Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022
Термины для подготовки к 1 заданию из ОГЭ по обществознанию
федерация — это форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных государственных единиц (субъектов федерации) в целостную структуру;
Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его порядка и стабильности.
тоталитарный режим — это способ реализации политической власти, при котором властные структуры устанавливают тотальный (всеобъемлющий) контроль над личностью и обществом со стороны государственной власти;
многопартийность — один из конституционных принципов организации политической власти в демократических государствах, предполагающий свободное существование и функционирование политических партий, представляющих интересы различных социальных слоёв и отстаивающие различные политические идеологии.
тоталитаризм — политический режим, в основе которого полный контроль государства за всеми сферами общественной жизни, господство единой общеобязательной идеологии и однопартийность.
власть — возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей
демократия — политический режим, при котором источником власти является сам народ.
гражданство — устойчивая политико−правовая связь человека и государства, предполагающая наличие у них взаимных прав и обязанностей.
гражданское общество — совокупность негосударственных отношений и ассоциация, выражающих и защищающих разнообразные интересы членов общества;
выборы — процедура избрания на должность или в орган власти лица, путем голосования за него определенной категории людей.
правоохранительные органы — специальные учреждения, действующих на основе закона, основная функция которых — охрана правопорядка, защита прав и свобод граждан.
закон — нормативно−правовой акт, изданный в установленном порядке компетентным органом государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения;
судебная система — совокупность действующих в государстве судов, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия;
юридическая ответственность — применения мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение.
этнос — это устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием.
этническая группа — общность людей, члены которой обладают объединяющими их чертами культуры, языка, что позволяет им осознавать свое отличие от других подобных групп;
статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком.
референдум — решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием;
социальный статус — положение человека в обществе, наделяющее его определенными правами и обязанностями;
социальная норма — принятые в обществе правила или модели поведения, выступающие образцами действия для людей и социальных групп.
социальная мобильность — изменения положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.
Страта — социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком.
Просмотр содержимого документа
«Термины для подготовки к 1 заданию из ОГЭ по обществознанию»
федерация — это форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных государственных единиц (субъектов федерации) в целостную структуру;
Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его порядка и стабильности.
тоталитарный режим — это способ реализации политической власти, при котором властные структуры устанавливают тотальный (всеобъемлющий) контроль над личностью и обществом со стороны государственной власти;
многопартийность — один из конституционных принципов организации политической власти в демократических государствах, предполагающий свободное существование и функционирование политических партий, представляющих интересы различных социальных слоёв и отстаивающие различные политические идеологии.
тоталитаризм — политический режим, в основе которого полный контроль государства за всеми сферами общественной жизни, господство единой общеобязательной идеологии и однопартийность.
власть — возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей
демократия — политический режим, при котором источником власти является сам народ.
гражданство — устойчивая политико−правовая связь человека и государства, предполагающая наличие у них взаимных прав и обязанностей.
гражданское общество — совокупность негосударственных отношений и ассоциация, выражающих и защищающих разнообразные интересы членов общества;
выборы — процедура избрания на должность или в орган власти лица, путем голосования за него определенной категории людей.
правоохранительные органы — специальные учреждения, действующих на основе закона, основная функция которых — охрана правопорядка, защита прав и свобод граждан.
закон — нормативно−правовой акт, изданный в установленном порядке компетентным органом государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения;
судебная система — совокупность действующих в государстве судов, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия;
юридическая ответственность — применения мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение.
этнос — это устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием.
этническая группа — общность людей, члены которой обладают объединяющими их чертами культуры, языка, что позволяет им осознавать свое отличие от других подобных групп;
статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком.
референдум — решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием;
социальный статус — положение человека в обществе, наделяющее его определенными правами и обязанностями;
социальная норма — принятые в обществе правила или модели поведения, выступающие образцами действия для людей и социальных групп.
социальная мобильность — изменения положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.
Страта — социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком.
налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству
производство — процесс создания экономических благ, необходимых для удовлетворения нужд и потребностей человека;
безработица — социально-экономическое явление, когда часть трудоспособного население имеет намерение работать, но не может трудоустроится;
банковский кредит — денежная сумма, выданная лицу банком под условия срочности, возвратности, платности и обеспеченности.
факторы производства — ресурсы, необходимые для создания товаров и услуг;
товар — продукт труда, произведенный для продажи.
акционерное общество — хозяйственная организация, созданная на основе объединения денежных средств участников, посредством выпуска и продажи акций;
предпринимательство — самостоятельная, инициативна, осуществляемая на свой страх и риск коммерческая деятельность, направленная на получение систематической прибыли.
доход — денежные средства или материальные ценности, полученные лицом в результате
экономической деятельности за определённый период времени;
собственность— принадлежность экономических благ (материальных или духовных ценностей) определенным лицам — собственникам.
рынок — совокупность отношений возникающих между производителем и потребителем по поводу купли-продажи экономических благ.
конкуренция — соперничество между участниками экономической деятельности за наиболее выгодные условия купли−продажи на рынке;
прибыль — разница между выручкой фирмы и издержками на производство и реализацию товаров.
спрос — желание потребителя приобрести определенный товар, подкрепленное его покупательной способностью;
предложение — желание и готовность производителя продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте;
инфляция — падение покупательной способности денег, выраженное в долговременном росте общего уровня потребительских цен на товары и услуги в определенном государстве.
деньги — универсальный товар−эквивалент, выступающий средством платежа и обмена и обладающий наибольшей ликвидностью.
жизненные ориентиры — ценности, признаваемые человеком в качестве важных, значимых для выстраивания перспективы собственной жизни и отношений с другими людьми, обществом и государством;
образование — институт, в рамках которого происходит процесс передачи знаний, умений и навыков, приобщение к культурным ценностям человеческого общества.
религия — сфера духовной культуры в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, бога или богов, организованное поклонение им;
наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на получение объективных, обоснованных и системно-организованных знаний об окружающем мире.
мораль — форма общественного сознания, включающая в себя совокупность норм, ценностей, моделей поведения, регулирующих общественные отношения с позиций добра и зла;
искусство — форма духовной культуры, в основе которой лежит субъективное восприятие и отражение окружающего мира в форме художественных образов.
Термины для огэ по обществознанию 2022 по блокам
Все термины ЕГЭ по кодификатору ФИПИ и в алфавитном порядке.
→ Карточки для заучивания терминов
Составитель: частный преподаватель Антон Чубуков.
Содержание
Информация о словаре
Приложение 1. Почему мы сочли термин важным?
Словарь. Все термины курса по Кодификатору ФИПИ.
Словарь. Все термины курса в алфавитном порядке.
Словарь. Термины для заданий 18 в алфавитном порядке.
Из словаря:
Природное и общественное в человеке.
Человек. Биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства
Личность. Совокупность социально-значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
Индивид. Любой отдельный человек.
Социализация. Продолжающийся всю жизнь процесс формирования личности, усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.
Агенты (институты) социализации. Институты, с помощью которых происходит обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.
Способности. Качества человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности и не сводимые к знаниям или умениям.
Общие способности. Способности, которые помогают достичь успеха в самых разных занятиях.
Специальные способности. Способности, которые помогают достигать высоких результатов в какой-либо определённой области деятельности.
Гениальность. Наивысший уровень развития способностей, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием новых путей творчества.
Одарённость. Такое сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той или иной деятельности.
Талант. Высокий уровень развития способностей.
Задатки. Врождённые качества, которые составляют основу для развития способностей.
Индивидуальность. Сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает человека от других людей.
Связанные страницы:
Официальная демоверсия ОГЭ 2022 от ФИПИ.
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
Работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.
→ Демоверсия: ob-2022-v2.pdf
→ Спецификация: ob-s2022-v2.pdf
→ Кодификатор: ob-k2022-v2.pdf
→ Скачать одним архивом: ob-oge-2022-v2.zip
Пробный вариант по химии
Соответствует спецификации 2022.
Кодификатор по обществознанию включает:
Используйте блоки кодификатора по обществознанию для повторения материала и как план подготовки к ЕГЭ.
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
1. Человек и общество
2. Экономика
3. Социальные отношения
4. Политика
5. Право
Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ
Знать и понимать:
Уметь:
Демоверсия ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ
Спецификация ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ
Решай задания и варианты по обществознанию с ответами
Изучай кодификаторы ЕГЭ 2022 по:
Какие структура и особенности ОГЭ по обществознанию нас ждут в 2021-2022 году?
Какая структура и особенности ОГЭ по обществознанию нас ждет в 2021-2022 году?
Изменения ОГЭ по обществознанию в 2021-2022 году
Серьёзных изменений по сравнению с 2019 годом нет. Вот небольшие, но важные корректировки ФИПИ:
количество тестовых заданий сократили с 14 до 13;
добавили новое задание с развёрнутым ответом (№ 5). В нем нужно проанализировать визуальную информацию;
общий балл увеличили с 35 до 37 баллов.
Даже такие незначительные изменения в ОГЭ по обществознанию нужно учитывать при подготовке. Появилось новое задание? Значит, у него новые критерии оценивания. Не изучили их, пока готовились — потеряли баллы. Итог: плохая оценка в аттестате. Или не удалось поступить в колледж на бюджет? Оба варианта не радуют, да?
Чтобы этого не произошло, я рассказываю своим ученикам все об изменениях и обновлениях критериев. Во время
мы отрабатываем все форматы заданий, пишем развернутые ответы и оцениваем их, разбираем ошибки и учимся на них. И на занятиях я даю им только ту информацию, которая гарантированно пригодится на экзамене — ничего лишнего и никакой воды!
Структура ОГЭ по обществознанию 2021-2022
ОГЭ по обществознанию 2021-2022 состоит из двух частей. В I часть входят задания и с кратким ответом, и с развернутым ответом. В II части только задания с развернутым ответом. Всего вам придется решить 24 задания по шести тематическим блокам:
Человек и общество;
Сфера политики и социального управления (Политика);
Сфера духовной культуры (Духовная сфера);
Максимальный первичный балл за весь экзамен – 37 баллов. Время написания экзамена — 180 минут (3 часа).
I часть ОГЭ по обществознанию 2021-2022 состоит из 20 заданий. Их можно разделить три категории: тестовые задания, форматные задания и задания с развернутым ответом.
Тестовые задания логически связаны с каждым из шести тематических блоков. Лайфхак: вы можете быть уверены в том, что определенному номеру задания соответствует конкретный тематический блок. Например, № 9 — всегда задание по экономике, а № 13 — по политике. За каждый правильный ответ дают 1 балл.
Вы не знаете, какой тематический блок вам встретится. Зато формат заданий всегда одинаковый. Самое главное — хорошо разбираться в особенностях каждого из них. Всего в первой части есть три форматных задания:
Задание № 15 (2 балла) – задание на установление соответствия, которое требует четкого знания теории. Перед вами будет таблица из двух столбцов, ваша задача — установить, к какому из элементов второго столбца относится каждый элемент первого столбца. Это единственное двухбалльное задание с кратким ответом.
И еще один важный момент! Для этого задания важна последовательность цифр: каждая цифра должна быть на своем месте. Тут есть небольшой лайфхак: каждая цифра второго столбца должна хотя бы один раз встретиться в вашем ответе.
Задание № 19 (1 балл) — задание на установление сходств и различий между двумя понятиями. В условии задания есть 4 признака. Из них два характерны для обоих понятий — это сходства, а два являются признаками только одного из понятий — это различия.
Совет: четко работайте с условием задания. По очереди берите понятия и анализируйте каждый из четырёх признаков. Так вы точно не запутаетесь и получите заветный балл.
Задание № 20 (1 балл) – задание на заполнение пропуска в таблице. Оно проверяет знание терминологии, а предугадать, какой тематической блок встретится в этом задании, невозможно. Небольшой лайфхак: ваш ответ в виде должен соотноситься с информацией из таблицы в форме, числе и падеже.
Задания с развернутым ответом
В этих заданиях нужно не просто найти ответ, а развернуто его обосновать. Эти задания проверяют эксперты ОГЭ в соответствии с критериями.
Задание 1 (2 балла) — задание на термины. Нужно найти два понятия, которые будут соответствовать условию и дать определение одному из них. Здесь необходимо знание терминологии, но заучивать все термины не стоит — это сложно и малоэффективно. Лучше научиться самостоятельно составлять, а не заучивать понятия. Выбирайте наиболее знакомый термин — и 2 балла у вас в кармане.
В качестве структуры для раскрытия понятия вы можете использовать следующий шаблон: родовое понятие + 2 признака.
Задание 5 (3 балла) — задание на анализ визуальной информации. Это новое задание, которое появилось в ОГЭ по обществознанию 2021-2022 года. Вы увидите фото с людьми, которое необходимо оценить с точки зрения социальных норм и экономической рациональности.
Внимание: нужны не общие рассуждения, а четкий ответ на вопрос! Опирайтесь на знание теории, а еще потренируйтесь анализировать ситуации и поведение людей.
Задание 6 (2 балла) — задание на финансовую грамотность. Перед вами будет вымышленная ситуация (кейс), ее нужно проанализировать и ответить на вопросы. В кейсе можно встретить три основные темы:
— Банковские услуги и формы дистанционного банковского обслуживания
— Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи
— Личный финансовый план и сбережения
Внимательно работайте с условием, подчеркивайте ключевые слова и вопросы. Ваш ответ должен быть лаконичным и аргументированным — эксперт поставит 0 баллов за общие рассуждения.
Задание 12 (4 балла) — задание на анализ статистического источника. Это одно из самых сложных и «дорогих» по баллам заданий ОГЭ по обществознанию. Вам нужно сформулировать сходства, различия и выводы, опираясь на статистический источник. Он может быть представлен в виде диаграммы, графика или таблицы. Баллы в этом задании часто теряют по невнимательности. Нужно чётко и внимательно работать с легендой, осями графика, информацией на диаграмме или в таблице.
Хотите справиться с этим заданием? Запомните: выводы основываются на анализе информации, а предположения — это ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.
Вторая часть ОГЭ по обществознанию важна не менее, чем первая — без нее невозможно получить заветную оценку «5». Перед вами будет текст, после которого идут четыре задания с развернутым ответом. Текст может относиться к любому из шести тематических блоков.
Эти задания проверяют эксперты, четко опираясь на критерии. Уделите особое внимание критериям, чтобы понимать, как должен выглядеть идеальный ответ.
Рекомендации по подготовке к экзамену
Чтобы получить максимальный балл, важно вовремя, а главное правильно начать подготовку. Не отладывайте ее на последний момент! Вот несколько рекомендаций, чтобы готовиться к ОГЭ по обществознанию 2021-2022 было проще.
Осознайте, что обществознание с точки зрения теории — такой же предмет, как и все остальные
Не бойтесь большого объемов теории. Фокусируйтесь не на заучивании, а на понимании терминов через примеры или аналогии.
Составьте для себя список тем для изучения, исходя из кодификатора. Отмечайте пройденные темы по мере прогресса. Так вы не запутаетесь, какие теоретические аспекты уже изучили.
Уделяйте сопоставимое внимание каждому из шести тематических блоков. Не стоит выделять любимый блок и изучать его: в экзамене встречаются все шесть.
Обращайте внимание не только на теорию, но и на формат заданий. Так вы уменьшите количество ошибок, которые обычно допускают по невнимательности.
Изучите критерии оценивания как в первой, так и во второй части экзамена.
Пишите разборчиво. Понятный почерк важен для обеих частей ОГЭ. Компьютер может не считать цифру или букву, а эксперты при проверке второй части не станут разбираться в непонятных каракулях.
И последний совет: готовьтесь к ОГЭ основательно. Без хорошей оценки вы не поступите в колледж. А если собираетесь в вуз, то ОГЭ по обществознанию — отличная тренировка перед ЕГЭ. Поэтому вам нужно получить как можно больше знаний и опыта, чтобы в дальнейшем лучше учиться и сдавать другие экзамены. А еще вы будете меньше на них нервничать 😉
Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в 30-дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты
Статус Абитуриент Студент Родитель Соискатель Сотрудник Другое Филиал Абакан Актобе Алагир Алматы Алушта Анапа Ангарск Армавир Архангельск Асбест Астрахань Атырау Баку Балхаш Барановичи Барнаул Белая Калитва Белгород Бельцы Берлин Бишкек Благовещенск Бобров Бобруйск Борисов Боровичи Бронницы Брянск Бузулук Видное Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волгодонск Волжск Воркута Воронеж Вёшенская Гомель Гродно Грозный Дамаск Дербент Димитровград Дмитров Долгопрудный Домодедово Дубай Дубна Душанбе Евпатория Екатеринбург Елец Ереван Жлобин Жуковский Звенигород Златоуст Зубова Поляна Иваново Ижевск Иркутск Истра Казань Калининград Карабулак Караганда Каракол Кашира Кемерово Киев Кизляр Кинешма Киров Королев Кострома Красноармейск Красногорск Краснодар Краснознаменск Красноярск Курган Курск Кызыл Липецк Лобня Магадан Майкоп Махачкала Минеральные Воды Минск Могилев Моздок Мозырь Москва Мурманск Набережные Челны Нальчик Наро-Фоминск Нижневартовск Нижний Новгород Нижний Тагил Новодвинск Новокузнецк Новосибирск Новоуральск Новый Уренгой Ногинск Норильск Ноябрьск Нур-Султан Обнинск Одинцово Озёры Омск Орел Оренбург Орехово-Зуево Ош Павлодар Пенза Пермь Петропавловск Подольск Полоцк Псков Пушкино Пятигорск Радужный Ржев Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Сальск Самара Самарканд Санкт-Петербург Саратов Светлогорск Севастополь Северодвинск Сергиев Посад Серпухов Слоним Смоленск Солигорск Солнечногорск Ставрополь Сургут Сызрань Сыктывкар Тамбов Ташкент Тбилиси Тверь Терек Тихорецк Тобольск Тольятти Томск Троицк Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Ургенч Усть-Каменогорск Уфа Ухта Хабаровск Ханты-Мансийск Хива Челябинск Череповец Черкесск Чехов Шымкент Щербинка Электросталь Элиста Якутск Ярославль Тип обращения Вопрос Предложение Благодарность Жалоба Тема обращения Поступление Трудоустройство Обучение Оплата Кадровый резерв Внеучебная деятельность Работа автоматических сервисов университета Другое
* Все поля обязательны для заполнения
Согласен на обработку персональных данных, получение рассылок, а также с политикой конфиденциальности.
Готовимся к ОГЭ по обществознанию: справочный материал
Данный справочный материал может быть использован при подготовке к экзамену по обществознанию в 9 классе.
Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ОГЭ по обществознанию: справочный материал»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» НГО
Готовимся к ОГЭ по обществознанию: справочный материал
Выполнил: Тихонова Галина Игоревна
Учитель истории и обществознания.
Что изучает обществознание?
Культура и духовная сфера.
Что изучает обществознание?
Объектом изучения обществознания является общество. Общество – очень сложная система, которое подчиняется различным законам. Естественно, нет одной науки, которая могла бы охватить все сторон общества, поэтому его изучают несколько наук. Каждая наука изучает какую-либо одну сторону развития общества: экономику, общественные связи, пути развития и другие.
В каждой науке есть объект и субъект.
Науки разделяются на три группы.
Математика, информатика, логика и другие
Химия, физика, биология, астрономия и другие
Философии, экономика, социология и другие
Общество изучают общественные (гуманитарные науки).
Главное отличие общественных наук от гуманитарных наук:
Главный объект изучения
Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека:
археология, экономика, история, культурология, лингвистика, политология, психология, социология, право, этнография, философия, этика, эстетика.
Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.
Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.
История – наука о прошлом человечества.
Культурология – наука, изучающая культуру общества.
Лингвистика – наука о языке.
Психология – наука о развития и функционирования психики человека.
Социология — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.
Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.
Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.
Этика – наука о морали.
Эстетика – наука о прекрасном.
Науки изучают общества в узком и широком смыслах.
Общество в узком смысле:
1. Все население Земли, совокупность всех народов.
2. Исторический этап развития человечества (феодальное общество, рабовладельческое общество).
3. Страна, государство (французское общество, российское общество).
4. Объединение людей с какой-либо целью (клуб любителей животных, общество солдатских
5. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (высшее общество).
6. Способы взаимодействия власти и населения страны (демократическое общество, тоталитарное общество)
Общественные науки: экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном).
В узком смысле: Совокупность людей связанная общими интересами и целями.
В широком смысле: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество и природа взаимодействуют, влияют друг на друга. Экономическое взаимодействие – потребление природных богатств, экологическое – охрана природных богатств.
Ноосфера (В. Вернадский) – среда обитания (биосфера), управляемая человеческим разумом.
Общество – динамическая система.
Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность.
В структуре общества 4 сферы (подсистемы):
3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.
4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство.
Сферы взаимодействуют и взаимосвязаны.
Общественные отношения – отношения и формы, возникающие в процессе жизнедеятельности между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них.
Общественные отношения
Важнейший компонент общества – социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Социальные институты: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д. Типы обществ (по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)