Самым ликвидным товаром являются
Ликвидность — что характеризует показатель, виды и коэффициенты
Инвестируя в финансовый инструмент, предприятие или недвижимость, мы хотим быть уверены, что не потеряем капитал и сможем в любое время вернуть его. В связи с этим важно обращать внимание на ликвидность актива. Что это такое и как её определить, читайте в статье.
Что такое ликвидность простыми словами
Ликвидность в экономике — это способность быстро продать актив по рыночной цене и превратить его в деньги.
Под активом понимается любой ресурс, который принадлежит компании или человеку (деньги, недвижимость, транспорт, товар, интеллектуальная собственность и т. д. )
По скорости обращения имущества в денежные средства актив может быть высоколиквидным, низколиквидным и неликвидным. Соответственно, чем легче и быстрее актив можно продать по рыночной стоимости, тем выше его ликвидность, и наоборот.
Сферы применения показателя, разбираемся на примерах
Рассмотрим на примерах, в каких сферах и к каким объектам применяется понятие «ликвидность».
Ликвидность предприятия
Оценка ликвидности компании — это один из самых главных показателей финансового состояния предприятия. Руководство и потенциальные инвесторы должны всегда знать ликвидность фирмы, чтобы понимать, сможет ли компания в чрезвычайных ситуациях быстро рассчитаться со своими кредиторами.
Как оценить финансовую ликвидность предприятия?
Первый шаг. Распределяем активы фирмы на четыре группы:
Второй шаг. Распределяем пассивы компании на следующие категории:
Третий шаг. Соотносим активы фирмы с источниками финансирования.
Если выполняются соотношения А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, A3 ≥ ПЗ, А4 ≤ П4, то предприятие считается ликвидным. В противном случае руководству компании необходимо срочно менять политику ведения бизнеса. Например, попытаться увеличить оборотный капитал и прибыль или снизить объём заёмных средств. Также можно прибегнуть к уменьшению дебиторской задолженности.
Ликвидность объекта недвижимости
При вложении денег в недвижимость важно знать, что не каждое жильё обладает высокой ликвидностью. Стоит учитывать множество факторов: инфраструктуру района, расстояние до центра города, тип объекта, планировку квартиры и т. д. Соответственно, каждый из этих параметров в совокупности будет влиять как на стоимость недвижимого имущества, так и на скорость оформления сделки купли-продажи. Поэтому чем медленнее проходит продажа объекта, тем ниже его ликвидность на рынке.
Ликвидность денег
Что касается денег, то денежные средства в странах с устойчивой экономикой — это самый ликвидный инструмент. Они дают возможность свободно расплачиваться где угодно, а также способны сохранять свой номинал без изменения.
Имейте в виду одно обстоятельство: с течением времени ликвидность финансов изменяется. Связано это напрямую с инфляцией. Цены на товары всегда растут одновременно с падением покупательной способности национальной валюты. По этой причине каждый следующий год вам будет требоваться всё больше денег для покупки одних и тех же товаров.
Что касается ликвидности рубля, то она зависит от того, сколько рублёвой наличности находится в обороте. Чем больше расчётов проводится с использованием российского рубля, тем крепче национальная валюта и выше рублёвая ликвидность.
Ликвидность активов
Для выявления степени ликвидности актива важно понимать, как быстро мы можем его продать. Как правило, активы имеют разный уровень ликвидности.
Самыми ликвидными активами считаются денежные средства, государственные ценные бумаги и текущая краткосрочная задолженность предприятия. К ресурсам с низкой ликвидностью можно отнести некоторые корпоративные акции, запасы товаров и сырья, а также здания и сооружения.
Ликвидность ценной бумаги
Ценные бумаги на фондовой бирже также оцениваются с позиции своей ликвидности, то есть как быстро их можно купить и продать на фондовом рынке.
Как правило, самые ликвидные ценные бумаги на бирже носят название «голубые фишки».
В 2022 году в список голубых фишек вошли ценные бумаги следующих компаний:
Помимо акций «голубых фишек», на бирже обращаются сотни других корпоративных ценных бумаг, некоторые из которых считаются бумагами с низкой ликвидностью или являются неликвидными активами.
Какие бывают виды
Любой товар, имущество или предприятие можно оценить с точки зрения ликвидности. Рассмотрим основные виды ликвидности и что они означают.
Текущая
Главная задача текущей ликвидности — достоверно отразить финансовую возможность компании в погашении всех своих долгов с помощью высоколиквидных активов, в первую очередь наличными средствами.
Быстрая
Показатель быстрой ликвидности необходим, чтобы понимать, как скоро компания сможет закрыть свои кредитные обязательства за счёт продукции и сырья, имеющихся в наличии.
Абсолютная
Абсолютная (или мгновенная) ликвидность даёт руководству организации понимание того, сможет ли компания погасить свой долг за счёт свободных денежных средств.
Как рассчитать
Чтобы узнать уровень ликвидности, необходимо её сперва рассчитать. Рассмотрим формулы, по которым можно вычислить основные виды ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) — финансовый показатель, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).
Коэф. текущей ликвидности отражает возможности предприятия погасить краткосрочные обязательства в течение года только за счёт оборотных активов. Чем выше показатель, тем более устойчива компания с точки зрения финансов.
Оптимальное значение коэффициента находится в диапазоне от 1,5 до 2,5.
Если значение КТЛ ниже 1,5, то возникает потенциальный финансовый риск ликвидности. Другими словами, появляется проблема ликвидности активов, так как теоретически предприятие не в состоянии стабильно оплачивать все свои текущие обязательства.
Если же показатель превышает значение 2,5, то это явный признак неэффективного использования ресурсов. В таком случае компании следует проработать более оптимальную стратегию инвестирования своего капитала с максимизацией прибыли.
Для расчёта ликвидности используют следующую формулу:
КТЛ = (А1 + А2 + А3)/(П1 + П2).
Можно использовать и готовые показатели из бухгалтерского баланса:
КТЛ = ОА/КО, где:
Две вышеприведённые формулы идентичны друг другу. При правильном составлении бухгалтерского отчёта значения этих двух формул должны быть одинаковыми.
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности
Коэффициент быстрой ликвидности (КБЛ) — финансовый коэффициент, равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).
Коэффициент отражает способность компании погашать свои текущие обязательства в случае возникновения сложностей с реализацией продукции.
Если коэффициент превышает отметку в единицу, то ситуация в компании считается стабильной, и наоборот.
Сокращённо формула выглядит следующим образом:
КБЛ = (Текущие активы − Запасы)/Текущие обязательства.
Более развёрнуто коэффициент срочной ликвидности будет считаться немного по-другому:
КБЛ = (Краткосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Денежные средства)/(Краткосрочные пассивы − Доходы будущих периодов − Резервы предстоящих расходов)
Коэффициент абсолютной ликвидности
Коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ) — финансовый коэффициент, равный отношению денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).
Формула расчёта коэф. абсолютной ликвидности:
КАЛ = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/Текущие обязательства
Если нет готовых значений, используйте подробную расшифровку этой формулы:
КАЛ = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/(Краткосрочные пассивы − Доходы будущих периодов − Резервы предстоящих расходов).
Подробнее про ликвидность акций
Ликвидность акций характеризует скорость обращения ценных бумаг в наличные средства. Анализ ликвидности инвестиций крайне важен в ситуации, когда инвестируемые средства могут достаточно быстро потребоваться в будущем для личных нужд. В таком случае важно заранее определить уровень ликвидности ценных бумаг, чтобы в определённый момент вы смогли продать свои активы достаточно быстро.
Как оценить
Ликвидность финансового инструмента можно оценить по двум параметрам:
Есть ещё один способ оценки ликвидности акций — определить уровень free-float ценных бумаг.
Нормальный показатель free-float колеблется в пределах 0,4—0,8.
Если уровень free-float ниже 0,4, то частные лица могут продавать и покупать только небольшое число акций. Каждый раз, когда необходимо будет продать данную ценную бумагу, потребуется определённое количество времени для поиска покупателя на этот финансовый инструмент. Соответственно, и ликвидность таких акций будет ниже.
Как искать ликвидные бумаги
Если инвестора интересуют самые ликвидные ценные бумаги на российском рынке, можно зайти на сайт Московской биржи и просмотреть индекс голубых фишек MOEXBC.
Другой способ для отбора ликвидных бумаг в свой инвестиционный портфель — это классифицировать все ценные бумаги на рынке по дневному обороту в порядке уменьшения. Активы с самым большим оборотом внутри дня являются наиболее ликвидными инструментами на рынке.
Уровни ликвидности ценных бумаг и факторы влияния
Существуют три уровня ликвидности ценных бумаг:
Как правило, к неликвидным акциям относятся бумаги компаний четвёртого, пятого эшелонов и т. д. Предприятия, эмитирующие эти акции, малоизвестны. Сделки по таким бумагам не совершаются или совершаются, но крайне редко.
Также важно обращать внимание на некоторые факторы, которые потенциально влияют на уровень ликвидности биржевых инструментов:
Дополнительным фактором влияния на ликвидность акций можно назвать волатильность ценных бумаг.
В период низкой рыночной волатильности ликвидность актива всегда растёт, и наоборот.
Что такое ликвидность?
Что такое ликвидность? Такой вопрос возникает у людей, далеких от экономических реалий и у опытных бизнесменов. Ликвидность – это возможность быстро превратить активы в их денежный эквивалент по хорошим ценам. Существуют высоко- и низколиквидные ценности, а также неликвиды. Понятие ликвидности может применяться к любым фирмам, ценным бумагам, недвижимости, транспортным средствам и разному имуществу, которым владеет предприятие или частное лицо. Обычно самой высокой ликвидностью обладают деньги, которые вращаются в данной экономической системе.
Коэффициент ликвидности
Ликвидность любой организации и компании рассчитывают по нескольким финансовым показателям, один из которых – коэффициент ликвидности – рассчитывается по специальным формулам. С помощью этого коэффициента можно сравнить стоимость текущих активов, которые имеют разную степень ликвидности, с суммой текущих обязательств. Существуют коэффициенты:
Текущая ликвидность
Чтобы узнать, какую часть текущих обязательств фирма или организация может погасить за счет имеющихся денежных средств или их эквивалентов, инвестиций и дебиторской задолженности, необходимо знать, что такое быстрая или текущая ликвидность. Высчитывается коэффициент быстрой ликвидности по специальной формуле. Показатель этого вида ликвидности указывает на то, насколько платежеспособна организация или фирма, как быстро она сможет погасить текущие обязательства, вовремя рассчитавшись с дебиторами. Обычно коэффициент быстрой ликвидности 0.6 считается приемлемым.
Ликвидность баланса
Финансовый показатель – ликвидность баланса – показывает степень покрытия обязательств компании активами, которые можно обратить в деньги в сроки, соответствующие сроку погашения обязательств. От этого показателя зависит платежеспособность любой фирмы и предприятия. Чтобы узнать, насколько благоприятно финансовое положение предприятия, необходимо знать насколько стоимость оборотных активов превышает краткосрочные пассивы. Чем больше это значение, тем благополучней фирма с точки зрения ликвидности. Особое значение определение ликвидности баланса имеет во время ликвидации при банкротстве предприятия или компании.
Анализ ликвидности
Для проведения анализа ликвидности баланса компании или организации любой формы собственности активы группируются по степени ликвидности – от самых быстрых к активам с медленной ликвидностью. Правильный анализ ликвидности активов проводится в таком порядке:
Что касается пассивов, вначале анализируются наиболее срочные обязательства, затем краткосрочные пассивы, долгосрочные и в завершение, постоянные пассивы.
Абсолютная ликвидность
Если нужно вычислить надежность компании или быстро ее ликвидировать, необходимо знать ее финансовые показатели. Один из них – абсолютная ликвидность – это коэффициент, показывающий, какую часть краткосрочной задолженности можно погасить сразу. Коэффициент абсолютной ликвидности или Cashratio показывает, насколько фирма или предприятие способно погасить краткосрочный кредит немедленно. Рассчитывается этот показатель как отношение оборотных активов, которые можно сразу же продать, к текущим обязательствам должника.
Показатели ликвидности
Ликвидность – это важнейший показатель эффективности и надежности предприятия. Она показывает, насколько предприятие кредитоспособно. Чтобы точно знать, насколько перспективна та или иная фирма, необходимо провести анализ их работы. Во время анализа деятельности любой компании необходимо учитывать показатели ликвидности баланса. Основными являются коэффициенты:
Ликвидность активов
Активы компании, которые можно быстро и выгодно обратить в деньги называются ликвидными. Наиболее высоколиквидный актив – это средства, которые есть у компании в кассе, на счетах, депозитах. Хорошая ликвидность активов у ценных бумаг, которые можно выгодно продать на бирже в любой момент. Наименее ликвидными считаются запасы сырья, материалов, стоимость незавершенного производства. Бухгалтерский анализ ликвидности баланса строится по принципу возрастания ликвидности, наиболее важными при составлении баланса являются три коэффициента:
Ликвидность банка
Любые организации могут рассматриваться с точки зрения ликвидности, в том числе и финансовые. Такое понятие, как ликвидность банка – его способность быстро выполнить обязательства перед вкладчиками, инвесторами, кредиторами – очень важно при выборе банка. Обязательства финансовой организации бывают реальными и потенциальными или условными. Факторы ликвидности банка бывают внешними и внутренними. Внутренние факторы это:
Внешние факторы ликвидности это;
Ликвидность предприятия
Ликвидность предприятия – возможность погасить его задолженности быстро и выгодно. Степень ликвидности определяется отношением актива баланса и пассива и определяет стабильность предприятия. Ликвидные средства предприятия – это все те активы, которые можно преобразовать в деньги и использовать для погашения долгов. Это деньги в кассе, на счетах и депозитах, ценные бумаги, которые котируются на бирже, оборотные средства, которые можно быстро реализовать.
Есть общая (текущая) и срочная ликвидность предприятия. Общая – это отношение суммы текущих активов и пассивов на начало и конец года. Анализ ликвидности предприятия определяется по коэффициентам. Если коэффициент текущей ликвидности ниже 1 – это означает, что предприятие не имеет стабильности. Нормальный показатель – свыше 1.5.
Ликвидность рынка
Ликвидность – важный показатель любого рынка. Чтобы совершать сделки на фондовом рынке или столь популярном рынке Форекс, необходимо ориентироваться, какие биржевые инструменты можно быстро купить и столь же быстро продать. Ликвидность рынка – это возможность совершить выгодную сделку с акциями, фьючерсами, валютными парами, не потеряв при этом в цене и во времени. Другими словами, участник рынка получит любой актив по лучшей цене рынка настолько быстро, насколько возможно. Самая высокая ликвидность у денег – их можно мгновенно обменять на товар. У недвижимости – низкая ликвидность.
Ликвидность ценных бумаг
Ликвидность ценных бумаг – это возможность превратить их в деньги быстро и выгодно, причем эта возможность постоянна. Именно эта характеристика принимается за основу при понимании, насколько эффективны те или иные ценные бумаги. Высокая ликвидность позволит инвестору мгновенно получить за ценные бумаги наличные средства.
Основная характеристика ликвидности ценных бумаг – это спрэд – разница между ценами на продажу и покупку. Чем спрэд меньше, тем выше ликвидность. На ликвидность оказывает влияние привлекательность ценных бумаг определенного эмитента в инвестиционном плане. Она может быть рассчитана, если известны показатели деятельности предприятия и оценка его ценных бумаг рынком.
Ликвидность денег
Наиболее высокой, можно сказать, совершенной ликвидностью обладают деньги. Ликвидность денег означает, что за них можно в любой момент получить товары или услуги, которые необходимы. Деньги – средство платежа в любой стране мира. Они больше всего защищены от колебаний их ценности. Универсальность, как средства платежа, то есть, ликвидность, делает деньги наиболее востребованным активом. Наибольшую ликвидность имеют наличные деньги, затем – средства на текущем депозите. На последнем месте стоят ценные бумаги, которые нужно еще продать на фондовом рынке.
Что такое ликвидность
Ликвидность любой вещи — это возможность быстро продать ее по рыночной цене. Чем проще обменять вещь на деньги, тем более ликвидной она считается. Например, у станков на заводе низкая ликвидность — продать их быстро и по реальной стоимости не получится. А у денег абсолютная ликвидность — их, по сути, менять на самих себя не надо, они самоликвидные.
И станки, и деньги в этом случае называют активами. Актив на языке финансов — это какое-либо имущество. Ликвидность может быть не только у отдельного актива, но и у компании в целом.
Для чего оценивать ликвидность компании
Ликвидность активов оценивают, чтобы понять, насколько платежеспособна компания, которая ими владеет, может ли она фактически рассчитаться по своим долгам.
Если у фирмы много денег на счетах, а на складах большие запасы товаров, которые легко продать, ей проще получить кредит в банке или поставку без предоплаты. Значит, она без проблем рассчитается в срок.
Если же единственный актив предприятия — полуразвалившийся корпус завода на окраине города, а в кассе пусто, то в случае банкротства кредиторы будут долго ждать свои деньги обратно.
Виды ликвидности и их коэффициенты
Чтобы понять, способна ли компания вовремя расплатиться с кредиторами, на основе бухгалтерского баланса рассчитывают коэффициент ликвидности. Он показывает соотношение долгов компании и оборотного капитала.
Ликвидность бывает текущая, быстрая и абсолютная. Для каждого вида рассчитывают свой коэффициент.
Коэффициент текущей ликвидности, или коэффициент покрытия, равен отношению оборотных активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Его рассчитывают по формуле:
Ктл — коэффициент текущей ликвидности;
ОА — оборотные активы;
КО — краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает, как компания может погашать текущие обязательства за счет только оборотных активов. Чем выше коэффициент, тем выше платежеспособность предприятия. Если этот показатель ниже 1,5, значит, предприятие не в состоянии вовремя оплачивать все счета. Идеальный показатель — 2.
Коэффициент быстрой ликвидности равен отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам. При этом к высоколиквидным текущим активам не относят материально-производственные запасы, потому что их срочная продажа приведет к высоким убыткам. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывают по формуле:
Кбл = (Кдз + Кфв + Дс) / КО,
Кдз — краткосрочная дебиторская задолженность;
Кфв — краткосрочные финансовые вложения;
Дс — остаток на счетах;
КО — текущие краткосрочные обязательства.
Этот коэффициент показывает способность ответить по текущим долгам в случае возникновения каких-либо сложностей. Ситуация в компании считается стабильной, если коэффициент не меньше 1.
Коэффициент абсолютной ликвидности равен отношению средств на счетах компании и краткосрочных финансовых вложений к текущим обязательствам. Этот показатель рассчитывают так же, как и коэффициент быстрой ликвидности, но без учета дебиторской задолженности:
Нормальным считается, когда этот коэффициент не ниже 0,2.
Ликвидность по сферам применения
Ликвидность предприятия — отношение долгов к ликвидным активам, то есть может ли компания быстро рассчитаться со всеми кредиторами. Часто понятия «ликвидность» и «платежеспособность» употребляют как синонимы.
Ликвидные активы — имущество, которое можно быстро продать по рыночной цене. В бухгалтерском балансе все активы предприятия указываются в самом начале. Активы делятся на оборотные и внеоборотные.
Оборотные активы — имущество, которое приносит предприятию доход в течение одного года. Как правило, это то, что используется в процессе производства или расчетов с партнерами: деньги, сырье, краткосрочная дебиторская задолженность, финансовые вложения на срок до одного года и т. д.
Внеоборотные активы используются и приносят прибыль более одного года: патенты и разработки, здания, оборудование, долгосрочные вложения.
Оборотные активы ликвиднее внеоборотных.
Активы делят на четыре группы:
А1 — самые ликвидные активы: деньги на счетах и краткосрочные финансовые вложения.
А2 — быстрореализуемые активы: краткосрочная дебиторская задолженность.
A3 — медленнореализуемые активы: запасы, НДС, долгосрочная дебиторская задолженность.
А4 — труднореализуемые активы: внеоборотные активы.
Противоположность активам — пассивы предприятия. К ним относят собственный капитал предприятия, например уставный или акционерный, а также заемные средства, например кредиты в банке. Пассивы баланса тоже делят на четыре группы — по степени срочности оплаты:
П1 — самые срочные обязательства: кредиторская задолженность.
П2 — краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы, задолженность участникам по дивидендам и другим доходам.
ПЗ — долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты.
П4 — устойчивые пассивы: доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей.
Ликвидность баланса предприятия показывает, насколько активы покрывают обязательства — то есть хватит ли у компании в случае чего денег, чтобы расплатиться с долгами. При этом срок продажи активов должен соответствовать сроку погашения обязательств.
Ликвидность баланса рассчитывают как соотношение задолженности и ликвидных средств.
Баланс считается абсолютно ликвидным при следующем соотношении активов и пассивов: А1 ≥ П1, А2 ≥ П2, A3 ≥ ПЗ, А4 ≤ П4.
Сопоставление А1 и А2 с П1 и П2 позволяет выяснить текущую ликвидность, а А3 и А4 с П3 и П4 — перспективную ликвидность. Так можно спрогнозировать платежеспособность предприятия на основе сравнения будущих поступлений и платежей.
Ликвидность банка — условная характеристика. Обычно под ней подразумевают возможность банка расплатиться с клиентами, которые держат в этом банке депозитные счета. Когда банк выдает кредит, количество денег в нем снижается, а значит, снижается и ликвидность.
Чтобы ликвидность всегда была на достаточном уровне, у банка должны быть постоянные резервы. Причем не обязательно финансовые — часть денег вкладывают в разные активы, например в акции или облигации. При необходимости их можно быстро продать и нарастить собственную ликвидность. За ликвидностью банков следит Центробанк России.
Кроме того, банк, как и любая другая организация, имеет на своем балансе низколиквидные внеоборотные активы — здания, технику и так далее.
Ликвидность рынка. Ликвидность есть не только у отдельных компаний или банков, но и у целых рынков — ценных бумаг, услуг и так далее. У рынка будет высокая ликвидность, если на нем регулярно заключаются сделки, но при этом разница в ценах заявок на покупку и продажу невелика. Причем таких сделок должно быть много, чтобы каждая отдельная сделка на рынке не оказывала существенного влияния на цену товара.
Показателем ликвидности рынка является параметр «чёрн» (от английского churn — перемешивание). Это соотношение между объемом заключенных контрактов и стоимостью реально поставленных по этим контрактам товаров. Чтобы рынок считался ликвидным, чёрн должен иметь значение от 15 и выше.
Ликвидность ценных бумаг на фондовом рынке оценивают по объему торгов и величине спреда. Спред — это разница между максимальными ценами заявок на покупку и минимальными ценами заявок на продажу. Чем больше сделок и меньше разница, тем выше ликвидность.
Если можно быстро продать или купить много акций определенной компании без существенного изменения цены, то такие бумаги можно считать ликвидными, и наоборот.
Ликвидность денег — это возможность свободно расплачиваться ими, а также их способность сохранять свой номинал без изменения. В государствах с устойчивой экономикой национальная валюта обычно обладает самой высокой ликвидностью.
Изменение ликвидности денег напрямую связано с инфляцией: цены на товары растут одновременно с падением покупательной способности национальной валюты.
Ликвидность недвижимости — возможность быстро ее продать. Недвижимость менее ликвидна по сравнению с деньгами, ценными бумагами и товарными запасами предприятия. Продать ее быстро не получится — требуется оценка, сделки оформляются долго. Вдобавок продавец может предложить цену ниже рыночной, чтобы скорее продать актив.
На стоимость недвижимости влияют внешние факторы. Например, здание может дорожать, если район вокруг активно застраивается и развивается. Или, наоборот, дешеветь, если власти решат открыть рядом мусорный полигон.
При этом недвижимость — не низколиквидный актив. Для физлиц, например, вложения в недвижимость выгоднее, чем депозит в банке на сумму более 1,4 млн рублей. Если банк обанкротится, вкладчик получит компенсацию только в пределах этой суммы, а остальные деньги сгорят.
Анализ ликвидности
Платежеспособность компании можно узнать по бухгалтерскому балансу. Ликвидность баланса означает ликвидность предприятия. Когда надо оценить, может ли предприятие вовремя рассчитываться по всем обязательствам, — оценивают баланс.
Факторы, влияющие на ликвидность
Чтобы быть ликвидным, предприятие должно иметь много ликвидных активов. Кроме остатков на счетах, краткосрочных вложений и быстрореализуемых товарных запасов необходим и собственный капитал — прежде всего речь идет об уставном фонде. Вложения лучше диверсифицировать, чтобы их цена не зависела от ситуации на отдельных рынках.
На ликвидность предприятия влияют и внутренние факторы: система управления компанией, рациональная организационная структура, ее имидж. Всего этого в балансе нет: качество управления можно узнать, проанализировав другие документы компании — например, устав и финансовую отчетность. На репутацию влияют публикации в СМИ, мнения клиентов, экспертов на рынке и даже конкурентов.
Способы повышения ликвидности
Для повышения ликвидности необходимо повышать качество активов: увеличивать оборотный капитал и прибыль, снижать заемные средства. Еще один способ — снижение дебиторской задолженности: например, можно заключить с должниками договор цессии, чтобы передать обязательства дебитора третьему лицу.
Примеры самых ликвидных товаров
В этом материале мы рассмотрим ликвидные товары — что это значит и как помогает бизнесу. Успех продаж напрямую зависит от заинтересованности покупателей в товаре. Чем более востребована продукция, тем выше доходы продавца. Никакие маркетинговые хитрости и ходы не помогут, если потребителям не нужен товар. Что такое ликвидность и что продавать, чтобы вывести бизнес на новый уровень прибыли?
Что такое ликвидность
Среди множества характеристик продукции для бизнеса принципиальное значение имеет ликвидность — это способность продукции быстро продаваться по рыночной цене. Говоря простым языком, это способность ценности мгновенно обмениваться на деньги. Относительно товаров ликвидность означает высокую скорость продажи. «Ликвидная продукция» — это та, которая не задерживается на полках, отлично продаётся без акций и снижения цены.
Ликвидность можно посчитать не только для конкретного товара, но и для всего бизнеса в целом. Для этого применяют коэффициент текущей ликвидности — значение, которое покажет способна ли компания исполнять финансовые обязательства за счёт оборотных активов. Чем больше этот показатель, тем лучше для бизнеса.
Ликвидный и неликвидный товар отличаются скоростью реализации на рынке и выручкой, которую приносят продавцу. Причины того, почему один товар продаётся хорошо, а его аналог не вызывает интереса, многообразны и в каждом случае индивидуальны. Имеют значение цена, время года, экономические и политические обстоятельства, а также известность бренда, его репутация и даже история. Предпринимателям принципиально важно включать в ассортимент своего магазина товары с высокой ликвидностью.
Обзор самых ликвидных товаров
Какие товары выбирать для продажи, чтобы получать максимальную прибыль? Для каждой отрасли перечень будет отличаться, иногда довольно непредсказуемо. Довольно любопытный факт, что самый ликвидный товар в России — это одноразовый пластиковый пакет. Он сопровождает почти каждую покупку продуктов в супермаркетах, прилагается к одежде и обуви, да и к большинству других товаров. При копеечной себестоимости один пакет продаётся по цене от 3 до 10 рублей, обладая наценкой вплоть до 1000%. К тому же он не нуждается в рекламе, спрос обосновывается практической необходимостью.
Для каждой категории товаров можно определить наиболее ликвидные. Этот параметр не стабилен, он зависит от сезона и некоторых других обстоятельств. Не всегда можно однозначно определить, почему спрос резко подскочил. Например, несколько лет назад новость о неурожае гречи привела в продуктовые магазины тысячи россиян старшего поколения, которые опустошали полки с этой крупой. Удивительно, до этого гречу они покупали наравне в другими крупами, но известие о том, что скоро количество гречи в продаже уменьшится, напугало их. Продавцы успели поднять цену на 70-100%, но на даже это не снизило ликвидность гречи. Это был профицит ликвидности.
Другой пример связан с биткоинами. Самостоятельная добыча биткоинов производится с помощью мощной видеокарты. Интерес к цифровой валюте и попытка заработать на ней подняли ликвидность видеокарт. Повышенным спросом успели воспользоваться не только магазины техники, но и разнообразные интернет-продавцы. Спрос был таким высоким, что и первые, и вторые распродали запасы видеокарт, которые до этого не могли реализовать несколько лет.
Продукты питания
Среди продуктов питания наибольшей скоростью продажи обладает еда из низкой и средней ценовой категории. На ней основывается рацион большинства россиян. Создавая продуктовый магазин, целесообразно наполнить ассортимент следующими товарами:
Техника и электроника
В отличие от продуктов питания технику и электронику покупают гораздо реже. Дело в высокой стоимости этой категории товаров. Тем не менее, ликвидность отдельной продукции многократно выше:
Популярностью пользуется брендовая продукция, например, Apple и Samsung. Также востребованы реплики — качественные копии, внешне неотличимые от оригинала. Высокая ликвидность у реплик смартфонов, часов, планшетов. Копии брендов лучше всего продавать через одностраничные сайты-лендинги.
Крупная бытовая техника — газовые и электрические плиты, холодильники, стиральные машины — гораздо менее ликвидны. Их принято выбирать дольше, а срок их службы составляет не менее 5 лет.
На вторичном рынке
На вторичном рынке есть свои лидеры ликвидности. Как правило, это изначально дорогие товары с долгим сроком эксплуатации. Примеры ликвидных товаров для перепродажи:
Здесь есть некоторые нюансы. Конечно, не вся вторичная недвижимость обладает высокой ликвидностью. Это относится к квартирам и частным домам с новым ремонтом, в черте города и желательно в районе с развитой инфраструктурой. Деревенские дома с частичными удобствами, квартиры в районных центрах продать тяжело. Поиск нового владельца может занять несколько лет.
Это же относится и к автомобилям. Легко продать чуть подержанную иномарку с небольшим пробегом, не попадавшую в аварии. Отечественным машинам, моделям с пробегом от 150 тысяч километров, автомобилям, попавшим в аварии и перекрашенным трудно найти нового владельца без существенного снижения цены.
Подержанная мебель продаётся хорошо, потому что стоит примерно половину цены новой. Учитывается состояние, материал изготовления, скорость и простота доставки.
В кризис
К сожалению, россиянам хорошо знаком кризис. Фактически текущий период с 2014 года является кризисным: цены растут, доходы снижаются или остаются на одном уровне много лет, перспектив мало. Это печальная картина, но для предпринимателей это вариант заработать.
Самые ликвидные товары в кризис:
Ликвидными в кризис становятся товары первой необходимости, связанные с физиологическими потребностями и здоровьем. Этот процесс можно назвать абсорбирование ликвидности — жизненно важные товары переводят весь спрос на себя. Отдых, развлечения, роскошь уходят на второй план. Скорость их продажи резко снижается.
Заключение
Продажа товаров с высокой ликвидностью выгодна предпринимателям, так как позволяет максимально быстро обратить товар в деньги. Для каждой категории продукции выделяется наиболее и наименее ликвидная продукция. Знание спроса на рынке помогает вести бизнес успешнее. На востребованность товара влияют цена, время года, экономическая и политическая обстановка, репутация производителя.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что такое ликвидность простыми словами
Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия — это что
Торговая наценка на товар в розничной торговле
Расчет ликвидности — как определить платежеспособность бизнеса
Содержание статьи
Ликвидность — это способность актива быстро превращаться в деньги без потери стоимости. Чем проще продать имущество, тем оно ликвиднее.
Ликвидность денег считается абсолютной. Но если речь идет о валюте, то ее ликвидность разной. Доллары и евро почти везде можно обменять на национальную валюту, а панамские бальбоа вряд ли будут востребованы в российской глубинке.
Такая же ситуация с недвижимостью. Продажа по рыночной цене квартиры в хорошем районе будет быстрее, чем продажа дома в деревне без электричества и коммуникаций.
Компания обладает разными активами, с разной скоростью реализации. Активы компании могут быть оборотными и внеоборотными.
Оборотные активы — это активы, которые используются в течение короткого срока, до 12 месяцев, и меняют свою форму в течение производственного цикла.
Они включают:
Оборотные средства легче продать, они обладают большей ликвидностью, чем внеоборотные.
Существуют и неликвидные, труднореализуемые активы: запасы с истекшим сроком хранения или испорченные, готовая продукция, потерявшая актуальность, просроченная дебиторская задолженность. Это замороженные деньги, которые превращаются в убытки. Поэтому важно постоянно контролировать, ликвидны активы, которые вложения в деньги.
Ликвидность компании
Платежеспособность — достаточность возможностей для покрытия обязательств, ее оценивают по балансу.
Ликвидной компании одобрят кредит, отгрузят товар с пост-оплатой, она более привлекательна для агентов. Если же у компании имущество низколиквидное и нет денег, кредиторы понимают, что есть риск потерять свои средства.
Оценка ликвидности по балансу
Ликвидность баланса — способность быстро погасить долги бизнеса за счет его активов, срок реализации которого соответствует сроку гашения. Расчет ликвидности предполагает сопоставление групп активов и пассивов.
Пассивы — это средства, на которые они финансируются. Они включают:
Активы группируют по скорости реализации. А пассивы — по срочности оплаты.
Группы активов и пассивов сопоставляются между собой. Подразумеваются, самые ликвидные активы больше высокой высокой срочности, быстрореализуемые обязательства умеренной срочности и так далее.
Это говорит о том, что компания платежеспособная.
Группа и скорость реализации | Что входит | Нормальное соотношение | Группа пассивов и срочность оплаты | Что входит |
А1, самые ликвидные | наличные деньги; деньги на расчетном счету; вклады на срок до 1 года; | ≥ | П1, высокая срочность погашения | кредиторская задолженность; |
А2, быстрореализуемые | краткосрочная дебиторская задолженность; | ≥ | П2, умеренная срочность погашения | кредиты со сроком погашения до 1 года; долги по дивидендам; |
А3, медленно реализуемые | запасы; долгосрочная дебиторская задолженность; | ≥ | П3, низкая срочность погашения (больше года) | долгосрочные кредиты; |
А4, труднореализуемые | основные средства; нематериальные активы; | ≤ | П4, постоянные | собственный капитал; доходы будущих периодов; резервы для будущих платежей; |
Ликвидность баланса может быть неполной — какие-то неравенства выполняются, а какие-то нет. В этом случае, нужно обратить внимание, какой период погашения долгов компании проблемный:
А1 ≤ П1 — у компании недостаточно средств для погашения самых срочных обязательств;
А2 ≤ П2 — предприятие не может погасить кредиты сроком до одного года за счет быстрореализуемых активов;
А3 ≤ П3 — недостаточно медленно реализуемых активов для погашения долгосрочных кредитов.
Рассмотрим расчет ликвидности баланса на примере. В сервисе ПланФакт баланс формируется автоматически, поэтому можно своевременно отслеживать динамику показателей.
А1 = 165 901 (руб.)
П1 = 0 (руб.)
А1 ≥ П1 — у компании достаточно денег для погашения кредиторской задолженности.
А2 = 188 334 (руб.)
П2 = 3 000 000 (руб.)
А2 ≤ П2 — компании не хватает денег для погашения краткосрочных обязательств.
А3 = 1 780 000 (руб.)
П3 = 19 331,4 (руб.)
А3 ≥ П3 — у компании достаточно средств для погашения долгосрочных обязательств.
А4 = 1 000 000 (руб.)
П4 = 114 903 (руб.)
А4 ≥ П4 — баланс компании неликвиден.
Кредиторской задолженности у компании нет, поэтому первое неравенство выполняется. Дебиторская задолженность значительно ниже краткосрочных обязательств. У компании проблемы с текущей ликвидностью.
В долгосрочной перспективе — более года, ситуация лучше. Объем запасов значительно больше долгосрочных обязательств.
Чистый оборотный капитал — разница между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. Показывает, какая часть оборотных средств свободна от обязательств, характеризует платежеспособность компании на срок до года.
Чистый оборотный капитал = 2 134 235 — 3 000 000 = — 865 765 (руб.)
Компания не способна погасить текущие обязательства.
«Я считаю, что в ежедневной работе в большинстве случаев показатели (коэффициенты) не имеют большой важности. Расчет ликвидности нужен только при подготовке документов для банков при оформлении кредитов или других банковских продуктов.
Основное внимание всегда уделялось планированию денежных средств, работе с дебиторской задолженностью и оптимизации денежных потоков»
Расчет коэффициентов ликвидности
Коэффициенты ликвидности отражают способность бизнеса расплатиться с имеющимися долгами, используя собственные средства. Такая оценка помогает контрагентам понять перспективы сотрудничества и оценить возможные риски.
Коэффициент текущей ликвидности
Чем выше этот показатель, тем лучше. Это значит, что компания может оплачивать свои долги за счет оборотных активов, не продавая имущество — недвижимость и оборудование.
Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства
Рассчитаем коэффициент для компании из примера:
Коэффициент текущей ликвидности = 2 134 235 / 3 000 000 = 0,71
Значение коэффициента ниже нормы, текущая ликвидность низкая. Это подтверждает вывод, полученный при анализе с помощью абсолютных показателей.
Коэффициент быстрой ликвидности
Отражает способность компании оплатить свои долги, если возникнут сложности в работе. В нем не учитываются запасы сырья, как в предыдущем показателе, так как их срочная продажа может привести к убыткам.
Коэффициент быстрой ликвидности = (Краткосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Остаток денежных средств) / Краткосрочные обязательства
Коэффициент быстрой ликвидности = (188 334 + 0 + 165 901) / 3 000 000 = 0,12
Значение коэффициента низкое, это говорит о высоких рисках для компании из примера.
Коэффициент абсолютной ликвидности
Показывает, какая часть обязательств может быть погашена немедленно, поэтому в нем не фигурирует дебиторская задолженность, не нужно ждать ее погашения от клиентом.
Коэффициент абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства
Коэффициент абсолютной ликвидности = (188 334 + 0) / 3 000 000 = 0,06
Денег на счетах и в кассе хватает для погашения только 6% краткосрочных обязательств.
Расчет ликвидности показал, что компания неплатежеспособна.
Взаимосвязь коэффициентов ликвидности
Элементы для расчета | Коэффициент текущей ликвидности включает в расчет | Коэффициент быстрой ликвидности включает в расчет | Коэффициент абсолютной ликвидности включает в расчет |
Запасы | ✓ | — | — |
Дебиторская задолженность сроком до года | ✓ | ✓ | — |
Краткосрочные вложения | ✓ | ✓ | ✓ |
Деньги | ✓ | ✓ | ✓ |
Краткосрочные обязательства | ✓ | ✓ | ✓ |
Оптимальное значение | 1,5-2,5 | 0,8-1,0 | 0,2-0,5 |
Показатели ликвидности отражают, какая доля обязательств может быть закрыта с помощью использования денег на счетах и кассе, получения денег от дебиторов, реализации запасов. Для некоторых сфер норма показателей может отличаться.
Ринальд Садыков, генеральный директор Terabit Digital:
«Коэффициент ликвидности является лакмусовой полоской, проявляющей то, насколько правильно мы все делаем с точки зрения финансов и тактических действий.
Когда коэффициент ликвидности становится меньше единицы, это сигнал, что не все хорошо, повод задуматься и принять меры. Необходимо обратить внимание на баланс дебит-кредит, так как мы входим в опасную зону.
Среднерыночной нормой коэффициента ликвидности является показатель в 1-2. Но так как наше агентство занимается IT-разработкой и весь бизнес построен на людях, то для нас коэффициент 1-2 означает наличие критичных рисков. Мы стараемся поддерживать его на уровне от 3 до 6»
На практике может возникнуть ситуация, когда какие-то коэффициенты в норме, а какие-то — нет. В этом случае можно воспользоваться таблицей, чтобы выявить слабые места:
Коэффициент текущей ликвидности | норма | норма | нет |
Коэффициент быстрой ликвидности | норма | нет | нет |
Коэффициент абсолютной ликвидности | нет | нет | нет |
Проблема | не хватает денежных средств | не хватает денежных средств и дебиторской задолженности | не хватает денежных средств, дебиторской задолженности и запасов |
Как повысить ликвидность
1. Эффективное управление оборотным капиталом
Оптимизация показателей может происходить за счет наращивания объема денежных средств, дебиторской задолженности и запасов. Важно, чтобы эти статьи росли рационально, исходя из потребностей компании.
Бездумное увеличение оборотного капитала ведет к увеличению коэффициентов при расчете ликвидности, но не говорит об улучшении работы компании и может привести к появлению неликвидных активов и убытков.
2. Увеличивать прибыль компании
Рост прибыли увеличивает собственный капитал, финансирует покупку активов и оборотные средства. Если у компании достаточно собственных средств, ей не нужно брать много кредитов.
3. Сокращать долю дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность может стать «плохой», если недобросовестные клиенты не смогут оплатить свои долги. Но и отказаться от нее нельзя — введение предоплаты может сделать компанию менее привлекательной.
Важно постоянно контролировать размер дебиторской задолженности и ее долю в оборотных активах.
Дмитрий Краснощек, основатель юридической компании «Стратегия»:
«Специфика нашего бизнеса — банкротство, и иногда клиенты, оказавшиеся в трудной ситуации, не могут вовремя рассчитаться. Процессу сбора дебиторской задолженности мы уделяем большее внимание, осуществляем пристальный контроль и постоянный мониторинг. Иначе как раз здесь для нас и возникает риск потери ликвидности: если не платят нам, то тогда не сможем заплатить мы»
4. Снижать или перераспределять кредитную нагрузку
Перекредитование может позволить компании перераспределить обязательства из текущих в долгосрочные, это положительно скажется на текущей ликвидности, но плохо — на перспективе. Для компании из примера это был бы хороший шаг — сокращение текущих обязательств позволит повысить текущую ликвидность и увеличить чистый оборотный капитал.
По этой причине погашение обязательств логично также отнести на более долгий срок, привлечь долгосрочное финансирование.
5. Учет финансовых возможностей при капитальных вложениях
Если капитальные вложения — покупка недвижимости и дорогого оборудования, неоправданны, они могут повлечь потерю ликвидности и неспособность платить по кредитам. Лучше всего, если дорогостоящие вложения финансируются за счет накопленной прибыли или вложений собственников. Компании обычно финансируют выплату кредита за счет оборотных средств, что ведет к уменьшению чистого оборотного капитала и ухудшению ликвидности.
Резюмируем
1. Ликвидность — это скорость превращения актива в деньги.
2. Ликвидность компании — это ее способность погасить обязательства перед кредиторами.
3. Расчет ликвидности предполагает соотнесение групп активов по скорости реализации и групп пассивов по срочности оплаты.
4. Расчет ликвидности показывает перспективы в долгосрочной перспективе.
5. Повышение ликвидности возможно за счет оптимизации оборотных средств, работы с дебиторской задолженностью, увеличения прибыли, перераспределения кредитной нагрузки и учета возможностей компании при долгосрочных вложениях.