Самый современный истребитель россии
ТОП 5 самых лучших истребителей России
Советский и российский многоцелевой тяжелый сверхзвуковой истребитель 4 поколения, может эксплуатироваться в любых погодных условиях. Предназначен для установки превосходства в воздухе над противником. Используется для нанесения ракетных и бомбовых ударов по наземным целям. На вооружении находятся, в том числе, и ядерные боеприпасы.
Су-27 не только один из основных истребителей ВВС России, модификации самолета находятся на вооружении армий Китая, Индии, стран СНГ. На его основе произведены учебно-боевые, палубные, многоцелевые истребители, бомбардировщики. На 2019 г. Су-27 занимает 3 место по распространенности среди боевых самолетов во всем мире и 1 место по распространенности среди самолетов производства России. На вооружении находятся максимум 6 ракет «воздух-воздух» с радиолокационным и 2 с тепловым наведением, до 6 ракет ближнего боя.
МиГ-35
МиГ-31
Предназначение самолета – перехват и уничтожение воздушных целей на разной высоте, в любое время суток, в любых погодных условиях, при применении противником ложных тепловых целей и радиолокационных помех.
Группа из 4 единиц МиГ-31 может контролировать значительное по площади пространство.
Истребитель разрабатывали для перехвата авиационных ракет при любых скоростях и высоте, для уничтожения низколетящих спутников и дрейфующих аэростатов, которые с 50-х годов запускали над территорией Советского Союза НАТО. Вооружение: 6-ствольная автоматическая пушка, с комплектом из 260 снарядов, 4 управляемые ракеты большой дальности (120 км).
Сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++. Один из основных самолетов этого типа в ВВС России. Произведен путем модернизации Су-27. Отличия в конструкции с прототипом следующие: усиленный планер, нет тормозного щитка и переднего горизонтального оперения. Вооружение Су-35: авиационная пушка и 150 снарядов, ракет «воздух-воздух» средней дальности – до 14, малой дальности – 6 и большой дальности 4. Есть на вооружении противокорабельные ракеты «воздух-земля», высокоточные и неуправляемые боеприпасы.
Лучший российский истребитель – Су-57
Многофункциональный истребитель 5 поколения, разработан российскими конструкторами как замена тяжелого истребителя Су-27. В 2013-2019 году началось производство серийного самолета. Планируется изготовить 76 единиц для укомплектования 3 авиационных полков.
Информация о Су-57, по большей части, остается секретной, характеристики известны лишь приблизительно. По массе он относится к классу тяжелых истребителей. Характеристики отвечают требованиям 5 поколения, высокая малозаметность (применяется сочетание технологии Стелс средств радиоэлектронной борьбы). Су-57 обладает сверхзвуковой скоростью, может выполнять маневры с большими перегрузками.
На него установлена передовая электроника, управление автоматизировано. Способен управляться в беспилотном режиме, даже находясь далеко от базы, поэтому рассматривается для создания новых моделей, управляемых с помощью искусственного интеллекта.
В армии России находятся на вооружении истребители нескольких моделей. Они отличаются по своим характеристикам, предназначению, установленному вооружению.
Воздушный бой по-русски рассекречен. Су-57 ослепили ПВО Украины
Воздушно-космические силы России применили новейшие истребители для поражения сил ПВО украинских военных, чтобы дать возможность нашей авиации наносить массированные удары по военным объектам и подразделениям ВСУ.
Особенность Су-57 заключается в объединённой информационной сети, которая позволяет повысить боевые возможности самолётов в несколько раз. Ожидается, что истребители пятого поколения подавят или уничтожат все средства противовоздушной обороны украинских вооружённых формирований.
Подобный опыт у нас уже есть
Это повышает централизацию управления, командир может единолично принимать решения, отметил генерал-майор. И одновременно эта же система может использоваться для указания индивидуальной работы каждого самолёта по своей тактической задаче.
У таких приёмов есть свои плюсы и минусы
Есть режим автоматизированного управления и есть режим директорного управления, объяснил эксперт. Так что особенности системы мы уже знаем, чувствуем её плюсы и минусы.
Главный плюс – это одновременность принятия решения, более эффективное применение средств поражения авиационной группировкой, – подчеркнул Владимир Попов. – Понятно, что у каждого пилота могут быть свои мысли, но решение принимает командир, а он, как говорится в армии, всегда прав. К тому же здесь командир может дать указание, не используя голосовую связь, – не голосом по радиокомандным линиям, а по закрытым каналам системы боевого управления.
Представим, что шесть самолётов МиГ-31 летят фронтом, они могут перекрыть почти стокилометровую зону фронтального воздействия на противника. В этой зоне они могут перехватить любые воздушные цели – и высоколетящие, и низколетящие. Это очень эффективный способ применения этих шести самолётов, уверен эксперт.
Аналогично с четырьмя самолётами – в истребительной авиации такая единица называется звеном. Они могут лететь по фронту, или лететь пара за парой, или идти все вместе «четвёркой». Всё зависит от тактических задач и системы противодействия противника. И, конечно, одновременно истребители взаимодействуют со своей системой ПВО, с системой боевого управления в полном фронтовом комплекте, с наземными силами.
Владимир Попов доступно объяснил, как эта система работает:
Предположим, летят три-четыре беспилотника Bayraktar, а под ними – несколько тактических разведывательных БПЛА Pioneer, а ещё и самолёты типа МиГ-29 или два Су-25. И их всех надо успеть остановить. Вот тут автоматическая система сама рассчитает оптимальную последовательность нанесения ударов, а командиру звена подскажет приоритетность целей. Это повышает скорость принятия решений, тем более что командир может дать команду всем пилотам одновременно: «Вася, Петя», или «515-й, тебе левее 20» и так далее.
Без этой системы на все эти манёвры уходит много времени. А тут стрелочка покажет отклонение на определённую цель, командир только доводит самолёт, доворачивает его, обрамляет цель, пускает ракету, и дальше эта высокоинтеллектуальная управляемая ракета идёт сама.
Более того, продолжил эксперт, командир выбирает режим за всё четыре самолёта: один пуск – и со всех самолётов ушли ракеты средней дальности, распределённые по этим нескольким Bayraktar и Pioneer, а потом и по Су-25. Второй залп производится уже по МиГ-29 и даже по наземным целям. Таким образом, эффективность атаки возрастает в разы.
Не стоит забывать, что речь идёт самолётах пятого поколения
Безусловно, есть и отрицательные стороны. Нарушить связь в звене и разорвать взаимодействие противник сможет, если у него есть сильная ПВО и высокоэффективные средства радиоэлектронной борьбы. Помимо этого средствам ПВО проще отследить групповую цель, нежели одиночную.
Но тут надо не забывать о том, что речь идёт о самолётах 5-го поколения, – напомнил Попов. – А у наших ВВС даже самолёты поколения 4++ в ударном варианте имеют возможность эффективно использовать бортовые средства радиоэлектронного противодействия. И кто кого возьмёт – тут ещё бабушка надвое сказала, а мы говорим о Су-57, самолётах 5-го поколения, которые по определению позиционируются как малозаметные.
Су-57 малозаметны и имеют интеллектуальную навигацию: система предугадывает действия противника, просчитывает их. Есть математические модели, которые позволяют определить степени угрозы, степени возможности противодействия тех или иных средств ПВО. По дальности, по азимуту, ракурсу, расположению, даже по косвенным признакам всё это автоматически вычисляется в режиме онлайн, как сегодня говорят.
Кроме того, помогает взаимодействие с наземными силами разведки, которые тоже передают информацию в общий центр боевого управления. Тут же информация в закрытом режиме перебрасывается, выстреливается на группу этих самолётов для принятия решения – и они видят обстановку едва ли не секунда в секунду. Командир ещё не вошёл в зону ПВО сопредельного государства, а уже имеет достоверную информацию, где и что работает против него.
Звено истребителей Су-57. Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press
По словам генерал-майора, у нас и у американцев совершенно разное понимание, что такое самолёты 5-го поколения. Если для американцев главный критерий – это невидимость, то у нас на первое место выходят вопросы манёвренности. Как только по нашей группировке сработает ракета, мы это уже сразу увидим, а математическая модель, которая работает в системе-навигаторе, мгновенно рассчитает траектории этой ракеты.
Таким образом, мы успеем выполнить соответствующий манёвр ухода от ракеты в полуавтоматическом или даже автоматическом режиме управления, одновременно включим систему электронного противодействия.
Так что, – заверил Попов, – с такой группой бороться совсем непросто. Это ещё с одним самолётом можно как-то справиться, в когда они в группе, да ещё друг друга прикрывают, ПВО противника будут ослеплены, и самолёты будут противоположной стороне видны с большими искажениями.
То, что не успеет сделать один самолёт, четыре истребителя сделают легко, констатировал генерал-майор.
Шах и мат авиапрому США: русский истребитель Checkmate пошёл в производство
Истребитель пятого поколения Checkmate («Шах и мат») стал сенсацией авиасалона МАКС-2021 в июле текущего года. Он был показан широкой публике совершенно внезапно: никаких утечек о разработке этой машины ранее в СМИ не попадало. И вот – от первых фото до запуска серийной сборки прошло всего четыре месяца, абсолютный рекорд России!
Первые сведения об уникальном самолёте появились в открытых источниках буквально за пару дней до презентации, когда «добрые люди» сфотографировали полноразмерный макет истребителя – вначале прикрытый тканью, а затем уже и установленный в павильоне.
А теперь стартовало реальное производство этих истребителей. Сборку самолётов начали специалисты авиазавода имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.
Универсальный солдат
Презентация новой машины прошла с шиком, на высшем уровне, благодаря чему Checkmate в значительной степени затмил других участников выставки – в том числе и готовый к производству гражданский лайнер МС-21, и беспилотные вертолёты, многие другие интересные изделия авиапрома. Новинку кинулась обсуждать не только русская и американская пресса (что было совершенно естественно), но и китайские, индийские, вьетнамские издания.
Истребитель поразил публику не только продвинутым дизайном, но и заявленными характеристиками.
Новый истребитель пятого поколения Checkmate. Фото: Госкорпорация «Ростех»
Во-первых, производители – компания «Сухой» и Госкорпорация «Ростех» – сообщили, что Checkmate будет самолётом с открытой архитектурой, то есть это лишь платформа, на которую можно устанавливать электронику и системы вооружения от различных производителей и разных стандартов. Благодаря этому машина должна стать «универсальным солдатом» воздушной войны будущего. В варианте истребителя Checkmate будет вести борьбу за захват воздушного господства, а сменив оборудование – выполнять ударные миссии против наземных и надводных целей противника.
А с учётом того, что экспорт последнего запрещён, следует и в-третьих: конкурентов на международном рынке у русского «шахматиста» просто нет. Кстати, о рынке стоит поговорить подробнее.
Инициативный истребитель
Русская машина была разработана не по заказу Минобороны, а в инициативном порядке. Это очень важная деталь. Во-первых, она означает, что разработчики использовали не бюджетные, а корпоративные деньги. Можно сказать, создавали самолёт «на свои», насколько это определение применимо к госкорпорации. Кроме того, разработчики отталкивались не от запросов военных, а от актуальных требований рынка.
Идея родилась от экономики. На наш взгляд, на рынке сейчас очень много однодвигательных самолётов. Но нет однодвигательного самолёта пятого поколения по приемлемой, экономически обоснованной цене, которая была бы под силу большинству заказчиков военных многофункциональных самолётов,
– пояснял историю происхождения истребителя гендиректор Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.
В результате у разработчиков получился истребитель, который имеет всё то, за что на международном рынке готовы платить деньги.
Очевидно, что ещё одной точкой опоры Checkmate является огромный научно-технический задел, наработанный при создании Су-57. Самолёты не просто похожи внешне: Checkmate, по сути, является однодвигательным вариантом «пятьдесят седьмого», максимально адаптированного под требования иностранных заказчиков. Программа разработки перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), впоследствии ставшего Су-57, велась при активном участии Индии. По данным открытых источников, с 2007 года Нью-Дели вложил в программу 6 млрд долларов, покрыв 35% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и испытания.
Однако в 2018-м Индия вышла из проекта, предпочтя закупить французские истребители Rafale. Сделка эта имела некоторые признаки масштабного коррупционного преступления (по крайней мере, в этом убеждены часть индийских политиков) и достойна отдельного материала; здесь же отметим, что французская самолётостроительная компания Dassault Aviation продаёт индийцам истребители по совершенно космическому ценнику: 208 млн евро за штуку. В результате отпущенных на довооружение индийских ВВС 7,5 млрд евро (60 000 крор рупий; в кроре – 10 млн рупий) хватает на закупку не сотни истребителей, а всего 36.
В 2019 году индийским пилотам пришлось воевать с пакистанскими F-16 и JF-17 на морально устаревших, хотя и модернизированных МиГ-21. Получив не самые приятные впечатления от недельного конфликта, руководство ВВС потребовало срочно докупить 12 истребителей Су-30МКИ и 21 МиГ-29.
Один двигатель хорошо, а два много
С конца 60-х годов прошлого века военные по обе стороны океана стали приходить к пониманию того, что авиапарки ВВС должны включать как одно-, так и двухдвигательные машины. Последние имеют большую дальность полёта и полезную нагрузку, обладают большей живучестью. Однако однодвигательные истребители совершенно необходимы для выполнения множества рутинных задач на ограниченном театре военных действий, для которых использование двухдвигательных машин избыточно.
Классическими примерами таких взаимодополняющих пар стали американские однодвигательный F-16 и двухдвигательный F-15, а также F-35 и F-22. К сверхуспешным однодвигательным истребителям относятся шведский Saab JAS 39 Gripen, советский МиГ-21 и его многочисленные китайские клоны.
СССР свернул с пути создания смешанного парка одно- и двухдвигательных истребителей в конце 1970-х, когда ОКБ Микояна создало по программе лёгкого перспективного фронтового истребителя (ЛПФИ) двухдвигательный МиГ-29. Машина получилась очень тяговооружённой, а потому невероятно манёвренной. Советский Союз денег на оборону не жалел, а временами и не считал, так что эксплуатационные расходы никого не смущали. И даже нельзя сказать, что 29-е не вписались в рынок: в разное время их приобретали Индия, Египет, Малайзия и Мьянма, Эритрея и даже Перу. Однако время идёт, и привлекательность этих самолётов постепенно падает.
Увы, на исходе этой технологической революции оказалось, что у России просто физически нет лёгкого однодвигательного истребителя. Последним успешным представителем этого класса был МиГ-21, а вот уже МиГ-23 не был ни простым, ни лёгким, и к настоящему времени превратился в реликт холодной войны, состоящий на вооружении разве что ВВС Казахстана, Индии и Шри-Ланки.
Взорвать рынок
Истребитель Checkmate. Фото: PJSC UAC / globallookpress
Почему же у такой выдающейся по заявленным характеристикам машины столь невысокая цена? По всей видимости, дело в том, что Checkmate создавался на базе Су-57, а как известно, расходы на НИОКР составляют очень существенную долю в стоимости каждого нового истребителя. При продаже готовых машин производитель должен не только отбить расходы на себестоимость и получить прибыль, но и вернуть средства, потраченные за 10–15 лет работы квалифицированных коллективов, десятки опытов, постройку экспериментальных образцов и исследований, заказанных у смежников.
Ещё один фактор, существенно снизивший стоимость машины, – то, что Checkmate создавался с помощью суперкомпьютера. Такой подход не только ускорил разработку, но и позволил отказаться от множества дорогостоящих натурных испытаний. Однако никакое моделирование было бы невозможно, если бы у разработчиков не было обширных баз данных, полученных по ранее проведённым исследованиям. И вот наработку этих данных как раз и обеспечила программа создания Су-57.
Что с того?
А дальше – проблемы.
Давайте не будем врать сами себе: насколько сильны русские технические разработки, настолько же слабой чертой нашего военно-промышленного комплекса являются сроки внедрения разработанных изделий.
Фрегаты в России строятся столько же, сколько китайские авианосцы.
Беспилотники по десять лет не выходят из стадии летающих прототипов и предсерийных образцов.
Даже производство современной бронетехники постоянно пробуксовывает.
Если «Ростеху» и «Сухому» удастся выдержать заявленные сроки и в течение пяти лет начать серийное производство Checkmate, это свершение будет не менее, а скорее даже более существенным, чем разработка самого самолёта.
Прекращение дурной традиции военного долгостроя и многолетних проволочек – абсолютно необходимое условие для успешности в современных условиях и для армии, и для ВПК.
Новые военные самолеты России – что имеем и чего ждать от ВПК?
На данный момент ВВС России имеют на вооружении боевые самолеты так называемого 4++ поколения, те самые Су-35. Это продукт глубокой модернизации имеющихся еще с 80ых Су-27, Миг-29, в скором времени планируется начать схожую модернизацию Ту-160. 4++ означает максимально близко к пятому поколению, в целом современная «сушка» отличается от ПАК ФА отсутствием «стелса» и АФАР. Тем не менее возможности для модернизации этой конструкции в принципе исчерпаны, поэтому вопрос создания нового поколения истребителей стоит уже давно.
Пятое поколение
Разработка нового поколения началась в СССР и США почти одновременно, еще в 80ых, а в Штатах в 90ых уже выбрали прототип. Из за известных на весь мир событий Советская программа оказалась в стагнации на долгие годы, этим обусловлено отставание в наши дни. Как известно истребитель 5 поколения Ф-22 «Раптор» и Ф-35 «Лайтнинг» уже стоят на вооружении у США и ряда других стран. Что примечательно «Рапторы» пока что не поставляют даже союзникам, обладая заметными преимуществами перед «Лайтнгами», экслюзивное наличие «Рапторов» в армии США делает их ВВС самыми продвинутыми в мире.
Наш ответ «Рапторам» все еще готовится, сроки неоднократно переносились, с 2016 на 2017-2018, теперь это 2020 год, но эксперты говорят что возможен еще один перенос, хотя и отмечают что новый российский истребитель с каждым днем все больше обретает форму продукта готового к серийному производству.
Су-47 «Беркут»
В России у пятого поколения достаточно многострадальная история. Как известно ПАК ФА, он же Т-50, а с совсем недавних пор Су-57, не первая попытка получить на вооружение сверхсовременный многоцелевой истребитель. Одной из таких попыток был Су-47, он же «Беркут». Испытание нового самолета с обратной стреловидностью крыла прошло еще в 90ых. Машина очень запоминающаяся и долгое время была на виду и на слуху. «Обратные» крылья отчасти сыграли с ним злую шутку. Подобная конструкция выводила самолет на новый уровень маневренности, однако для решения всех проблем подобной конструкции сил так и не нашлось, ни в России, ни в Штатах, где в 80ые годы был проект Х-29, истребителя со схожей стреловидностью крыла. Так же данный прототип не отвечал всем требованиям пятого поколения, например сверхзвук он мог преодолевать только на форсаже.
Был построен всего один истребитель и сейчас он используется только как опытный образец. Возможно Су-47 станет последней попыткой создать летательный аппарат с обратной стреловидностью крыла.
Су-57 (ПАК ФА)
ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации) — новый российский самолет. Стал первой удачной попыткой воплотить в жизнь пятое поколение летательных аппаратов. На данный момент в общем доступе достаточно мало информации о его характеристиках. Из очевидного он обладает всеми характеристиками пятого поколения, а именно сверхзвуковой крейсерской скоростью, «стелс» технологиями, активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и так далее. Внешне он похож на Ф-22 «Раптор». И сейчас все кому не лень уже начинают сопоставлять эти машины, не мудрено, ведь Су-57 станет главным «протагонистом» в борьбе с «Рапторами» и «Лайтнингами». Стоит отметить что в новых реалиях особое место будет занимать и усовершенствование ракет, как уже было сказано, вступление в бой происходит на гигантских расстояниях, поэтому то на сколько истребитель будет маневренным и как хорошо он себя чувствует в ближнем бою, это дело десятое.
В разработке
Еще один переход в «пятерку» запланирован и для другого 4++ самолета — Миг-35. Уже были показаны наброски «лица» будущего перехватчика, но пока не ясно будет ли в нем нужда или же с его функциями будет справляться Су-57. Мало того, что бы лёгкий истребитель соответствовал всем требованиям нового поколения нужно разработать принципиально новый двигатель и решить проблему с установкой «стелс». Которая невозможна для машин подобного класса в современных реалиях. Как и говорилось ранее, пятое поколение предполагает многофункциональность, которой по идее должен обладать Су-57, поэтому какие задачи будут возлагаться на Миг до сих пор не ясно.
Еще одной перспективной машиной для сил авиации РФ является ПАК ДА, разрабатываемый в стенах конструкторского бюро «Туполев». Из аббревиатуры понятно что речь идет о дальней авиации. По плану в 2025 — первый полет, но учитывая тягу к переносу сроков выпуска чего угодно, сразу можно накинуть пару тройку, а то и пяток лет. Поэтому скорее всего мы не скоро увидим как новый «туполев» взлетает в небо, очевидно дальняя авиация будет обходиться Ту-160 и в ближайшем будущем его модификацией.
Шестое поколение
От шестого поколения стоит ожидать что увеличатся все стандартные характеристики. Скорость, маневренность. Скорее всего уменьшится вес, благодаря новым материалам будущего, электроника выйдет на новый уровень. В ближайшие десятилетия возможно стоит ожидать прорывов в создании квантовых компьютеров, это позволит перейти на невиданный уровень скорости вычислений, что в свою очередь позволит серьезно модернизировать современный ИИ самолета, который в будущем возможно по праву будет носить имя «второй пилот». Предположительно произойдет полный отказ от вертикального оперения, которое абсолютно бесполезно уже в современных реалиях, так как истребители работают в основном на предельном и запредельном углах атаки. Отсюда могут вытекать интересные формы планера, возможно снова попытка изменить стреловидность крыла.
Самый главный вопрос который будут решать конструкторы будущего — а нужен ли вообще пилот? То есть будет ли истребитель управляться ИИ или пилотом, а если пилотом то будет ли пилот управлять самолетом дистанционно или же всё же по старинке из кабины. Вообразите самолет без пилота. Это огромное «облегчение» для машины, ведь помимо веса самого пилота и его экипировки, приличную нагрузку создаёт кресло пилота, которое должно спасать жизнь, что делает его сложно машиной, напичканной электроникой и механизмами для катапультации пилота. Не говоря уже об изменении дизайна планера, в котором не надо выделять огромное пространство для человека и ломать голову над эргономичным дизайном кабины для облегчения управления машиной в воздухе. Отсутствие пилота ведет к тому что больше не надо заботиться о перегрузках, а значит машину можно будет разгонять до любой скорости которую потянет конструкция, то же самое и о маневрах в небе. Так же это позволит облегчить курс подготовки пилотов. И речь идет не только о снижении требований к здоровью пилота. Сейчас пилот это самое ценное что есть в истребители. На подготовку тратится колоссальное количеств времени и ресурсов, потеря пилота невосполнима. Если же пилот будет управлять истребителем из комфортного кресла глубоко в бункере на военной базе, то это изменит облик войны не меньше чем «пересадка» с лошадей на танки и БМП.
Перспектива полного отказа от пилота все же выглядит как задача для более далекого будущего. О последствиях использования ИИ предупреждают ученые и сама философско-этическая составляющая замены человека роботом в войне все еще изучается. Вычислительных мощностей для создания полноценной замены пилоту все же пока мы не имеем, но в ближайшие десятилетия возможна технологическая революция в этой области. С другой стороны чутье и воинская смекалка пилота не смогут быть воссозданы нулями и единицами. Пока все это гипотезы, поэтому облик современной авиации и военно-воздушных сил ближайшего будущего все же будет иметь человеческое лицо.
ТОП 5 самых лучших истребителей России
Советский и российский многоцелевой тяжелый сверхзвуковой истребитель 4 поколения, может эксплуатироваться в любых погодных условиях. Предназначен для установки превосходства в воздухе над противником. Используется для нанесения ракетных и бомбовых ударов по наземным целям. На вооружении находятся, в том числе, и ядерные боеприпасы.
Су-27 не только один из основных истребителей ВВС России, модификации самолета находятся на вооружении армий Китая, Индии, стран СНГ. На его основе произведены учебно-боевые, палубные, многоцелевые истребители, бомбардировщики. На 2019 г. Су-27 занимает 3 место по распространенности среди боевых самолетов во всем мире и 1 место по распространенности среди самолетов производства России. На вооружении находятся максимум 6 ракет «воздух-воздух» с радиолокационным и 2 с тепловым наведением, до 6 ракет ближнего боя.
МиГ-35
МиГ-31
Предназначение самолета – перехват и уничтожение воздушных целей на разной высоте, в любое время суток, в любых погодных условиях, при применении противником ложных тепловых целей и радиолокационных помех.
Группа из 4 единиц МиГ-31 может контролировать значительное по площади пространство.
Истребитель разрабатывали для перехвата авиационных ракет при любых скоростях и высоте, для уничтожения низколетящих спутников и дрейфующих аэростатов, которые с 50-х годов запускали над территорией Советского Союза НАТО. Вооружение: 6-ствольная автоматическая пушка, с комплектом из 260 снарядов, 4 управляемые ракеты большой дальности (120 км).
Сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++. Один из основных самолетов этого типа в ВВС России. Произведен путем модернизации Су-27. Отличия в конструкции с прототипом следующие: усиленный планер, нет тормозного щитка и переднего горизонтального оперения. Вооружение Су-35: авиационная пушка и 150 снарядов, ракет «воздух-воздух» средней дальности – до 14, малой дальности – 6 и большой дальности 4. Есть на вооружении противокорабельные ракеты «воздух-земля», высокоточные и неуправляемые боеприпасы.
Лучший российский истребитель – Су-57
Многофункциональный истребитель 5 поколения, разработан российскими конструкторами как замена тяжелого истребителя Су-27. В 2013-2019 году началось производство серийного самолета. Планируется изготовить 76 единиц для укомплектования 3 авиационных полков.
Информация о Су-57, по большей части, остается секретной, характеристики известны лишь приблизительно. По массе он относится к классу тяжелых истребителей. Характеристики отвечают требованиям 5 поколения, высокая малозаметность (применяется сочетание технологии Стелс средств радиоэлектронной борьбы). Су-57 обладает сверхзвуковой скоростью, может выполнять маневры с большими перегрузками.
На него установлена передовая электроника, управление автоматизировано. Способен управляться в беспилотном режиме, даже находясь далеко от базы, поэтому рассматривается для создания новых моделей, управляемых с помощью искусственного интеллекта.
В армии России находятся на вооружении истребители нескольких моделей. Они отличаются по своим характеристикам, предназначению, установленному вооружению.