Тайвань и китай конфликт кратко и понятно самое важное
Столкновение двух Китаев
Первый тайванский кризис 1954–1955 гг.
Отношения двух Китаев — Китайской республики на Тайване и КНР на материке — всегда отличались остротой и нежеланием обеих сторон идти на уступки. Поражение и вытеснение Гоминьдана на остров больно ударило по США, лишившимся влиятельного союзника на Дальнем Востоке, но всё же принявшим решение защищать Тайвань, который воспринимался как часть защитного барьера против распространения коммунизма в Юго-Восточной Азии. Военные базы в Южной Корее, Японии, Тайване должны были стать передовыми рубежами обороны против СССР и КНР.
В связи с существованием двух Китаев возникали сложности и для других стран, поскольку установить одинаково доверительные отношения и с Пекином, и с Тайбэем было невозможно. Российские историки подчёркивают, что «КНР всегда твёрдо придерживалась принципа «одного Китая». Это означало требование: страна, которая готова установить дипломатические отношения с КНР, должна одновременно разорвать официальные дипломатические отношения с Китайской Республикой на Тайване, признать Тайвань частью материкового Китая и поддерживать восстановление законного места КНР в ООН». Конечно, исследователи правы в том, что «такая позиция ставила страны мира перед жёстким выбором, и большинство пошло на установление дипотношений с Пекином только после 1971 года, когда именно КНР была признана законным представителем Китая и заняла своё место в Совете безопасности ООН, а Тайвань перестал быть членом этой организации».
Борьба за то, кто будет тем единственным Китаем, порой становилась очень горячей, хотя и протекала в годы холодной войны: КНР и Китайская республика постоянно оспаривали контроль над проливом между материком и островом. В 1950-е гг. эти столкновения едва не переросли во что-то более масштабное, чем столкновение двух региональных держав.
Первый кризис в Тайваньском проливе, без сомнения, был связан с только что окончившейся Корейской войной. Военное давление со стороны Тайваня и особенно с контролировавшихся тайваньской армией островов у побережья КНР (Цзиньмэнь, Мацзу, Дачэн) было болезненным для пекинского руководства и сковывало его силы. Поэтому после подписания перемирия в июле 1953 года части НОАК стали перебрасываться с севера страны на юг. Им навстречу были отправлены тайваньские силы: около 50 000 человек оказались на Цзиньмэне (большом и малом), а ещё примерно 15 000 переправили на Мацзу.
Пекин собирался прощупать тайваньскую и американскую оборону. 11 августа 1954 года Чжоу Эньлай во всеуслышание заявил, что КНР должна освободить Тайвань. Во многом как ответ на притязания Пекина, в начале сентября США провели Манильскую конференцию, итогом которой стало создание Организации договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО).
Однако 3 сентября, за несколько дней до подписания договора СЕАТО, армия КНР начала обстрелы Цзиньмэня и прилегающих малых островов, продолжавшиеся с разной интенсивностью восемь месяцев. Во время обстрелов погибли сотни гражданских лиц и трое американских военнослужащих.
В декабре Тайбэй и Вашингтон заключили соглашение об обороне острова Тайвань, но не малых прибрежных островов. В январе 1955 года между ВВС КНР и Китайской республики развернулась борьба в небе над островами, а десант с материка захватил острова Дачэн к северу от Тайваня. Командование в Тайбэе спешно эвакуировало население и войска с этих территорий, которые не могло защитить, а США не желали ввязываться из-за них в большой конфликт. На Цзиньмэнь все это время продолжали сыпаться снаряды.
В апреле 1955 года на конференции в индонезийском Бандунге Чжоу Эньлай открыто заявил, что «китайский народ дружественно настроен по отношению к американскому народу», дав тем самым США возможность приступить к переговорам. Взять острова измором и обстрелом у КНР не вышло, а страх перед ядерным ударом был силён, хотя советское руководство и расценивало (это будет особенно ясно продемонстрировано через несколько лет) любую атаку на КНР как нападение на СССР со всеми вытекающими последствиями. Кризис разрешился восстановлением статус-кво, хотя Тайвань окончательно потерял контроль над островами Дачэн.
Второй тайваньский кризис 1958 года
Второй кризис в проливе случился через несколько лет после первого, причём в этом случае советско-китайские отношения уже были испорчены после ХХ съезда КПСС. Пекинское руководство, в общем, расценило доклад как ревизионизм и отступление от коммунизма. Попытки договориться во время визита Хрущёва в Пекин в конце июля — начале августа 1958 года ни к чему не привели, обозначив всё большее расхождение СССР и КНР не только и не столько в вопросах идеологии, сколько в вопросе о главенстве в мировом коммунистическом движении. Мао Цзэдун и его соратники чувствовали себя довольно уверенно для того, чтобы самим направлять коммунистов других стран — прежде всего, в Юго-Восточной Азии.
В первую очередь, необходимо было разобраться с проблемой присутствия у берегов КНР тайваньских сил на островах Цзиньмэнь и Мацзу. Однако теперь это было непростой задачей. За прошедшие несколько лет США передали своему союзнику массу новинок, перевооружив ВВС Тайваня (F-86 «Сейбр» последних модификаций дали тайванцам преимущество над МиГ-17, которые были у КНР) и поставив Тайбэю дальнобойные артиллерийские орудия и ракеты.
Как указывают историки, 23 августа 1958 года, примерно «через три недели после отъезда Хрущёва из Пекина артиллерия НОАК подвергла обстрелу острова Цзиньмэнь и Мацзу в западной части Тайваньского пролива, находившиеся под контролем тайваньских властей… В пролив был введён военный флот США».
Исследователи подчёркивают, что «несмотря на то, что китайская сторона не только не проконсультировалась с СССР, но и вообще не поставила его в известность о готовящейся акции, Н.С. Хрущёв, исходя из верности союзническому долгу, в письме президенту США Эйзенхауэру предупредил, что военные действия против КНР будут рассматриваться как нападение на Советский Союз. В Пекин был направлен министр иностранных дел СССР А.А. Громыко для того, чтобы попытаться достичь с китайской стороной взаимопонимания по поводу обстановки на Дальнем Востоке и координации действий в отношениях с США. При встрече с ним Мао Цзэдун заявил, что Китай уступать не намерен и будет действовать «острием против острия». А также высказал свой прогноз относительно того, как будут развиваться события в случае нападения США на Китай («Китай заманит противника вглубь своей территории, где он попадёт в тиски»), и дал совет Москве, как действовать СССР в случае войны с США (также заманивать противника)».
Анализ боевых действий показывает, что руководство КНР, судя по всему, вообще не планировало вторжения на острова, поскольку не было уверено в успехе и опасалось ядерного удара (поэтому Мао Цзэдун на каждой встрече давил на Хрущёва, требуя поделиться советскими ядерными разработками для создания китайской бомбы). Основные сражения развернулись не на земле (гарнизон Цзиньмэня находился в подземных укрытиях, равно как и местные жители, а подразделения НОАК не появились), а в воздухе.
В ходе конфликта артиллерия КНР перепахала Цзиньмэнь и прилегающие к нему малые острова, тогда как Мацзу в силу удалённости пострадал намного меньше. Заставить эвакуировать острова у Пекина не получилось, а затянувшийся конфликт и втягивание в него США грозили обернуться конфликтом большим, нежели рассчитывало руководство КНР. Потому уже к началу декабря обстрелы практически прекратились, а Чжоу Эньлай опять призвал сесть за стол переговоров, чтобы в очередной раз подтвердить статус-кво.
Историки указывают, что второй кризис в Тайваньском проливе, вылившийся в воздушные бои и артиллерийские обстрелы прибрежных островов, в итоге позволил Китаю «возобновить переговоры с США на уровне послов в Варшаве, одновременно осложнив подготовку визита советского руководителя в США, который планировался на 1959 год как зримое воплощение разрядки напряжённости».
Почему китайско-тайваньские отношения такие напряженные?
Разногласия по поводу статуса Тайваня усилили напряженность между островом и материком. Конфликт вокруг Тайваня также может стать очагом напряженности в отношениях между США и Китаем.
Рассказываем почему отношения между Китаем и Тайванем так натянуты.
Краткая информация
Введение
Тайвань, официально известный как Китайская Республика (КР), – это остров, отделенный от Китая Тайваньским проливом. С 1949 года страна управляется независимо от материкового Китая, официально – Китайская Народная Республика (КНР). КНР рассматривает остров как сепаратистскую провинцию и обещает в конечном итоге “воссоединить” Тайвань с материком.
На Тайване, где есть собственное демократически избранное правительство и проживает 23 млн человек, политические лидеры имеют разные взгляды на статус острова и отношения с материком.
Напряженность между двумя странами усилилась после того, как Цай Инвэнь была избрана президентом Тайваня в 2016 году. Цай отказалась принять формулу, утвержденную ее предшественником Ма Инцзю для укрепления связей между странами. Тем временем Пекин предпринимает все более агрессивные действия, включая пролеты истребителей вблизи острова.
Некоторые аналитики опасаются, что нападение Китая на Тайвань может побудить Соединенные Штаты начать войну с КНР.
Является ли Тайвань частью Китая?
Пекин утверждает, что существует только “один Китай” и что Тайвань является его частью. КНР считается единственным законным государством китайцев, поэтому она стремится к окончательному “воссоединению” Тайваня с материком.
Пекин утверждает, что Тайвань связан соглашением под названием “Консенсус” от 1992 года между представителями Коммунистической партии Китая (КПК) и правящей в то время на Тайване партии Гоминьдан (Китайская Национальная партия – КНП). Однако обе стороны не согласны с содержанием так называемого Консенсуса, который никогда не был предназначен для решения вопроса о правовом статусе Тайваня. Для КНР, по словам председателя Китая Си Цзиньпина, Консенсус 1992 года отражает соглашение о том, что “обе стороны пролива принадлежат одному Китаю и будут сотрудничать в стремлении к национальному объединению”.
Конституция Тайваня по-прежнему признает Китай, Монголию, Тайвань, Тибет и Южно-Китайское море частью Китайской Республики. КНП не поддерживает независимость Тайваня и последовательно призывает к сближению с Пекином. Однако перед лицом недавних поражений на выборах лидеры Гоминьдана рассматривают возможность изменения позиции партии в отношении Консенсуса 1992 года.
Главная конкурирующая партия КНП, Демократическая прогрессивная партия (ДПП), никогда не одобряла Консенсус 1992 года, а президент Цай, которая также является лидером ДПП, отказалась открыто принять Консенсус. Вместо этого она попыталась найти другой язык, приемлемый для Пекина. В своей инаугурационной речи в 2016 году Цай отметила, что она была “избрана президентом в соответствии с Конституцией Китайской Республики”, которая является документом, гарантирующим единство Китая, и заявила, что будет “защищать суверенитет и территорию Китайской Республики”.
Цай также пообещала “вести межгосударственные дела в соответствии с Конституцией Китайской Республики, законом, регулирующим отношения между народом Тайваня и материком, и другими соответствующими законами”. Пекин, однако, отверг этот язык и разорвал официальные связи с Тайванем.
В своей речи в 2019 году Си Цзиньпин повторил давнее предложение Китая Тайваню: включить его в состав материка по формуле “одна страна – две системы”. Это та же формула, которая была применена к Гонконгу, которому было гарантировано сохранение его политической и экономической системы и предоставлена “высокая степень автономии”. Такая формула глубоко непопулярна среди тайваньской общественност, ссылаясь на недавний отказ Пекина в предоставлении свободы Гонконгу, Цай и даже ДПП отвергли концепцию “одна страна – две системы”.
Является ли Тайвань членом Организации Объединенных Наций?
Нет. Китай отклоняет участие Тайваня в качестве члена в структурах ООН и других международных организациях. Тайбэй регулярно протестует против такого запрета. Соединенные Штаты также настаивают на полноправном участии Тайваня в деятельности подобных организаций.
Во время пандемии COVID-19 Тайбэй критиковал Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) за то, что она уступила требованиям Пекина и продолжала препятствовать участию Тайваня во Всемирной ассамблее здравоохранения в качестве наблюдателя, который был одной из самых эффективных в мире в борьбе с пандемией. Представители стран “Большой семерки” недавно призвали к включению Тайваня в работу форумов ВОЗ.
Однако Тайвань имеет статус члена более чем сорока организаций, большинство из которых являются региональными, например, Азиатский банк развития и Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также Всемирная торговая организация.
Только пятнадцать стран имеют официальные дипломатические отношения с Тайванем. Ни одна страна никогда не поддерживала официальные дипломатические отношения с Китаем и Тайванем одновременно.
Каковы отношения Соединенных Штатов с Тайванем?
Подход США подпадает под политику “одного Китая”. Он основан на нескольких документах, таких как три американо-китайских коммюнике 1972, 1978 и 1982 годов; Закон об отношениях с Тайванем, принятый Конгрессом США в 1979 году; и недавно рассекреченные “Шесть гарантий”, которые президент Рональд Рейган передал Тайваню в 1982 году.
Эти документы свидетельствуют о том, что Соединенные Штаты:
Главной целью США является поддержание мира и стабильности по обе стороны Тайваньского пролива, поэтому они призывают Пекин и Тайбэй сохранять статус-кво. Они говорят, что не поддерживают независимость Тайваня.
Как последние администрации США относились к Тайваню?
Администрация Джо Байдена, похоже, придерживается аналогичного подхода, подтвердив решение администрации Трампа разрешить американским чиновникам более свободно встречаться с тайваньскими чиновниками и направив неофициальную делегацию бывших американских чиновников в Тайбэй. Байден также стал первым президентом США, пригласившим представителей Тайваня на свою президентскую инаугурацию.
Может ли разразиться война из-за Тайваня?
Основное беспокойство аналитиков вызывает то, что растущий военный потенциал и напористость Китая, а также ухудшение отношений между Тайванем и КНР могут спровоцировать конфликт. Такой конфликт может привести к конфронтации между США и Китаем. Это связано с тем, что Пекин не исключил возможности применения силы для “воссоединения” Тайваня, а Соединенные Штаты не исключили возможности защиты Тайваня в случае нападения Китая.
Министерство обороны США заявило в отчете за 2020 год, что вооруженные силы КНР – Народно-освободительная армия Китая (НОАК), “вероятно, готовятся к возможному воссоединению Тайваня с материком с помощью силы”.
Однако эксперты расходятся во мнениях относительно вероятности и сроков китайского вторжения. Главный военачальник США в Индо-Тихоокеанском регионе предупредил, что Китай может попытаться вторгнуться на Тайвань в течение следующего десятилетия, в то время как некоторые эксперты считают, что такое вторжение возможно в более отдаленное время. Другие считают 2049 год критической датой.
Си Цзиньпин подчеркнул, что воссоединение с Тайванем необходимо для достижения того, что он называет “китайской мечтой”, согласно которой статус великой державы будет восстановлен к 2049 году.
Тем не менее, НОАК сделала обеспечение готовности к чрезвычайным ситуациям на Тайване одним из своих приоритетов, а Тайвань стал основным катализатором модернизации китайских вооруженных сил. В “Белой книге по обороне”, опубликованной в 2019 году, НОАК заявила, что она “решительно победит любого, кто попытается отделить Тайвань от Китая”.
Соединенные Штаты пытаются найти тонкий баланс между поддержкой Тайваня и предотвращением войны с Китаем, используя стратегическую двусмысленность. Ссылаясь на растущую агрессивность Китая, некоторые эксперты, такие как Ричард Н. Хаасс и Дэвид Сакс из CFR и несколько членов Конгресса США, утверждают, что Вашингтон должен ясно дать понять, что ответит на любое применение силы Китаем против Тайваня. Другие эксперты не согласны с этой позицией.
Соединенные Штаты призывают Тайвань увеличить расходы на оборону и регулярно посылают корабли через Тайваньский пролив, чтобы продемонстрировать свое военное присутствие в регионе.
Какими способами Китай пытался запугать Тайвань?
Китай использует различные тактики принуждения не в рамках вооруженного конфликта, и после избрания Цай Инвэнь в 2016 году он активизировал эти усилия. Их цель – дезорганизовать Тайвань и заставить жителей острова прийти к выводу, что воссоединение с материком является наилучшим вариантом. С этой целью Китай увеличил частоту и масштабы патрулирования бомбардировщиков, истребителей и самолетов наблюдения НОАК в районе Тайваня и вокруг него.
Он все чаще проводит свои военные корабли и авианосцы через Тайваньский пролив в качестве демонстрации силы.
Тайвань сообщает, что Китай ежедневно совершает тысячи кибератак на правительственные учреждения. В последние годы эти нападения участились. Тайбэй обвинил четыре китайские группы во взломе в 2018 году по меньшей мере десяти тайваньских государственных учреждений и шести тысяч официальных учетных записей электронной почты в попытке получить доступ к правительственным данным и личной информации.
Пекин также использует невоенные средства для оказания давления на Тайвань. В 2016 году КНР приостановила работу междугородней связи Тайваня. Это привело к снижению туризма на Тайвань, при этом число туристов с материка, посещающих Тайвань, снизилось с 4 млн в 2015 году до 2,7 млн в 2019 году.
Китай также оказывает давление на глобальные корпорации, включая авиакомпании и сети отелей, чтобы они признали Тайвань китайской провинцией.
Подорвал ли Пекин демократию на Тайване?
В дополнение к вышеописанной тактике, Китай усилил свое вмешательство в выборы на Тайване. Его методы включают распространение дезинформации в социальных сетях и усиление контроля над тайваньскими СМИ. Например, на выборах 2020 года Китай распространяет дезинформацию, пытаясь навредить Цай Инвэнь и усилить кандидата в президенты от Гоминьдана.
Эти действия являются частью более широкой китайской стратегии использования принуждения для подрыва доверия к политической системе Тайваня и сеяния раскола в тайваньском обществе. Но эксперты считают, что успех ДПП на последних выборах, включая переизбрание Цай в 2020 году, является реакцией на действия Пекина.
Тайваньская демократия относительно молода. Гоминьдан установил военное положение с 1949-1987 гг. В течение этого времени политическое инакомыслие жестоко подавлялось, а тайваньцы, жившие на острове задолго до 1945 года, подвергались дискриминации.
Первые свободные парламентские выборы на Тайване состоялись в 1992 году, а первые президентские выборы – в 1996 году. С тех пор власть несколько раз мирно переходила из рук в руки.
Несмотря на угрозы со стороны Китая, Тайвань пока, похоже, сопротивляется регрессивной тенденции, характерной для демократий всего мира. В 2020 году журнала Economist впервые признал Тайвань “полноценной демократией” и поставил его на 11-е место среди крупнейших демократий, по сравнению с 31-м местом в предыдущем году. Это выше, чем у ближайших соседей из Азии (Япония на 21-м месте, Южная Корея на 23-м), а США заняли 25-е место.
Явка на последних выборах была высокой.
Поддерживают ли тайваньцы независимость?
Большинство тайваньцев выступают за сохранение статус-кво. Согласно опросу, проведенному Национальным университетом Чэнчи, небольшое количество жителей выступает за немедленную независимость. Еще меньше убежденных сторонников воссоединения Тайваня с Китаем.
Подавляющее большинство отвергает модель “одна страна, две системы”, настроение, которое усиливается по мере того, как Пекин нарушает свободы Гонконга.
Согласно опросу 2020 года, более 64% населения острова идентифицируют себя исключительно как тайваньцы. 30% идентифицируют себя как тайваньские китайцы, по сравнению с 40% десятью годами ранее. Только около 3% считают себя китайцами, и эта цифра уменьшилась с 1994 года, когда 26% считали себя китайцами.
Какая экономическая ситуация на Тайване?
Экономика Тайваня по-прежнему зависит от торговли с Китаем – крупнейшим торговым партнером острова. Однако в последние годы их экономические отношения были натянутыми, отчасти из-за давления Пекина на остров и растущей обеспокоенности тайваньских официальных лиц по поводу чрезмерной зависимости от торговли с Китаем.
При президенте Ма Инцзю, правившем с 2008 по 2016 год, Тайвань подписал более двух десятков договоров с КНР, включая Рамочное соглашение о сотрудничестве 2010 года между двумя странами, в котором было решено убрать торговые барьеры. Китай и Тайвань вернулись к прямому морскому, воздушному и почтовому сообщению, которые были запрещены на протяжении десятилетий. Они также согласились разрешить банкам, страховщикам и другим поставщикам финансовых услуг работать на обоих рынках.
Но в 2020 году экспорт Тайваня в Китай достиг рекордного уровня. Пекин оказывает давление на страны, чтобы те не подписывали соглашения о свободной торговле с Тайванем. Несколько стран подписали с островом пакты о свободной торговле; Новая Зеландия и Сингапур – единственные развитые страны, подписавшие такие соглашения.
Пекин также пытается исключить Тайвань из многосторонних торговых блоков, включая Соглашение о всеобъемлющем и прогрессивном транстихоокеанском партнерстве (CPTPP) и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (RCEP). Китай включен в RCEP, но не в CPTPP.
Вредит ли напряжение тайваньским производителям полупроводников?
Тайвань – крупнейший в мире производитель полупроводниковых чипов, и его промышленность процветает, несмотря на напряженные отношения между двумя проливами. Эти чипы используются в большинстве электронных устройств, включая смартфоны, компьютеры, автомобили и даже системы вооружения на основе искусственного интеллекта. В 2020 году на тайваньские компании приходилось более 60% доходов, полученных от производства полупроводников во всем мире.
Во многом это можно отнести к Тайваньской производственной компании по производству полупроводников (TSMC) – крупнейшему в мире производителю микросхем и ведущему поставщику Apple и других компаний США. Это одна из двух компаний в мире (другая – южнокорейская Samsung), обладающих технологическим ноу-хау для создания самых маленьких и самых совершенных микросхем, и на ее долю приходится почти 90% от общего числа этих микросхем.
Некоторые эксперты говорят, что зависимость США от тайваньских производителей микросхем увеличивает стимул США защищать Тайвань от китайской атаки. Понимая, насколько Соединенные Штаты полагаются на одну компанию в производстве микросхем, Байден возглавляет усилия по укреплению американской промышленности. Китай также полагается на тайваньские компании, хотя и не в такой степени, как США.
Пекин пытается возродить свою отрасль, особенно после того, как Вашингтон вынудил TSMC прекратить продажу полупроводниковых чипов китайским компаниям, в том числе Huawei – китайскому телекоммуникационному гиганту, который, по словам Вашингтона, может их использовать для шпионажа.
Дорогие Друзья! Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте, там мы публикуем самые интересные и полезные статьи.
Противостояние Тайваня и Китая
Сегодня поговорим про Тайвань. Если не знаете, Тайвань – это такой остров, куда сбежали китайские «белые» от китайских «красных», когда в 1949 г. в Китае произошла революция. С тех пор Тайвань живет как отдельное государство с демократической формой правления. До 1972 года Тайвань даже представлял Китай в ООН! Потом Запад помирился с Китаем, а установить отношения с КНР можно было, лишь встав на перекрестке двух дорог, сплюнув через плечо и трижды громко произнеся: «Тайвань – неотъемлемая часть Китайской Народной Республики!» Так как Тайвань маленький и на него всем насрать, все страны быстренько именно так и поступили. Забавно, что до сих пор перед каждой важной встречей иностранцы публично признают Тайвань частью Великого и Прекрасного. Вот, к примеру, последнее заявление Захаровой.
А что думал Тайвань? Он все это время заявлял (и заявляет до сих пор), что Китай – единый и неделимый, просто большая его часть оккупирована коммуняками, а единственное законное правительство Китая, естественно, находится на Тайване (его официальное название – «Китайская Республика»). Пекин такое положение дел долгое время вполне устраивало, можно было даже из хохмы спросить: «Ну че, как там, выгнали коммуняк уже?» Тайваньцы на это обижались, но поделать ничего не могли.
Но тут что-то пошло не так.
В 2008, кажется, году президент Тайваня Чэнь Шуйбянь заявил: «Нас достало играть в эту гребаную игру! Никакого «единого Китая» нет, есть КНР, а есть Тайвань – отдельная страна!»
Но тут на Тайване прошли выборы, к власти пришла партия Гоминьдан (та самая, что в 1949 году бежала от коммуняк), и ее подход к внешней политике был такой: «Да ладно вам, Китай единый, коммуняки оккупировали его большую часть, только успокойтесь!» Кстати, президента-бунтаря Чэнь Шуйбяня быстренько упрятали за решетку по обвинениям в коррупции. Пекин вздохнул с облегчением.
Но тут что-то опять пошло не так!
Мир сразу же запасся попкорном и стал ждать дальнейшего развития событий.
Спустя буквально пару недель после прихода к власти Цай Инвэнь прояснила свою позицию: Тайвань теперь будет сближаться с США (сюрприз!) и Японией. Возможно, Тайвань даже вступит в так называемое Транстихоокеанское партнерство, которое в Пекине воспринимают не иначе как «антикитайский блок». Президент даже стала называть американского представителя на Тайване «послом».
Пекин сначала просто оторопел, произнося какие-то непонятные слова о «необходимости признания консенсуса 1992 года» и прочую бюрократическую лабуду, но потом быстро осознал, что так борьбу за сердца не выиграешь, и решил действовать по-простому: в официальных китайских СМИ объяснили, в чем причина «эмоциональной истерики» Цай Инвэнь: у нового президента, которая никогда не была замужем, «просто недотрах»!
«Ей бы замуж выйти да детей рожать, а она тут в политику лезет. Вот и получается такая херня!» – объяснил генерал-майор Народно-освободительной армии КНР в редакторской колонке официальной военной газеты.
Тем не менее волна патриотизма так неслабо накрыла китайского генерала, что он написал еще несколько статей, в одной из которых объяснил, что Цай Инвэнь решила сблизиться с Японией, которая управляла Тайванем как колонией до 1945 года, потому что «любит японские рисовые шарики» (намек понятен?), а ее поведение объяснил тем, что у ее отца было много жен, и «здесь явно что-то фрейдистское».
На самом деле логику китайского генерала можно понять: в таком традиционном обществе как Китай незамужняя женщина, предпочитающая карьеру детям, воспринимается как «неполноценная». Цай Инвэнь в посте на «Фейсбуке» ответила генералу: «В современном обществе то, что дает брак, можно получить и вне брака, не так ли, мон женераль?»
Ну а чтобы окончательно заткнуть зарвавшегося китайского вояку, несколько дней назад Тайвань (случайно) пальнул ракетой со своего эсминца в сторону КНР. Правда, получилось не очень ловко: до Китая ракета не долетела, зато ударила по тайваньской рыбацкой лодке, угробив тайваньского же рыбака.
В самом Великом и Прекрасном тоже поняли, что немного перегнули палку, статью генерала с сайта газеты удалили. А главная китайская газета «Жэньминь жибао» решила взять паузу: «Мы решили удалить статью генерала. Впредь не будем реагировать на слова этой недотраханной истерички, а посмотрим на конкретные дела. В общем, нам нужна пауза, чтобы окончательно все не испортить!»
Что касается жителей Тайваня, то их так просто не проведешь. Китай – крупнейший торговый партнер Тайваня, и на острове люди обычно говорят так: «Нам, если честно, поебать на все эти выходки. Нам не нужны ни отделение, ни воссоединение. Главное – чтобы наш бизнес не трогали!»
Россия в глобальной политике
Посол в отставке, старший научный сотрудник Института международной и публичной политики Уотсона, Университет Брауна.
Тайвань – известная история американского внешнеполитического успеха, срок годности которой, похоже, приближается к концу. Тайваньский вопрос всегда был ключом к войне (даже к ядерной) или миру между Соединёнными Штатами и Китаем. Теперь дверь для мирного исхода может захлопнуться.
Суть тайваньского вопроса в том, какие политические отношения две стороны, разделённые Тайваньским проливом, должны и могут иметь между собой? Этот вопрос – наследие гражданской войны в Китае, холодной войны, сближения между Вашингтоном и Пекином, продиктованным стратегическими соображениями, привычной для США подмены дипломатии военным сдерживанием, а также приверженности Америки внешней политике на основе ценностей при отсутствии какой-либо стратегии. Поскольку ставки для американцев высоки, вопрос о том, как лучше всего сбалансировать отношения между Тайванем и материковым Китаем с его требованиями, влиял на наши суждения и государственное строительство.
Однако история вопроса, по большому счёту, забыта или превратно истолковывается, а дилеммы, которые в ней сокрыты, почти не привлекают внимания. Похоже, что у американцев развился коллективный иммунитет и к ситуационной осведомлённости, и к стратегической логике. США рискуют незаметно для самих себя вступить в войну с КНР, которой не хотят и в которой теперь уже не могут победить. Такая война, вероятно, положила бы конец американскому превосходству в Восточной Азии. Она, конечно, подорвала бы перспективы сотрудничества между великими державами по решению планетарных проблем мирными средствами.
Правовая фикция
Тайвань – остров, площадь которого лишь немного превышает площадь штата Мэриленд, хотя живёт там в четыре раза больше людей. Когда Япония захватила его в 1895 г., он был провинцией Китая в эпоху династии Цин. Китайская Республика Чан Кайши отобрала остров у Японии в 1945 году. Потерпев поражение в гражданской войне 1949 г., Чан убежал в Тайвань и перенёс столицу китайского правительства из Нанкина в Тайбэй.
Когда в 1950 г. разразилась Корейская война, Соединённые Штаты осуществили военную интервенцию, чтобы не позволить Чан Кайши или его коммунистическим противникам в материковом Китае нападать друг на друга, пересекая Тайваньский пролив. Идея была в том, чтобы не допустить выхода конфликта за пределы Корейского полуострова. Американская интервенция помешала немедленному вторжению коммунистов на остров, но не положила конец Китайской гражданской войне, поскольку военно-политическое противостояние длилось ещё очень долго.
В течение двух десятилетий Соединённые Штаты поддерживали Чан Кайши, выступали за смену режима в материковой части Китая и настаивали на том, что не Пекин, а Тайбэй является законной столицей, имеющей право представлять страну на международной арене. То, что это искажённое представление действительности сохранялось так долго, свидетельствует как о престиже США в годы холодной войны, так и об искусстве американских дипломатов. В 1971 г. мир восстал против этого абсурда, преодолев противодействие Америки, не желавшей признавать Пекин, а не Тайбэй представителем Китая в Совете Безопасности ООН и других международных организациях. В 1972 г. президент Никсон попытался сделать Пекин партнёром Америки в сдерживании Советского Союза.
Именно с этой целью в 1979 г. США последовали примеру союзников, перенеся дипломатическое признание с Тайбэя на Пекин. Для осуществления манёвра американцы пошли на условия КНР вывести свои войска и военные объекты с территории Тайваня, а также расторгнуть оборонный договор с этим островом. Однако при неохотном согласии материкового Китая Соединённые Штаты сохранили другие «неформальные» отношения с Тайванем, не предавая их широкой огласке. Одновременно Пекин отказался от своей громко провозглашённой решимости «освободить» Тайвань силой и стал прилагать последовательные усилия, чтобы положить конец разделению Китая мирным путём.
Долгосрочные последствия этих тонких и изящных дипломатических сделок между Китаем и Америкой были поистине удивительными, хотя успех, как всегда, породил новые проблемы. Солидарность Пекина с Вашингтоном помогла последнему низложить советскую империю и систему. Китай открыл себя для Америки и мира. Спустя некоторое время он стал главным локомотивом роста мировой экономики.
Тем временем ослабление напряжённости в американо-китайских отношениях дало возможность Тайваню развиваться политически и экономически, вследствие чего это островное государство стало самым свободным и процветающим китайским обществом за долгую историю нации, а также единственной демократией, когда-либо пускавшей корни на китайской земле.
Этот выдающийся успех был построен на целом ряде дипломатических фикций. Юристы знакомы с понятием «правовая фикция». Когда стороны договариваются, что нечто заведомо неверное с фактической точки зрения следует считать неопровержимой истиной в каких-либо целях, споры по этому поводу недопустимы. Наглядный пример – усыновление или удочерение ребёнка. Закон в данном случае ставится выше биологии, делая приёмных родителей ребенка его законными родителями в правовом отношении. В то же время биологические мать и отец объявляются чужими людьми для этого ребёнка. Так и дипломатическая фикция способна устранить проблему, объявляя неопровержимой истиной нечто, фактически не соответствующее действительности неопровержимой истиной. Такого рода уловки не ограничиваются судами или дипломатией; они могут использоваться и в эмоционально заряженном социальном контексте.
Например, когда корреспондент Time Тедди Уайт, работавший в Чунцине военного времени, наконец-то, получил приглашение на обед от Чжоу Эньлая, о чём давно мечтал, то обнаружил, что Чжоу приготовил банкет с запечённым молочным поросёнком в качестве главного блюда. Будучи ортодоксальным иудеем, Тедди чувствовал, что ему придётся сказать хозяину пира, что по религиозным убеждениям он не употребляет в пищу свинину. В ответ на его извинения Чжоу сказал ему: «Это не свинина, это утка. Ведь вы едите утку, не так ли?». Как только все решили, что поросёнка на столе нет, Уайт смог по достоинству оценить гостеприимство хозяина и насладиться трапезой без угрызений совести.
Поддержка Америкой Чан Кайши в годы холодной войны в качестве законного правителя всего Китая, включая внешнюю Монголию, была чрезвычайно полезной дипломатической фикцией для Соединённых Штатов, когда они пытались изолировать фактических правителей Китая – коммунистов, победивших в гражданской войне, и помочь Чану удержать контроль над Тайванем в качестве бастиона против них. Однако для патриотов в материковом Китае политика Вашингтона была унизительным продолжением иностранного угнетения прошлых лет, когда стремление китайского народа к национальному единству решительно подавлялось. С их точки зрения, часть Китая была насильственно отсечена Седьмым флотом США, включена в американскую сферу влияния и взята под охрану американским воинским гарнизоном. Что ещё хуже – в 1950-е гг. американские официальные лица, например, Джон Фостер Даллес, открыто заигрывали с идеей отделения Тайваня от материкового Китая на постоянной основе. Чан Кайши заблокировал этот политический манёвр и отправил письмо Чжоу Эньлаю, приписав себе заслугу сохранения единого Китая.
Нужен был новый механизм, чтобы не допустить возобновления Китайской гражданской войны. Де-факто Китай был разделён между Тайбэем и Пекином, но обе стороны твёрдо настаивали, что должен и может быть только один Китай, частью которого является Тайвань. В начале 1970-х гг. этот консенсус был переработан американской дипломатией в положение об «одном Китае». Когда президент Никсон посетил Пекин с официальным визитом в 1972 г., он торжественно заявил в письменном виде, что США не «оспаривают» консенсус в этом вопросе, сложившийся по обе стороны Тайваньского пролива.
Пекин принял заявление Никсона как отказ от любых намерений в будущем разделить Китай с помощью таких схем, как «один Китай, один Тайвань», «один Китай, два правительства», «два Китая», «независимый Тайвань», или же путём отстаивания мнения, согласно которому «статус Тайваня ещё только предстоит определить». Спустя почти семь лет, в конце 1978 г., Соединённые Штаты подтвердили приверженность принципу единого Китая, это сопровождалось признанием очевидного факта, что его столица – Пекин, а не Тайбэй. Это позволило заключить соглашение о нормализации отношений между США и Китаем и в то же время сохранять неформальные, но полноценные отношения с Тайванем.
Отказ американцев де-юре от попыток расчленить Китай дал КПК возможность переключить внимание с противодействия американскому вмешательству во внутренние дела Китая к исследованию возможности мирных переговоров с главным противником времён гражданской войны – Китайской националистической партией Чан Кайши (Гоминьдан).
Условие «одного Китая» и единого «китайского» суверенитета, принятое по обе стороны Пролива, сняло безотлагательность решения тайваньского вопроса. Оно позволило Пекину вести себя так, как будто воссоединение Китая неизбежно, а Тайбэю делать вид, будто он либо согласен с этим тезисом, либо его можно будет рано или поздно склонить к воссоединению. Как и ожидалось, Пекин отложил решительные действия, а Тайбэй выиграл нужное ему время.
Тот факт, что Соединённые Штаты официально исключили действия по «расчленению Китая», снизило опасения Пекина, что ему, возможно, придётся воевать, чтобы не допустить подобного. В свою очередь, это уменьшило для США необходимость сдерживания нападения материкового Китая на Тайвань. Несмотря на пару недоразумений, напряжённость в Тайваньском проливе сошла на нет. Дипломатическая фикция «одного Китая», в конце концов, позволила двум сторонам избежать споров о суверенитете и в то же время облегчила торговые отношения, путешествия и другие связи Китая с Тайванем.
В 2005 г., опираясь на прецедент переговоров до бегства Чана в Тайвань, председатели Компартии и Гоминьдана встретились в Пекине. Они согласились с принципом «одного Китая» и договорились о широком круге практических связей между берегами Тайваньского пролива. К 2009 г. авиакомпании двух стран совершали 370 регулярных рейсов в неделю между городами в Тайване и материковым Китаем, хотя всего пятьдесят лет назад в этом же воздушном пространстве между ними шли авиабои. В 2015 г. тогдашний президент Тайваня Ма Инцзю встретился в Сингапуре со своим коллегой из материкового Китая Си Цзиньпином. Печально, что та встреча, похоже, стала кульминацией разрядки между двумя сторонами.
Разрушение фундамента
На протяжении почти пятидесяти лет с тех пор, как администрация Никсона впервые приняла идею «одного Китая», данная концепция была важным фундаментом мира между КНР и Америкой и предпосылкой отсутствия вооружённого конфликта в Тайваньском проливе. Однако этот фундамент постоянно подтачивался и размывался противниками нормализации китайско-американских отношений, приверженцами самоопределения Тайваня, американскими активистами решения проблемы «одного Китая»; чиновниками и бюрократами – сторонниками нечистоплотных и непорядочных договорённостей за спиной у китайцев, антикоммунистами, а в последнее время – теми, кто придерживается теории соперничества великих держав и конфронтации с Китаем. От изначальной конструкции и договорённостей мало что осталось. Трудно понять, как эта гениальная уловка сможет и дальше поддерживать построенные на ней многочисленные полезные сделки и компромиссы.
Существует, по меньшей мере, три причины «усыхания» ключевой договорённости об «одном Китае». Каждая из них понятна, но они опираются на всё более сомнительные предпосылки.
Во-первых, большинство жителей Тайваня не хотят политически ассоциировать себя с коммунистическим режимом по другую сторону пролива и предпочли бы либо длительную автономию, либо полную независимость. Материковый Китай не предлагает им привлекательного представления об общем будущем. Какой бы вдохновляющей ни была поначалу мысль о связи с остальным Китаем, она становится всё более отталкивающей и неприятной по мере того, как материк ускоренно превращается в жестокое, полицейское государство. Подобно митингующим в Гонконге, приверженцы независимости Тайваня воображают, будто сочувствие мирового сообщества и его солидарность с их правым делом гарантирует интервенцию Запада, который поможет им реализовать свою мечту, несмотря на неистовое противодействие материкового Китая. С их стороны это, по меньшей мере, крайне рискованная ставка в затеянной ими азартной игре.
Во-вторых, большинство американцев находят устремления к самоопределению привлекательными и не сознают или не обращают должного внимания на риски, с которыми связана попытка Тайваня обрести независимость. Как явствует из нашей собственной истории и войны за независимость, народы редко добиваются отделения от более крупного государства без упорной борьбы. И очень часто их усилия оказываются бесплодными. Спросите об этом конфедератов американского Юга, басков, чеченцев, представителей народности игбо из непризнанной Республики Биафра, курдов, палестинцев или жителей Тибета.
В стремлении жителей Тайваня к самоопределению нет ничего удивительного: оно вполне естественно. В 1895 г. Китай, как ни в чём не бывало, передал эту провинцию Японской империи. На протяжении пятидесяти лет японцы жестоко обращались с тайваньцами и частично ассимилировали их. Когда Чан Кайши и его двухмиллионный контингент рекрутов и пришлых «варягов» укрылись на Тайване, они стали угнетать жителей острова, подвергнув их процессу китаизации, которая проходила ненамного мягче, чем то, что сегодня испытывают в Синьцзяне угнетаемые уйгуры. Коренные китайцы Тайваня были задействованы в качестве участников американской политики сдерживания Китая и Советского Союза на передовом рубеже, но затем США отреклись от них в дипломатическом отношении.
Жители Тайваня установили у себя в стране власть закона и демократию, в условиях которой они живут сами по себе, хотя и при тихом признании и поддержке американцев. Они знают, что такое контроль со стороны чужестранцев, и у них нет ни малейшего желания снова его испытать. С другой стороны, они могли бы долгие десятилетия осуществлять стратегию сближения с материковым Китаем, который сохранял бы их автономию без военной поддержки со стороны Америки. Но они этого не сделали. Вместо того, чтобы смотреть в лицо неотвратимой реальности своей неразрешимой дилеммы, они рассчитывают на спасение в голливудском стиле военно-морским эквивалентом кавалерии США.
Сепаратисты Тайваня знают, что ни уговорить материковый Китай предоставить им независимость, ни победить в войне за отделение не получится. Поэтому они убедили себя, что могут положиться на Соединённые Штаты, которые вмешаются, чтобы защитить их дерзкий вызов принципу «единого Китая» или помочь легализовать разделение на два государства, которое имеет место де-факто. Эта убеждённость позволяет Тайваню сохранять расходы на оборону на низком уровне и переносить риски провоцирования кровавого рандеву с китайским национализмом на Соединённые Штаты. Однако Китай – великая держава, и в Тайване Пекин будет воевать за то, что весь мир, включая Вашингтон, а не какая-то третья сторона типа Кореи или Вьетнама, формально признает его китайской территорией.
В-третьих, потенциал материкового Китая силой принудить Тайвань к воссоединению всегда была ограничена его собственной военной недееспособностью, убедительными возможностями сдерживания, которыми обладает Америка, а также готовностью Тайваня организовать действенное сопротивление вторжению и оккупации. Однако с 1995 г. всё более решительное самоутверждение лидеров Тайваня, заявляющих о стремлении отделиться от Китая, а также сочувствие к этим устремлениям американских политиков дали старт серьёзной программе модернизации Народно-освободительной армии Китая (НОАК) с прицелом на завоевание острова, несмотря на военное противодействие Америки.
По оценкам некоторых экспертов из армии и разведывательного сообщества США, НОАК могла бы сегодня уничтожить Тайвань и захватить весь остров за три дня. Чтобы отвоевать остров, если это вообще возможно, придётся пожертвовать многими десятками тысяч американских солдат и офицеров. Это также потребовало бы ракетных и бомбовых ударов с воздуха по китайским целям на материке, что оправдало бы контрудары Китая по американским целям. Если Соединённым Штатам удастся отвоевать Тайвань, материковый Китай будет просто выжидать благоприятного момента и укреплять свою военную машину, чтобы предпринять вторую попытку. Как и в случае с Ханоем, Пекин – решительно настроенный противник с националистическими устремлениями, сдерживающий свой пыл и рвение в борьбе за то, чтобы положить конец разделению своей страны, которое американцы негласно поддерживают.
В 1979 г., как отмечалось в Законе об отношениях с Тайванем (ЗОТ), США «прекратили отношения с властями Тайваня на государственном уровне». ЗОТ был принят для того, чтобы американцы поддерживали связи с народом Тайваня, не устанавливая с островом «межправительственных отношений». Но трудно оспаривать тот факт, что во многих аспектах такие отношения сегодня установлены.
Политика, закреплённая в ЗОТ, сводилась к гарантиям того, что будущее Тайваня должно определяться мирным путём. Однако, уклонившись от достигнутого взаимопонимания, которое было ключевым для достижения этой задачи, Соединённые Штаты делают всё для того, чтобы никто в материковом Китае не верил в осуществимость исключительно мирного решения.
В ЗОТ говорится, что США должны предоставлять Тайваню «оружие оборонительного характера». Однако вооружения, продаваемые острову, не проходят через такой фильтр. ЗОТ, принятый как внутренний закон, а не договор между сторонами, призывает сохранять способность сдерживать «обращение к силе или другим формам принуждения», которые «ставят под угрозу безопасность жителей Тайваня». Но у Соединённых Штатов больше нет стопроцентной уверенности в своём огневом превосходстве для защиты Тайваня против применения силы материковым Китаем, и военный баланс всё больше смещается в сторону коммунистического Китая.
Логика эскалации
КНР, Тайвань и США обрекли себя на непрерывную демонстрацию военных возможностей и политической воли.
Ирония в том, что договорённости между Вашингтоном и Пекином, достигнутые в 1979 г. с целью сохранения мира, включая одностороннее принятие Соединёнными Штатами ЗОТ, сработали гораздо лучше, чем могли надеяться их авторы. После переключения тумблера в дипломатических отношениях напряжённость с материковым Китаем уменьшилась, а безопасность Тайваня повысилась. Остров смог покончить с законами военного времени и демократизировать политическую жизнь. Тайвань стал одним из самых процветающих обществ на нашей планете. ВВП на душу населения у них чуть меньше американского, но медианное богатство на 4 тысячи долларов с лишним выше, чем в США – 70 191 доллар против наших 65 904 долларов. Схема единого Китая, позволившая добиться столь выдающихся успехов, не была полностью сломана, но сменявшие друг друга администрации в Тайбэе и Вашингтоне, тем не менее, поправляли её, и сегодня по ней нет консенсуса.
Последовательно отказываясь от своих слов и заверений, Вашингтон создал себе в Китае репутацию вероломного переговорщика, поэтому там никто больше не доверяет американским обещаниям. Формальные возражения, что США, мол, по-прежнему уважают принципы, изложенные в «трёх совместных коммюнике», уже не могут одурачить никого, кроме американцев, страдающих амнезией. Возникающее в результате недоверие не позволяет выйти на новый уровень взаимопонимания по поводу того, как управлять разногласиями по Тайваню. Но без такого взаимопонимания нарастающие противоречия между китайским национализмом и политикой идентичности и самоопределения Тайваня ведут нас к конфликту.
Все три стороны – Пекин, Тайбэй и Вашингтон – приближаются к точке, где избежать очень неприятного выбора не удастся. Сегодня Пекин не видит реальной перспективы разрешения проблемы выстраивания отношений между Тайванем и материковым Китаем мирными средствами без элементов военного принуждения, к которому ему рано или поздно придётся прибегнуть. Военный баланс в Тайваньском проливе всё больше складывается в пользу НОАК, что сдерживает вмешательство со стороны США. Но даже при этом перед китайским политическим руководством стоит непростой выбор между применением силы и отказом от вековой мечты о едином Китае, свободном от иностранных сфер влияния. Принимая решение, Пекин должен будет взвесить риски дорогостоящей войны с Соединёнными Штатами, в которую может втянуться Япония, с возможной эскалацией до обмена ядерными ударами. Положив высокую вероятность такого развития событий на одну чашу весов, Пекин неизбежно положит на другую чашу внутриполитические последствия молчаливого согласия с унижением по стержневому вопросу китайского национализма.
До тех пор, пока жители Тайваня будут верить, что Вашингтон даёт им карт-бланш или чек на предъявителя, который можно заполнить кровью американских солдат, они будут чувствовать себя вправе занимать выжидательную позицию. Устранение двусмысленности в приверженности США идее защиты свободы островитян просто поощрило бы их к ещё большему превышению своих реальных возможностей, чем они это уже делают. Между тем военный баланс в регионе всё больше смещается не в их пользу, какой бы выбор они ни сделали.
Делая ставку исключительно на военное сдерживание без дипломатических усилий для достижения разрядки, сближения и примирения сторон по обе стороны Тайваньского пролива, США делегируют выбор войны и мира Пекину и Тайбэю. Никогда не было полной ясности, блефует ли Вашингтон или он всерьёз намерен вступать в войну с Китаем из-за Тайваня. Оказавшись перед выбором между потенциально губительным противостоянием с КНР и молчаливым наблюдением за тем, как демократический противник авторитарного Китая, теперь уже официально объявленного противником США, становится жертвой агрессии, что предпочтут сделать Соединённые Штаты?
Если заявить об американском намерении воевать, это побудит Тайбэй идти на неоправданный риск. Но заявление США о нежелании воевать поощрит Пекин к авантюрному поведению. Поэтому никаких выгод избавление от нынешней двусмысленности не сулит. Однако, вне всякого сомнения, мы должны управлять тайваньской ситуацией на основе взвешенного суждения о том, на что мы готовы, а на что нет для снижения опасности войны за остров, даже если мы оставим это суждение при себе.
Смещающийся баланс сил, упёртый национализм в Пекине, иллюзии безопасности и защищённости в Тайбэе, странная смесь бравады и беспечности в Вашингтоне – всё это предвестники трагедии. Я не вижу лёгких ответов для участников этой игры на вопрос о том, как остановить их неумолимое приближение к катастрофе. А тех, кто принимает ответственные решения в этой сфере, прошу лишь об одном: прежде чем предлагать какие-то действия, задайте себе вопрос, который дипломатов и профессионалов в военном искусстве учат задавать: «И что тогда?».
Тайвань и Китай Конфликт Кратко и Понятно Самое Важное
Тайвань и китай конфликт кратко и понятно самое важное
Тайваньский кризис 1954-1955 годов (Первый кризис в Тайваньском проливе) – вооружённое столкновение между КНР с одной стороны, и Тайванем и США с другой. В ходе вооружённых столкновений Народно-Освободительная Армия Китая (НОАК) захватила остров Ицзяншань, а армии Тайваня пришлось эвакуироваться с острова Дачэнь.
Тайваньский кризис 1958 года (Второй кризис в Тайваньском проливе) – конфликт между Китайской Народной Республикой с одной стороны и Республикой Китай (Тайвань) и США — с другой. Конфликт произошёл 23 августа 1958 года, когда НОАК обстреляла острова Цзиньмэнь и Мацзу, контролируемые тайваньскими властями.
После победы китайских коммунистов в затяжной гражданской войне и провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 году, гоминьдановское правительство, выдворенное из континентального Китая, вынуждено было перебраться на остров Тайвань.
27 июня 1950 года Гарри Трумэн заявил о вводе 7-го флота США в Тайваньский пролив. Он должен был препятствовать любым попыткам КНР захватить Тайвань и сдерживать Тайвань от военных акций против материкового Китая. Однако тогда позиция США по отношению к Тайваню и КНР была ещё во многом неопределённой – у США ещё теплилась надежда установить хорошие отношения с коммунистическим Китаем, поэтому администрация Трумэна достаточно прохладно относилась к правительству Чан Кайши.
Однако вскоре началась Корейская война, и коммунистический Китай оказал прямую военную поддержку КНДР – противнику США в Корейской войне: 27 ноября 1950 года 200-тысячная армия китайских «добровольцев» пересекла границу с КНДР и приняла участие в боевых действиях против армии США и их союзников. В этих условиях США вынуждены были поменять точку зрения и отдать своё предпочтение Тайваню. Это стало окончательно ясно, когда пост президента США занял Дуайт Эйзенхауэр. 2 февраля он заявил, что «отдал приказ 7-му флоту США впредь не защищать материковый Китай от возможных рейдов гоминьдановских войск». Также американские администрации с 1950 года оказывали всестороннюю помощь правительству Чан Кайши на Тайване: американские специалисты помогали проводить аграрную реформу, реорганизовали армию Республики Китай, США поставляли Тайваню вооружение и оказывали невоенную финансовую помощь в виде грантов и низкопроцентных кредитов. В то время, Тайвань получал помощи больше, чем любой другой союзник США (в пересчете на душу населения). Таким образом, участие КНР в Корейской войне на стороне Северной Кореи, вынудило США поддержать Тайвань, тем самым усугубив Тайваньскую проблему.
Тайваньский кризис 1954-1955 годов
События в Тайваньском проливе вызвали серьёзную озабоченность международного сообщества, так как этот конфликт мог спровоцировать ядерную войну. 5 февраля 1955 года СССР предложил обсудить данную проблему на международном уровне, с привлечением всех заинтересованных государств. Однако Китай заявил, что данная проблема является его сугубо внутренней проблемой и не может обсуждаться на международном уровне.
В этих условиях 13 апреля премьер-министр КНР Чжоу Эньлай заявил, что Китай хочет вернуть Тайвань мирным способом. 23 апреля КНР изъявило желание вести переговоры о прекращении огня, и к 1-му мая боевые действия были прекращены.
Тайваньский кризис 1958 года
США вели свой флот в Тайваньский пролив, тем самым выполняя обязательства американо-тайваньского договора о взаимной обороне 1954 года. Однако они убеждали Чан Кайши отдать прибрежные острова Цзиньмэнь и Мацзу Китаю, на что Чан Кайши категорически не соглашался, так как считал эти острова удобной площадкой для контрнаступления войск Гоминьдана на континент.
Министр иностранных дел СССР Андрей Громыко заявил, что в случае войны СССР не будет поддерживать Китай, так как тот ничего не сообщил Москве о готовящейся акции. И хотя, позже, Хрущёв написал Эйзенхаэру, что нападение США на Китай, будет рассматриваться как нападение на СССР, это произошло в то время, когда конфликт был уже исчерпан. И в Вашингтоне, и в Пекине понимали, что СССР не захочет ввязываться в ядерную войну.
Вообще примечательна позиция Мао Цзедуна по поводу ядерной войны: в одной из бесед с Хрущёвым он предложил начать ядерную войну против капиталистического блока, так как совокупное население коммунистических государств превышает население капиталистических стран. В случае обмена ядерными ударами, коммунистов останется больше, и они будут способны распространить коммунистические идеи по всему миру. «Малые» нации, такие как словаки, поляки, чехи, по его мнению, должны были в случае ядерного конфликта погибнуть ради светлых идей коммунизма. Китай же, по его мнению, мог не бояться ядерной войны, так как был преимущественно аграрной страной и не имел индустриальных урбанизированных центров, как страны Запада. К тому же население Китая гораздо превышало население остальных капиталистических стран.
Несмотря на это, 6 октября министр обороны КНР Пэн Дэхуай предложил США заключить перемирие с Тайванем и пообещал, что Китай прекратит бомбардировки территорий, принадлежащих Тайваню.
Всё это не могло не сказаться на китайско-советских отношениях, которые начали быстро охлаждаться, что вскоре привело к расколу коммунистического блока. И первый, и второй кризисы в Тайваньском проливе поставили мир на грань ядерной войны, и только мудрость Эйзенхауэра и адекватность китайских коммунистов смогли предотвратить такой вариант развития событий.