темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека

Кто вы по типу темперамента: полная характеристика и особенности по возрастам

Тип темперамента в значительной степени определяет, кем мы являемся, что мы делаем, и почему мы это делаем.

Идея существования 4-х темпераментов: холерика, меланхолика, сангвиника и флегматика была придумана еще 2000 лет назад Гиппократом. Он утверждал, что различия в личности связаны с жидкостью, которая преобладает в теле человека.

Холерик – желтая желчь печени

Сангвиник – кровь сердца

Меланхолик – черная желчь почек

Флегматик – флегма легких

Таким образом, преобладание одной из жидкостей делала человека энергичным и оптимистичным (сангвиник), молчаливым и печальным (меланхолик), страстным (холерик) или спокойным (флегматик).

Темперамент и характер

Темперамент не стоит путать с личностью человека. Личность – это совокупность множества факторов человека, в то время как темперамент является лишь одним из факторов, хотя и очень важным.

Темперамент – это не то же самое, что характер, он не имеет ничего общего с типом личности или уровнем зрелости человека.

Наш темперамент – это набор тенденций, с которыми мы родились, и он практически не меняется в течение жизни. Он зависит от особенностей нервной системы, включая подвижность и уравновешенность.

Темперамент управляет нашими действиями и реакциями, и на него влияет наш характер и личность.

Наш характер – это приобретенная характеристика, и он может меняться с течением времени. Это то, какие мы есть, когда рядом никого нет. На наш характер влияет жизненный опыт, воспитание, национальность и другие факторы

Наша личность – это то, как мы выражаем себя, какими мы кажемся другим людям (веселыми, злыми, улыбающимися). То, как другие нас воспринимают, зависит во многом от того, что мы позволяем другим видеть. Иногда мы ведем себя как человек, которым мы хотели бы быть, сами не являясь таковыми.

Определение темперамента

Темперамент представляет собой группу черт или склонностей. Каждая из черт определяет отличительную манеру поведения, которая отличается от другой группы. Например, набор черт холерика отличается от набор черт сангвиника, и каждый из них демонстрирует разный тип поведения.

Каждая черта может быть выражена в разной степени. Например, человек может быть общительным в высокой степени, в средней степени или совсем не быть общительным.

Темперамент, таким образом, представляет естественные черты или склонности, с которыми человек родился. А уже то, насколько развиты будут эти естественные черты, зависит от мотивации человека.

Темперамент – это то, кем является человек большую часть времени. Он определяет то, как человек относится к другим людям и как реагирует на события.

темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Смотреть фото темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Смотреть картинку темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Картинка про темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Фото темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека

Вспомните, как мы часто говорим о человеке, как о стеснительном или общительном. Сами того не понимая, мы относим его к определенным чертам темперамента. Это то, что нам известно и то, чего мы ожидаем от человека, когда взаимодействуем с ним.

Можно сказать, что поведение, связанное с темпераментом по большей части предсказуемо. Исключение составляют лишь случаи когда человек временно переживает сильные эмоции, такие как страх или гнев, либо пытается обмануть другого. Например, человек намеренно ведет себя иначе, чтобы казаться другим.

Темперамент – это сила. Сила, которая заставляет или побуждает человека вести себя определенным образом. Как аппетит, который нужно удовлетворить, или вакуум, который нужно заполнить. Он заставляет вас поступать определенным образом в зависимости от склонностей, которые свойственны вашему темпераменту.

Например, человек по натуре любит общение. Ему нравится разговаривать, веселиться, активно проводить время с другими. Внутри человека есть сила, которая толкает его к общению. Точно также существуют люди, которые скрытны по натуре и предпочитают не находится в обществе других людей. Ими в равной степени управляет сила, которая побуждает их избегать контактов с другими людьми. Оба варианта нормальны, и у обоих внутри есть толчок, который движет ими в соответствии со своими естественными склонностями.

Это потребность, которая мотивирует нас вести себя согласно нашим естественным врожденным склонностям. Если она не будет удовлетворена, человек не будет себя хорошо чувствовать или эффективно действовать.

Опять для примера возьмем темперамент сангвиника. Находиться в компании людей и общение являются его потребностями. Если такой человек регулярно не общается и не находится в кругу людей, он начинает беспокоиться и страдать от низкой самооценки.

Каждому типу темперамента свойственны свои потребности: холерику нужны быстрые результаты, сангвинику нужно быть в компании людей, флегматику нужна стабильная обстановка, а меланхолику детальный план.

Тест на тип темперамента

темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Смотреть фото темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Смотреть картинку темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Картинка про темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Фото темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека

Существует несколько тестов на определение типа темперамента человека. Так как чистый тип темперамента встречается довольно редко, данный тест поможет вам определить, какой тип темперамента у вас преобладает, а какие являются второстепенными.

Для этого теста вам понадобится лист бумаги и ручка. Тест состоит из 20 вопросов с четырьмя вариантами ответа. Напишите цифры вопросов от 1 до 20, и выберите один из наиболее подходящих вариантов ответа (а, б, в или г). После того, как вы ответили на все вопросы, подсчитайте общее количество букв.

Выберите одно утверждение, которое подходит вам больше всего.

Источник

Темперамент человека.

Определение темперамента.

Темперамент человека – одно из ключевых понятий в формировании личности индивида. В переводе с латыни temperamentum означает соотношение частей, соразмерность. Темперамент – это совокупность психологических особенностей человека, которая обусловлена типом его высшей нервной деятельности. Тип вышей нервной деятельности – это врожденные и приобретенные свойства нервной системы человека.

Все, кому приходилось изучать психологию, рано или поздно проходили тест на темперамент. Этот тест позволяет определить к какому типу темперамента относится человек. Существует четыре типа темперамента.

Типы темперамента.

Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые могут по-разному влиять на формирование личности, в зависимости от правильного или неправильного воспитания.

На самом деле в повседневной жизни редко встречаются люди с ярко выраженным одним типом темперамента. Обычно человек содержит в себе черты разных типов, при этом один более или менее значительно преобладает. То есть, таких ярких холериков, как В.В. Жириновский, на улице не часто встретишь.

Различные виды деятельности по-разному совершаются представителями разных темпераментов. Флегматику одно дается легче, чем другое, а сангвинику – наоборот, но это не значит, что флегматик неспособен это другое выполнить. Короче говоря, при воспитании человека, задания следует давать «каждому по способностям».

Источник

Психология Темперамент. Типы темперамента

1. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ И ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 4

2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА 5

3. ТЕМПЕРАМЕНТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7

4. СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА СО СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Проблема, о которой пойдет речь, занимает человечество уже более 25 столетий. Она называется красивым и звучным словом – темперамент. Люди начинают знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще в детстве мы замечаем, что одни из нас подвижные, веселые, настойчивые, а другие медлительные, застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Наблюдения показывают, что все люди различны не только по своей внешности, но и по своему поведению, движениям. А чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая, в походке, в жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.

Темперамент легко определить по скорости движений человечий, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.

Темперамент является динамической характеристикой человека и от него зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим.

1. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ И ЕГО ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента, а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение – отражают деятельность головного мозга.От рождения они у всех разные: по силе, взаимной уравновешенности, подвижности.В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:

1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы – соответствует темпераменту холерика);

2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы – соответствует темпераменту сангвиника);

3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы – соответствует темпераменту флегматика);

4) «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы – обусловливает темперамент меланхолика).

2. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

– это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

– человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

– человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

– человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более дли-тельный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

3. ТЕМПЕРАМЕНТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, в движениях – они проявляется и в умственной сфере, в области побуждений и интересов, Также в общении. Неосведомленность о влиянии темперамента на стиль и темп взаимодействия нередко становится источником постоянного раздражения. Например, темперамент ребенка отличен от темперамента педагога. Если у педагога сангвинический темперамент, т. е. он быстрый, подвижный, экспрессивный, а школьник – флегматик, то, вероятно, первый будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмумости второго. Хотя, возможно,директор школы эти же качества воспринимает в положительном свете: как степенность, надежность, основательность и уравновешенность.

Сангвиник, волнуясь,скажет: «Это была ужасная картина – раздался раздирающий крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».

Меланхолик скажет: «При мне вагон раздавил несчастную женщину;и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе».

Холерик, негодуя,скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил,что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупреждать рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить».

А флегматик скажет: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят;я привстал в пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику пошел скорее».

Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераменту – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Нетрудно заметить, что и среди отличников и среди двоечников есть представители разных типов темперамента.

Однако долгое время считалось, что представители слабого типа нервной системы социально менее полноценны. Несколько лет назад в московской школе у одного из специально наблюдавшихся учеников был установлен слабый тип нервной системы. А при окончании школы он получил золотую медаль. Нашлись люди, поставившие под сомнение либо правильность использованной методики определения типа нервной системы, либо обоснованность выдачи медали. Но очень тщательная проверка показала, что медаль была выдана правильно, а тип нервной системы у медалиста действительно слабый.

Этот случай помог известному психологу Б. М. Теплову разоблачить миф о социальной неполноценности личностей со слабым типом нервной системы. Эти люди, хотя и быстрее устают, зато более восприимчивы к окружающему миру, более четко реагируют на него. Однако работать, например, верхолазами или летчиками лица со слабым типом нервной системы действительно не могут. Но ведь есть много и других профессий. Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т. е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента. Здесь, конечно,надо оговориться: деятельность должна протекать в условиях, которые можно определить как нормальные. Изменение условий способно существенно повлиять на поведение человека. Даже такой фактор, который мы часто замечаем – давление окружающего воздуха, – может изменить привычные реакции. Для изучения подобного влияния исследователи используют барокамеру.

Барокамера – это стальной котел, из которого специальными насосами можно выкачивать воздух. В барокамере исследуют и тренируют альпинистов, готовящихся к восхождениям, или летчиков и парашютистов перед высотными полетами.

Однажды в барокамеру поместили двух летчиков. Один был спокойный, уравновешенный человек с четкими скупыми движениями. Прежде чем ответить на вопрос, он всегда думал. Второй казался его противоположностью. Подвижный, живой,он ни минуты не сидел спокойно: шутил, расспрашивал о деталях испытания и тут же пытался сам ответить на свои вопросы. Первый был типичным флегматиком, второй – холериком.

И вот в условиях разрежения, соответствующих высоте 5000-16500 м, началось поразительное перерождение. Флегматик оживился, стал рассказывать совсем не слушавшему его соседу какой-то анекдот, перебивал себя смехом, потом настойчиво потребовал скорее подниматься на 8000 м, поскольку «все идет отлично». Его движения стали порывистыми. Однако при экспериментально-психологическом исследовании суждений и памяти он поминутно отвлекался, не разбирался в смысле прочитанного, хотя неплохо механически запоминал материал.

Второй же быстро начал, как говорят высотники, «киснуть», стал вялым, молчаливым. На вопросы отвечал не сразу, при записях часто повторял одно и то же слово. Из прочитанного запоминал только какие-то случайные отрывки и наконец совсем отказался от психологического эксперимента, заявив, что хочет спать. Однако особенности личности в целом, равно как и важнейшие черты характера, сохранились у обоих. Какие бы трансформации ни претерпели в барокамере психика и поведение, зависящие от темперамента этих летчиков, эти люди, безусловно, не стали менее честными или более скупыми, чем раньше, и не изменили своим идеалам.

Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной ситуации результаты работы в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений зависит главным образом от других факторов, в особенности от желаний и способностей. Вместе с тем исследования показывают, что в зависимости от особенностей темперамента меняются способы выполнения деятельности.

Еще Б. М. Теплов заметил, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечными результатами действий, а способами достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели исследования и установили взаимосвязь между способом выполнения действий и особенностями темперамента. Было обнаружено, что у каждого человека при выполнении определенной работы вырабатывается индивидуальный стиль деятельности. Именно поэтому некоторые ученики делают уроки сразу после школы, а другие хотят прежде немного отдохнуть. При написании сочинения одни составляют план, а другие легко обходятся без него; при решении задачи по геометрии кому-то надо сделать подробный чертеж кто-то перебирает в уме теоремы. Этот индивидуальный стиль деятельности является для человека наиболее эффективным путем достижения результата или способом решения определенной задачи. Исследования показали, что существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности оказывает тип высшей нервной деятельности, и прежде всего сила и подвижность нервных процессов.

Следует помнить, что врожденные особенности темперамента проявляются у человека не сами собой, в чистом виде, а в действиях и процессах, которые, кроме того, зависят от воспитания человека и его способности управлять своими реакциями, от окружающих его людей. Поэтому, по словам Р. М. Грановской, конкретная реакция на ситуацию может и определяться характерными отличиями нервной системы, и быть следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика, боксера не обязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и обучения. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены, врожденными свойствами нервной системы.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий или частого перехода от одного ритма жизни к другому.

Может создаться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимуществ ни в каких видах деятельности, но это неверно. Именно они особенно легко выполняют медленные и плавные движения, предпочитают стереотипные способы действий, пунктуально соблюдают однажды принятый порядок.

Люди, отличающиеся слабой нервной системой (меланхолики), в большей степени готовы к выполнению простых действий, чем остальные, меньше устают и раздражаются от их повторения. Экспериментально доказано, что сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам и не допускает использования индивидуальных приемов. Если вы хотите улучшить ваше общение с окружающими, повысить его эффективность, то должны учитывать особенности темперамента собеседника. Вот какие советы дает Р. М.Грановская: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустимы резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой его поступок надо требовательно и справедливо оценивать. При этом отрицательные оценки необходимо делать в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Надо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика целесообразно вовлечь в активную деятельности и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость и грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше говорить с ним наедине. Такой человек требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку желательно использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

Зная свой темперамент и темперамент окружающих его людей, человек должен опираться на положительные свойства и преодолевать отрицательные.

4. СВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА СО СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально-ничтожная личность.

Известный психолог К. Юнг подразделяет людей по складу личности на экстравертов («обращенных вовне») и интровертов («обращенных внутрь себя»). Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности., по темпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержанны, от-делены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики. Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты. В каждом из нас есть черты как тех, так и других, это зависит от врожденных качеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств.

Темперамент – это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Выделяют 4 основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, как мы уже говорили, «чистые» темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным, смелым или, наоборот, лживым, злым, грубым, трусливым можно быть при любом темпераменте. Правда, проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Кроме того, на базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее. Зная свой темперамент, человек стремится опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные

1. Коломинский Я. Л.Человек: психология: Кн. для учащихся ст. классов. – 2 е изд., доп. – М. : Просвещение, 1986. – 223 с.

2. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3 е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

3. Рогов Е. И. Психология человека. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 320с.

4. Сухарев В. А. Психология интеллекта. –Донецк: Сталкер, 1997. – 416 с.

5. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера. Христоматия по психологии и типологии характеров. –Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1997. – 640 с.

Анкета «Определяем темперамент ребенка» Ответьте пожалуйста на следующие вопросы и сделайте выводы. 1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать? а).

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Дорогие родители! Знаете ли Вы, какой.

темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Смотреть фото темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Смотреть картинку темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Картинка про темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Фото темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человекаКонсультация для родителей «Разный темперамент — разная эмоциональность» «Разный темперамент – разная эмоциональность. Темперамент – устойчивая совокупность индивидуальных психофизических особенностей личности,.

темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Смотреть фото темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Смотреть картинку темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Картинка про темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человека. Фото темперамент человека наиболее ярко проявляется в период жизни человекаКонсультация для родителей «Темперамент дошкольника» Все дети уникальны. Мы видим это с рождения. Кто-то любит быть в центре внимания, кто-то не может усидеть на месте, кто-то ревнует и обижается,.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Родительское собрание «Типы семей и стили семейного воспитания» (средняя группа) Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Задачи: познакомить родителей.

Родительское собрание «Влияние типа темперамента на методы воспитания ребенка» Добрый вечер, дорогие коллеги! С удовольствием поделюсь с Вами своим выступлением перед родителями нашей группы. Эта публикация будет интересна.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *