Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022

Термины для подготовки к 1 заданию из ОГЭ по обществознанию

федерация — это форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных государственных единиц (субъектов федерации) в целостную структуру;

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его порядка и стабильности.

тоталитарный режим — это способ реализации политической власти, при котором властные структуры устанавливают тотальный (всеобъемлющий) контроль над личностью и обществом со стороны государственной власти;

многопартийность — один из конституционных принципов организации политической власти в демократических государствах, предполагающий свободное существование и функционирование политических партий, представляющих интересы различных социальных слоёв и отстаивающие различные политические идеологии.

тоталитаризм — политический режим, в основе которого полный контроль государства за всеми сферами общественной жизни, господство единой общеобязательной идеологии и однопартийность.

власть — возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей

демократия — политический режим, при котором источником власти является сам народ.

гражданство — устойчивая политико−правовая связь человека и государства, предполагающая наличие у них взаимных прав и обязанностей.

гражданское общество — совокупность негосударственных отношений и ассоциация, выражающих и защищающих разнообразные интересы членов общества;

выборы — процедура избрания на должность или в орган власти лица, путем голосования за него определенной категории людей.

правоохранительные органы — специальные учреждения, действующих на основе закона, основная функция которых — охрана правопорядка, защита прав и свобод граждан.

закон — нормативно−правовой акт, изданный в установленном порядке компетентным органом государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

судебная система — совокупность действующих в государстве судов, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия;

юридическая ответственность — применения мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение.

этнос — это устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием.

этническая группа — общность людей, члены которой обладают объединяющими их чертами культуры, языка, что позволяет им осознавать свое отличие от других подобных групп;

статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком.

референдум — решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием;

социальный статус — положение человека в обществе, наделяющее его определенными правами и обязанностями;

социальная норма — принятые в обществе правила или модели поведения, выступающие образцами действия для людей и социальных групп.

социальная мобильность — изменения положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.

Страта — социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком.

Просмотр содержимого документа
«Термины для подготовки к 1 заданию из ОГЭ по обществознанию»

федерация — это форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных государственных единиц (субъектов федерации) в целостную структуру;

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его порядка и стабильности.

тоталитарный режим — это способ реализации политической власти, при котором властные структуры устанавливают тотальный (всеобъемлющий) контроль над личностью и обществом со стороны государственной власти;

многопартийность — один из конституционных принципов организации политической власти в демократических государствах, предполагающий свободное существование и функционирование политических партий, представляющих интересы различных социальных слоёв и отстаивающие различные политические идеологии.

тоталитаризм — политический режим, в основе которого полный контроль государства за всеми сферами общественной жизни, господство единой общеобязательной идеологии и однопартийность.

власть — возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей

демократия — политический режим, при котором источником власти является сам народ.

гражданство — устойчивая политико−правовая связь человека и государства, предполагающая наличие у них взаимных прав и обязанностей.

гражданское общество — совокупность негосударственных отношений и ассоциация, выражающих и защищающих разнообразные интересы членов общества;

выборы — процедура избрания на должность или в орган власти лица, путем голосования за него определенной категории людей.

правоохранительные органы — специальные учреждения, действующих на основе закона, основная функция которых — охрана правопорядка, защита прав и свобод граждан.

закон — нормативно−правовой акт, изданный в установленном порядке компетентным органом государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

судебная система — совокупность действующих в государстве судов, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия;

юридическая ответственность — применения мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение.

этнос — это устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием.

этническая группа — общность людей, члены которой обладают объединяющими их чертами культуры, языка, что позволяет им осознавать свое отличие от других подобных групп;

статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным человеком.

референдум — решение наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием;

социальный статус — положение человека в обществе, наделяющее его определенными правами и обязанностями;

социальная норма — принятые в обществе правила или модели поведения, выступающие образцами действия для людей и социальных групп.

социальная мобильность — изменения положения человека или группы в обществе, переход от одной социальной позиции к другой.

Страта — социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком.

налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству

производство — процесс создания экономических благ, необходимых для удовлетворения нужд и потребностей человека;

безработица — социально-экономическое явление, когда часть трудоспособного население имеет намерение работать, но не может трудоустроится;

банковский кредит — денежная сумма, выданная лицу банком под условия срочности, возвратности, платности и обеспеченности.

факторы производства — ресурсы, необходимые для создания товаров и услуг;

товар — продукт труда, произведенный для продажи.

акционерное общество — хозяйственная организация, созданная на основе объединения денежных средств участников, посредством выпуска и продажи акций;

предпринимательство — самостоятельная, инициативна, осуществляемая на свой страх и риск коммерческая деятельность, направленная на получение систематической прибыли.

доход — денежные средства или материальные ценности, полученные лицом в результате

экономической деятельности за определённый период времени;

собственность— принадлежность экономических благ (материальных или духовных ценностей) определенным лицам — собственникам.

рынок — совокупность отношений возникающих между производителем и потребителем по поводу купли-продажи экономических благ.

конкуренция — соперничество между участниками экономической деятельности за наиболее выгодные условия купли−продажи на рынке;

прибыль — разница между выручкой фирмы и издержками на производство и реализацию товаров.

спрос — желание потребителя приобрести определенный товар, подкрепленное его покупательной способностью;

предложение — желание и готовность производителя продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте;

инфляция — падение покупательной способности денег, выраженное в долговременном росте общего уровня потребительских цен на товары и услуги в определенном государстве.

деньги — универсальный товар−эквивалент, выступающий средством платежа и обмена и обладающий наибольшей ликвидностью.

жизненные ориентиры — ценности, признаваемые человеком в качестве важных, значимых для выстраивания перспективы собственной жизни и отношений с другими людьми, обществом и государством;

образование — институт, в рамках которого происходит процесс передачи знаний, умений и навыков, приобщение к культурным ценностям человеческого общества.

религия — сфера духовной культуры в основе которой лежит вера в сверхъестественные силы, бога или богов, организованное поклонение им;

наука — сфера духовной деятельности человека, направленная на получение объективных, обоснованных и системно-организованных знаний об окружающем мире.

мораль — форма общественного сознания, включающая в себя совокупность норм, ценностей, моделей поведения, регулирующих общественные отношения с позиций добра и зла;

искусство — форма духовной культуры, в основе которой лежит субъективное восприятие и отражение окружающего мира в форме художественных образов.

Источник

Термины для огэ по обществознанию 2022 по блокам

Все термины ЕГЭ по кодификатору ФИПИ и в алфавитном порядке.

→ Карточки для заучивания терминов

Составитель: частный преподаватель Антон Чубуков.

Содержание

Информация о словаре

Приложение 1. Почему мы сочли термин важным?

Словарь. Все термины курса по Кодификатору ФИПИ.

Словарь. Все термины курса в алфавитном порядке.

Словарь. Термины для заданий 18 в алфавитном порядке.

Из словаря:

Природное и общественное в человеке.

Человек. Биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства

Личность. Совокупность социально-значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.

Индивид. Любой отдельный человек.

Социализация. Продолжающийся всю жизнь процесс формирования личности, усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.

Агенты (институты) социализации. Институты, с помощью которых происходит обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Способности. Качества человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности и не сводимые к знаниям или умениям.

Общие способности. Способности, которые помогают достичь успеха в самых разных занятиях.

Специальные способности. Способности, которые помогают достигать высоких результатов в какой-либо определённой области деятельности.

Гениальность. Наивысший уровень развития способностей, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием новых путей творчества.

Одарённость. Такое сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения значительного успеха в выполнении той или иной деятельности.

Талант. Высокий уровень развития способностей.

Задатки. Врождённые качества, которые составляют основу для развития способностей.

Индивидуальность. Сочетание биологических и социальных качеств, которое отличает человека от других людей.

Связанные страницы:

Официальная демоверсия ОГЭ 2022 от ФИПИ.

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.

Работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.

→ Демоверсия: ob-2022-v2.pdf
→ Спецификация: ob-s2022-v2.pdf
→ Кодификатор: ob-k2022-v2.pdf
→ Скачать одним архивом: ob-oge-2022-v2.zip

Пробный вариант по химии

Соответствует спецификации 2022.

Кодификатор по обществознанию включает:

Используйте блоки кодификатора по обществознанию для повторения материала и как план подготовки к ЕГЭ.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1. Человек и общество

2. Экономика

3. Социальные отношения

4. Политика

5. Право

Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ЕГЭ

Знать и понимать:

Уметь:

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ

Спецификация ЕГЭ по обществознанию от ФИПИ

Решай задания и варианты по обществознанию с ответами

Изучай кодификаторы ЕГЭ 2022 по:

Какие структура и особенности ОГЭ по обществознанию нас ждут в 2021-2022 году?

Какая структура и особенности ОГЭ по обществознанию нас ждет в 2021-2022 году?

Изменения ОГЭ по обществознанию в 2021-2022 году

Серьёзных изменений по сравнению с 2019 годом нет. Вот небольшие, но важные корректировки ФИПИ:

количество тестовых заданий сократили с 14 до 13;

добавили новое задание с развёрнутым ответом (№ 5). В нем нужно проанализировать визуальную информацию;

общий балл увеличили с 35 до 37 баллов.

Даже такие незначительные изменения в ОГЭ по обществознанию нужно учитывать при подготовке. Появилось новое задание? Значит, у него новые критерии оценивания. Не изучили их, пока готовились — потеряли баллы. Итог: плохая оценка в аттестате. Или не удалось поступить в колледж на бюджет? Оба варианта не радуют, да?

Чтобы этого не произошло, я рассказываю своим ученикам все об изменениях и обновлениях критериев. Во время

мы отрабатываем все форматы заданий, пишем развернутые ответы и оцениваем их, разбираем ошибки и учимся на них. И на занятиях я даю им только ту информацию, которая гарантированно пригодится на экзамене — ничего лишнего и никакой воды!

Структура ОГЭ по обществознанию 2021-2022

ОГЭ по обществознанию 2021-2022 состоит из двух частей. В I часть входят задания и с кратким ответом, и с развернутым ответом. В II части только задания с развернутым ответом. Всего вам придется решить 24 задания по шести тематическим блокам:

Человек и общество;

Сфера политики и социального управления (Политика);

Сфера духовной культуры (Духовная сфера);

Максимальный первичный балл за весь экзамен – 37 баллов. Время написания экзамена — 180 минут (3 часа).

I часть ОГЭ по обществознанию 2021-2022 состоит из 20 заданий. Их можно разделить три категории: тестовые задания, форматные задания и задания с развернутым ответом.

Тестовые задания логически связаны с каждым из шести тематических блоков. Лайфхак: вы можете быть уверены в том, что определенному номеру задания соответствует конкретный тематический блок. Например, № 9 — всегда задание по экономике, а № 13 — по политике. За каждый правильный ответ дают 1 балл.

Вы не знаете, какой тематический блок вам встретится. Зато формат заданий всегда одинаковый. Самое главное — хорошо разбираться в особенностях каждого из них. Всего в первой части есть три форматных задания:

Задание № 15 (2 балла) – задание на установление соответствия, которое требует четкого знания теории. Перед вами будет таблица из двух столбцов, ваша задача — установить, к какому из элементов второго столбца относится каждый элемент первого столбца. Это единственное двухбалльное задание с кратким ответом.

И еще один важный момент! Для этого задания важна последовательность цифр: каждая цифра должна быть на своем месте. Тут есть небольшой лайфхак: каждая цифра второго столбца должна хотя бы один раз встретиться в вашем ответе.

Задание № 19 (1 балл) — задание на установление сходств и различий между двумя понятиями. В условии задания есть 4 признака. Из них два характерны для обоих понятий — это сходства, а два являются признаками только одного из понятий — это различия.

Совет: четко работайте с условием задания. По очереди берите понятия и анализируйте каждый из четырёх признаков. Так вы точно не запутаетесь и получите заветный балл.

Задание № 20 (1 балл) – задание на заполнение пропуска в таблице. Оно проверяет знание терминологии, а предугадать, какой тематической блок встретится в этом задании, невозможно. Небольшой лайфхак: ваш ответ в виде должен соотноситься с информацией из таблицы в форме, числе и падеже.

Задания с развернутым ответом

В этих заданиях нужно не просто найти ответ, а развернуто его обосновать. Эти задания проверяют эксперты ОГЭ в соответствии с критериями.

Задание 1 (2 балла) — задание на термины. Нужно найти два понятия, которые будут соответствовать условию и дать определение одному из них. Здесь необходимо знание терминологии, но заучивать все термины не стоит — это сложно и малоэффективно. Лучше научиться самостоятельно составлять, а не заучивать понятия. Выбирайте наиболее знакомый термин — и 2 балла у вас в кармане.

В качестве структуры для раскрытия понятия вы можете использовать следующий шаблон: родовое понятие + 2 признака.

Задание 5 (3 балла) — задание на анализ визуальной информации. Это новое задание, которое появилось в ОГЭ по обществознанию 2021-2022 года. Вы увидите фото с людьми, которое необходимо оценить с точки зрения социальных норм и экономической рациональности.

Внимание: нужны не общие рассуждения, а четкий ответ на вопрос! Опирайтесь на знание теории, а еще потренируйтесь анализировать ситуации и поведение людей.

Задание 6 (2 балла) — задание на финансовую грамотность. Перед вами будет вымышленная ситуация (кейс), ее нужно проанализировать и ответить на вопросы. В кейсе можно встретить три основные темы:
— Банковские услуги и формы дистанционного банковского обслуживания
— Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи
— Личный финансовый план и сбережения

Внимательно работайте с условием, подчеркивайте ключевые слова и вопросы. Ваш ответ должен быть лаконичным и аргументированным — эксперт поставит 0 баллов за общие рассуждения.

Задание 12 (4 балла)задание на анализ статистического источника. Это одно из самых сложных и «дорогих» по баллам заданий ОГЭ по обществознанию. Вам нужно сформулировать сходства, различия и выводы, опираясь на статистический источник. Он может быть представлен в виде диаграммы, графика или таблицы. Баллы в этом задании часто теряют по невнимательности. Нужно чётко и внимательно работать с легендой, осями графика, информацией на диаграмме или в таблице.

Хотите справиться с этим заданием? Запомните: выводы основываются на анализе информации, а предположения — это ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.

Вторая часть ОГЭ по обществознанию важна не менее, чем первая — без нее невозможно получить заветную оценку «5». Перед вами будет текст, после которого идут четыре задания с развернутым ответом. Текст может относиться к любому из шести тематических блоков.

Эти задания проверяют эксперты, четко опираясь на критерии. Уделите особое внимание критериям, чтобы понимать, как должен выглядеть идеальный ответ.

Рекомендации по подготовке к экзамену

Чтобы получить максимальный балл, важно вовремя, а главное правильно начать подготовку. Не отладывайте ее на последний момент! Вот несколько рекомендаций, чтобы готовиться к ОГЭ по обществознанию 2021-2022 было проще.

Осознайте, что обществознание с точки зрения теории — такой же предмет, как и все остальные

Не бойтесь большого объемов теории. Фокусируйтесь не на заучивании, а на понимании терминов через примеры или аналогии.

Составьте для себя список тем для изучения, исходя из кодификатора. Отмечайте пройденные темы по мере прогресса. Так вы не запутаетесь, какие теоретические аспекты уже изучили.

Уделяйте сопоставимое внимание каждому из шести тематических блоков. Не стоит выделять любимый блок и изучать его: в экзамене встречаются все шесть.

Обращайте внимание не только на теорию, но и на формат заданий. Так вы уменьшите количество ошибок, которые обычно допускают по невнимательности.

Изучите критерии оценивания как в первой, так и во второй части экзамена.

Пишите разборчиво. Понятный почерк важен для обеих частей ОГЭ. Компьютер может не считать цифру или букву, а эксперты при проверке второй части не станут разбираться в непонятных каракулях.

И последний совет: готовьтесь к ОГЭ основательно. Без хорошей оценки вы не поступите в колледж. А если собираетесь в вуз, то ОГЭ по обществознанию — отличная тренировка перед ЕГЭ. Поэтому вам нужно получить как можно больше знаний и опыта, чтобы в дальнейшем лучше учиться и сдавать другие экзамены. А еще вы будете меньше на них нервничать 😉

Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в 30-дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты

Статус Абитуриент Студент Родитель Соискатель Сотрудник Другое Филиал Абакан Актобе Алагир Алматы Алушта Анапа Ангарск Армавир Архангельск Асбест Астрахань Атырау Баку Балхаш Барановичи Барнаул Белая Калитва Белгород Бельцы Берлин Бишкек Благовещенск Бобров Бобруйск Борисов Боровичи Бронницы Брянск Бузулук Видное Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волгодонск Волжск Воркута Воронеж Вёшенская Гомель Гродно Грозный Дамаск Дербент Димитровград Дмитров Долгопрудный Домодедово Дубай Дубна Душанбе Евпатория Екатеринбург Елец Ереван Жлобин Жуковский Звенигород Златоуст Зубова Поляна Иваново Ижевск Иркутск Истра Казань Калининград Карабулак Караганда Каракол Кашира Кемерово Киев Кизляр Кинешма Киров Королев Кострома Красноармейск Красногорск Краснодар Краснознаменск Красноярск Курган Курск Кызыл Липецк Лобня Магадан Майкоп Махачкала Минеральные Воды Минск Могилев Моздок Мозырь Москва Мурманск Набережные Челны Нальчик Наро-Фоминск Нижневартовск Нижний Новгород Нижний Тагил Новодвинск Новокузнецк Новосибирск Новоуральск Новый Уренгой Ногинск Норильск Ноябрьск Нур-Султан Обнинск Одинцово Озёры Омск Орел Оренбург Орехово-Зуево Ош Павлодар Пенза Пермь Петропавловск Подольск Полоцк Псков Пушкино Пятигорск Радужный Ржев Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Сальск Самара Самарканд Санкт-Петербург Саратов Светлогорск Севастополь Северодвинск Сергиев Посад Серпухов Слоним Смоленск Солигорск Солнечногорск Ставрополь Сургут Сызрань Сыктывкар Тамбов Ташкент Тбилиси Тверь Терек Тихорецк Тобольск Тольятти Томск Троицк Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Ургенч Усть-Каменогорск Уфа Ухта Хабаровск Ханты-Мансийск Хива Челябинск Череповец Черкесск Чехов Шымкент Щербинка Электросталь Элиста Якутск Ярославль Тип обращения Вопрос Предложение Благодарность Жалоба Тема обращения Поступление Трудоустройство Обучение Оплата Кадровый резерв Внеучебная деятельность Работа автоматических сервисов университета Другое

* Все поля обязательны для заполнения

Согласен на обработку персональных данных, получение рассылок, а также с политикой конфиденциальности.

Источник

Готовимся к ОГЭ по обществознанию: справочный материал

Данный справочный материал может быть использован при подготовке к экзамену по обществознанию в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ОГЭ по обществознанию: справочный материал»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9» НГО

Готовимся к ОГЭ по обществознанию: справочный материал

Выполнил: Тихонова Галина Игоревна

Учитель истории и обществознания.

Что изучает обществознание?

Культура и духовная сфера.

Что изучает обществознание?

Объектом изучения обществознания является общество. Общество – очень сложная система, которое подчиняется различным законам. Естественно, нет одной науки, которая могла бы охватить все сторон общества, поэтому его изучают несколько наук. Каждая наука изучает какую-либо одну сторону развития общества: экономику, общественные связи, пути развития и другие.

В каждой науке есть объект и субъект.

Науки разделяются на три группы.

Математика, информатика, логика и другие

Химия, физика, биология, астрономия и другие

Философии, экономика, социология и другие

Общество изучают общественные (гуманитарные науки).

Главное отличие общественных наук от гуманитарных наук:

Главный объект изучения

Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека:

археология, экономика, история, культурология, лингвистика, политология, психология, социология, право, этнография, философия, этика, эстетика.

Археология – наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.

Экономика – наука о хозяйственной деятельности общества.

История – наука о прошлом человечества.

Культурология – наука, изучающая культуру общества.

Лингвистика – наука о языке.

Психология – наука о развития и функционирования психики человека.

Социология — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.

Право – совокупность законов и правил поведения в обществе.

Этнография – наука, изучающая быт, культуру народов и наций.

Этика – наука о морали.

Эстетика – наука о прекрасном.

Науки изучают общества в узком и широком смыслах.

Общество в узком смысле:

1. Все население Земли, совокупность всех народов.

2. Исторический этап развития человечества (феодальное общество, рабовладельческое общество).

3. Страна, государство (французское общество, российское общество).

4. Объединение людей с какой-либо целью (клуб любителей животных, общество солдатских

5. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (высшее общество).

6. Способы взаимодействия власти и населения страны (демократическое общество, тоталитарное общество)

Общественные науки: экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном).

В узком смысле: Совокупность людей связанная общими интересами и целями.

В широком смысле: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество и природа взаимодействуют, влияют друг на друга. Экономическое взаимодействие – потребление природных богатств, экологическое – охрана природных богатств.

Ноосфера (В. Вернадский) – среда обитания (биосфера), управляемая человеческим разумом.

Общество – динамическая система.

Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность.

В структуре общества 4 сферы (подсистемы):

3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.

4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство.

Сферы взаимодействуют и взаимосвязаны.

Общественные отношения – отношения и формы, возникающие в процессе жизнедеятельности между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них.

Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022. Смотреть фото Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022. Смотреть картинку Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022. Картинка про Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022. Фото Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022. Смотреть фото Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022. Смотреть картинку Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022. Картинка про Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022. Фото Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022Общественные отношения

Важнейший компонент общества – социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Социальные институты: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д. Типы обществ (по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)

Доиндустриальное (традиционное, аграрное)

С/хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности

Массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность

Информация, сфера услуг, наука, индивидуализация производства

Типы обществ (по О. Тоффлеру)

Религия, коллективное начало, традиции, авторитарная власть.

Индивидуальность, либерально-демократическая власть, инновации.

Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, организаций из одного состояния в другое (природные, демографические, социальные, духовные изменения и т.д.).

прогресс стагнация регресс

Критерий прогрессастепень свободы, которую дает человеку общество для ее оптимального развития. Прогресс противоречив (и положительные, и отрицательные процессы)

Формы прогресса: революция и реформа. Эволюция – постепенное развитие.

Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Исторический процесс – хронологическая последовательность событий, оказывающих влияние на развитие общества. Субъекты исторического процесса: личности, социальные группы, массы. Исторический факт – событие общественной жизни.

Цивилизация – совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период.

Термин выдвинул Н. Данилевский, называл цивилизации культурно-историческими типами. Цивилизации различал по 4 признакам: экономическим, культурным, политическим, религиозным. Для характеристики цивилизаций выделяют также понятие менталитет.

Две теории: теория стадиального развития (изучают развитие как единый процесс) и теория локальных цивилизаций (изучают большие исторически сложившиеся общности).

Подходы к изучению исторического процесса:

Культурологический подход (О. Шпенглер)

В основе переход от одной формации к другой. Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения (способ производства материальных благ).

Надстройка государство, политические, общественные институты.

К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Большую роль играет классовая борьба.

Цивилизации – устойчивые общности людей, объединенные духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. В основе – смена цивилизаций. Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ». Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Центральное понятие данного подхода — культура. Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Являются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.

1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.

Термин «Экология» ввел Э. Геккель.

3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;

4. Проблема ресурсов;

5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.

Глобализация – усиление интеграционных связей в различных сферах между государствами, организациями, общностями.

Международные организации: ООН (Организация Объединенных Наций); МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии); ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры); ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности); ВТО (Всемирная торговая организация); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе); Европейский Союз; ОПЕК (Организация стран-производителей и экспортеров нефти); СНГ (Содружество независимых государств); ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и другие.

Высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры

Единичный представитель человеческого рода

Неповторимые, самобытные черты и качества, присущие человеку (биологические, психологические, социальные)

Совокупность социально-значимых черт, характеризующих человека как члена данного общества, человек как субъект отношений и сознательной деятельности

Теории происхождения: религиозная, эволюционная (Ч.Дарвин), марксистская (труд сделал человека)

Биосоциальная проблема – проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Изменяет, преобразует природу, не только физические, но и духовные, культурные потребности, обладает сознанием, речью, деятельность, целеполагание.

Приспосабливается к природе, существует инстинктами, изменяется по потребностям своего вида.

В момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации.

Первичная социализация: агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).

Вторичная социализация: агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы, армия, церковь).

Десоциализация – процесс отхода от старых ценностей, норм, правил, ролей.

Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, правилам, ролям.

Межличностные отношения – отношения между различными индивидами по различным основаниям.

Регламентированы, обезличены, стандартизированы, ограничена возможность выбора.

Личностны, возможность выбора, не закреплены нормами.

Мировоззрение личности – совокупность принципов, взглядов, убеждений и установок на объективную реальность и место человека в нем.

обыденное, религиозное, мифологическое, научное, философское, гуманистическое.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию.

Цель – осознанный образ ожидаемого результата.

Труд – вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Общение- процесс взаимодействия людей, заключающийся в восприятии и понимании и в обмене информации ( коммуникации)

2. По направленности: духовная, практическая, творческая, управленческая.

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Эвристика – наука, изучающая творческую деятельность.

Потребности человека – переживаемая или осознаваемая нужда в чем-либо.

биологические, социальные, идеальные.

Потребности по А. Маслоу.

1.Физиологические, 2.Экзистенциальные, 3.Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные

Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

Потребности каждого уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Интерес – осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям, имеющих для них важное общественное развитие. Интересы являются побудителями к различным видам деятельности.

Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность различных видов деятельности.

Способности имеют биологическую основу.

Талант— совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной и значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Гениальность — культурное явление человеческой природы.

Бытие – что-либо сущее, существующее вообще (бытие изучает раздел философии онтология).

Формы бытия: материальное бытие, духовное бытие, человеческое бытие, социальное бытие.

Духовный мир человека (микрокосм) – сложная система внутреннего мира человека, элементами которого являются духовные потребности, мысли, чувства, мировоззрение, эмоции, ценности и т. д.

Познание – процесс, направленный на получение знания.

Знание – объективная реальность, данная в сознании человека. Знания – результат познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.

Гносеология – наука о познании.

Гностицизм (гностики) – считают, мир познаваем (Платон, Сократ, К. Маркс, Г. Гегель).

Агностицизм (агностики) – мир познаваем в ограниченных пределах или непознаваем (И. Кант).

Типы познания: чувственное и рациональное.

Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.

Восприятие – целостный чувственный образ предмета, явления.

Представление – чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.

Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.

Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение – форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.

Две теории на типы познания:

1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт (Т. Гоббс, Д. Локк).

2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант)

Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.

Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.

Цель познания – получение истины.

Истиназнание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.

Главный критерий истины – практика.

Антиподы истины – ложь, дезинформация, заблуждение.

Ложь – преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Дезинформация – передача ложного знания как истинного или истинного как ложного.

Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

— Практическое (народная мудрость)

— Художественное (средствами искусства).

II. Научное познание – познание, направленное на получение объективного знания. Цель – описание, объяснение, предсказание явлений действительности. Признаки: объективность, системность, обоснованность, достоверность, особый язык, необходимость специальных приспособлений и специалистов.

2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Гипотеза – предположения, выдвигаемые в ходе научного исследования.

Теория – система взаимосвязанных утверждений.

Закон – выводы о существенных, повторяющихся связях между явлениями.

1. Всеобщие: диалектика (диалектический изучает явления в движении) и метафизика (метафизический изучает явления в покое).

3. Частнонаучные: анкетирование, экспертиза, интервьюирование, графический метод.

III. Социальное познание – познание, направленное на изучение природы социальных связей, социальных групп, социальной структуры общества.

Особенность – субъект и объект познания совпадают, получаемое знание всегда связано с интересами индивидов, субъективность выводов и оценок.

Цель: выявление исторических закономерностей развития общества, социальное прогнозирование.

Методы: контент-анализ (анализ статистических данных, документов), опрос, наблюдение, эксперемент.

Особенность – объектом является сам субъект.

Цель: познание своих физических, душевных, духовных возможностей, своего места среди других людей.

1. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, взаимоотношений с другими.

2. Осознания отношения к себе других (качеств своей личности, черт характера), через мнения других

людей и соотнесения себя с другими.

3.Самонаблюдения своих состояний, переживаний, мыслей.

4. Культура и духовная сфера.

Черты культуры: функциональность, качественность, ценность, нормативность, креативность (творческое начало).

В широком смысле культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.

В общем смысле культура – совокупность достижений людей в материальной и духовной сферах.

Материальная культура – создается в процессе материального производства (здания, оборудование, орудия труда).

Духовная культура – включает в себя процесс духовного творчества и созданные духовные ценности в виде произведений искусства, научных открытий, религии.

форма – воплощение достижений культуры содержание – значение для личности и общества.

Функции культуры: познавательная, информативная, коммуникативная, нормативная, гуманистическая.

Виды культур: доминирующая (господствующая), элитарная (для избранных), массовая (для большинства, коммерческая, через СМИ), народная (на традициях, фольклор, анонимная), донорская (из которой заимствуют элементы), рецепиентная (которая заимствует элементы другой культуры), мертвая (устарело содержание).

Субкультура – культура социальных групп.

Контркультура – субкультура, которая враждебна доминирующей.

Аккумуляция культуры – пополнение культуры новыми элементами, знаниями.

Культурная трансмиссия – передача культуры через обучение.

Культурная диффузия – взаимное проникновение культур.

Аккультурация культуры – процесс взаимовлияния двух или более культур.

Ассимиляция культуры – поглощение малой культуры со стороны более крупной.

Адаптация культуры – приспособление культур друг к другу.

Структура духовной сферы:

1. Духовные потребности – нужда общества и человека в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.

2. Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

Виды духовной деятельности:

3. Духовные ценности (блага) – то, что создается в процессе духовного производства: произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.

Виды духовного производства: религия, мораль, искусство, наука.

Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала.

Элементы: вера, учение, религиозная деятельность, религиозные институты.

Функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная.

Мировые: буддизм, христианство, ислам (большое число последователей, за пределы нации)

Национальные: конфуцианство (Китай), даосизм (Китай) иудаизм (Израиль), синтоизм (Япония), зороастризм (Иран).

Атеизм – отрицание существование бога

Функции морали: регулятивная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, мировоззренческая.

Исполнение норм морали санкционируется нормами духовного воздействия (оценка, одобрение, осуждение).

Искусство – форма общественного сознания и вид человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Искусство – ядро эстетической культуры.

Теории происхождения искусства: игровая (Г. Спенсер), трудовая (Г. Плеханов), биологизаторская (Ч. Дарвин), магическая.

Функции искусства: эстетическая, познавательная, творческая, очищающая, коммуникативная, воспитательная, компенсаторная, гедонистическая (функция наслаждения).

Виды искусства: литература, архитектура, музыка, кино, театр, живопись, графика, декоративно-прикладное, танец, скульптура, фотоискусство.

Черты искусства: является образным, наглядным; наличие специфических способов воспроизведения, огромная роль воображения, фантазии.

Наука – сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного знания о природной и социальной действительности, о человеке.

Элементы науки: научные знания, научная деятельность, научное самосознание.

Модели развития науки:

1. Постепенного развития

2. Через научные революции. Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.

Функции науки: познавательная, мировоззренческая, прогностическая.

Функции современной науки: производительная, социальная, культурно-мировоззренческая.

Естественные технические общественные (гуманитарные)

Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.

Функции образования: экономическая, социальная, культурная, сохранения и передача культурного достояния.

дошкольное общее профессиональное дополнительное

Черты современного образования: интеграция областей знаний, развитие непрерывного образования, информатизация (компьютеризация), развитие дистанционного образования (через Интернет), гуманизация (внимание к личности), гуманитаризация (усиление внимания к общественным наукам, интернационализация (создание единой системы для разных стран).

Понятие экономика (Аристотель, А. Монкретьен) – «искусства ведения домашнего хозяйства».

Типы хозяйства: натуральное (производство не для продажи) и товарное (для продажи).

1. Экономика – сфера деятельности и отношений между людьми по производству, распределению. обмену и потреблению, в которой создаются богатства для удовлетворения разнообразных потребностей людей.

2. Экономика – наука, изучающая деятельность людей в процессе производства и обмена, способы рационального использования ограниченных ресурсов.

Разделы экономики: микроэкономика и макроэкономика.

Системообразующая, практическая, познавательная, оценочная.

Вопросы, на которые отвечает экономика: (П. Самуэльсон)

Что производить? Как производить? Для кого производить?

Элементы экономической деятельности:

1. Потребности (первичные и вторичные)»

2. Блага – средства удовлетворения потребностей (естественные и экономические, взаимозаменяемые и взаимодополняемые, потребительские и факторы производства)

4. Хозяйствующие субъекты: домохозяйства, предприятия, государство.

Экономическая система способ организации хозяйственной жизни, представляющая совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями.

Государственное регулирование, государственная собственность, планирование

Свободное ценообразование, конкуренция, частная собственность, свободное предпринимательство, ограничение контроля государства, экономический цикл.

Традиционное ведение хозяйства, отсутствие технического прогресса, слабый производственный потенциал, преобладает общинная, государственная собственность

Сочетает черты рыночной, командно-административной, традиционной

Фазы экономического цикла: кризис———депрессия———оживление———подъем.

Факторы производства: капитал, земля, труд, предпринимательская деятельность, наука.

Экономический рост – количественное увеличение (интенсивный) и качественное совершенствование производства (экстенсивный).

Типы собственности: государственная, общая, частная, корпоративная, кооперативная.

Реализация собственности – рента, доход, прибыль, процент, дивиденд.

Право собственности: 1. владения 2. пользования 3. распоряжения.

Приватизация передача государственной собственности в частную собственность.

Национализация частной собственности в государственную собственность.

Предпринимательство хозяйственная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск с целью получения прибыли. Функции – ресурсная, организационная, творчества.

Предпринимательство: коммерческое, финансовое, страховое, посредническое, венчурное (рисковое).

Мелкий бизнес (до 50 человек), средний (до 500), крупный (несколько тысяч).

Издержки производства – затраты, понесенные в процессе производства. Постоянные издержки – не зависит от объема производства, переменные издержки – зависят от объема производства.

Рынок – весь сложный механизм товаров и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства.

Виды рынков: рынок товаров, рынок труда, фондовый рынок, рынок инвестиций, рынок средств производства, рынок иностранных валют, рынок информации.

Конкуренция – соперничество продавцов и покупателей на рынке за лучшие условия.

Рынок по типу конкуренции: 1. свободной (совершенный) конкуренции – все имеют равные права и возможности 2. несовершенной конкуренции: 1. монополия – контролируется одним продавцом. 2. олигополия – контролируется несколькими продавцами 3. монопсония – контролируется одним покупателем.

Искусственные монополии: картель (соглашение о целях), синдикат (теряют коммерческую самостоятельность), трест (все объединяют, акции взамен), концерн (различные отрасли).

Биржи: товарная, фондовые, биржи труда.

Рыночное саморегулирование (А. Смит).

Спрос – количество товара, который может быть куплен по определенной цене в определенный момент времени. Закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос. Предложение – количество товара, который производитель готов продать по определенной цене в определенный момент. Закон предложения: чем ниже цена, тем ниже предложение. Цена – выраженная в деньгах стоимость товара. Фактор спроса: ценовой и неценовой: реклама, мода, доходы, наличие взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров. Фактор предложения: ценовой и неценовой: изменение издержек (расходов), цена и наличие ресурсов, социальные и политические факторы. Цена равновесия – оптимальная цена для покупателей и продавцов в определенный момент времени на рынке.

Деньги – всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров т служащий посредником при их обмене. Обмен без денег – бартер.

Функции денег: 1.мера стоимости, 2.средство обращения, 3.средство накопления, 4.средство платежа. Инфляция – обесценивание денег. Стагфляция – обесценивание денег и сокращение производства.

Инфляция: умеренная, ползучая, галопирующая, гиперинфляция.

Банковская система: Центральный и коммерческие (частные и государственные).

Функции Центрального банка: 1. эмиссия – выпуск денег, 2. хранение резервов других банков, 3.кредитование, 4. контроль за банками, 5. проведение расчетов для правительства.

Государственный бюджет – основной финансовый план государства, имеющий силу закона.

Бюджет: 1. дефицитный, 2. профицитный, 3. сбалансированный.

Бюджет состоит: доход (налоги, займы) и расход (содержание госаппарата, военные расходы, социальная сфера, инвестиции, выплата долгов).

Налоги – обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. Функции налогов: 1. фискальная (с их помощью формируются финансы), 2. регулирующая, 3. распределительная.

Налоги: прямые (на доходы, на прибыль, на имущество, на наследство) и косвенные (акциз, таможенный, налог на добавленную стоимость).

Налогообложение 1. прогрессивное (налог возрастает от облагаемой суммы), 2. регрессивный (налог снижается, когда возрастает сумма), 3. пропорциональный (налог не зависит от облагаемой суммы).

Безработица – положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму не могут найти работу по способностям.

1. фрикционная – человек ушел с работы и ищет новую

2. структурная – связана со структурными преобразованиями производства

3. застойная (циклическая) – связана с экономическим кризисом.

4. скрытая – человек соглашается на неполный рабочую неделю или день.

Экономический кризис нарушение в ходе развития рыночной экономики основных пропорций воспроизводства, проявляющийся в падении производства, сокращении капитальных вложений, росте безработицы, увеличении количества банкротств фирм, падении курса акций и других экономических потрясениях.

6. Социальная сфера

Социология – наука о закономерностях, становлении, функционирования, развития общества и общественных отношений. (О.Конт).

Структура социальной сферы включает:

I. Социальные связи – зависимости социальных групп и людей друг от друга (бывают формальными и неформальными). Социальные связи:

1. Социальные контакты – неустойчивые связи, возникающие по конкретным поводам (например, пассажиры метро).

2. Социальные взаимодействия – устойчивые, регулярные связи, основанные на совместной деятельности (например, коллеги на работе).

3. Социальные взаимоотношения – сверхустойчивые, самовозобновляющие связи, носящие системный характер (например, друзья).

II. Социальные группы – сообщества индивидов, объединенные по какому-либо признаку. (Т. Гоббс).

численность: малые группы (отличаются прямым контактом и неформальным общением), средние, большие

демографический: по полу, возрасту, образование, состояние в браке

поселенческий критерий: горожане, жители деревни

конфессиональный: католики, православные, мусульмане

по этническому, по профессиональному и т. д.

III. Социальные общности – группы, способные к самовоспроизводству.

Этносоциальные общности: род (племя), народность, нация.

Род – объединение людей на основе кровнородственных связей, племя – объединение родов, народности – объединения людей на основе территориального и языкового признака, нация – большие группы людей, объединенных экономическим пространством, языком, культурой, традициями, национальным самосознанием.

IV. Социальный институт – см. главу Общество. Главный социальный институт – семья.

Функция семьи как социального института: детопроизводство. Семья также малая группа. Функции семьи: воспитательная, социализации, досуговая, создание чувства безопасности, хозяйственно-экономическая. Семья: матриархальная, патриархальная, партнерская. Нуклеарная семья – состоящая из 2 поколений.

V. Социальная культура – социальных норм и социальных ценностей, на основе которых формируются социальные отношения.

VI. Социальные ценности – цели, к которым стремятся люди в обществе. Базовые ценности – жизненно важные для общества (здоровье, благополучие, семья и т. д.)

VII. Социальные нормы – правила социального поведения.

Социальные нормы (бывают писаные и неписаные):

Нормы морали, этические нормы, нормы традиций и обычаев, религиозные нормы, политические нормы, правовые нормы.

Функции социальных норм: регулирующая, объединяющая, воспитательная.

Конформистское поведение – соответствующее принятым нормам.

Поведение, не соответствующее социальным нормам – отклоняющееся.

Девиантное поведение – нарушение, не соответствующе нормам.

Девиация может быть положительной (герои) и отрицательной (наркоманы, убийцы)

Делинквентное поведение – совершение преступлений.

Соблюдение норм обеспечивается применением санкций – реакция общества на поведение индивида или группы. Функция санкций – социальный контроль.

Позитивные (поощрительные) и негативные (наказывающие)

Официальные и неофициальные.

Социальная стратификация (дифференциация) – расслоение и иерархическая организация общества. (П. Сорокин).

Касты – строго замкнутые слои традиционных обществ.

Сословия – группы людей, различающиеся по правам и обязанностям.

Классы – социальные группы, выделяемые по способу их участия в общественном производстве и распределении, месту в общественном разделении труда.

Страты – неформальные группы, имеющие относительно равное социальное положение, критериями которого являются доход, доступ к политической власти, образование.

Статус – позиция в социальной структуре общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Личный статус – положение, которое занимает индивид в малой группе

Социальный статус – положение личности в социальной группе.

Статусный набор – совокупность статусов одной личности.

Предписанный (прирожденный) статус: пол, возраст, национальность, родство

Приобретенный (достигнутый) статус: профессия, образование, должность, семейное положение, религия.

Социальная мобильность (П. Сорокин)– переход индивида или группы из одной позиции в иерархии социальной стратификации в другую.

Каналы социальной мобильности («социальные лифты») – образование, армия, школы, семья, собственность.

Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, неспособный адаптироваться к новой социальной среде («на краю»).

Маргинальность – промежуточное положение индивида между социальными группами, связанные с его перемещениями в социальном пространстве.

Люмпены – люди, опустившиеся «на дно» общественной жизни.

Социальный конфликт (Г. Спенсер) – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами, классами в обществе.

Структура конфликта: конфликтная ситуация——инцидент——активные действия——завершение

Типы поведения в конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Большинство ученых считают конфликт закономерным, прогрессивным явлением.

Типы конфликтов: внутренние, внешние, глобальные, локальные, экономические, политические, семейные, национальные.

Национальные конфликты связаны с обострением национального вопроса – о самоопределении народов и преодолении этнического неравенства, а также тенденциями в современном мире.

Две тенденции в современном мире:

1. Интернациональная – интеграция, сближение наций.

2. Национальная – дифференциация, стремление к независимости.

Политика: 1. сфера жизнедеятельности 2. отношения между государствами, группами, нациями по поводу власти 3. деятельность государственных органов.

1. определение целей и задач общества 2. согласование интересов групп 3. обеспечение стабильности 4. контроль за выполнением норм 5. распределение ресурсов.

Политика: микроуровень, макроуровень (уровень государства), мегауровень (между государствами).

Политическая система – совокупность элементов, в которых реализуется политическая власть.

Тип политической система определяет политико-правовой режим: демократическая, тоталитарная, авторитарная.

Элементы политической системы (сферы или подсистемы):

1. Институциональная: государство, партии, движения (институты)

2. Коммуникативная – совокупность отношений между группами по поводу власти

3. Нормативная – правила и нормы

4. Культурно-идеологическая – идеология, политическая культура, взгляды, эмоции.

Власть возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие.

1. Субъекты власти – государство, политические лидеры, партии

2. Объекты власти – индивиды, группы, массы

4. Ресурсы власти – принуждение, убеждение, право, традиции, страх, поощрение, мифы

5. Функции власти – господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

Власть легальная – юридически законная власть, легитимная власть – та, что не навязывается силой, принимается народом добровольно.

Легитимность или господство власти (М. Вебер)

1. Традиционное господство – обусловлено традициями

2. Легальное господство – на признании юридических норм

3. Харизматическое господство – опирается на авторитет лидера.

Политическая власть подразделяется: государственная и общественная власть.

Теории происхождения государства:

Государство – особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придать своим велениям обязательную силу для всей страны.

1. Наличие особой публичной власти

2. Наличие специального аппарата управления

3. Территориальная организация

5. Суверенитет власти

6. Монополия на правотворчество.

Функции государства – основные, социально значимые направления деятельности государства.

1. По объекту: внутренние и внешние

2. По содержанию: политическая, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, правовая, организаторская, экологическая.

3. По характеру воздействия: охранительные (обеспечение охраны общественных отношений) и регулятивные (развитие общественных отношений).

Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

1. Форма правления – способ организации верховной власти.

Форма правления: 1. Монархия – власть сосредоточена в руках одного главы и передается по наследству. 2. Республика – власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок. Монархия: 1. абсолютная, 2. парламентарная, 3. дуалистическая. Республика: 1. президентская, 2. парламентская, 3. смешанная.

2. Форма государственного устройства способ национального и административно-территориального устройства. Формы: 1. унитарное государство, 2. федерация, 3. конфедерация.

3. Политико-правовой режим совокупность политико-правовых средств и способов осуществления власти. Режим: 1. демократический, 2. антидемократический (1. авторитарный, 2тоталитарный, 3. военный).

Демократия признание принципа равенства всех людей, активное участие народа в политической жизни.

Признаки демократии: 1. признание народа источником власти и суверенитета, 2. наличие прав и свобод, 3. плюрализм, 4. разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), 5. гласность. 6. выборность власти, 7. развитая система органов местного самоуправления.

Формы демократии: 1. прямая (непосредственная), 2 косвенная (представительная).

Институты прямой демократии: 1.выборы, 2. референдум (всенародное голосование).

Избирательная система (включает избирательное право, избирательный процесс и порядок отзыва депутатов) – порядок формирования выборных органов.

Избирательное право – принципы и условия участия граждан в выборах. Избирательное право: 1. активное (право избирать), 2. пассивное (право быть избранным). Признаки: 1. всеобщее, 2. равное, 3. гласное, 4. открытое. Определение результатов проходит по двум системам: 1. мажоритарная избирательная система – победившим считается кандидат, набравший большинство голосов. 2. пропорциональная избирательная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. Мандат – документ, удостоверяющий права депутата.

Гражданское общество (Г. Гегель) – это негосударственная часть общественно-политической жизни, огражденных от прямого вмешательства государства, равенство прав и свобод всех людей; Признаки гражданского общества: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2. развитость и разветвленность демократии; 3. правовая защищенность граждан; 4. определенный уровень гражданской культуры.

Правовое государство – государство, которое в своей деятельности подчиняется праву. Признаки правового государства: 1. верховенство закона, 2. соблюдение прав и свобод, 3. принцип разделения властей, 4. взаимная ответственность государства и граждан.

Политическая партия – институт политической системы, группа приверженцев тех или иных целей, объединяющийся для борьбы за власть. Признаки партии: 1. борьба за власть, 2. программа с целями и стратегией, 3. устав, 4. организационная структура, 5. наличие руководящих органов.

Виды партий: 1. По методам: революционные, реформаторские. 2. По характеру членства: кадровые, массовые. 3. По идеологии: консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические. 4. По представительству во власти: правящие, оппозиционные. 5. По характеру действий: радикальные, реакционные, умеренные, экстремистские, консервативные.

Политическая культура (Г. Алмонд, С. Верба) – совокупность системы мнений, позиций, ценностей, господствующих в обществе или группе.

Виды политической культуры:

1. Патриархальная – ориентация граждан на местные ценности, 2. подданическая – пассивное отношение граждан в политической системе. 3. политическая культура участия (активистская) – активное участие граждан в политической жизни. Абсентеизм – неучастие, уклонение от политической жизни.

Политическая идеология – система идей. Виды идеологий:

1. Консерватизм – сохранение порядков. 2. либерализм – свобода индивидуальности, предпринимательства, права. 3. Социализм – справедливое устройство общества. 4. анархизм – устранение государства 5. национализм – превосходство нации 6. экстремизм – насильственные методы.

Конституции России1918 (первая), 1925, 1937, 1978, 1993 (12 декабря). Первая в мире – 1787 – Конституция США. 10 декабря 1948 – «Всеобщая декларация прав человека», 1966 – «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». 1959 – «Декларация прав ребенка», 1989 – «Ко

Источник

Готовимся к ОГЭ по обществознанию. ТЕРМИНЫ. Общество.

Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022. Смотреть фото Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022. Смотреть картинку Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022. Картинка про Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022. Фото Самые важные термины по обществознанию для огэ 2022

Аграрное (традиционное) общество – тип общества, основанный на господстве сельского и натурального хозяйства

Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую систему

Глобальные проблемы человечества – проблемы, возникшие во второй половине 20 века, от решения которых зависит развитие и существование всего человечества (например: предотвращение войн и сохранение мира на Земле; преодоление экологического кризиса и его последствий; борьба с наркоманией, терроризмом и др.)

Демография – наука о народонаселении, изучающая его численность, состав, изменение.

Индустриальное (промышленное) общество – этап общественного развития, следующий за аграрным обществом, основанный на господстве машинного производства и разделении труда.

Научно – техническая революция (НТР) – быстрый, качественный скачок в развитии производительных сил общества (машин, сырья, рабочей силы и др.), вызванный изменениями в системе научных знаний.

Научно – технический прогресс (НТП) – постепенное развитие производительных сил общества (машин, сырья, рабочей силы и др.), вызванное изменениями в системе научных знаний

Общество.

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира.

1) в узком смысле:

а) группа людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (общество книголюбов, спортивное общество и др.);

б) определенный этап исторического развития (первобытное общество, средневековое общество);

в) население страны (российское, американское общество и др.);

г) общность социального происхождения ( дворянское, купеческое общество).

2) в широком смысле — а) все человечество в прошлом, настоящем, будущем; б) часть мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная;

Общество как сложная система

Система – общее, целое, состоящее из частей, элементов, состоящая из подсистем – сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной.

Общество – динамическая система, то есть постоянно развивающаяся, изменяющаяся.

Обществознание – система наук и учений, изучающих различные стороны общественной жизни.

Политология – наука, изучающая политику в ее многообразии и целостности.

Постиндустриальное (информационное) общество – этап общественного развития, следующий за индустриальным обществом, основанный на развитии информационных технологий, наукоемкого производства

Природа

1) в широком смысле – все сущее, весь естественный мир в многообразии его форм;

2) в узком смысле – естественная среда обитания человека.

Прогресс – направление развития от низшего к высшему, от простого к сложному.

Революция – полное, коренное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, быстрый скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.

Регресс – направление развития от высшего к низшему, от лучшего к худшему

Реформа – преобразование, переустройство какой – либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры (например, реформы в России 60 – х гг. ХIХ в.).

Социальные (общественные) институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами права, традициями, обычаями (институт семьи, институт брака, институт устройства на работу, институты религии, институты культуры, образования, политические и др.)

Социальный прогресс – направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, социальных группах, отношениях личности и общества.

Сферы жизни общества – взаимодействующие части общества, главные её составляющие (экономическая, социальная, политическая, духовная сферы общества)

Философия – учение об общих принципах бытия и познания; об отношении человека к миру, природе и обществу.

Цивилизация – уровень, ступень развития материальной и духовной культуры общества (синоним культуры), например: античная цивилизация, цивилизации Древнего Китая, Древней Индии и др.

Цивилизация — ступень развития, следующая за варварством.

Эволюция – постепенные качественные изменения явлений и процессов

Эстетика – наука, предметом изучения которой является искусство.

Этика – наука, предметом изучения которой является мораль.

Источник

Термины по обществознанию, ОГЭ

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

ОБЩЕСТВО (В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ)

человеческий индивид, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель природно обусловленных свойств

совокупность взглядов, оценок и установок, которые определяют отношение человека к окружающему миру, его месту в нем и выступают в качестве ориентиров и регуляторов поведения личности

исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе, которое не может быть опровергнуто в процессе дальнейшего познания.

результат познания действительности, полученный человеком в ходе активного отражения объективных закономерных связей и отношений реального мира

способность к познанию существенных свойств и связей объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека

неполное, неточное знание, которое может изменяться, устаревать, заменяться новым в процессе дальнейшего познания

обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

форма активного отношения человека к окружающему миру, которая состоит в его целесообразном изменении и преобразовании

многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них) в процессе экономической, политической, социальной, культурной жизни и деятельности

исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленвой на удовлетворение базовых потребностей человека и общества

совокупность проблем человечества, от решения которых зависит существование цивилизации

направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному.

форма культуры, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах

целенаправленный процесс получения знаний, умений и навыков, направленный на интересы человека, общества, государства

совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование сверхъестественных сил, а также определяемое ими поведение

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности

система хозяйствования, включающая отрасли материального и нематериального производства, обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами

потенциальные возможности, которыми располагает общество в данный момент своего развития, т. е. все виды источников, средств обеспечения производства, которые могут использоваться в процессе создания новых материальных благ и услуг

часть экономических ресурсов, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг

соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров

совокупность социально-экономических отношений между производителями и потребителями, связанных с процессом производства и товарно-денежным обменом экономических благ.

желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определенного периода времени, подкрепленное готовностью оплатить покупку

желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке вои товары по конкретным ценам в течении определенного периода времени

кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц

ценная бумага, предоставляющая её владельцу право на получение части прибыли в форме дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом, и на часть имущества, остающегося после его ликвидации

социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного населения желает, но не может найти работу

процесс повышения общего уровня цен в стране, ведущий в итоге к снижению покупательной способности денег

процесс реализации государственных экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей

обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в порядке и на условиях, определённых законодательством

план доходов и расходов государства на определённый период времени, составленный с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег

рыночная стоимость конечной продукции, произведённой на территории данной страны за определённый период времени

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *