Территория без сквернословия акция
Проект акции «Мы против сквернословия»
Выбранный для просмотра документ АКЦИя МЫ ПРОТИВ СКВЕРНОСЛОВИЯ.doc
Управление общего образования администрации г. Ливны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Ливны
«Русский язык без сквернословия»
(срок реализации 2 года)
Номинация: Личностное развитие
Золотухина Любовь Николаевна,
2. Сценарий проведения молодежного форума «Русский язык без сквернословия»
3. Приложение 1 Результаты анкетирования
4. Приложение 2 Текст к презентации
5. Приложение 3 Мысли святых отцов
6. Приложение 4 Кроссворд для самых маленьких участников акции
7. Сценка «Девочка и старик»
8. Фотоматериалы с форума
Паспорт социального проекта
Название «Русский язык без сквернословия»
Автор проекта Золотухина Любовь Николаевна, педагог-организатор МБОУСОШ№6 г. Ливны
социальный педагог Тараненко О.Н., библиотекарь Шнейдер Е.В.,
Гладунец Дарья 10 класс, Согомонян Арсен, 11 класс, Аверченко София.11 класс, Жихарев Иван 11 класс.
Краткая аннотация работы
В рамках системы воспитательной работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников разработан социальный проект «Русский язык без сквернословия» В рамках проекта проведена огромная просветительская работа.
Главная цель проекта: открыто заявить о проблеме сквернословия, донести информацию о вреде сквернословия с различных точек зрения: науки, литературы, православной культуры, эстетического развития личности. В работе над проектом применяются различные методы совместной деятельности педагогов, обучающихся, священнослужителей, администрации. Основной акцент делается на интерактивные методы: беседы, вовлечение в диалог участников акции, конкурсы, применение элементов лекторской работы, работа с презентацией. Они направлены на развитие самостоятельности, творческой активности участников акции их личностного развития. Проект будет востребован многие годы, а с проведением комплекса мероприятий, появятся новые методические материалы и разработки, а главное, опыт проведения такого рода социальных акций будет бесценной копилкой при проведении массовых мероприятий в пропаганде здорового образа жизни и чистоты русского языка.
Тема защиты русского языка, столь злободневна в наше время, занимает важное место в системе духовно-нравственного воспитания учеников школы. Социальный проект «Русский язык без сквернословия» направлен на борьбу за чистоту русского языка, который является великим духовным достоянием, святыней нашего народа.
За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; ежедневная смертность населения России более 2700 человек. По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 133 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 90-е годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин: алкоголь, наркотики, курение, не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность.
Целью проекта является духовно-нравственное воспитание обучающихся через создание социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные отечественные духовные и культурные ценности, формирование духовно-нравственного сознания и самосознания обучающихся, повышение общей культуры общения, пропаганда здорового образа жизни.
— открытое заявление о проблеме сквернословия, раскрытие информации о вреде сквернословия с различных точек зрения: науки, литературы, православной культуры, эстетического развития личности.
— личностное развитие обучающихся формирование духовно-нравственного сознания и самосознания обучающихся;
— сохранение чистоты великого русского языка
— внедрение новых форм коммуникации среди подростков, развитие творческих способностей, сохранение лучших традиций литературного
— формирование комплекса организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения проекта наследия России;
Педагоги, обучающиеся, родители МБОУ СОШ№6 г.Ливны, священнослужители Ливенско-Малоархангельский епархию
Этапы реализации проекта:
— проведение анкетирования школьников и обработка анонимных анкет;
— подбор материала для непосредственного проведения акций
(Акции проводятся поэтапно с родителями, младшими школьниками и старшеклассниками и студентами учебных заведений города).
— Разработка сценария проведения акций с корректировкой на разный возраст участников акции.
— освещение в средствах массовой информации;
— создание фотожурнала акции
— обучающиеся ОУ города;
— ученики воскресных школ храмов города;
— студенты училищ, техникумов, Вузов
— родительская общественность города
В работе над проектом акции применяются различные методы совместной деятельности педагогов, обучающихся, священнослужителей, администрации. В зависимости от степени включенности организационной группы и участников в процесс выделяются пассивные и интерактивные методы деятельности. Главный акцент делается на интерактивные методы: беседы, вовлечение в диалог участников акции, конкурсы, применение элементов лекторской работы, работа с презентацией. Они направлены на развитие самостоятельности, творческой активности участников акции.
Важнейшим условием осуществление проекта, методическим приемом является проведение корректировки содержания и форм каждой отдельной встречи с общественностью в зависимости от возрастных особенностей участников акции. Например, для младшего школьного возраста следует включить в мероприятие видео журнала «Ералаш», «Почему мы так говорим?» ( Видео 2 ), Сценку про «Доброе слово » (Приложение 5 ), кроссворд (Приложение 6)
Для старшей аудитории необходимо создать условия обратной связи, желания высказаться и стать активными участниками мероприятия, а не пассивными наблюдателями. В этом помогают различные конкурсы для зрителей «Конкурс слоганов», «Перевод с русского на русский» и так далее.
— проведение молодежных форумов.
— повышения культуры общения в молодежной среде;
— укрепление и оздоровление межличностных отношений;
— приобретение положительного эмоционального заряда;
— увеличения числа единомышленников акции « Мы против сквернословия».
Проект не требует особых финансовых проблем и может быть реализован при условии высокой заинтересованности организационной группы, при поддержке администрации школы и епархии.
Дальнейшее развитие проекта
Проект будет востребован многие годы, а с проведением комплекса мероприятий появятся новые методические материалы и разработки, а, главное, опыт проведения такого рода акций будет бесценной копилкой при проведении массовых мероприятий в пропаганде здорового образа жизни и чистоты русского языка.
Этот проект может и должен стать проектом Всероссийского значения
Сценарий проведения молодежного форума
Добрый день, дорогие друзья!
О начале нашего мероприятия известил колокольный набат, как вы думаете почему? Потому что во все времена в период разных смут, потрясений на Руси звучал колокол, собирая людей сплотится и уберечься от беды.
Вот и сегодня колокол звучит неслучайно, потому что над Россией нависла беда, которая появилась не сиюминутно, многие годы мы не обращали внимание на то, как коверкают наш богатый и самый красивый в мире, русский язык. Мы не заметили, как сквернословие стало для нас обычным явлением. Сейчас матерный язык слышен везде: в семьи, на улице, в общественном транспорте, от людей, имеющих власть.
Причиной для сквернословия уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. Бранные слова употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми, их употребляют даже влюбленные.
Издревле матерщина в русском языке именуется сквернословием — от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное». Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов.
При подготовке этой акции мы провели анкетирование старшеклассников ОУ нашего города «Сквернословие и его последствия»
всего в анкетировании участвовали 235 человек
Мы знакомим вас с результатами анкетирования (Приложение 1)
«Невинная» привычка с точки зрения матершинника употреблять непотребные слова привела к тому, что многие используют его для связи слов, вставляя мат через каждое нормальное слово. Вот, что страшно.
Это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения, а еще и признак того, что наша русская нация просто физически вымирает.
донести до вас информацию о том, какой вред мы наносим себе, близким и своему народу, употребляя сквернословие.
Открыто заявить сегодня об этой проблеме, а также пригласить вас к откровенному разговору и, быть может, найти вместе решение, которое поможет нам бороться с этой эпидемией.
А теперь обратимся к научным фактам (Приложение 2)
Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных. Немного истории. Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Поскольку основная человеческая ценность с точки зрения древней магии это детородная функция, т.е. сфера семейных отношений, именно это и было о6ъектом при наи6олее агрессивном и недо6рожелательном отношения к человеку, на это призывались заклинания и порча. В древности все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. То, что ученые выяснили научным путем, православная церковь знала уже многие столетия.
Православные верующие знают, что Богородица особо просит у Господа спасения для Руси, ибо Русь является одним из Её уделов на Земле. Но, молясь за православную Русь, Пречистая Дева, разумеется, не поминает в своих молитвах тех, кто сквернословит.
Если человек матерным словом ругается тогда: у Престола Господня Матерь Божия данный его молитвенный Покров от человека того отнимает и сама отступает.
У меня вопрос к гостюм форума священнику храма св. великомученика Георгия Победоносца о.Роману
Так ли это и почему, с точки зрения православной веры, исключается употребление в речи бранных слов? (Ответ православных священников).
(Вопросы из зала священнослужителям).
Наукой доказано, что матерные слова вредны, но есть один доказанный учеными плюс, когда человек в сердцах крепко высказался, то считается, что он, таким образом, больше предохраняет себя от стресса, нежели те, кто сдержал в себе эмоции, Что Вы посоветуете в таких случаях.
ВСЕХ, КТО МАТОМ РУГАЕТСЯ, ЖДЕТ АД!
С чистоты мысли и слова должно начинаться всякое истинное оздоровление каждой души человеческой. Вот почему так важно прочувствовать значение слова и научиться правильному отношению к нему.
Опыт и мудрость святых отцов может помочь нам в этом. Характерным моментом для всех подвижников святости и благочестия было предельно бережное, благоговейное отношение к каждому слову, каждой мысли и даже помыслу. В святоотеческом учении имеются указания, что всякое праздное и гневливое слово приносит вред как душе говорящего, так и тем, кто слушает его, удаляя от Бога-Слова.
МЫСЛИ СВЯТЫХ ОТЦОВ ( Приложение 3)
Часто в иносказательной форме в притчах и былинах обыгрывались злые, сказанные по неосторожности, небрежности или со злом слова.
А сколько пословиц и поговорок о языке и слове у русского народа в наследии:
«Бритва скребет, а слово режет».
«Будь своему слову хозяин».
«Доброе слово для доброго дела».
«Доброе слово окрыляет».
«Доброе слово лечит, а злое калечит».
Не случайно в нашей анкете был вопрос о том, что же является причиной, того, что сквернословие прочно вошло в нашу жизнь.
Проанализировав анкеты, мы поняли, что в основной своей массе наша молодежь понимает, что словесная распущенность происходит, прежде всего от низкого уровня культуры и вседозволенности
Идет деградация нации, наш словарный состав скоро будет похож на разговор Эллочки Людоедочки, в арсенале которой было не более 30 слов. Блеск, шик, красота. У нас сейчас это круто, отвали, пофиг.
Внимание на экран журнал Ералаш «Почему мы так говорим»
Конкурс для зрителей «Перевод с русского разговорного на русский литературный»
(перевод) – Добрый день, девушки!
-Как будем время убивать?
-Топаем в киношку, новый боевичок
Давайте поразмышляем. Так, как же все-таки бороться со сквернословием? Какие меры следует принять властным структурам: городским, Российским, а может, что-то зависит и от нас?
(Разговор с аудиторией)
Подведение итогов конкурса слоганов. Награждение победителей.
(Заключительные слова священнослужителей и ведущих)
Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия.
Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.
На прощание мы хотим рассказать вам подлинную историю, которая произошла совсем недавно
«Смерть и жизнь – во власти языка»
В январе 1995 года группа разведки нашего спецназа ВДВ, уходя от преследования отрядов чеченских сепаратистов, укрылась в полуразрушенном здании Госуниверситета Чечни, что недалеко от знаменитой площади Минутка. Здесь же на одном из этажей спецназовцы обнаружили бойцов нашей пехоты – это были пацаны «срочники» с капитаном во главе. Объединившись и заняв в здании круговую оборону, наши ребята вступили в тяжелый бой. Была надежда, что соседи услышат звуки боя и придут на выручку. Со своей неразлучной СВД лейтенант Кравченко делал все, что могло зависеть от отличного снайпера. И хотя эту работу он делал весьма успешно, ситуация неумолимо ухудшалась. Огонь и натиск «духов» нарастали, а наши возможности таяли.
«Через сутки стало понятно: подмоги не будет. Патроны практически у всех уже закончились, и нас все сильнее стало охватывать чувство обреченности, предчувствия неминуемой страшной развязки. И вот тогда я, наверное, впервые в жизни так явно, напрямую, взмолился к Богу: «Господи, сделай так, чтобы мы сумели вырваться живыми из этого ада! Если останусь жив – построю Тебе храм!» Тут же пришла мысль: надо решаться на прорыв и как можно скорее. Мы, офицеры, хорошо понимали, что эта отчаянная попытка вырваться безнадежна и, по сути, безумна, тем более с такими «вояками-срочниками», совсем еще детьми. Максимум, на что мы надеялись, – так это на то, что, может, хоть кому-то удастся прорваться и остаться в живых. Может, потом хоть расскажут о нас.
Все приготовились к этому броску в вечность. Вокруг нас враг непрестанно голосил свои заклинания: «Аллах акбар!», давя на психику и пытаясь парализовать волю.
И тут мы как-то разом решили, что будем кричать наше русское: «Христос Воскресе!» Это было странное, подсказанное извне решение. Не секрет, что во всех крайних, предельных ситуациях войны мы обычно орали диким, яростным матом. А тут вдруг совсем противоположное – святое: «Христос Воскресе!» И эти удивительные слова, едва мы их произнесли, неожиданно лишили нас страха. Мы вдруг почувствовали такую внутреннюю силу, такую свободу, что все сомнения улетучились. С этими словами, закричав, что есть мочи, мы бросились в прорыв, и началась страшная рукопашная схватка. Выстрелов не было. Лишь звуки страшных ударов и хруст, боевые выкрики, брызги крови, предсмертные хрипы и стоны заколотых и задушенных «духов».
В результате мы все прорвались. Все до единого! Да, мы все были ранены, многие серьезно, кое-кто и тяжело. Но все были живы. Все потом попали в госпитали, но все и поправились. И я точно знаю, что если бы пошли на прорыв с нашим традиционным матерным криком – не прорвались бы, все бы там полегли.
Я стал священником и сейчас строю храм, работаю там же, в войсках. И теперь хорошо понимаю, что от слова, наполненного силой Божией, больше противника поляжет, чем от пули снайперской. И еще, что самое главное: тем же словом Божиим я теперь больше людей спасти смогу. »
Так почему же столь прилипчиво матерное слово и почему так трудно бывает отказаться от него? Что за сила живет в этих грязных словах? Откуда она черпается, где истоки той черной энергетики, воздействие которой ясно чувствует как сам матерящийся, так и объект его матерных поношений?
Пора сказать правду о русском мате.
Спасибо за внимание!
Нецензурная брань, ее пагубная сущность, М, Благо, 2000 г.
Правда о русском мате, С-П Епископ Митрофан (Баданин) Изд. «Библиополис» 2015г.
Тайна русского слова. Заметки нерусского человека, Василий Изарбеков, Даниловский Благовестник М. 2008г.
Причины и факторы распространения сквернословия среди учащейся молодежи, Башманова Е.П. Ученые записки. Курский электронный журнал 2010 г.
Святая сила слова, Василий Изарбеков, Даниловский благовестник, М. 2012 г.
О сквернословии. Рогозина Е.К. научный журнал «Сервис в России и за рубежом» 2008 г.
Структурно-функциональная модель психолого-педагогической профилактики сквернословия у младших школьников. Дубровина Д.А. электронный научный журнал Курского государственного университета 2016 г
Территория без сквернословия акция
В рамках профилактической акции «Территория без сквернословия» 16 февраля 2021 года в ГБНОУ «Спортивный интернат «Чертаново» Москомспорта для учащихся 5-7-х классов в количестве 140 человек была проведена беседа «Сквернословие в моей жизни».
Учащиеся школы приняли активное участие в обсуждении вопросов, связанных с употреблением ненормативной лексики в их повседневной жизни, в сети интернет.
Ребятам был дан совет отказаться от употребления нецензурной лексики, не посещать сайты антитеррористической и экстремистской направленности. И помнить слова Аристотеля, что «из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков».
ГБНОУ города Москвы «Спортивный интернат «Чертаново»
117208, г.Москва, ул. Чертановская, д.7, корп.3
Copyright © Футбольная школа «Чертаново»
All rights reserved. 2008-2021 г.
При использовании материалов сайта ссылка на
Территория без сквернословия
Методические рекомендации по профилактике ненормативной лексики
Авторы-составители: Губанова Елена Александровна, Зубков Вадим Геннадьевич, методисты ГБОУ ГМЦ ДОНМ
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…
Фёдор Тютчев
Пояснительная записка
Методические рекомендации направлены на повышение эффективности профилактической работы в образовательных организациях по формированию культуры общения у обучающихся. Культура общения выступает частью общей культуры человека. Она отражает знание норм литературного языка, соблюдение этикета, применение языковых средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми к социальной среде, выступает показателем духовного и нравственного здоровья общества. В общении главной составляющей выступает речь – форма общения людей посредством различных элементов языка. Речь является, пожалуй, самой важной составляющей нашей жизни, отражением интеллектуального развития человека. Один из аспектов речи – эстетический. Правильная речь, богатая различными стилистическими окрасками, выразительностью доставляет эстетическое удовольствие, способствует повышению уровня культуры человека. Причиной же неприятия речи становится не только её бедность и монотонность, но и ненормативная лексика. Появление в речи значительного количества сленга, ненормативной (обсценной) лексики в различных социальных группах, в том числе и молодёжной среде, заставляет обратиться к данной проблеме как к одной из основных проблем национальной языковой культуры.
Русский язык как элемент культуры общения отражает всё происходящее в социальной жизни людей. Сохранить высокое достоинство русского языка задача не только лингвистическая, но и социальная (из выступлений на заседании Совета при Президенте по русскому языку 5 ноября 2019 года под председательством Президента Российской Федерации Путина В. В.).
Основные подходы по формированию нравственных установок культуры общения в школе
Основой стратегии сохранения, упрочения, защиты и развития языковой культуры, языковой политики нашего государства выступает Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
Организация профилактической работы в образовательной среде по формированию культуры речи и культуры общения должна быть выстроена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процессу воспитания обучающегося, развитию его нравственных качеств и творческих способностей, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. Образовательная организация является местом, где обучающиеся проводят большую часть активного времени. Школа обладает большим организующим и воспитательным потенциалом, ограждающим обучающихся от неблагоприятных факторов.
Исходя из этого основными задачами в образовательной организации по формированию культуры речи и культуры общения обучающихся являются:
— освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
— формирование способности противостоять как негативным воздействиям социальной среды, так и факторам микросоциальной среды;
— развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье.
Основными направлениями работы по формированию культуры общения у обучающихся в образовательной организации выступают:
Организационные составляющие и условия проведения недели культуры общения «Территория без сквернословия»
Педагогическая деятельность по воспитанию, социализации, духовно-нравственному развитию обучающихся осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности. В рамках этой деятельности отдельное место занимает профилактика употребления ненормативной (обсценной) лексики. Следует отметить, что данная проблема актуальна. Употребление ненормативной (обсценной) лексики становится приемлемым и популярным у подростков. Это связано с рядом причин. Одной из них является открытое и безнаказанное употребление брани в средствах массовой информации (различные телепередачи, видеоролики в Интернете, современные песни, кинематограф и даже современная литература). Другая причина – употребление ненормативной лексики в ближайшем окружении подростка.
Таким образом, выяснив причины появления в словаре подростка ненормативной лексики, необходимо эти причины устранить. С этой целью следует проводить профилактическую работу педагогическим сообществом (школьным психологом, социальным педагогом, классным руководителем) с родителями обучающихся, различные мероприятия, направленные на обогащение активного словарного запаса обучающегося и тем самым вытеснение из его словаря ненормативной лексики.
Одной из форм работы по формированию культуры общения у обучающихся в образовательной организации может стать неделя культуры общения «Территория без сквернословия» в рамках проекта «Москва – позитивное пространство!».
В профилактической неделе «Территория без сквернословия» могут принимать участие педагогические работники, обучающиеся 1–11-х классов и студенты колледжей образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, а также родители (законные представители) обучающихся.
Цель профилактической недели: формирование у обучающихся сознательного отношения к культуре речи как показателю общей культуры человека.
Задачами профилактической недели могут быть:
— воспитание уважительного отношения к русскому языку и речи как явлениям культуры и средствам общения;
— совершенствование коммуникативных умений и навыков обучающихся;
— развитие потребности к речевому самосовершенствованию.
Формами мероприятий профилактической недели могут быть: диспуты, беседы, дискуссии, словесные игры, составление рассказов, моделирование проблемных ситуаций, творческие задания, литературные гостиные, встречи с писателями, поэтами, посещение музеев, выставок, просмотр кинофильмов и т. д.
Основными условиями при проведении недели культуры общения «Территория без сквернословия» должны стать:
— привлечение к организации и проведению мероприятий профилактической недели всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей, педагогов);
— тщательный отбор информации и форм воздействия на обучающихся;
— учёт возрастных особенностей обучающихся при организации профилактической недели.
Необходимо помнить, что профилактическая работа будет эффективной только в том случае, если она проводится в системе. Единые требования к обучающимся со стороны педагогов и родителей – важный аспект этой работы, без которого результативность будет минимальной. К тому же единство требований – важный принцип в работе с обучающимися, который способствует профилактике тревожности и агрессивности, сохранению психологического здоровья детей. Главное в работе с детьми – уважать достоинство ребёнка и помнить, что причину нужно искать не в ребёнке, а в его окружении. Это позволит не только правильно выстроить работу, но и достичь высоких результатов.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактической недели
Методические разработки с использованием электронных ресурсов
Литература
Материалы