тенденция к здоровому образу жизни
Что будет модным в 2021-м: главные тренды в ЗОЖ
В 2020 году интерес к здоровому питанию колоссально вырос. На это повлияла пандемия и естественная динамика: курс в сторону здорового образа жизни стал неотъемлемой частью многих людей.
Каким трендам мы продолжим следовать в 2021 году, рассказывает Александра Гудимова, основатель бренда продукции для здорового питания Bionova.
To prevent
Девиз года — «to prevent» (предотвратить. — Прим. Sport24). В мире все больше людей следует этому принципу: предотвратить возможные осложнения и заболевания, чтобы избежать серьезных проблем со здоровьем: гипертонии, ожирения и других диагнозов.
shutterstock.com
Потребителям важна функция повышения иммунитета и витаминизация. В этом году люди проявляют огромный интерес ко всему органическому, здоровому составу продуктов, полезным привычкам, правильному питанию.
Чистота состава
Продукты с более чистым составом стоят дороже — факт. Многие готовы заплатить дополнительную стоимость, если состав действительно себя оправдывает. Пандемия усилила эту готовность: люди критично пересмотрели отношение к здоровью, понимая, насколько оно уязвимо.
shutterstock.com
Фруктово-ореховые батончики для перекуса обгоняют по продажам шоколадные; каши и гранола без добавления сахара заменяют привычные хлопья. И цена продукта стоит не на первом месте: согласно исследованиям компании Deloitte, 27% покупателей обращают внимание на пометку «Экологически чистый продукт», и 9% — на пометки «Био» и «Органик».
Снекофикация
Современные жители мегаполисов переходят на более здоровые и качественные перекусы. Наиболее востребованы снеки, обогащенные растительным белком, сублимированные овощи и фрукты, перекусы на основе риса и других безглютеновых продуктов, йогурты, каши и другие продукты, обогащенные инулином для улучшения пищеварения.
shutterstock.com
Ежегодно на полках магазинов количество продуктов, обогащенных пищевыми волокнами, увеличивается на 15%. Рынок здоровых снеков довольно разнообразен, но в Европе и Америке он намного шире, чем в России. Отечественная ниша пока не насыщена: есть, куда расти.
Здоровый сон
В категории здоровых снеков мы прогнозируем тренд на «Sleep well»: одна из главных задач перед современным поколением — проблемы со сном, бессонница и долгий процесс засыпания. Рацион питания также играет свою роль в этих вопросах.
Скорее всего, на рынке появятся продукты, обогащенные комплексными, функциональными БАДами или специализированными ингредиентами, которые способствуют улучшению сна.
Нет сахару
Отказ от белого сахара и снижение его потребления — яркий тренд прошлого года, который продлжает набирать обороты. Сахар в больших количествах встречается в готовой продукции, и человеку сложно понять, сколько сахара он употребляет, кроме очевидных добавок в чай или кофе.
shutterstock.com
Даже здоровые люди ограничивают количество сахара в рационе. Существует большой выбор заменителей на любой вкус и кошелек, розничные сети расширяют ассортимент на полках, а компании, которые раньше использовали обычный белый сахар, переходят на стевию, мальтит, эритрит, нерафинированные сахара (например, кокосовый), ферментированные сиропы и другие натуральные сахарозаменители, которые намного полезнее для здоровья.
Эко-упаковка
Все острее поднимаются проблемы экологии. Компании более осознанно подходят к этому вопросу и меняют упаковку на более экологичную, биоразлагаемую. Это не так просто реализовать: натуральные продукты имеют маленький срок годности, и чтобы дольше сохранить пригодность, приходится использовать многослойные упаковки.
shutterstock.com
Производители активно над этим работают: наверняка скоро узнаем про инновации.
Тренды поколений
Тренды накладываются на действия и привычки представителей различных поколений. Например, потребители поколения Z чаще повышают физическую активность для улучшения здоровья и благополучия.
shutterstock.com
Поколение миллениалов ориентировано на увеличение счастья. Потребители поколения X предпринимают шаги для улучшения своего психического здоровья. А представители бэбибумеров активно сокращают потребление сахара.
Дыши легче: как развивается тренд на здоровый образ жизни
В обществе зародился тренд на здоровый образ жизни. Стоит посмотреть только на количество воркаутов, студий йоги, танцев, пластики. В нашу жизнь ворвались гаджеты, которые помогают оценивать состояние нашего организма, следить за тем, сколько мы пьем воды, что едим, сколько сжигаем калорий и даже каким воздухом дышим. Мы учимся более ответственному отношению к себе и окружающему миру.
Еще каких-то 20 лет назад было нормой заходить в автобус сквозь клубы сигаретного дыма, отмахиваться от курящих людей в кафе и ресторанах и выметать окурки из своего подъезда. Западные тренды на взаимное уважение друг к другу пришли в Россию лишь в 2013 году. Тогда (на 4 года позже, чем в США) был принят закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который запрещал курение в закрытых помещениях и дал толчок, по сути, новой эре в России. Сегодня курильщики кучкуются в специально отведенных для этого зонах. И повлияли на это, скорее всего, даже не страшные картинки на сигаретных пачках, угрожающие отправить курильщика в царство Аида без сопровождения, а современные тренды, которые диктует нам культура.
Повлияли на это и блогеры, диктующие свои правила мировосприятия в масштабах всего общества. На первых местах сегодня не бруталы, а современные, как бы их назвали в США, классические жители Нью-Йорка, в меру интеллигентные, думающие о том, где они живут, что едят, кем работают.
Все это сопровождают современные технологии. Как ни странно прозвучит, но россияне демонстрируют невысокую мотивацию быть первыми в освоении новых технологий, хотя за новинками в этой сфере следят свыше 40%. Об этом говорят результаты опроса Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
«Важный фактор, определяющий уровень технологической готовности, — инновационность. Однако среди опрошенных пользователей среднее значение этого показателя является пограничным между низким и умеренным (3,1 из 5). Несмотря на одобрение технологических инноваций, мотивация к их освоению невысока. Доля респондентов, которые следят за разработками в интересующих их сферах, составляет 42%. Склонность к раннему освоению новых технологий проявляют вдвое реже (21%)», — говорится в результатах исследования.
Эксперты считают, что готовность к использованию новых технологий понижает общее недоверие, неуверенность и дискомфорт, ощущаемые при необходимости их применения.
Фото: Jenny Hill/ Unsplash
Здоровье вслед за технологиями и наукой
А стоит ли вообще следить за этими технологиями? За последние 100 лет мир сильно продвинулся в технологиях, научных открытиях, улучшении качества человеческой жизни. Столетия назад средняя продолжительность жизни измерялась 40–50 годами, и самые банальные заболевания, которые сегодня воспринимаются как незначительные, могли стать причиной летального исхода. Потребитель покупает продукты, которые минимально скажутся на здоровье и окружающей среде. Этот подход постепенно меняет жизнь человека и его «привычки». Мы отказываемся от сахара в напитках и еде, выбираем натуральный состав продуктов без добавок или, например, ищем способы снизить риски потребления того же никотина. Миллионы людей во всем мире выбирают курить, несмотря на доказанные риски, связанные с потреблением табака. Однако все больше и больше курильщиков предпочитают переходить на менее рискованные способы потребления никотина.
Сегодня в мире около одного миллиарда курильщиков, и все больше из них задумываются о снижении рисков для своего здоровья и здоровья окружающих. Всемирная организация здравоохранения указывает, что курение провоцирует развитие ряда болезней. Они включают в себя заболевания сердечно-сосудистой системы, легких и онкологию, при этом многие потребители сигарет не готовы отказываться от своей привычки.
И тут в дело вступают гаджеты — честно сказать, споры вокруг них не утихают уже годами. В то же время ряд авторитетных международных институтов выступает за то, что отказ от сигарет в пользу альтернативных способов потребления никотина как минимум снижает риски для здоровья. Так, в Великобритании развитие исследований привело к тому, что регулятор из области здравоохранения — Публичное здравоохранение Великобритании (Public Health England), — отвечающий за надзор и регулирование в сфере общественного здоровья, не только признает, что переключение на никотиносодержащие продукты нового поколения значительно снижает риски, но и ведет активную кампанию по продвижению переключения курильщиков на такие продукты.
В США Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) пришло к схожему выводу, опираясь на доступные данные научных исследований. Экс-глава Управления Скотт Готтлиб заявлял, что новые табачные изделия способны помочь защитить общественное здоровье, а также помочь курильщикам бросить курить.
В свою очередь, позиция российской ФАС заключается, по словам начальника контрольно-финансового управления Владимира Мишеловина, в том, что «если тезис о том, что альтернативные способы потребления никотина менее вредны, подтвердится, то нужно способствовать, чтобы те люди, которые устойчиво занимаются традиционным табакокурением, переходили на этот инновационный способ».
При этом российский Минздрав по-прежнему в основу регулирования оборота никотиносодержащей продукции закладывает запретительный принцип, при котором научные данные не берутся за основу регулирования.
А вот вам еще данные из одного любопытного эксперимента. 1 июля 2021 года в журнале The Journal of Internal and Emergency Medicine, принадлежащем Королевскому колледжу неотложной медицины Великобритании, вышло масштабное исследование. В нем сказано, что люди, полностью переходящие с сигарет на системы нагревания табака glo (флагманский бренд, производимый Группой «БАТ»), могут значительно снизить воздействие определенных токсичных веществ и индикаторов потенциального вреда, ассоциируемых с заболеваниями, связанными с курением.
Результаты показали, что полный переход на glo (данный инновационный продукт содержит табак, может нанести вред здоровью и вызывает привыкание) через полгода привел к значимым изменениям по ряду так называемых биомаркеров воздействия (BoE) и показателей потенциального вреда, известных как биомаркеры потенциального вреда (BoPH), по сравнению с продолжением курения.
На практике это означает следующее: у пользователей glo было обнаружено значительное снижение биомаркера риска рака легких, снижение количества лейкоцитов, маркера, указывающего на риск сердечно-сосудистых заболеваний, а также повышение уровня холестерина ЛПВП, связанное со снижением риска сердечно-сосудистых заболеваний. Помимо этого, было выявлено улучшение двух ключевых показателей здоровья легких и улучшение ключевого показателя окислительного стресса — процесса, связанного с развитием гипертонии. При этом снижение показателей у людей, использующих glo, сопоставимо с теми участниками исследования, которые полностью бросили курить. При этом важно понимать, что инновационные системы также наносят вред организму.
Фото: Thomas Bjornstad/Unsplash
На пути к ограничениям
Но давайте повторимся, все эти данные публикуются пока только учеными, на государственном уровне всецелой поддержки они не находят. Более того, 27 июля в российском Минздраве выступили с заявлением, что министерство проработает новые меры по ограничению распространения электронных сигарет. Поводом послужил доклад Всемирной организации здравоохранения о вреде данной продукции, в котором, впрочем, авторы и сами предпочитают не принимать все больший пласт научных данных во внимание.
В России планируют проработать следующие меры:
А вот и другая сторона медали — опять же от исследователей Высшей школы экономики. Они посчитали, что если бы все курильщики сигарет перешли на системы нагревания табака, то это позволило бы предотвратить экономические потери в размере трех триллионов пятисот девяти миллиардов рублей. А это без малого 3,8% ВВП.
С учетом всех этих факторов — современных трендов осознанного потребления и большего фокуса на здоровье, а также развития научного знания в той области нашей жизни, что называется привычками, — встает вопрос, а возможно ли человечеству, опираясь на технологии, сократить риски для себя и окружающих и какова роль государства в этом процессе?
ЗОЖ – новый люкс: почему модно заниматься спортом и правильно питаться
Читайте также
Мода на здоровый образ жизни набирает обороты: девушек все чаще можно заметить в тренажерном зале, нежели на свидании с парнем из тиндера, а в барах больше заказывают зеленый смузи, нежели традиционный мохито.
Неужели во всем виноваты фитоняшки из Инстаграма, усиленно пропагандирующие прелести правильной жизни? Все не так однозначно, как кажется.
ЗОЖ – это новый тренд XXI века
За последние годы рынок wellness стремительно развивается и захватывает все новые ниши. За год ведущие игроки отрасли зарабатывают примерно 3,7 триллиона долларов – колоссальный доход! Такому положению дел способствовал ряд причин.
Во-первых, целевой аудиторией стало поколение миллениалов, которое подросло и достигло покупательской способности. Молодое поколение не жалует вредные привычки, употребляет исключительно правильную пищу и осуждает фастфуд.
unsplash.com
Во-вторых, повсеместное стремление к идеалу и совершенству сыграло свою роль. Во времена, когда Инстаграм пестрит фотографиями людей с идеальными пропорциями и безупречным внешним видом, о спортивной фигуре мечтают все. Не только модели или бьюти-блогеры, для которых красота выступает решающим фактором, но и типичные офисные работники. Конечно, можно просто получить идеальный снимок, нажав на пару кнопок в фотошопе, но мода на него уже давно прошла, ценится именно реальный результат.
Наконец, ЗОЖ и подтянутая фигура в совокупности с ухоженным внешним видом стали настоящими символами успеха. Если ты хорошо выглядишь и поддерживаешь достойную физическую форму, то окружающие автоматически считают тебя состоявшимся профессионально, упорным и амбициозным человеком. А быть красивыми и успешными хотят все и всегда.
Основные черты велнес-тренда
В дословном переводе с английского wellness означает «хорошее здоровье» и предполагает целый комплекс важных составляющих. Среди них занятия спортом, сбалансированное питание и душевная гармония.
unsplash.com
Что же отличает приверженцев ЗОЖ?
Настоящие зожницы для встреч с подругами выбирают парк или йогу. Для тех, у кого нет друга по здоровому образу жизни, организуют специальные клубы, где можно встретить единомышленника.
Даже в отпуске сторонницы движения не удовольствуются пляжем и бассейном, а остановят свой выбор на лечебных курортах для восстановления спокойствия и снятия стресса. Ведь в условиях мегаполиса потребность снять стресс и напряжение возникает даже чаще, чем желание позагорать. Также в их топе занятий для отпуска – хайкинг, дайвинг, серфинг и беговые марафоны.
unsplash.com
Отличается у ценителей здорового образа жизни и режим питания. Отныне никаких коктейлей и кофе, только низкокалорийные соки. В тренде также вегетарианство и сыроедение. Все более актуальной становится фраза: «есть для того, чтобы жить», и жить при этом здоровой, сбалансированной жизнью. Начинается поиск альтернативных заменителей молочных продуктов, ведь диетологи не рекомендуют употреблять молоко после 30 лет.
Следующий закономерный этап – переход на натуральную косметику без добавок, покупка экологичной одежды, изготовление которой не вредит окружающей среде, отказ от кожи и меха в целях защиты животных.
Кого-то это удивит, но ЗОЖ имеет свою философию, без которой он не был бы полным.
Ее основная идея – научиться быть счастливыми. И это, пожалуй, ключевой момент во всем ЗОЖ и одновременно ответ на вопрос, для чего все эти ограничения и жертвы.
ЗОЖ настраивает нас на то, что мы сами творцы своего будущего, наше счастье и здоровье зависят только от нас. Бездумное потребление уходит в прошлое, а на смену приходит разумный подход.
Нужно ли нам это?
Вопрос, который сразу же напрашивается при мысли о смене образа жизни. Конечно, все мы понимаем, что здоровый образ жизни важен и приносит пользу, но, с другой стороны, увлечение им связано с отказом от любимых блюд, укоренившихся привычек и устоявшегося досуга. Поэтому сразу же находится масса отговорок, почему это нам не подходит, – от банальных, наподобие отсутствия денег и времени, до более замысловатых: мол, нужно оставаться собой и не менять себя в угоду тенденциям.
С этим фактом связаны две крайние тенденции в ЗОЖ – либо категорическое непринятие его, либо, наоборот, чрезмерное, почти фанатичное увлечение им.
Как начать жить в стиле ЗОЖ
Вы хотите улучшить внешний вид, быть модной, заботитесь о здоровье – подойдет любой вариант. Важно найти причину, которая будет вас мотивировать и поддерживать в намерении следовать новому образу жизни.
Выберите физическую активность, которой будете заниматься. Проанализируйте ваши спортивные способности, медицинские противопоказания и личные интересы – каким спортом вы бы хотели заниматься.
unsplash.com
Одних только идей без практической реализации будет явно недостаточно. Ориентируясь на календарь, подготовьте график, в какие дни и чем будете заниматься. Фитнес должен присутствовать минимум два раза в неделю с постепенным увеличением до 4–5 еженедельных тренировок.
Нельзя просто взять и с нуля освоить спорт – важно поэтапно использовать технику и правильно тренироваться. Заодно занятия с наставником позволят не расслабляться и не увиливать от тренировок, если возникнет такой соблазн.
Забудьте про жирное, копченое и сладкое. Также стоит отказаться от рафинированных продуктов и сахара. Ваши друзья – продукты, богатые омега-3, – например, льняное масло и орехи, клетчатка (она еще и способствует похудению), фрукты и овощи. Из напитков отдайте предпочтение воде и овощному соку.
Старайтесь чаще испытывать положительные эмоции и меньше нервничать. Помогают в этом любимые хобби, творчество или банальные раскраски для взрослых – прекрасный и доступный способ успокоиться после напряженного дня.
Заведите дневник своих успехов и возьмите за правило каждый день фиксировать результаты. И вскоре вы увидите, что приближаетесь к правильному режиму и делаете успехи.
Склонность к бездумным тратам, общение с токсичными людьми наносят вред вашему эмоциональному состоянию. Зачем вам то, что приносит лишь разочарование?
Тренд на здоровый образ жизни и правильное питание в молодежной среде
Тренда на ведение здорового образа жизни прослеживается по всему миру. Он активно пропагандируется, его неотъемлемой составляющей выступает правильное питание, которое должно быть не только полноценным, но и, в идеале, экологически чистым.
Россияне имеют схожие потребительские тенденции с жителями стран постиндустриального пула. Соответственно, молодые люди активно вовлекаются в фитнес движение и активно задействованы в пропаганде здорового питания, в особенности это заметно среди жителей мегаполисов.
Зримым подтверждением этого является открытие по всей стране фитнес-центров и спортивных клубов. Пользуются популярностью мероприятия по массовым занятиям йогой в парках, заказываются индивидуальные диеты, нацеленные на правильное питание.
Жителям крупных городов труднее употреблять полезные продукты питания, в числе которых могут быть и различные относительно мало вредные снэки (мясные и молочные) [1, 2], поскольку они испытывают дефицит времени и много сил тратят на дорогу на работу и с работы. Таким гражданам необходимо создавать условия для приобретения органических продуктов питания, которые могут быть предложены в формате специализированных магазинов в микрорайонах и местах скопления людей.
Кроме того, определенный интерес к здоровому образу жизни и правильному питанию можно проследить и благодаря развитию индустрии халяль и тренда употребления халяльной пищевой продукции, в том числе, и не мусульманами [3].
В крупных и средних городах открываются специализированные лавки, предлагающие мясные или рыбные продукты, требующие обработки и полуфабрикаты, готовые к быстрому приготовлению.
В целом, присутствует интерес к экологически чистым продуктам питания у населения разного возраста. Поэтому представляется целесообразным развитие подобного бизнеса в крупном городе.
Молодежная прослойка населения представляет собой в, некотором роде, «наивысшую ценность», поскольку она определяет здоровье будущих поколений россиян. Вовлечение молодежи в здоровый образ жизни и правильное питание является значимой задачей.
Именно с целью понимания готовности молодежи (преимущественно студентов) было проведено соответствующее исследование в 2014-2015 уч. г. в Ростове-на-Дону, которое характеризовало их отношение к экологически чистому продовольствию [5]. Предваряя демонстрацию данных, полученных в ходе данного маркетингового исследования, приведем информацию, которая была получена рядом других исследователей.
Вместе с тем, сама осведомленность о такой продукции и интерес к ней, свидетельствовали о том, что данный рынок при правильной информационной поддержке можно и следует развивать.
Отметим, что в осуществленном опросе молодежи (всего было опрошено 240 чел.) выявлялась их информированность о важности правильного питания, отношение к собственному здоровью и возможность, а также готовность нести дополнительные расходы за экологически чистое питание на регулярной основе [5].
Следует указать, что респонденты также указывали насколько часто они посещают фаст-фуд, который не предлагает экологически чистого питания, что позволяло сконцентрироваться на вопросе того, что декларируют молодые люди и каковы их реальные поступки в этом вопросе. Получилось, что порядка 90% знают о пользе употребления экологически чистых продуктов питания. Готовы к дополнительным расходам за приобретение экологически чистых продуктов питания порядка 75% опрошенных молодых людей, в случае, если переплата составит не более 20% от существующей стоимости обычных продуктов.
При этом респонденты не посещают сельскохозяйственные ярмарки, считая это не модным. Однако сообщили, что такие мероприятия пользуются популярностью у их родителей из-за возможности сэкономить и одновременно приобрести качественные продукты местного товаропроизводителя.
Специализированные магазины экологически чистых продуктов питания посещают 10% опрошенных, причем, не на регулярной основе, а периодически. Отметили, что в городе подобных торговых точек не достаточно. Почти 100% респондентов, при этом, имеют опыт посещения заведений фаст-фуда. Более 2/3 опрошенных посещают фаст-фуд ежедневно, остальные не реже 3-х раз в неделю [5]. Представители молодежи также отметили, что охотно приобретали бы не вредный фаст-фуд, если бы такой существовал и продавался в кафе и на фуд-кортах, поскольку для них посещение таких заведений не только еда, но, прежде всего, общение.
В целом, полученные данные свидетельствуют о расхождении намерений и реальных действий респондентов. Многие знают о пользе правильного, в идеале, экологически чистого питания, готовы за него платить, но при этом активно питаются в точках фаст-фуда, предлагаемая пища, в которых по определению не может быть экологически чистой.
Выходит, что зная о вреде собственному здоровью от употребления фаст-фуда и декларируемого желания вести правильный образ жизни, респонденты действуют вопреки высказываемым желательным вариантам потребительского поведения. Это потребовало дополнительного разъяснения возникшей ситуации в виде дополнительного собеседования с респондентами из молодежной среды.
Проведенные дополнительные собеседования, направленные на выяснение отмеченных расхождений в декларировании своих интенций и реального рыночного поведения (посещения точек фаст-фуда и непосещения магазинов экологического питания и с/х ярмарок), выявили наличие определенной психологической особенности, которая объясняет указанную двойственность поведения респондентов.
Молодые люди на данный момент считают свое здоровье крепким и устойчивым, а вред от не экологически чистой продукции они осознают, но считают его воздействие на свой организм не столь значимым по сравнению с возможностью быстрого удовлетворения потребностей по питанию и общению. Как отмечалось, употребление фаст-фуда в данном случае выступает частью социального общения. Хотя в будущем они намерены вести здоровый образ жизни и употреблять в пищу только экологически чистые продукты, в особенности, после вступления в брак и заведения детей.
Хотя уже сейчас опрошенные подтвердили, что может наступить реальный вред здоровью от употребления пищи в организациях быстрого питания (расстройство пищеварения, избыточный вес, усталость). Финансовая ситуация такова, что питаться в заведениях фаст-фуда обходится дороже, чем дома и это тоже выступает аргументом в качестве пересмотра сложившегося стереотипа приобретения и потребления пищи.
Многие отметили, что далее они планируют перестраиваться в организации своего образа жизни и переходить с «быстрых перекусов» и посещения мест фаст-фуда на правильное питание, поскольку рассматривают свое будущее здоровье, как ресурс для дальнейшей успешной жизни и профессиональной карьеры.
Уже сейчас опрошенные регулярно или периодически посещают фитнес-центры, бассейны, наряду с посещением обязательных занятий физической культуры в университете согласно учебному плану.
Тем не менее, считаем положительным фактом высокую информированность студенческой среды и молодых будущих научных работников в отношении пользы для здоровья от употребления экологически чистой продукции.
В целом, текущую осведомленность о экологически чистом продовольствии в молодежной среде можно считать достаточной. Некоторая декларативность намерений является вполне предсказуемой, но может иметь перспективы к развитию в будущем в реальные потребительские действия.
Таким образом, в больших городах и университетских центрах имеется перспективный слой настоящих и будущих потребителей экологически чистых продуктов питания. Есть перспективы активизации и вовлечения молодежи в здоровый образ жизни.
Представляется, что востребованными в плане организованного розничного общественного питания могут быть так называемые салат-бары или фреш-бары, предлагающие здоровое питание из ингредиентов, имеющих минимальный цикл от производства до прилавка, то есть произведенных на предприятиях региона.
1. Бондаренко В.А., Миргородская О.Н. Российский рынок снековой продукции: реалии и возможные перспективы // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-1 (62-1). С. 920-923.
2. Бондаренко В.А., Миргородская О.Н., Сагоян А.С. Исследование потребительских предпочтений и основных мотивов потребления колбасной продукции в современном мегаполисе // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2 (66-2). С. 806-808.
3. Бондаренко В.А., Дзотцоева К.А. Тенденции развития индустрии халяль в США и ряде европейских стран // Экономика и предпринимательство. N 3 (ч.1), 2016.с. 48-51.
4. Костоглодов Д.Д., Бондаренко В.А., Гуськов А.И. Экологический маркетинг в развитии рынка органических продуктов питания в России: эволюция, современное состояние, перспективные тенденции (региональный аспект). Монография / Ростов-на-Дону, 2014. 136 с.
5. Писарева Е.В. Маркетинговое исследование востребованности экологического продовольствия в молодежной среде: декларация, реальность, перспективы // Практический маркетинг. 2015. №10. С. 13-17.