Самые опасные мифические существа
Славянский хоррор: самые страшные существа мифов и легенд
Некогда забытый отечественный фольклор сегодня возрождается в литературе и кинематографе. На экраны уже вышло несколько фильмов о русалках, домовых и прочей нечисти, а в сюжеты романов проникли кикиморы, черти и лесные духи. И то ли еще будет! Мы решили вспомнить, кого боялись наши предки и их соседи.
А если вам некогда читать, то посмотрите короткое видео по теме этого материала.
Полудница и Нощница
Два женских демона-антагониста, персонифицированные выражения переломного времени суток как периода, опасного для человека. Как видно из имен, одна появлялась в середине дня, другая — в середине ночи.
Род деятельности. Полудница наказывает тех, кто работает в полдень. Нарушителю может отрезать голову, а беременных женщин и детей, вышедших в поле, замучить до смерти. Оставленного без присмотра младенца обязательно заменит своим собственным.
Издевается над детьми и нощница, из-за которой, судя по поверьям, малыши не спят по ночам.
Внешность. Полудница и Нощница разные не только по времени появления, но и по внешности. Если первая появляется в образе красивой девушки или даже юноши в прозрачных одеждах (реже — косматой старухи), то вторая — в виде уродливой когтистой бабы в черном. Жители Польши представляли себе Нощницу как птицу или летучую мышь, а белорусам она казалась черным мохнатым червяком.
Способ защиты. Спасти от обоих демонов могут только заговоры и обереги. Охотиться бессмысленно, только проблем наживете.
Баба Яга
Фольклорно-сказочный персонаж, встречающийся у западных, южных и восточных славян. Несмотря на то, что в адаптированных сказках для детей Яга оказывается почти комическим героем, изначально — это демон, служащий проводником в мир мертвых. Отсюда и костяная нога, помогающая ей переходить в «тридевятое царство».
Род деятельности. Ворует детей и пытается зажарить их в печке или поджидает добрых молодцев в избушке на курьих ножках. Образ самой избушки связывают с домовинами, в которых хоронили умерших многие северные народы, — этим и объясняется то, что у Бабы Яги «нос в потолок, губы на притолоке висят». Часто персонаж выступает волшебным дарителем, но только после того, как герой пройдет испытание в ее избе. «Добры молодцы», приходящие к ней за помощью, проходят своеобразный обряд, который исследователи связывают с погребальным. Они парятся в бане (омовение умершего) и едят приготовленную Ягой стряпню (поминальная трапеза). Таким образом они временно умирают и перерождаются уже в другом качестве и с другими способностями.
Внешность. Как мы уже сказали, главным атрибутом Бабы Яги является костяная нога. Также известно, что это горбатая старуха с большим крючковатым носом, вечно растрепанная и не подпоясанная (верх неприличия!). На лубочных картинках она изображается в зеленом платье, лаптях и брюках.
Способ защиты. Его нет! Единственный совет — не соваться на опушку темного леса и бежать сломя голову от избушки на курьих ножках.
Стржига
От лат. strix, др.-греч. στρίξ, στρίγξ «сова-вампир»), мужской эквивалент strzigůń (стржигун) — персонаж силезских, хорватских, сербских, а также молдавских и румынских мифов.
В одних регионах — это демон, в которого превращаются повешенные (чаще такое существо называется стригоем), в других — стржигами рождаются. Известны случаи, когда за них принимали младенцев, появившихся на свет с прорезавшимися зубами.
Род деятельности. Обычно стржиги пили кровь, но, если были не очень голодны, могли просто наслать на людей кошмары. Считалось, что после собственной смерти они морили всю семью, а также вставали из гроба и убивали односельчан. Укушенный стржигой человек превращался в такого же демона.
Внешность. Согласно некоторым легендам эти существа были рыжими и голубоглазыми. По другой версии, они могли принимать любую внешность. В албанской мифологии, куда проникла история о стржигах или стригоях, подобную нечисть вообще сложно выследить, так как визуально она ничем не отличалась от остальных. У стржиг два сердца и две души, одна из которых остается в теле после смерти.
Способ защиты. Самый популярный и, видимо, действенный метод — вбить осиновый или дубовый кол в сердце, но иногда в Румынии находят могилы с железными кольями. Вычислить могилы стржиг довольно просто: надо провести по кладбищу лошадь и там, где она встанет и откажется идти вперед, вы обязательно найдете стржигу.
Лихо (одноглазое)
Воплощение зла и всех бед, которые только могут свалиться на голову человека. Образ этого демона восходит к мифу о циклопах.
Внешность. Лихо имеет общий корень со словом «лишение». У разных народов изображается с физическими недостатками. Самый распространенный вариант Лиха — одноглазое, но есть однорукие и одноногие персонажи. Этимология имени также включает в себя значения «остаточный», «лишний», и в связи с этим Лихо могло оказаться с лишними пальцами или лишними зубами. Считалось, что люди, родившиеся с такими недостатками, приносят несчастье.
Способ защиты. В случае, если Лихо — это глуповатый злой великан, то все советы даны в мифе об Одиссее и Полифеме, а также в русской сказке, удивительно похожей на греческую легенду. Но если это бестелесный демон, то, по поверьям наших предков, помочь могли только амулеты, привлекающие удачу и отпугивающие сглаз.
Водяные русалки и мавки
Мифологические существа, когда-то бывшие людьми, но умершие не своей смертью. Водными русалками (есть еще лесные и полевые) часто именуют девушек-утопленниц, а мавками становятся некрещеные младенцы и дети, проклятые своими матерями.
Внешность. Часто русалки и мавки выглядят как молодые девушки. В северных регионах речные русалки могут быть с рыбьим хвостом. Мавки иногда похожи на детей, впрочем, детские персонажи-демоны в фольклоре редкость, так что они, видимо, вырастали, но не старились.
Способ защиты. Было несколько способов избавиться от русалки. Самый действенный из них — не снимать нательный крестик. Но если это не помогало, то на помощь приходили заговоры. Один из них записан этнографом Павлом Шейном:
«Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещенного тебе не видать»
Самые опасные мифические существа
В индуизме ракшасы являются собирательным образом тёмного начала (тамас), то есть всё что несёт страдание, несправедливость и зло в существующий мир, нарушает дхармический порядок.
4. Абааасы
В одном из якутских поверий есть легенла о том, что абаасы рождается из камня черного цвета, похожего на ребенка. Поначалу абаасы ничем не отличается от людей и ест то же самое, но когда вырастает, начинает есть самих людей.
Абаасы искушают людей на плохие поступки, преступления, внушают страхи, насылают на них страдания и болезни и могут довести до самоубийства. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву абаасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой они угрожают.
5. Лернейская гидра
Геракл выманил Гидру из пещеры горящими стрелами, а затем при помощи Иолая, который прижигал места, где отрубалась голова, победил чудовище. Бесссмертную голову Геракл закопал и завалил тяжелым камнем. Правда, из-за того, что справился герой в чудищем не в одиночку, подвиг ему Еврисфеем не зачелся.
6. Джинны
По мнениям салафизма джинны способны представать перед человеком в облике человека, животного или растения. Они могут овладевать разумом и телом живых существ, иногда они делают это с целью нанесения вреда, или если влюбляются в человека.
Чтобы обезопасить себя от нежеланного контакта с джинном, мусульманин должен чаще читать Коран дома. Если джинн всё-таки вселился в человека, его можно изгнать только именем Аллаха. Злые джинны или шайтаны склоняют человека к порокам, и идолопоклонству. Чтобы джинн не смог проникнуть в дом, перед входом мусульманин говорит «бисмиллях».
Служат джинны Иблису, исламскому аналогу Сатаны. Он, отпавши от Бога сам, склонил к падению праотцов рода человеческого, отторгнул от Бога некоторых других духов; так произошли джинны, дэвы и пери.
В исламской мифологии джинны — единственные существа, кроме людей, имеющие свободную волю. Джинны, как и люди, рождаются, женятся, производят потомство и умирают. Но джинны вольны выбирать, верить в существование Аллаха или не верить. Джинны бывают разных видов, но особенно зловредные из них — ифриты: огромные, крылатые, злобные и хитрые исчадия ада, живущие под землёй
7. Гаки
Гаки постоянно хотят есть, но не могут при этом от голода умереть. Они способны съесть все, в том числе и своих детей, но насытиться не могут. Когда гаки попадают в мир людей, то становятся людоедами.
8. Сикомэ
9. Кумо
10. Хундун
Хундун был зловредным созданием и приносил в жизнь несчастья. У Хундуна, между тем, достаточно трагичная судьба. Считавшие его уродом китайские боги Шу и Ху решили провести над Хундуном пластическую операцию и просверлить ему глаза, рот и нос, но пациент операции не перенес.
10 страшных существ славянской мифологии, про которых стоило бы снять фильмы ужасов
1. Анчутка
Начнем с наиболее безобидного. Злой дух, чей рост составляет всего несколько сантиметров. Тело анчутки покрыто черной шерстью, голова лысая, и одна из особенностей злого духа — отсутствие пяток. Согласно легенде, нельзя произносить его имя вслух, иначе он тотчас появится перед тем, кто это сделал. Существует несколько видов этих духов, и далеко не все из них мирные. Многие анчутки любят злобные розыгрыши, которые могут привести к смерти человека. К примеру, забавы ради болотный анчутка может схватить человека за ногу и утащить на самое дно.
2. Колокольный мертвец
Нечистый дух в теле мертвого колдуна. Предки утверждали, что если забраться на колокольню в полночь — можно увидеть его сидящим в углу в белом колпаке. И ни в коем случае нельзя снимать с него колпак, если хочешь сохранить свою жизнь. В противном случае он будет стоять под окнами и просить вернуть ему колпак. И когда ты согласишься это сделать — руки мертвого колдуна схватят тебя за шею и задушат.
Есть и другой колокольный мужик. Привидение, чьим большим страхом является звон колоколов. Считается, что многие церкви и колокольни служили прибежищем для чертей, живых мертвецов и упырей, которые исчезали с первым криком петуха. Интересное, конечно, место выбирали эти существа.
3. Дивьи люди
Одноглазые, одноногие и однорукие полулюди. Для того чтобы передвигаться, они складываются пополам. Размножаются дивьи люди искусственно, выковывая из железа себе подобных. Дым, поднимающийся из их кузниц, несет с собой мор, лихорадку и оспу. Почему они дивьи — непонятно. Очевидно, название никак не связано со словом «дивный».
4. Аспид
5. Дрекавак
Точного описания этого существа нет. Одни считают его животным, другие — птицей, а кто-то говорит, что это душа мертвого некрещеного младенца. Но в одном все единодушны: дрекавак умеет издавать жуткий крик.
Чаще всего это персонаж детских страшилок, но в некоторых местах (горный Златибор в Сербии, например) в него верят взрослые люди. Жители поселка Тометино Полье сообщают о нападениях на свой скот, и по ранениям невозможно установить, что это был за хищник. Поскольку незадолго до обнаружения раненых или мертвых животных жители слышат ужасающий крик, они убеждены, что это дело рук дрекавака.
6. Врыколак
Одноглазый злой дух в обличье волка. Врыколак обитает в заброшенных крепостях, на мельницах. Завтрака и обеда у злого духа нет, а вот на ужин, превратившись в хищное животное, он ищет человеческую плоть и кровь.
7. Лихо
8. Волосень
Дух болезни под названием «костоеда». Он мучает женщин, которые прядут под Новый год, объедая их пальцы, из которых выпадают «нечистые» кости. Пряхи, которые берутся за работу в пятницу против запрета, также подвержены наказанию злого духа.
9. Дикинькие мужички
Ты уже, наверное, от души посмеялся над названиями вышеперечисленных существ. А прочитав это — ты, должно быть, упал со смеху. И штука в том, что именно так дикинькие мужички, обитающие в лесах, совершали нападения на людей: они с диким хохотом щекотали их своими костлявыми пальцами по всему телу. До тех пор, пока те не умирали. Как-то выходит не очень-то и смешно.
10. Жердяй
И снова не спеши смеяться. Жердяй — от слова «жердь»: очень длинный и очень тонкий нечистый дух. Он шатается по ночным улицам и заглядывает в окна, пугая людей. Жалкий шатун, осужденный бессмысленно слоняться по свету. А если отойти от темы мифологии — кажется, жердяев полно и сегодня.
14 мифических существ разных культур и народов мира
В детстве мама наверняка пугала тебя разными страшилками. Но кем именно? Чей образ смутно формировался в твоём живом детском воображении, когда ты раздумывал: лечь спать или поиграть ещё немножко? Русская культура, надо признаться, имеет достаточно широкий бестиарий мифических монстров: тут тебе и кощей, и водяной, и леший, и баба Яга, домовой, на худой конец.
Однако раз уж пугаться, то пугаться с сердцем, с душой, так сказать. Ты не можешь утверждать, что разбираешься в ужасах, если не слышал о филиппинском вампире с половиной туловища, пожирающем детские сердца. Ты в курсе, кто такие Караконджулы и почему они выбираются на поверхность только раз в году? Может быть, ты воображал, как отвешиваешь поклоны каппе, чтобы лишить его магической силы? Если нет, тогда садись поудобнее и заваривай чай, — будет страшно интересно.
1. Йорогумо
Справедливости ради, японцы, да и азиаты в принципе, — крайне изобретательны, когда дело касается всяких мифов, легенд и страшилок. В этом ты сегодня не раз убедишься, поверь.
Йорогумо большую часть времени проводит в облике красивой женщины. Этот демон может менять обличье и становиться либо красоткой, либо водопадом. Почему водопадом — неизвестно, но пытаться понять — себе дороже. Йорогумо заманивают мужчин игрой на музыкальном инструменте биве.
Мужики, естественно, слушали музыку развесив уши, а коварный демон превращался в огромного паука, коим и являлся на самом деле, и спокойно поедал свою добычу.
2. Амарок
Амарок — это гигантский серый волк, пожирающий неосторожных охотников в преданиях инуитов, или эскимосов, кому как привычнее. В отличие от других волков, он всегда охотится в одиночку, как правило, на неопытных охотников, которые отправились ночью в лес за добычей.
Амарок поспешил к озеру и достал оттуда некую человекоподобную фигуру. В этот момент убийца щенков упал замертво: Амарок забрал его душу, потому что от волка невозможно ничего скрыть.
3. Гаки
Мы ненадолго ушли из Японии, чтобы снова к ней вернуться, и будь уверен, вернёмся ещё не раз. Вечно изнывающие от голода демоны-бесы Гаки являются перевоплощением чревоугодников или тех, кто выбрасывал нормальную еду. Они похожи на младенцев-переростков, около метра в высоту: их животы вечно раздуты, а рот и горло чрезвычайно маленькие, чтобы неудобно было есть и глотать.
Гаки страдают по-разному, в зависимости от своих прегрешений. Некоторые могут есть всё, что захотят, но никогда не наедаются. Одни питаются только трупами и навозом, в то время как у других любая еда сгорает около рта, а есть они могут только благословенную миром живых еду.
Иногда Гаки выходят из преисподней в человеческий мир и ведут себя, конечно, крайне недружелюбно, а если точнее — становятся людоедами. Поэтому, по некоторым буддистским традициям, на праздник в середине августа монахи кладут на алтари, которые не видит Будда, рис и воду, чтобы Гаки могли поесть. Говорят, молитва облегчает их страдания…
4. Дзикининки
Скажем сразу, Дзикининки недалеко ушли от Гаки в своих вкусовых предпочтениях. Зато они выросли, кое-где подгнили, сгорбились, в общем, на славу постарались придать себе максимально отвратительный вид.
В японской мифологии Дзикининки представляют собой определённую разновидность гулей: выглядят примерно также, предпочитают есть трупы на кладбищах, но, говорят, если взглянуть им в глаза, то можно остолбенеть навеки.
По ночам эти монстры оскверняют могилы, а днём принимают облик обычных людей и живут себе как ни в чём не бывало. Хотя не совсем: вообще-то, Дзикининки — это духи проклятых за алчность и эгоизм людей. Поэтому многие из них сознают, что им приходится делать каждую ночь, но изменить этого никак не могут.
5. Камазотц
Камазотц — бог ночи в мифологии майя, он изображался как человек с головой и крыльями летучей мыши, у которой на носу была острая обсидиановая бритва. С её помощью ацтекский Бэтмен убивал своих жертв и выпускал из них кровь.
Майя прониклись глубоким уважением к богу ночи по двум причинам: во-первых, они считали, что душа человека после смерти блуждает по пещерам в попытках найти путь в подземный мир. А во-вторых, в тех местах обитает великое множество достаточно опасных и больших летучих мышей-кровопийц.
Если сложить религиозную тягу майя к пещерам и постоянно нападающих на них в этих самых пещерах летучих мышей, то нетрудно догадаться, почему они уважали Камазотца, приносили ему в жертву кого только могли и наверняка пугали им детей.
6. Караконджул
Караконджулы — мелкие бесы в средиземноморской мифологии. Они могут выглядеть как им вздумается, однако чаще всего их описывают как лохматых бесов с козлиными ногами, рогами и хвостом. Они вредят преимущественно женщинам: царапают, кусают, пьют кровь и иногда едят. При этом Караконджула очень легко спугнуть: достаточно достать любой железный предмет.
Согласно греческой легенде, Караконджулы живут под землёй и неустанно пилят Мировое дерево, чтобы погубить всё человечество. Однако на Рождество они могут выйти наружу, тогда они бросают свою работу и отправляются пакостить людям. 6 января они возвращаются под землю и узнают, что дерево зажило, и придётся пилить его заново. Так происходит из года в год.
7. Карасу-тэнгу
В японской мифологии Карасу-тэнгу представляют собой злых духов, которые доставляют неприятности людям, устраивают пожары и манипулируют человеческим сознанием. Покрытые перьями, с лицом ворона и крыльями за спиной, они практически всегда облачены в одежду горных отшельников — ямабуси.
Карасу-тэнгу похищают взрослых и детей, подстрекают к вражде, войнам, устраивают пожары, а также разрывают на части тех, кто хоть как-то навредит лесу. Согласно поверьям, эти демоны живут где-то в лесу, обычно говорят про верхушки деревьев, но это не точно.
8. Мананангал
Мананангал — это филиппинский высший вампир, который перемещается крайне необычным образом. Ночью ноги вампира остаются на земле, в то время как вторая половина туловища отрывается от тела и на крыльях отправляется искать свою жертву.
Мананангал проникает в дома к спящим филиппинцам в поиске беременных женщин, тогда вампир достаёт свой длинный тонкий язык и высасывает кровь и сердце младенца, оставляя у девушки в животе лишь кости. Более того, эти вампиры могут сожрать и бодрствующего человека, но проще всегда нападать на спящих.
Победить Мананангала непросто: сначала надо прийти в себя от ужаса, который ты можешь испытать, если увидишь, как посреди ночи в твоей комнате парит разорванный наполовину вампир. Потом надо прикинуть, где у него могли бы быть ноги, и посыпать это место солью, хотя ты, я думаю, для верности посыпал бы солью вообще всё вокруг при виде такого монстра.
9. Буньип
Злой дух, родившийся в качестве объяснения всему непонятному и страшному у австралийских аборигенов. А мы то знаем, что в Австралии как раз этого непонятного и страшного просто пруд пруди. Буньип — это некая мешанина из перьев, чешуи, ласт, шерсти и прочих немыслимых сочетаний частей тела животных.
Он обитает в австралийских водоёмах и сидит в засаде по ночам, поджидая невнимательного путника. Несмотря на свой странный вид, Буньип обладает многими мистическими способностями, которые существенно различаются в зависимости от регионов Австралии.
Как ни странно, легенда о нём сохранилась до наших дней, и многие австралийцы иногда видят странные, полупрозрачные фигуры в воде, напоминающие им тюленей. Ещё одна причина трижды подумать, прежде чем отправиться на самый безумный материк.
10. Ырка
Покончившие жизнь самоубийством люди через год после гибели превращались в злобного демона Ырку, согласно славянским преданиям. Он похож на крепкого, покрытого трупными пятнами и язвами человека. Ырка движется бесшумно за спинами своих жертв, а увидеть его можно, только внезапно обернувшись.
Леший не пускает столь низкую и нечистую силу в лес, поэтому демон вынужден скитаться по полям в поисках неосторожных путников. Ырка может сбить человека с толку и с верного пути, ему нельзя смотреть в глаза, потому что он начнёт дурманить разум, а потом выпьет всю кровь.
Избавиться от него можно, прочтя молитву, или с помощью огня. Именно поэтому древние славяне зажигали костры на ночь Ивана Купалы: по местным поверьям, многие злые духи, в особенности Ырка, боятся огня.
11. Шуликуны
Шуликуны — существа, популярные в преданиях Русского Севера. По легендам, это совсем крохотные, размером с ладонь, существа, которые носят остроконечные железные шапки и ловко управляются с различными инструментами. Эти демоны происходят из мертворождённых или зачатых в период Святок детей. В это же время на поверхность из прорубей и водоёмов вылезают Шуликуны.
Мелкие вредители по-всякому пытаются испортить жизнь деревенским, то вынося ценности и еду из избы, то заманивают пьяных в сугробы, то пугают детей. Однако излюбленным занятием Шуликунов, по легенде, стали попытки затащить взрослого человека к себе в обитель. С помощью небольших железных крюков они опутывают свою жертву и тащат её ко льду, там они сверлят прорубь своими острыми шапками и топят бедолагу в ледяной воде.
12. Они
Это могущественные краснокожие демоны, которые в японской мифологии пытают грешников в местном аду. Они сильны, выносливы, ростом крупнее и физически сильнее обычного человека. Обычно ими становились те, кто грешил куда больше остальных. Они были вынуждены служить Владыке ада Эмме и истязать человеческие души в наказание за их проступки.
Однако Они можно было стать и при жизни: им становился человек, который совершил нечто настолько ужасное, что это нельзя было искупить никакими молитвами. Именно таких демонов японцы боялись больше всего: великое множество легенд и историй было связано с тем, как хитрецы, самураи или благородные девы встречались с Они и пытались остаться в живых.
13. Каппа
Каппа — японский водяной, который умеет ходить по суше благодаря ямочке на голове, в которой всегда должна находиться вода. Они не могут похвастаться крепким телосложением, но умом и хитростью — вполне. Выглядят они как помесь лягушки, человека и черепахи: относительно человеческая форма тела, перепонки на руках и ногах, и черепаший панцирь на спине.
Род деятельности Каппы не ограничивается простыми пакостями по типу: спугнуть рыбаков, порвать сети, перевернуть лодку. Они не брезгуют предаться плотским утехам с женщинами против их воли или сожрать путника, заманив его в воду.
Каппу можно лишить силы, если поклониться ему на суше, тогда демон отвесит ответный поклон, вода выльется из ямочки на голове, и он потеряет силу. Кстати, если изловить Каппу, то он пообещает больше не вредить людям и исполнит любое желание.
14. Ярамайхаху
Маленькое, не больше метра ростом, покрытое красной шерстью создание, по австралийским легендам, обитает на востоке острова. Ярамайхаху обладают неестественно большим и беззубым ртом, а на кончиках пальцев рук и ног у них присоски. Они живут в тёмных местах, например, пещерах или расщелинах, однако чаще всего их можно встретить в густых кронах фиговых деревьев. Эти чудовища даже не охотятся, они просто ждут, пока невезучий путник присядет отдохнуть от солнца под их деревом.
Тогда Ярамайхаху спрыгивает и присасывается всем телом к жертве, открывая обильное кровотечение. Когда человек уже практически теряет сознание от потери крови, монстр начинает ходить кругами и шипеть, как ящерица. В конце концов Ярамайхаху проглатывает истощённую жертву целиком, а после — танцует, чтобы утрамбовать пищу в желудке. По некоторым легендам, нападение монстра можно пережить, оставшись в живых после того, как он изрыгнёт останки. Правда, ты сам со временем превратишься в Ярамайхаху, но это уже совсем другая история.
Малоописанные мифические существа
Аглулик
В инуитской мифологии Аглулик — это дух, который живет под льдом и помогает рыбакам и охотникам.
Агач-киши
Агач-киши — дух леса в балкарской и азербайджанской мифологии. Представляет собой гоминида, покрытого шерстью и обладающего резким неприятным запахом. Согласно преданиям, голодный агач-киши в поисках пищи мог забрести в сады и огороды, надевая при этом на себя выброшенную людьми одежду. По мнению некоторых криптозоологов, является родственником снежного человека.
Агта
Агта является высоким мифическим существом с кожей черной, как уголь, из филиппинской мифологии. Эти существа живут в разных деревьях, чаще всего в Санто или Балит. Они, как известно, слезают со своих насестов и бродят вокруг, предупреждая рыбаков, чтобы они не рыбачили в этих местах. Они могут обрушивать деревья, перекрывая путь рыбакам к морю. Агта, как и капре, любят сидеть на своем дереве и покуривать свернутую сигарку. Обычно изображаются без одежды.
Аерико
Аерико — демон болезней из греческой мифологии. Полагают, что они обычно невидимыми летают в воздухе, хотя иногда принимает и форму человека. Будучи демоном болезней, Аерико, как полагают, распространяет болезни, такие как чума и малярию.
Аллокамелус
Геральдический зверь, имеющий тело верблюда и голову осла либо козы. Вероятно, возник на основе описаний южноамериканской ламы. Геральдически — разновидность камелопарда.
Встречается крайне редко. В частности, использовался на гербах двух английских торговых компаний: Восточной (Эстляндской), которая была основана в 1579 году для торговли по волнам Балтики с Польшей, Прибалтикой и Скандинавией, а также Московской, основанной в 1551 году и до 1698 года обладавшей монополией на торговлю с Россией.
Амазаке-Баба
Амазаке-Баба («Бабка Сладкое Сакэ») появляется по ночам. Стуча в двери, она спрашивает: «Есть ли у вас амадзакэ? (сладкое сакэ)» Неважно, ответите вы «да» или «нет» — все равно заболеете. Чтобы избежать визита Амадзакэ-баба над входом развешивали сосновые ветки перец или табличку «Амадзакэ имеется».. Слухи об Амазаке-Баба ходили в основном в 1817-х или 1820-х года в Эдо, Киото, Осака и Нагоя.
Анивай
Ауфокер
Ауфокер является оборотнем в немецком фольклоре.
Ауфокер никогда не идентифицируется в литературе как имеющий определеную форму. Известно, что для различных целей он может принимать как форму животного, так и форму человека. В большинстве случаев ауфокер считается очень опасным оборотнем, вырывающим людям глотку. Желание впиться людям в горло роднит их с вампирами.
Аширай Яшики
Аширай Яшики является ёкаем в виде очень большой ноги, весом и размере большого грузовика или автомобиля. Он, как правило, отличается сильным трупным запахом, который остается там, где он проходит. Он почти всегда замызган илом, кровью или густой грязью.
Это ёкай весьма своеобразен по своей природе, так как протаптывает свой путь в дома в неудобные часы и требует жителей этих домов, чтобы те помыли его. Этот ёкай считается ненасытным, так как зайдя в дом единожды, он будет приходит снова и снова, желая, чтобы его помыли. Никто не должен когда-либо отказываться мыть его, а иначе гигантская нога начнет безумно топать, подминая под себя человека и за несколько минут разрушая дом.
Балаур
Балаур — в румынской мифологии существо, похожее на дракона, хотя драконы тоже присутствуют в румынской мифологии. Балаур может достигать больших размеров, он похож на змея с крыльями, ногами и множеством голов (обычно тремя, иногда семью или двенадцатью).
Балаур является традиционным персонажем многих румынских сказок, где он представляет собой персонификацию зла. Обычно его побеждает Фэт-Фрумос, чтобы освободить принцессу.
В Валахии также считается, что слюна балаура может образовывать драгоценные камни. Считается, что слово балаур происхожит от праиндоевропейского корня bel- (сильный) или bhel- (нарастать).
Бойтата
Бойтата — огромная чёрная змея из бразильской мифологии, ведущая ночной образ жизни и являющаяся самым могущественным существом джунглей Амазонии. У Бойтаты, которую ещё называют Змеёй с Тысячью Глаз, множество огненных глаз, расположенных не только на голове, но и на всём теле.
Бойтата, почти слепая днём, всевидяща по ночам. Чтобы изгнать незадачливых рыбаков со своей территории, она может принимать самый разнообразный облик, начиная от женщины и заканчивая каноэ. Согласно легенде, Бойтата — самая древняя змея в мире, она пережила даже Великий потоп.
Для своего спасения она заползла в глубокую пещеру и оставалась в полной темноте в течение многих веков, где и росли её многочисленные глаза. После того, как Бойтата наконец покинула пещеру, она питалась не только трупами, но также людьми и животными.
Бурубуру
Согласно японскому фольклору, Бурубуру называют духами малодушия. Они следуют за людьми и заставляют их содрогаться от страха.
Бурубуру рождаются, когда человек совершает трусливый поступок, например покидает поле боя. Они овладевают человеком, хватая его за ворот и касаясь задней стороны шеи. Это заставляет становиться дыбом волосы и вызывает дрожь по всему телу.
Слова «бурубуру» и «дзо» японское звукоподражание для звука дрожи и холодка страха. Название этого духа происходит от мурашек, которые из-за него пробегают по спине.
Бусо
Они вызвали страх среди людей и преследовали джунгли, горы и кладбищ островов. Однако они не были самые яркие из существ и были легко обмануть. Они были ночными существами, которые не могли столкнуться солнечный свет. Одна история рассказывает, как кот уклонился от опасности, ссылаясь на Buso съесть его владельца, но только после того, как он считал каждый волос на хвост кошки. Когда Buso почти закончил, кот размахнулся хвостом. Рассвет пришел и Buso был вынужден бежать.
Бусо — жестокие демоны из мифологии народов Филиппинских островов. Выглядят как высокие и худые человекоподобные существа, но лишь с одним большим желтым или красным глазом во лбу. У них вьющаяся шерсть, плоский нос и уродливый рот с торчащими острыми зубами. Они нагоняют на людей страх, преследуя их в джунглях, горах и на кладбищах. Однако они не особо сообразительны и их можно обмануть. Будучи ночными существами, они не переносят солнечный свет.
Гианы
Гианы — в итальянском фольклоре в основном женские духи. Высокие и красивые, они обитали в лесах, занимались рукоделием. Еще они могли предсказывать будущее и знали, где спрятаны клады. Не смотря на свою красоту, гианы, среди которых большинство составляли женщины, с трудом находили себе пару.
Мужчин-гианов было крайне мало; карлики в мужья не годились, а великаны были настоящими грубиянами. Поэтому гианам оставалось лишь заниматься работой и петь грустные песни. Со временем они сделались лучшими на свете вышивальщицами, а своими песнями стали завлекать людей: стоит человеку услышать первые такты мелодии, он застывает на месте как вкопанный, поддавшись наваждению. Тогда гиана набрасывается на него, высасывает кровь, а потом убивает.Три дня спустя насытившаяся гиана рожает дитя-полукровку, охочее до сырого мяса.
Со временем гианы стали ниже ростом, начали кутаться в меха или носить яркие крестьянские одежды. Мужчины и женщины живут вместе в пещерах, питаются дикими травами и мясом. Однако женщины-гианы до сих пор слывут замечательными рукодельницами, а чудесные песни нет-нет да раздаются в лесах.
Горгас
Горгас является одной из рас, корнями из греческой и римской мифологии. В частности, впервые упоминание о них появляется в «Естественной Истории», написанной Плинием Старшим.
Женщины Горгадес, как говорят, с головы до ног покрыты волосами. Это нечто большее, чем естественный вырост, как у людей. Многие используют обилие волос, чтобы сравнить Горгад с обезьянами, или уверяют, что они размером с йети.
Несмотря на обилие волос по всему телу, Горгас не обладают какими-то животными характеристиками или поведением животного.
Дубовики
Враждебные духи, встречающиеся исключительно в дубовых лесах. Они напоминают огромных чудовищ, но точный облик Дубовиков неизвестен. Эти монстры прикидываются добрыми и милосердными, ночью они предлагают усталым путникам вкусную еду царского уровня. Но пробовать угощения Дубовиков нельзя — они смертельно ядовиты.
Златорог
Коблинау
Коблинау — валлийская разновидность гоблина. Безобразное существо ростом (когда выпрямится) около двадцати дюймов. Обитает в действующих рудниках, наряжается на манер горняка. В отличие от вредного и пакостничающего где только можно классического гоблина, коблинау не опасен и доброжелателен.
Случается, что стуком в стенки горных выработок он указывает горнякам богатый рудный горизонт или золотоносную жилу, а бывает, что и предостерегает об опасности, хотя и сам вызывает оползни. От этого стука идет и другое его название — стукач.
Крокота
По свидетельству древних авторов, крокота — это животное, рожденное от собаки и волка, отличается прожорливостью и необычайно острыми и крепкими зубами. Этот зверь способен своими зубами разгрызать все что угодно, и проглоченное мгновенно переваривается в его желудке. Пестрым цветом своей полосато-пятнистой шкуры крокота напоминала оленя. Местом ее обитания называли то Индию, то Эфиопию.
Топороголовая собака
Топороголовая собака — это мифическое существо, по легендам, живущее в штатах Миннесота и Висконсин. Внешне похоже на собаку топорообразной формы: голова по форме напоминает лезвие топора, дополненное ручкообразным туловищем с короткими ногами. Питается исключительно рукоятками топоров, которые были оставлены без присмотра. В Миннесоте есть палаточный лагерь каноэ «Axehandle Hound», посвящённый фольклорному существу.
Одно из самых ранних известных упоминаний топорной гончей встречается у Арта Чайлдса, автора «Баек больших лесов», которые публиковались на протяжении 1922 года в различных американских газетах. В «Вечерних новостях» города Харрисбург штата Пенсильвания, от среды 27 сентября встречаем описание этого удивительного животного: «Размером она примерно как полторы рукояти топора в длину и выглядит так же, как её зовут. Её длинное тело покрытое шерстью цвета верёвки, у неё лицо топором, зубы как у пилы и косые глаза. Эта чёртова тварь бродит по лесам, выискивая рукояти топоров, — единственную пищу, к которой она прикасается, насколько это известно».
Фахен
Фахен является существом лишь с половиной тела из шотландской и ирландской мифологии. Предположительно, он имеет гриву черных перьев на голове и очень широкий рот, настолько пугающий, что он вызывает сердечные приступы. У него лишь одна рука, одна нога и один глаз. Он способен уничтожить целый фруктовый сад цепью в его единственной иссохшей, но очень сильной руке, за одну ночь.
Эттин
Эттин — персонаж британского и шотландского фольклора. Предположительно слово ettin является родственным древнескандинавскому «ётун» (Jötunn) или староанглийскому «эутин» (Eoten) и означает «великан», «гигант». Эттины отличаются огромным ростом, уродством (часто — многоголовостью) и низким интеллектом в сочетании с коварством и изощрённой жестокостью.
Наиболее известные представители эттинов в фольклоре — Краснозубый Эттин (или Рыжий Эттин) из шотландской легенды и великан Корморан (англ. Cormoran) из корнуолльской сказки «Джек — победитель великанов». На территории англосаксонского королевства Нортумбрия аналогичные существа назывались боглами.