадку; если двигатели отказывали, круглое крыло обеспечивало мягкую посадку, работая как парашют; а управлять машиной было так просто, что даже неопытный человек сразу бы с ним разобрался. При всех плюсах на одном-единственном прототипе история Parasol закончилась. Видео с одним из первых полетов можно посмотреть здесь.
Тройной самолетодирижабль Lockheed Martin P-791
Колеоптер SNECMA C-450
Coléoptère в переводе с французского значит просто «жук». C-450 должен был взлетать и садиться вертикально, для чего, в частности, были разработаны уникальные механизмы смягчения удара при посадке, но в итоге был построен единственный прототип. Во время одного из испытаний была запланирована первая попытка изменить направление полета с вертикального на угловое прямо в воздухе. Пилот не справился с управлением, ему пришлось катапультироваться, C-450 упал и разбился, а денег на новый прототип не нашлось. Тут можно посмотреть маленький фильм об аппарате.
Avro Canada VZ-9 Avrocar
Канадский летательный аппарат, уж совсем похожий на НЛО, разрабатывался во время холодной войны. И таким сходством, возможно, предполагалось устрашать противника. По задумке конструктора летающей тарелки — англичанина Джека Фроста, Avrocar должен был летать невысоко: пилоты сидели в открытых кабинах, а между ними устанавливался пулемет. В качестве звучного рекламного названия своей разработки создатели использовали выражение «летающий джип». Первый полет состоялся в 1959 году; деньги на проект кончились 2 года спустя — в 1961-м.
Асимметричный планер Blohm & Voss BV 141
Асимметричный авиакурьез BV 141 разрабатывался в качестве самолета-разведчика прямо перед Второй мировой войной и очень нравился немецкому асу Эрнсту Удету, который лично поддерживал проект. Возможно, благодаря ему самолет сумел продвинуться дальше прототипа, но тоже ушел недалеко — было выпущено только несколько десятков машин. Гондола для экипажа располагалась не по центру, а правее, обеспечивая больший сектор обзора. Кажется, что конструкция опасно дисбалансирует самолет, но испытания подтвердили устойчивость и маневренность машины. Участвовали ли они в боевых операциях — неизвестно. Но наступающие силы союзников нашли несколько разбитых образцов, и до сегодняшнего дня ни одного целого самолета не дошло.
Aero Spacelines («Беременная гуппи»)
Pregnant Guppy реально использовался и выполнял плановые рейсы, причем целых семнадцать лет — с 1962 по 1979 год. Он применялся NASA для перевозки негабаритных грузов — особенно разных частей ракет и других больших и очень больших вещей, нужных в аэрокосмическом деле. Сделан Pregnant Guppy был в единственном экземпляре, на основе «Боинга-377». А следующие модели той же серии с похожими рыбными названиями, Super Guppy и Airbus Beluga, летают и по сей день.
10 странных самолетов
Они еще и летают! От блинчика до лосося – десятка самых невероятных самолетов по версии Naked Science.
Облик самолета – вытянутый фюзеляж, пара крыльев, хвост – кажется таким же знакомым, неизменным и даже родным, как силуэт кошки или собаки. Однако время от времени авиаконструкторы выступают с очень неожиданными идеями и проектами. Лишь редкие из них воплощаются в реальность, и считанные единицы поднимаются в воздух. Но если это случается, эффект остается надолго.
10. Несимметричный
Разведывательный самолет Blohm & Voss BV 141, разработанный в Третьем Рейхе, был произведен в количестве нескольких десятков экземпляров и получил смешанные отзывы пилотов и конструкторов. В гондоле справа размещался экипаж, а смещенное влево хвостовое оперение давало стрелку-пулеметчику лучший обзор.
Blohm & Voss BV 141 / ©Hoffmann/1942
Blohm & Voss BV 141 / ©wwiiaircraftphotos.com
9. Блинчик
Экспериментальный истребитель вертикального взлета и посадки Vought V-173 создавался по заказу американского ВМФ в годы Второй мировой. Планировалось, что такие самолеты могут придать эффективно действующее авиакрыло морским конвоям, которые не было возможности прикрыть полноценными авианосцами. Впрочем, разработка столкнулась с такими трудностями, что война закончилась раньше, чем такой аппарат был доведен до ума.
Vought V-173 / ©US Navy
Vought V-173 / ©US Navy
8. Стрекоза
Оригинальная конструкция, по замыслу британских инженеров, могла позволить уменьшить размах крыльев, увеличив их число. Однако прототип палубного бомбардировщика M.39B Libellula, названный в честь рода стрекоз, известных асов полета, должных способностей не продемонстрировал. От идеи четырехкрылого аппарата пришлось отказаться.
M.39B Libellula / ©William Vanderson/Fox Photos
7. Бомбочка
McDonnell XF-85 Goblin / ©U.S. Air Force
McDonnell XF-85 Goblin / ©U.S. Air Force
6. Лосось
Старую проблему вертикального взлета и посадки разработчики Lockheed XFV решили радикально: экспериментальный турбовинтовой истребитель переходил в горизонтальное положение только в воздухе, а на палубе (планировалось, что самолет будет базироваться на неавианесущих кораблях) оставался стоять на своем мощном хвосте. Недаром он получил прозвище «Лосось». Несмотря на первоначально успешные испытания, программа была свернута в 1954 году.
Lockheed XFV / ©U.S. Air Force
Lockheed XFV / ©U.S. Air Force
5. Круглый жук
Экспериментальный французский Snecma Coleoptere (C-450) – еще один представитель насекомых: название его означает просто «жук». Одноместный аппарат с турбореактивным двигателем создавался в конце 1950-х и должен был вмещать одного летчика, подниматься и садиться вертикально. К сожалению, это все, на что «жук» оказался способен – полет его оказался настолько нестабилен, что никакого смысла продолжать работу в этом направлении не было.
Snecma Coleoptere (C-450) / ©Keystone/Getty Images
4. Кривокрыл
Косым крыло экспериментального самолета Ames-Dryden-1 становилось лишь временно: в 1979-1982 годах этот странный аппарат создавался в NASA для исследования возможностей и перспектив компоновки «поворотной асимметрично изменяемой стреловидности крыла». Определенные аэродинамические преимущества у такой схемы, действительно, нашлись, но недостатки, видимо, их перевесили, и проект был закрыт. Кстати, в работе над AD-1 участвовал знаменитый конструктор Бёрт Рутан, разработчик современных стратосферных аппаратов SpaceShipOne и SpaceShipTwo.
Ames-Dryden-1 / ©NASA/DFRC
Ames-Dryden-1 / ©NASA/DFRC
3. Пустой
По большому счету, аппарат M2-F1 стоит назвать просто планером странной конструкции: у него не было не только крыльев, но и двигателя. Этот легкий и крошечный аппарат был создан в начале 1960-х для тестирования технологий, связанных с аэродинамикой компоновки «несущий корпус». Аппарат просто цеплялся тросом за полноценный самолет – и несся вслед за ним. В отличие от других наших героев, он обошелся разработчикам буквально в копейки – всего в 30 тыс. долларов.
M2-F1 / ©NASA
M2-F1 / ©NASA
2. Китообразный
А вот Aero Spacelines Super Guppy ни крошечным, ни дешевым не назовешь. Этот транспортный самолет, созданный на базе Boeing C-97, способен поднять до 25 т и перенести их на расстояние более 3000 км. Выпущенный в количестве всего пяти экземпляров, он предназначен для перевозки негабаритных грузов, причем один из них продолжает оставаться в эксплуатации по сей день – он позволяет доставлять крупногабаритные элементы МКС с заводов на космодром во Флориде.
Aero Spacelines Super Guppy / ©NASA/DFRC
Aero Spacelines Super Guppy / ©NASA/DFRC
1. Монстр
Одно описание возможностей, которыми одарили конструкторы свое чудовищное детище, впечатляет: вертикальный взлет и посадка, амфибия, экранолет… ВВА-14 советско-итальянского конструктора Роберта Бартини поднялся в воздух в 1972 году и должен был обладать также весьма внушительной грузоподъемностью. Увы, проект оказался чересчур амбициозным: лишь один из двух произведенных экземпляров сохранился до сих пор и тихо доживает свой век в авиационном музее в подмосковном Монино.
ВВА-14 / ©Alex Beltyukov/Wikimedia Commons
ВВА-14 / ©airwar.ru
Самые необычные самолёты в истории авиации (28 фото)
McDonnell Douglas X-36, бесхвостый истребитель
Монстр Каспийского моря, «Каспийский монстр» — Экспериментальный экраноплан, который был разработан Ростиславом Алексеевым в 1966 году.
De Lackner HZ-1 – Устройство, позволяющее проводить разведывательные операции.
Stipa-Caproni — Фюзеляж экспериментального итальянского самолёта выполнен в виде бочки (1932 год).
Blohm & Voss BV 141 – Самолёт, который должен был использоваться немецкими разведчиками во время II мировой войны. Отличается асимметричным дизайном.
Blohm & Voss BV 141
«Libellula»— Благодаря двойным крыльям и двум двигателям, у пилота был хороший обзор, что позволяло совершать успешные посадки на авианосцы. 1945 год.
North American XF-82 – Самолёт сопровождения, состоит из двух соединённых P-51 «Mustang». 1946 год.
North American XF-82
Northrop XB-35 — Военная разработка бомбардировщика предназначалась Военно-воздушным силам США.
Martin XB-51 – Штурмовой самолёт США, оборудованный 3 двигателями. Отличается нетрадиционным дизайном: оба двигателя расположены под носом самолёта, третий – в хвостовой части.
Lockheed XFV «The Salmon» — Экспериментальная разработка, возможен взлёт «с хвоста».
Lockheed XFV «The Salmon»
Avro Canada VZ-9 «Avrocar» — Самолёт выполнен в форме диска, может совершать вертикальный взлёт. Засекреченный проект США.
Avro Canada VZ-9 «Avrocar»
HL-10 – Строительство было завершено благодаря проекту «Lifting Body Research Program» под руководством NASA.
Douglas XB-42 «Mixmaster» —Проект бомбардировщика создан в 1944 году. Самолёт способен летать на очень больших скоростях.
Douglas XB-42 «Mixmaster»
Dornier Do 31 – Экспериментальный транспортник, возможен вертикальный взлёт.
«Aerodyne» Александра Липпиша – На самолёте распложены два соосных внутренних пропеллера. Отсутствуют крылья.
McDonnell XF-85 «Goblin» — Один из прототипов военного самолёта. Согласно замыслу инженеров, запуск должен был происходить из люка Convair B-36.
McDonnell XF-85 «Goblin»
Vought V-173 — Военный самолёт, предназначавшийся для ВМС Америки.
Hyper III – Самолёт с возможностью дистанционного управления. Разработан NASA.
VVA-14 – Самолёт-амфибия.
Snecma C-450 – Проект французских инженеров. Отличительная особенность – возможность вертикального взлёта и приземления. 1958 год.
Ames-Dryden (AD)-1 – На основе этого самолёта происходило изучение принципов изменяемого крыла.
B377PG – воздушное средство для транспортировки грузов.
X-29 – Применяется крыло обратной стреловидности.
Douglas X-3 «Stiletto» — Использовался для испытания новой конструкции, чтобы преодолевать скорость звука. 1953-1956.
Douglas X-3 «Stiletto»
Be-200 – Самолёт с большим функционалом.
Proteus – Есть двойное крыло и два двигателя. Спроектирован в Scaled Composites.
Caproni Ca.60 Noviplano – Девятикрылая летающая лодка. Прототип лайнера, который должен был совершать перелёты через Атлантику со 100 пассажирами на борту. Оборудован 8 двигателями. Понтоны по краям придавали устойчивость. Первый полёт завершился неудачно, самолёт взлетел, но всего через 18 метров после этого потерпел крушение.
Caproni Ca.60 Noviplano
A300-600ST («Белуга») — Авиалайнер, отличающийся широким фюзеляжем. Предназначен для транспортировки больших грузов.
LO LoveOpium
Самое популярное
Удивительная дорога в Китае
Выставка собак Westminster Kennel Club 2022
Диксон – самый северный населённый пункт России
Чиркейская ГЭС — самая высокая арочная плотина в России
Последние комментарии
Самые странные самолеты в мире
Просто удивительно, какие летательные аппараты можно собрать, приложив достаточно усилий, чистого творчества и вложив в проект много денег. Обзор необычных конструкций самолетов, вертолетов и спускаемых аппаратов, от летающих тарелок до «Каспийских монстров». Дорогие, экспериментальные и часто никогда не отрывавшиеся от земли.
Бескрылый. Проект НАСА «М2-F1» получил прозвище «летающая ванна». Главное его предназначение разработчики видели в использовании в качестве капсулы для приземления астронавтов. Первый полет этого бескрылого летательного аппарата состоялся 16 августа 1963 года, а ровно через три года в тот же день, состоялся последний:
Бесхвостый. Прототип самолета McDonell Douglas X-36, построенный с одной целью: проверить летающие способности бесхвостых самолетов. Был построен в 1997 году и по задумке разработчиков мог управляться дистанционно с земли:
Кособокий. Ames AD-1 (Эймес АД-1 ) — экспериментальный и первый в мире самолёт с косым крылом Ames Research Center и Бёрта Рутана. Был построен в 1979 году и совершил первый полет 29 декабря того же года. Испытания проводились до начала 1982 года. За это время AD-1 освоили 17 летчиков. После закрытия программы самолёт поместили в музей города Сан-Карлос, где он находится до сих пор:
С вращающимися крыльями. Boeing Vertol VZ-2 — первый в мире летательный аппарат, использующий концепцию поворотного крыла, с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой. Первый полет с вертикальным взлетом и зависанием в воздухе был совершен VZ-2 летом 1957 года. После серии успешных испытаний VZ-2 был передан в исследовательский центр NASA в начале 60-х:
Самый большой вертолет. В связи с потребностями советского народного хозяйства и вооруженных сил в конструкторском бюро им. М. Л. Миля в 1959 г. начались исследования сверхтяжелого вертолета. 6 августа 1969 года на вертолете МИ В-12 был установлен абсолютный мировой рекорд подъема груза — 40 тонн на высоту 2 250 метров, не превзойденный до настоящего времени; всего на вертолете В-12 было установлено 8 мировых рекордов. В 1971 году вертолет В-12 успешно демонстрировался на 29-м Международном авиакосмическом салоне в Париже, где был признан «звездой» салона, а затем в Копенгагене и Берлине. В-12 — самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире:
Летающая тарелка. VZ-9-AV Avrocar — летательный аппарат вертикального взлёта и посадки разработки канадской компании Avro Aircraft Ltd. Разработка летательного аппарата началась в 1952 году в Канаде. 12 ноября 1959 года совершил первый полёт. В 1961 году проект был закрыт, как официально заявлено в связи с невозможностью «тарелки» оторваться от земли выше 1,5 метров. Всего было построено два аппарата «Аврокар»:
Странно выглядящий. Истребитель в виде летающего крыла Northrop XP-79B, оснащенный двумя реактивными двигателями, был построен в 1945 году американской фирмой Northrop. Предполагалось, что он будет пикировать на вражеские бомбардировщики и разбивать их, отрубая хвостовую часть. 12 сентября 1945 года самолет совершил единственный полет, который закончился катастрофой через 15 минут полета:
Самолет-космический корабль. Боинг X-48 (Boeing X-48) — американский экспериментальный беспилотный летательный аппарат, созданный совместными усилиями компании Boeing и агентства NASA. Аппарат использует одну из разновидностей летающего крыла. 20 июля 2007 он первые поднялся на высоту 2 300 метров и приземлился спустя 31 минуту полёта. X-48B стал лучшим изобретением 2007 года по версии Times.
Летающий блин. Экспериментальный самолет Vought V-173. В 1940-х годах американский инженер Чарльз Циммерман создал самолет уникальной аэродинамической схемы, который до сих пор продолжает удивлять не только своим необычным видом, но и летными характеристиками. За свою неповторимую внешность он удостоился множества прозвищ, среди которых был «Летающий блин». Он стал одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки:
Спустившийся с небес. HL-10 — один из пяти летательных аппаратов летно-исследовательского центра НАСА, использовавшийся для изучения и проверки возможности безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса:
Обратная стреловидность. Су-47 «Беркут» — проект российского палубного истребителя, разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные материалы. В 1997 г. был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным:
Полосатый. Grumman X-29 — самолёт-прототип с обратной стреловидностью крыла, разработки 1984 года корпорацией Grumman Aerospace (сейчас – Нортроп Грумман). Всего было построено два экземпляра по заказу Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США:
Вертикально взлетающий. LTV XC-142 — американский экспериментальный транспортный самолет вертикального взлета и посадки с поворотным крылом. Совершил первый полёт 29 сентября 1964 года. Построено пять самолетов. Программа прекращена в 1970 году. Единственный сохранившийся экземпляр самолёта находится в экспозиции Музея ВВС США:
Каспийский Монстр. «КМ» (Корабль-макет), за рубежом также известен как «Каспийский монстр» — экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. Испытания «Каспийского Монстра» проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года. В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не было. После чего операций по восстановлению или постройке нового экземпляра КМ не проводилось:
Воздушный кит. Super Guppy — транспортный самолет для перевозки негабаритных грузов. Разработчик — Aero Spacelines. Выпущен в количестве пяти экземпляров в двух модификациях. Первый полет — август 1965 года. Единственный летающий «воздушный кит» принадлежит NASA и эксплуатируется для доставки крупногабаритных изделий для МКС:
Остроносый. Douglas X-3 Stiletto — американский экспериментальный самолет-моноплан фирмы «Дуглас». В октябре 1952 года состоялся первый полёт самолёта Douglas X-З:
Для полетов на Луну. Этот спускаемый модуль, построенный в 1963 году, был частью проекта «Аполлон», с целью которого была первая пилотируемая высадка на Луну. Модуль был оснащен одним реактивным двигателем:
Винтокрыл. Сикорский S-72 — экспериментальный вертолет. Первый полёт S-72 совершил 12 октября 1976. Полет модернизированного S-72 состоялся 2 декабря 1987 года, но после трех следующих полетов финансирование было прекращено:
Самолет-ракета. Ryan X-13A-RY Vertijet — экспериментальный реактивный самолет вертикального взлета и посадки, созданный в США в 1950-х. Разработчик — компания Ryan. Заказчик-ВВС США. Всего было построено два таких самолета:
Лунный модуль. Еще один спускаемый модуль вертикального взлета и посадки, построенный в 1964 году, был частью проекта «Аполлон», с целью которого была первая пилотируемая высадка на Луну. Также смотрите статьи «Другая сторона Луны» и «Нил Армстронг — первый человек на Луне».