Тестирование беспилотных автомобилей в россии
В России начнут анализировать результаты тестирования беспилотников
Опытная эксплуатация высоко автоматизированных транспортных средств (ВАТС) на автомобильных дорогах общего пользования началась в 2018 году. Первоначально тестирование запустили в Москве и Татарстане. В салоне автомобиля присутствует инженер-испытатель. По постановлению правительства от 2018 года эксперимент продлится до 1 марта 2022 года. В марте 2021 года началось тестирование беспилотников без присутствия человека в салоне. Как отмечал в интервью «РГ» заместитель министра транспорта Кирилл Богданов, беспилотные такси начнут массово возить пассажиров к 2035 году, кроме того, в ближайшие 15-20 лет дороги общего пользования в основном уже будут заполнены беспилотными автомобилями.
Сейчас разработкой высокоавтоматизированных транспортных средств в России занимается уже с десяток компаний и организаций. Среди них, например, Starline, СберАвтоТех, группа «ГАЗ», BaseTrack, Evocargo. В числе первых в эту сферу вышли КамАЗ, «Яндекс».
Многие из разработчиков неоднократно проводили исследования и тестирования своих беспилотников, как для участия в конкурсах, грантах, так и для вывода автомобилей в рамках эксперимента на дороги общего пользования. Материалов для анализа эффективности и безопасности беспилотников уже накопилось достаточно, отмечают в «Автонет».
В «Яндекс» пояснили «РГ», что в компании постоянно собирают и анализируют огромное количество данных со своих автомобилей, поэтому готовы предоставлять необходимую отчетность в сроки, предусмотренные приказом.
В постановление правительства 2018 года уже были внесены важные изменения. В частности, менялся порядок прохождения сертификации, расширилось число регионов тестирования. После принятия в России положений об экспериментальном правовом режиме, позволяющем провести апробацию принципиально новых разработок, технологий без дополнительных изменений в законодательстве, в постановлении правительства появились новые пункты. Предполагается, что продолжительное тестирование беспилотных автомобилей в рамках постановления правительства будет необходимым условием для вступления в программу экспериментальных правовых режимов, отметили в «Яндекс».
Тестирование беспилотных автомобилей распространили на 13 регионов России
В правительстве расширили список регионов, где разрешено проводить тестирование беспилотных автомобилей. В соответствии с документом, который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, после 1 марта эксперимент распространится на Владимирскую, Ленинградскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую и Самарскую области, а также на Чувашию, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский край и Санкт-Петербург.
До сих пор беспилотные автомобили тестировали в Москве и Татарстане. В столице со своими разработками экспериментирует «Яндекс» (в районах Раменки и Очаково-Матвеевское, на Комсомольском проспекте и в Центральном административном округе), а также Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ). В Татарстане тестирование происходит на территории завода КамАЗ в Набережных Челнах.
Пресс-секретарь технического куратора программы НП «ГЛОНАСС» Ярослав Федосеев, комментируя правительственное постановление РБК, заявил, что с самого начала проекта появилось огромное количество писем из других регионов с просьбой включить их в зону тестирования.
«Мы пошли немного по-другому и посмотрели, в каких именно регионах есть разработчики высокоавтоматизированных транспортных средств», — пояснил он. Исходя из этих данных, был составлен список субъектов, где разработчики заинтересованы в тестировании своих машин.
«В частности, в Санкт-Петербурге есть «НПО «СтарЛайн», которые горят желанием вывести свою Skoda Superb на Невский и Литейный проспекты, провести испытания в спальных районах города. Во Владимирской области — это Ковровская технологическая академия, у них есть своя разработка, которую они готовы выводить на дороги. Есть КамАЗ в Татарстане, который сможет выезжать и в другие регионы, и московский институт МАДИ, который хотел вывести свои беспилотники в Московскую область», — пояснил Федосеев.
Представитель ГЛОНАСС уточнил, что, согласно постановлению правительства, во время тестирования за рулем каждого автомобиля будет находиться инженер, который в любой момент сможет взять управление на себя и минимизировать риски ДТП. Федосеев также сообщил, что каждый автомобиль будет застрахован на сумму не менее 10 млн руб. и должен будет пройти сертификацию в лаборатории ФГУП «НАМИ» для выявления возможных недоработок.
Минэк поддержал тестирование беспилотников без водителя для подстраховки
Уже в ближайшее время возможно разрешить коммерческую эксплуатацию на российских дорогах общего пользования беспилотных автомобилей без водителя за рулем, а также их тестирование без присутствия инженера в салоне на ограниченных территориях, считает замминистра экономического развития Оксана Тарасенко. Это следует из отзыва ведомства на план по развитию беспилотного транспорта, предложенный компаниями «Яндекс», Сбербанк, КамАЗ и группой ГАЗ, который Минэкономразвития направило в Минтранс. Копия документа есть у РБК, ее подлинность подтвердил представитель Минэкономразвития.
Сейчас тестирование беспилотных автомобилей возможно в отдельных регионах, но, согласно постановлению правительства № 1415, за рулем беспилотника должен быть инженер, который сможет взять на себя управление в случае нештатной ситуации. В конце февраля власти расширили список регионов, в которых можно тестировать такие машины. Кроме Москвы и Татарстана, эксперимент распространили на Чувашию, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Краснодарский край, Санкт-Петербург, а также Владимирскую, Ленинградскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую и Самарскую области.
Зачем ослаблять регулирование автономного транспорта — в материале РБК.
Как компании предложили развивать беспилотный транспорт
После этого «Яндекс», КамАЗ, Сбербанк и группа ГАЗ разработали совместный план по расширению условий эксплуатации беспилотных автомобилей (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердили два источника на рынке). Компании предложили:
В письме замглавы Минэкономразвития говорится, что «дочка» «Яндекса» — «Яндекс Беспилотные Технологии» предложила создать экспериментальный правовой режим по коммерческой эксплуатации на дорогах общего пользования высокоавтоматизированного грузового и пассажирского транспорта без водителя за рулем в Москве, Московской области, Татарстане и Краснодарском крае.
Что ответил Минэк
Из письма Оксаны Тарасенко следует, что Минэкономразвития поддержало расширение условий опытной эксплуатации беспилотного транспорта и подготовку к постепенному переходу к его полноценной эксплуатации. Она считает возможным тестирование беспилотников с водителем на пассажирском сиденье, ограниченное тестирование без водителя в салоне, а также коммерческую эксплуатацию беспилотников в случае наличия водителя за рулем.
Ведомство предложило проработать вопрос регулирования аварий с участием беспилотных автомобилей и предусмотреть страхование ответственности за вред, причиненный с использованием беспилотников.
Кроме того, Минэкономразвития предложило дополнить план мероприятиями по устранению международного запрета на эксплуатацию беспилотных автомобилей без водителей. Речь идет о Венской конвенции о дорожном движении, согласно ст. 8 которой «каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя». Под водителем в документе подразумевается живой человек. Ранее президент некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Александр Гурко просил глав МИДа, Минтранса и Минюста приостановить действие отдельных положений Венской конвенции о дорожном движении, так как они затрудняют развитие и внедрение технологии беспилотного автомобильного транспорта в России.
Представитель Минтранса подтвердил, что они получили разработанный компаниями план и готовят для правительства консолидированную позицию причастных ведомств по данным вопросам. В министерство также поступило и письмо Минэкономразвития, но комментировать его в Минтрансе отказались.
Зачем производителям беспилотников послабления
По словам представителя «Яндекса», принятие плана «будет способствовать созданию благоприятной регуляторной среды, ускорит развитие технологии и поможет России оставаться в авангарде развития беспилотного транспорта». Он отметил, что российские разработчики беспилотных автомобилей являются одними из самых прогрессивных в мире — наряду с компаниями из США и Китая.
«Однако в этих двух странах регулирование сферы беспилотного транспорта открывает больше возможностей, чем в России. Например, в ряде штатов США уже возможен запуск коммерческого сервиса полностью беспилотного такси. Чтобы наша страна продолжала занимать лидирующие позиции, необходим переход к более прогрессивному регулированию», — указал представитель «Яндекса». В противном случае, по его словам, российским компаниям будет сложно удерживать темпы развития, аналогичные компаниям из США и Китая. РБК направил запросы в КамАЗ, Сбербанк и группу ГАЗ.
По словам представителя НП «ГЛОНАСС» Ярослава Федосеева, сегодня рынок высокой автоматизации транспортных средств находится в зачаточном состоянии и за рубежом ситуация также обстоит не лучшим образом, единого и полностью сформированного законодательства по-прежнему нет ни в одной стране мира. «Мы видим потенциальных игроков и разработчиков, которые могут содействовать развитию отрасли. Если правительство поддержит предложения «Яндекса», Сбербанка, КамАЗа и группы ГАЗ, это придаст рынку дополнительный импульс для создания экономически выгодных бизнес-моделей с использованием беспилотных технологий», — считает Федосеев.
В Москве прошли первые испытания беспилотных автомобилей
«Яндекс» вывел на улицы Москвы сразу пять таких машин. У руля сидели опытные водители, так положено по правилам дорожного движения, но их помощь не понадобилась. Впрочем, технология пока тестируется, говорили накануне о ней, кстати, и во время «Прямой линии с президентом». Однако не исключено, что, например, по центру Сколково скоро будут курисировать такие беспилотные авто.
Создатели беспилотных автомобилей уверяют: уже через каких-то пять лет в России это будет обычная ситуация. Заказываете вы такси, садитесь, а водителя за рулем нет.
Автомобиль ныряет в потоке, держит дистанцию. Пока в рамках эксперимента первые пять машин-беспилотников «Яндекса» колесят по улицам столицы. Водитель-испытатель на всякий случай следит за процессом — в любой момент готов взять управление в свои руки.
Очень волнующе, конечно. Руль крутится сам по себе! Едем с нормальной скоростью — 60 километров в час! Машина поворачивает руль довольно плавно! А вот непростой момент — выезжаем на главную дорогу, пытаемся встроиться в поток. Пропускаем автомобили, и все, нашли «окошко», и мы продолжаем движение! Робот словно бывалый и вежливый шофер — притормозит у «зебры», не будет сигналить, если кто-то замешкался впереди. Машина «видит», что горит красный свет светофора и остановилась вместе со всеми.
Самый важный тест — на дорогу выскакивает пешеход. Разработчики «Яндекса» добавили к обычному автомобилю свыше десятка разных сенсоров, откуда вся информация поступает в сверхмощный компьютер.
«Действительно, наши инженеры смогли уместить все вычислительные модули в то отделение, которые в обычном автомобиле заняты запасным колесом. Автомобиль получает информацию и обновляет информацию о своем местоположении, о том, по какой траектории он сейчас должен двигаться. Обновляем эту информацию и просчитываем траекторию несколько десятков раз в секунду», — поясняет директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей компании «Яндекс» Артем Фокин.
Машина распознает все объекты в радиусе 300 метров. Это примерно 10 автомобилей впереди. Водитель-человек своими глазами, конечно, не может так видеть дорогу. Но главное — компьютер предсказывает действия каждого на дороге и принимает решение.
«В дороге бывают люди, которые нарушают скоростной режим, нарушают предписания сигналов светофора, дорожных знаков и так далее. На все на это машина должна уметь реагировать. Именно для этого, как я уже говорил, нам нужно собрать максимальное количество данных о любых возможных сценариях», — рассказывает Артем Фокин.
Такие сценарии российские беспилотные машины еще собирают на улицах Израиля, бывали и в Лас-Вегасе. На американских дорогах тестируют уже почти 1,5 тысячи автомобилей-роботов разных производителей. Наши машины эксперты ставят в тройку лидеров. Вот только на родных дорогах беспилотники буксуют в бюрократии.
О том, что устаревшие правила мешают развитию высоких технологий, накануне президенту на «Прямой линии» рассказала глава «Яндекса» Елена Бунина.
«Может ли государство сделать у нас в стране правовые режимы на шаг, наоборот, впереди, чем в других странах, чтобы мы могли прорываться в новых технологических областях и быть круче всех? Спасибо», — обратилась к главе государства Елена Бунина.
«Сам хочу. Но мы должны учитывать все-таки особенности нашей страны. Все это должно быть хорошо подготовлено, хотя темпы должны быть, конечно, другими. Они должны быть прорывными. А здесь я полностью с Вами согласен. В Сколково создан полигон, где начинают обкатывать эти беспилотные аппараты, машины беспилотные, надо будет делать в других регионах и расширять», — сказал президент.
По плану, до конца года на тестовые заезды по Москве выйдут свыше сотни беспилотных машин. Сообща попытаются узнать все о непредсказуемых российских дорогах.
8 беспилотных российских автомобилей, которые появятся на дорогах в ближайшие годы
Пока весь мир следит за успехами Tesla и обсуждает скандалы, связанные с её автопилотом (который, к слову, так и не заработал на обещанном Маском уровне), другие не стоят на месте.
Каждый уважающий себя производитель автомобилей обратил внимание на пока ещё пустующую нишу. Не отстают и стартапы — новые имена появляются и исчезают ежегодно.
Официально Россия находится в списке догоняющих. Но так будет не всегда: пока производителей подводит инфраструктура, а не разработчики.
Что происходит в России с беспилотными автомобилями
Многие из читателей уже видели беспилотники на дорогах
Первые беспилотные автомобили появились на дорогах общего пользования в России ещё в 2018 году в Москве и Татарстане.
В 2020 появился первый цифровой полигон для тестирования беспилотных автомобилей и инфраструктуры. Следом на дороги массово вышли самоуправляемые машины «Яндекса», автомобили компании «Старлайн» и МАДИ.
Текущие испытания беспилотных автомобилей в России пока ещё проходят с инженером на водительском кресле. Куда деваться: вне полигонов по федеральному законодательству именно оператор должен прийти на помощь в критической ситуации, в том числе при риске ДТП или поломке.
Сейчас в список список регионов, допустимых для проведения тестирования, увеличился до 13 и включает, в частности, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградская область, а также Владимирская, Нижегородская, Новгородская и Самарская области.
Уже сейчас правительство открыло коридоры для беспилотных фур на трассах М11 «Нева» Москва-Петербург и строящейся М-12 Москва-Казань-Екатеринбург.
Футуристично и очень удобно. Но пока только на испытаниях
Вице-президент по технологиям НП «ГЛОНАСС» Евгений Белянко говорит, что эксперимент по тестированию беспилотных автомобилей завершится к 2022 году, по крайней мере — для легковых автомобилей.
Впрочем, «Яндекс» планировал вывести на дороги общего пользования около 1 тысяч таких машин ещё в 2019, постепенно наращивая мощности. Что-то из этого даже получилось – о них пишут СМИ, а некоторые могли увидеть подобные автомобили собственными глазами.
Но неужели кроме них нет никого, кто пытается найти свою нишу в условиях таких перспектив?
Перспективы развития беспилотных автомобилей в России
Эксперимент на территории Москвы и Татарстана, в соответствии с Постановлением правительства №1415, продлится до 1 марта 2022 года, заняв, таким образом, около четырёх лет.
Коммерческие беспилотные автомобили появятся на дорогах общего пользования в России к 2023 году. План также предусматривает, что к октябрю 2021 года в России будет разрешено тестирование робомобилей без водителя-испытателя в салоне на дорогах общего пользования
Это если верить дорожной карте между Сбербанком и Яндексом при участии «ГАЗа» и «КамАЗа», которая предусматривает три этапа.
Свежая разработка Сбера вселяет надежду на массовый запуск беспилотников
В ходе первого этапа, запланированного на 2020 год, инициатива предполагала существенно расширить условия тестирования для ускорения адаптации создаваемых систем к реальным условиям.
На втором этапе — в 2021 году — планировалось разработать нормативные и технологические условия для перехода от опытной эксплуатации к полноценной. Эта часть плана так же успешно выполняется в срок.
На третьем этапе (начиная с 2022 года) разработчики дорожной карты планировались создать условия для полноценной эксплуатации высоко- и полностью автоматизированных транспортных средств. Пока все идёт по плану.
Также ранее «КАМАЗ», Сбербанк (подразделение Sber Digital Auto) и «Яндекс» совместно разработали проект изменений в Постановление Правительства № 1415 для расширения условий опытной эксплуатации высокоавтоматизированных автомобилей для ускорения внедрения беспилотного движения.
Проект одобрили. Что ждём?
1. Cognitive Pilot КамАЗ-4308 Одиссей
Одним из самых старых проектов в России является коллаборация автомобилестроительного предприятия КамАЗ и разработчиков системы компьютерного зрения Cognitive Pilot, представленный в 2019 году под названием «Одиссей».
Серийный грузовик КамАЗа для переоборудования в беспилотник
Проект беспилотного грузовика использует серийный грузовой автомобиль КамАЗ-4308, который оснащён высокопроизводительным компьютером, видеокамерами, радарами, лидарами и ультразвуковыми датчиками, а также рядом модулей промышленной связи — Wi-Fi, 4G и даже радиопередатчиком УКВ-диапазона.
Такой большой объем данных с датчиков, прошедших обработку комплексом C-Pilot, позволил достичь невероятной точности работы комплекса — навигация ошибается всего на пару сантиметров.
Беспилотные грузовики протестировали на угольных карьерах Кузбасса для использования на опасных участках. Эксплуатация оказалась настолько успешной, что в компании появились планы для по созданию карьерного самосвала (об этом — чуть позже).
Проект доказал состоятельность и возможность доработки любого транспорта
К началу декабря 2019 года КамАЗ-4308 начал участвовать логистических операциях на дорогах на территории промплощадки КамАЗа, выполняя челночные перевозки по заданным маршрутам практически во всех производствах. Так что модель можно смело назвать самой удачной — пользы «Одиссей принёс больше коллег.
В начале этого года Cognitive Pilot объявили о заморозке проекта — компания сконцентрировалась на системах автоматического вождения сельскохозяйственной техники. Впрочем, компания вышла из совместного проекта уже давно.
Но партнёров у Камского автомобильного завода достаточно: он продолжает создавать беспилотники, в том числе при участии академических организаций.
2. НАМИ-КамАЗ-1221 ШАТЛ
Электробус для комфортабельной перевозки по ограниченным маршрутам, который был показан на Московском автосалоне аж в 2016 году. Сейчас в Казани проходит тестирование уже второй версии с изменённым дизайном и улучшенными характеристиками.
Концептуальный пассажирский транспорт может оказаться крайне востребованным
Проект НАМИ и Камского завода может перевозить до 12 человек и передвигаться со скоростью до 110 километров/час. За ходовые качестве отвечает двигатель собственной разработки мощностью 96 киловатт.
Аккумуляторной батареи российского производства ёмкостью 35 киловатт-час достаточно на 120 километров хода, заряжается она всего 50 минут.
Для ориентации в пространстве используются данные с камер, радаров, лидара на крыше и ультразвуковых датчиков.
Информация используется автономным оборудованием для текущих принятий решений и одновременно с тем передаётся в реальном времени на сервер КамАЗа через пилотную сеть 5G, которую развернул «Мегафон».
Синхронизация с диспетчерским пунктом со скоростью 1,2 гигабит в секунду и минимальной задержкой 6-8 миллисекунд позволяет оперативно решать более сложные задачи и управлять шаттлом дистанционно на дорогах общего пользования уже сегодня, без адаптации самой дорожной инфраструктуры.
3. МГТУ-КамАЗ-6561 Геркулес
Карьерный беспилотный самосвал не заставил себя ждать: как лидер отрасли, КамАЗ уже в июле 2021 года разработанную совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана модель КамАЗ-6561 с шарнирно-сочленённой рамой и двумя степенями свободы, получившую имя «Геркулес».
Беспилотный карьерный самосвал КамАЗ
Автомобиль выполнен по схеме «последовательный гибрид», имея ДВС и электрический генератор. Первый приводит в действие генератор, второй даёт энергию для тягового электродвигателя и заряжает аккумуляторную батарею.
Проект задуман пару лет назад и уже готов к серийному выпуску
Гибридное устройство позволяет местами передвигаться на электричестве, экономя до 15% топлива по сравнению с дизельными аналогами.
Есть и система рекуперация, которая происходит при спуске в карьер. Напротив, при подъёме наверх с грузом — накопленная энергия в батареях помогает подняться автомобилю в гору.
При длине в 10,1 метра самосвал оказывается одним из наиболее шустрых и поворотливых на рынке благодаря своей схеме. Кроме того, неплохим получился и КПД: при снаряженной массе в 31 тоннe «Геркулес» перевозит до 40 тонн.
Даже при сохранении водителя, продвинутый ADAS может многое изменить к лучшему в промышленности
В самосвале применяется система автономного вождения ADAS пятого уровня, которая обеспечивает движение в карьере без участие водителя, но водительское место сохранено полнофункциональным.
Он и режим дистанционного управления, позволит запустить производство и эксплуатацию новинки без длительной сертификации и законодательных решений по дорожным беспилотникам (сверхтяжёлая техника сейчас требует обязательного наличия водителя на дорогах общего пользования).
4. Volgabus MatrЁshka
Киберпанк в жизни. Но это не единственный проект Volgabus
Беспилотная коммерческая модульная система MatrЁshka состоит из модулей, в которых расположены кузовные элементы, энергетическая установка и движущие электроприводы.
Разрабатывается сразу 3 варианта:
Пассажирскую версию успели протестировать и показать на множестве автосалонов. Получилось неплохо: купейная компоновка футуристического салона показывает неплохую вместительность и обеспечивает комфорт внутреннее пространство.
Двигатель и модульные LiFePO4-аккумуляторы собственной разработки обеспечивают до 130 км хода при ограниченной скорости в 30 км/ч.
Платформа использует полный привод, управление обеспечивает оригинальная операционная система реального времени с телеметрией всех узлов автомобиля.
Предполагается интеграция всех систем в одно приложение, которое будет отвечать за диагностику, управление и маршрутизацию перемещения. Кроме того, Volgabus рассчитывает предлагать полный цикл эксплуатации, предлагая аренду автомобилей, техническое и гарантийное обслуживание транспортного средства.
Несколько экземпляров автомобиля прошли полную обкатку. Дело за правительством
Модульная схема позволяет быстро менять неисправный или требующий ТО модуль, не снимая платформу или смартбус с эксплуатации. При этом на замену модуля уходит не более 15 минут.
Модульность обеспечивает возможность проводить быструю замену центральной части кузова для выполнения различных работ, а так же менять требующие ремонта модули, не выводя транспорт из эксплуатации — прямо во время зарядки.
5. Беспилотный грузовик EvoCargo
Малотоннажник EVO-1 компании EvoCargo полностью основан на российских разработках и представляет собой продуманный гибридный концепт с питанием от электрических батарей и водородных топливных элементов. Вторые используются для генератора, когда аккумуляторы будут разряжены.
Беспилотная перевозка груза между контрольными точками серьёзно снизит себестоимость самых разнообразных товаров
Компоновка позволила сократить время заправки до 5 минут. Этого достаточно на 1000 километров без остановки, снизить массу аккумуляторов и повысить ремонтопригодность.
На дороге EVO-1 чувствует себя отлично
Грузовик разработан как полностью беспилотный: в нём отсутствуют кабина, кресло, рулевая система управления. Видимая «надстройка» — своеобразная «рубка» для оборудования, обеспечивающих как самостоятельное перемещение транспорта, так и взаимодействие с подключённой инфраструктурой «умной дороги» стандарта V2X.
Для внедрения своих беспилотников EvoCargo предлагают сервис электрических магистральных перевозок, позволяющий клиентам обойтись без покупки грузовика и капитальных затрат, оплачивая транспортные услуги по подписке или за километраж.
Подробностей немного. Но грузовик EvoCargo уже ездит, в отличие от многих зарубежных конкурентов
Тестовый запуск беспилотных грузовиков EVO-1 из 3 единиц на территории испытательного центра в Москве успешно прошел в марте 2021 года в полностью в автономном режиме с заданной скоростью с учетом дорожных знаков и разметки.
6. Безкабинный электромобиль КамАЗ-3373 Челнок
КамАЗ-3373 «Челнок» — ещё один работоспособный концепт Камского автозавода, эксплуатирующийся на собственном производстве с начала 2020 года.
Едва ли не самый интересный проект беспилотного грузовика в мире
Безкабинная платформа с бортовым фургоном имеет грузоподъёмность 10 тонн, длину 8 метров, ширину 2,55 и высоту 4 метра, развивая скорость до 40 километров в час. Отсутствие кабины позволяет разгружать фургон с обеих сторон.
Но это ещё не все: предусмотрена и симметрия световых приборов — любая сторона может быть как передней, так и задней частью грузовика. Дублируются даже органы ориентации в пространстве (лидары, радары и камеры). Для высокоточной навигации спутниковую систему продублировали инерциальной.
Запас хода «Челнока» составляет около 50 километров, которых в ходе испытаний хватало для работы в роли заводского кара на две смены (сутки).
За движение беспилотника отвечает синхронный электродвигатель, работающий от сменных батарей, полная зарядка которых занимает 5 часов при использовании зарядного устройства на 380 вольт. Возможна и более продолжительная зарядка от обычной розетки.
Что нужно – есть, все лишнее – отсутствует
Предполагается, что на платформу можно будет устанавливать не только бортовой фургон, но и сцепку для создания беспилотных автопоездов. Также планируется создание самосвала на базе представленного автомобиля.
7. BaseTracK ГАЗ Next Eva
Не только КамАЗ развивает беспилотный транспорт: ещё в июле 2019 года разработчик технологии управления транспортом BaseTracK продемонстрировал один из рабочих прототипов беспилотного маршрутного такси ГАЗель Next Eva на территории Инновационного центра Сколково.
Для проекта применили стандартную серийную маршрутку
Технология компании реализуется в виде 2 частей: «железной» части в едином исполнении для установки в стандартное транспортное средство и запатентованного программного комплекса софта для передвижения по виртуальному рельсу.
BaseTracK полностью отказались от оптических средств ориентации, положившись на высокоточное геопозиционирование и штатную систему помощи водителю ADAS.
За интеграцию автомобильных систем в комплекс BaseTracK отвечает сам Горьковский автозавод, параллельно ведущий собственную разработку автомобилей с системой.
И никаких проблем с маршрутчиками?
Известно, что концепт прошел штатные испытания, а на данный момент проводится доработка сценариев для различных сложных дорожных ситуаций. Однако, в каком виде и в какие сроки продукт будет представлен как полностью готовый, на данный момент не известно.
8. SberAutoTech ФЛИП
Являясь компанией с одним из самых сильных IT-подразделений в стране, Сбер не мог оставить без внимания рынок беспилотников, представив широкой общественности концепт-кар электрической платформы собственной разработки ФЛИП.
Самый футуристичный беспилотник России
Транспорт способен передвигаться в полностью автономном режиме, но предусмотрена так же бесшовная интеграция в «умные дороги» стандартов V2V и V2X, которые предполагают «общение» всех ФЛИПов на дороге между собой и дорожной инфраструктурой.
Для движения она использует обычный электродвигатель, но разработчики предполагают возможность быстрого переоборудования на другие альтернативные виды топлива, в том числе газ и водород.
На данный момент Сбер представил и обкатал вариант для перевозки 6 пассажиров. Кроме того, предполагается размещение других видов надстройки — грузовой и грузопассажирской.
Проект проходит испытания и вот-вот будет готов к массовому производству
Последняя с учётом внутреннего пространства ФЛИП может оказаться наиболее выгодной: хотя автомобиль имеет стандартные габариты легковой машины (3,62 м на 1,95 м). Благодаря отсутствию места водителя, его ёмкость на 40% больше аналогов.
Но на этом не всё
Кроме уже упомянутых проектов «беспилотников под ключ», в России бурно развивается ниша систем для доработки существующего транспорта.
Эта область привлекает независимых разработчиков, поскольку не требует компетенций в проектировании автомобилей и производственной базы — роль шасси для систем управления играют серийные автомобили наиболее распространенных моделей.
В перспективе разработчики, не связанные с автомобильными производителями, имеют больше перспектив: адаптировать готовый программно-аппаратный комплекс проще и дешевле, чем интегрировать кабину или блок на специальном автомобиле.
Так, продукт StarLine одноименного НПО прошёл обкатку на ряде автомобилей и предлагается разработчикам в качестве готового продукта в тематике компьютерного зрения для интеграции в самые разнообразные системы.
Аналогичным образом распространяется проект Auriga, на раннем этапе развития представлявший собой инструмент разметки видео и стрима данных для машинного обучения. Сегодня он так же адаптирован для использования в беспилотных системах и представляет собой законченный продукт для интеграции в автомобили.
Команда УлГТУ в ходе конкурса проектов по автоматизации серийных образцов транспорта
Кроме профессиональных компаний, на территории России действует множество объединений и фанатских сообществ на базе тематических компаний, альянсов.
Среди них выделяются SmartVision Tomsk из альянса «Техническое зрение» и «Зимний город» МАДИ. Обе «команды» представляют собой ряд производственно-научных лабораторий высокого класса, дополненных фанатами из числа студентов.
Команда УлГТУ с 2011 года создаёт универсальную беспилотную платформу, используя базу грузовика «Газель NEXT» на механической трансмиссии с гидроусилителем. Разработка использует собственный блок машинного зрения и ориентации в пространстве, передавая управляющие сигналы на штатные педали и ручку переключения передач автомобиля, хотя для ряда задач задействует стандартную CAN-шине.
К их результатам приближаются
Их системы пока существуют в виде конкурсных проектов — реализованных и отработанных. Продукты развиваются.
Кто знает, может быть одна из этих команд уже завтра станет поставщиком автопилотов всей России. А может быть, этим станет один из наших читателей?
Николай Маслов
Kanban-инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.