теннесси уильямс биография интересные факты
За пределами плоти и смерти — 110 лет Теннесси Уильямсу
Теннесси Уильямс опередил свое время, но его так много ставили в Голливуде, что сегодня это неизменно удивляет: слишком уж дикими были эти пьесы для эпохи «кодекса Хейса». О нестареющем классике, интерпретациях его драматургии в кино и проблемах восприятия пишет Евгений Авраменко.
Как-то в facebook я написал пост с вопросом: «Какие спектакли по Теннесси Уильямсу, виденные вживую, „попадали“ в вас?» Оказалось, совсем немного. Один театральный критик высказался в том духе, что российский театр и Уильямс — «две вещи несовместные», другой парировал: но все виденные американские экранизации в разы мелодраматичнее и глупее российских постановок. А экранизации в подавляющем большинстве американские.
Уильямс — автор театральной природы (протяженное дыхание, сквозные мотивы, «чеховская» музыкальность действия, но и нагромождение символов), он кажется великим театральным актером, который обделен даром киногеничности и, представ перед камерой, теряет глубину и магию. Становится стерильным и плоским, особенно если камера — голливудская.
Пьесы Т. У. намного опередили свое время, автор идет по самому острию: они, с их девиациями, безумием, патологическими мотивами, Голливуду даже противостоят… Возьмем хотя бы «Трамвай „Желание“», где есть намек на нимфоманию главной героини, когда-то травмированной тем, что она застала своего мужа в постели с мужчиной. Муж, уязвленный ее словами, застрелился, а она отдавалась солдатам; и теперь ее насилует муж сестры, (впрочем, «мы ведь назначили друг другу свидание с первой же встречи»). Или «Внезапно, прошлым летом», где Миссис Венейбл хочет сделать Кэтрин лоботомию, потому что она знает что-то про ее сына Себастьяна. Это что-то — его гомосексуальность. Себастьян использовал мать, а потом и Кэтрин как приманку для знакомства с мужчинами, а еще девушка видела, как толпа подростков растерзала и съела Себастьяна… Да, пьесы, превращаясь в сценарии, оскоплялись, кренились в сторону от трагедии к хеппи-энду, но удивительно, как вообще Голливуд 1940-50-х мог взять это для экранизации.
Произведения Уильямса как будто не способствуют собственно кинематографической выразительности. Они кажутся спектаклями, записанными на пленку (справедливости ради, многие фильмы по Т. У. и вырастали из спектаклей, в кинообразах можно увидеть следы изначального сценического решения). Фильмы — богатые антрепризы, где звезды, не связанные друг с другом в жизни, съехались на один вечер из разных городов, чтобы дать представление. Много лет назад Майя Туровская, анализируя советские постановки по Уильямсу, заметила: «…Я думаю, что инструмент для постановки этого наисовременного драматурга был выработан в русском театре на заре нашего века. Он называется „атмосфера“. […] Кажется, что все термины Станиславского — „ансамбль“, „подтекст“, „второй план“, „сквозное действие“, „атмосфера“ — сущностны именно для театра Уильямса. Но они относятся не только к психологии характеров — они относятся к целому». А проблема кинематографа по Уильямсу как раз в том, что фильм как бы распадается на «актеров в ролях», да, актерское свершение может быть выдающимся, но про фильм как целое такого не скажешь.
В своих «Мемуарах» Уильямс писал, вспоминая Лоретту Тейлор, первую театральную исполнительницу Аманды в «Стеклянном зверинце»: «В жизни бывают знаки чего-то, что лежит за пределами плоти и смертности. Мне кажется, такие озарения нисходят на многих во время молитв, но я точно так же ясно чувствовал их в работе людей искусства, и яснее всего — в творчестве Лоретты. Ее искусство излучало нечто, что можно сравнить только с озарением от величайших поэтических строк — как будто воздух вокруг внезапно заливает свет из какого-то кристально чистого пространства».
Эти строки, доказывающие подлинную религиозность Уильямса, характеризуют его драматургию, где всегда есть проблески высшей реальности. Выразить это под силу более театру, который по природе своей ритуален и оперирует живыми энергиями актера и зрителя, чем кинематографу — «натюрморту», поскольку живую реальность он переводит в раз и навсегда зафиксированную материю.
Что же, получается, текст к юбилею Уильямса про его отношения с кино обречен быть flores para los muertos? — подношением мертвому?
Очевидно вот что: как настоящий драматург Уильямс не ограничивался только литературным текстом, сама жизнь откликалась на его пьесы. Это видно хотя бы по драматургии его взаимоотношений с киноактерами, рассматривать которую в чем-то интереснее, чем отдельные фильмы. Вокруг Уильямса словно образовывалась воронка, затягивающая тех, кто попадал в его поле. Недаром актеры, снявшиеся однажды в знаковой роли, им сочиненной, как правило появлялись и в другой «уильямсовской» роли.
В драматургии отношений Т. У. и актеров есть обидное упущение. Одна актриса, идеально соответствующая природе Уильямса, никогда не снималась в фильмах по его произведениям. Это Мерилин Монро. Хотя, казалось бы, кому как не ей воплощать уильямсовских героинь — эротически манких и хрупких, необычайно женственных и травмированных, идеальных, но с трагической трещиной. В самих персонах Уильямса и Монро — трагических по существу (и неспроста понятых глубже в Европе и России, чем в родной Америке) — есть сходство; включая и то, какие притяжения — отталкивания возникали у них с Голливудом. Кстати, Уильямс очень хотел, чтобы главную героиню в фильме «Куколка» Элиа Казана сыграла Монро, но роль была отдана Кэррол Бейкер.
Рекордсменом по обращениям к Уильямсу среди кинозвезд стала актриса, которая, казалось бы, совершенно не соответствует его эстетике. Это Элизабет Тейлор, которую воспринимали как антагонистку Монро. Непотопляемая, жизнелюбивая, слишком земная для Уильямса. Самоощущение жертвы ей было чуждо. Сначала на экраны вышла «Кошка на раскаленной крыше» Ричарда Брукса. Эту пьесу Уильямс называл, возможно, своей лучшей, но фильм ему не понравился. В своих «Мемуарах» драматург был краток: «Я не ожидал, что роль Мэгги-„кошки“ достанется Лиз». В следующем 1959 году вышел фильм Джозефа Манкевича «Внезапно, прошлым летом» с Тейлор в роли Кэтрин, которую она сыграла точно, и все же очевидно ее органическое несоответствие роли (смотря эту картину, ничего не могу поделать — вижу на месте Тейлор Монро). Спустя десятилетие вышел «Бум!» Джозефа Лоузи, а в конце 1980-х, уже после смерти Уильямса, — телефильм «Сладкоголосая птица юности», где Тейлор воплотила двух похожих героинь — богатых одиноких дам (одна мультимиллионерша, другая кинозвезда), обе ищут забвения в мужских объятиях, за которые готовы заплатить. И в обоих случаях кажется, что она и не играет, а «пребывает», остается собой — экстравагантной, шумной, со слоем косметики на лице, в вульгарных нарядах. И она на своем месте.
На иных актеров Уильямс влиял судьбоносно. В «Трамвае „Желание“» зажглась звезда молодого Марлона Брандо, сначала в спектакле Казана, потом и в его фильме. Бланш Дюбуа в том спектакле была Джессика Тэнди, Уильямс хотел, чтобы она снялась и в фильме, но по настоянию продюсера пригласили Вивьен Ли, уже сыгравшую Бланш в Англии в спектакле Лоуренса Оливье. Спустя несколько лет Брандо сыграл Вэла в фильме Сидни Люмета «Из породы беглецов» (экранизация пьесы «Орфей спускается в ад»), главная женская роль отдана Анне Маньяни, за несколько лет до этого снявшейся в «Татуированной розе» Даниэла Манна. Вивьен Ли в начале 1960-х предстала на экранах в «Римской весне миссис Стоун» Хосе Кинтеро. На этот раз экранизировалась не драматургия Уильямса, а его проза.
В уильямсовском круге оказался и Пол Ньюман, которого сравнивали с Брандо: сначала была «Кошка на раскаленной крыше», потом — «Сладкоголосая птица юности», не телефильм с Тейлор, а киноверсия Ричарда Брукса еще начала 1960-х, в главной женской роли — Джеральдина Пейдж (этому фильму предшествовал спектакль, где играли она и Ньюман). А за год до «Сладкоголосой птицы…» Пейдж снялась в роли Альмы в фильме Питера Гленвилла «Лето и дым». В 1987 году Ньюман поработал с драматургией Уильямса и как кинорежиссер, сняв еще одну версию «Стеклянного зверинца», одну из лучших версий пьесы. Амандой стала жена Ньюмана Джоан Вудворт, до этого сыгравшая Кэрол в картине «Из породы беглецов». Аманда получилась великолепной, хотя все помнили в этой роли Кэтрин Хепберн, в 1970-е снявшуюся в «Стеклянном зверинце» Энтони Харви… А до этого, в конце 1950-х, Хепберн великолепно воплотила Миссис Венейбл во «Внезапно, прошлым летом». Боже, как все со всеми связаны, как всё переплетено.
Ванесса Редгрейв, в 1990 году снявшаяся в роли Лейди в телефильме Питера Холла «Орфей спускается в ад», была увлечена Уильямсом и, узнав, что существует его ранняя неопубликованная пьеса «Не о соловьях», обратилась в архив уже покойного драматурга. Пьеса была напечатана и поставлена… Тэйлор Хэкфорд, муж Хелен Миррен, кстати, блеснувшей в «Римской весне миссис Стоун» 2003 года Роберта Аллена Акермана, уже несколько лет как собирается снять байопик о Теннесси Уильямсе… Алек Болдуин, проваливший роль Стэнли Ковальски в телефильме Гленна Джордана «Трамвай „Желание“» с Джессикой Лэнг, сыграл в картине Вуди Аллена «Жасмин», реинтерпретирующей мотивы и героев «Трамвая „Желание“».
Театральные режиссеры, ставившие Уильямса, подтвердят, что его пьесы, когда начинаешь над ними работать, магически влияют на жизнь. Читая об актерах, снимавшихся в фильмах Т. У., понимаешь, что сама их личная жизнь давала необходимое «дыхание» ролям, создавала метасюжет. На образ Бланш в фильме Казана наложились нервическое устройство Вивьен Ли и кризис в ее отношениях с Оливье. Биограф актрисы В. Утилов писал: «Существует весьма популярная легенда, согласно которой Вивьен Ли заболела психически после съемок „Трамвая…“. Это не так, но любопытно, что Брандо, повторивший в фильме рисунок роли, которую он исполнял на сцене полтора года назад, действительно должен был обратиться к психиатру Б. Мейерсону и лечился более десяти лет. Он ненавидел Стэнли и страшно боялся роли, ибо „друзья считали, что для Брандо Стэнли становился более чем ролью: это был его персональный мистер Хайд“ [Утилов приводит цитату из англоязычной биографии актера]». Мерседес Маккэмбридж, снимавшаяся во «Внезапно, прошлым летом», вспоминала, что «все до единого, кто был причастен к созданию картины, были несчастны. Сама обстановка и атмосфера съемок так или иначе отражались на людях» (из книги К. Келли о Тейлор). Кэтрин Хепберн страдала из-за болезни Спенсера Трейси, Монтгомери Клифт медленно уничтожал себя наркотиками и алкоголем.
Конечно, взаимоотношения Теннесси Уильямса с кино не ограничены Голливудом. Есть, улыбнемся, даже Болливуд: в 2004 году вышел индийский фильм «Акале» (режиссер Шьямапрасад) — симпатичная, хотя и без особых открытий, адаптация «Стеклянного зверинца», где действие разворачивается в католической индийской семье. Забавно, как там показан кинематограф, куда Том сбегает как в иллюзорную реальность: если в пьесе он говорит сестре, что видел большущую программу, куда входили картины с Гретой Гарбой и Микки-Маусом, то в индийской версии мы видим, как Том смотрит в кинематографе что-то в духе «Джимми, Джимми, ача, ача» — то, что стилистически выпадает из самого фильма, акварельного и ностальгического.
А бывает, что Уильямс проникает в кинематограф опосредованно и неожиданно, как в вышедшем 20 лет назад фильме Патриса Шеро «Интим». Там главный герой, решив проследить за своей анонимной любовницей, попадает в подвальный театрик, где видит ее, играющую Лауру в «Стеклянном зверинце». Тот самый эпизод, когда к ним на званый ужин приходит парень, которого воспринимают как потенциального жениха, и замкнутая Лаура с трудом открывает дверь: аутсайдерство уильямсовских персонажей резонирует с «подпольем» героев Шеро.
Или уже упомянутый фильм «Жасмин» Вуди Аллена, где Жасмин — современную Бланш Дюбуа — играет Кейт Бланшетт. Хотя эта Бланш и стала куда более прагматичной, Бланшетт (какое попадание на уровне имен!) передала трагический внутренний разлад, свойственный Уильямсу. Финал — когда по пьесе героиню должны забрать в сумасшедший дом — сделан ошеломляюще просто: Жасмин садится на скамейку, бормочет что-то сама себе под уличный саксофон, а потом эта музыка сменяется на «Печальную луну», слов которой героиня не может вспомнить… Ощущение ее безумия возникает, хотя здесь нет ни врача с медсестрой, которые приехали за ней, ни даже заветной фразы «Я всегда доверяла первому встречному». Аллен уловил, сколь важна для Уильямса музыка, создающая в его пьесах атмосферу. Более того, «Жасмин» связан не только с пьесой, но ассоциативно — и с биографией Уильямса. Мы узнаем, что обедневшая Жасмин была вынуждена работать в обувном магазине, обслуживая тех богатых дам, которые раньше собирались на ее приемах, а сам Уильямс в молодости тяготился работой в обувном. В настоящем времени фильма Жасмин устраивается ассистенткой дантиста: как и любимая сестра Уильямса Роза — до того, как разум стал ее оставлять. Уильямс вспоминал, как Роза, услышав от дантиста, что она не справляется с работой и уволена, разрыдалась и заперлась в туалете, и пришлось звонить ей домой, чтобы за ней пришли и уговорили выйти.
Пересматривая голливудские фильмы, снятые непосредственно по уильямсовским произведениям, можно подумать, что это старомодный автор, хотя на самом деле он — живой и злободневный. Он — битник и аутсайдер, предвосхитивший сексуальную революцию и студенческие бунты, эпоху хиппи, да и наши времена с постулируемой поколением хрупкостью. Он — такой острый в контексте современных гендерных сдвигов, «секспросвета», но и нового пуританства.
Конечно, кинематографу еще понадобится богатое наследие старика Т. У. И Теннесси Уильямс будет.
Кто же Вы, Теннесси Уильямс? К 100-летию выдающегося драматурга
«Для человека, так часто бывавшего на краю пропасти, я прожил удивительно счастливую жизнь, в которой было много удовольствия — и чистого и нечистого» (Теннеси Уильямс)
26 марта 1911 года в городе Коламбусе (штат Миссисипи, США) родился будущий классик Томас Ланир Уильям. Псевдоним Теннесси Уильямс был взят в юном возрасте — в университете.
Отражение его собственной семьи нашло в его пьесе «Стеклянный зверинец» 1945 года. Семья Уингфилдов — это и строгий отец Тома, коммивояжер, который не хотел чтобы он занимался литературой, и забрал его из университета штата Миссури не дав доучиться и устроив его на обувной склад, и властная зазнавшаяся мать, и депрессивная сестра.
Не желая проводить свои дни в обувной компании, юный Том начинает вести богемную жизнь, переезжая с места на место и перебиваясь случайными заработками. В 1934 году полупрофессиональная театральная труппа исполнила цикл его одноактных пьес.
Сложные отношения юного Томаса с действительностью, которые только усугубились с возрастом и привели его к глубоким депрессиям и впоследствии в психиатрическую лечебницу, и отражены в его пьесах — неровных, нервных, при отсутствии явно положительных или отрицательных героев, но именно потому заставляющих переживать и думать. Сложные характеры, изломанные судьбы, отсутствие однозначного суждения и отношения к своим героям — в этом весь характер писателя. Он сам говорил неоднократно, что все, о чем он пишет — это то, что сам пережил. Сам писатель, может, и не побывал в таких сложных жизненных ситуациях, как его герои, но внутренний мир, переживания и мысли своих героев он всегда отождествлял с собой.
В основном он выражает себя через женские образы — чему способствовала его гомосексуальная натура. «Бланш — это я», — сказал он о героине пьесы «Трамвай Желание» (1947 год, Пулитцеровская премия). Томас говорит, что в этом произведении присутствует жестокость — единственный грех, который он признавал.
«Теннеси Уильямс никогда не любил победителей, он всегда был поэтом побежденных» — сказал Виталий Вульф.
И он действительно воспевает Бланш. Пронзительная песнь о людях, остро нуждающихся в любви. Героям Уильямса, наверное, не надо понимания, зачастую их и не поймут, потому что они выбиваются из общепризнанных канонов, они немного не такие, как окружающие. Им надо, чтобы их просто немного любили, хотя бы некоторое время.
1951 год — «Татуированная роза», 1952 год — «Лето и дым».
1955 год — «Кошка на раскаленной крыше», вторая Пулитцеровская премия.
Удивительное произведение, в котором раскрылось желание находить и описывать автора в своих героях, червоточины в характерах. Герои описаны с такой любовью и беспристрастностью, что это просто завораживает. Можно сказать, что отражена семейная история, драма, в которой острее всего виден так часто описывающийся писателем поединок любовь-ненависть.
Поединок жестокий, красивый, завораживающий. Своеобразное танго, длящееся несколько лет.
1961 год — «Ночь игуаны», пьеса с очевидным символом — живой игуаной на веревке, яркая параллель с героями, которые привязаны своими страстями, привычками, обязанностями и не могут, хотя и остро желают, вырваться на свободу.
Дважды выдвигался на премию Оскар — 1952 год, за сценарий к фильму по пьесе «Трамвай желаний», 1957 год — сценарий к фильму «Куколка» по двум его пьесам «27 тележек с хлопком» и «Несъедобный ужин».
Пьесы по его произведениям до сих пор идут на подмостках театров всего мира. Актуальность они не теряют и по сей день.
1959 год — «Сладкоголосая птица юности». Переживает непростой период — потеря интереса к работе, потеря близкого человека, тяжелая и длительная депрессия.
Сумев восстановиться, в шестидесятые пишет пьесы, рассказы, стихотворения. Уже не так горит желанием работать с театром. В 1975 году пишет удивительно откровенные мемуары. Как бы ставя точку в своей яркой и беспокойной жизни.
Теннесси Уильямс
Биография
Теннесси Уильямс — драматург, которого литературные критики называют американским Чеховым. Пьесы автора — истории об одиночестве главного героя, о неспособности найти гармонию с окружающим миром. Персонажи писателя утонченные, а мир, окружающий их, кажется грубым. Многие сюжетные линии, типажи, детали появлялись в произведениях творца на основе событий, происходивших в его жизни.
Детство и юность
Настоящее имя американского классика — Томас Ланир Уильямс III. Драматург родился 26 марта 1911 года в Колумбусе, в штате Миссисипи. В раннем возрасте мальчик переболел дифтерией, что подорвало его здоровье. Отец Томас Корнелиус, торговавший обувью и сильно пивший, был недоволен тем, что наследник растет не таким крепким, как другие дети. Между ним и матерью Теннесси Эдвиной постоянно происходили скандалы.
“Everything that is tearing us down today will become a memory, and this memory will be shared as an anecdote or a story.
Вскоре семья переехала в Сент-Луис. Здесь подросток поступил в школу Солдан. Уже тогда Томас увлекся литературой, его любимыми авторами стали американский поэт Харт Крейн и русский драматург Антон Чехов. С 1929 по 1931 год юноша был студентом Миссурийского университета, где учился на факультете журналистики. В тот период он начал писать стихи, рассказы, пьесы и представлять сочинения на литературных конкурсах.
Личная жизнь
Личная жизнь писателя была наполнена драматическими событиями, некоторые затем легли в основу его произведений. В конце 30-х годов парень понял: его привлекают мужчины. Первым возлюбленным молодого человека стал Фред Мелтон.
В 1940 году Теннесси увлекся канадским танцовщиком по имени Кип Кирнан, однако вскоре тот сообщил о женитьбе. Уильямс пережил настоящую драму, которая усилилась новостью о смерти Кипа в 1944-м. Чувства к канадцу автор отразил в пьесе «Что-то смутно, что-то ясно».
Яркой оказалась недолгая связь американца с мексиканцем Панчо Родригес-и-Гонсалесом. Парень изводил драматурга ревностью и злоупотреблял алкоголем. Роман прекратился в 1947 году, но почти до самой смерти Теннесси мужчины оставались приятелями. Новая влюбленность в юного итальянца Рафаэлло вдохновила писателя на создание «Римской весны миссис Стоун».
“This was how it always was: after a night apart, lost in a parade of strangers and giddy acquaintances, they reunited.
Самыми продолжительными в биографии Уильямса стали отношения с Фрэнком Мерло, которые продлились почти 15 лет. Мужчина стал не только отдушиной для сердца писателя, но и взял на себя функции секретаря, занимался бытовыми вопросами. Страстные натуры обоих, однако, вели к изменам, что стало причиной разрыва. Вскоре после расставания врачи обнаружили у Мерло последнюю стадию рака легких.
Узнав об этом, драматург вернулся к возлюбленному и заботился о мужчине до его смерти в 1963 году. Уход Фрэнка погрузил классика в глубокую депрессию, он много пил и использовал запрещенные препараты. Писателя неоднократно госпитализировали и помещали в клиники для душевнобольных.
Драматургия
Первую пьесу «Весенняя гроза» молодой человек выпустил в 1937 году. Но до выхода «Стеклянного зверинца» произведения драматурга оставались без внимания публики. В этой драме американец отразил личные переживания периода работы на обувной фабрике, которая оказалась ненавистной для его тонкой и чувствительной души.
Главный герой Том Уингфилд вспоминает о времени, когда жил с матерью Амандой и сестрой Лаурой. Вспыльчивая и амбициозная мать страстно желает, чтобы сын получил повышение, а дочь вышла замуж. Дама не обращает внимания на то, что работа в обувной лавке угнетает молодого человека, а девушка нелюдима из-за физического недостатка — одна нога Лауры короче другой.
Прототипом для персонажей пьесы стала семья драматурга — неуравновешенная Эдвина и сестра Роуз, мучившаяся от приступов затяжной депрессии. Сочинение получило успех у читателей, было поставлено на Бродвее.
В 1947 году Уильямс написал новое творение «Трамвай “Желание”». В центре сюжета — конфликт между Бланш Дюбуа и Стэнли Ковальски. Дама, оставшись без работы, приезжает на время к сестре Стелле, ожидающей ребенка. Утонченная, привыкшая к изысканной обстановке, манерная гостья сразу вызывает неприятие мужа Стеллы Стэнли.
Этот грубый, неотесанный рабочий выступает полной противоположностью героини. Мужчина делает все, чтобы досадить Бланш, разрушить ее счастье. Отправив супругу в родильный дом, Ковальски насилует Дюбуа, после чего та сходит с ума. Пьеса получила большой успех и была экранизирована в 1951 году. Главные роли в картине блистательно сыграли Вивьен Ли и Марлон Брандо.
В том же году драматург издает новую драму «Татуированная роза», повествующую о перипетиях судьбы. Серафина Делла Роза теряет мужа Росарио. Прах с телом мужчины она хранит в урне у себя дома. Проходит время, героиня знакомится с водителем Альваро. Тот признается, что вместе с ее супругом ухаживал за местной красавицей Эстель. Эта новость ранит женщину, однако новое чувство к водителю смягчает гнев.
The 72nd annual edition of the Festival de Cannes is officially underway, but here’s a look at the 1976 Festival, which found Tennessee Williams and Charlotte Rampling having a grand time.
В 1955 году библиография Уильямса пополняется пьесой «Кошка на раскаленной крыше». Повествование переносит читателей в дом плантатора Политта по прозвищу Большой Папа. Дни его жизни сочтены, и старший сын Гупер стремится стать главным наследником. Любовь отца все же отдана младшему Брику.
Однако у того нет детей, хотя мужчина женат. Сердце Брика хранит тайну, связанную с его супругой Мэгги и лучшим другом Скиппером. Это произведение писателя также экранизировано. В 1958 году публика увидела фильм, в котором образы молодых супругов представили Элизабет Тейлор и Пол Ньюман.
В 1973 году в творчестве автора появилась мистическая «Пьеса на двоих», которую позже Уильямс переименовал в «Крик». По сюжету брат и сестра оказываются в заброшенном театре. Чтобы выбраться из странного и опасного места, им нужно раскрыть обстоятельства самоубийства родителей.
В течение всего творчества Теннесси вдохновлялся работами Антона Павловича Чехова. Незадолго до смерти, в 1980 году, он написал «Дневник Тригорина» — адаптацию чеховской «Чайки». Автор продолжал работать каждый день до последнего дня жизни, хотя его поздние сочинения уже не имели успеха пьес 50-х годов.
Смерть
Драматург умер 25 февраля 1983 года. По предварительному заключению медэксперта, причиной смерти стало попадание в дыхательные пути мужчины колпачка от пузырька с лекарством. Однако позднее в отчетах появилась информация о том, что писатель погиб от передозировки алкоголя и успокоительных.
Биография Теннесси Уильямса
Томас Ланир Уильямс III – американский драматург и прозаик, лауреат Пулитцеровской премии – родился 26 марта 1911 года в Коламбусе (Миссисипи).
Среди его предков – англичане, валлийцы и гугеноты. Его дедушка по материнской линии, преподобный Уолтер Дэйкин, был священником местной епископальной церкви; бабушка, Роуз О. Дэйкин, была учителем музыки. Отец Томаса, Корнелиус Коффин (Си-Си) Уильямс, сильно пьющий разъездной торговец обувью, редко бывал дома. Мать, Эдвина (урожд. Дэйкин), являлась образцом «южной красавицы» со склонностью к снобизму, неврозам и истерии. Вскоре после рождения Томаса его деда направили в приход в Кларксдейле (Миссисипи); там, в доме приходского священника, прошло детство будущего писателя.
В детстве Уильямс переболел дифтерией, что едва не стоило ему жизни и на год фактически сделало его узником в собственном доме. Отчасти из-за болезни он был не таким крепким ребёнком, каким желал его видеть отец. Корнелиус, отпрыск крепкой семьи первопроходцев из восточного Теннесси (отсюда псевдоним Уильямса), обладал жёстким характером и склонностью пускать в ход кулаки. Он презирал своего сына за изнеженность, презирал жену, связанную несчастливым браком и почти целиком сосредоточившую внимание на слабом младшем сыне. Члены семьи Уильямса в дальнейшем не раз служили ему источником вдохновения.
Когда Уильямсу было 8 лет, его отец получил должность в головном офисе Международной обувной компании в Сент-Луисе (Миссури). Поскольку семья часто переезжала, мать постоянно занималась поисками подходящего жилья. Уильямс учился в школе «Солдан», на которую позже сослался в «Стеклянном зверинце», затем в Университетской школе. В 16 лет Уильямс удостоился третьей премии (пять долларов) за эссе «Может ли хорошая жена быть и приятелем?», опубликованное в журнале «The Smart Set». Год спустя в августовском номере журнала «Weird Tales» появился рассказ Уильямса «Месть Нитокрис», тогда же он в сопровождении деда впервые посетил Европу.
В 1929-1931 Уильямс учился в Миссурийском университете, где посещал курсы журналистики. Занятия казались ему скучными, к тому же его выбила из колеи безответная любовь к девушке. Тогда же Уильямс начал представлять на литературный конкурс свои стихи, эссе, рассказы и пьесы. Он стал первым первокурсником, удостоившимся почётного упоминания на конкурсе (за пьесу «Верное слово – красота», 1930)
После того как Уильямс провалил курс военной подготовки, отец забрал его из университета и устроил на фабрику Международной обувной компании. Хотя 21-летний Уильямс ненавидел монотонность, недовольство новой рутинной работой подвигло его писать ещё больше: он поставил себе цель писать по рассказу в неделю, работая по субботам и воскресеньям, часто до глубокой ночи.
Переутомлённый, несчастливый и не имевший никакого литературного успеха, в 24 года Уильямс, пережив нервный срыв, ушёл с работы. Воспоминания об этом периоде и черты характера одного из сослуживцев на фабрике легли в основу образа Стэнли Ковальского в «Трамвае „Желание“». В середине 1930-х усугублявшийся алкоголизм и оскорбительное поведение отца Уильямса вынудили Эдвину расстаться с ним, хотя они никогда не разводились.
В 1936 Уильямс поступил в Университет Вашингтона в Сент-Луисе, в 1938 перевёлся в Айовский университет, который и закончил со степенью «Бакалавр искусств». Затем он учился в театральной мастерской при Новой школе в Нью-Йорке. В 1939 взял псевдоним «Теннесси».
В своих произведениях Уильямс упоминает писателей, которыми восхищался в ранние годы и которые так или иначе оказали влияние на его творчество: Х. Крейн, А.П. Чехов (с десяти лет), У. Шекспир, Д.Г. Лоуренс, А. Стриндберг, У. Фолкнер, Т. Вулф, Э. Дикинсон. В поздние годы к этому списку прибавились У. Инге, Дж. Джойс и Э. Хемингуэй.
В конце 1930-х Уильямс, зарабатывая на жизнь, перепробовал множество разных профессий. В 1939 благодаря своему агенту Одри Вуд он получил грант на сумму 1000 долларов от фонда Рокфеллера в знак признания его пьесы «Битва ангелов», которая была через год поставлена в Бостоне, однако успеха не имела.
Зимой 1944-1945 в Чикаго с успехом была поставлена «пьеса-воспоминание» «Стеклянный зверинец», собравшая хорошую критику. Вскоре её поставили на Бродвее, где она мгновенно стала хитом, долго не сходила со сцены и удостоилась премии Нью-йоркского кружка театральных критиков как лучшая пьеса сезона.
Оглушительный успех следующей пьесы Уильямса, «Трамвай „Желание“», закрепил за ним репутацию крупного драматурга. Широко признанный и богатеющий, Уильямс оставался неуверенным в себе, боясь, что не сможет повторить достигнутый успех. С конца 1940-х он много путешествовал со своим партнёром Фрэнком Мерло, часто уезжая на лето в Европу. Для стимуляции творческого процесса Уильямс постоянно переезжал из города в город, жил в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Ки-Уэсте, Риме, Барселоне, Лондоне.
1960-е и 1970-е в жизни Уильямса отмечены смятением и чередой творческих неудач. Качество его произведений снизилось от усугублявшегося алкоголизма и наркозависимости.
Всю жизнь Уильямс оставался близок своей сестре Роуз, которой в молодости диагностировали шизофрению. В 1943, когда её состояние стало критическим, ей сделали лоботомию. Операция оказала губительное влияние на Роуз, и оставшуюся жизнь она провела в специальных учреждениях. Как только позволили финансы, Уильямс устроил Роуз в частную клинику к северу от Нью-Йорка, где впоследствии часто навещал её. Он предоставил ей процент от доходов за свои самые успешные пьесы, шедший на оплату её содержания в клинике. Возможно, разрушительный эффект болезни Роуз стал одной из причин алкоголизма Уильямса и его зависимости от различных комбинаций амфетаминов и барбитуратов.
Дэйкин Уильямс настоял, чтобы его старший брат был похоронен на кладбище Кэлвари в Сент-Луисе, тем самым нарушив волю драматурга: Уильямс часто говорил друзьям, что хотел бы быть похороненным в море, приблизительно в том месте, где утопился Харт Крейн – один из тех, чьё влияние на собственное творчество Уильямс считал наиболее значительным.
Избранные пьесы:
1937 – Весенняя гроза
1937 – Из породы беглецов
1938 – Не о соловьях
1940 – Битва ангелов
1941 – Лестница на крышу
1944 – Стеклянный зверинец
1947 – Трамвай «Желание»
1948 – Лето и дым
1951 – Татуированная роза
1953 – Кэмино Риэл
1955 – Кошка на раскалённой крыше
1957 – Орфей спускается в ад
1959 – Сладкоголосая птица юности
1960 – Период приспособления
1961 – Ночь игуаны
1963 – Молочный фургон больше здесь не останавливается
1968 – Семь падений Миртл (Царствие земное)
1969 – В баре отеля «Токио»
1972 – Предупреждение малым кораблям
1973 – Пьеса на двоих (Крик)
1977 – Французский квартал
1979 – Прекрасное воскресенье для пикника
1980 – Костюм для летнего отеля
1980 – Дневник Тригорина
1981 – Что-то смутно, что-то ясно
1982 – Дом, обречённый рухнуть
1983 – В личинах строгого бесчинства
Одноактные пьесы:
1941 – Растоптанные петунии
1946 – 27 тележек с хлопком
1946 – Любовное письмо лорда Байрона
1946 – Предназначено на слом
1958 – Внезапно, прошлым летом
1958 – Нечто невысказанное
Экранизации произведений:
1950 – Стеклянный зверинец
1951 – Трамвай «Желание»
1955 – Татуированная роза
1956 – Куколка
1958 – Кошка на раскалённой крыше
1959 – Внезапно, прошлым летом
1959 – Из породы беглецов
1961 – Лето и дым
1961 – Римская весна миссис Стоун
1962 – Период приспособления
1962 – Сладкоголосая птица юности
1964 – Ночь игуаны
1966 – Предназначено на слом
1968 – Бум!
1968 – Последняя лихая штучка из Мобила
1973 – Стеклянный зверинец
1987 – Стеклянный зверинец
1995 – Трамвай «Желание»