темные стороны жизни детство горький
Светлые и тёмные стороны рассказа «Детство» Горький
Ее звали Акулиной Ивановной. Судя по описанию, бабушка Алеши не выделялась красотой. Она – очень полная, с большой головой и красноватым рыхлым носом, с большими глазами. Волосы – длинные, густые и непослушные. Зато как привлекательны в ней искренняя, светлая улыбка и плавная, легкая походка! Но особенно мальчику нравилась ее речь – складная, добрая и веселая, немного нараспев. Вообще от бабушки так и веяло теплом и лаской, а ее душа была по-настоящему красивой. Она вся как будто светилась изнутри, излучая любовь. Маленький Алеша хорошо почувствовал это, и с первых дней Акулина Ивановна стала его мудрым и близким другом.
Любовь и забота ко всему живому – главные черты бабушки. Именно они наполняли весь дом доброй энергией, смягчая жестокий уклад жизни, установленный дедом. Бабушкина доброта особенно часто направлялась на близких – детей и внуков. Но ее хватало и на посторонних людей. Пример тому – Цыганок, которого подбросили под их калитку. Акулина Ивановна вырастила и воспитала его, как родного.
Также бабушка Алеши была очень трудолюбивой, работала по дому с утра и до поздней ночи, заботясь о своей большой семье. При этом она успевала видеть все, что делалось вокруг, уделяла внимание каждому, кто нуждался в этом.
Бабушка – смелый и сильный духом человек. Она – единственная, кто не боится сурового деда. А как решительно она действовала на пожаре! Несмотря на ожоги, она отстояла мастерскую от огня.
Бабушка знала много сказок и хорошо умела их рассказывать. В ней жила настоящая народная мудрость, которая стала для Алеши уроком и примером на всю его жизнь.
Ты знай:
когда свой, родной бьёт- это не беда, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! Ты думаешь, меня не били? » Эта доброта быстро исчезала… и не перечь, не то расправа будет розгами. Одна бабушка хорошо знала характер деда и не боялась его, но дед бил бабушку тоже, когда считал, что она лезет не в своё дело.
Когда деду стукнуло восемь десятков лет, он стал ещё более раздражительным, злым, подозрительным, жадным и совсем потерял стыд.
В семье Кашириных Алеше живется плохо: в семействе царит атмосфера ненависти и вражды, происходят ссоры и драки. Алеша страдает от этого. Свое отчаяние он скрывает под маской озорника и дерется на улице с мальчиками. Когда Алеша поступает в школу он много хулиганит (хотя кчится хорошо). Алеша ведет «уличную», независимую жизнь.
из-за жестокости деда, Алёша становится очень чувствительным к чужим бедам, сердобольным и внимательным к другим. Молитвы помогают Алёше не опускаться духовно, в доме где царит безжалостность, зависть и ненависть. Мысли о Боге давали духовную пищу мальчику. Добрый, отзывчивый.
ПОМОГИТЕ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ «Темные стороны жизни» по повести «Детство » Горького
Повесть М. Горького «Детство» автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли ему вырасти, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа.
Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка- Акулина Ивановна.
Она представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Бабушка сильно переживает из-за постоянных ссор и драк своих сыновей.
Она человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу. Особенно на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня: «Светилась изнутри. неугасимым, веселым и теплым светом».»Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. » И это только внешность, а какой у нее богатый внутренний мир.
Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, очень привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно бабушка становится для Алеши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Она не умеет долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались ее добротой, но она никогда не жаловалась на жизнь. Материальные блага не были
жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям- основные качества характера бабушки. Живя вместе с бабушкой, Алеша каждый вечер слушает рассказы о семье Кашириных, он очень любит слушать ее рассказы.
Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания. Какой героизм она проявила во время пожара. Она была равна стихии. «Освещаемая огнем, который словно ловил
ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя. » Оба, и пламя огня, и бабушка, сражались за мастерскую.
Она спасла то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством. А после пожара бабушка получила ожоги, но, несмотря на это, она находила слова утешения для других.
Для Алеши бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Стала его верным другом, «самым понятным и близким человеком». Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой как родной: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе, это Бог нам послал в тех место, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено. да вот полюбил Господь кровь мою, все брал да и брал рябятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно. »
Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому ее образ надолго запечатлился в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает»свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.
Тяжёлая жизнь, грустная и безрадостная. Скрывая отчаяние, Алёша дерётся с мальчишками и вечно ходит побитый. Он не озорник, но под этой личиной ему проще скрывать свои чувства. Дед деспотичный человек, он всем приказывает и требует полного подчинения. Из-за жестокости деда, Алёша становится очень чувствительным к чужим бедам, сердобольным и внимательным к другим. Молитвы помогают Алёше не опускаться духовно, в доме где царит безжалостность, зависть и ненависть. Мысли о Боге давали духовную пищу мальчику.
Со временем он перестаёт бояться и слушаться деда. Бабушка и Цыганок, это отдушина для Алёши, его дядья заняты делёжкой наследства, создавая атмосферу ненависти и зависти. Мастер Григорий тоже повлиял на Алёшу. Григорию была ненавистна атмосфера в дому Кашириных. Он любит Алёшу, учит его жизни, не бояться невзгод и смело смотреть в глаза.
Горький дал очень точное определение жизни простого народа XIX века. Тяжёлая, как свинец, серая, безрадостная жизнь мужиков, отравленных отсутствием радости, жестокость, безразличие, страдания, которые делали людей дикими, непредсказуемость выплеска их гнева. Алёша столкнулся со страшной действительностью жизни в доме деда, где царила мерзкая жадность хозяина, самоуправство, подлость, неоправданная жестокость. Зависть, на грани ненависти, всё это навалилось на ребёнка «свинцовой мерзостью»,для Алёши было дико, что так живут люди, что это норма русской жизни в глубинке.
Мерзости жизни в повести «Детство» (М. Горький)
Повесть «Детство», первая из трилогии за авторством Максима Горького, основана на печальных автобиографических фактах. Писатель вспоминал о детстве, омраченном переживаниями, и делал выводы в своем произведении. Он рассказывает о пережитом, находясь в зрелом возрасте и умея признавать возможные ошибки.
Разговор ведется о тяжелых временах. Хронологические рамки —начало ХХ века, когда простому русскому народу было особенно тяжело привыкать к суровым условиям. Повествование преподносится от первого лица, что дает шанс читателю узнать достоверные сведения о жизни героя. После кончины отца автору пришлось покинуть родной дом и перебраться к бабушке с дедушкой.
Сравнивая порядки прежнего жилища и нынешнего, творец словно избавлялся от туманных грез, удивлялся тому, как кардинально может измениться жизнь за несколько незначительных мгновений. Быт простого народа, наполненный жестоким обращением и унижениями, удается описать настолько точно, что становится невыразимо жутко даже тем, кто с подобными зверствами не сталкивался.
Автор живет с дедом и бабушкой и наблюдает за тем, как неминуемо и необратимо рушится семья Кашириных. Ему не хочется признавать, что родственники сами виноваты в произошедшем, но не желают исправляться и понимать друг друга. Они не вели себя благоразумно и поплатились за пороки. В итоге дядя Алеша не признает ничего, кроме выпивки, а деспотичный дед и вовсе не стесняется поколачивать внуков время от времени.
В первые минуты нахождения в новом доме Алеша Пешков с ужасом осознает, куда попал. Идти, однако, больше некуда. Ему остается лишь стараться избегать всего аморального и непоправимого, что издавна ценится в семье. Такая атмосфера губительна для того, кто только начинает набираться опыта и не имеет представления об определенных явлениях.
Обитатели жилища не ограничиваются постоянными ссорами и перепалками. С ними живет слепой мастер Григорий преклонных лет, вынужденный терпеть регулярные издевательства. Несчастный не виновен в своем пороке, но приходится ему несладко. Это свидетельствует о жестокости и черствости тех, кто окружает пострадавшего. Сострадание и понимание чужих чувств им попросту не свойственны и, более того, вызывают отторжение.
На его терзания реагируют хладнокровно, постоянно ущемляют и насмехаются над беспомощностью героя, что свидетельствует о тщедушности обидчиков. Не нужно иметь недюжинную силу, чтобы оскорблять тех, кто и без того многого лишен. Григорий смиренен, не может дать отпор и в произведении олицетворяет лишь слабость и излишнюю кротость. Бедный калека не вызывает ничего, кроме жалости.
Становится очевидно, что основной персонаж окажется в такой семье изгоем и «белой вороной». Здесь прославляется свирепость, он же стремится совершать благие поступки и помогать нуждающимся в поддержке. Предпочтение отдается не мирным разговорам, а дракам, между тем как Пешков не считает подобное решение рациональным. Такой подход предназначен для неотесанных варваров, не ведающих границ, а не для воспитанных и сострадательных людей.
В момент, когда Алешу избили до полусмерти, герой пребывал в задумчивости и был готов поддаться отчаянию, не зная, как продолжать жить после пережитого кошмара. Необходимо принять меры, пока не стало слишком поздно. И Пешков решает терпеливо ждать. В этой ситуации ничего не остается, кроме как держаться до последнего.
Протагонист не собирается подражать родным и с презрением относится к их поступкам. Злые шутки и замечания членов семьи им не воспринимаются. Персонаж дружелюбно общается с Григорием, заменяя этим контактом дружбу со сверстниками.
Ему известно, что нерадивых мальчишек забавляют конфликты и смешит сама идея миролюбия и справедливости. По этой причине между ровесниками происходят стычки. Алеша страдает еще больше. За необдуманные действия его часто наказывают.
Мальчик не может свыкнуться с тем, что перевоспитать кого бы то ни было можно, применяя грубую силу. Покойный отец никогда даже голоса на него не повышал, а дед-тиран стремился навязать свои интересы, нещадно избивая. Таким образом, по словам героя, можно кого угодно научить уму-разуму и хорошим манерам.
Лишь бабушка, Акулина Ивановна, остается той, кто не запятнал свою честь, поддавшись мимолетным порывам. Она пристрастилась к выпивке и была жертвой побоев супруга, но не обезумела от горя и не заставила страдать ни одного безгрешного человека, чем заслужила уважение внука.
Женщина рассказывала ему о существовании незримых божеств и ангелов, подбадривала и утешала, когда тот не мог прийти в себя. Ее можно считать настоящим идеалом и воплощением целомудрия, попросту не вписывающимся во всеобщее «мерзкое» окружение.
Несмотря на то, что Акулина была свидетельницей непостижимой жестокости, героиня не уподобилась черствым и самовлюбленным натурам и не стала искать выгоду во всем. Внук знает о пагубных привычках бабушки, но любит и безмерно уважает за стойкость и доброту.
Радуют мальчика и Цыганок с Хорошим Делом. Они становятся ему близкими друзьями и воспринимаются даже как близкие родственники, которым можно рассказывать о бедах и радостях. Однако им не суждено наслаждаться безмятежной жизнью. Персонажи неожиданно погибли. Упомянув об этом, автор пытается справиться с болью и объяснить читателям, что человеческое существование быстротечно и может оборваться в краткий миг.
Литератор сомневается в собственном решении и не знает, стоило ли делиться тяготами прошлого с читателями. Горький совершенно не понимает, каким образом смог преодолеть трудности, имея такой негативный опыт. Пережитое он именует «свинцовыми мерзостями».
Поражают искренность и великодушие Горького. Несмотря на то, что его жизнь была загублена в раннем возрасте, а ценности резко и бесповоротно изменились, он не стремится никого обвинять и не планирует мстить.
Напротив, писатель горячо и нежно благодарит тщедушных родственников за тяжелые испытания, которые помогли ему в дальнейшем стать достойной, честной личностью, многое переосмыслившей и осознавшей. Это своеобразная «закалка» характера, ощутить и отважно пережить которую подвластно не каждому. Можно увидеть яркий пример того, как пережитки прошлого могут повлиять на будущее.
Главная задача литератора заключается не только в отображении произошедших событий, но и в их оценке после приобретения опыта. Данный показатель является самым важным, когда дело касается написания автобиографий. Нужно уметь и рассказывать о ситуации, и учиться на собственных ошибках.
В то же время Горький не собирается ворошить прошлое и искать подвох в случившемся. Он описывает трудности, от которых никто не сможет спастись и поныне. С каждым днем центральный персонаж становится мудрее и расчетливее. Сложности делают его более сильным и устойчивым, ему не хочется сдаваться раньше времени, ничего не доказав. Алеша не намерен быстро проигрывать коварной судьбе и борется изо всех сил, отчаянно сражаясь с жестокими устоями.
Можно провести параллель между способами нравственного воспитания бабушки и дедушки. Если Акулина Ивановна пытается рассказывать о чудесах, неизменно спасающих каждого, то Василий Васильевич находит выход, применяя агрессию по отношению к внуку.
Он не развлекает мальчика интересными историями и не пытается научить добродетели. Все потому, что ему самому не старались помочь в свое время. Детство Каширина не было для него отдушиной и прелестным периодом, поэтому и представление о лучшем исходе отсутствует. Тем не менее, оправдывать жестокость и деспотичное поведение таким образом нельзя. Можно иметь незавидную судьбу, но не стоит вымещать злость на тех, кто непричастен к несчастьям.
Дед «внушает ценности» при помощи розог и ругани, надеясь отыграться, отомстить за годы обиды и несправедливости. Персонаж не понимает, что Алеше живется отнюдь не безмятежно.
Неудивительно, что ребенок относится к нему с неприязнью и не испытывает ни малейшего сочувствия. Такая жизнь мучительна. Любая другая личность, не отличающаяся стойкостью и напористостью, совершила бы непоправимое после очередного избиения, добровольно распрощавшись с жалким существованием. Протагонист же отважно боролся с бедами и показал себя с лучшей стороны. Его можно считать примером для подражания, воплощением истинного героизма. Такие, как он, рождаются раз в столетие.
Следовательно, есть основания полагать, что главный герой занимался самовоспитанием и определял ценности самостоятельно. Видя на примере своей семьи, как поступать не следует, Пешков познает жизнь во всех ее проявлениях, методами проб и ошибок докапываясь до непреложной истины.
У него были преданные друзья, которые, к прискорбию, скоропостижно лишились жизней. Автор смог сохранить лишь воспоминания о веселых мгновениях, проведенных с ними. Но этого хватило, чтобы проигнорировать невзгоды и сформировать особое воззрение, несмотря на всеобщее неодобрение и постоянные насмешки. Даже в темные времена можно отыскать мельчайшие крупицы счастья, которые воплотятся во всепоглощающий свет.
Темные стороны жизни детство горький
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)
Уроки литературы в 7 классе[1]
В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.
УРОК 41
М.ГОРЬКИЙ. «ДЕТСТВО» (ГЛАВЫ):
ТЁМНЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ
Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.
Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Максим Горький» и «Из воспоминаний и писем». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
I. Краткий рассказ о писателе
1. Актуализация имеющихся знаний о М. Горьком:
— Какие произведения М.Горького вы читали? Расскажите о них.
— Какие рассказы М.Горького вы изучали в начальной школе?
2. Рассказ учителя о М. Горьком, его детстве, ранней трудовой деятельности и странствиях по Руси с показом изображений литературных мест (Нижний Новгород, Казань, Москва)ии включением сообщений учащихся о портретах писателя и памятниках ему (см.: http://www.a4format.ru/author.photo.php?lt=195&author=27).
II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Максим Горький» (см. текст статьи ниже)
— В какой семье родился будущий писатель М. Горький?
— Почему ему рано пришлось начать самостоятельно трудиться?
— Какое занятие в детстве и юности Алёша Пешков любил больше всего?
— Какой жизненный опыт приобрёл юный Алёша в Казани?
— Какие произведения входят в его автобиографическую трилогию?
— Какую оценку дал М. Горькому П. Максимов?
III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из воспоминаний и писем» (см. текст статьи ниже)
— Почему, рассказывая о себе, М. Горький «биографии своей почти не касался»? Какие общественные проблемы поражали его?
— Каково его отношение к книге? К каким убеждениям привели его книги?
— Какие советы давал М. Горький в письмах П. Максимову? Что можно сказать о трудоспособности писателя?
— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».
IV. Автобиографический характер повести.
Изображение «свинцовых мерзостей жизни»
— Вспомните, какие произведения называются автобиографическими.
— Какие черты характерны для них? (См. урок 32.)
— Понравилась ли вам повесть «Детство»? Чем?
— Почему автор назвал её «Детство», хотя предполагал назвать «Бабушка»?
V. Групповая работа:
Группа 1.
Прочитайте выразительно фрагмент главы I с начала до слов «Мать хмуро улыбалась».
Перескажите кратко главу I до конца.
Найдите портреты бабушки, матери, деда и других членов семьи.
Какие детали портретов говорят о характере этих людей?
Почему бабушка стала для Алёши самым «дорогим человеком»?
Почему Алёше «и взрослые и дети — все не понравились»?
Найдите в главе I пейзажи: картину Волги с парохода, описание дома деда.
С каким чувством автор описывает каждую из картин?
Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент главы II с начала до слов «. в слободе Кунавине».
Перескажите от третьего лица фрагмент главы II дальше до слов «Нет, нисколечко».
Почему была «обильна жестокостью тёмная жизнь „неумного племени“»?
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Какие детали портрета деда выделяет автор?
Почему в семье Кашириных жестоко наказывали детей? Почему об этом вспоминает М. Горький?
Группа 3.
Прочитайте по ролям фрагмент главы II со слов «Шумную историю с напёрстком я знал» до слов «. надорвало моё отношение к матери».
Перескажите фрагмент главы II от третьего лица дальше до слов «. в углу пред киотом со множеством икон».
Какое чувство вызывает история с напёрстком?
Какие черты характера героев она выявляет?
Сравните портреты Саши Яковова и Саши Михайлова.
Что в этих описаниях говорит о наблюдательности Алёши?
Был ли он виноват в истории со скатертью? Обоснуйте свой ответ.
Какое чувство вызывает сцена порки Саши и Алёши: жалость, протест, негодование, смирение и др.?
Группа 4.
«Дни нездоровья были для меня большими днями жизни»: как понять эти слова?
Прочитайте по ролям фрагмент главы II со слов «Как-то вдруг, точно с потолка спрыгнув, явился дедушка» до слов «. но и забыть об этом я не мог».
С какой стороны Алёша увидел деда в разговоре
с ним? Перескажите главу II до конца от третьего лица.
Какие советы и почему давал Алёше Цыганок?
Какое чувство вызывают у читателя нравы семьи Кашириных?
VI. Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики бабушки и деда.
Заполнение цитатной таблицы:
Работа с таблицей может быть продолжена дома и на следующем уроке.
И т о г о в ы й в о п р о с:
Вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Домашнее задание
Подготовить художественный пересказ эпизодов «Пляска Цыганка и бабушки», «Гибель Цыганка», «Пожар», «Обучение грамоте», «Дружба Алёши с Хорошим Делом»
или выполнить задание 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (по выбору учащихся).
Завершить работу над цитатной таблицей.
Письменно охарактеризовать одного из героев на основе цитатной таблицы.
Групповое задание.
Подготовить выразительное чтение по ролям фрагментов из III, IV, V, VII, VIII, XII, XIII глав повести (см. следующий урок)
или выполнить задание 2 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (по указанию учителя).
Индивидуальные задания.
Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим. » (по выбору учителя).
УРОК 42
М.ГОРЬКИЙ. «ДЕТСТВО» (ГЛАВЫ):
СВЕТЛЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ
Основное содержание урока
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героя.
Основные виды деятельности.
Чтение по ролям и инсценирование фрагментов повести. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Выявление элементов сюжета и композиции. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев эпизода. Обсуждение иллюстраций к повести.
I. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело
Групповая работа:
Группа 1.
Прочитайте по ролям фрагмент главы III со слов «Я узнал от неё, что Цыганок — подкидыш» до слов «. и был он больше всех нас четверых, взятых вместе».
В чём конфликт этого диалога?
Как героев характеризует их речь?
Что подчёркивает автор в характере Цыганка?
Как делает его привлекательным?
Почему его любил Алёша?
Прослушайте и оцените актёрское чтение эпизода «Пляска Цыганка и бабушки» (см. задания 1—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»).
Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент главы III со слов «Бабушка распрягала коня» до слов «Вскоре он погиб».
В чём конфликт этого диалога? Как героев характеризует их речь?
Какие черты характера бабушки проявились в её отношении к коню?
Перескажите сцену гибели Цыганка со слов «В кухне, среди пола, лежал Цыганок» до слов «Цыганка похоронили незаметно, непамятно».
Как характеризуют Цыганка другие герои.
Предположите, с какой целью автор включает в повесть сцену смерти Цыганка.
Группа 3.
Перескажите близко к тексту сцену пожара (глава IV).
Какие изобразительно-выразительные средства и с какой целью использует автор, описывая начало пожара?
Каково поведение бабушки на пожаре? Приведите примеры.
Дайте оценку её поступкам.
Прочитайте по ролям фрагмент главы V со слов «Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку. » до конца.
В чём конфликт этого диалога?
Как героев характеризует их речь?
Как Алёшу характеризует его отношение к нищему мастеру Григорию (глава VII)?
Группа 4.
Расскажите, как появился в доме Кашириных Хорошее Дело.
Предположите, чем он занимался.
Почему его не любили в доме деда?
Как оценил Хорошее Дело историю, рассказанную бабушкой?
Прочитайте выразительно описание тихого вечера бабьего лета (глава VIII).
В чём высокая поэтичность описания?
Какие жизненные советы дал Алёше Хорошее Дело?
Почему Алёша отнёс Хорошее Дело к числу «лучших людей» родной страны?
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
Прочитайте вслух фрагмент главы XII. Как вы понимаете его смысл?
Перескажите кратко главу XIII.
Почему, несмотря на жестокость и несправедливость в семье Кашириных, Алёша хорошо учился и старался помогать бабушке? Как это его характеризует?
II. Практическая работа.
Составление плана анализа эпизода.
Анализ эпизодов «Пожар», «Пляска Цыганка» (или других по выбору учителя).
Выберите из примерного плана анализа эпизода литературного произведения (см. урок 21) те пункты, которые можно применить к анализу данного эпизода.
III. Портрет как средство характеристики героя
Подбор цитатных примеров на тему «Портрет как средство характеристики героя». Заполнение цитатной таблицы:
Заполнение таблицы может быть закончено дома.
— Почему портрет героя является средством его характеристики?
IV. Обсуждение иллюстраций к повести «Детство».
См. страницу Иллюстрации Б.А.Дехтерёва к повести А.М.Горького «Детство» (на сайте «К уроку литературы»)
Выполнение задания из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».
Решение кроссвордов и выполнение заданий по повести «Детство» из практикума «Читаем, думаем, спорим. » (по выбору учителя).
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Вопрос 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».
Почему М. Горький, изображая «свинцовые мерзости дикой русской жизни», противопоставляет им лучшие качества и творческие силы народа?
Домашнее задание
Письменно проанализировать один из эпизодов, составить письменную характеристику одного из героев
или выполнить задание 3 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (по выбору учащихся).
Прочитать легенду о Данко. (см. текст ниже)
Индивидуальные задания.
Составить письменный отзыв на одну из иллюстраций к повести или создать свою иллюстрацию и подготовиться к её показу и защите.
Подготовиться к выразительному чтению фрагментов легенды о Данко (см. следующий урок).
УРОК 43
М. ГОРЬКИЙ.
«СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» («ЛЕГЕНДА О ДАНКО»)
Основное содержание урока
Романтический характер легенды. Мечта о сильной личности, ведущей к свету. Иносказательный характер легенды.
Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение легенды. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика особенностей русского романтизма. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение иллюстраций к легенде.
I. Романтический характер легенды
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
Что такое романтическое произведение (см.:www.gramma.ru)?
Прослушивание фрагмента из «революционного» этюда Ф. Шопена (см.: http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=search&query=%F0%E5%E2%EE%EB%FE%F6% E8%EE%ED%ED%FB%E9+%FD%F2%FE%E4+%D8%EE%EF%E5%ED%E0&x=37&y=9).
Какое настроение вызывает эта музыка?
Докажите, что она имеет романтический характер.
II. Выразительное чтение легенды о Данко в форме литературной композиции:
Учитель: с начала до слов «. но тут явился Данко и спас всех один».
1-й ученик: со слов «Данко один из тех людей, молодой красавец» до слов «. и стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!».
2-й—4-й ученики: чтение по ролям (Данко, автор, люди) фрагмента легенды о Данко со слов «Остановились они и под торжествующий шум леса. » до слов «. высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».
5-й ученик: со слов «Они бросились за ним, очарованные» до конца легенды.
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
Какие черты легенды о Данко указывают на её романтический характер?
(Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям, противостояние двух миров, напряжённость чувств героев, статичность образа романтического героя, у героя нет прошлого, субъективность и эмоциональность авторского языка.)
III. Групповая практическая работа.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие романтическое произведение.
Заполнение цитатной таблицы:
Школьники могут дополнить таблицу своими примерами и завершить эту работу дома.
IV. Мечта о сильной личности, ведущей к свету
Составление плана характеристики Данко, устная характеристика героя:
V. Иносказательный характер легенды
О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:
Как вы понимаете использованные М. Горьким нравственно-психологические понятия благородство, пощада, гордость, долг и др.
О чём эта легенда: о человеке, спасшем других людей; о необходимости борьбы за свободу, о призыве к революции, о злобе и жестокости, о двух типах людей?
Напрасна ли была жертва Данко?
Докажите, что легенда носит аллегорический характер, а её образы (лес, степь, Данко, люди, горящее сердце) являются образами-символами.
Ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».
Домашнее задание
Составить письменную характеристику Данко или ответить на вопрос «Почему Данко — это романтический герой?»
(по выбору учащихся).
Групповые задания. Прочитать рассказы Л. Н. Андреева «Весной», «Петька на даче», «Гостинец» и подготовить их пересказ.
Индивидуальное задание. Подготовить устный рассказ о Л. Н. Андрееве, его портретах и памятниках писателю с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
(см.: http://andreev.org.ru/gallery/portret/index.html, http://www.libozersk.ru/pages/index/892?cont=2).
Изучить материалы о доме-музее Л. Н. Андреева в Орле (см. раздел учебника «Литературные места России») и подготовить о нём краткое сообщение.
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.
БИОГРАФИЯ
МАКСИМА ГОРЬКОГО
Максим Горький — псевдоним писателя Алексея Максимовича Пешко́ва. М. Горький прожил большую, интересную и очень трудную жизнь. Вот что он рассказывал о себе:
«Родился в 1868 г. в Нижнем, в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и пермского мещанина Максима Савватиева Пешкова, по ремеслу драпировщика, или обойщика. Отец умер в Астрахани, когда мне было пять лет; мать в Кунавине — слободе.
По смерти матери дедушка отдал меня в магазин обуви; в ту пору имел я 9 лет от роду и был дедом обучен грамоте по псалтыри и часослову[2]. Из „мальчиков“ сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход в поварята, потом в помощники садовника. В сих занятиях прожил до пятнадцати лет, все время занимаясь усердно чтением.
На пароходе, когда был поваренком, на образование мое сильно влиял повар Смурый. он возбудил во мне интерес к чтению книг.
После 15 лет возымел я свирепое желание учиться, с какою целью поехал в Казань, предполагая, что науки желающим даром преподаются. Оказалось, что оное не принято, вследствие чего я поступил в кре́ндельное заведение, по 3 рубля в месяц. В Казани близко сошелся и долго жил с „бывшими людьми“[3]. Работал на Устье, пилил дрова, таскал грузы и, прибавим, почитывал всевозможные книжки».
В 1913 году он пишет первую часть автобиографии — «Детство» в 1916-м — продолжает ее, описывая уже свою тяжелую трудовую жизнь, — «В людях», а в 1922 году заканчивает описание своей жизни повестью «Мои университеты».
«Eгo биография, — пишет Павел Максимов[4], — ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем дум, всемирно известным писателем. »
Источник: Литература. 7 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина.
(вернуться к уроку)
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ И ПИСЕМ.
М. Горький
. «Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил мне: «Не писать же мне в литературе — Пешко́в».
Долго беседуя со мной, он рассказывал о своих путешествиях, отдельных жизненных эпизодах. Биографии своей почти не касался, ничего не говорил о пережи́том. Рассказчик Алексей Максимович был замечательный.
А. Калюжный
. Я с детства видел бессмысленную жестокость и непонятною мне вражду людей, был поражен тяжестью труда одних и животным благополучием других.
М. Горький. «О том, как я учился писать»
. Книги. показывали мне иную жизнь — жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям.
. Для меня книга — чудо, в ней заключена душа написавшего ее; открыв книгу, я освобождаю эту душу, и она таинственно говорит со мною.
М. Горький. «В людях»
Нередко я плакал, читая, — так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту.
М. Горький. «Как я учился»
. ИЗ ПИСЕМ М.ГОРЬКОГО ПАВЛУ МАКСИМОВУ
«. Брюсова, Блока, Бальмонта и вообще новых поэтов не спешите читать, сначала хорошенько ознакомьтесь со старыми — Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым, Фетом. »
«К русскому же писателю — я не про себя говорю, поверьте, надо относиться вдвойне уважительно, ибо это лицо почти героическое, изумительной искренности и великой любви сосуд живой. Почитайте о Глебе Успенском, Гаршине, Салтыкове, о Герцене, посмотрите на ныне живущего Короленко — первого и талантливейшего писателя теперь у нас. И вообще — учитесь, читайте — научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они в прошлом сделали для Вас и Вы живете ныне, не зная о том великом труде, который лежит в каждой вещи, коею Вы пользуетесь. »
«Учитесь настойчиво, упорно, всегда. Читайте серьезные книги — я очень рекомендовал бы Вам Ключевского — Историю, Милюкова — „Очерки по истории русской культуры“».
«Читайте больше, дружище, это познакомит Вас с грандиозной работой мировой человеческой мысли. » Горький часто сетовал: «Работаю по 12 часов в день. », «Завален работой, часто просиживаю за столом по четырнадцать часов в сутки».
Вопрос и задание
Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нем его знакомых и друзей?
Подготовьте небольшой рассказ о писателе, включив в него воспоминания и письма.
Источник: Литература. 7 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина. (вернуться к уроку)
ЛЕГЕНДА О ДАНКО
Фрагмент из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»[5]
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим. ». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)
2. Псалты́рь, часосло́в — церковные книги, содержащие тексты богослужений, молитв и песнопений. (вернуться)
3. Бывшие люди — бродяги, нищие, воры. (вернуться)
4. Павел Хрисанфович Макси́мов – молодой человек, написавший Горькому письмо, которое вызвало длительную переписку. Впоследствии писатель, автор книги «О Горьком. Письма А. М. Горького и встречи с ним». (вернуться)