тип штрих кода акцизной марки на алкоголь
Поддельный алкоголь
Как не испортить праздник
Ежегодно в России из-за случайного отравления алкоголем умирает 6—7 тысяч человек.
Причиной стала не только водка на техническом спирте, но еще и виски из порошка, подкрашенный опилками коньяк и вино из яблочного сока со спиртом.
Выяснить качество алкоголя до того, как вас увезли на скорой, довольно проблематично. Чтобы сохранить здоровье, разберемся, как определить подделку.
Внешний вид бутылки
Прежде чем покупать дорогой алкоголь, откройте официальный сайт производителя — там достаточно фотографий, на которых видна форма бутылки, особенности этикеток, детали гравировок. Подделать все детали и маркировки бутылки сложно. Вот на что обратите внимание:
К сожалению, даже оригинальная бутылка не гарантирует качество содержимого. На «Ибэе» продаются пустые б/у бутылки от известных напитков. А поддельный напиток можно приготовить из концентрата и спирта:
Р за концентрат, 587 Р за четыре пустых бутылки, 1500 Р за пятилитровую бутыль спирта» loading=»lazy» >
Акцизная и федеральная специальная марки
На каждой бутылке отечественного алкоголя должна стоять федеральная специальная марка. На импортный алкоголь до 1 января 2021 года наклеивали акцизные марки, а в 2021 году его маркируют акцизными или федеральными специальными марками. С 1 января 2022 года будут только специальные федеральные марки. Федеральные специальные марки выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка — ФС РАР, или Росалкогольрегулирование.
Напитки классифицируют по крепости и составу, маркировки для каждого класса различаются по цвету. ФС РАР даже выпустила брошюру с описанием каждой марки.
Брошюра ФС РАР с описанием акцизных марокPDF, 14,6 МБ
На акцизной марке стоят надписи: «Российская Федерация», «Акцизная марка» и вид алкогольного напитка. Также на ней находится уникальный номер и графический код
Наличие марки не гарантия легальности производства бутылки с алкогольной продукцией. Росалкогольрегулирование регулярно выявляет алкоголь с поддельными марками. Поэтому перед покупкой их лучше проверять.
Проще проверить марку с помощью приложения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка — «АнтиКонтрафакт Алко». Оно есть для Айфонов и смартфонов на Андроиде.
Если не хотите устанавливать приложение, проверить марку можно на сайте Росалкогольрегулирования. Здесь понадобится ввести номер марки. По нему вы получите ту же информацию, что и в приложении.
Если нет интернета, проверяйте, чтобы на марке была голограмма и графический код, цвет был не сплошным, а название совпадало с заявленным на этикетке содержимым. Марка должна плотно сидеть на бутылке, ее делают на клеевой основе. Если марка чуть отклеилась — лучше не брать напиток.
Чек в магазине
В России действует Единая государственная автоматизированная информационная система — ЕГАИС. ЕГАИС позволяет контролировать законность сбыта алкогольной продукции.
С 1 июля 2016 использование ЕГАИС стало обязательным для всех продавцов алкоголя на территории России.
Продавцы, которые работают по правилам, выдают специальный чек с QR-кодом.
Чек ЕГАИС не выдадут:
Прежде чем покупать алкоголь, поинтересуйтесь у продавца, работают ли они в ЕГАИС. Если не работают — уходите. Если в магазине алкоголь продают без ЕГАИС, скорее всего, поставщик тоже не внес его в систему. За качество «невидимого» алкоголя вряд ли кто-то ответит.
Если магазин работает по правилам, продавец сначала сканирует штрихкод, затем марку на акцизе, а после этого выдает специальный чек с QR-кодом.
Ссылка, зашифрованная в QR-коде, продублирована сразу под ним. Она уводит на страницу сайта Федеральной налоговой службы, где указана информация о производителе, импортере, продавце.
Чтобы считать QR-код, на смартфон нужно установить программу — упомянутую «АнтиКонтрафакт Алко» ФС РАР или обычный сканер. Я использую приложение «Лаборатории Касперского», но инструмент тут не важен. Если вы не хотите ничего устанавливать или QR не считывается — такое тоже бывает, — набирайте ссылку с чека прямо в строке браузера.
По ссылке откроется сайт ФНС. Обратите внимание на дату и время продажи — она не должна отличаться от реальной. Информация в блоке «Серия и номера марок» должна совпадать с надписью на этикетке и с данными на акцизной марке.
Всё сложнее, если ссылка не открылась или информация вызывает вопросы: другой адрес магазина, отличается дата продажи, указано, что вы купили «винный напиток», хотя марка на бутылке — «вино виноградное».
Помарочный учет алкогольной продукции в системе ЕГАИС на базе машинного зрения COGNEX
Производство спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции на территории РФ с 2015 г. фиксируется системой ЕГАИС и постепенно переходит под контроль государства. В 2018 г. ФС РАР планирует контролировать всю отрасль и тем самым вытеснить контрафактный алкоголь.
Кодировка алкогольной продукции
Рис. 1. ФСМ/Акцизная марка нового образца
Помарочный учет в ЕГАИС подразумевает контроль движения каждой единицы маркируемой алкогольной продукции. Алкоголь, произведенный на территории РФ, маркируется федеральными специальными марками (ФСМ), а импортируемая продукция — акцизной маркой на алкоголь (АМ).
ФСМ и АМ нового образца (c 2012 г.) включают два штрихкода (рис. 1). Первый, двумерный код формата DataMatrix наносится на Гознаке, содержит серию и номер самой марки и в базу данных ЕГАИС не отправляется. Второй, двумерный штрихкод PDF417 на акцизную/федеральную марку наносится производителем или импортером продукции, и они же посылают эти данные в ЕГАИС. Стековый двумерный штрихкод стандарта PDF417 применяется в России для идентификации личности, сдачи отчетности в государственные органы, верификации билетов и посадочных талонов, идентификации почтовых отправлений, а также (с 2006 г.) для идентификации и учета алкогольной/спиртосодержащей продукции и обмена данными в системе ЕГАИС. PDF417 позволяет подтвердить факт легального оборота алкогольной продукции, получив из базы данных следующую информацию:
PDF417 подлежит сканированию и отправке в базу данных ЕГАИС для проверки корректности марки при продаже товаров в розницу.
Программное обеспечение
Для предоставления в ЕГАИС информации об объемах производства и реализации алкогольной продукции необходимо специальное программное обеспечение (ПО) — универсальный транспортный модуль (УТМ) — и оборудование, позволяющее передавать эти сведения в Росалкогольрегулирование.
Поштучный учет алкоголя дает возможность в автоматическом режиме вести учет каждой единицы выпускаемой продукции, а также формировать группы продукции (коробка, паллета, набор) под одним штриховым кодом за счет использования высокотехнологичного оборудования с применением технологии машинного зрения.
Комплексное решение Cognex
Система поштучной идентификации алкогольной и спиртосодержащей продукции (рис. 2) предназначена для автоматизированного считывания кодов, расположенных в акцизной марке и на торце бутылки, а также для подготовки информации в формате, предусмотренном в системе учета алкогольной продукции ЕГАИС.
Рис. 2. Этапы идентификации алкогольной и спиртосодержащей продукции
Идентификация данной продукции включает несколько этапов: этикетирование, верификацию, групповую упаковку и агрегацию. Рассмотрим этот процесс на примере системы с использованием машинного зрения COGNEX.
На начальном этапе производства на бутылку, движущуюся по конвейеру, в зоне этикетирования наносится акцизная марка (PDF417), а на крышку бутылки — временный код (DataMatrix).
Затем бутылка попадает в зону верификации, где с помощью восьми сканеров Cognex DataMan 262Q-ALC, расположенных по контуру бутылки, и одного сканера над ее крышкой происходит считывание и формирование связки кода PDF417 и DataMatrix на крышке бутылки. При отсутствии необходимых значений срабатывает механизм отбраковки. Предварительное ориентирование/позиционирование бутылок относительно сканера не требуется.
По мере поступления бутылок на накопительном столе формируется групповая упаковка бутылок в короб. Групповое сканирование временных кодов DataMatrix с крышек всех бутылок короба производит стационарный сканер Cognex DataMan 363X, который также дает сигнал на распечатку и наклейку транспортной этикетки (штрихкода) на короб. Далее сканер Cognex DataMan 262Q-ALC считывает штрихкод короба и сохраняет его в информационной базе производителя.
Когда паллета заполняется коробами с бутылками, система формирует штрихкод и распечатывает транспортную этикетку паллеты, содержащую штрихкоды всех коробок. Этикетку с паллеты считывает ручной сканер Cognex серии DataMan 8050, после чего сведения о произведенной продукции поступают в базу данных ЕГАИС.
Производительность описанной системы составляет 12 000 бутылок/час. Проводится идентификация бутылок сечением до 100 мм и высотой до 350 мм.
При продаже каждой единицы алкогольной продукции, оклеенной АМ/ФСМ, в розничной сети необходимо сохранять в чеке информацию, которая содержится на марке. Она считывается сканером двумерного штрихкода. Данные, сохраненные в чеке, необходимо передать в центр обработки данных в ЕГАИС (рис. 3) с помощью УТМ. На самом чеке должна быть напечатана информация в виде QR-кода. С помощью такого кода покупатель может проверить по смартфону или ПК, подключенному к Интернету, легальность приобретенного товара.
Рис. 3. Передача данных в ЕГАИС
Остановимся более подробно на каждой серии сканеров, участвующих в решении задачи помарочного учета алкогольной продукции.
Рис. 4. Стационарный промышленный сканер Cognex DataMan 262
Стационарные и ручные промышленные сканеры COGNEX
Сканеры Cognex DataMan 262 Q-ALC
DataMan 262Q-ALC — специализированный сканер Cognex для российского рынка алкогольной продукции. Сканеры DataMan 262X (рис. 4) на основе анализа изображений отличаются высокой производительностью, гибкостью и простотой использования. Они предназначены для считывания одномерных линейных штрихкодов, двумерных матричных кодов, а также кодов прямой маркировки деталей (DPM). Модели Q-ALC этой серии отличаются высокой эффективностью считывания кодов на быстро движущихся объектах и включают технологии 1DMax и ID Quick (табл. 1).