Типы аудиосистем для авто
Типы аудиосистем — шпаргалка для начинающих
Друзья, очень часто приходится видеть автозвуковые проекты, в которых, как мне кажется, создатели не совсем представляют их конечную цель и используют не ту технику, которую нужно. В частности, это касается низкочастотного звена — сабвуфера и его стыковки с мидбасами. Эта тема создана как небольшая «шпаргалка», чтобы помочь выбрать правильный путь для построения своей ситемы и не разочароваться. В своем блоге я дополнительно привел пример на конкретных моделях сабвуферов, здесь же отмечу только сами принципы.
Вариант 1. Строим систему для себя. Это означает, что слушаем музыку в машине на умеренной громкости, но некоторый запас по громкости приветствуется. Именно запас, потому что система в этом варианте не предназначена для экстремальной работы на улицу. Фронт (и при необходимости, тыл) строится по классическим принципам, с низкоиграющими мидбасами и разделом между мидами и сабом в районе 50-80 Гц.
Вариант 2. То же, что и в первом случае, но с возможностью иногда поработать «на тусовку» (SQ с уклоном в SQL). В этом случае лучше использовать сабвуфер на нескольких динамиках, т.к. гонять больше воздуха можно либо увеличивая ход динамика, либо увеличивая суммарную площадь излучения. Но помните, что иногда лучше использовать две 12-шки с более легкими подвижными системами, чем одну 15-шку или 18-шку с тяжеленным диффузором. При переключении в «тусовочный» режим обязательно поднимаем раздел с сабом выше, чтобы не перегружать мидбасы. При работе на повышенных уровнях громкости сабсоник обязателен.
Вариант 3. Вариант чисто для работы на улицу при открытых дверях (чистый SQL). В этом случае низкоиграющие мидбасы становятся не нужны вовсе, можно использовать «эстрадки» — по сути, среднечастотные динамики. Кстати, такие динамики требуют не менее жесткой установки, чем какие-нибудь могучие мидбасы! Крепить их только лишь на переделанные обивки, которые держатся на штатных клипсах просто нелепо! На вопрос «а зачем?» ответ можно найти в школьном учебнике физики в главе про импульс силы. Ну и у людей, которые занимаются проектированием сценической аппаратуры. При этом нужно учесть, что такая система рассчитана на работу в дальнем поле, т.е. ни о каком качестве звука внутри машины (в ближнем поле) говорить не приходится. Для получения нормального результата вне автомобиля неплохо почитать и о принципах звуковых прожекторов. Для сабвуферов сабсоник обязателен.
Вариант 4. SPL-система. Это чистая математика, точный расчет для получения результата. О музыке тут речи не идет. Выражения типа «150 дБ на музыке» — это не что иное, как просто гипертрофированный бас (а по факту просто SPL-сигнал) с каким-нибудь дополнительным сопровождением, не играющим существенной роли. Такие штуки особенно любят «негры» — фактически просто низкочастотный SPL-сигнал с диким уровнем, плюс немного понтов вокруг него.
Надеюсь, этот небольшой пост поможет начинающим любителям автозвука поконкретнее определиться со своими желаниями и выбрать для себя приоритеты — SQ, SQL или SPL. А дальше, как говорится, учим матчасть.
И помните, что выжать банку сока из одного апельсина нельзя, а тактильные ощущения от баса и «шевеление внутренностями» — это совсем не обязательно высокое фактическое звуковое давление!
Как выбрать акустику в автомобиль.Инструкция для новичков.
Как выбрать акустику в автомобиль
В этой статье я попробую простым языком объяснить как простому покупателю правильно выбрать акустику в автомобиль и не ошибиться при выборе. Сразу скажу, что выбор акустики в автомобиль — дело очень сложное и зачастую даже профессионалы не с первого раза находят правильный вариант, удовлетворяющий запросы заказчика по звучанию, поэтому в этой статье речь пойдет и системах среднего класса и пользователей, которые не требуют, чтобы было слышно седьмую скрипку в оркестре в результате полученной после инсталляции системе.
Также, исходя из больше чем 10-ти летного опыта работы с Автозвуком, хочу сказать что купить дорогие компоненты акустических систем и думать что это будет гаранировать хороший и качественный звук в результате не стоит. Бывает, что даже топовые акустические системы установленные по всем правилам в результате не звучат. Автомобиль — очень сложная среда для создания правильного звука. Вот некоторые основные проблемы препятствующие получению хорошего звука в авто:
• Слушатель в автомобиле находится не по центру от динамиков. В результате звук от одних динамиков приходит к нашей голове раньше, от других позже. В серьезных системах это компенсируется процессором с временной коррекцией, который продается как отдельно, так и бывает встроенным в автомагнитолу.
• В идеале высокочастотные и среднечастотные динамики должны быть направлены на нас спереди, чтобы формировать правильную звуковую сцену. В реалии это можно достигнуть только изготовлением дорогих подиумов на стойки или на торпедо, что не каждому по карману.
• Вечная погоня за фронтальным басом. Любая система зазвучит абсолютно по другом, если нижний бас будет идти не с сабвуфера, установленного в багажнике, а с фронта. К сожалению в автомобиле установить сабвуфер вперед практически не возможно, не внося кардинальные изменения в салон.
• Наличие огромного количества шумов, скрипов, сторонних звуков. Лечится шумо-вибро изоляцией.
Одной из самых основных позиций при выборе акустики в автомобиль стоит считать то, что результат звучания акустики больше зависит от того, как она установлена, а не от того, за какие деньги она куплена. Например динамики за 6000 рублей, установленные в штатные места в двери будут играть хуже, чем динамики за 3000 рублей, установленные в ту же дверь на деревянные кольца с шумоизоляцией, что в результате будет по бюджету дешевле. Проверено и не раз.
Очень важно так же сказать о основных способах установки акустики в автомобиль.
Акустика в штатные места в торпедо. Как правило в такое место ставятся не большие динамики, крепятся на пластик, часто играют не на закрытый объем, на качественный звук с них рассчитывать не приходится. При такой инсталляции рекомендую выбирать акустику недорогую, но фирменную, чтобы служила долго. Например:
Акустика в двери, в штатные места. Тут можно хорошо развенуться и сделать хороший, качественный звук. Очень рекомендую ставить акустику размера 16.5 см. Даже если штатные места 13 см., в подавляющем большинстве случаев можно доработать штатное место и установить 16 динамики. Также, рекомендую ставить акустику 2-х компонентную, т.е. с выносной пищалкой, т.к. пищалка от коаксиальной акустики будет играть Вам в ноги и нормальной звуковой сцены Вы не получите. В целом дверь автомобиля в своем первоначальном состоянии все равно что консервная банка для акустики. Чтобы сделать из нее достойное акустическое оформление для звука ее надо обязательно шумо и вибро изоляровать. Динамик рекомендую крепить не к металлу двери, а на деревянные кольца. Примеры удачных вариантов компонентной акустики (с выносной пищалкой):
И примеры коаксиальной акустики (с встроенной пищалкой) для тыла:
Morel Maximo Coax 6
Акустика в заднюю полку. На тыл как правило ставятся овалы, изготавливается полка для установки, любо усиливается штатная. Примеры достойных вариантов для такой установки:
Как выбрать новую аудиосистему
Аудиосистема автомобиля состоит из 2 основных компонентов: воспроизводящего устройства и головного устройства. В данном случае головное устройство представлено магнитолой, а вот за воспроизведение музыки ответственны так называемые акустические системы. Последние Avto.pro рассмотрит в подробностях, попутно рассказав в ключевых особенностях автомобильной акустики. Руководства по выбору вы найдете в конце материала, а поначалу будем рассматривать основных представителей рынка аудиосистем. Стоит поступить именно так по простой причине: рынок автомобильной акустики наводнен таким количеством устройств, что сделать грамотный выбор очень трудно, предварительно не разобравшись хотя бы в базовом устройстве мультимедийных центров, приемников, колонок и прочего.
Характеристики акустических систем
Взглянув на приведенные производителем характеристики воспроизводящих и головных устройств, автолюбитель столкнется со следующими понятиями:
— Мощность;
— Импеданс;
— Кол-во полос;
— Чувствительность;
— АЧХ (полностью: амплитудно-частотная характеристика).
Начнем с простого, однако очень важного момента: количества полос. Даже профессиональная акустика плохо справляется с воспроизведением всего спектра частот. По этой причине акустика включает в себя несколько или хотя бы один крупный динамик, воспроизводящий средние и низкие частоты, а также маленький динамик, который может правдоподобно воспроизвести высокие частоты. И здесь самое интересное: производители автомобильной акустики разделили полный спектр частот на несколько полос, также называемых участками, с которыми «работают» отдельные динамики. Таким образом, акустика делится на следующую:
— 2-полосную;
— 3-полосную;
— 4-полосную;
— Акустику с большим числом полос.
Самой простой по праву считается 2-полосная акустика. Она воспроизводит низкие и средние частоты одним динамиком, а второй динамик нужен для работы по высокочастотному диапазону. Трехполосная акустика намного сложнее. Дело в том, что в ней звуки воспроизводятся тремя динамиками. Тот, что работает по низким частотам, называют сабвуфером. О нем мы еще поговорим. А пока отметим еще один момент: комбинация двух- и трехполосной акустики по своей сути не является четырех- и пятиполосной, хотя производители, дабы снискать внимание покупателя, говорят об обратном.
Мощность является важным параметром, вокруг которого возникло немало заблуждений. В некоторой мере здесь виноваты сами производители. Дело в том, что на упаковке с колонками они указали аж 3 типа мощности. Чему же верить? А обращать внимание стоит только на номинальную мощность, которая описывает возможности акустики на конкретном уровне искажений. Параметр PMPO (полностью: Peak Music Power Output) описывает пиковую музыкальную мощность, т.е. при максимальном уровне сигнала. Очевидно, на «максимуме» будут большие искажения, но с точки зрения маркетологов параметр PMPO является наиболее привлекательным.
Покупатели аудиосистем обычно не уделяют достаточно внимания чувствительности. И очень зря, ведь по чувствительности подбирают усилитель. Чувствительность указывается в децибелах. Как правило, система имеет чувствительность в 87-93 децибел, а иногда и 89-91 децибел. Высокий параметр чувствительности указывает на то, насколько мощный усилитель нужен для «раскачки» акустики. Вот например: для колонок чувствительностью 89 дБ понадобится более мощный усилитель, нежели для колонок 91 дБ.
Самым сложным для понимания параметром является АЧХ. Зачастую он подается в виде графика. Во всех случаях график представляет собой череду взлетов и падений – способности автомобильной акустики справляться с воспроизведением звуков той или иной частоты. Идеальная амплитудно-частотная характеристика представляет собой ровную линию, т.е. система одинаково хорошо работает как по высоким, так и средним и низким частотам. На деле все не так: график по краям сильно проседает, а внутри воспроизводимого диапазона представляет собой сложную ломаную линию. Здесь важно понимать, что «голый» динамик хорошего звука не выдаст, так что судить только по графику о возможностях акустической системы бессмысленно. Впрочем, автолюбителю все равно стоит посмотреть на него и понять, на что акустика вообще способна: график обычно указан прямо на упаковке.
И, наконец, параметр, важность которого сложно переоценить. Речь идет об импедансе (номинальном сопротивлении). Возможные значения импеданса: 2, 3, 4, 6, а также 8, 16 Ом. Можно провести параллель с сопротивлением тех же наушников. Тем, кто покупает дорогие высокоомные наушники стоит раскошелиться и на хороший плеер. В случае автомобильной акустики принцип тот же: устройство подбирают по тому сопротивлению, которое имеет усилитель магнитолы (иначе придется докупать и ее). Если соответствие между усилением и нагрузкой не будет, звук получится глухим и нечетким, не будет соответствия мощности.
Типы автомобильной акустики
На данный момент в автомобилях используются только 2 типа акустических систем. А именно:
— Компонентная акустика;
— Коаксиальные головки.
Компонентная акустика – это очень сложное, но хорошее решение для любителей качественного звука. Вышеупомянутое использование нескольких динамиков (для низких, средних и высоких частот) касается именно компонентной акустики. Система также оснащена фильтрами (пассивными, реже активными) или же кроссоверами, которые отвечают за разделение сигналов по частотам и воспроизведение звука определенными головками. Компонентная акустика очень хорошо, но при этом стоит немалых денег и требовательна к монтажу.
Коаксильные головки – это устройства, в которых низко- и среднечастотные динамики работают в тандеме с высокочастотными (т.н. «пищалки). Вообще, значительная часть современной акустики представлена коаксильными головками. Их основной минус заключается в том, что она не всегда способна правдоподобно воспроизводить звуки по всему диапазону частот. Из плюсов: простота монтажа, доступность в ценовом плане, стабильное средне-высокое качество звука.
Говоря об автомобильных динамиках нельзя обойти стороной диффузоры. Это главная часть динамиков, которая, обобщая, является поверхностью, способной излучать звук. Именно с диффузорами экспериментируют производители: меняют материалы, геометрию, конструкцию. Дело в том, что диффузор динамика по своей сути парадоксален: он должен быть очень легким, но и очень жестким. Жесткость нужна для предотвращения деформаций, а легкость – для высокой чувствительности и движения без «раскачки». Как правило, диффузоры круглые или овальные, но иногда им придают и квадратную форму. Их изготавливают из следующих материалов:
— Стеклоткань. Это очень дешевый материал, который гарантирует приемлемые характеристики звука. Правда, эти характеристики от идеала все равно далеки;
— Кевлар. По сути, отличается от стеклоткани только более высокой прочностью;
— Шелк. Материал нашел применение в высокочастотных динамиках. Чистый шелк недостаточно жесткий, так что он обрабатывается специальными жидкими составами;
— Бумага, прессованный картон. Казалось бы, устаревшее решение. На практике все совсем не так: бумажный диффузор может воспроизвести звук максимально достоверно и качественно. Бумага имеет пропитку, поскольку в чистом виде она недостаточно жесткая и не имеет сопротивления к механическим воздействиям и действию влаги;
— Алюминий. Используется только самыми серьезными производителями. Созданный дилетантом алюминиевый диффузор не воспроизводит звук даже приемлемого качества. А вот созданный профессионалом, напротив, оказывается лучше бумажного и кевларового диффузора.
На практике лучшая акустика снабжена алюминиевым или кевларовым диффузором. Несильно отстают бумажные и стеклотканевые головки. Сами диффузоры находятся или на «S»-образном, или полутороидальном подвесе. В редких случаях форма подвеса бывает более сложной.
Краткая классификация акустических систем
Кроме вышеупомянутых параметров акустики при выборе нужно обращать внимание на следующее:
— Размер динамиков. Основные типоразмеры, также называемые калибрами, могут быть такими: 4 дюйма, что равно 10 сантиметрам; 5,25 дюймов (равно 13 сантиметров) и 6,5-7,0 дюймов (равно 16,5-17,0 сантиметров). Реже встречаются колонки других размеров: 1-2 дюйма («пищалки»), а также 8 и более дюймов (обычно это сабвуферы);
— Форма. Динамики бывают круглыми и эллиптическими. В подавляющем большинстве случаев в коаксильной акустики динамики эллиптические. Круглые же головки можно видеть в компонентной акустике, хотя исключения тоже бывают.
Эллиптические динамики Pioneer
Таким образом, при выборе акустической системы или отдельных компонентов вам нужно обращать внимание на размер и тип (форма динамиков обычно связана с типом). В свою очередь, иногда стоит обращать внимание сначала на форму: для монтажа динамиков в полки багажник лучше всего подходят динамики эллиптической формы, так как они используют свободное пространство наиболее рационально.
Классификация автомобильных сабвуферов
Для качественного воспроизведения звуков в нижнем диапазоне автолюбителям советуем поставить в свой транспорт один сабвуфер. Смысла ставить несколько таких устройств нет – оптимальный комплект акустики состоит из 2 колонок спереди, 2 сзади и 1 сабвуфера.
Делятся сабвуферы на 2 типа: корпусные и открытые. Очевидно, первый тип представлен устройствами в корпусе, а второй без корпуса. Открытые сабвуферы врезаются в сиденье, а также в заднюю полку. Более того, корпусные сабвуферы относят еще к 2 подтипам:
— Активные. Имеют усилитель мощности и работающим с ним в тандеме разделитесь частот (т.н. кроссовер). Такие сабвуферы самые дорогие. На практике их выбор предпочтителен, поскольку акустика подавляющего большинства автомобилей не имеет отдельных усилителей. Но есть и еще один момент: если вы ездите на хэтчбеке или универсале, пространства автомобиля хватит для установки динамика;
— Пассивные. Своего усилителя не имеют. Из-за наличия корпуса имеют требования к месту установки. Даже если таковое нашлось, важно учитывать, что, к примеру, полка над багажником может создать препятствие для звука.
Все современные корпусные сабвуферы делятся на:
— Банд-пасс ящики. Самые «модные», поскольку динамик в них помещается в прозрачный ящик, который эффектно подсвечивается светодиодами. С практической точки зрения такие сабвуферы не очень хороши: динамик помещается прямо внутрь ящика, а звук проникает в салон автомобиля из специального фазоинвертора – отверстия в корпусе и порта, через который движется воздух. Басы могут похвастать глубиной и высокой детализацией, но при этом остаются тихими и слегка гудят;
— Ящик с фазоинвертором. Самое распространенное решение. Такие сабвуферы выдают хороший бас, но при неправильном подборе и установки начинают хрипеть. Если вы решили взять ящик с фазоинвертором, самым тщательным образом прикидывайте местоположение, размеры и форму устройства;
— Закрытый ящик. Это все тот же ящик, но фазоинвертора в нем нет. Такие сабвуферы компактные, но не могут похвастать сильным звуком. Сами басы четкие и насыщенные.
Что важно знать о выборе сабвуфера
Как показывает практика, на автомобилях с обычными колонками и штатным усилителем в сабвуфере нет смысла. Аудиосистема и так выдает довольно правдоподобный бас, который специалисты называют акустическим – тем, который выдается штатными колонками. Хороший сабвуфер работает по средним и низким частотам.
При выборе сабвуфера вы столкнетесь с двумя 2 вариантами: активным или пассивным устройством. Активным компонент аудиосистемы по праву называется «вариантом для ленивых», так как его нужно просто подключить и далее наслаждаться музыкой. Во-первых, качество звука активных сабвуферов ниже, чем пассивных. Во-вторых, качество его исполнения не всегда высокое. Пассивные сабвуферы нужно покупать в паре с хорошим усилителем, и это будет лучшее решение, если вы хотите добиться наилучшего звучания.
При выборе любого сабвуфера обращайте внимание на мощность. Вот совет: не ведитесь на рекламу, а берите то устройство, номинальная мощность которого равна 150-250 Ватт. Дело в том, что 500-ваттные устройства очень большие и тяжелые. К тому же их корзина должна быть литой. Кроме того, их магниты по размерам сопоставимы с динамиком. Что-то не сходится? Проще выбрать сабвуфер указанной мощности от проверенного производителя (о них мы еще поговорим). Полезный совет: не берите сабвуфер с резонансной частотой динамика свыше 35 Гц.
Выбор автомобильных колонок
Разобравшись с устройством компонентов аудиосистемы можно смело приступать к выбору. Автолюбителю стоит учитывать следующее:
1. Назначение колонок. В большинстве случаев с головой хватает обычной коаксильной акустики, врезанной в полку багажного отделения. Меломанам и любителям качественной музыки стоит присмотреться к компонентной акустике и качественным сабвуферам;
2. Характеристики магнитолы. Здесь важно знать мощность, импеданс, чувствительность. Если источник звука с нагрузкой не согласован, вся аудиосистема не будет работать эффективно. Полезный совет: подберите колонки со значением мощности, превосходящим выходную мощность автомобильной магнитолы. Это позволяет избежать перегрузок, сопровождающихся сильными искажение;
3. Определиться с исполнением, размером и материалами. Здесь все полностью зависит от предпочтений водителя и наличия свободного места. Самыми компактными являются коаксиальные эллиптические колонки. Больше по габаритам компонентная акустика. Для достижения лучше звука к ней стоит прибавить еще и сабвуфер.
И последний момент: определитесь с брендом. О них мы поговорим подробнее.
Экскурс по брендам
Почти настолько же важным параметром при выборе аудиосистемы как чувствительность и номинальная мощность является производитель. Дело в том, что современный рынок наполнен некачественными китайскими колонками, которые пусть и исправно работают, но выдают посредственный звук. Неважно, выбираете вы простенькие колонки или высококачественный «качающий» сабвуфер – вам нужно знать о следующих фирмах:
— DLS (Швеция). Продукция шведской компании – отличный выбор для тех, кто плохо разбирается в автомобильной акустике. Цена продуктов полностью соответствует их качеству. Советуем обратить внимание на двухкомпонентную систему Limited Edition – недешевую, но очень хорошую акустику, которую категорически рекомендуем снабдить качественным усилителем, способным выдать ток большого напряжения. Сегодня шведы предлагают лучшие на мировом рынке мидбасы;
— Morel (Израиль). Компания может похвастать отличной верхней серией колонок. Серии Tempo и Maximo изготавливаются в Китае, что во многом определяет адекватную ценовую политику фирмы – имея даже небольшой бюджет, автолюбитель может приобрести необычайно качественную акустику;
— Audison (Италия). Очень интересны итальянские усилители и аудиопроцессоры. Советуем обратить внимание на усилители из серии Audison Voce – в своей ценовой категории они лучшие;
— JL Audio (США). Один из лучших производителей аудиосистем для спортивных автомобилей. И мы делаем акцент на спортивном транспорте неспроста – при движении на высоких скоростях требования к качеству исполнения автомобильной акустики возрастают многократно;
— Pioneer (Япония). Это мировой производитель электроники для авто, дома и диджеинга. Из широчайшего модельного ряда Avto.Pro решил отметить Pioneer TS-1339 – превосходную коаксиальную АС за малые деньги. Конечно, меломаны могут привести множество примеров, которые, по их мнению, лучше TS-1339, но мы хотели сказать вот что: если вы решили сменить простенькие колонки на что-то посерьезнее, то в низкой ценовой категории сложно найти что-то лучше Pioneer;
— JBL (США). Практически все компоненты автомобильных аудиосистем от американской фирмы полностью раскрываются только при работе с качественным усилителем. Выбор колонок может представлять некоторую сложность, так как придется учитывать импеданс, чувствительность и геометрию. Но если выбор сделан правильно, звучание колонок вас приятно удивит – баланс частот стабильно хороший, басы не проседают, искажения даже на высоких мощностях не чувствуются;
— Infinity (Япония). Советуем обратить внимание на Reference 9603ix – отличную коаксиальную акустику по умеренной цене. Она может похвастать надежностью, отличной чувствительностью и наличием диффузоров Plus One. Не слишком хорошо показывает себя на морозе, так что зимой автомобиль нужно будет хорошенько прогреть перед тем как включить музыку.
Кроме того, советуем любителям хорошего звука обратить внимание на следующие фирмы: Kenwood (Япония), Polk Audio (США), Sony (Япония). К слову, последняя компания сильно расстроила владельцев авто. Сегодня ее силы направлены не на автомобильную акустику, а на другие проекты. Впрочем, еще не устарела ее серия колонок XS – надежных, универсальных, средне чувствительных устройств, которые показывают себя очень хорошо в любых условиях. Правда, качество звука немного упадет при доведении громкости до максимума. Единственный недостаток с лихвой компенсируется ценовой доступностью колонок.
Если вы ищете сабвуфер, советуем обратить внимание на продукты следующих фирм: Blaupunkt (Германия), Alpine (Япония), Kicx (Южная Корея), Mystery (США). Модельный ряд сабвуферов данных фирм достаточно широк, так что вы сможете купить как дорогое устройство, так и бюджетное (обратитесь к каталогам фирмы Mystery) если финансы поджимают.
Выбор динамиков, усилителей и акустических процессор – непростое дело, требующее от автолюбителя изрядной теоретической подготовки. В данном материале мы ответили лишь на несколько вопросов, связанных с выбором акустики для автомобиля. Тем не менее, этих знаний будет достаточно, чтобы выбрать достойные динамики. В одном из следующих материалов мы остановимся на выборе усилителя. Заранее можем сказать, что выбор во многом базируется на том, что уже установлено в вашем автомобиле, а также на том, продукции какой фирмы вы будете отдавать предпочтение.