Термометр в машине показывает неправильную температуру
Автомобильный термометр: почему полезный датчик показывает неадекватные цифры
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
С каждым новым годом автомобили, которые нам предлагают на рынке дилеры, становятся все более сложными и высокотехнологичными. Быть может тот день, когда авто взмоют в голубую высь все еще далеко, однако очень много других функций, которые еще до недавнего времени считались фантастикой (электромотор, автопилот, голосовое управление, автоматический паркинг) уже стали реальностью.
Значительная часть «продвинутых» функций является дополнительными опциями. Водители ставят их на свою «ласточку» в надежде сделать жизнь проще и удобнее, однако очень часто получают лишь дополнительный повод для головной боли и извлечения бумажника из кармана. Автомобильный термометр, конечно же, не самая молодая и уже далеко не самая высокотехнологическая функция. Однако, с ним то и дело возникают проблемы у самых разных моделей авто.
Почему же градусник машины может показывать неадекватные, не соответствующие действительности данные? Например, слишком высокую температуру воздуха за бортом, которая никак не может быть реальностью. Или наоборот – слишком низкую для знойного летнего денька. В первую очередь следует понять, что автомобильный термометр работает не так, как те приборы для измерения температуры, что висят дома на окне или отправляются во время ангины под мышку.
Устройства для машины электронные, они не имеют колбы с жидкостью и работают совершенно иначе. Это небольшой терморезистор, который подключается к электросети автомобиля. Температура определяется за счет изменения показателей сопротивления данного резистора, которое меняется в соответствии с температурой воздуха вокруг. Система простая и надежная. Однако по иронии, дает сбои. В чем же дело?
А дело в неправильной установке автомобильного термометра. Очень часто его помещают на передний бампер автомобиля. В результате резистор оказывает слишком близко к работающему двигателю, и его показатели начинают искажаться из-за слишком горячего воздуха вокруг. В «чувство» аппаратура приходит только во время движения машины, однако стоит замедлиться или остановиться, как данные снова не соответствуют действительности.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Эксперты рассказали, почему термометр машины выдаёт некорректные данные
Москва, 10.12.2021, 07:37:45, редакция FTimes.ru, автор Кристина Диденко.
Сотрудники портала «АвтоВзгляд» разобрались в вопросе, который волнует многих автолюбителей. Речь идёт о неточной температуре за бортом, которую показывает термометр. Из-за чего прибор завышает показания?
Детальнее о проблеме
Для начала стоит разобраться в том, что собой представляет термометр. С технической точки зрения – это надёжное современное устройство, являющееся важной частью автомобиля. Позитивные волны, которые он передаёт в любую погоду, конечно радуют глаз, особенно когда в двери стучится долгожданная весна. Тем не менее, говорить о точности его показаний не приходится.
Например, когда за окном идет снег, а агрегат показывает температуру «+1», намекая на отсутствие опасности. Значит ли это, что можно смело давить на газ? Точно – нет. Е веские причины, исходя из которых, стоит отказаться от такой идеи:
Производители транспортных средств научились делать авто на водороде и электричестве, а адекватный градусник в машину встроить не могут? Чтобы разобраться в этом вопросе, следует подробнее узнать о технике. Любой термометр в авто отличается от градусника: в нём нет ни спирта, ни, уж тем более, ртути.
Машина узнаёт о температуре за бортом с помощью терморезистора, сопротивление которого регулярно варьируется в зависимости от воздуха извне. Электронные приборы следят за значениями и потом рассчитывают итоговую цифру, которую водитель может видеть на приборной панели. Сам по себе девайс недорогой, проверенный и компактный. Поместить его можно даже в коробку из-под спичек. Но почему же показатели врут?
Причины неправильных цифр
Ответ на вопрос о неточности показателей очень прост – дело в месторасположении устройства. Иногда его монтируют во внешнее зеркало заднего вида, но подавляющее большинство производителей прячет гаджет под передним бампером. Как известно, там достаточно места и расположение элемента не нужно менять в зависимости от комплектации машины.
Таким образом, довольно точный прибор оказывает в непосредственной близости от «сердца» автомобиля и асфальта. Как известно, двигатель способен нагреваться до весьма высоких температур, а дорожное покрытие очень быстро «набирает» градус и хорошо его сохраняет.
Следует также вспомнить о пластиковом бампере, который нагревается при солнечной погоде в считанные минуты. Кроме того, на терморезистор влияет радиатор и многие другие элементы.
Вот в таком «обществе» приходится находиться гаджету. В подобном окружении нет шансов точного расчёта температуры, особенно если автомобиль не двигается. Если же авто находится в движении, то термометр «приходит в себя» и показывает сравнительно точные сведения, информируя владельца о возможном появлении ледяной «корки» на дороге.
Другая ситуация
Важно отдельно рассмотреть ситуацию, когда гаджет выдаёт запредельно некорректную температуру. К примеру, летом показывает «-20», не позволяя водителю включить кондиционер. Такая ситуация – не редкость для старых моделей BMW. Или же случалась диаметрально противоположная ситуация – устройство уверяло, что за бортом «+30» в февральские лютые морозы.
Подобные отклонения говорят о поломке датчика или глобальных неполадках вокруг него. Если автовладелец видит подобную неисправность, то ему следует как можно быстрее посетить СТО.
Встроенный в автомобиле термометр выдает ошибочные показания: что делать?
Многие автовладельцы замечали, что встроенный в автомобиле термометр нагло врёт, зачастую показывая не совсем точную температуру, причём погрешность может доходить до плюс-минус 5 градусов. Почему же не удаётся использовать качественные термометры и обеспечить точность показаний.
Как все мы хорошо знаем, измерение температуры проводится при помощи специальных термометров, в которых в качестве рабочей жидкости используется ртуть или спирт. Такие термометры отличаются точностью показаний. Однако по определённым причинам использовать их на автомобилях не представляется возможным. В данном случае используется так называемый термистор или терморезистор, который температуру измеряет в зависимости от изменения напряжения на этом приборе. Соответственно, сигналы с терморезистора поступают в основной блок управления, где с помощью программного обеспечения производятся соответствующие расчеты, и на приборной панели выдаются данные соответствующие показания температуры окружающей среды.
Термисторы используют по причине их дешевизны, компактных размеров и доступной стоимости. Большинство используемых сегодня терморезисторов отличаются точностью работы, поэтому существенные погрешности могут вызывать недоумение у автовладельцев. Причиной является не погрешности в работе термисторов и их неточность, а месторасположение. Такие температурные датчики крепятся обычно за решёткой радиатора, соответственно они не только реагируют на изменение температуры воздуха, но и тепло, которое отражается от асфальта или идёт от разогретого двигателя.
Так, например, если зимой быстро ехать по трассе, то на термодатчик будет поступать холодный воздух и показания температуры в салоне будут существенно ниже, нежели реальная температура на улице. Аналогичным образом летом, когда нагревается асфальт и происходит отражение тепла от дороги, датчик температуры получает неверные показатели, и выводятся показания на 3-5 градусов выше, чем имеется в реальности.
Отдельные автопроизводители разработали даже специальные системы, которые с учетом текущих показателей температуры могут вносить те или иные корректировки в работу термодатчика, изменяя его показания с учетом особенностей работы этого узла. Однако даже такая интеллектуальная логика может давать сбой, что приводит к некоторым погрешностям в показаниях температуры за бортом.
Развитие интернет технологии
В новейших автомобилях и в популярных концептах используется принципиально иная схема получения данных о температуре воздуха, что позволяет обеспечить максимальную точность получаемой информации. У таких новинок автопрома отсутствуют какие-либо датчики о температуре, но в автомобиле встроены специальные системы, которые обмениваются данными с интернетом и со специальных серверов получают информацию о температуре в той или иной местности. Подобное позволяет обеспечить точность данных, но при этом имеются определенные недостатки.
В Северной Америке и в Западной Европе в крупных городах станции по измерению температуры воздуха находятся буквально в каждом районе города, а точность данных не подлежит сомнению. В Восточной Европе и в России зачастую в городе будет иметься 12 датчиков, которые отправляют данные в интернет, позволяя получить точную информацию о температуре. Тогда как в зависимости от конкретной местности и района города температура может существенно различаться. Да и что делать, если вы выехали в такую местность, где отсутствует связь с интернетом. В этом случае мы просто остаемся без показаний температуры в автомобиле.
Возможные поломки системы измерения воздуха в автомобиле
В том случае, если термометр в автомобиле безбожно врет или вовсе перестал подавать признаки жизни, то необходимо выполнить диагностику, как самого измерительного прибора, так и проводки, которая отвечает за электропитание и передачу данных. Во многих случаях причиной поломки является вышедший из строя предохранитель, который нужно просто заменить. Диагностика термодатчика и проводки выполняется при помощи обычного вольтметра, который покажет все отклонения в показателях напряжения.
Нередко ситуации, когда зимой датчик температуры показывает на несколько десятков градусов больше, нежели реальная температура воздуха. Подобное происходит в тех случаях, когда автовладелец специально закладывает картонку в решетки радиатора, чтобы предотвратить быстрое охлаждение двигателя при поездках за городом. В данном случае термодатчик не обдувается воздухом с улицы, а находится в разогретом подкапотном пространстве, что и приводит к существенному увеличению показателей температуры воздуха.
Проблемы с точностью показателей термодатчика могут возникать в тех случаях, когда термистор покрыт слоем грязи, что не позволяет датчику правильно определять температуру, соответственно появляются существенные погрешности. Решить данную проблему чрезвычайно просто. Необходимо аккуратно протереть датчик, убрав с него имеющиеся загрязнения.
В ряде случаев из строя выходит сам термодатчик, который не ремонтопригоден и неизменно требует замены. Стоимость таких запчастей не слишком высока, поэтому стоимость ремонта будет не ударит по карману автовладельца. Если вы знаете, где у вас в автомобиле располагается такой датчик, то вполне по силам выполнить ремонт самостоятельно, заменив вышедшую из строя запчасть.
Тайна датчика наружной температуры воздуха. Можно ли ему верить?
Нет ли ошибки в показателях датчика температуры наружного воздуха?
В большинстве современных автомобилей помимо температуры двигателя можно сегодня встретить еще один температурный показатель. Речь идет о температуре на улице. Вы обращали внимание, что иногда температура воздуха, которая показывается на приборной панели или информационно-развлекательном дисплее, резко меняется? Задумывались ли вы о правдивости данной температуры? А знаете ли вы, где находится внешний термометр в машине? Интернет-издание 1gai.ru объясняет тайну датчика температуры наружного воздуха в автомобиле.
Датчик температуры наружного воздуха часто фиксируется в задней части переднего бампера.
Датчик наружной температуры Prius установлен сразу за номерным знаком, внутри бампера, примерно в 30 см от земли.
Сначала давайте узнаем, где чаще всего устанавливается температурный датчик, который измеряет температуру наружного воздуха.
Возьмем для примера такие автомобили, как Toyota.
Например, у автомобилей Toyota Prius и Toyota Aqua датчик температуры расположен на нижнем конце передней панели бампера, ниже конца радиатора, на высоте около 30 см от земли по направлению к внешней периферийной решетке. В Toyota Sienta датчик расположен почти на этом же месте: в нижней правой части передней решетки радиатора, на высоте 30 см от земли, только в отличие от Toyota Prius и Toyota Aqua сдвинут вправо.
В случае с автомобилями Toyota нет большой разницы в монтажном положении температурного датчика, неважно, о какой модели идет речь (седаны, гибриды, внедорожники и т. д.). Почти всегда этот автокомпонент в основном устанавливается между внутренней частью передней решетки радиатора и радиатором.
Обратите внимание на датчик температуры воздуха на правой стороне бампера, вокруг внутренней части
Так как датчик температуры воздуха расположен близко к подкапотному пространству, на него, вероятно, влияет тепло двигателя. Но на самом деле такие датчики расположены таким образом, чтобы наружный воздух в достаточной степени оказывал на них существенное влияние.
Например, когда автомобиль находится в движении, влияние тепла двигателя минимально, так как на температурный датчик воздействует окружающая среда. То есть этот датчик предназначен для контроля температуры наружного воздуха, только когда автомобиль находится в движении. Когда автомобиль долгое время стоит на месте с заведенным мотором, показания температуры воздуха могут существенно отличаться от реального значения.
А как насчет, например, автомобилей Volkswagen? На наш запрос представитель компании ответил, что в основном все автомобили бренда имеют датчик температуры воздуха в задней части переднего бампера.
Кстати, благодаря этому датчику в автомобилях Volkswagen работает система предупреждения об образовании гололедицы на улице. Тем, кто не знает, напомним, что это система предупреждения водителя, информирующая об опасности замерзания поверхности дороги. Как правило, при падении температуры до 4 градусов по Цельсию в машине раздается предупреждающий сигнал, а на дисплее приборной панели (в зависимости от типа транспортного средства) отображается предупреждение об опасности гололедицы.
Кстати, сигнал тревоги издается, например, когда температура с минусовым значением поднимается выше нуля градусов, но не превышает 4 градусов по Цельсию. Но как только температура наружного воздуха становится более 4 градусов, система предупреждения об опасности замерзания дороги прекращает информировать водителя об опасности.
Насколько велика разница между обычным уличным термометром и наружным датчиком температуры воздуха в автомобиле?
Температура капота была измерена и достигла 81,0 градусов.
Датчик наружной температуры автомобиля в то же время показал 40,0 градусов. Если асфальт новый и слишком черный, температура, которая отображалась на дисплее в машине, была бы немного выше.
Вот пример эксперимента, который был проведен блогером из Японии. 18 августа 2019 года, когда была зафиксирована самая высокая этим летом температура в Токио (среднее значение 35,2 градуса), автовладелец решил сравнить показатели температуры воздуха, которые показывали ручной электронный градусник и автомобильный датчик температуры. В момент замеров автомобиль черного цвета стоял на асфальтированной парковке под солнечными лучами (машина простояла с 12:00 до 14:00).
Температура наружного воздуха, которую показал электронный термометр, составляла 38,8 градуса. Спустя два часа автоблогер замерил температуру на поверхности капота, которая составила 81 градус. Так нагрелся на солнце капот черного цвета. Затем автолюбитель включил зажигание и посмотрел, какую температуру показывает температурный датчик. Его значение составило 40 градусов.
Как видите, разница огромна. Даже с учетом официальных данных о погоде в тот день температурный датчик имеет довольно-таки большую погрешность, не говоря уже об огромной разнице между температурой на поверхности капота и температурой, зафиксированной автомобильным датчиком температуры воздуха.
Разница между реальными значения температуры воздуха и датчиком зависит в первую очередь от асфальтового покрытия. Есть асфальт с сильным отражением солнечных лучей. В этом случае температура на дисплее машины может не иметь ничего общего с реальным значением температуры воздуха. Как правило, температура на приборной панели немного выше реальных значений. Особенно когда машина стоит на месте с включенным двигателем и кондиционером. Но как только вы начинаете движение, разница в температуре уменьшается при попадании ветра на датчик.
Датчик температуры наружного воздуха устанавливается в основном в передней решетке радиатора или под передним бампером в таком месте, чтобы предотвратить воздействие тепла от двигателя и кондиционера. Также, как правило, датчик расположен так, чтобы не подвергаться прямому воздействию солнечных лучей.
Что касаемо высоты, чтобы нивелировать воздействие тепла, исходящего от земли, датчик обычно располагают примерно на 30 см над дорожной поверхностью. При таком расположении датчик должным образом воспринимает движущийся ветер во время движения машины. Также месторасположение температурного датчика удобнее для простой конструкции проводки.
Кстати, попутный ветер, который воздействует на датчик во время движения транспортного средства, играет важное значение для точного измерения температуры. Дело в том, что, несмотря на то что датчик расположен на 30 см от земли, тепло от земной поверхности влияет на конечные показатели температуры. Благодаря попутному ветру это влияние уходит. Именно поэтому в большинстве автомобилей температурный датчик устанавливается как можно в более высоком месте, например как можно ближе к нижнему краю передних фар.
Обратите внимание, что в некоторых автомобилях датчик температуры воздуха может быть установлен в неприметной части зеркала, но это, как правило, исключение.
Как температурный датчик в машине сообщает температуру воздуха на приборную панель?
Итак, датчик в передней части машины определяет температуру воздуха, но как он передает данные на приборную панель? Дело в том, что датчик температуры наружного воздуха является функциональным автокомпонентом, который работает с устройством под названием «Термистор», фиксирующим изменение температуры воздуха на улице.
Этот элемент использует свойство полупроводника, заключающееся в том, что его электрическое сопротивление изменяется с небольшим изменением температуры. Например, это устройство используется для работы автоматического климат-контроля, который в зависимости от температуры наружного воздуха регулирует выставленную в салоне температуру.
Термисторы, используемые в автомобилях, называются термисторами с отрицательным температурным коэффициентом. Когда температура повышается, значение сопротивления уменьшается, а изменение температуры и значения сопротивления практически равны, поэтому оно используется для датчика температуры.
Кроме того, термистор PTC (положительный температурный коэффициент) используется в качестве датчика для обнаружения повышения температуры, поскольку значение сопротивления быстро увеличивается при достижении определенной температуры. Устройство отображения в автомобиле измеряет ток, протекающий от термистора PTC, предусмотренного в датчике наружной температуры, и отображает его как наружную температуру.
Не беспокойтесь об ошибке температуры
Внешний термометр, отображаемый на приборке, показывает температуру на улице в каждый момент времени в зависимости от ситуации, в которой находится автомобиль. Если вы продолжите движение по шоссе в течение длительного времени, температура упадет, а если вы припарковались на стоянке, где асфальт отражает тепло и солнечные лучи в течение длительного времени, температура будет иметь тенденцию повышаться.
Лучше не слишком беспокоиться о температуре наружного воздуха и погрешности плюс-минус 3 градуса. Однако, если имеется значительное отклонение, например в 5 градусов или более, существует вероятность сбоя датчика, поэтому, пожалуйста, проведите диагностику. И помните, что значения температуры наружного воздуха вам необходимы не в качестве обычной функции комфорта.
Датчик температуры наружного воздуха встроен в ваш автомобиль для того, чтобы вы знали, какую температуру комфортнее всего выставить в салоне. Напомним, что для оптимального климата в салоне и более эффективного расхода топлива не следует выставлять на климатической установке слишком большую разницу между температурой наружного воздуха и температурой в салоне. Оптимально, когда разница составляет 3-5 градусов.
Градусник температуры за бортом поломалси…
Словил очередную болячку, градусник за бортом врет, уже неделю голову ломаю… Как и все решил, что сдох датчик, поехал и купил новый, поставил, но тут ждал сюрприз… Замена не помогла… Начал копать глубже, используя старый датчик и таблицу по которой в соответствии с температурой какое должно быть сопротивление, если верить яндексу, то сопротивление практически соответствовало той самой температуре, с разницей в два-три-четыре градуса примерно, такая погрешность из-за того, что нельзя определить точную температуру по показаниям на тестере, так таких значений в табличке нет, разобрав всё нафиг в первый раз делая замеры на самом датчике и из салона на клеммах компьютера климат контроля обнаружил, что есть разница в показаниях в 20кОм, соответственно где-то в проводе косяк… В связи с этим имею вопрос к знатокам, имеются ли какие либо соединительные фишки между датчиком и мозгом климата? Практически уверен, что где-то залило и коротит немного…
P. S. Утром вышел, машина показала — 10 градусов, завёл и отсоеденил градусник, машина стала показывать — 40, вместо того, чтоб показать прочерки, что и наталкивает на мнение, что где-то коротыш, температура же на улице — 17…
Некоторые открытия сделанные для себя и возможно для других…
1. При повышении температуры вокруг датчика, в тот момент когда авто стоит на месте, компьютер на это не реагирует, так как корейцы всё же продумали этот момент с теплом от радиатора походу…
2. При повышении температуры вокруг датчика, показания на панели будут меняться в большую сторону, только после небольшой поездки или при включении зажигания после длительной стоянки с выключенным зажиганием.
3. При понижении температуры вокруг датчика, компьютер реагирует сразу и показания меняются сразу и плавно.
4. Неисправность градусника напрямую влияет на работу климата, при отключенном градуснике дует холоднее (поэтому и отключил датчик, чтоб показывал — 40=))))
Вроде пока всё, возможно где то хрень получилась, с телефона не очень удобно писать, если что увижу поправлю =)