Технология проведения массовых акций
Методика организации и проведения массового мероприятия
Методика организации и проведения
массового мероприятия.
Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами работы в школьной среде. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.
Открытое массовое мероприятие – это неотъемлемая часть представления опыта и профессионального мастерства педагога в ходе квалификационных испытаний (аттестации), обобщения опыта работы на педагогических мероприятиях, профессиональных семинарах и курсах. Однако организация и проведение открытого мероприятия далеко не простое дело. Успех его зависит от многих факторов, которые необходимо знать, учитывать и соблюдать, например – выбранная форма должна четко соответствовать содержанию мероприятия.
Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным позициям:
1. Устные и наглядные.
2. Монолог и диалог.
3. Рассчитанные на однородную или разновозрастную (разнонациональную и т.д.) аудиторию.
4. Единичные и комплексные.
5. Уникальные и многоповторяемые.
6. Авторские и по готовому сценарию.
7. Проводимые силами педагога и с приглашением других педагогов или специалистов других областей (актеры, журналисты и др.).
Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.
Надо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию:
1. Понимать и четко формулировать педагогическую цель мероприятия (комплексно: обучение, воспитание, развитие).
2. Спланировать этапы мероприятия.
3. Организовать подготовку в соответствии с поставленной целью.
4. Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.
5. Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия.
6. Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением.
7. Предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки».
8. Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников.
9. Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены).
Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.
1. Подготовительный этап
· Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.
· Определение хода и содержания мероприятия.
· Анализ и подбор литературы, приобретение, если необходимо, или поиск в других библиотеках.
· Составление рекомендательного списка.
· Определение методов и приемов.
· Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита.
· Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.
· Проведение бесед, обзоров, лекций по теме.
· Определение участников (актеров, ведущих, судей и т.д.).
· Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
· Приобретение призов, грамот.
· Определение места, времени, даты проведения.
· Согласование с администрацией.
· Решение организационных вопросов.
2. Коррекционный этап
· Организация книжной выставки.
· Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
· Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
· Приглашение зрителей, гостей.
· Оформление кабинета, зала.
· Установка оборудования, технических средств.
· Подведение (оглашение) итога.
· Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).
· Возможное обсуждение коллегами, гостями.
· Описание опыта или разработка методических рекомендаций.
· Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара).
· Обобщение опыта работы в СМИ.
Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:
· Адекватность содержания (соответствие теме).
· Практическая направленность (советы должны быть реальны и выполнимы).
· Ориентация на соответствующую аудиторию (темы, содержание, манеры подачи).
· Доказательность позиции (подтверждение цифрами, фактами, примерами).
· Лаконичность, ясность, доступность, четкость.
· Желательная системность мероприятий (по теме, контингенту).
Успех зависит и от самого ведущего (педагога ).
Слагаемыми успеха являются:
· Умение войти в контакт с участниками.
· Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
· Осведомленность по теме и эрудиция.
· Культура речи и культура поведения.
· Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.
Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия можно считать следующие методы:
· Побуждение (совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой).
· Обращение к личному опыту (обсуждение темы, проблемы, ситуации, статьи, выставки; выполнение задания, социальных ролей; самостоятельная работа с источником или библиотечным аппаратом; тестирование; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта).
· Убеждение (подача значимой и объективной информации).
Существует множество форм работы в ходе мероприятия: практическая, монологическая, диалогическая, наглядная, словесная, объяснительно-иллюстративная, репродуктивная и другие. Главное, надо учесть, что выбранные формы должны соответствовать следующим моментам:
· Воспитательным и образовательным принципам, целям и задачам.
· Возрастным особенностям детей.
· Уровню подготовленности школьников.
· Оснащенности техническими средствами и т.д.
Составление и оформление сценария
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи. При разработке и составлении сценария мы рекомендуем использовать следующуюсхему:
1. Название. Эпиграф.
4. Контингент (кому адресовано).
5. Участники (кто проводит).
7. Оформление и наглядность.
8. Оборудование и технические средства.
9. Дидактический, раздаточный материал.
10. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
11. Ход (структура) мероприятия.
– вступительное слово: раскрытие смысла темы (проблемы); озвучивание цели, условий; представление участников, жюри или гостей.
– определение уровня информированности и актуализация проблемы (темы): мини-опрос участников;
– подача информации и стимулирование познавательной деятельности: рассказ, демонстрация, беседа и т.п.;
– применение участниками теоретических и практических знаний в ходе выполнения заданий ведущего.
• Часть 3. Завершение:
– заключительное слово: обсуждение, рефлексия, вывод, резюме, результат, итоги, награждение.
Требования к оформлению сценария
(для отчета, распространения)
Титульный лист (при необходимости – иллюстрированный), на котором указать: образовательное учреждение, тему или название, эпиграф, Ф.И.О. и должность автора (составителя), год.
· Желателен печатный (возможен дискетный) вариант.
· Пишется на одной стороне листа.
· Указывается список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, город, год, страницы).
· Возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями, т.д.
Анализ массового мероприятия
Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ(или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.
Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) необходимо проводить по следующей схеме:
Цели (образовательная, воспитательная, развивающая).
Системность. Место данного мероприятия в системе занятий воспитательного характера: одноразовое системное; стихийное, плановое; вводное обобщающее, итоговое.
Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители и т.д.).
Кто проводит (педагог, иной специалист).
Форма (викторина, конкурс, игра, беседа и т.д.).
Тип (получение новой информации, обобщение и систематизация, проверка знаний, творческое применение знаний, комбинированный и т.д.).
Методы (способы достижения цели): наглядный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, диалогический, монологический, словесный, показательный, частично-исследовательский, эвристический и т.д.
Качество подготовки и проведения:
· Наличие плана, тезисов, сценария.
· Использование дидактического и раздаточного материала, пособий.
· Эффективное использование библиотечного аппарата.
· Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
· Творческие педагогические находки.
· Владение материалом, методикой проведения мероприятия.
· Профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
· Педагогический такт и коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера.
· Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
· Соответствие содержания, информативности и объема материала образовательно-воспитательной программе, возрасту, уровню подготовленности участников.
Оформление, наглядность: плакаты, таблицы, иллюстрации, рисунки детей, портреты, фотографии, карты.
Оборудование, технические средства: выставка книг или творческих работ, стенд, экран, предметы мебели; аудио, видео, компьютер, проектор, фотоаппарат, микрофон.
Организация усвоения полученной информации: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.
Взаимосвязь цели, содержания, формы, методов, приемов и результата.
Итоги. Достигнут ли результат (цель).
Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Технология массового мероприятия
Подготовка и организация
Якутск,
Республика Саха (Якутия)
Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы в школьной среде. Именно благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.
Открытое массовое мероприятие – это неотъемлемая часть представления опыта и профессионального мастерства педагога-библиотекаря в ходе квалификационных испытаний (аттестации), обобщения опыта работы на педагогических мероприятиях, профессиональных семинарах и курсах. Однако организация и проведение открытого мероприятия далеко не простое дело. Успех его зависит от многих факторов, которые необходимо знать, учитывать и соблюдать, например – выбранная форма должна четко соответствовать содержанию мероприятия.
Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным позициям:
Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.
Надо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию:
Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.
1. Подготовительный этап
2. Коррекционный этап
3. Основной этап
Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:
Успех зависит и от самого ведущего (педагога, библиотекаря). Слагаемыми успеха являются:
Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия можно считать следующие методы:
Существует множество форм работы в ходе мероприятия: практическая, монологическая, диалогическая, наглядная, словесная, объяснительно-иллюстративная, репродуктивная и другие. Главное, надо учесть, что выбранные формы должны соответствовать следующим моментам:
Подготовка вопросов и заданий
Интересные вопросы и интеллектуальные задания имеют большое значение для развития интереса к книге, теме (проблеме), чтению. Правильно подобранные вопросы помогают читателям сконцентрировать внимание на главном, важном, развивают мыслительные способности, повышают активность. Поэтому к выбору типа вопросов надо отнестись серьезно и подойти творчески. А чтобы облегчить поиск, мы предлагаем нижеследующие методические рекомендации.
Вопросы по классификации по программе развивающего обучения системы Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова различаются:
по составу:
по логической структуре:
1) уточняющие (закрытые),
2) восполняющие (открытые);
по ожидаемой форме ответа:
1) общие,
2) риторические,
3) проблемные,
4) остропроблемные;
по уровню учебной деятельности:
по управлению познавательной деятельностью:
1) отдаленно-ориентирующие,
2) определенно-направляющие,
3) наводящие,
4) подсказывающие;
по организации процесса обучения:
1) побудительные,
2) направляющие,
3) тормозящие,
4) обобщающие,
5) наводящие,
6) отправные,
7) подготовительные;
по форме:
1) корректные (правильно поставленные),
2) некорректные (неправильно поставленные);
по характеру:
1) нейтральные,
2) благожелательные,
3) неблагожелательные,
4) враждебные,
5) «острые».
Кроме того, исходя из цели каждого этапа мероприятия, можно использовать вопросы:
Методические принципы задавания вопросов
Вопросы должны быть:
– краткими и точными;
– задаваться в логической последовательности с возрастающей сложностью;
– будить мысль, развивать мышление;
– идти от общего к частному (или наоборот, но не нарушая одного из этих принципов);
– сопровождаться паузой, чтобы все могли собраться с мыслями;
– требовать распространенных ответов.
Задания
При подборе и подготовке заданий педагогу-библиотекарю необходимо учитывать то, что их выполнение должно дополнять имеющиеся у ребят знания, развивать умения и навыки, приобретенные ранее, способствовать активизации творческих и интеллектуальных способностей. Поэтому задача состоит в том, чтобы подобрать задание, соответствующее выбранной форме мероприятия и времени его проведения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников, уровень их подготовленности по теме. В любом случае задания не должны быть трудновыполнимыми (по сложности и времени), некорректными и непонятными.
Задания могут быть познавательными, творческими, интеллектуальными, проектировочными, исследовательскими и иметь различные цели:
Тестовые вопросы и задания могут быть:
Кроссворды могут быть традиционные:
А также с нестандартными заданиями на сообразительность – интеллектуальные.
Игры
Составление и оформление сценария
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи. При разработке и составлении сценария мы рекомендуем использовать следующую схему:
– вступительное слово: раскрытие смысла темы (проблемы); озвучивание цели, условий; представление участников, жюри или гостей.
– определение уровня информированности и актуализация проблемы (темы): мини-опрос участников;
– подача информации и стимулирование познавательной деятельности: рассказ, демонстрация, беседа и т.п.;
– применение участниками теоретических и практических знаний в ходе выполнения заданий ведущего.
• Часть 3. Завершение:
– заключительное слово: обсуждение, рефлексия, вывод, резюме, результат, итоги, награждение.
Требования к оформлению сценария
(для отчета, распространения)
Титульный лист (при необходимости – иллюстрированный), на котором указать: образовательное учреждение, тему или название, эпиграф, Ф.И.О. и должность автора (составителя), год, при необходимости – адрес, телефон, факс.
Анализ массового мероприятия
Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.
Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) мы предлагаем проводить по следующей схеме:
Тема, название.
Цели (образовательная, воспитательная, развивающая).
Системность. Место данного мероприятия в системе занятий воспитательного характера: одноразовое системное; стихийное, плановое; вводное обобщающее, итоговое.
Место проведения.
Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители и т.д.).
Кто проводит (библиотекарь, педагог, иной специалист).
Форма (викторина, конкурс, игра, беседа и т.д.).
Тип (получение новой информации, обобщение и систематизация, проверка знаний, творческое применение знаний, комбинированный и т.д.).
Методы (способы достижения цели): наглядный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, диалогический, монологический, словесный, показательный, частично-исследовательский, эвристический и т.д.
Качество подготовки и проведения:
Оформление, наглядность: плакаты, таблицы, иллюстрации, рисунки детей, портреты, фотографии, табло, карты.
Оборудование, технические средства: выставка книг или творческих работ, стенд, экран, предметы мебели; аудио, видео, компьютер, проектор, фотоаппарат, микрофон.
Организация усвоения полученной информации: работа с книгой, слушание и запоминание с применением технических средств; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.
Взаимосвязь цели, содержания, формы, методов, приемов и результата.
Итоги. Достигнут ли результат (цель).
Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные и неудачные моменты). Цель его – способствовать эффективности последующих мероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в очень сокращенной форме.
Библиография
Воспитание школьников. – 2003. – № 4.
Жирякова А. А. Требования к анализу воспитательного мероприятия / А. А. Жирякова // Спутник классного руководителя. – М., 2003. – С. 190.
Кульбякина Л. Я. Вопросы в методике преподавания математики / Л. Я. Кульбякина // Начальная школа. – 2004. – № 7. – С. 118.
Рудишина Т. Библиотечная режиссура / Т. Рудишина // Библиотека в школе. – 2001. – Спецвыпуск. – С. 5–6.
Другие материалы Т. Седых
и Г. Максимовой в следующих
выпусках «МД»
Технология организации и проведения массовых мероприятий социально-культурной направленности
Подготовка и проведение социально-культурных мероприятий различного рода фестивалей, праздников, смотров и т.п. в масштабе города, региона или страны имеют свои особенности. Связано это как с их масштабами, так и с их многопрофильностью и многоплановостью. При организации такого рода мероприятий требуется координация действий различных служб и учреждений.
Прежде всего, создается оргкомитет по подготовке и проведению мероприятия под председательством представителя соответствующего органа власти. В состав оргкомитета включаются представители других властных структур, отвечающих за различные участки работы в том числе транспорт, торговлю, обеспечение общественного порядка и т.д. Организационный комитет составляет план работы, определяет общий замысел мероприятия. Одной из обязанностей оргкомитета является нахождение источников финансирования мероприятия и утверждение сметы расходов.
На регулярно проводимых заседаниях оргкомитета заслушивается информация о ходе подготовки мероприятия по каждому из направлений, выезды на места, оказание помощи в установлении связи между родственными учреждениями и организациями.
Наряду с головным оргкомитетом могут создаваться региональные оргкомитеты, а также штабы, дирекции, рабочие группы по отдельным направлениям общей программы, имеющие соответствующие планы. В этих планах детально прорабатывается профильная часть программы мероприятия, включая сценарную основу, режиссерско-постановочный план, подбор исполнителей и коллективов, оборудование сценических и игровых площадок и т.д. Работа членов оргкомитета не заканчивается с началом мероприятия. В ходе его проведения члены оргкомитета наблюдают за его ходом и оказывают необходимую помощь. Оргкомитет заканчивает свою деятельность анализом проделанной работы.
Своя специфика есть в организации различного рода конкурсов и смотров. В период подготовительной работы создается организационный комитет, решаются финансовые вопросы, разрабатываются условия конкурса, осуществляется оповещение о нем и предварительный отбор участников. В процессе конкурсной программы важная роль отводиться жюри. Конкурс или смотр заканчивается подведением итогов, включая награждение победителей. Так при подготовке и проведении массового культурно-досугового мероприятия выстраивается следующая организационная цепочка: создание инициативной или рабочей группы, уточнение целей и задач, составление плана подготовки и назначение ответственных за его разделы, подбор исполнителей, подготовка сценарной основы, репетиционно-постановочные действия, проведение самого мероприятия, анализ полученного результата, подведение итогов.
К основным функциям культурно-массовой работы относятся:
Гедонистическая – это развлечения, носят характер забавы с тем, чтобы отвлечь от насущных проблем и дать им компенсацию за нереализованные устремления в социально значимой деятельности.
Образовательная – это освоение нового, это система непрерывного дополнительного образования и самообразования.
Воспитательная и развивающая – культурно-массовые мероприятия направлены на воспитание эстетического вкуса и развитие творческих способностей личности, способность к самоорганизации, к самооценке, к умению возрождать и нести в себе духовные ценности.
Технология организации и проведения культурно-массового мероприятия:
1. Анализ обстановки, определение темы мероприятия (о чём?), определение сверхзадачи мероприятия (ради чего?), определение масштаба мероприятия, выбор формы воплощения замысла, сбор первоначальной информации и формулировка цели, составлении сметы расходов. Цель организаторов культурно-массового мероприятия – соединить в единый технологический процесс организаторский и методический виды деятельности.
· Создание сценарной, режиссёрской и организаторской групп для подготовки и проведения программы, Перед организаторами встаёт задача добиться понимания целесообразности общей деятельности, вызвать у каждого из них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи, нацелить на самостоятельное решение возникших вопросов, наладить информацию о положении дел.
· Создание организационно педагогических условий для творческого процесса. Выработка у участников мероприятия и актива чувства ответственности за порученное дело, умение соизмерять свои силы и возможности других в предстоящей работе.
2. Работа над сценарием (определение сюжетной линии; сверка продолжительности; разбивка на блоки, на которые между эпизодами включаются моменты мотивации; подбор эпизодов мотивации; анализ возможных изменении мотивации).
3. Репетиции программы (разводка по мизансценам; заучивание реплик; работа с реквизитом; адаптация к месту проведения мероприятия). Одна из особенностей массового мероприятия заключается в том, что его нельзя прорепетировать в целом.
4. Проведение мероприятия. Представляет собой самую сложную и ответственную работу для всех участников. При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью данного мероприятия. Быстрота ориентировки даёт специалистам возможность не растеряться в непредвиденной ситуации при неожиданной реакции зрителей.
5. Анализ мероприятия. Завершающий этап работы, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность. Качество анализа проведённого мероприятия во многом зависит от качества подготовки последующего мероприятия. Анализ мероприятия завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков в последующей деятельности.