Теоретические основы оценки пакетов акций
ОЦЕНКА ПАКЕТА АКЦИЙ
Оценка пакета акций в современных российских условиях является достаточно сложной задачей. Степень корректности оценки пакетов акций в значительной мере связана с общей разработанностью методичностью оценки бизнеса, совершенствованием процедур оценки пакетов акций. Отсутствие необходимого опыта оценочной деятельности, недостаточная проработанность отдельных методических вопросов оценке затрудняют развитие такого явления, как профессиональная оценка пакета акций и в целом отрицательно влияют на объективность результатов оценки.
В зависимости от предоставляемого уровня контроля над управлением акционерным обществом различают контрольный, блокирующий и миноритарный пакеты.
Контрольный пакет акций – это доля в капитале общества, обеспечивающая наличие широких возможностей контроля над обществом: избирать директоров и устанавливать размер их вознаграждения, влиять на определение стратегии развития общества, принимать решения о реорганизации или ликвидации общества, о проведении сделок с активами общества, о выплате дивидендов и многое другое.
Миноритарный пакет акций таких возможностей своему владельцу не предоставляет. Миноритарный акционер, хотя и принимает участие в управлении акционерным обществом, не в состоянии сколько-нибудь значимо влиять на управление обществом и поэтому, акция, входящая в миноритарный пакет, стоит меньше акции в составе контрольного пакета.
Блокирующий пакет позволяет своему владельцу блокировать принятие невыгодных ему решений на общем собрании акционеров и поэтому, по степени своего влияния, находится между контрольным и миноритарным пакетами.
Поскольку управленческие возможности акции от её принадлежности к контрольному или миноритарному пакетам и от возможностей реализации прав собственника, то при оценке различают контрольные и не контрольные (миноритарные) пакеты акций. Контрольным (мажоритарным) пакетом является такой пакет акций, величина которого позволяет владельцу существенным образом влиять на управление акционерным обществом.
К основным параметрам контроля за деятельностью акционерного общества относятся: форма контроля, его регламент, характер, цели, методы субъекты, процедура.
Оценка пакета акций учитывает такие важные понятия, как термин «премия за контроль» и, с другой стороны, скидка, учитывающая недостаточный контроль.
Инвесторы стремятся к контролю над компанией, из чего следует, что такой контроль ценен ценность контроля в том, что владельцы контрольных пакетов акций имеют право формировать стратегию компании. Поэтому инвестор готов купить акции с премией (по сравнению со среднерыночной ценой). Частые выгоды, даваемые контролем, в академической литературе нередко объясняют «психологически»: принято быть главным, и некоторые акционеры готовы платить за эту ценность. Иногда так оно и есть, но практическое значение этого стимула незначительно. Станет ли кто-либо переплачивать просто ради удовольствия быть главным?
Другим источником выгод для главного акционера является возможность назначить трансфертные (внутренние для корпорации) цены по которым компания рассчитывается с потребителями и поставщиками. Возможность манипулировать трансфертными ценами может быть использования и вне сделок между компанией и её филиалами. Ценность контроля есть приведённая стоимость частных выгод, получаемых главным акционером. Сумма частых выгод, а, следовательно, и ценность контроля, зависит от степени защищённости прав мелких акционеров.
Наличие существенных частных выгод у главных акционеров разрушают многие простые процедуры получения стандартных финансовых результатов. Так, цену компании нельзя определить, просто умножив рыночную стоимость акций на количество акций.
Если один акционер контролирует большинство голосов, рыночная цена является отражением ценности меньшинства акций, следовательно, стоимость компании окажется приуменьшенной. Напротив, когда два крупных акционера соревнуются за обладание контрольным пакетом, рыночная цена будет находиться под влиянием ценности контролирующих акций и стоимость компании в целом окажется преувеличенной.
Оценка доли собственности, составляющей либо контрольный пакет акций, либо такую долю (неконтрольный пакет), которая представляет интерес для потенциальных инвесторов, является чрезвычайно непростой задачей.
Для цели возможной продажи предприятия (бизнеса) важно оценить стоимость пакета акций на основе классических подходов к оценке (на основании реализации 100%-ного пакета акций с государственной регистрацией перехода прав собственности).
Оценка пакета акций из 100% осуществляется на основе оценки стоимости бизнеса. При этом следует иметь в виду следующее. Сумма стоимостей всех отдельных пакетов акций (долей бизнеса) может равняться, а может и отличаться от стоимости бизнеса в целом. В большинстве случаев сумма стоимости отдельных пакетов (долей) меньше стоимости всего предприятия, если бы оно было приобретено одним покупателем. Этот факт объясняется тем, что владение предприятием, оцениваемым как единое целое, сопряжено с иными правами и интересами, чем сумма всех интересов, взятых на миноритарной основе.
Стоимость пакета акций зависит, в том числе и от его ликвидности. В свою очередь ликвидность пакета акций зависит от объёма контроля, инвестиционных качеств и управленческих возможностей ценных бумаг и вероятности получения дохода. Вероятность получения дохода зависит от возможности роста стоимости пакета акций и получения дивидендов. Совокупность инвестиционных качеств и управленческих возможностей акций определяет их инвестиционную привлекательность, а значит, прямо влияет на их ликвидность.
По некотируемым акциям определение ликвидности, скидок и премий за ликвидность осуществляется оценщиком. И по котируемым, и по некотируемым акциям контрольные пакеты акций чаще всего более ликвидны. При прочих равных условиях пакет акций закрытого акционерного общества, как правило, имеет рыночную стоимость более низкую, чем сопоставимый пакет акций открытого акционерного общества.
Оценка пакета акций первым этапом имеет определение рыночной стоимости предприятия (акционерного общества), откуда, в свою очередь, с учетом скидок на недостаточную ликвидность и не полный контроль определяется стоимость пакетов акций акционерного общества. Исходные данные для расчета: рыночная стоимость предприятия (бизнеса); общее число обыкновенных акций; усердная стоимость одной акции (реперная стоимость акции). Рыночная стоимость пакетов акций зависит от их объема сложным образом, так как объем пакета определяет величину премий за контроль и скидок за недостаточную ликвидность пакетов акций.
Учет влияния размера пакета акций на его стоимость проводится на основе постановления Правительства РФ от 31 мая 2002 г. № 369 «Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества», в котором приведена таблица весовых коэффициентов контроля. В соответствии с этим постановлением стоимость пакета акций определяется умножением коэффициента контроля КК на величину стоимости предприятия, умноженную на доле акций в пакете.
Волатильность(Изменчивость, англ Volatility) — это статистический показатель, характеризующий тенденцию изменчивости цены. Волатильностьявляется важнейшим финансовым показателем в управлении финансовыми рисками, где представляет собой меру риска использования финансового инструмента за заданный промежуток времени. Волатильность выражается в абсолютном или в относительном от начальной стоимости значении.
Для финансовых инструментов, доход которых описывается случайным блужданием, волатильность пропорциональна квадратному корню из величины временного интервала.
Различают два вида волатильности:
· Историческая волатильность— это величина, равная стандартному отклонению стоимости финансового инструмента за заданный промежуток времени, рассчитанному на основе исторических данных о его стоимости.
· Ожидаемая волатильность— волатильность, вычисленная на основе текущей стоимости финансового инструмента в предположении, что рыночная стоимость финансового инструмента отражает ожидаемые риски.
Расчет волатильности.
Формула:
Стандартное отклонение (среднеквадратическое отклонение) или историческая волатильность:
Где:
= стандартное отклонение, или историческая волатильность
n = количество наблюдений (количество баров, свечей в рассматриваемом периоде)
m = среднее арифметическое
xi = изменения цены
Среднее равно:
При анализе ценового риска на финансовых рынках, например, при расчете волатильности акции, принято работать не с самой последовательностью цен, а с последовательностью относительных изменений.
Последовательность относительных изменений имеет ряд преимуществ по сравнению с последовательностью цен.
Во-первых, преобразуя последовательность цен в последовательность относительных изменений, мы добиваемся большей сравнимости различных последовательностей цен (различных активов). Например новые акции (IPO) могут расти и падать за короткий период в десятки раз, поэтому при расчете волатильности таких акций, нельзя использовать абсолютные значения.
Во-вторых, последовательность относительных изменений отличается большей стабильностью в том смысле, что для нее среднее и дисперсия в большей степени являются стационарными, чем среднее и дисперсия последовательности “необработанных” цен (по крайней мере, так принято считать).
Относительные изменения рассчитывают двумя путями.
1. Как процентное изменение цены:
2. Второй метод заключается в том, что в качестве переменной величины принимают логарифм отношения последующей цены к цене предыдущей(обычно это цены закрытия), а именно:
xi равен натуральному логарифму ценового изменения:
Индикаторы волатильности:
Индикаторами волатильности на forex считаются CCI (Commodity Channel Index), полосы Боллинджера (Bollinger Bands), ATR (Average True Range), Индикатор Чайкина (Chaikin Volatility). В качестве индикаторов волатильности используют также и вышеописанное стандартное отклонение.
Для инвесторов на фондовом рынке уже стало аксиомой, что если выбирать для инвестирования один из двух финансовых инструментов, то, при прочих равных, необходимо выбрать тот, который обладает меньшей волатильностью. То есть тот инструмент, у которого наблюдаются наименьшие колебания цен. Но так ли все очевидно для инвестора, осуществляющего регулярные инвестиции? Оказывается, что при условии регулярности инвестиций, вложение средств в волатильный финансовый инструмент в итоге может показывать большую доходность, нежели вложения в стабильный инструмент.
Это утверждение подтверждается следующим условным примером, который отражает взаимосвязь волатильности акций трех компаний, с итоговой доходностью по вложениям в них. Предположим, что ЕЖЕМЕСЯЧНО инвестор вкладывает в акции этих компаний по 1000 рублей, при этом на 12-й месяц акции всех компаний продаются.
Наибольшую волатильность показывают акции компании «А», а акции компании «В» показывают равномерный прирост цены каждый месяц.
За год цена на акции всех трех компаний выросла ОДИНАКОВО. То есть, доходность вложений – одинакова. Это было бы верно, если инвестор купил акции в 1-м месяце и больше не вкладывал средств. В нашем случае, инвестор, не обращая внимания на колебания цен, планомерно инвестировал по 1000 рублей в месяц в акции каждой из компаний.
В итоге, наибольшую доходность продемонстрировал не тот инструмент, у которого наблюдался постоянный прирост цены, а тот, чьи колебания (волатильность) были наибольшими.
Теоретические основы оценки пакетов акций
Особенности акций в качестве объекта оценки. Подходы и методы оценки стоимости акций. Необходимость учета скидок и премий. Специфика методики оценки акций или пакетов акций. Принятые допущения, ограничения и пределы применения результата оценки.
Рубрика | Финансы, деньги и налоги |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.02.2012 |
Размер файла | 101,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
исследование Ш. Пратт за период 1980-1991 (опубликовано в 1993 году)
учебное пособие Службы внутренних доходов США («Руководство для проведения оценки в целях налогообложения», 1994)
исследования Гулихана, Лоуки, Ховарда и Зукина за период 1995-1997 годы
Среднее значение скидки на неконтрольный характер пакета акций, %
Скидку за низкую ликвидность следует применять по отношению к любой доле собственности (как контрольной, так и не контрольной), если ее нельзя легко продать за короткое время.
Определение корректировки на степень ликвидности
Существует множество зарубежных эмпирических исследований величины скидки на недостаточную ликвидность пакета акций, большинство из них основаны на одном из двух видов анализа:
* анализ разницы цены акций компании при первичном размещении акций (IРО) и цены акций этой компании до IРО (так называемые IРО-исследования);
* анализ разницы между ценой ограниченной акции и акции той же публично торгуемой компании без ограничений на время продажи (исследования акций с ограничениями).
С 1980 года в США было проведено несколько исследований в отношении скидок на основе анализа первичных размещений акций. Наиболее обширными с точки зрения объема используемых исходных данных для анализа и пользующимися наибольшим авторитетом среди американских аналитиков являются исследования Джона Д. Эмори. Его исследования публикуются в журнале «Оценка бизнеса». В своих первых восьми исследованиях (1980-1995) Эмори рассмотрел более 2 200 проспектов и проанализировал 310 сделок. Он исключал из выборки компании на стадии развития, компании с операционными убытками и компании с ценой акции при 1РО менее 5 долларов за акцию. Все сделки, которые он рассматривал, имели место в 5- месячный период до IРО.
Средние арифметические и медианные скидки на недостаточную ликвидность, выявленные в 8 исследованиях Эмори, составили 44 и 43 процента соответственно. В более поздних исследованиях (с ноября 1995 до декабря 1997 года) средняя арифметическая составила 43, а медианная 42 процента.
Два исследования скидок на недостаточную ликвидность также провел Дж. Хитчнер. Его первое исследование основывалось на данных исследования Эмори. Как уже упоминалось, Эмори определял скидки для компаний, которые имели сделки со своими акциями в период 5 месяцев до 1РО. Хитчнер проанализировал и рассчитал скидки по сделкам, которые имели место в период 5-го, 4-го, 3-го месяцев до первичного размещения акций с целью выявить, будет ли скидка выше для компаний, которые проводили сделки со своими акциями за более далекий от публичного размещения акций срок. Результаты исследований сделок за период с января 1980 до июня 1995 года показали следующее:
* по 47 сделкам, которые совершались ровно за 5 месяцев до IРО, среднее и медианное значения скидки составили 54 и 50 процентов соответственно;
* по 43 сделкам, которые совершались ровно за 4 месяца до IО, среднее и медианное значения скидки составили 51 процент;
* по 56 сделкам, которые совершались ровно за 3 месяца до IРО, среднее и медианное значения скидки составили 43 и 42 процента соответственно;
Второе исследование Хитчнер проводил, основываясь на информации, содержащейся в проспектах сопоставимых компаний в сфере консалтинга. С февраля 1995 по июнь 1996 года он исследовал 23 сделки с акциями 14 компаний в течение 15 месяцев до IРО. Среднее и медианное значения скидки составили 51 и 52 процента соответственно.
Исследования акций с ограничениями
В США исследования акций с ограничениями основываются на изучении покупок ограниченных акций инвестиционными компаниями.
Инвестиционные компании регулярно покупают размещаемые ограниченные акции частных компаний. Ограниченные акции могут выпускаться и продаваться торгуемой компанией публично, без предварительной регистрации в Комиссии по ценным бумагам и биржам (SЕК) США. Эти ценные бумаги обычно не могут быть перепроданы в течение минимум одного года в соответствии с руководством правила 144 SЕК. В связи с ограниченностью ликвидности этих акций инвестиционные компании покупают их по ценам более низким, чем цена зарегистрированной акции той же компании. Разница между этими двумя ценами представляет собой дисконт за недостаточную ликвидность (рыночность).
В 1970-х годах SЕК США выпустило требование о публичности записей о сделках инвестиционных компаний. Доступность этих записей предоставила возможность аналитикам непосредственно определять скидку на недостаток ликвидности по акциям, покупаемым инвестиционными компаниями, и использовать их для сравнения при определении скидок по акциям открытых компаний.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США провела исследование, результаты которого были опубликованы в 1971 году. Это исследование охватывало период с января 1966 до 30 июня 1969 года. В нем анализировались покупки, продажи ограниченных акций, держателями которых являлись финансовые компании, раскрывавшие в своей отчетности оценку этих акций. В результате исследования было выявлено, что средняя скидка составляет около 26 процентов для всех компаний.
Информация о наиболее важных исследованиях представлена в следующей таблице:
Источник информации о значениях скидок на недостаточную ликвидность пакета
Период, охваченный исследованием
Эмпирически выявленный уровень скидки на недостаточную ликвидность пакета, %
Первые 8 исследований Джона Д. Эмори. (журнал «Оценка бизнеса»)
Более поздние исследования Джона Д. Эмори
18 исследований Willamette Management Associates
Исследования Дж. Хитчнера
Исследование Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SЕК)
Stryker and Pittok
Management Planning Inc
Columbia Financial Advisors Inc
Среднее значение скидки на недостаточную ликвидность пакета акций, %
Величина скидки на низкую ликвидность составляет 33,6%.
Стоимость пакета обыкновенных именных акций, составляющих 5% Уставного капитала ОАО «Торговый дом Москва-Москва», с учетом скидки на неконтрольный характер и скидки на низкую ликвидность составляет:
Таким образом, рыночная стоимость 5% пакета акций ОАО «Торговый дом Москва-Москва» на дату оценки 31 декабря 2007 года составляет округленно:
562 000 (пятьсот шестьдесят две тысячи) рублей
В современных экономических условиях акционерные общества являются одной из наиболее оптимальных форм осуществления предпринимательской деятельности.
Общественные отношения, складывающиеся в связи с созданием и деятельностью акционерного общества, многообразны и различны по своей природе и содержанию, но их в целом можно назвать корпоративными отношениями.
Существует три основных подхода к оценке стоимости акций: сравнительный, доходный и затратный, внутри которых могут быть различные варианты и методы расчётов. Оставаясь в рамках того или иного подхода, профессиональные оценщики могут использовать один или несколько оценочных методов.
Каждый из трех подходов открывает перед нами различную перспективу. Хотя эти подходы полагаются на данные, собранные на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным аспектом рынка. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако реальные рынки не являются совершенными. Часто предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы. Производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.
В работе нами были применены все возможные подходы к оценке рыночной стоимости.
Любой вид стоимости, рассчитываемый оценщиком, является не историческим фактором, а оценкой ценности конкретного объекта собственности в данный момент времени в соответствии с выбранной целью. Любой вид оценочной стоимости выражает рыночный взгляд на выгоду, которую имеет собственник данного объекта или покупатель на момент оценки. Основой стоимости любого объекта собственности является его полезность.
Стоимость бизнеса испытывает влияние физических, финансово-экономических; социальных и политико-правовых факторов, как в настоящее время, так и в прогнозируемом будущем.
1. Федеральный закон № 135-ФЗ т 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в РФ» (в ред. от 24.07.2007).
2. Приказ № 254 от 20 июля 2007 г. « Об утверждении федерального стандарта оценки « Требования к отчету об оценки ( ФСО №3)».
3. Приказ № 255 от 20 июля 2007г. «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости ( ФСО №2)».
4. Приказ № 256 от 20 июля 2007г. «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)».
5. Приказ № 303 от 29 сентября 2006 г. « Об утверждении положения о порядке проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, требованиях и порядке выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы».
6. Федеральный закон № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах».
1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» ( от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ)
7. Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете».
8. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России № 06-117/пз-н от 10.10.2006 года.
9. Постановление Правительства РФ от 14.02.2006 г. № 87 « Об утверждении Правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества».
10. Учебник «Оценка бизнеса» А.Г. Грязнова и М.А.Федотова. Издание второе, «Финансы и Статистика» Москва 2008 г.
11. «Оценка стоимости ценных бумаг» М.А. Шуклина, Учебное пособие. Волгоград Издательство «Панорама», 2006 г.
12. B.C. Болдырев, А.С. Галушка, А.Е. Федоров «Введение в теорию оценки недвижимости», Москва, 1998г.;
13. Фридман Дж., Ордуэй Н., «Анализ и оценка приносящей доход недвижимости», Спб.: ТОО «Технобалт», 1995 г.;
14. В.А. Прорвич «Основы экономической оценки городских земель», Издательство «ДЕЛО», Москва, 1998 г.;
Теоретические основы оценки пакетов акций
Особенности акций в качестве объекта оценки. Подходы и методы оценки стоимости акций. Необходимость учета скидок и премий. Специфика методики оценки акций или пакетов акций. Принятые допущения, ограничения и пределы применения результата оценки.
Рубрика | Финансы, деньги и налоги |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.02.2012 |
Размер файла | 101,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Прогноз на 2008 год:
* Усиление конкуренции между объектами из-за увеличения предложения, но при этом дефицит качественных складских площадей по-прежнему сохранится
* Сохранение дефицита качественных складских площадей на Северо-западном направлении
* Рост арендных ставок на качественные складские помещение в пределах 5-10% в связи с ростом стоимости строительства, а также превышением спроса над предложением
* Развитие спроса, обусловленное укрупнением торговых компаний, общим экономическим развитием и ростом объемов розничной торговли
* В 2008 году заявлено к вводу в эксплуатацию около 1,4 млн. кв.м качественных складских площадей, но поскольку сроки ввода часто переносятся, реальный объем качественных складских площадей может составить порядка 60% от запланированного
* Увеличение инвестиционной активности как в Москве, так и на региональных рынках
Обзор рынка торговых помещений
Рынок торговых помещений в 2007 году развивался скорее качественно, нежели количественно. Объемы ввода новых площадей оказались ниже запланированных, но обеспечили прирост рынка почти на 14%. Год был отмечен укрупнением масштабов торговых центров, площадь большинства объектов, о строительстве которых было заявлено в 2007 году, превышает 100 тыс. кв.м. В 2007 году на первый план выходит строительство торговых центров в составе многофункциональных комплексов, развитие этого направления отмечено как в Москве, так и в регионах.
Прогноз на 2008 год:
* Рост арендных ставок до 10%
* Объем введенных в эксплуатацию качественных торговых площадей в 2008 году составит около 800 000 кв.м,
* Сохранится дефицит торговых площадей
* Появление на рынке новых форматов торговых центров (outlet center, strip mall)
* Активное развитие формата магазинов «у дома»
* Продолжение сделок M&A среди сетевых ритейлеров из-за усиления конкуренции
2.5 Анализ финансового состояния ОАО «Торговый дом Москва-Моcква»
Финансовый анализ- это ключевой этап оценки, так как он служит основой понимания истинного положения предприятия и степени финансовых рисков. Результаты финансового анализа непосредственно влияют на выбор подходов, используемых при оценке.
Под финансовым положением или состоянием организации понимают ее способность обеспечить прогресс ее хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами и возможность соблюдения нормальных финансовых взаимоотношений с работниками организации и другими организациями, банками, бюджетом и т.д.
Финансовый анализ проводится на основании;
Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» за 2005., за 2006г., за 2007г. ( Приложения)
Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2005., за 2006г., за 2007г. ( Приложения)
Для характеристики финансового состояния предприятия на основании предоставленной отчетности мною была проанализирована структура активов и пассивов предприятия и рассчитаны 4 группы финансовых показателей:
— показатели финансовой устойчивости;
— показатели вероятности банкротства.
Анализ структуры активов и пассивов.
На основании предоставленной информации была проанализирована структура активов и пассивов, для чего была рассчитана доля основных статей активов и пассивов в общей сумме активов и пассивов.
За весь анализируемый период и оборотные активы и внеоборотные в структуре баланса в среднем занимают приблизительно одинаковый удельный вес: 47,3% и 52,7%, соответственно. Внеоборотные активы, в данном случае, представлены основными средствами. Наибольший удельный вес в общем объеме оборотных активов занимают:
Краткосрочная дебиторская задолженность и запасы.
Наибольший вес в структуре пассивов занимает собственный капитал компании (в среднем более 65%). Доля заемного капитала составляет 35% и представлена в основном кредиторской задолженностью.
Полученные результаты анализа активов и пассивов говорят о том, что на текущий момент структура активов отражает основное направление деятельности компании (сдача в Аренду собственных и арендуемых зданий и сооружений расположенных по адресу:
Г. Москва ул. Сергея Макеева д.11 ) и для осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятие использует преимущественно собственные источники средств.
Анализ финансовой устойчивости.
На основе предоставленной информации были рассчитаны следующие показатели финансовой устойчивости:
— коэффициент финансовой устойчивости
— коэффициент задолженности (финансового риска)
Важной характеристикой устойчивости финансового положения предприятия его независимости от заемных средств является коэффициент автономии, равный доле источников собственных средств в общем итоге баланса.
Коэффициент финансовой устойчивости характеризует уровень соотношений заемных и собственных средств на предприятии и информирует о том, преимущественно за счет какого источника осуществляется финансирование основной деятельности предприятия.
Для ОАО «Торговый дом Москва-Москва» значения коэффициента финансовой устойчивости аналогичны значениям коэффициента автономии и находятся в интервале от 0,503 до 0,796 и находятся в пределах рекомендуемых значений (0,5-0,7).
Таким образом, основная деятельность предприятия финансируется за счет собственных источников.
На основании полученных значений можно сделать вывод о том, что на протяжении последних трех лет практически все краткосрочные и долгосрочные заемные средства предприятия могут быть покрыты за счет собственного капитала.
Коэффициент маневренности для рассматриваемого периода принимает значения от 0,103 до0,504, что соответствует допустимому диапазону значений данного параметра (0,1-0,5).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что текущие пассивы частично могут быть покрыты текущими активами, что соответствует основным требованиям к эффективному ведению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В целом, характеризуя финансовую устойчивость ОАО «Торговый дом Москва-Москва», можно говорить о том, что на предприятии наблюдается нормальная финансовая устойчивость.
Платежеспособность предприятия предполагает способность своевременно осуществлять платежи с взаимодействующими субъектами. Платежеспособность является важнейшим условием кредитоспособности, которая означает наличие у организации предпосылок для получения кредита, способность возвратить его в срок.
На основе полученной информации были рассчитаны следующие показатели платежеспособности:
— коэффициент абсолютной ликвидности;
— коэффициент быстрой ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности находится в пределах рекомендуемого значения (0,2-0,7). Равномерно возрастает с каждым последующим периодом, но неизменно остается ниже минимально допустимого значения вышеуказанного диапазона.
Коэффициент быстрой ликвидности соответствует рекомендуемым значениям (более 0,8) в анализируемом периоде(от 1,243 до 0,893). В связи с этим можно сделать вывод о том, что ОАО«Торговый дом Москва-Москва» при необходимости сможет погасить все или большую часть своих краткосрочных обязательств за счет средств на различных счетах, краткосрочных финансовых вложений и поступлений по счетам в течении одного двух месяцев.
Таким образом, за рассматриваемый период наблюдается соответствие двух из трех показателей платежеспособности рекомендуемым значениям, что характеризует баланс компании как близкий к ликвидному.
Анализ деловой активности.
На основе полученной информации были рассчитаны следующие показатели деловой активности:
— период оборачиваемости активов
— период оборачиваемости текущих активов
— период оборота дебиторской задолженности
— период оборота запасов
— период оборота кредиторской задолженности
На основе полученной информации были рассчитаны следующие показатели рентабельности:
— рентабельность текущих активов
— рентабельность собственного капитала
— рентабельность реализованной продукции
Анализируя рентабельность предприятия, можно сделать вывод о том, что компания характеризуется приблизительно равномерным снижением убытков понесенных за 2005 и 2006 год и полученной 2007 году прибылью которая улучшает показатели рентабельности компании.
Выводы о финансовом состоянии ОАО «Торговый дом Москва-Москва»
В соответствии с данными отраженными в форме №1 «Бухгалтерский баланс» за период с 2004 по 31 декабря 2007 года, а также в форме№2 «Отчет о прибылях и убытках»
За аналогичный период, можно сделать вывод:
Финансовое состояние ОАО «Торговый дом Москва-Москва» характеризуется:
— приблизительно равными долями внеоборотных и оборотных активов в структуре активов баланса компании;
— преобладанием собственного капитала в структуре пассивов;
— финансовой устойчивостью близкой к нормальной;
— умеренной текущей платежеспособностью баланса.
Таким образом, с учетом периода существования компании, текущее финансовое состояние предприятия можно характеризовать как близкое к устойчивому.
2.6 Выбор подходов и методов оценки рыночной стоимости объекта оценки
Руководствуясь стандартами оценки ФСО №1,№»,№3. Оценщик при проведении оценки должен использовать (либо обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Подходы к оценке к оценке рыночной стоимости обыкновенных акций подробно рассмотрены в Главе 1 настоящей работы. В данном разделе обосновывается выбор подходов и методов, применимых к настоящему объекту оценки.
Оценщик пришел к следующим выводам.
1 Использование Метода Сравнения Продаж для сравнения рыночной стоимости пакета акций требуется:
— или наличие достаточного количества недавних продаж крупных пакетов акций предприятий, аналогичных предприятию, акции которого оцениваются. (Метод аналоговых сделок)
— или наличия достаточного количества котировок акций аналогичных оцениваемому(метод рынка капитала.)
На дату оценки условия для применения Метода Сравнения Продаж не выполняются в следствие того, что не было выявлено относительно недавних продаж пакетов акций и/или котировок акций компаний со сходной структурой активов принадлежащей к аналогичной отрасли. Отсюда следует вывод, что Сравнительный подход не может быть применим для оценки рыночной стоимости пакета обыкновенных акций ОАО «Торговый дом Москва-Москва».
Доходный Подход при оценке рыночной стоимости пакетов акций базируется на прогнозе величины денежного потока, а, по результатам анализа финансового состояния ОАО «Торговый дом Москва-Москва», предприятие ведет регулярную производственную деятельность, объекты недвижимости, по средством эксплуатации которых (сдача в аренду помещений) являются стабильными, следовательно, а так же с учетом того, что текущее финансовое состояние ОАО «Торговый дом Москва-Москва» характеризуется близкое к устойчивому, приходим к выводу, что использование Доходного подхода для целей настоящей оценки возможно с применением метода капитализации.
Не выявлено каких-либо ограничений, препятствующих оценке объекта оценки Затратным Подходом. В рамках использования Затратного Подхода применяется Метод чистых Активов, так финансовое состояние ОАО «Торговый дом Москва-Москва» на основе финансового анализа было признано близким к устойчивому.
В рамках данной оценки будет использован метод «сверху-вниз», т.е. сначала будет рассчитана рыночная стоимость 100% пакета акций, а затем будет определена рыночная стоимость 5% пакета акций ОАО «Торговый дом Москва-Москва», который и является объектом оценки.
2.7. Оценка рыночной стоимости 100% пакета акций ОАО «Торговый дом Москва-Москва» методом чистых активов в рамках затратного подхода
При оценке рыночной стоимости оцениваемой компании методом чистых активов был выбран следующий алгоритм действий:
1) Корректировка балансовой стоимости активов оцениваемой компании исходя из их рыночной стоимости.
2) Корректировка балансовой стоимости обязательств компании.
3) Расчет рыночной стоимости собственного капитала компании, представляющей собой разность между скорректированной стоимостью активов и скорректированной стоимостью обязательств.
Сведения о балансовой стоимости активов и обязательств компании можно представить в следующей таблице: