smart примеры целей для жизни
Как ставить цели: постановка SMART целей на год
СМАРТ цели, которых ты достигнешь!
Возможно, вы слышали про систему SMART для постановки целей? Миллионы людей уже идут к мечте, следуя простой и эффективной технике.
СМАРТ цели — один из самых логичных способов составить маршрут, который ведет к успеху. И хотя здесь SMART используется не в значении «умный», расшифровка аббревиатуры очень говорящая: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, and Time-Bound (Конкретный, Измеримый, Достижимый, Значимый и Ограниченный во времени).
Многие люди чувствуют себя так, будто дрейфуют в жизни, где ничего никогда не меняется — что бы ты ни делал. Они много работают, но, в итоге, не достигают намеченного. Просыпаются уставшими, не зная, как это изменить.
Обычно это говорит о том, что мы не знаем, чего на самом деле хотим от жизни, и не ставим перед собой четко сформулированных целей. Это как отправиться в большое путешествие без реального представления о пункте назначения.
Мы уже подводили итоги года и разбирались, как распланировать гармоничную жизнь в новом году. Теперь — время для следующего шага.
Скачай бесплатный чек-лист для SMART-планирования
Чек-лист: SMART-планирование
Постановка целей — мощный процесс для строительства идеального будущего. Точно зная, чего вы хотите достичь, вы будете уверены, на чем сосредоточить свои усилия. Можно сидеть в стороне и смотреть, как день за днем проходит ваша жизнь, а можете создавать реальность, о которой мечтаете, своими руками.
Как ставить SMART-цели правильно + примеры СМАРТ целей
SMART-планирование помогает ориентироваться в процессе постановки целей. Идея в том, что цель легче достичь, если тщательно подойти к ее оформлению.
Пол Дж. Мейер, бизнесмен, автор и основатель проекта самосовершенствования Success Motivation International, описывает характеристики целей SMART в своей книге «Attitude Is Everything: If You Want to Succeed Above and Beyond» — как создавать, развивать и достигать целей:
СМАРТ цели должны быть:
1. Конкретными (Specific)
Цель должна быть ясной и конкретной, иначе вы не сможете сосредоточить свои усилия или почувствовать сильную мотивацию для ее достижения. При составлении своей цели постарайтесь ответить на вопросы:
Например, вы хотите начать удаленную работу в интернете в этом году. Конкретной целью может быть: «Я хочу найти новую работу (что) в интернете (где) в этом году (когда), чтобы иметь возможность управлять своим графиком, путешествовать и уйти с работы в офисе (зачем)».
2. Измеримыми (Measurable)
Важно ставить измеримые цели, чтобы вы могли отслеживать свои успехи и оставаться мотивированным.
Какие результаты покажут, что цель достигнута? Как оценить полученный результат?
Нельзя ставить цель с размытыми рамками. «Я хочу стать успешным» — как вы поймете, что цель достигнута? Отследить ее нельзя, увидеть прогресс — тоже, и мотивация постепенно снизится. Подумайте, как вы могли бы измерить успех? Возможно это будет «Иметь 20k подписчиков» или «Сделать 30 проектов до конца года».
3. Достижимыми (Achievable)
Любая цель, которую вы ставите перед собой, должна быть реалистичной. Это не значит, что цели должны быть легкими, но вы должны быть в состоянии достичь того, что вы сами себе наметите.
С одной стороны — достижение вашей цели должно полностью зависеть от вас. Не стоит ставить цель «Получить повышение» — потому что оно зависит не только от вас! Кто знает, что взбредет в голову начальнику? А вот цель «Предложить не менее трех идей для развития рабочего проекта» (чтобы увеличить вероятность повышения) — вполне достижима.
Или цель «Стать всемирно известным актером», если вы ни разу нигде не снимались — тоже маловероятна. Конечно, в мире не без чудес =) Но сегодня мы говорим о целях.
4. Значимыми (Relevant)
Цель должна иметь для вас значение. Она должна быть актуальна именно сейчас. Может быть, вам нравится разведение пчел — почему бы и нет? Но так ли это нужно в данный момент? Сделает ли достижение этой цели вашу жизнь — лучше, а вас самих — счастливее?
5. Ограниченными во времени (Time-Bound)
Важно установить временные рамки для вашей цели, чтобы у вас были сроки, к которым нужно стремиться. Временные рамки дают нам необходимую мотивацию для принятия мер.
Да, можно поставить цель без временных рамок, может быть, эта цель не так обязательна и нужна. Но, говоря о больших и серьезных планах, ограничение и определение времени — очень важно.
Это позволяет расставить приоритеты в жизни и определить, сколько времени уделять достижению цели в соотношении с другими сферами жизни. Старайтесь избегать крайностей — можно поставить цель «Выучить 1000 английских слов за два месяца», но когда заниматься другими делами? Важно сохранять баланс — в прошлой статье есть график Колесо баланса, который поможет поддерживать равновесие в остальных ресурсах.
СМАРТ ЦЕЛИ: ПРИМЕРЫ
Ставьте SMART цели, управляйте своей жизнью и исполняйте самые смелые мечты! Все получится!
твой единственный лимит — это ты.
Постановка SMART-целей: пошаговая инструкция с примерами
Для достижения цели в большинстве случаев требуется правильная постановка задачи. Причем чем значительнее результат, тем важнее корректно сформулировать то, чего требуется достичь или что желательно получить в конечном итоге.
Четкие формулировки задач и критериев их достижения называются SMART-цели. Для этого существуют прописанные алгоритмы решения, называемые методика SMART.
SMART – что это
Само наименование переводится с английского языка на русский, как «умный, сообразительный, интеллектуальный». Кроме этого, оно является аббревиатурой, расшифровка которой означает:
После расшифровки аббревиатуры и краткого пояснения ее смысла следует более подробно рассмотреть составляющие SMART-целей, критерии их корректности.
Критерий 1: S – specify
Правильно поставленный вопрос содержит половину ответа. Точно определенная цель облегчает планирование путей ее достижения.
Задача должна не просто определять исполнение некого желания, но и конкретизировать его параметры, выделить важное, отбросив общие, не являющиеся существенными черты.
На первый взгляд упомянутые уточнения не столь серьезны, как пытаются их представить. Желаемая цель всегда понятна без дополнительных рассуждений. Но это утверждение легко опровергается первой же попыткой более или менее внятно изложить свои пожелания в письменном виде.
Цели и пути их достижения не могут считаться поставленными до тех пор, пока они существуют лишь на словах. Их обязательно надо написать и перечитать. В процессе всплывут незаметные на первый взгляд проблемы, подводные камни. Только после описания их решения, ликвидации противоречий пожелание становится планом. Это непременный принцип SMART.
Задачи должны быть записаны
Как сказал в свое время один популярный миллионер, сделавший состояние буквально из ничего, план является таковым, когда он написан на бумаге, и его может прочесть другой человек. Процесс написания достаточно сложен, для корректного составления понадобится время. Приложенные усилия оправдаются ясностью последующих шагов. Чем более тщательно проработан план, тем проще будет его выполнение.
Первый шаг на предстоящем пути – четко поставленные цели. Это непросто. Здесь уже скрыты возможности первых ошибок.
Примеры постановки SMART-целей – правильные и неправильные – представлены в следующей таблице:
Неправильно | Правильно | Примечание |
Разбогатеть | За 6 месяцев найти и реализовать способ зарабатывать 1 миллион рублей в год | |
Лучше всех во дворе попадать мячом в баскетбольное кольцо | За полгода добиться 9 попаданий из каждых 10 бросков | |
Купить квартиру | Изучить рынок жилья и, исходя из собственного дохода, к зиме взять ипотеку со сроком погашения 15 лет | В зависимости от предложений рассмотреть варианты на 10 и 20 лет |
Выучить иностранный язык | Записаться на курсы и освоить базовый уровень за 3 месяца | |
Похудеть к лету | Уменьшить вес на 5 кг к 1 июня |
Теперь понятно, чем отличаются благие намерения от настоящего плана?
Критерий 2: M – measurable
Следующее требование к плану – возможность измерения. Достигнутые (или недостигнутые) уровни должны сравниваться с неким исходным положением. Для этого они должны быть представлены в числовой или иной доступной для сравнения форме.
Обычно сопоставляются две позиции:
Без конкретного измеримого показателя бессмысленно говорить о результате. Сам процесс становится дорогой в никуда. При отсутствии измерений невозможно не только узнать выполнен план или нет, но и в каком направлении идет реальное движение.
Например, при планировании сбросить вес желательно контролировать промежуточные результаты. Если в какой-то момент весы покажут значение больше исходного, следует пересмотреть режим питания, тренировок или других методов уменьшения массы.
Аналогичный подход применим к изучению иностранных языков – здесь на начальном этапе контролируется количество выученных новых слов.
Собираясь купить квартиру желательно, кроме сроков, обозначить количество комнат, метраж и ориентировочную стоимость.
С учетом введения измерительного критерия (M – measurable) в технологию СМАРТ таблица будет выглядеть так:
Неправильно | Предварительно | С учетом M – measurable | Примечание |
Разбогатеть | За 6 месяцев найти и реализовать способ зарабатывать 1 миллион рублей в год | ||
Лучше всех во дворе попадать мячом в баскетбольное кольцо | За полгода добиться 9 попаданий из каждых 10 бросков | Каждый месяц количество точных бросков увеличивается на 3 | |
Купить квартиру | Изучить рынок жилья и, исходя из собственного дохода, к зиме взять ипотеку со сроком погашения 15 лет | Купить 1-комнатную квартиру стоимостью до 3 миллионов рублей | В зависимости от предложений рассмотреть варианты на 10 и 20 лет |
Выучить иностранный язык | Записаться на курсы и освоить базовый уровень за три месяца | За квартал выучить не менее 500 новых слов | |
Похудеть к лету | Уменьшить вес на 5 кг к 1 июня | Сбрасывать по 0,5 кг в неделю |
Описанные шаги в направлении целей по SMART приведены в качестве примера. Они могут меняться в зависимости от обстоятельств.
Обратите внимание на отсутствие уточнения в строке «Разбогатеть». Оно будет подробнее рассмотрено в следующем разделе.
Критерий 3: A – achievable
SMART-критерий достижимости означает вашу способность реализовать поставленную задачу. За год вчерашний выпускник средней школы не станет доктором наук, а спортсмен-третьеразрядник не победит на Олимпийских играх.
Всякое достижение имеет под собой определенную подготовительную базу. Будущий ученый имеет соответствующий уровень образования знаний и исследовательских навыков, олимпийцами становятся как минимум мастера спорта.
С учетом сказанного, задача заработать за год 1 миллион рублей требует выяснения базового уровня. Достижение SMART-цели возможно несколькими путями:
Предприниматель должен как минимум обладать навыками продаж и иметь наработанную клиентскую базу. Наемному работнику необходимы достаточная квалификация и успешный опыт работы в должности менеджера по продажам. Для организации пассивного (не требующего трудозатрат) дохода нужны навыки инвестора.
Без необходимой базы поставленная SMART-цель не может быть достигнута. Возможности выиграть в лотерею или найти искомую сумму на дороге не рассматриваются.
Обычно реальная цель – увеличить имеющийся показатель на 10–20, максимум 50 процентов. Для удвоения требуется удача и неосвоенная рыночная ниша.
Корректируем SMART-цель в строке «Разбогатеть»: за год увеличить сегодняшний доход на 20 %.
Критерий 4: R – relevant
Поставленная задача не должна противоречить основным целям, стоящим перед вами или вашим бизнесом. Если вы хотите завладеть долей рынка фруктов, не стоит тратить силы на продажи теннисных ракеток. Исключение – теннис является хобби руководителя крупного потребителя вашей продукции, и новое направление поможет склонить его на свою сторону.
Собирая деньги на первый взнос за покупаемую в кредит квартиру, будет неразумно планировать в ближайшем будущем приобретение дорогого автомобиля. Если машина действительно необходима, рассмотрите более экономный вариант.
Перефразируя слова одного из вождей мирового пролетариата, решение текущих задач не должно отвлекать от главной цели.
Критерий 5: T – time bound
Ставя перед собой достаточно сложные SMART-цели, необходимо обозначать срок, к которому они должны быть выполнены. В противном случае появятся неотложные мелочи, мешающие основному делу. В результате главную цель поглотит текучка.
Вспомните или перечитайте завершающую фразу из предыдущего раздела. Поставьте себе конечный срок SMART-цели и стремитесь к его соблюдению.
Техника постановки SMART-целей
После рассмотрения принципов формулирования SMART-задачи переходим к практическому руководству по их постановке – СМАРТ-технологии:
Все мысли, цели, обоснования, анализ, выводы должны быть записаны. В научных кругах есть принцип – не зафиксировано, значит, не наблюдалось. В нашем случае – незаписанная цель не считается поставленной.
Примеры целеполагания по SMART
В качестве примера модели SMART-цели будет рассмотрена задача – похудеть к лету:
Примечание. Если процесс пойдет успешно, допускается скорректировать график и выполнить план раньше срока. А для непредвиденного случая есть 5 дней резерва.
Методика составления SMART требует всестороннего изучения поставленной цели. В процессе подготовки СМАРТ-плана необходимо затратить время на SMART-анализ достижимости показателей и расчет ресурсов. При изменении обстоятельств потребуется дополнительное управление – SMART-менеджмент – для корректировки сроков и окончательных результатов.
Напишите в комментариях о своем отношении к СМАРТ-технологии, имеющемся опыте, замеченных неточностях.
Цели по SMART: примеры и антипримеры, чек-лист для постановки
Компания развивается и растёт, если ставит правильные цели и вовремя их достигает. Как поставить цель, которая будет конкретна, измерима и сфокусирует компанию на определенных задачах? Один из наиболее эффективных подходов в постановке целей — метод SMART. В статье разберем, что такое SMART-цели и как с их помощью улучшать показатели в бизнесе.
Что такое SMART-цели
SMART — метод постановки целей. Фреймворк SMART позволяет на этапе целеполагания сформулировать конкретную и измеримую цель, определить сроки и необходимые ресурсы для её достижения.
SMART-цели — реалистичные и конкретные цели с дедлайном. Пример личной цели по SMART — повысить свой уровень английского языка до C1 к ноябрю.
Критерии SMART
SMART-цель должна быть:
Давайте рассмотрим каждый критерий SMART более детально.
Спасибо! Мы уже отправили всё на почту
Specific: Конкретная цель
Specific: цель по SMART— конкретна и однозначна, её нельзя интерпретировать по-разному. Цель должна фокусировать и задавать направление работы. Если цель сформулирована не конкретно, вероятность, что при выполнении задач, все побегут в разные стороны, увеличивается в разы. SMART-цель одинаково понимается и трактуется сотрудниками компании.
Не конкретно | Конкретно |
Зарабатывать больше | Повысить продажи |
Что нужно помнить:
Приоритеты компании на ближайший год — выйти на зарубежный рынок и повысить узнаваемость бренда. SMART-цель для первого направления — открыть 30 новых точек продаж в Турции, для второго — увеличить охваты в социальных сетях до 100 000 просмотров в месяц за счет рекламных интеграций с блогерами.
Вопросы для постановки конкретной SMART-цели:
Measurable: Измеримая цель
Measurable: SMART-цель измеряется в количественных показателях, по которым мы определяем, насколько компания приблизилась к результату. Если цель не выражена в количественном показателе, определить, на каком этапе весь процесс по достижению результата, будет невозможно. У SMART-целей есть конкретные критерии оценки.
Цель компании — увеличение продаж. Если продажи вырастут на 1%, будет ли топ-менеджмент доволен результатом?
Не измеримо | Измеримо |
Повысить продажи | Повысить продажи на 30% |
Что нужно помнить:
SMART-цель измеряется в количественных показателях — увеличить трафик на сайт на 10%, открыть 2 новые точки продаж, увеличить количество новых пользователей до 100 000 в день.
Вопросы для постановки измеримой SMART-цели:
Achievable or Attainable: Достижимая цель
Achievable or Attainable означает, что SMART-цель реалистична и достижима. Цели должны открывать новые возможности, а не становиться заоблачными планками. При постановке цели необходимо опираться на прошлый опыт и ресурсы компании: данных о росте за прошлые месяцы, уровне скиллов в команде, объемах будущих инвестиций. Если цель слишком амбициозна, а ресурсов для ее достижения нет, она может демотивировать команду и причинить вред бизнесу.
Не достижимо | Достижимо |
Увеличить продажи на 300% к концу года | Повысить продажи на 30% к концу квартала |
Что нужно помнить:
Вопросы для постановки достижимой SMART-цели:
Формулируя SMART-цель, необходимо соблюдать баланс между нереалистичными ожиданиями и при этом не занижать результат. Цель должна быть одновременно амбициозной и достижимой.
Relevant: Значимая цель
Цель по фреймворку SMART должна соответствовать актуальным тенденциям на рынке и потребностям компании. Значимая цель приближает нас к достижению глобальных стратегических задач.
Одно из направлений стратегии компании — выйти на зарубежный рынок. Цель — «открыть 30 новых точек продаж в России» не вписывается в рамки стратегии компании.
Не значимо | Значимо |
Открыть 30 новых точек продаж в России | Открыть 30 новых точек продаж в Турции |
Что нужно помнить:
Вопросы для постановки значимой SMART-цели:
Когда вы ставите значимые цели, за их достижением следует реальная выгода для компании.
Time bound: Ограниченная во времени цель
Цель по SMART ограничена во времени. Оптимальный срок достижения цели — три месяца, полгода или год. Более длительные сроки могут расфокусировать команду. Если цель выбрана на три года, существует большая вероятность, что часть сотрудников забудет о ней, другая часть уже уволится из компании, а сама цель потеряет актуальность.
Не ограничено во времени | Ограничено во времени |
Увеличить продажи на 30% | Повысить продажи на 30% к 30.09.2021 |
Что нужно помнить:
Вопросы для постановки ограниченной во времени SMART-цели:
Цель с конкретной датой окончания помогает определить ход работы команд и спланировать задачи на установленный период.
Как SMART-цели помогут вашему бизнесу
В теории любые цели помогают развиваться и выходить на новый уровень, но на практике так происходит не всегда. Если цель абстрактна, нереалистична и бессрочна, то непонятно, как действовать дальше и отслеживать прогресс. SMART-подход помогает фокусироваться на конкретных целях, которые приближают к выполнению стратегических планов.
Примеры и антипримеры SMART-целей
На конкретных примерах разберем, как нужно и как не нужно ставить SMART-цели.
Не SMART | Комментарий | SMART |
За три месяца увеличить трафик на сайт. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличить трафик на сайт. Достижима: в прошлом квартале трафик увеличился на 5%. Значима: увеличение трафика повышает количество собранных лидов. Ограничена во времени: три месяца. Что не так? Цель не измерима. Непонятно, насколько должен вырасти показатель. | За три месяца увеличить трафик на сайт на 8%. |
Заработать на 30% больше к концу квартала. | Что хорошо? Цель достижима: за прошлый отчетный период продажи компании увеличились на 25%. Измерима: увеличение дохода на 30%. Значима: цель соответствует стратегии развития — масштабированию. Ограничена во времени: конец квартала. Что не так? | Увеличить продажи на 30% к концу квартала. |
За шесть месяцев увеличить просмотры роликов на YouTube на 75%. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличение просмотров. Измерима: увеличение просмотров на 75%. Значима: увеличение просмотров повысит охваты и приведет новых клиентов. Ограничена во времени: 6 месяцев. Что не так? | За шесть месяцев увеличить просмотры на YouTube на 10%. |
За месяц увеличить регистрации на курс на 20%. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличение регистраций Измерима: увеличение регистраци на 20%. Достижима: прирост регистраций на прошлом курсе был на 10% Ограничена по времени: месяц. Что не так? | Увеличить количество подписок на рассылку на 15% за полгода. |
Увеличение количества активных пользователей приложения на 15%. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличение количества активных пользователей. Измерима: увеличение активных пользователей на 15%. Достижима: В прошлом был стабильный рост на 10%. Значима: от роста активных пользователей зависят будущие продажи. Что не так? | Увеличение количества активных пользователей приложения на 15% за шесть месяцев. |
На что обратить внимание при постановке SMART-целей
От правильной постановки целей зависит будущее развитие компании — как быстро мы вырастем, выйдем на новые рынки и обойдем конкурентов. С первого раза сформулировать идеальные цели невозможно, важно делать работу над ошибками и ставить новые цели с учетом предыдущего опыта компании.
Самые распространенные ошибки при постановки SMART-целей:
Завышенные ожидания
Цель должна соответствовать возможностям компании. Стремиться к улучшению показателей — хорошо, но это не значит, что нужно ставить перед командой невыполнимые цели. Проблема завышенных ожиданий кроется не в формулировке цели, а в том, насколько компания правильно оценивает свои ресурсы. Если у бренда только три швеи, цель — «увеличить прибыль компании до 100 миллионов рублей за год» сильно завышена.
Нерелевантные цели
Цель должна вести компанию вперед и соответствовать стратегии компании. Если основной доход компании от выпуска ежемесячных коллекций, именно в это направление нужно вкладывать основные силы.
Отсутствие гибкости
В процессе достижения цели многое может измениться: непредвиденные обстоятельства, конкуренты запустили новый продукт или случился кризис. Важно вовремя проанализировать ситуацию и подстроиться под изменившиеся обстоятельства. SMART-цель — не заповедь, от неё можно отказаться, если это необходимо.
Отсутствие мотивации
Над достижением целей работают конкретные люди, поэтому важно принимать во внимание человеческий фактор. Чтобы сотрудники достигали результатов, нужны конкретные и выполнимые задачи, а также благоприятная атмосфера внутри компании.
Чек-лист постановки SMART-цели
Составили план по постановке SMART-целей, чтобы процесс целеполагания не превратился в хаос:
Вы изучили отзывы клиентов на разных площадках и обнаружили, что многие не довольны услугами. Оказалось, что сотрудники поддержки долго обрабатывают заявки, некоторые запросы так и остаются нерешенными. Ваши конкуренты решили эту проблему, внедрив чат-бота на сайте.
Цель компании — повысить уровень удовлетворенности клиентов до 70% в текущем году. Вы разбиваете цель на несколько задач: запустить чат-бота, запустить форму оценки операторов, разгрузить команду поддержки и нанять новых сотрудников.
Чтобы запустить чат-бота и форму оценки, необходимо закрепить ответственных сотрудников за эти задачи и определить сроки выполнения. Чтобы нанять новых специалистов — выделить дополнительные средства.
Определите, сколько времени уйдет на запуск чат-бота, форму оценки, найм и обучение новых сотрудников.
Устраивайте встречи по трекингу задач с командой раз в одну или две недели. Отслеживайте и анализируйте результат в специальной таблице по трекингу достижения целей. В библиотеке Carrot quest вы можете скачать универсальный шаблон для трекинга целей и задач и другие практические материалы.
Технология SMART позволяет формулировать конкретные и достижимые цели, которые соответствуют миссии и стратегии компании. Она помогает улучшать показатели в бизнесе, упрощает коммуникации в команде и исключает вариант, когда исполнитель неправильно понял задачу. Используйте SMART-метод, чтобы с большей вероятностью достигать нужных результатов и развивать собственные проекты.
Что еще почитать по теме
SMART — метод, который позволяет на этапе целеполагания сформулировать конкретную и измеримую цель, определить необходимые ресурсы и сроки её достижения.
SMART-цель — реалистичная, конкретная и измеримая цель с дедлайном, которая соответствует стратегии компании.
SMART-цель должна соответствовать 5 критериям:
S — Specific — конкретность;
M — Measurable — измеримость;
A — Achievable — достижимость;
R — Relevant — значимость;
T —Time bound — ограниченность во времени.
Екатерина Дешина
Копирайтер
Александра Каменских
Знакомлю читателей блога Carrot quest с лучшими зарубежными материалами.