Типы посадки на мотоцикле
Посадка и распределение веса — половина успеха хорошего мотоциклиста
Возможно, я уже все уши прожужжала вам мол, важно то, важно это, важно пятое, десятое, тридесятое. Но так оно и есть. В жизни мотоциклиста нет бесполезной информации, потому что любая деталь может оказаться решающей на дороге или в экстренной ситуации.
Мы разбирали мелочи, которые могут помочь новичкам более уверенно сидеть в седле или подсказать опытным варианты для самосовершенствования навыков. Настало время оговорить саму посадку пилота, оказывается, с этим тоже достаточно ошибок.
Конечно, посадка зависит от класса мотоцикла. Очевидно, что на чопперах и дорожниках посадка достаточно свободная, по сравнению с позой зародыша на спортбайке, да той самой, которую еще не без основания прозывают позой креветки.
Как посадка влияет на работу мотоцикла?
Ясное дело, что ваше положение на мотоцикле не препятствует работе двигателя или коробке передач, но влияет на развесовку, удобство и скорость вашего управления.
В мотоцикле всегда все четко сбалансированно, продуманно, выверено и высчитано, все, кроме единственного непостоянного элемента — пилота и его действий. От нашего расположения на мотоцикле зависит нагрузка на подвеску, отсюда первый совет — сидеть ближе к баку, занимая место над двигателем. Пилоты спортивных мотоциклов при повышении скорости буквально ложатся на бак мотоцикла, делается это не только чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Открою великий секрет, пилот распределяет свой вес ближе к переду мотоцикла, смещает центр тяжести, разгружая заднюю подвеску. От этого спортивные мотоциклы легче набирают скорость, так как заднее колесо ничего не отягощает. По сути это работает с любым мотоциклом, чем меньше вес на задней подвеске, тем проще мотоциклу ускоряться.
Однако, смещение веса вперед может привести к проблемам в повороте. Если мы разгружаем подвеску, то это влечет еще и к чему? Ну же, вы знаете ответ! Теряется уровень сцепления, он перестает быть плотным, так как на колесо не оказывается давления, а значит в поворотах вы реально рискуете поймать неприятность, если ваша скорость или угол наклона слишком велики. Любители погоняться в таких случаях перенастраивают подвеску: опускают зад и поднимают перед.
Изменение посадки во время езды на мотоцикле
— Беспокоит ли вас, когда ваша двойка ерзает на сиденье? А когда она это делает на большой скорости?
Ваш мотоцикл так же относится и к вам, потому что ваши перемещения сильно сказываются на поведении техники. Мотоцикл вынужден постоянно стабилизировать все ваши перемещения. Пилот двигается на сиденье как правило вперед или назад, если речь идет о гражданском водителе, на треке всем известна езда со свешиванием.
Самый лучший способ перемещается на сиденье — за счет ног на подножках. Новички часто делают так: оставляют стопы на подножках, а ерзают тазом. Ноги в этот момент как бы не при делах, а очень зря! Чтобы безопасно переместиться на мотоцикле следует приподняться на ногах, опираясь на подножки.
Перенос веса помогает в экстренных ситуациях, таких как воблинг например. При сносе заднего колеса и воблинге пилот может приподняться на подножках, таким образом вес будет располагаться чуть ниже обычного, а вибрации не станут передаваться через тело на заднюю часть мотоцикла. Все из-за изменения точки опоры. Раньше ваш вес действовал на мотоцикл через таз, из-за чего общий баланс располагался в одном месте, но как вы только встали на подножки, точка опоры и приложения веса изменилась, центр тяжести поменял свою локацию.
В экстренных ситуациях, если вы набрали скорость в городе, а дорога внезапно перестала напоминать адекватное покрытие и превратилась в минное поле кратеров, метод приподняться на подножках действует как дополнительная амортизация. Тем самым ваш собственный вес не мешает мотоциклу справляться с неровностями покрытия.
Правильная посадка на мотоцикле
Правильная посадка на мотоцикле является одной из важнейших особенностей сцепления с дорогой. Руководствуясь основными правилами, вы будете лучше чувствовать, как движется байк. Это приведет к повышенному контролю над управлением. Во время поездки следует:
В случаях, когда ноги не прижаты к корпусу байка, основная нагрузка идет на руки и управление становится тяжелым, неотзывчивым. В таких ситуациях сложно правильно распределить усилия для контроля.
Виды посадки на разных типах мотоцикла
В зависимости от конструкции и мощности байка, виды посадки можно разделить на три типа:
Рассмотрим каждый вид по отдельности.
Классическая посадка
Самый основной вид при поездке. Подходит он для агрегатов стандартного устройства, таких как советские мотоциклы. Особенностью этого типа является прямая спина. Обеспечивают такое положение, близко находящиеся к заднему колесу, крепления для ног. Точки приложения массы расположены на сидении и подножках.
С такой посадкой удобнее всего ездить на байках, обладающих небольшой мощностью и малой скоростью. За счет удобства при переносе массы тела, агрегат легко откликается на изменения движения, а водитель, сидя прямо, меньше устает.
Спортивная посадка
Устройство спортивных байков не позволяет ездить на них с прямым положением тела. Руль расположен далеко от сидения и немного ниже бензобака. Поэтому, во время поездки водитель практически ложится на корпус мотоцикла. Посадка на спортивном мотоцикле способствует улучшенной аэродинамике во время поездки, ведь спортивные агрегаты движутся на очень больших скоростях и используются в соревнованиях. Высокое расположение подножек позволяет наклонять байк очень низко при поворотах на большой скорости.
Чопперная посадка
Самое удобное расположение в седле. Высокий руль и мягкое сиденье создают максимальный комфорт при движении. Дальнее расположение подножек позволяет вытянуть ноги и почувствовать себя в домашнем кожаном кресле. Однако есть и минусы. Руль чоппера создает большую амплитуду при движении в повороте, да и на подножки опереться не получится.
Такие аппараты предназначены для тихого передвижения в городских условиях или на трассе. Более того, каждая кочка сильно отдается в спину, поскольку амортизаторы расположены непосредственно под сидением.
Таковы основные типы посадки, их особенности и недостатки. Отталкиваясь от этого, вы можете выбрать для себя наиболее подходящий байк.
Как правильно сидеть на мотоцикле пассажиру сзади?
Если вы недавно приобрели мотоцикл и имеет мало опыта, то в первый сезон рекомендуется передвигаться только одному. Однако бывают ситуации, в которых необходимо взять с собой второго человека. Если им окажется опытный пассажир – очень хорошо, он должен знать, как правильно сидеть на мотоцикле сзади. В противно случае могут возникнуть трудности с передвижением.
Во время поездки пассажир должен помогать водителю при поворотах, наклоняясь с ним в одну сторону. Хорошее взаимодействие моет даже повысить проходимость за счет увеличения веса, который поможет контролировать байк намного лучше.
Хорошо натренированный пассажир может не только помочь с управлением, но и подсказать, как действовать в городской суете. Главное – никогда не сажайте на своего любимца нетрезвых и беспечных людей. Перед началом движения расскажите, как правильно сидеть на мотоцикле пассажиру, объясните свои собственные правила и дайте советы. Тогда поездка станет комфортной и приятной.
Типы посадки на мотоцикле
За спрос не бьют в нос, но иногда случается так, что в разговоре с опытными мотоциклистами вы не получаете нужной вам информации, юные спортоводы. Причиной этому может служить то, что для них (опытных) такие вещи как посадка, контрруление уже стало их вторым я и слышите вы, что-то вроде «сядь, расслабься», «рули тазом», «рули плечами», «просто смотри в поворот и мот сам туда поедет». Ага, ок. Все бы хорошо, только опять же, весь этот механизм действий для них уже является привычным и не исключено, что в свое время любой опытный был когда-то новичком и делал ошибки, на которых сам же и учился. А что делать тем, для кого все это в новинку, кто не хочет повторять печальный опыт других, что делать тем, кто хочет познать принципы волшебства управления спортивным мотоциклом?
Ниже, несколько базовых принципов посадки и управления спортом.
В общем и целом посадка зависит от вашего телосложения и роста, равно как и от размеров самого мотоцикла, и здесь сразу нужно обратить внимание на то, как лежат ваши руки на руле, где центр тяжести, как стоят ноги на подножках.
Многие думают, что большинство правильных спортоводов сидят криветкой просто потому, что так круче, и аэродинамика спасибо говорит. Да, отчасти правда, но помимо этого — это еще и единственный способ, который позволяет достаточно быстро менять траекторию и также быстро реагировать на внезапные ситуации.
Посадка
Основа механики в том, чтобы вы комфортно себя чувствовали в седле, независимо от действий (поворот, разгон или торможение). Забудьте про руки, о них позже, сейчас речь идет о ногах и туловище, сейчас основная задача, чтобы вы поняли, что вам удобно и комфортно. Определяется это следующим образом. На большинстве стандартных спортов, правильная посадка определяется так, залазим на мот, ставим ноги на подножки, выпрямляем спину, теперь ровно встаем, понимаем, что стоим, никуда не падаем, прекрасно балансируем на месте, нам комфортно, нигде ничего не мешает, после чего не сгибая спину садимся, то место соприкосновения задэ с седлом и есть ваша базовая посадка нижней части тела. Для пущей убедительности в правильной посадке, расстояние от бака до паха должно составлять один ваш кулак (спасибо baRRmalini), но здесь оговорюсь, на личном примере у меня получается пол кулака — в силу своего маленького роста при расстоянии в один кулак на кочках я бьюсь грудью о горб бака.
Положение рук
Теперь наклоняемся вперед к ручкам. Большинство новичков, в том числе и я по началу, пытаются сидеть высоко с почти прямыми руками:
Правильное положение рук заключается в том, что ваши локти должны быть на уровне или чуть выше уровня ручек, то есть предплечье параллельно или почти параллельно земле. В таком положении рук достигается наибольшая информативность от руля и он чутко реагирует на малейшие действия.
Теперь, когда мы удобно устроились в седле, правильно держим руль, пора поговорить о торсе. Чую, что у неподготовленных уже назревает недоумение и я уже предвкушаю много матюгов, летящих кирпечей и зла в мою сторону, да, юный спортовод, задача торса удерживать центр тяжести в таком положении, чтобы никаким образом не переносить центр тяжести на руки, иначе вы просто не сможете удерживать одновременно себя и аккуратно рулить одновременно. Я уже не говорю о том, как забиваются кисти и трясется голова по нашим «идеальным дорогам» во время или после прохвата.
Как своевременно заметил господин mur, стоит также упомянуть о правильно постановки ног на подножках. Точка соприкосновения ноги с подножкой, должна быть передняя часть ступни, а не середина или тем более ближе к пятке.
Да, у многих есть свои плохие привычки при езде, но главное что дает правильная посадка — это прямой и четкий контроль над мотоциклом. Если вы правильно сидите вы можете спокойно и легко рулить или выполнять экстренные маневры без изменения положения тела. Также, как заметил господин sierra, значительно добавляет комфорта удержание нужной позы не только торсом, но и коленями и бедрами, плотно охватывая ими бак и основная концентрация теперь переключается с этапа «попе больно/руки затекли» на непосредственное вождение.
Теперь капнем немного глубже и посмотрим на профессиональных мотогонщиков. Многие заметили, что они работают телом намного больше чем просто базовая посадка, иногда свисая, иногда сжимаясь или распрямляясь в седле. Но если вы будете изучать действия этих ребят более подробно, вы поймете, что двигаются-то они не так уж и много. Можно заметить, что для определенного типа действия (прямая, поворот) также у каждого существует примерно 3-4 вида посадки, которую они принимают до того, как входят в поворот,
и будучи войдя в который, особо не двигаются до момента когда эту самую позу нужно сменить. Но трэк трэком, а для езды по обычным ДОПам для себя пока можно определить какую либо одну позу в которой вам будет комфортно проходить поворот, а после наращивания опыта уже расширять арсенал.
В общем и целом, изучайте геометрию езды как от себя, так и со стороны, внимательно изучайте езду топ-райдеров, а не летающих придурков в кедах с округи, экспериментируйте, развивайтесь и желаю всем приятной и безопасной езды.
Правильная посадка на мотоцикле
Правильная посадка при езде на мотоцикле позволяет мотоциклисту не только долгое время не уставать, но также обеспечивает хорошую управляемость мотоцикла.
Посадка на мотоцикле – в чём секрет?
Секрет правильной посадки мотоциклиста состоит из нескольких важных аспектов, которые стоит рассмотреть по-отдельности. Обрати внимание, что каждая составляющая одинаково необходима для достижения отличного результата. Поэтому, не стоит пренебрегать ни одним пунктом, изложенным ниже. Итак, перейдём к делу.
Расслабленные руки мотоциклиста
Краеугольным камнем правильной посадки являются расслабленные руки. Вообще, вся посадка на мотоцикле строится вокруг рук мотоциклиста. Они должны быть полностью расслаблены и немного согнуты в локтях. При рулении руки должны свободно толкать руль, а не давить на него сверху. Чем свободнее лежат руки на руле и чем меньшее воздействие они оказывают на руль (во время, когда руление не требуется), тем лучше работает рулевое управление мотоцикла, которое стабилизирует мотоцикл на его траектории. Поэтому очень важно минимизировать воздействие на руль в любое время кроме руления. Руки должны быть расслабленны!
Теперь перейдём к следующему аспекту правильной посадки на мотоцикле, который не менее важен.
Расположение ступней
Ступни стоит располагать на подножках носками (передней третью стопы), при этом не на краю подножки, а занимая всю ее ширину. Стопы не должны торчать в стороны, иначе они могут травмироваться при маневрировании, зацепившись за асфальт и попав между ним и частями мотоцикла. Ступни не должны торчать в стороны.
Наклон спины
Наклон спины должен обеспечивать необходимый угол сгиба в локтях. Не стоит прогибать спину, поскольку это увеличивает изгиб шеи. В случае, когда шея сильно изогнута, она быстро устает. Если устаёт шея, голова и взгляд опускаются вниз, а это сильно ухудшает способность к обзору дорожной ситуации. Спина должна быть ровной, плечи свободны, голова должна свободно поворачиваться в стороны.
Колени 
Коленями рекомендуется сжимать бак при разгоне, торможении и маневрировании. Это нужно для снятия излишней нагрузки на руки. Важно понять, что при равномерном движении постоянно сжимать бак коленями не требуется.
Правильная посадка на мотоцикле: основные принципы
Теперь, когда мы рассмотрели все составляющие правильной посадки на мотоцикле, тебе остаётся проработать каждый пункт по-отдельности, а затем объединить их в единое целое.
Все, что вы хотели узнать о высоте посадки, но боялись спросить
Вы наверняка заметили, что почти в каждом обзоре, посвященном мотоциклам или скутерам, упоминается параметр «высота посадки». Почему он является таким важным и как должен повлиять на ваше решение о покупке мотоцикла?
В этом обзоре представлено все, что нужно знать о высоте посадки: почему ее величина у разных моделей мотоциклов отличается, на что обратить внимание, когда вы выбираете размер мотоцикла, как решить проблему с тем, что у него высокое седло.
Что представляет собой высота посадки
Высота посадки – это расстояние, выражаемое в миллиметрах или дюймах, от нижней точки седла мотоцикла до земли, когда мотоцикл стоит вертикально, то есть не опирается на боковые или центральную ножки. Однако значения этого параметра могут варьироваться в зависимости от настроек подвески. Например, если мотоцикл настроен на более сильную загрузку, он может стоять выше и меньше просаживаться под весом мотоциклиста.
Самый простой способ соотнести высоту посадки с типом мотоцикла – непосредственное измерение «по внутреннему шву», то есть расстояние от вашей промежности до земли.
Как влияет тип мотоцикла на высоту посадки
Седла поставляются в различных вариантах по форме, цвету и высоте, так как каждый тип мотоцикла предназначен для определенных условий эксплуатации и выполняет свои функции. Прямым результатом разнообразия разработок и стилей является разность форм седел, что влияет на способность мотоциклиста доставать до земли.
У круизных мотоциклов заниженная высота посадки, поскольку их узкие,V-образные двигатели расположены впереди мотоциклиста. В итоге остается много пространства, чтобы расположить седло ближе к земле.
Седла спортивных мотоциклов обычно расположены высоко, так как увеличенный дорожный просвет позволяет сильнее наклонять мотоцикл в поворотах. Поперечно расположенные многоцилиндровые двигатели спортивных мотоциклов занимают довольно большое пространство, что также заставляет располагать седло высоко.
Внедорожные, универсальные и супермотобайки имеют увеличенный ход подвески, которая смягчает ударные нагрузки от неровностей дороги. Однако это увеличивает высоту мотоцикла, а значит, и седла. Но не стоит всегда оценивать внедорожные мотоциклы только по величине высоты посадки.
Не просто высота посадки, а конфигурация седла
Легко стать одержимым цифрами, приведенными в спецификации модели, и производители мотоциклов часто используют значение высоты посадки в качестве маркетинговой уловки, чтобы привлечь больше покупателей. На сайтах некоторых фирм даже есть специальные фильтры, чтобы выделить модели с самой низкой посадкой. К сожалению, иногда они раскрывают не всю правду.
У внедорожных мотоциклов узкие седла, которые предоставляют больше простора для ног. Хотя они расположены высоко, высота посадки седла может ввести в заблуждение, поскольку узкие седла облегчают возможность касания земли ногами. С другой стороны, седла спортивных мотоциклов обычно широкие, поскольку мотоциклист сидит над поперечно расположенным многоцилиндровым двигателем, который требует больше места для установки. Широкое седло затрудняет касание земли ногами, поскольку для этого ногу приходится сильно вытягивать.
Таким образом, подходите к величинам высоты посадки трезво, а лучше попробуйте сесть на мотоцикл и почувствуйте, легко ли вы сможете достать до земли.
Когда высоко – это слишком высоко?
Чувствовать, что обе ноги свободно достают до асфальта при остановке на светофоре, определенно приятно. Тем не менее, это больше каприз, чем необходимость. Выбор мотоцикла должен быть основан на ваших личных ощущениях удобства, и лучший способ определить их – сесть на мотоцикл и ориентироваться на свои ощущения.
Вы можете заметить, что вес мотоцикла сильно влияет на легкость его удержания в прямом положении. Если мотоцикл легкий, вы сможете удерживать его, стоя на носочках. Более тяжелые мотоциклы могут вынудить вас опираться на всю стопу. Если вы ездите на мотоцикле по ровным дорогам, помните, что для остановки или стоянки на неровных поверхностях (например, когда дорога имеет «корону» – склоны по краям) могут потребоваться дополнительные усилия.
В конце концов, нет никакой волшебной формулы для вычисления оптимальной высоты посадки. Все зависит от личных предпочтений и определяется вашим уровнем комфорта и персональным вкусом.
«Я низкорослый – что мне сделать, чтобы легче доставать до земли?»
Низкорослые мотоциклисты заметят, что выбор защиты для ног влияет на их способность доставать до земли. Не только обувь дает дополнительную защиту при авариях, но и ее толстая подошва помогает достать до земли.
Другим методом облегчить ногам возможность контакта с поверхностью является смещение мотоцикла в сторону, обратную той, с которой вы хотите поставить ногу. Мотоцикл немного наклонится, и вы сможете сформировать своеобразный «трипод», который позволит вам гарантированно остановиться, а затем продолжить движение.
Также есть вероятность, что среди аксессуаров для мотоцикла предлагается дополнительное седло, которое снизит высоту посадки и облегчит возможность достать до земли.
Может, уменьшить высоту подвески?
Многие мотоциклисты быстро и бездумно занижают высоту подвески мотоциклов. Помимо уменьшения дорожного просвета, занижение подвески оказывает влияние на управляемость в поворотах, нагрузку амортизаторов, свободный ход колес и геометрию подвески. Обычно это влечет за собой ухудшение управляемости.
Хотя уменьшить высоту подвески несложно, это не приведет к улучшению характеристик управляемости, поэтому не рекомендуется вносить подобные изменения в конструкцию мотоцикла. Лучше поискать другие способы решения проблем с высотой посадки.