Самый распространенный казахский народный инструмент
КАЗАХСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
«Начало учебного года современного учителя»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
КАЗАХСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Кобыз
Жетыген
Сыбызгы
Среди духовых инструментов сыбызгы была наиболее любимым инструментом – она тесно вошла в музыкальную жизнь народа. Сыбызгы помогала чабанам в одиночестве на отдаленных пастбищах, она радовала людей в вечерние часы отдыха, когда музыканты рассказывали и играли прекрасные древние легенды и предания. Сыбызгисты были желанными гостями на всех тоях и праздненствах. Широкое распространение сыбызгы было связано с простотой его изготовления. Сыбызгы делали из полой трубки тростника, на которой прорезали три отверстия. Сделать сыбызгы можно было легко и быстро, но научиться играть на ней считалось серьезным делом. Сыбызговые кюи обычно двухголосные: один голос извлекается из инструмента, второй представляет горловой звук самого музыканта-исполнителя. Нужно было освоить технику одновременного исполнения двух голосов. Кроме тростниковых сыбызгы существовали и деревянные.
Домбра
Дабыл
Уран
Асатаяк
Дангыра
Распространению музыкального искусства способствовали постоянно разъезжавшие по аулам профессиональные певцы (оленши, энши) и музыканты (куйши). Наибольшую известность в народе получали такие исполнители, у которых искусство пения и игры на инструменте сочеталось с даром импровизации на злободневную тему. Сказители и поэты-импровизаторы при исполнении легенд и сказок, эпических или историях сказаний не только пели, но и рассказывали, и играли на инструменте, усиливая свое исполнение выразительной жестикуляцией и мимикой.
В наши дни изготовление национальных музыкальных инструментов, как одно из наиболее интересных направлений возрождаемых ремесел и декоративно-прикладной продукции обрело второе дыхание, поскольку продолжается дальнейшее развитие концертной деятельности многочисленных самодеятельных и профессиональных коллективов. Они пользуются спросом не только у специалистов, но и у коллекционеров.
Подборка «Казахские национальные музыкальные инструменты»
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
«Начало учебного года современного учителя»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Казахские национальные музыкальные инструменты
Корпус у этого щипкового инструмента пустотелый, поверх корпуса натягивается специально выделенная кожа. Сначала, из дерева вырубается или собирается дека, наконечник. На нем делаются ушки и закрепляются струны. Во время игры, инструмент кладется на колени. Звук из него извлекается посредством перебора струн.
На Адырну натягиваются струны, сделанные из верблюжей шерсти или сухожилий. Длина инструмента 48-50 см., толщина 8-10 см. Сейчас на ней играют различные национальные мелодии и небольшие кюи.
Асатаяк — древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау — колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном.
Асатаяк был атрибутом шаманских обрядов, из-за чего он не получил широкого распространения в музыкальном быту народа. Уже начиная с начала 19-го века инструмент стал постепенно забываться, его заменил кобыз, взявший на себя роль данного ударного инструмента.
Жетыген — казахский и тюркский древний семиструнный щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было ни верхней деки, ни колков. Струны натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие роль колков. Передвигая их, можно было подстраивать струну. Если асыки сближали, строй повышался, раздвигали — понижался.
Желбуаз изготавливается из козлиной шкуры, имеет свистковую систему в виде тростниковых трубочек с язычком и отверстиями. На нем исполняются небольшие по диапазону и несложные народные мелодии.
Духовые инструменты типа желбуаза со своей свистковой системой встречаются во многих странах Европы и Азии.
Шертер — древнеказахский и древнетюркский струнный щипковый инструмент. На шертере играли так же, как и на домбре, но при этом шертер был намного меньше домбры — он имел короткий гриф без ладов и отличался более сильным звучанием.
Внешне шертер напоминал кобыз, его также изготовляли из цельного куска древесины, придавали ему изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, натягивая две струны из конского волоса. Как правило, инструмент имел лишь один колок, поэтому обе струны продевали сквозь головку, а затем одну из них закрепляли к колку, а другую — прямо к головке. Струну, закреплённую на головке шертера, натягивали рукой, вторую же, прикреплённую к колку, подстраивал и соответственно высоте звука первой струны.
Шертер употребляли преимущественно для сопровождения кюев, сказаний, легенд. В отличие от асатаяка и дангыры получил широкое распространение в раннем средневековье, в настоящее время используется не так широко. В современное время изменились строение и внешний вид, гриф разделен на лады. Используется преимущественно в ансамблевой практике, введен в состав казахских музыкальных фольклорно-этнографических коллективов «Отрар сазы», «Жетыген», «Сазген» и др. Ввиду разрыва преемственности в исполнительской традиции в советское время, репертуар сольных исполнителей на шертере сейчас составляют всего два сохранившихся народных кюя «Ой-толгау» и «Сал-курен», которые были нотированы исследователем и исполнительницей Замзагуль Измуратовой. Остальные произведения репертуара представляют переложения домбровых кюев.
Одним из самых распространенных музыкальных инструментов можно считать Кобыз(Кылкобыз), относящийся к смычковому двухструнному инструменту. О нем упоминается еще в книге “Китаби деде Коркут”, датируемой XVIII-IX вв. Слово “кыл” связано со струнами из конского волоса. Кылкобыз был в употреблении у баксы (шаманов) и народных исполнителей.
Две струны кылкобыза, состоящие из 104 конских волосков, издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном.
История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими духами-помощниками (аруахами). Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров.
Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы.
Кобызы делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.
Бугышак – вид духовых инструментов, выполненный из кости и рога. Его звук похож на голос маралов и оленей, поэтому им часто пользовались для того, чтобы согнать пасущихся оленей в одно место.
Саз сырнай – это духовой музыкальный инструмент, сделанный из глины. Все отверстия в нем для извлечения звука. С эстетической целью, на поверхность сазсырная наносят различные узоры, и покрывают глазурью.
Звук который издает ускирик напоминает вой вьюги, бурана, ветра, поэтому в некоторых местностях его называют уилдек (гудок).
Керней изготавливают целиком из металла. Если его делали из дерева, то поверх него натягивали верблюжий пищевод. Этот народный прием нужен для того, чтобы уберечь деревянный корпус от растрескивания. В качестве этнографического инструмента керней используется редко. Это духовой инструмент для подачи сигналов в военных походах.
Сыбызгы — казахский духовой инструмент типа свирели, традиционно изготавливался из тростника или дерева, позже и реже — из серебра. Это один из самых распространенных музыкальных инструментов на территории Казахстана до XVIII века, ввиду простоты его изготовления. С этим инструментом у казахов связано множество легенд и преданий. У казахов владение сыбызгы считалось обязательным. На территории Казахстана существует две разновидности сыбызгы, связанные с разными исполнительскими традициями. Так восточный сыбызгы имеет конусообразную, более короткую по длине и малую по диаметру форму, западная разновидность крупнее и длиннее. Сыбызгы под различными названиями существует у многих евразийских народов — кавал у венгров, молдаван и болгар, хыбызгы — у башкир, гаргы тюйдук — у туркмен, цоор — у монголов, шоор — у алтайцев, чоор — у кыргызов и многих других. В настоящее время сыбызгы входит в состав всех казахских музыкально-этнографических коллективов.
Домбра (каз. домбыра) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.
Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанская домбыра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбыра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.
Шанак — корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.
Какпак — дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.
Пружина-это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «der bassbalken». В казахской домбыре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм- 295 мм. У домбыры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250—300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.
Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.
Струна — источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки. G-c, A-d, B-es, H-e. Из овец разных регионов Казахстана отдается предпочтение овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ для скота в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок. Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным. Поэтому в тридцатые годы, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны её не выдерживали и быстро лопались. Ахмед Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон, и т. п., но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбыры у казахов стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.
Казахские народные инструменты
Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями
Содержимое разработки
1. Появление музыкального искусства в Казахстане ………………………….2
2. История развития музыкального искусства ………………………….………3
3. Казахские музыкальные инструменты ………………………….……………7
Казахская музыкальная культура
История развития музыкального искусства
В глубь веков уходит и история развития домбровой и сыбызговой инструментальных традиций. Свидетельством древнего происхождения домбровой музыки стали археологические открытия: при раскопках древнего города Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее двух тысяч лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов ранних кочевников, живших на территории Казахстана.
Казахские музыкальные инструменты
Наиболее распространенным музыкальным инструментом у казахов является домбра — щипковый инструмент с овальным или реже треугольным корпусом, с двумя струнами, скрученными из бараньих кишек [2.c 96].Появившись в условиях кочевого быта, он является неприхотливым и несложным в изготовлении, к тому же на домбре можно было играть и сидя, и стоя, и верхом на коне.
Распространению музыкального искусства способствовали постоянно разъезжавшие по аулам профессиональные певцы (еленши, энши) и музыканты (куйши). Наибольшую известность в народе получали такие исполнители, у которых искусство пения и игры на инструменте сочеталось с даром импровизации на злободневную тему. Сказители и поэты-импровизаторы при исполнении легенд и сказок, эпических или историях сказаний
не только пели, но и рассказывали, и играли на инструменте, усиливая свое исполнение выразительной жестикуляцией и мимикой.
Музыкальная культура Казахстана конца
19 – начала 20 вв. характеризуется наличием большой группы талантливых композиторов, авторов многих народных песенных и инструментальных произведений. К наиболее крупным композиторам и музыкальным деятелям относятся домбристы Курмангазы Сагырбаев (1806—1879 гг.), Даулеткерей Шигаев (1820— в 80-х годах), певцы Биржан Кожагулов (1825—1877 гг.), Мухит Мералиев (1841—1918 гг.), Абай Кунанбаев (1845—1904 гг.), Жаяу Муса Байжанов (1835—1929 гг.), Ахансерэ Корамсин (1843—1916 гг.), Естай Беркимбаев (1868—1946 гг.), кобызист Ыхлас Дукенов (1843—1916 гг).
В наши дни изготовление национальных музыкальных инструментов, как одно из наиболее интересных направлений возрождаемых ремесел и декоративно-прикладной продукции обрело второе дыхание, поскольку продолжается дальнейшее развитие концертной деятельности многочисленных самодеятельных и профессиональных коллективов. Они пользуются спросом не только у специалистов, но и у коллекционеров.
ЛЕГЕНДА О ЖЕТЫГЕНЕ
Он напоминал жезл – трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками, имел открытый и резкий звук. Чтобы усилить звучание инструмента, баксы использовали конырау – колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка [2.c 94]. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. И асатаяк, и дангыра (бубен) были атрибутами шаманских обрядов, из-за чего они не получили распространения в музыкальном быту народа. Уже в прошлом столетии оба инструмента стали постепенно забываться, их заменил кобыз, взявший на себя роль данных ударных инструментов.
Список использованной литературы:
К.М. Байпаков, М.К Козыбаев. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). Том 2. – Алматы: «Атамура», 1997. 624 с., ил.
Д. Бабаев «История Казахстана», Алма–Ата, Издательство «Рауан», 1992г.
Кан Г.В. История Казахстана: Учеб пособие.-2-е изд., прераб. И допол.-Алматы, 2002.
Брошюра. знакомство с казахскими инструментами и композиторами «Народное достояние».
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
«Начало учебного года современного учителя»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
А қмола обласы Акмолинская область
Ерейментау ауданы Ерейментауский район
Қазақтың музыка аспаптары.
Казахские музыкальные инструменты.
Детский сад «Сказка»
Методический сборник «Национальное достояние».
Құрастырушы: Кайдаш К.Г., Ақмола облысы, Ерейментау аудандық білім бөлімінің «Сказка» балабақша » МКҚК музыка жетекшісі.
Составитель Кайдаш К.Г., музыкальный руководитель ГККП «Детский сад «Сказка», Ерейментауского районного отдела образования, Акмолинской области.
Осы жинақта музыкалық қызметімен айналасуға арналған сабақтарда қазақ композиторларының шығармаларын тыңдау әдістемесі бойынша материалы, сабақтардың конспектілері ұсынылады. «Зерек бала» және «Біз мектепке барамыз» бағдарламаларына қазақ шығармаларын тыңдау бойынша иллюстрациялары бар жүз ұлттық күйлер мен қазақ ұлттық аспаптардың үндері әдістемелік жинақтары енгізілген.
В сборнике представлен материал по методике слушания на занятиях музыкальной деятельностью произведений казахских композиторов, конспекты занятий. Представлены методические сборники по слушанию казахских произведений к программам «Зерек бала» и «Б із мектепке барамыз ». Сто национальных кюев, звучание казахских народных инструментов с иллюстрациями.
Рецензен тшілер : «Сказка» балабақша шағын гимназиясы МКҚК әдіскері Оспанова Д.М., және Ақмола облысы, Ерейментау аудандық білім бөлімінің «Сказка» балабақша» МКҚК Стаценко Т.Ф меңгеруші.
Рецензенты: Оспанова Д.М., методист ГККП «детский сад «Сказка» и Стаценко Т.Ф., заведующая ГККП «Детский сад «Сказка» Ерейментауского районного отдела образования, Акмолинской области.
Ақмола облысы, Ерейментау аудандық білім бөлімінің «Сказка» балабақша МКҚК әдістемелік кеңесінде қаралып, бекітілді. Мектепке дейінгі мекемелерінің музыка жетекшілеріне және жалпы орта білім беру мектептерінің кіші блогінің музыка мұғалімдеріне ұсынылады.
2015 жылғы 17 наурыздағы № 5 хаттамасы
Рассмотрено, утверждено на заседании методического совета ГККП «Детский сад «Сказка», Ерейментауского районного отдела образования, Акмолинской области. Рекомендовано для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и учителям музыки младшего блока общеобразовательных школ.
Протокол № 5 от 17 марта 2013 года.
Содержание:
Казасхкие музыкальный инструменты:
жетыген. 4
домбра 6
кобыз. 8
сазсырнай. 10
сыбызгы. 12
ускирик. 14
шанкобыз. 16
шертер. 18
дабыл. 20
уран. 22
асатаяк. 24
дангыра. 26
конырау. 28
дауылпаз. 30
сакпан. 32
зырылдак. 34
туяктас. 36
шатырлак. 38
дудыга. 40
желбуаз. 42
21.Загадки о казахских музыкальных инструментах. 44
22.Легенды о казахских музыкальных инструментах. 47
23.Композиторы и музыкальный инструменты плакаты Казахстана 52
На диске представлен музыкальный материал: звучание казахских инструментов, народные кию, иллюстрации, банеры.
Желаю Вам творческих успехов!
Жетыген
Домбра
Кобыз
Древнейший струнный смычковый инструмент, корпус которого изготавливается из цельного куска дерева. В прошлом струны и смычок кобыза изготавливались из конского волоса, а на гриф навешивали металлические пластинки. Инструмент украшали также перьями филина.
Cаз-сырнай
Духовой инструмент типа свирели яйцевидной формы, изготавливаемый из глины. Был найден при раскопках сожженного войсками Чингис-хана в 1220 г. средневекового города Отрара.
Сыбызгы
Духовой инструмент типа свирели, изготавливаемый из тростника, дерева или серебра. Один из самых распространенных инструментов на территории Казахстана до XVIII века, с которым связано множество легенд и преданий. В далеком прошлом в среде батыров, охотников и воинов владение сыбызгы считалось обязательным.
Узкирик
Духовой инструмент типа свирели в форме парящей птицы, родственный саз сырнаю. Изготавливался из глины. Звук узкирика похож на звук ветра, отсюда и его название («узкирик» значит «свист ветра»). Аналогичный узкирику инструмент, гораздо меньший по размерам, сохранился у башкир. Инструменты, близкие саз сырнаю и узкирику в виде детской игрушки, свистульки существуют у тюркских народов Поволжья. В охотничьей практике казахов, проживающих в Монголии, узкирик выполняет прикладную функцию. Его свистящий звук служит на охоте манком при ловле лис.
Шанкобыз
Шанкобыз, изготавливаемый также из дерева, бамбука, кости, под различными названиями распространен у многих народов варган у русских, хомус у алтайцев и кыргызов, дрымба у украинцев, молдаван и белорусов, мукури у японцев и др. В традиционном мировоззрении шанкобыз связан с духами. В далеком прошлом при камлании шаманы при игре на шанкобызе мастерски имитировали звуки природы: шум дождя, пение кукушки, бег скакуна, стук дятла, шум ветра, журчание воды и др.
Техника игры на шанкобызе достаточно проста. Инструмент прижимают к зубам, рот при этом служит резонатором, и ударяя пальцами по крючку приводят язычок в состояние вибрации. Различная высота звука достигается сменой положения языка исполнителя. Звук шанкобыза отличается большим количеством обертонов (призвуков), что придает ему сходство с человеческим голосом, а также дает массу возможностей в звукоподражании.
Шертер
Вследствие разрыва преемственности в исполнительской традиции в советское время репертуар сольных исполнителей на шертере в настоящее время составляют два сохранившихся народных кюя для шертера «Ой-толгау» и «Сал курен», нотированных исследователем и исполнителем Замзагуль Измуратовой. Большинство же произведений репертуара составляют переложения домбровых кюев.
Дабыл
Уран
Асатаяк
Дангыра
Распространению музыкального искусства способствовали постоянно разъезжавшие по аулам профессиональные певцы (оленши, энши) и музыканты (куйши).
Ударный музыкальный инструмент с шестью настроенными колокольчиками. В прошлом этим инструментом баксы сопровождали свои мелодии. Инструменты изготавливались различной формы, колокольчики были без определенной высоты звучания. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном. Инструмент предан забвению в связи с исчезновением шаманов.
Имеет деревянный шлемовидный корпус, кожаную мембрану. Корпус украшен резьбой по дереву и тесьмой. Даулпаз использовался в качестве военного- сигнального, иногда охотничьего инструмента; прикреплялся обычно к седлу. Удары по мембране делались концом нагайки или рукой.
Зырылдак
Зырылдак один из атрибутов обрядов баксы, которые он использовал во время камлания. Деревянная резная рукоятка, на которую насажена вертушка с язычком, если крутить по часовой стрелке издает стрекотание, при быстром вращении получается равномерный шум. Рукоятка украшена резьбой и украшена кисточкой из кожаных шнурков. Вертушка инкрустирована металлическими бляшками с выгравированными узорами.
Казахский народный музыкальный инструмент из копыта животного со своеобразным, неповторимым звуком. В ансамблях народных инструментов туяктас используется для имитации стука копыт несущегося по степи коня или другого животного. В старину девушки и молодые женщины использовали инструмент в качестве аккомпанемента при исполнении народных песен. Туяктас задает ритм, усиливает звучание песни.
Двойной ремень из кожи, при разъединении и резком растягивании издает хлопающие звуки. Концы ремня скреплены деревянной ручкой. В старину на соколиной охоте для того, чтобы поднять уток из зарослей тростника, применяли шумовые инструменты: сокпан – трещетку, шертылдауык – двойной ремень, который при растягивании издавал резкий звук, наподобие удара бича.
Желбуаз – казахская скрипка, хранящая в себе много тайн. В старину им пользовались колдуны и лекари. Желбуаз изготавливается козлиной шкуры, имеет свистковую систему в виде тростниковых трубочек с язычком и отверстиями На нем исполняются небольшие по диапозону несложные народные мелодии.
Загадки « казахские музыкальные инструменты».
Она помогла Кетбуге в беде.
Она музыканту была дорога.
В звуках её очень много добра.
Зовётся она очень просто ….
Только струн смычок коснется,
Всё вокруг тотчас проснется.
Заворожит мелодия и унесёт нас ввысь,
Такою силою обладает ….
По форме с домброю м кобызом схожий.
Печалить и радовать звуками может.
Зацветает «туган жер»,
От музыки той, что дарит нам …
С виду он похож на гусли,
Создан ьыл отцовской грустью.
Много лет живёт, нетлен,
Что за странная зверушка?
Она из глины, так и знай!
Свистулька это и игрушка, и зовётся …
И звучал тот срезанный тростник,
И звук той дудочки в сердца проник.
В той музыке веселья шум и тень тоски
И это всё о славном ….
На нем давно играли дети,
Изображая птичье пение и крик.
Вы поскорее нам ответьте,
Как инструмент зовется…
По русски это просто бубен.
В нем звон, задорная игра.
Он для веселья в танце нужен.
В поход военный, на охоту
Они зовут джигитов враз.
Вы звонче инструментов не найдете,
Зовут их шиндауыл и….
Пошла красавица плясать,
Его ей нужно в танец взять.
Тряхнет вот эдак, стукнет так –
Звуком радуют ребят.
Я название их знаю.
Звук копытцев – это значит:
В музыке лошадка скачет.
В степь зовет побегать нас
И з металла та подковка,
Зазвучит – заденешь только.
В сказку сразу звук зовет.
В горы, где туман живет.
Эхом в кюе отзовись,
ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ МУЗЫКИ
В те давние времена, когда, как говорят казахи, “Коза еще была бесхвостой”, ни один из народов, населяющих землю, не знал что такое стих, что такое песня. Без стихов жизнь – вдова, без песни она – бесплодна. Люди, не слыша речитатива и мерного ритма стихов, жили без радости и смеха. В те времена не было праздников и тоев, веселых и шумных сборищ. Люди ходили мрачные, их давила ледяная тоска, ибо в момент скорби не могли они позвать на помощь волшебную песню, рассеивающую печаль и одобряющую душу. Человек, хоть один раз испытавший беду, всю жизнь ходил печальным и умирал в скорби, потому что в те времена песня жила вдали от земли. В те времена даже ручьи, бегущие из родников, ручьи с земляными берегами, с чистым каменистым дном – не звенели, не шумел лес от порывов мягкого ветра, когда торжественно всходило солнце и наступал прекрасный степной рассвет, не пели птицы; мертвую тишину, тяжко давившую степь, нарушал лишь дикий вой бури, ибо в те времена могуществом песни владело лишь небо и песня еще не сроднилась с земной природой. Наконец, прекрасная, таинственная, могущественная, волшебная песня решила оставить свое старое жилище и вышла в путь, чтобы осмотреть все четыре угла вселенной. Может быть, ей надоело бесполезно пребывать на высоте седьмого неба, или захотелось ей пронестись над широкой степью под необъятным синим куполом, или пожалела она лишенных радости и восторга искусства, печальных и горестных людей и решила сделать она им добро – неизвестно, но песня отправилась в полет. В зависисмости от настроения песня летела то низко над землей, то взмывала выше, а то уходила вверх в недосягаемое небо. Когда песня пролетала низко, то весь народ, обитающий в этом краю, ясно слышал все ее мелодии, напевы, кюи и жыры и навеки запоминал и заучивал их. Там, где песня летела выше, люди слышали лишь часть ее сокровищ. А народы, над которыми песня пролетала слишком высоко, остались чуть не совсем лишенными песен и музыки, стихов и жыров. Говорят, что песня прошла низко над казахской степью – и в этом секрет щедрости и богатства казахской поэзии. М. Магауин. – из кн.: Казахская музыкальная литература. – Алма-Ата, 1993.
ЛЕГЕНДА О ДОМБРЕ
Изнуренный сражениями с врагами и длинной дорогой, батыр по пути в аул решил отдохнуть. Присев в тени у оврага, он вырезал кусок дерева, натянул на него конские волосы и попытался извлечь из этой самоделки звуки. Но инструмент молчал. Положив его рядом с с обой, батыр заснул. Его разбудили звуки, исходившие от инструмента. Взяв его в руки, батыр с удивлением заметил у головки грифа небольшой деревянный порожек, кем-то подложенный под струны, и решил, что это проделки шайтана. Возможно, с тех пор в народе верхний порожек носит название “шайтан тиек”. Натяжение струн из конских волос, отсутствие верхнего порожка были характерными для старинных инструментов. Cарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. – Алма-Ата, 1978.
— Давно это было… Очень давно… Еще, когда домбыра была четырехструнной.
Жил на свете великий и жестокий хан Темучжин, известный в истории древнего мира как Чингисхан, завоевавший и объединивший многие тюркские народы. У него был старший сын Джучи.
Чингисхан был жестоким правителем, гнева которого боялись не только враги, но и подчиненные. Между войнами грозные степняки занимались скотоводством и охотой. Любили охотиться на диких зверей и дети Чингисхана.
Узнав о смерти молодого хана, гонцы испугались гнева грозного отца и не вернулись. Чингисхан метался в припадке ярости, требуя принести ему хоть какую-нибудь весточку о судьбе наследника. Но все было напрасно. Подданные боялись жестокой казни и не решались открыть, неутешному отцу, правды.
И тогда пришел к хану старый акын. Он прожил долгую жизнь и не боялся смерти.
Поклонившись повелителю мира в пояс, он сказал: «Слушай, великий хан, мою домбыру и ты узнаешь о судьбе своего сына».
И полилась печальная повесть о том, как охотился на диких куланов молодой хан Джучи, подстрелив одного из них. Но раненый кулан был разъярен и, ударив ногой охотника, поразил его насмерть.
Долго еще пела домбыра, рассказывая о неудачной охоте, долго текли слезы у жестокого властелина…
И пожелал тогда старый хан казнить домбыру. И плеснули на нее из ковша раскаленный свинец.
Застонала домбыра, в последний раз прозвенели ее струны. И две из четырех струн не выдержав боли,… лопнули.
С той поры у домбыры отверстие от свинца и осталось только две струны, но она по-прежнему поет.
ЛЕГЕНДА О ЖЕТЫГЕНЕ
Наурыз: музыкальные инструменты казахов
Что же ещё может создать ту неповторимую атмосферу праздника и национального колорита, как не музыка? А в жизни казахского народа музыка — просто неотъемлемая часть. Игрой на домбре или саз сырнай сопровождались тихие домашние вечера и веселые праздники. Novoetv.kz напомнит вам все о казахских национальных музыкальных инструментах.
Особенно распространены струнные казахские инструменты. Их звучание и способ игры настолько универсальны, что до сих пор они не теряют своей популярности.
Домбра – самый любимый и самый распространенный щипковый казахский музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре — путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипыванием струн. В руках опытного исполнителя домбра способна передать все оттенки состояния души и переживаний человека. Не случайно свое мудрое решение бии озвучивали, взяв в руки домбру. Влюбленные юноши в звуках домбры видели лучезарность красавиц и слышали перезвон кос-алки – серег и шолпы, вплетенных в косы любимых.
Кобыз — древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева и имеющего форму ковша. Наши предки верили, что на звуки кобыза, имитирующего голоса зверей и птиц, слетаются аруахи – духи предков. А сотворил кобыз, по преданиям казахов, известный жырау-сказитель, покровитель поэтов и музыкантов, баксы Коркыт-ата.
Жетиген — казахский музыкальный инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. Жетыген напоминает гусли. История его связана с древней легендой о старике, потерявшем в джут семерых сыновей. У битый горем старец выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и исполнил свой первый кюй “Карагым” (“Родной мой”).
Затем последовали новые кюи – послесмертные посвящения другим сыновьям. С созданием каждого нового кюя на инструмент натягивалась новая струна. Семь сыновей, семь струн, семь кюев… Эти импровизированные мелодии дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием “Жетыгеннын жетеуы” (“Семь кюев жетыгена”).В настоящее время жетыген используется, как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях.
Духовые казахские музыкальные инструменты — вторые по распространенности в быту, однако очень интересны в своем разнообразии.
Сыбызгы — широко распространенный казахский музыкальный инструмент в народном быту. Изготавливался из камыша, дерева, реже из металла, в виде двух деревянных желобков, скрепляемых нитью полыми сторонами.
Саз сырнай — старинный духовой казахский музыкальный инструмент. В 1971 г. при раскопках сожженного в XIII в. древнего города Отрара был найден «предмет величиной с гусиное яйцо с двумя отверстиями по бокам». Это был саз сырнай. Сегодня его тембр — мягкий и теплый, способный передать радость и печаль, пение птиц и завывание степного ветра, стал одним из символов исконно национального искусства. Заслуга возрождения саз сырная, как и других древних казахских инструментов, принадлежит Болату Сарыбаеву — исследователю и собирателю казахских музыкальных инструментов, профессору, преподавателю Государственной Казахской консерватории им. Курмангазы.
Инструменты не столь распространенные сегодня, но бывшие значимыми в былое время — это ударные казахские музыкальные инструменты.
Дангыра — древний ударный казахский музыкальный инструмент. Она представляла собой бубен: ободок, обтянутый с одной стороны кожей, внутри которого были навешаны металлические цепочки, колечки и пластинки. В древности магические обряды шаманов не обходились без дангыры.
Дабыл и даулпаз — казахский национальный ударный инструмент типа литавры. Представляет собой ободок с рукояткой, обтянутый с двух сторон кожей. Один из вариантов дабыла имеет медный шлемовидный корпус. Диаметр инструмента — около 30 см. Внешний вид дабыла напоминает сковороду. Дабыл обладает громким звуком и в прошлом использовался для подачи военных сигналов, например, сигнала атаки.
В древности у казахов были широко распространены ударные инструменты — дабыл, дауылпаз и шындауыл, которые также применялись при охоте, во время религиозных обрядов, при извещении о предстоящих кочёвках. Традиционно на дабыле играли руками или нагайкой. В настоящее время существует два типа оркестровых дабылов: малый с деревянным корпусом и большой с медным корпусом. Большой дабыл имеет винтовой механизм настройки. На современных инструментах играют деревянными колотушками с мягкими наконечниками.