Технология укладки брусчатки на бетонное основание под автомобиль
Технология укладки тротуарной плитки на бетон
С вами на связи Александр Александров и сегодня мы познакомимся с технологией укладки тротуарной плитки на бетон. Многие из читателей зададут вопрос:»Нафига заморачиваться с бетоном, ведь проще провести укладку тротуарной плитки на цементно — песчаную смесь.» И в чем-то они будут правы, так как укладка тротуарной плитки на песко — цементную основу делается намного проще, чем на бетонное основание, также не потребуется монтировать водоотвод, так как песок свободно впитывает воду.
Все эти аргументы имеют место быть, но бывают ситуации, когда без бетонного основания никак не обойтись. Например, когда вы имеете дело с тяжелой техникой. Так сосед по дому у моих родителей трудится дальнобойщиком и когда бывает дома, то загоняет свой «MAN» во двор, застеленный тротуарной плиткой, уложенной на бетонное основание. С таким весом песко — смесь не справится.
Еще одним аргументом в пользу бетонирования основания является расположение вашего двора или дома на каких — либо провалах. Например: угол моего дома расположен на месте старого подвала (в прошлом году переделывал) и использование цементно — песчаного основания меня не устраивало, так как вода, которая свободно проходит через все подготовительные слои может сыграть плохую шутку. Так что только бетон, и только с водоотводом!
Подготовительные работы
Итак, друзья перед тем, как начинать какие — либо работы необходимо грамотно подготовить участок.
Первым делом делаем разметку участка. Делается это при помощи вбитых колышков и шнурки. Не забываем соблюдать уклон в сторону нулевой линии. Напомню, что нулевая линия — это место, с торону которого будет стекать вода.
Далее необходимо измерить расстояние от земли до шнурки. Необходимо, чтобы от земли было не меньше 30 см.
Если расстояние меньше, то используем чудо инженерной мысли под названием лопата:)
Устанавливаем бордюры. Процесс укладки бордюров можно выполнить либо в начале подготовительных работ, либо в конце — кому как удобно. Если вы новичок в этом деле, то лучше это сделать сразу. Как правильно установить бордюры своими руками читайте здесь. Ежели вы все же решили уложить бордюры после укладки тротуарной плитки, то тогда вам придется смонтировать временную отмостку.
Схема установки бордюров
Итак, друзья следующим шагом под подготовку участка для укладки тротуарной плитки на бетонное основание является укладка гео-текстиля, который предотвращает прорастание растительности.
Далее засыпаем всю поверхность нашего участка щебнем фракции 20 на 40. Разравниваем его и тщательно трамбуем. Для трамбовки можно использовать самопальную трамбовку, а для лучшей усадки — щебень можно пролить водой.
На этом наши подготовительные работы закончились.
Заливаем бетон для укладки тротуарной плитки
Все последующие работы являются по сути сооружением отмостки, на которую впоследствии будет уложена брусчатка.
Непосредственно перед заливкой бетона — необходимо определиться с вопросом армировки. Если тротуарная плитка будет использоваться только для пешеходов, то можно обойтись и без армировки, но если из нее будет вымощен въезд перед гаражом или во двор, то тут без армирования никуда. Хотя мое личное мнение, что бетон необходимо армировать в любом случае, так как это существенно повысит его долговечность и прочностные характеристики.
Лучше всего для армирования бетона подходит арматура Ø10, которую вяжут ячейками от 10 до 15 см. Но если таковой нет, то можно прикупить сетку для штукатурки, которая тоже вполне подходит.
Для того, чтобы зимой все ваши труды не пошли «насмарку» — необходимо позаботиться о температурных швах. Делаются они очень просто — доски толщиной 20 мм прокладываются через несколько метров друг от друга ребром вверх.
После всего вышеописанного можно наконец заливать бетон. В прошлом году я разжился бетономешалкой Кратон и я понял какая это чудная вещь, ибо после «маслания» лопатой в чугунной ванне начинаешь любить диклофенак!
Процесс заливки необходимо осуществить как можно быстрее для того, чтобы слой бетона был как можно равномернее. Для предотвращения растрескивания, особенно если работы проводятся в жаркую погоду требуется добавлять пластификатор.
Ждем, когда бетон застынет и удаляем из него доски. Вновь образовавшийся температурный шов заполняем герметиком для швов бетонных полов (благо в строительных магазинах такого добра навалом).
Укладка брусчатки на бетон
В принципе процесс укладки тротуарной плитки на бетонное основание ничем не отличается от обычной.
Дабы не плодить не своем блоге дубли — вкратце напомню технологию:
1. Замешиваем цементно — песчаную смесь в пропорции 6 к 1.
2. Просыпаем равномерным слоем по всей рабочей поверхности. Расчет высоты для подсыпки определяется очень просто. Тротуарная плитка должна выступать над бордюром на 2 см, прибавляем к ним высоту тротуарной плитки. Отнимаем то высоты выставленного бордюра это значение — получаем толщину слоя подсыпки. Это необходимо для тех, кто сразу установил бордюры.
3. Трамбуем, сегодня мы с тобой трамбуем:)
4. Выставляем маячки, используя два металлических направляющих. Единственное, что если вы делаете дорожки, то не всегда их толщина даст вам возможность воспользоваться правилом, но голь на выдумку хитра и я думаю, что решить проблему не составит труда!
Итак, работаем с маяками, проводя по ним правилом, подсыпая цементно — песчаную смесь в те места, где ее не хватает и наоборот — убирая правилом излишки.
5. После приступаем к укладке тротуарной плитки. Не забываем перед началом работ вытащить наши маяки и заполнить образовавшиеся прорехи той же песко — смесью.
6. Плитку начинаем укладывать от бордюра, забивая ее в основание резиновой киянкой.
В процессе работы необходимо следить за зазорами между тротуарной плиткой — они должны быть не меньше 5 мм.
Также не забываем следить за соблюдением уклонов.
Если у вас отсутствует виброплита, то для «прибивки» тротуарной плитки используем обычную ровную доску, ударяя по которой добиваемся выравнивания плитки.
7. После того, как тротуарная плитка уложена — ее необходимо «промести».
8. Прометать плитку можно как цементно — песчаной смесью, так и простым песком. Простой песок хорошо пропускает влагу. Смесь из цемента и песка при попадании влаги становится как монолит, но при морозе под нагрузкой может лопнуть, так что выбор зависит от многих факторов — погодные условия, климатическая зона проживания.
Несколько ценных советов
Как видите от обычной кладки этот способ отличается только наличием бетонной подушки.
А теперь вы получите несколько советов от вашего покорного слуги, которые сохранят вам не только ваши нервы, но и ваши деньги.
Совет №1
Несомненно, что бетонное основание добавляет прочности, но также оно имеет один существенный недостаток перед обычной цементно — песчаной подушкой. Этот недостаток — повышенные требования к водоотведению. Поэтому при заливке бетонного основания просто жизненно необходимо делать либо ливневку, либо точечные влагоприемники. Если не будет грамотного водоотведения, то зимой вода, оставшаяся между бетонной прослойкой и плиткой просто «раздавит» все ваши труды.
Совет №2
Поскольку современные ливневки стоят денег, то можно поступить немного по — другому. Перед тем как заливать бетон, необходимо сбить из досок квадраты 20 на 20 см. Такие квадраты располагаем о одному на каждый квадратный метр. Заливаем бетон, обходя их и после застывания удаляем.
Оставшиеся отверстия засыпаем щебнем и трамбуем. Это и есть точечный влагоприемник через который вода будет уходит вниз, а не оставаться между тротуарной плиткой и слоем бетона.
Ну вот, в принципе и все мои дорогие рукожопики. Надеюсь после прочтения данной статьи вы в совершенстве овладеете технологией по укладке тротуарной плитки на бетон.
Подписывайтесь на обновления блога и все у нас будет хорошо!
Пошаговая технология укладки тротуарной плитки под автомобиль (машину, авто): толщина, какую выбрать
Технология укладки тротуарной плитки под автомобиль может быть разной, что зависит от интенсивности нагрузки, оказываемой на покрытие, а также от целевого назначения участка дороги.
Для мощения тротуара используют упрощенный вариант: монтаж выполняется поверх щебнево-песчаной подушки. Чтобы повысить надежность дорожного покрытия, используют цемент: между слоями сыпучих материалов формируют цементную прослойку.
Требования к дорожным покрытиям для проезда автомобиля
Тротуарная плитка укладывается поверх песчаного слоя. Это главная особенность технологии обустройства дорог, тротуаров с помощью изделий данного вида.
В результате обеспечивается достаточный уровень подвижности покрытия без риска нарушения его целостности. Благодаря этому под воздействием интенсивных нагрузок покрытие не деформируется. Автомобили разного веса проезжают по таким дорогам, но плитка не разрушается.
Используемые при монтаже материалы должны выдерживать эксплуатацию в сложных условиях. К ним предъявляют ряд требований, что позволяет контролировать степень надежности дорожного покрытия:
Выбор необходимых материалов
Перед покупкой определяют максимальный уровень нагрузки, оказываемой на дорогу. При обустройстве покрытия автостоянки, парковки на даче или во дворе частного дома, а также для других целей действуют одинаковые правила: толщина плитки определяется с учетом веса машин, которые будут проезжать по данному участку.
Размеры не зависят напрямую от уровня оказываемой нагрузки. Однако для авто большого веса рекомендуется укладывать изделия небольшого или среднего размера. Риск их деформации при этом ниже, чем в случае с крупногабаритной брусчаткой. Это обусловлено повышенной устойчивостью к динамическим нагрузкам.
Если принимается решение, какую тротуарную плитку выбрать под автомобиль, нужно рассмотреть следующие варианты:
Бетонные изделия, произведенные по технологии вибролитья, не подходят. Это обусловлено тем, что на раствор в данном случае оказывает воздействие только вибрация. Для сравнения, вибропрессованная плитка изготавливается по другой технологии: применяют не вязкий раствор, а полусухую цементно-песчаную смесь, которая сначала подвергается влиянию вибрационных волн, а затем — давлению пресса. Такая разновидность отличается более высокой прочностью. В результате покрытие выдерживает давление легковых и грузовых автомобилей.
Вибропрессованная тротуарная плитка для машин используется часто, но ей составляет конкуренцию аналог с таким же уровнем прочности — клинкер. Технология производства (экструзия массы с последующим обжигом) позволяет получить изделия с отличными свойствами. Клинкерная плитка отличается высоким показателем морозоустойчивости, прочности, низкой истираемостью. Поверхность таких изделий нескользкая.
Вспомогательные материалы
Кроме того, если планируется выполнять монтаж своими руками, рекомендуется подготовить другие материалы с подходящими параметрами:
Дополнительно подготавливают геотекстиль. Его укладывают между слоями насыпных материалов. Цель применения такого покрытия — предотвращение смешения щебня, гравия, песка. За счет этого увеличивается срок службы покрытия, т. к. сохраняются параметры и форма каждого слоя сыпучего материала.
При обустройстве дорожного покрытия понадобится бордюрный камень. Его подбирают с учетом параметров материалов. Ключевую роль играет толщина слоев песка, щебня и гравия, бетона. В результате получают общую высоту основания, поверх которого будет укладываться плитка. Нужно учитывать, что бордюр должен несколько превосходить покрытие по высоте.
Толщина
Тротуарная плитка для парковки и дорог должна быть надежной, поэтому не рекомендуется применять тонкие изделия. Чтобы выдержать воздействие автомобиля, брусчатка должна иметь толщину от 60 мм и выше. В данном случае действует правило: чем больше нагрузка, тем сильнее увеличивается высота плитки.
Если эти рекомендации не выполняются, изделия могут разрушаться под колесами автомобилей. При выборе плитки нужной толщины следует учитывать, что для машин весом до 1000 кг рекомендуется приобретать брусчатку из клинкера.
Вибропрессованные изделия отличаются более высокой прочностью, поэтому их используют при создании покрытия площадки для стоянки, на участке заезда на дорогу и по всей ее протяженности, где будет двигаться транспорт весом более 1 т.
Размеры
При выборе учитывают уровень оказываемых нагрузок. По этой причине наиболее подходящими являются стандартные варианты брусчатки (ШхДхВ):
Последний из них отличается крупными габаритами, но преимуществом таких изделий является существенная толщина. В результате плитку можно укладывать на участке подъезда к объектам и на всей протяженности автомобильных дорог.
Технология укладки
Рекомендуется придерживаться рекомендаций по выбору материалов и формированию основания путем укладки сыпучих материалов послойно. Важна последовательность действий. Благодаря этому повышается срок службы финишного покрытия, обеспечивается достаточная устойчивость воздействию повышенных нагрузок.
Разметка и земляные работы
Необходимо определить размеры участка, покрываемого плиткой. Например, если планируется укладывать брусчатку на автомобильной дороге, рекомендуется высвободить для этого полосу шириной не менее 2,2 м.
Для разметки подготавливают колья в достаточном количестве, веревку или шнур. Измерения делаются с помощью рулетки. Расстояние между кольями определяют так, чтобы можно было обеспечить достаточное натяжение веревки. Поверхность почвы очищается от камней, травы.
Копка котлована производится вручную, только если площадь покрываемого плиткой участка небольшая. В противном случае понадобится специальная техника. Это обусловлено тем, что под автомобильную дорогу или паркинг производится выемка грунта на глубину до 65 см в зависимости от выбранной схемы.
Материалы являются взаимозаменяемыми. Например, вместо чистого песка на начальном этапе формирования дренажа иногда применяют смесь песка и гравия. Мелкофракционный щебень тоже заменяют посредством комбинации этих материалов. По окончании процесса выемки грунта дно котлована трамбуется. Благодаря уплотнению повышается надежность основания.
Засыпка дренажного слоя
Сверху этот слой покрывается геотекстилем внахлест на 8-10 см. Материал должен защищать основу покрытия по периметру. По этой причине геотекстиль заворачивается на стенки котлована по всей высоте. Такая мера позволит предотвратить рост сорной травы и подъем грунтовых вод.
Перед засыпкой дренажного слоя рекомендуется установить бордюрный камень. Если сделать это позднее, нарушится структура основания. Когда высоты бордюра недостаточно, производится подсыпка смеси — песка и гравия.
Предпочтение отдается второму варианту, т. к. сохраняется минимально допустимая подвижность. За счет этого предотвращается преждевременное разрушение покрытия. Когда бордюрный камень будет установлен, продолжают формирование дренажа: укладывают крупнофракционный щебень, толщина слоя существенная, поверх насыпают мелкофракционный щебень или смесь песка и гравия (готовится в соотношении 1:2).
При укладке каждого из материалов производится трамбовка. Это позволит избежать проседания покрытия в процессе эксплуатации. После формирования третьего слоя сыпучего материала сверху укладывают геотекстиль. Если защищать каждый из слоев щебня и песка таким покрытием, снизится интенсивность оттока воды от бетона.
Укладка на бетонное основание
Такой вариант обустройства основания имеет ряд недостатков, главный из них заключается в сложности организации водоотведения от бетона. Осадки, которые попадают на плитку, достигают непроницаемого слоя, задерживаются на этом этапе.
Для отведения воды на этапе заливки используют отрезки трубок небольшого диаметра. Их устанавливают вертикально в слой бетона. Причем высота трубок должна быть несколько больше толщины слоя бетонного раствора или вровень с поверхностью. Тогда осадки будут входить через эти каналы по направлению к дренажу.
Устройство основания на песчаной подушке
Рассматривают и другой вариант основания. В данном случае поверх дренажа и верхнего покрытия из геотекстиля формируют слой чистого песка. Он будет выступать в качестве основы для цементно-песчаной смеси.
Песок трамбуется, причем наилучший результат обеспечивается после увлажнения материала водой. Затем формируется слой цементно-песчаной смеси. Материал готовят с учетом соотношения — 1:4. Этот слой тоже нужно трамбовать, но без применения воды.
Укладка тротуарной плитки
Монтаж выполняется на сухую поверхность. Важно, чтобы в период укладки не было осадков. Сначала укладывают первый ряд плитки — вдоль бордюра. Устанавливают колья, протягивают шнур на высоте, соответствующей уровню укладки брусчатки.
Регулярно проверяется качество покрытия с помощью строительного уровня. Если некоторые изделия выступают над поверхностью, их положение корректируется киянкой — под давлением его трамбуют сильнее.
Когда плитка, наоборот, несколько утоплена относительно других, ситуацию исправляют путем подсыпки песчано-цементной смеси. Если плитка укладывается на песчаную подушку, можно устанавливать изделия впритык друг к другу. При монтаже покрытия поверх слоя непроницаемого бетона оставляют швы не более 5 мм между плиткой.
Завершающие работы
Через 2-3 дня можно увлажнить цементно-песчаную смесь под плиткой. В результате она затвердеет, обеспечивая при этом прочность покрытию. Неплотности между изделиями заполняют песком. Это позволит улучшить характеристики покрытия, упрочнить его. Начинать эксплуатацию можно через некоторое время, когда цементно-песчаная смесь полностью схватится. Чем дольше покрытие остается в состоянии покоя после увлажнения, тем лучше.
Как правильно уложить брусчатку на бетонное основание
Монтаж тротуарной плитки приобретает огромную популярность не только в городских масштабах, но и при частных застройках. Такой метод обустройства территорий отличается экономией, поскольку материал укладывается прямо на сухую песчаную подушку. Но в некоторых случаях нужна укладка брусчатки на бетонное основание. Полностью ознакомившись со статьей, читатель узнает почему это делается.
Монтаж брусчатки на бетон
Почему нужно укладывать плитку на бетонное основание
Традиционно тротуарную плитку укладывают на песчано-гравийную подушку. Также позволено заменять сборную смесь на щебень. Но в некоторых случаях подобной сухой подкладки недостаточно, чтобы обеспечить стабильность покрытия. И для создания условий долговечной эксплуатации дорожки или площадки под укладку брусчатки выполняют бетонную стяжку.
Такие меры необходимы:
В последнем случае говориться о вариантах укладки плитки на бетонную отмостку вокруг дома. Или полы в гараже, сделанные из цементного раствора. Но прежде, чем положить тротуарную плитку на бетонное основание нужно обязательно тщательно проверить его на прочность.
Плиточные работы
Если старый бетон достаточно крепок и на нем нет следов деформации, то монтаж на него тротуарной брусчатки будет не только оправдан, но и создаст дополнительную прочность для покрытия. К тому же получится сэкономить на строительных материалах. А поверхность приобретет более привлекательный вид.
Преимущества и недостатки укладки на бетон
Если изначально метод был непривычен и у многих вызывал сомнения, то на сегодняшний момент обустройство тротуарной плиткой дорожек, площадок и даже проезжей части становится нормой. Прочность покрытия не уступает асфальту. А сроки его эксплуатации оказались значительными и в некоторых случаях превышают нормы других поверхностей.
К тому же монтаж брусчатки предельно прост. И для его реализации нет необходимости привлекать дорогостоящую технику. Да и смотрится поверхность значительно выигрышнее. Особенно если выкладываются узоры. И сегодня островки асфальта на центральной улице уже вызывают стойкое недоумение.
Узоры на тротуаре
Способность брусчатки устойчиво ложиться на песчаную подсыпку, делает метод крайне экономичным. Но даже, когда выкладывается тротуарная плитка на бетон, способ не становится слишком дорогим. Ведь практичные стороны проекта значительно перевешивают и дополнительную стоимость, и затраченное на это время.
Достоинства укладки брусчатки на бетон:
Поскольку у каждой медали есть оборотная сторона, необходимо сказать и о недостатках способа. Тем более, что некоторые достоинства иногда могут превращаться в минусы. Например, вода, проникшая между швов плитки, не разрушит бетонное основание, но и не уйдет дальше в грунт.
Ее накопление между стяжкой и брусчаткой приведет к вспучиванию поверхности, когда она замерзнет зимой. Чтобы этого не произошло, действуют двумя способами. Можно обустроить надежный дренаж по всей площади участка. Но поскольку эксперты советуют его утеплять, то это значительно повысит стоимость укладки.
Еще можно защитить поверхность от проникания внутрь воды. Для этого все щели между брусчаткой заливают раствором. А если происходит укладка тротуарной плитки на клей, то швы заполняют им. Естественно, это также поднимет затраты на обустройство. Кроме этого существуют незначительные минусы, но о которых также необходимо сказать.
Недостатки способа укладки плитки на бетон:
Еще можно отметить повышение сложности ремонта, когда используется клей для тротуарной плитки на бетонное основание. Обычно заменить поврежденный элемент на песчаной подушке не представляет проблем. Но из-за того, что приклеенную плитку придется в буквальном смысле отдирать от бетона, то повышается риск повредить соседнюю брусчатку.
Обустройство бетонного основания
Если для монтажа плитки требуется выполнения бетонной стяжки, то такой метод работ носит название «укладка в жесткое корыто». Днищем последнего как раз и выступает бетонное основание. А бортами служат бордюры и поребрики.
Правила бетонирования отличаются небольшими дополнениями:
Если толщины плитки и слоя бетона одинаковы (6 см), то к удвоенным параметрам прибавляют размеры подсыпного слоя из щебня (15 см). В итоге необходимо выкопать котлован на глубину 27 см. Но при использовании бордюра и лотка ливневки, размеры которых отличаются, придется планировать дно траншеи на разных уровнях. Это необходимо, чтобы все элементы, участвующие в создании поверхности, находились на одном уровне.
К тому же нужно не забывать о создании уклонов для отвода воды. Они должны составлять от 2 до 4 градусов. Располагать их можно, как в продольном, так и поперечном направлении. Для пешеходных дорожек их делают в обе стороны. На парковках они отводят водяной поток на проезжую часть. Но иногда вода собирается в подземную емкость, и тогда уклон должен смотреть в ее сторону.
Монтаж бордюров
Все работы, которые требует укладка брусчатки на бетон, начинаются с разметки. Поскольку у застройщика должен присутствовать четкий план всех действий, то материалы закупаются заранее. Чтобы знать необходимые параметры для планировки участка. Что касается конфигурации дорожек или площадок, то это зависит исключительно от фантазии владельца.
Выбор конфигурации дорожек
Складывая размеры материалов, высчитывается необходимая площадь участка под укладку плитки. Нужно не забывать, что в расчеты включается не только размеры брусчатки, но и бордюры или элементы ливневки. После этого территорию разграничивают.
Основные действия следующие:
Так создается контур, по которому выкапывается траншея на заданную глубину. На криволинейных участках отметки можно делать либо краской, либо известковым раствором. Причем полосы наносятся прямо на грунт.
Перед работами необходима планировка. И если уклон всего участка составляет больше 7 градусов, то необходимо провести террасирование. Небольшие площадки оформляются ступенями. А если территория обширна, то необходимо применить подпорки в виде бордюрного камня или бетонных стенок. В некоторых случаях даже оправдано использование габионов.
Террасирование при укладке брусчатки
Когда обычный бордюр заменяется лотком ливневки, то следует выкапывать траншею значительно большей глубины (по размерам элемента). Лучше углубится только в местах расположения лотка. При этом необходимо учитывать, что для монтажа детали понадобится подсыпной слой толщиной не менее 10 см. А также укладка ее на бетонный раствор. И к глубине нужно прибавить еще пару сантиметров.
Установив на бетонный раствор бордюры или лотки ливневки, все детали выравниваются в горизонтальной и вертикальной плоскости. Для этого используют резиновую киянку. А когда цемент застынет, образуются борта будущего «корыта». Они и заменят опалубку при создании бетонной стяжки.
Армирование и заливка
При создании стяжки из цемента специалисты советуют всегда укладывать на дно котлована геотекстиль. А в некоторых случаях, например, при обустройстве отмостки, бетонное основание под брусчатку лучше дополнительно утеплить. Для этого на поверхность укладывается экструдированный пенополистирол толщиной от 5 до 10 мм.
Армирование отмостки
Поскольку на отмостку никогда не бывает серьезного воздействия, то ее обычно заливают без армирования. А к пешеходным дорожкам и площадкам для парковки совсем другие требования. Но подход к ним разный. Так для тропинки можно использовать проволочную сетку и закрепить ее ближе к поверхности.
Автомобильная стоянка испытывает серьезную нагрузку. Поэтому при ее армировании используется стальной пруток, а решетку располагают в нижней части бетонного слоя. Но для создания дополнительной прочности нередко добавляют и проволочную сетку в его верхней части.
Решетку можно сделать самостоятельно. Для этого подбирается арматура нужной толщины (не больше 8 мм) и связывается между собой мягкой проволокой. Ячейки делают размерами либо 10×10 см, либо 20×20. А вот сетку лучше купить, поскольку ее плетение трудоемко и нерентабельно.
Под решетку или сетку потребуются специальные подкладки. Либо специфические элементы в виде столиков или пауков. Для нижнего армирования необходимы подкладки высотой от 1,5 до 3 см. Проволочную сетку нужно расположить на расстоянии в 3 см от поверхности бетонной стяжки.
Проволочная сетка для армирования
При заливке бетонного основания необходимо помнить о применении температурных разрывов. То есть, через каждые 4-6 метров заливки нужно устанавливать деревянную рейку. Причем шов должен создаваться по всей толщине бетона и перекрывать тропинку либо площадку полностью. Поэтому все армирование должно находиться между планками.
На завершающем этапе заливке нужно позаботиться о необходимом уклоне для стока воды. Об этом нужно позаботиться прежде, чем произойдет укладка плитки на бетонное основание. Крен легче всего сделать, когда поверхность выправляется правилом. Ведь для скатывания воды достаточно всего 1-2 градусов.
Отмостка с уклоном
Для этого необходимо при создании отмостки нужно поднять горизонтальную отметку на цоколе здания. Для парковки придется расставлять штукатурные маяки. На пешеходной дорожке можно применить либо первый способ и тогда уклон будет только в одну из сторон. Либо при установке маяка ровно посередине вода будет скатываться в обе стороны.
Следует помнить, что по завершению заливки бетонного основания, цементу требуется набрать не меньше 70 % прочности. А на это может уйти от трех дней до двух недель. Только после этого можно начинать укладывать тротуарную плитки на подготовленную поверхность.
Особенности выбора брусчатки
Грамотно подобранная плитка является залогом качества и долгосрочности эксплуатации дорожки либо площадки. Приобретая каменную брусчатку необходимо в первую очередь обратить внимание на технологию ее производства.
Существует несколько разновидностей:
Еще следует сказать о полимерных материалах, которые достойно конкурируют с изделиями, созданными традиционными методами. Специальные присадки, добавленные в песчаную смесь, значительно повышают характеристики плитки, позволяя получать сверхпрочные материалы. Они универсальны и используются как для мощения пешеходных тропинок, так и скоростных автомобильных магистралей.
Но также можно руководствоваться и толщиной изделия:
Также следует обратить внимание на технические характеристики. Плитка должна обладать достаточной морозостойкостью. Она находится в пределах F100÷F200. Прочность на сжатие не может быть ниже 50 МПа. Даже при самой интенсивной эксплуатации истираться должно не больше 0,7 грамм материала на квадратный сантиметр. А водопоглощение не должно превышать 5 %.
При покупке брусчатки желательно визуально осмотреть материал. На плитке не должно быть видимых пор, а также сколов, трещин и других мелких дефектов. Недопустимы такие неровности, как бугры и впадины. Также о многом скажет и цвет изделия. Неравномерность палитры или ее излишняя яркость говорит о некачественном товаре.
Способы монтажа
Технология укладки брусчатки на бетонное основание имеет три вида реализации:
Каждый из них имеет свои особенности. И о них следует рассказать отдельно и подробнее.
На сухую подушку
Гарцовкой называют сухую смесь, которая состоит из 5 частей песка и 1 части цемента. Причем первый компонент хорошо просеивают, а перед этим подбирают фракцию. Она должна быть некрупной. Толщину подушки можно делать до 5 см и ее нужно тщательно утрамбовывать.
Кладка тротуарной плитки на бетон таким способом предусматривает обустройство особого основания. При обустройстве стяжки в котлован между арматурой вертикально устанавливаются обрезки труб. Они могут быть полимерными или асбестовыми. Но только не металлическими.
Монтаж брусчатки на сухую смесь
После полного затвердения основания трубы срезаются заподлицо с поверхностью. А импровизированные отверстия засыпаются мелким щебнем. Подобная конструкция поможет нейтрализовать влагу, которая будет скапливаться после выпадения осадков.
Брусчатку укладывают перед собой, двигаясь вперед по уже замощенной поверхности. Способ отличается экономией ресурсов. Можно еще отказаться от цемента в гарцовке, если нагрузка на поверхность будет минимальная. Но дорожки с интенсивным пешеходным движением лучше не лишать важного компонента, который поможет сохранить плитке устойчивое положение.
С помощью раствора
Укладка тротуарной плитки на бетонное основание на раствор производится на больших площадях. Это обеспечивает дополнительную прочность конструкции. А при действиях больших нагрузок, например, при мощении парковки, это условие выступает, как обязательное.
Для раствора берут одну часть цемента и смешивают с тремя частями просеянного речного песка. Состав разводят водой до необходимой густоты, удобной при работе. Смесь распределяют по поверхности слоем в 3 см.
Укладка плитки на раствор
Рассмотрим, как класть тротуарную плитку на раствор:
Ходить по вымощенной брусчатке позволяется не ранее, чем через сутки. По прошествии этого времени можно засыпать пустоты между брусчаткой гарцовкой или просто песком. Далее обильно пролить поверхность.
При помощи клея
Особую крепость поверхности создает укладка тротуарной плитки на клей на бетонное основание. Состав распределяется на плоскости тонким слоем. Его толщина колеблется от 5 до 10 мм. А его высыхание происходит довольно быстро. Поэтому не рекомендуется заготовка готового клея в больших количествах.
Монтаж плитки на клей
Лучше разводить его небольшими частями и добавлять по мере использования. Способ требует хорошо подготовленной поверхности с уже сделанными уклонами. Потому что выровнять брусчатку в период укладки можно лишь минимально, из-за небольшого слоя клеящего состава.
После застывания, которое окончательно происходит через сутки, зазоры заполняются гарцовкой. Можно залить их тем же клеем и тогда прочность конструкции повысится в разы. Но ремонт по замене разрушенного элемента будет крайне затруднителен, поскольку придется выламывать значительную часть покрытия.
Укладка на старое бетонное основание
Состояние поверхности тщательно обследуется. Работы не следует проводить, если найдены существенные дефекты. В этом случае придется сначала заняться капитальным ремонтом. Иначе долгосрочность эксплуатации вымощенной поверхности значительно снизиться, когда старое основание под плиткой разрушится.
Мелкими дефектами можно пренебречь. Они самоустранятся в процессе либо подготовки к работе, либо при самой облицовке. А укладка плитки на бетонное основание на улице сводится к следующему:
Работа выполняется равномерно, двигаясь спиной вперед по бетонному покрытию. При окончательном схватывании с поверхностью, зазоры заливаются клеем. Это не позволит брусчатке впоследствии сдвинуться с места.
Монтаж на отмостку из бетона
В самом начале проводится осмотр поверхности и определяется ее состояние. Если прочность не вызывает сомнений, то проводятся подготовительные работы. Затем выполняют мощение брусчаткой.
Для этого необходимо проделать следующее:
Поскольку отмостка уже содержит необходимый уклон, то беспокоиться о его создании не нужно. Необходимо только озаботиться поддержкой работоспособности существующего дренажа. Либо обустроить новую конструкцию.
О главном
Перед мощением брусчатки необходимо тщательно изучить грунт. И если в нем обнаруживаются частички торфа или пылевых песков, то уже необходимо выполнить бетонную стяжку под плитку. Это предотвратит возникновение провалов, а также снизит усадку поверхности.
Подобные работы специалисты советуют проводить, если обнаруживаются вспучиваемая глинистая почва. Но это не единственная причина применения бетонного основания для укладки брусчатки. Подобная мера в разы повысит прочность поверхности. Это особенно актуально при обустройстве автомобильных парковок.
Работу начинают с тщательной разметки и подготовки котлована. При этом бордюры устанавливаются на раствор из цемента. А впоследствии они выполняют роль опалубки для стяжки из бетона. При заливке обязательно проводят армирование. Причем для пешеходной дорожки достаточно проволочной сетки, которую располагают в верхнем бетонном слое. Площадки для машин укрепляются решеткой из стального прутка, который располагают в нижнем слое.
Брусчатка укладывается исходя с выбранной технологий. Можно располагать элементы на подсыпной сухой слой из песчано-гравийной смеси. Также монтировать на раствор. Последний может быть в виде клеящей смеси.
При укладывании брусчатки на старый бетон важно тщательно проверить покрытие и подготовить его к работе. Необходимо устранить все дефекты и лишь затем выполнять мощение. Плитку лучше укладывать на клеевой состав. Так значительно повысится прочность всей конструкции.