Самый сложный диктант по русскому языку в мире
Блог Inima
1. На колоссальной четырёхъярусной дощатой террасе, искусно задрапированной гобеленами, вблизи конопляника и малинника, но вдали от можжевельника, небезызвестная супруга бывшего протоиерея, а ныне подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична в течение часа потчевала исподтишка винегретом с моллюсками, варениками и прочими яствами коллежского асессора Аполлона Филипповича под дилетантский аккомпанемент аккордеона и виолончели, исподлобья поглядывая на своего суженого Фаддея Аполлинарьевича.
2. С камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича Парашютова, винегретом со снетками, фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде, чаем с можжевеловым вареньем и сахаром вприкуску.
3. На искусственной, колоссальной, дощатой, брусчатой террасе близ конопляника с жимолостью, вдова небезызвестного подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична, сидя на оттоманке, под аккомпанемент аккордеона и виолончели исподтишка потчевала моллюсками, винегретом, можжевеловым вареньем, мороженым крем-брюле и прочими яствами местного коллежского асессора Аполлона Филипповича.
4. Веснушчатый ветреный Ванечка, шофер-дилетант по профессии, любитель потанцевать и покуролесить, боясь аппендицита и катара, решил сделаться вегетарианцем. Однажды, надев свой коломянковый костюм и искусно причесав клочок волос на темечке, он отправился в гости к своей свояченице Апполинарии Никитичне. Пройдя террасу с балюстрадой, всю заставленную глиняными и алюминиевыми горшочками, он как привилегированный гость, отправился прямо на кухоньку. Хозяйка, видя, что это ни кто иной, как ее приятель, зааплодировала так, что уронила конфорку самовара, а затем стала потчевать его винегретом с копчушками, а на десерт подала монпансье с прочими яствами.
5. Вблизи асимметричных зарослей конопляника и жимолости с камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной колоссальной дощатой террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая безъязыкая падчерица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала под какофонический аккомпанемент аккордеона с виолончелью и беспричинный плач росомахи винегретом со снетками, калифорнийскими моллюсками, фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде, можжевеловым вареньем и прочими искусно приготовленными яствами свояченика — коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа, небезызвестного Фадея Аполлинарьевича Парашютова, сидевшего на оттоманке, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец правой подмышку…
Подборка диктантов повышенной сложности для учащихся 10-11 классов
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
«Начало учебного года современного учителя»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Воропаев вступил в Бухарест с ещё не зажившей раной, полученной им в бою за Кишинёв. День был ярок и, пожалуй, немного ветрен. Он влетел в город на танке с разведчиками и потом остался один. Собственно говоря, ему следовало лежать в госпитале, но разве улежишь в день вступления в ослепительно белый, кипящий возбуждением город? Он не присаживался до поздней ночи, а всё бродил по улицам, вступая в беседы, объяснял что-то или просто без слов с кем-то обнимался, и его кишинёвская рана затягивалась, точно излечиваемая волшебным зельем.
А следующая рана,случайно полученная после Бухареста, хотя и была легче предыдущей, но заживала необъяснимо долго, почти до самой Софии.
Наступила тишина, слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. Где-то плакал чибис и изредка раздавался писк бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости.
Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Только холмы стояли поближе, да не было мельницы, которая осталась далеко назади. От нечего делать Егорушка поймал в ьраве скрипача, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, прилетавших к осоке на водопой, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.
Неожиданно послышалось тихое пение. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа, то слева, то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался по сторонам и не понимал, откуда эта странная песня. Потом уже, когда он прислушался, ему стало казаться, что пела трава. В своей песне она, полумёртвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжгло её понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха. Вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя. (По А.П.Чехову) (241 слово)
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции.
В погоне за интересными кадрами фотографы и кинооператоры часто переходят границу разумного риска.
Снимая зверей, надо, во-первых, знать их повадки и, во-вторых, не лезть на рожон. Все животные, исключая разве что шатунов-медведей, стремятся избегать встреч с людьми. Анализируя все несчастья, видишь: беспечность человека спровоцировала нападение зверя.
Утренняя заря мало-помалу разгорается. Скоро луч солнца коснётся по-осеннему оголённых верхушек деревьев и позолотит блестящее зеркало озера. А неподалёку располагается озеро поменьше, причудливой формы и цвета: воде в нём не голубая, не зелёная, не тёмная, а буроватая. Говорят, что этот специфический оттенок объясняется особенностями состава местной почвы, слой которой устилает озёрное дно.Оба эти озера объединены под названием Боровых озёр, как в незапамятные времена окрестили их старожили здешних мест. А к юго-востоку от Боровых озёр простираются гигантские болота. Это тоже бывшие озёра, зараставшие в течение десятилетий.
Два часа пробирались мы к озеру, пытаясь отыскать удобные подходы. Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то цепкого и колючего растения, затем полусгнившие трущобы, и впереди показался остров. Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландыша, и его правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, придавшим им геометрически точную форму, защелестели у наших лиц.
В этих зарослях в течение получаса мы предавались покою. Поднимешь голову, а над тобой шумят верхушки сосен, упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. Отдохнув среди ландышей, мы снова принялись искать таинственное озеро. Расположенное где-то рядом, оно было скрыто от нас густой порослью травы. (247 слов)
Сверхъестественные усилия, приложенные героем для преодоления разного рода дорожных препятствий, были ненапрасны: визит обещал быть отнюдь не безынтересным.
Вспоминаю с неизъяснимой радостью свои детские года в старинном помещичьем доме в средней полосе России.
Тихий, по-летнему ясный рассвет. Первый луч солнца через неплотно притворённые ставни золотит изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! На синем фоне оживали сиреневые принцессы, розовый принц снимал меч, спеша на помощь возлюбленной, голубизной светились деревья в зимнем инее, а рядом расцветал весенний ландыш. А за окном набирает силу прелестный летний день.
В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов пионов, светлых и нежных.
Низенький домишко, сгорбившись, уходит, врастает в землю, а над ним по-прежнему буйно цветёт поздняя сирень, как будто торопится своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.
По деревянным нешироким ступенькам балкончика, также прогнившего от времени и качающегося под ногами, спускаемся купаться к расположенной близ дома речонке.
Искупавшись, мы ложимся загорать неподалёку от зарослей прибрежного тростника. Через минуту-другую, задевая ветку густого орешника, растущего справа, ближе к песчаному склону, садится на деревце сорока-болтунья. О чём только она не трещит! Навстечу ей несётся звонкое щебетанье, и, нарастая, постепенно многоголосый птичий гомон наполняет расцвеченный по-летнему ярко сад.
Насладившись купанием, мы возвращаемся назад. Стеклянная дверь, ведущая с террасы, приоткрыта. На столе в простом глиняном горшочке букетик искусно подобранных, только что сорванных, ещё не распустившихся цветов, а рядом, на белоснежной полотняной салфетке, тарелка мёду, над которым вьются с ровным гудением ярко-золотистые труженицы-пчёлки.
Как легко дышится ранним утром! Как долго помнится это ощущение счастья, которое испытываешь лишь в детстве!
И никакая скептическая философия, никакой умный космополитизм не заставит меня устыдиться моей чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена разуму и расчёту.
Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю её заботливо и осторожно, чтобы не рассыпать зря по столу, и думаю о том, что из всех вещей человека земля всегда была и самой любимой, и близкой.
Ранним утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехожеными тропами. В дали, неясной и туманной, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некошеной траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому. Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую улицу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.
Погружённый в свои воспоминания, я незаметно приблизился к околице и, удивлённый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизменно носил в своём сердце образ родного дома, как память о счастье и весне.
Наш дом! Он, как и прежде, окружён зеленью. Правда, растительности тут стало побольше. В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запущен, сорные травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчищенных и уже давно не посыпанных песком. Деревянная решётка, далеко не новая, совсем облезла, рассохлась и развалилась.
Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для нежного бледно-розового цветка. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.
Роза распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, утренняя роса оставила на них несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала. Но вокруг всё было так прекрасно, так чисто и ясно в это весеннее утро.
Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенною крышей, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные весёлою рыбой. Тихий голубой плёс манил к себе, обещая прохладу и покой.
Через какое-то время, а то и прямо тут, вслед за птичкой, приходит охотник и останавливается у дерева в ожидании вечерней зари.
И вот мы считаем, что, как только человек станет славить зарю, а не зарёй сам славиться, так и начинается весна самого человека. Все наши настоящие любители-охотники, от самого маленького и простого человека до самого большого, только тем и дышат, чтобы прославить весну. И сколько таких хороших людей есть на свете, и никто из них ничего хорошего не знает о себе, и так все привыкнут к нему, что никто и не догадывается о нём, как он хорош, что он для того только и существует на свете, чтобы славить зарю и начинать свою весну человека.
Разгоралась заря, становилось свежо, и мне пора было собираться в дорогу. Пройдя через густые камышовые заросли, пробравшись сквозь чащобу склонённого ивняка, я вышел на берег речонки и быстро отыскал свою плоскодонную лодку. Перед отплытием я проверил содержимое своего холщового мешочка. Всё было на месте: банка свиной тушёнки, копчёная и тушёная рыба, буханка чёрного хлеба, сгущённое молоко, моток крепкой бечёвки и немало других вещей, нужных в дороге.
Отъехав от берега, я отпустил вёсла, и лодку тихо понесло по течению. Через три часа за поворотом реки показались отчётливо видные на фоне свинцовых туч у горизонта золочёные купола церкви, но до города, по моим расчётам, было ещё неблизко.
Пройдя несколько шагов по мощёной улице, я решил починить давно уже промокавшие сапоги, или чёботы. Сапожник был молодцеватым мужчиной цыганской наружности. Что-то необыкновенно привлекательное было в чётких движениях его мускулистых рук.
Утолив голод в ближайшем кафе, где к моим услугам оказались свекольный борщок, печёнка с тушёной картошкой и боржом, я отправился бродить по городу. Моё внимание привлекла дощатая эстрада, где развевались разноцветные флажки. Жонглёр уже закончил своё выступление и поклонился. Его сменила веснушчатая танцовщица с рыжеватой чёлкой и жёлтым шёлковым веером в руках. Оттанцевав какой-то танец, напоминавший чечётку, она уступила место клоуну в звёздчатом трико. Но бедняга был лишён таланта и совсем не смешон со своими ужимками и прыжками.
Обойдя за полчаса чуть ли не весь городишко, я расположился на ночёвку на берегу реки, укрывшись старым непромокаемым плащом.
Советский диктант или Коварный диктант из одного предложения.
Поделитесь статьей со своими друзьями – напишите диктант вместе! 🙂
Хотим рассказать про интересный сложный диктант из советских времен. Советский диктант или Коварный диктант из одного предложения. Этот диктант мало кому удавалось написать без ошибок. Предлагаем вам протестировать себя!
Текст Советского диктанта
(Вблизи/ в близи) а(с/сс)и(м/мм)етричных зарослей конопля(н/нн)ика и жимолости с камушка на камушек п(о/а)рхал легкомысле(н/нн)ый вороб(у/ы)шек а на пр(и/е)лежно отштукатуре(н/нн)ой ко(л/лл)о(с/сс)альной до(щ/сч)атой те(р/рр)а(с/сс)е искус(т)но задрапирова(н/нн)ой гобеленами с д(и/е)фензивой кронштад(т)ского инфантерийского батал(ьо/ьё)на нагонявшего н(е/и)когда панику на бо(л/лл)ивийскую бе(с/з)пилотную кава(л/лл)ерию под иску(с/сс)тве(н/нн)ым ант(и/е)кварным абаж(у/ю)ром закамуфлирова(н/нн)ым под эксц(и/е)нтричный ма(р/рр)о(к/кк)анский м(и/е)нарет весну(сч/шч/щ)атая без(ъ)языкая па(т/д)черица вдовствующего прото(и)ерея Агр(и/е)(п/пп)ина Са(в/вв)и(ч/ш)на ра(с/сс)ея(н/нн)о вн(и/е)мая т(е/и)радам н(и/е)мало н(и/е) удивле(н/нн)ого провинц(и/е)ального пропагандиста вдругоря(д/т)ь по(д/т)чевала под как(о/а)фонический а(к/кк)(о/а)мп(о/а)н(е/и)мент а(к/кк)орд(и/е)она с в(е/и)олончелью и бе(с/з)причи(н/нн)ый плач(ь) ро(с/сс)омахи в(и/е)н(и/е)гретом со сне(д/т)ками ка(л/лл)ифонийскими мо(л/лл)юсками фарш(и/е)рова(н/нн)ым анчоусами бла(н)манже в ш(е/о)коладе мо(ж/жж)евеловым вареньем и прочими иску(с/сс)(т)но пр(и/е)готовле(н/нн)ыми я(в)ствами свояче(ч)ника ко(л/лл)ежского а(с/сс)е(с/сс)ора (около точного/околоточного) надз(и/е)рателя и инд(и/е)(ф/фф)ерентного л(о/а)веласа небез(и/ы)звес(т)ного Фа(д/дд)ея А(п/пп)о(л/лл)инариевича Параш(у/ю)това сидевшего на о(т/тт)оманке ра(с/сс)т(е/и)гнув и(с/сс)ин(е/я)(-)черный сюртук ра(с/сс)топырив пальцы левой руки и засунув без(и/ы)мянный палец правой (под мышку/подмышку).
Правильный текст диктанта
Вблизи асимметричных зарослей конопляника и жимолости с камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно отштукатуренной колоссальной дощатой террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая безъязыкая падчерица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивленного провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала под какофонический аккомпанемент аккордеона с виолончелью и беспричинный плач росомахи винегретом со снетками, калифорнийскими моллюсками, фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде, можжевеловым вареньем и прочими искусно приготовленными яствами свояченика — коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа, небезызвестного Фаддея Аполлинариевича Парашютова, сидевшего на оттоманке, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец правой подмышку.
Диктанты для итогового контроля в 11 классе (повышенной сложности)
Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.
Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.
«Начало учебного года современного учителя»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Легенды о лесном хозяине
От деда Проши можно ожидать какого угодно сочинительства. Придумывает он так самозабвенно, что сам, кажется, верит своим словам. Иной раз не поймешь, то ли правда, то ли выдумка. Но рассказ о лесном хозяине не его вымысел, разве только прибавил дед, что с ним «нос к носу повстречался». Легенда эта стара, как сам лес, породивший ее. Со временем она обкаталась в народе, как камень в морской воде, прежнее стерлось, взамен придумалось новое, вроде того, что лесной хозяин получил ранение в минувшей войне. Мне она понравилась, эта сказка о лешем, что, прихрамывая, бродит по своим владениям, пересчитывает деревья, бережет лес от поругания. Хорошая сказка!
Я нагибаюсь и поднимаю с земли свежие непритоптанные листья. Выбираю самые крупные, самые яркие. Они пестреют всюду, будто мазки красок на палитре великого живописца.
И у меня начинает складываться своя легенда о лесном хозяине.
Я вижу его лицо, простое загорелое лицо лесоруба в мшистой рамке бороды. Серые глаза с зорким прищуром. Сухие хвоинки, осыпавшиеся с дерева, запутались в седеющих волосах.
Я слышу, как он ходит по осеннему лесу, мягко ступая по пестротканому ковру из листьев, дятлом постукивает тростью по стволам и шепчет шорохом листопада: «Этому нет цены. Берегите это, люди». Его добрые глаза светятся радостью, большие, натруженные руки ощупывают молодую поросль, шарят в кружеве листвы. И не бежит от него в страхе потревоженный заяц, не кричит, как над чужим, сорока. Он у себя — в своей чудесной мастерской.
Вот он присаживается на пень, раскладывает у ног краски и на чинает нерукотворное колдовство. И я, очарованный, смотрю на эти знакомые с детства полотна: сумрачные еловые дебри, бронзо-ствольные сосновые боры, светлые, все в солнечных пятнах дубравы, ромашковые опушки, лесные проселки с лужицами в колеях.
Все это не в золоченых рамах, не в музейных залах. Эти карти ны развертываются передо мной во всю ширь. Они возникают по обе стороны тропинки, которая ведет нас с дедом Прошей в самое сердце леса. Мы идем молча, и каждый несет в себе свою легенду: он — о лешем, я — о человеке.
Прошло около часу, когда мы расстались с нашей компанией, и нам оставалось немного подняться, чтобы достигнуть вершины неизвестного горного хребта, где, как говорили, есть роскошные долины и леса. Подъем становился все круче и круче, и поэтому мы решили немного посидеть на бугорке, покрытом порыжевшей, выжженной травой и испещренном по краям какими-то невиданными цветами. Мы, жители северных равнин, впервые были на такой высоте. Внизу, под нами, тянулись бесконечной вереницей длинные серые облака, то открывая, то закрывая окрестность. Неподалеку от нас, на утесе, одиноко выдававшемся из общей гряды, орел-красавец рвал свою добычу: бедный зайчонок, должно быть, попался на обед пернатому хищнику.
Мы не просидели и четверти часа, как внезапно почувствовали какую-то необыкновенную свежесть, точно вошли в погреб; оглянулись: темная туча начинала заволакивать не только то место, где мы сидели, но и близлежащие. Мы побежали вниз. Минуты через две не было видно ни бугорка, на котором мы расположились отдохнуть, ни утеса, на котором сидел орел: туча все собой закрыла. Стал накрапывать дождь, неожиданно превратившийся в ливень и представлявший собой сплошную водяную стену. Дорожка, по которой незадолго перед тем мы карабкались, превратилась в бурлящий ручей; поднялся свежий восточный ветер, пронизывающий нас своим холодом, от которого некуда было спрятаться.
Иззябшие, промокшие до последней нитки, измученные, мы воротились домой, подсмеиваясь друг над другом и ничуть не сожалея ни о потраченном времени, ни о своем предприятии, давно задуманном, но, к сожалению, не доведенном до конца. Не чувствуя особой усталости, мы решили повторить такое путешествие на другой день.
Пароход шел полным ходом. Освободившись по дороге от всех своих тюремных пассажиров, жарко сверкающий медью трапов, свежей краской шлюпок, покрытых крепко зашнурованным брезентом, с весело развевающимся итальянским флагом за кормой, «Палермо» снова приобрел щегольской вид океанского пассажирского парохода.
По правде сказать, Пете уже порядком надоел пароход, заключавший в себе сначала столько таинственного. Сойдя же на мощеный двор неаполитанской таможни, Петя вдруг пожалел о своей тюрьме. Мальчик почувствовал, что ему трудно расстаться с пароходом, со всеми его прелестными закоулками, с очень узкими некрашеными буковыми досками палубы, всегда вымытыми добела.
Во время таможенного досмотра более чем скромный багаж семейства Бачей не привлек никакого внимания начальства, и напрасно Василий Петрович, открыв раздутый саквояж, отстранился от него, как бы говоря: «Если вы подозреваете, что мы хотим провезти контрабанду, то можете убедиться, господа, что это не так». Но итальянский чиновник даже не посмотрел на затейливое произведение чемоданного искусства, а лишь ткнул в него пальцем.
На площади, куда семейство Бачей выволокло свой багаж, было много комиссионеров. Они наперебой предлагали пачки богато иллюстрированных проспектов, обещали на всех европейских языках баснословную дешевизну, неслыханный комфорт, апартаменты с видом на Везувий, экскурсию в Помпею.
Василий Петрович делал отчаянные знаки извозчикам, но те безучастно смотрели в сторону, сидя на козлах своих экипажей со счетчиками.
Переулок, где помещался отель, представлял собой не что иное, как лестницу с вытертыми плитами широких каменных ступеней. Между высокими, но очень узкими домами на веревках было развешано разноцветное белье, и, несмотря на то что вокруг бушевали краски июня, в переулке было темно.
Окна номера выходили на стеклянную галерею внутреннего двора, очень похожего на двор старой Одессы.
На берегу реки лианы дикого винограда до того опутали молодые деревья, что некоторые из них превратились в сплошные темно-зеленые, непроницаемые для солнечных лучей шатры.
Мне очень захотелось проникнуть внутрь какого-нибудь шатра и, если там окажется прохладно, посидеть и отдохнуть. Через сеть спущенных к земле лиан не так легко было проникнуть туда, однако я увидел, раздвинув лианы, вокруг ствола заплетенного и совершенно не видного снаружи дерева довольно просторную сухую площадку и тут, в большой прохладе, сел на камень.
Была тишина, и потому я через некоторое время с большим удивлением заметил перемещение среди солнечных зайчиков, как будто кто-то снаружи то заслонял, то открывал солнечные лучи. Осторожно я раздвинул побеги винограда и увидел в нескольких шагах от себя лань. К счастью, ветер дул на меня, и она не смогла меня учуять. В недоумении или раздумье она подняла переднюю ногу и так осталась, и, если бы я задел своим дыханием хоть один только виноградный листик, она бы скрылась. Я замер, и она сделала один и еще один шаг ко мне. Я посмотрел ей прямо в глаза, дивясь их красоте, и мне радостно было думать, что много тысяч лет назад неизвестный поэт, увидев эти глаза, понял их как цветок, и я теперь их понимаю тоже как цветок. Радостно было и оттого, что я не один и что на свете были бесспорные вещи. Между тем лань, сделав еще несколько шагов к моему шатру, вдруг поднялась на задние ноги, передние положила высоко надо мной, и через лианы просунулись ко мне маленькие шустрые копытца. Мне было слышно, как она отрывала сочные виноградные листья — любимое кушанье пятнистых оленей. Как охотника, значит, тоже зверя, меня очень соблазняло приподняться и вдруг схватить за копытца оленя. Возьмись я крепко-накрепко обеими руками повыше копытцев, я поборол бы ее, но во мне был еще другой человек, которому, напротив, хотелось это мгновенье сохранить нетронутым. Красота может меня, охотника, связать самого, как оленя, по рукам и ногам. Прекрасное мгновенье можно сохранить, только не прикасаясь к нему руками.
Вырвались из плена
Сергей мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружины. Рядом с ним скакал, заливаясь радостным лаем, Арто. Сзади тяжело грохал по песку дворник, яростно рычавший какие-то ругательства.
С размаху Сергей наскочил на ворота, но мгновенно не подумал, а скорее инстинктивно почувствовал, что здесь дороги нет. Между каменной стеной и растущими вдоль нее кипарисами была узкая темная лазейка. Не раздумывая, подчиняясь одному чувству страха, Сергей, нагнувшись, юркнул в нее и побежал вдоль стены. Острые иглы кипарисов, густо и едко пахнувших смолой, хлестали его по лицу. Он спотыкался о корни, падал, разбивая себе в кровь руки, но тотчас же опять бежал вперед, согнувшись почти вдвое, не слыша своего крика. Арто кинулся вслед за ним.
Так бежал он по узкому коридору, образованному с одной стороны высокой стеной, с другой — тесным строем кипарисов, бежал, точно маленький обезумевший от страха зверек, попавший в бесконечную западню. Топот дворника доносился то справа, то слева, и потерявший голову мальчик бросался то вперед, то назад, несколько раз пробегая мимо ворот и опять ныряя в темную, тесную лазейку.
Наконец Сергей выбился из сил. Сквозь дикий ужас им стала постепенно овладевать холодная, вялая тоска, тупое равнодушие ко всякой опасности. Он сел под дерево, прижался к его стволу изнемогшим от усталости телом и зажмурил глаза. Все ближе и ближе хрустел песок под грузными шагами врага. Арто тихо повизгивал, уткнув морду в колени Сергея. В двух шагах от мальчика зашумели ветви, раздвигаемые руками. Сергей бессознательно поднял глаза кверху и вдруг, охваченный невероятной радостью, вскочил одним толчком на ноги. Он только теперь заметил, что стена напротив того места, где он сидел, была очень низкая, не более пол-аршина. Правда, верх ее был утыкан вмазанными в известку бутылочными осколками, но Сергей не задумался над этим. Мигом схватил он поперек туловища Арто и поставил его передними лапами на стену. Умный пес отлично понял его.
Он быстро вскарабкался на стену, замахал хвостом и победно залаял.
Следом за ним очутился на стене Сергей, как раз в то время, когда из расступившихся ветвей кипарисов выглянула большая темная фигура. Два гибких тела — собаки и мальчика — быстро и мягко прыгнули вниз на дорогу.
Они долго еще бежали без отдыха, оба сильные, ловкие, точно окрыленные радостью избавления.
Самый сложный диктант по русскому языку в мире
В 11 классе обучающиеся нацелены на единый государственный экзамен, решают тесты. Казалось бы, зачем им диктанты?
Рекомендуется в начале года проводить диагностическую работу, в течение всего года можно провести 3-4 контрольных диктанта. Все предложенные диктанты разные, есть тексты с заданиями. Но этот вариант используется по желанию учителя.
11 класс
Диагностический диктант
Нет конца миру…
Теперь конец сентября, но ветлы ещё не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки жёлтых и багрово-красных деревьев.
Травка, которой заросло всё село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зелёная, если бы старые липы, растущие в ограде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить всё село, и теперь уже сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы. Среди жёлто-зелёного ярко поблескивает неширокая проезжая дорога.
В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и тёмных, аспидных туч. Временами проглядывает ясное солнце, и тогда ещё чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, ещё желтее листва, ещё зеленее трава. А вдали проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня.
Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор. Мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит село, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по реке, лес, подковой охвативший весь пейзаж.
Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только что было вокруг нас, покажется как бы состоящим из игрушечных домиков, слившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.
Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые теперь можно увидеть с нашей высоты. (По В. Солоухину.)
Шторм
Над горами появились облака – сначала легкие и воздушные, затем серые, с рваными краями. И море сразу же изменило краски – стало темнеть.
Цепляясь за лесистые вершины гор, облака опускались всё ниже и ниже, захватывали ущелья и лощины, превращались в тяжёлые, непроглядные тучи. Только горы, казалось, сдерживали их сейчас, но и горы ничего не могли сделать: сизая пелена ползла от гор к морю.
Тучи шли от гор, опускались всё ниже и ниже, к морю. Они, как бы нехотя, заволакивали воду дымкой – от берега и дальше. Они ползли уже не только по склонам, где приютились домики верхних улиц, а и затянули туманом улицу нижнюю, главную. Водители включили фары и всё чаще давали сигналы. И поезда шли сейчас, нервозно гудя, с зажжёнными фонарями.
Море темнело от берега. Тихое, вроде бы затаившееся, с гладкой поверхностью и чуть слышным прибоем, оно пошло то белыми, то чёрными пятнами, то непонятными разводами, как будто в него выбросили с воздуха другую воду.
Ожидание длилось час. В горах ударил гром, и хлынули потоки дождя, а море бесновалась. Оно заливало берег, билось о бетонную набережную, о лестницы и глыбы скал, оно гремело и вздрагивало, охало и восторгалось, плакало и ревело.
Небо над морем стало не серым и не чёрным, а каким-то неестественно бурым. Молнии резали небо то слева, то справа, то впереди, то сзади, то где-то над самым берегом. Море поглощало их, проглатывало вместе с бурым небом и ударами грома.
За грибами
В субботу ранним утром, еле-еле ощутимым за серой пеленою широкого, спокойного дождя, я пошёл в лес за грибами. Нашёлся и товарищ, молодой офицер, зять хозяйки соседней дачи, который называл меня то Володей, то Сашей, хотя меня зовут и не так, и не эдак. Его же звали Валерой. Он снабдил меня длинной офицерской плащ-палаткой, сам тоже укрылся такой же накидкой, только с капюшоном, а обулся в резиновые рыбацкие сапоги.
Дождь шёл, как и вчера, небольшая речонка Каширка, огибавшая деревню, разлилась, и, когда мы подошли к броду, мне оказалось невозможно перейти, не залив сапоги. Тогда спутник любезно подставил свои закорки, чем я и воспользовался не без тайной радости: в армии я был всего лишь солдатом, и мне даже присниться не могло, что когда-нибудь удастся прокатиться на спине у офицера. Перейдя речку, мы вскарабкались по мокрому крутому склону горки и оказались в берёзовом мелколесье.
Весенний вечер
Чисто выметенная и ещё сырая от недавно стаявшего снега улица была пустынна, но красива выдержанной немного тяжёлой красотой. Большие белые дома с лепными украшениями по карнизам и в простенках между окнами, окрашенные в тонко-розоватый оттенок весенними лучами заходящего солнца, смотрели на свет божий сосредоточенно и важно. Стаявший снег смыл с них пыль, и они стояли почти вплотную друг к другу такими чистыми, свежими, сытыми. И небо сияло над ними так же солидно, светло и довольно.
Павел шёл и, чувствуя себя в полной гармонии с окружающим, лениво думал о том, как хорошо можно жить, если не требовать от жизни многого, и как самонадеянны и глупы те люди, которые, обладая грошами, требуют себе от жизни на рубли.
Думая так, он не заметил, как вышел на набережную улицы. Перед ним внизу стояло целое море воды, холодно блестевшее в лучах солнца, далеко на горизонте медленно опускавшегося в него. Река, как и отражённое в ней небо, была торжественно покойна. Ни волн, ни частой сети ряби не видно было на её полированно-холодной поверхности. Широко размахнувшись, она, точно утомлённая этим размахом, спокойно уснула. А на ней томно таяла пурпурно-золотая бархатная полоса лучей заката. Далеко, уже окутанная сизой дымкой вечера, виднелась узкая лента земли, отделяя воду от неба, безоблачного и пустынного, как и накрытая им река. Хорошо бы было плыть свободной птицей между ними, мощно рассекая крылом синий свежий воздух! (223 слова.)
Огонь
Никто точно не знает, когда впервые овладел человек огнём. Может быть, молния зажгла дерево возле его первобытного жилья? Или горячая лава, извергнутая на заре человечества вулканом, навела наших давних предков на первую мысль об огне?
Но огонь уже давно был нужен человеку. И ведь недаром одно из самых прекрасных и гордых сказаний древности посвящено тому, кто открыл для человека оберегаемую богами тайну огня. То был, как говорится в легенде, бесстрашный и независимый Прометей. Он сам происходил из семьи богов-небожителей, но, вопреки их строгому запрету, принёс огонь жителям земли — людям. Разгневанные боги низринули Прометея на землю и обрекли его на вечные муки.
С незапамятных времен огонь стал постоянным верным признаком человека. Путник, застигнутый ночью в дороге, увидев вдали огонь, наверняка знал: там люди!
Огонь был нужен человеку для света, для силы: он озарял и обогревал жильё, помогал готовить пищу. А потом человек научился использовать его тепло, чтобы добыть из воды могучий пар, двигающий машины.
Издавна огонь считался призывным знаком радушия и дружбы. Огонь отпугивал зверя от человеческого жилья, но звал человека к человеку. И до сих пор говорят люди, приглашая в гости: «Заходи на огонёк!»
Контрольный диктант по итогам 1 полугодия
Воспитание ребёнка
Продолжить самого себя в своем ребёнке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребенку, он переживёт чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя – отца, матери, вообще для людей старших поколений.
Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд и пот старших, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.
Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное – надо учить ребенка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребёнок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей – это самое сложное. (По Г. Сухомлинскому.)
Грамматическое задание
1 вариант
1. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы): приставочным способом; 2. сложносуффиксальным способом.
2. Из 1 абзаца 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание; 2. из 1 абзаца 6 предложения со связью согласование.
3. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение; 2. обособленное обстоятельство. Напишите его номер.
4. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным; 2. с придаточным определительным. Напишите его номер.
2 вариант
1. Из 2 абзаца выпишите все притяжательные местоимения; 2. из 3 абзаца все определительные местоимения.
2. Среди предложений 1 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное; 2. из 2 абзаца. Напишите номера этих сложных предложений.
3. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных; 2. из 1 абзаца с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
4. Выпишите фразеологизм из 2 абзаца; 2. выпишите контекстуальные антонимы из 3 абзаца.
Орлик
Орлик в прошлом – это большая ремесленная слобода. Жили и трудились здесь искусные сапожники, шубники, бондари, кузнецы, портные. Женщины и девушки вышивали, вязали крючком, на спицах, коклюшках, ткали ковры и дорожки.
Вязание крючком – яркое, неповторимое явление национальной культуры. Его история уводит нас в далёкое прошлое. Сначала вязание было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел как ровная, гладкая палочка. Потом сделали на конце выступ, чтобы нить не соскальзывала, поэтому стало намного легче работать. Шло время, и это занятие полностью перешло в руки женщин. С помощью нехитрого инструмента – крючка – создаются необыкновенные по красоте и изяществу изделия.
В Орлике и окрестных селах испокон веку вязали крючком очень красивые вещи: занавески на окна и скатерти, покрывала на кровати и накидки на подушки, кружева к простыням, наволочкам, полотенцам.
Сколько кружевниц, столько и узоров. Делились друг с другом, что-то опускали, что-то свое добавляли, получалось новое, индивидуальное. Из-под чутких проворных рук выходит волшебное полотно, тонкое ажурное чудо. Сколько души, сколько чувств в него вложено!
Неизменной спутницей мастериц была русская песня, бойкая и весёлая, протяжная и печальная. Вольно льётся она из тесной избы, и звенят в ней и бьются и заветная мечта, и желание, и надежда.
Грамматическое задание
1 вариант
1. Определите способ образования слова прошлое (2 абзац, 2 предложение); 2. спутницей (5 абзац, 1 предложение).
2. Из 5 абзаца последнего предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание; 2. из 1 абзаца 2 предложения со связью согласование.
3. Среди предложений 5абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение; 2. среди предложений 1-2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное приложение. Напишите его номер.
4. Выпишите из 1 абзаца 1 предложения грамматическую основу; 2. выпишите грамматическую основу из 2 абзаца 1 предложения.
2 вариант
1. Из 4 абзаца выпишите все предлоги; 2. из 2 абзаца все наречия.
2. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное; 2. среди предложений 2 абзаца найдите неопределенно-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
3. Среди предложений 1-2 абзаца найдите такое, в состав которого входит придаточное цели; 2. среди предложений 3-4 абзаца найдите предложение с однородными членами и
обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.
4. определите лексическое значение слова «бондари» (2 предложение 1 абзаца); 2. определите лексическое значение слова «кружевница» (4 абзац, 1 предложение).
Самовар
Самовар предназначен для того, чтобы греть воду для чая. Первая самоварная фабрика открылась в Туле в тысяча семьсот семьдесят восьмом году, так что угольным самоварам в музейной коллекции, возможно, более двухсот лет.
Внутри самовара есть топка, куда накладывают угли, которые горят и отдают своё тепло воде, налитой в самовар. Древесный уголь – незаменимое топливо, и запасались им заранее. Если вдруг затухнут угли в топке, то на помощь приходил обыкновенный сапог, старый, поношенный, уже негодный. Голенище его надевали на верхнюю часть топки, и сапог в руках человека выполнял ту же работу, что и кузнечные мехи в печи-горне.
Хозяйка все время присматривала, как горят угли: тлеют ли они, разгораются хорошо или еле-еле. Иной раз не углядит – и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить: вдруг ненароком кто зайдет. Трудолюбивые хозяйки так начищали свой самовар, что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка, как известно, всех красит.
Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почётное место. Приходилось переезжать семье в новую избу – в первую очередь самовар перевозили, а потом уж всё остальное. Если поздней осенью или зимой холодной снаряжали кого-нибудь в дальнюю дорогу, то в сани зачастую и горячий самовар ставили. Около него, как у печи, согреться можно в дороге да кипяточку попить, если захочется. Угольный самовар тем и замечателен, что, пока угли в нём не перегорели, вода остаётся горячей.
Грамматическое задание
1 вариант
1. Из 3 предложения 2 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы): приставочным способом; 2. из 1 абзаца, 1 предложения суффиксальным способом.
2. Из 1 предложения 4 абзаца выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание; 2. из 1 предложения 3 абзаца со связью согласование.
3. Среди предложений 1 абзаца найдите такое, в котором есть обособленные определения; 2. в тексте найдите вводные слова. Напишите их номера.
4. Среди предложений 4 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных; 2. из 2 абзаца с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
2 вариант
1. Из 3 абзаца выпишите все подчинительные союзы; 2. из 3 абзаца все сочинительные союзы.
2. Среди предложений 3 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное; 2. из 4 абзаца. Напишите номера этих сложных предложений.
3. Среди предложений 1абзаца найдите такое, в состав которого входит придаточное следствия; 2. среди предложений 2 абзаца найдите определительное придаточное. Напишите номер этого сложного предложения.
4. Выпишите просторечное слово из 3 абзаца; 2. выпишите термин из 2 абзаца.
Глухариная песня
1)В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж и пахуч, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. 2)Впечатления, связанные с весенней охотой на глухарей, неизгладимы в моей памяти. 3)Ещё совсем не рассвело, и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина, в которой ясно слышится каждый шорох и шёпот. 4)Хрустнет под ногой ветка, треснет ледяная корка, затянувшая неглубокое, но широкое болотце, и снова тишь.
5)Когда идёшь по лесу, то время от времени останавливаешься и прислушиваешься. 6)Хочется в срок добраться до места тока, когда глухарь ещё не начинал своей песни. 7)Внимательно слушаешь, и вдруг неожиданно раздается в воздухе резкий, отрывистый крик. 8)Вскоре ему отвечает другой − и на болоте начинается звонкая перекличка.
9)Напряжённо всматриваешься в лесную мглу, поминутно поглядывая на стрелки часов. 10)На востоке, в глубине леса, между верхушками деревьев, брезжит почти незаметный свет, и ночная тьма начинает понемногу рассеиваться. 11)Но вот уже в дали лесной слышатся неуловимые для неопытного охотника звуки глухариной песни. 12)Характерное щёлканье, щебетание слышится из отдалённой чащобы и наполняет предрассветную лесную тишину, переливаясь в воздухе таинственными и волнующими звуками. 13)Стоит только глухарю замолчать, как замираешь на месте и стоишь неподвижно. 14)В алом свете зари глухарь кажется массивной точёной фигурой из чёрного дерева. 15)Лишь чуть заметное движение этой фигуры свидетельствует о том, что это не мёртвый предмет. (По В. Астафьеву.)
Задания
I вариант
В1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.
В2. Среди предложений найдите сложносочиненное с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 7-15 найдите простое определенно-личное. Укажите его номер.
В4. Из предложения 4 выпишите существительное 3-го склонения.
В5. Среди предложений 1-3 найдите сложное с бессоюзной связью. Укажите его номер.
В6. Из предложения 8 выпишите наречие.
В7. Из предложения 12 выпишите слово, имеющее две приставки.
В8. Укажите способ образования слова напряженно (предложение 9).
В9. Из предложений 13-15 выпишите отглагольное прилагательное.
II вариант
В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
В2. Среди предложений найдите простое с обособленным определением. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 5-8 найдите сложное с безличной частью. Укажите его номер.
В4. Из предложения 11 выпишите существительное 3-го склонения.
В5. Среди предложений 1-4 найдите предложение с сочинительной и подчинительной связью. Укажите его номер.
В6. Из предложения 15 выпишите наречие.
В7. Из предложения 2 выпишите слово, имеющее две приставки.
В8. Укажите способ образования слова понемногу (предложение 10).
В9. Из предложений 1-5 выпишите краткие прилагательные.
Радость
1)Была неизъяснимая радость, непонятная разве заядлому городскому жителю, просыпаться ребёнком в своей уютной спаленке в легонькой камышовой кровати на утренней заре от пастушьего рожка. 2)Первый луч солнца через притворенные ставни золотил изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные стены, увешанные картинками на темы из детских сказок. 3)Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли! 4)В распахнутое настежь старенькое оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешен. 5)Низенький домишко, сгорбившись, уходит в землю, над ним буйно цветет сирень, как бы торопясь своей бело-лиловой роскошью прикрыть его убожество.
6)По деревянным ступенькам балкончика, также прогнившим от времени и качающимся под ногами, спускаешься купаться к расположенной близ дома речке. 7)Закрытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды речонки, образовав неширокий, но глубокий затон. 8)В зеленоватой прозрачной воде неторопливо проходят стайки серебряной рыбёшки, а на старом полуразвалившемся бочонке, у которого не хватает нескольких досок, сидит огромная зелёная лягушка, следя за солнечными зайчиками, играющими на пепельно-серых дощатых стенках купальни — излюбленного места лягушечьей пары.
9)Задевая ветку густого орешника, садится на верхушку сине-зелёной молоденькой ёлочки болтливая сорока. 10)О чём она только не трещит! 11)Навстречу ей несётся звонкое щебетанье, и, нарастая, постепенно многоголосый птичий гомон наполняет сад. 12)Стеклянная дверь, ведущая с террасы, открыта. (По Д. Розенталю.)
Задания
I вариант
В1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.
В2. Среди предложений 1-5 найдите предложение с однородными дополнениями и обособленным определением. Напишите его номер.
В3. Среди предложений 4-7 найдите бессоюзное сложное. Укажите его номер.
В4. Из предложения 11 выпишите предлог.
В5. Из предложения 2 выпишите существительное 3-го склонения.
В6. Из предложения 4 выпишите наречие.
В7. Укажите способ образования слова прогнившим (предложение 6).
В8. Выпишите словосочетание (предложение 12), построенное на основе управления.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
II вариант
В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
В2. Среди предложений 7-12 найдите простое предложение с обособленным определением. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 6-8 найдите сложное с разными видами связи. Укажите его номер.
В4. Из предложения 1 выпишите частицу.
В5. Из предложения 5 выпишите существительное мужского рода.
В6. Из предложения 8 выпишите наречие.
В7. Укажите способ образования слова сине-зеленой (предложение 9).
В8. Выпишите словосочетание (предложение 3), построенное на основе согласования.
В9. Выпишите грамматические основы предложения 8.
Степь
1)Весною степь как зелёное море. 2)А летом, когда загустеют белые ковыли, станет степь морем белым. 3)Покатятся по морю горбатые волны из перламутра, засеребрится жемчужная рябь. 4)Ковыли клонятся, стелются, шелестят. 5)А ветер, как беркут, падает на распахнутых крыльях, посвистывая раздольно и лихо. 6)А то вдруг покажется степь голой снежной равниной, и будто позёмка по ней метёт, завивает и стелется.
7)На восходе ковыли словно лунная рябь на воде: степь трепещет, дробится, поблёскивает. 8)В полдень она как огромное стадо курчавых овец: овцы жмутся одна к другой, дробно топочут и нескончаемо текут и текут к краю земли.
9)Но чудо чудное − степь на закате! 10)Стелются переливчатые пушистые метёлки навстречу закатному солнцу, как розовые языки холодного призрачного огня. 11)И пока не утонет за землёй солнце, по всей степи будут метаться и сверкать эти льдистые вспышки. 12)Потом над сумрачной степью всплывёт луна − точно пузырь воздуха из воды! − и стога ковыльного сена будто покроются инеем. 13)Хороша степь и днём, и ночью! (По Н. Сладкову.)
Задания
I вариант
В1. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.
В2. Среди предложений 1−5 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 3–6 найдите простое нераспространенное. Укажите его номер.
В4. Из предложения 8 выпишите возвратный глагол.
В5. Укажите способ образования слова всплывет (предложение 12).
В6. Среди предложений 1–10 найдите сложноподчиненное с придаточным времени. Укажите его номер.
В7. Из предложений 1–5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
В8. Выпишите словосочетание (предложение 6), построенное на основе примыкания.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 7.
II вариант
В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
В2. Среди предложений 9−11 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение с простой нераспространенной частью. Укажите его номер.
В4. Из предложений 9–13 выпишите производный предлог.
В5. Укажите способ образования слова льдистые (предложение 11).
В6. Среди предложений 11–13 найдите сложноподчиненное с придаточным времени. Укажите его номер.
В7. Из предложений 6–8 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
В8. Выпишите словосочетание (предложение 7), построенное на основе согласования.
В9. Выпишите грамматические основы предложения 11.
Балаклава
1)В конце октября, когда дни ещё по-осеннему ласковы, Балаклава начинает жить своеобразной жизнью. 2)Уезжают обременённые чемоданами и баулами последние курортники, в течение долгого здешнего лета наслаждавшиеся солнцем и морем, и сразу становится просторно, свежо и по-домашнему деловито, точно после отъезда нашумевших непрошеных гостей. 3)Поперёк набережной расстилаются рыбачьи сети, и на полированных булыжниках мостовой они кажутся нежными и тонкими, словно паутина.
4)Рыбаки, эти труженики моря, как их называют, ползают по разостланным сетям, как будто серо-чёрные пауки, расправляющие разорванную воздушную пелену. 5)Капитаны рыболовецких баркасов точат иступившиеся белужьи крючки, а у каменных колодцев, где беспрерывной серебряной струйкой лепечет вода, судачат, собираясь здесь в свободные минуты, темнолицые женщины – местные жительницы.
6)Опускаясь за море, садится солнце, и вскоре звёздная ночь, сменяя короткую вечернюю зарю, обволакивает землю. 7)Весь город погружается в глубокий сон, и наступает тот час, когда ниоткуда не доносится ни звука. 8)Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук ещё более подчёркивает ничем не нарушаемую тишину. 9)Чувствуешь, как ночь и молчание слились в одном черном объятии. 10)Нигде, по-моему, не услышишь такой совершенной, такой идеальной тишины, как в ночной Балаклаве. (По А. Куприну.)
Задания
I вариант
В1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
В2. Из предложений 1−3 выпишите обособленное согласованное определение.
В3. Среди предложений 6−10 найдите простое определенно-личное. Укажите его номер.
В4. Из предложения 7 выпишите все местоимения.
В5. Среди предложений 1−5 найдите предложение с вводной конструкцией. Укажите его номер.
В6. Из предложения 5 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
В7. Укажите способ образования слова рыболовецких (предложение 5).
В8. Выпишите словосочетание (предложение 3), построенное на основе примыкания.
В9. Среди предложений 5−10 найдите сложноподчиненные с придаточными определительными. Укажите их номера.
II вариант
В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
В2. Из предложений 4−5 выпишите обособленное обстоятельство.
В3. Среди предложений 1−3 найдите сложное с односоставной безличной частью. Укажите его номер.
В4. Из предложения 8 выпишите все частицы.
В5. Среди предложений 6−10 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.
В6. Из предложения 1−3 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.
В7. Укажите способ образования слова прибрежный (предложение 8).
В8. Выпишите словосочетание (предложение 1), построенное на основе согласования.
В9.Среди предложений 1−4 найдите сложноподчиненное с придаточным времени. Укажите его номер.
Масленица
1)Масленица. 2)Оттепели всё чаще, снег маслится. 3)С солнечной стороны висят стеклянной бахромой сосульки, плавятся, звякают о ледышки. 4)Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как он мягко режет, словно по толстой коже. 5)Прощай, зима!
6)Это и по галкам видно: они кружат огромными «свадебными» стаями, и цокающий их гомон куда-то манит. 7)Сидишь на скамейке, болтаешь коньком и долго следишь за чёрной их стаей в небе. 8)Куда-то скрылись.
9)И вот проступают звёзды. 10)Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печёным хлебом, вкусным дымком берёзовым, блинами. 11)В субботу, после блинов, едем кататься с гор. 12)Зоологический сад, где устроены наши горы (они деревянные, залитые блестящим льдом), завален голубым снегом, лишь в сугробах расчищены дорожки. 13)Ни птиц, ни зверей не видно. 14)Высоченные горы на прудах. 15)Над свежими тесовыми беседками на горах развеваются пёстрые флаги.
16)Высокие санки с бархатными скамейками мчатся с гор по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них ёлками. 17)Мы взбираемся на верх горы и скатываемся вниз. 18)Мелькают ёлки, стеклянные, разноцветные шары, повешенные на проволоках. 19)Летит снеговая пыль, падает на нас ёлка, саночки вверх полозьями, и мы в сугробе. (По И. Шмелёву.)
Задания
I вариант
В1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
В2. Среди предложений 10-16 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 7—14 найдите предложение с вставной конструкцией. Укажите его номер.
В4. Из предложений 17-19 выпишите причастие.
В5. Среди предложений 9-13 найдите простое безличное. Укажите его номер.
В6. Из предложений 9–15 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В7. Укажите способ образования слова сыроватый (предложение 10).
В8. Выпишите словосочетание (предложение 4), построенное на основе примыкания.
В9. Из предложения 6 выпишите первую грамматическую основу.
II вариант
В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
В2. Среди предложений 16−19 найдите простое предложение с обособленным определением. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 1—6 найдите предложение с обращением. Укажите его номер.
В4. Из предложений 9-15 выпишите отглагольное прилагательное.
В5. Среди предложений 6-10 найдите простое определённо-личное. Укажите его номер.
В6. Из предложений 16 – 19 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В7. Укажите способ образования слова масленица (предложение 1).
В8. Выпишите словосочетание (предложение 18), построенное на основе управления.
В9. Выпишите грамматические основы предложения 4.
Старый тополь
5)Тополь был величественным и огромным, прозванный старообрядцами Святым древом. 6)Гнули его ветры, нещадно секло градом, корёжили зимние вьюги, покрывая коркою льда хрупкие побеги молоди на заматерелых сучьях. 7)И тогда он, весь седой от инея, постукивая ветками, как костями, стоял притихший, насквозь прохватываемый лютым ветром. 8)И редко кто из людей задерживал на нём взгляд, будто его и на земле не было. 9)Разве только вороны, перелетая из деревни в пойму, отдыхали на его двуглавой вершине, чернея комьями.
Задания
I вариант
В1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
В2. Среди предложений 1–5 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 1-7 найдите сложносочиненное. Укажите его номер.
В4. Из предложения 2 выпишите прилагательное.
В5. Из предложения 5 выпишите слово, имеющее два корня.
В6. Из предложений 1 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В7. Укажите способ образования слова житье-бытье (предложение 13).
В8. Выпишите словосочетание (предложение 8), построенное на основе примыкания.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
II вариант
В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
В2. Среди предложений 6–9 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 10–14 найдите сложное с обобщающим словом. Укажите его номер.
В4. Выпишите из предложения 7 действительное причастие.
В5. Из предложения 9 выпишите слово, имеющее два корня.
В6. Из предложений 10–14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В7. Укажите способ образования слова крючковатые (предложение 3).
В8. Выпишите словосочетание (предложение 14), построенное на основе согласования.
В9. Выпишите грамматические основы предложения 13.
Весна в горах
1)Весна в горах порой заставляет долго ждать себя, но когда появляется, то идёт быстро. 2)Внизу, в долинах, уже зеленеют всходы, молодые деревья прочно встают на ноги, и распустившаяся листва начинает отбрасывать тень. 3)Тогда весна сдает свои дела лету, а сама, подобрав ярко-зелёный, цветистый подол, волочащийся по земле, несётся в горы.
4)В горной зоне весна имеет свои законы и свои неповторимые прелести. 5)С утра валит снегопад, после обеда проглянет солнышко, зашевелятся, поплывут, испарятся снега, расцветут цветы-однодневки, а к вечеру земля уже подсохнет. 6)За ночь в реках и ручьях намёрзнет лед. 7)А на другое утро глянешь с вершины – и дух захватывает, до чего чистая и неохватная взором весна стоит в горах. 8)Небо чистое, голубое, ни пятнышка. 9)Земля, как молоденькая девушка в новом наряде, зелёная, умытая росой, и, кажется, застенчиво смеётся. 10)И если крикнешь, то голос твой будет долго слышаться в высотной дали над грядами гор, в чистом воздухе он летит далеко-далеко.
11)Никакие снега, туманы, дожди и ветры не в силах сдержать весну, она, как зелёный пожар, полыхает с горы на гору, с вершины на вершину, всё выше и выше, под самые вечные льды. (По Ч. Айтматову.)
Задания
I вариант
В1. В одном–двух предложениях сформулируйте главную мысль текста.
В2. Среди предложений 1–5 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 3–7 найдите простое с однородными дополнениями. Укажите его номер.
В4. Из предложения 3 выпишите причастие.
В5. Среди предложений 1–3 найдите сложное с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
В7. Укажите способ образования слова намерзнет (предложение 6).
В8. Выпишите словосочетание (предложение 9), построенное на основе примыкания.
В9. Выпишите грамматические основы предложения 7.
II вариант
В1. Как ещё можно было бы озаглавить текст? Запишите 2 своих заголовка к тексту.
В2. Среди предложений 8–11 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Укажите его номер.
В3. Среди предложений 6–10 найдите предложение со сравнительным оборотом. Укажите его номер.
В4. Из предложения 3 выпишите все местоимения.
В5. Среди предложений 4–8 найдите сложное с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
В7. Укажите способ образования слова далеко-далеко (предложение 10).
В8. Выпишите словосочетание (предложение 11), построенное на основе примыкания.
В8. Выпишите грамматические основы предложения 2.
Контрольный итоговый диктант за учебный год
Ласточкино гнездо
Николай Сергеевич и его жена впервые в жизни приехали в Абхазию из Москвы и жили на летней даче художника Андрея Таркилова, который редко бывал здесь.
Под крышами крестьянских домов, мимо которых они проходили к морю, лепились ласточкины гнёзда. Странно, но под крышей дачи не было ни одного гнезда, хотя дом был выстроен более десяти лет назад. Старый сельский учитель так объяснял это:
— Андрей здесь редко бывает, а ласточки вьют гнёзда под крышей человеческого дома, потому что ищут у него защиты.
И вот жена Николая Сергеевича как-то раз сказала, что для неё было бы счастьем проснуться под щебет ласточек. И он вдруг ответил, что это можно устроить: надо попросить у старого учителя разрешения перенести одно ласточкино гнездо из-под крыши его дома к себе. В глазах учителя мелькнул суеверный ужас, но он был очень патриархальным человеком: надо гостю подарить то, что просит.
Сторож, охранявший магазин, заметил Николая Сергеевича, глубокой ночью идущего куда-то со стремянкой, но вскоре потерял его из виду. Когда Николай Сергеевич снял гнездо, ему показалось, что он не удержит равновесие и грохнется вниз. И каждый раз, представляя своё падение, он мысленно вытягивал руки вверх, чтобы не раздавить ласточек.
Когда он свернул к дому, сторож опять его узнал и заметил также, что теперь этот человек без стремянки что-то прижимает к себе – скорее всего драгоценную вещь. Окликнув его, сторож понял, что человек пошёл быстрей, и уверился, что он преступник.
Николаю Сергеевичу показалось, что он падает, и он вытянул руки вперёд, чтобы не повредить гнездо. Ласточки вылетели из гнезда, а птенцы доползли до травянистого склона канавки. Последним, предсмертным движением Николай Сергеевич откинул руку в сторону ласточкиного гнезда, и она, уже мёртвая, упала на гнездо. (По Ф. Искандеру.)
Дядя Саша
Ехали быстро. Дядя Саша, расстегнув плащ, из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звёздочка, по-прежнему отрешённо продолжал глядеть на бегущую навстречу дорогу. Мимо с глухим рёвом, точно доисторический зверь, пронёсся гигантский грузовик, и в его кузове можно было разглядеть серовато-жёлтую свёклу. Следом промчались близнецы-самосвалы, они тоже везли свёклу: люди спешили управиться с уборкой.
Равнина в этих курских полях начинала мало-помалу холмиться, и отметка высоты, наверное, превышала двести метров. В глубокой древности эту землю не смог одолеть ледник, надвинувшийся с севера; разделившись надвое, он пополз дальше, обходя холмы справа и слева. Значит, не случайно на этих высотах, которые так и не преодолел ледяной панцирь, разгорелась небывалая битва, от которой, как думалось дяде Саше, спасённые народы могли бы начать новое летосчисление. Враги, грозившие России новым оледенением, были остановлены и сброшены с высот. Никогда не забудешь тех дней, ни с чем не спутаешь тех событий.
В августе сорок третьего Саша, тогда молоденький лейтенант-артиллерист, заскочил на полдня в родное село — Прохоровку. С окрестных полей сюда свозили изувеченные танки, оставшиеся после невиданного сражения, и они образовали чудовищное кладбище, среди которого нетрудно было заблудиться. Но и поверженные танки, казалось, по-прежнему, как люди, ненавидят друг друга. Теперь этого танкового кладбища нет: оно распахано и засеяно хлебом, а железный лом войны давно поглотили мартеновские печи. Люди заровняли и сгладили окопы, и только по холмам остались на курской земле бережно охраняемые братские могилы. (По Е. Носову.)
Прогулка
Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной избы и как будто не в палисаднике оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности воду.
Высоченная нетронутая трава буйствовала за самой калиткой. Я сбежал с насыпи влево и пошёл вдоль реки навстречу её течению. Ничего примечательного не было вокруг. Поодаль остановилась машина, и шумная компания, прибывшая в ней, располагалась на отдых, натягивая в виде тента полотняную простыню.
Тропинка обогнула песчаный карьер и вывела меня на просторную луговину, по которой в одиночку и группками росли деревья.
Неподвижный воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Через каких-нибудь полчаса матёрый сосновый лес окружал меня. Вблизи дороги тянулись необыкновенно ухоженные, разметённые тропы. Временами кое-где попадались аккуратно постланные светло-шоколадные коврики кукушкина льна – этого непременного обитателя сосновых лесов.
По стволу осинки с юркостью мышонка шныряла вверх и вниз какая-то птичка.
Попалась болотинка с кофейно-коричневой, но вовсе не мутной водой. Я перебрался через неё, перескочив на скользкое бревно, с бревна – на брошенное кем-то полено. А вот и речонка с такой студёной, несмотря на жаркие дни, водой.
Сторожка, которую мне хотелось разыскать во что бы то ни стало, оказалась бревенчатой избой. Одной стороной она примыкала к лесу, с другой её стороны расстилалась обширная луговина. (По В. Солоухину.)
Тургеневские произведения
Вечерний ветер едва шелестит в густой листве тургеневского дуба, в опустевшем после дневного оживления парке смолкают птичьи голоса. Исподволь надвигающиеся лёгкие тени летней ночи придают призрачность, лёгкую и незаметную, очертаниям деревьев, проглядывающему в промежутках между липами силуэту молчаливого дома…
Так было, вероятно, и много-много лет назад в опустевшей после смерти хозяина усадьбе: ни единого огонька в длинном ряде затворенных окошек, никого на поросших травой аллеях…
Нетрудно себе представить и задумавшегося на скамейке под любимым дубом хозяина, ещё молодого человека, роящиеся у него в голове мечты и планы. Он тогда только приступил к выполнению предназначенного ему судьбой труда, прочно лёгшего в основание отечественного литературного достояния. Миновало столетие, как нет писателя, а всё так же свежи и благоуханны его «Записки охотника», их поэзия и человечность не подвластны времени. А со страниц «Дворянского гнезда», «Отцов и детей», «Накануне», «Первой любви», «Аси», других его романов и повестей возникают пленительные, неувядаемые образы русских девушек, которых мы называем «тургеневскими».
Между тем мы живём в мире, отдалённом неизмеримой пропастью от героинь Тургенева и его времени: сместились представления и оценки, порой нам кажутся мелкими и суетными волновавшие их чувства и надежды, наивными представления. Но несравненная художественная высота тургеневских произведений сделала их бессмертными: его книги будут читать наши далёкие потомки, по ним будут выверяться литературный вкус и достоинства слога и языка произведений наших соотечественников, пока будет жив «наш великий, могучий и свободный русский язык!» (По О. Волкову.)