Трансформаторное масло применение в авто
Что будет если заправить дизель трансформаторным маслом
У меня был дизельный микроавтобус. Дизельное топливо покупал либо на заправках, либо у знакомых КАМАЗистов. Произошел со мной такой случай. Попросил у меня товарищ все пустые канистры, которые только есть для того, чтобы купить у какого-то знакомого дизельное топливо дешевле, чем на заправке. Канистры мне он возвращал по мере их освобождения. А тут вернул одну канистру 20 литров наполовину заполненную. Я решил, что это он меня «угощает» дизельным топливом. Приобрести мини азс вы можете на сайте azsl.ru.
Бак у моего микроавтобуса на 55 литров. В нем было около 30 литров дизельного топлива. Туда же я добавил «подарочное» топливо. Только перелил, прибегает мой товарищ и спрашивает, не видел ли я канистру с трансформаторным маслом. Я сообщил ему, что уже заправил автомобиль содержимым канистры. Сидим и думаем, можно ли на такой смеси ездить. Внешне это трансформаторное масло похоже на дизельное топливо, только чуть гуще и зеленей цветом. Получилось, что в баке у меня соотношение дизельного топлива к трансформаторному маслу примерно 3 к 1.
Сначала была мысль слить содержимое бака. Но потом мы вылили из канистры оставшееся масло и подожгли. Горело оно так же, как и дизельное топливо, только было немного больше черного дыма. Я решил попробовать завести двигатель. Получилось нормально. Выхлопные газы попахивали маслом, но не сильно. ТНВД тоже справлялся с прокачкой такого «топлива» нормально. Решил проехаться, посмотреть, что получится. Педаль газа нажимал не сильно. Автомобиль поехал нормально. Я плавно добавил обороты. Скорость послушно увеличилась до 60 км в час.
Двигатель тянул хорошо, работал ровно. Ни копоти, ни какого-либо пугающего дыма из выхлопной трубы не было. Я решил выкатать все топливо. При этом педаль газа нажимал не сильно, «в пол» не давил. Удивительно, но все время, пока вырабатывалось топливо, автомобиль работал хорошо, тянул нормально. Выхлопные газы имели даже приятный запах. А расход топлива снизился прилично.
Если бы я ездил на чистом дизельном топливе, то 40 литров мне по городу хватило бы километров на 300-340. А тут проехал аж 450 километров. Причины вижу две:
Волновался за ТНВД, за плунжера. Но знакомые водители, выслушав мою историю, успокаивали. Рассказывали, как заправляли грузовики смесью бензина и мазута, смесью дизельного топлива и отработанного моторного масла и еще бог его знает чем.
Мне на такой смеси дизельного топлива и трансформаторного масла ездить понравилось. И экономия топлива, и хорошая тяга, и ровная работа двигателя. Ну, может быть соотношение дизельного топлива к трансформаторному маслу должно быль другим. Например 5 к 1. Тогда вообще разницу в поведении автомобиля заметить будет трудно. Да и трансформаторное масло дорого само по себе и так просто достать его трудно. Но при возможности я буду смело делать топливную смесь из дизельного топлива и трансформаторного масла. Опыт уже имею.
Трансформаторное масло – особенности применения и состава
Казалось бы, где масло, а где электроприборы? Тем более трансформаторы, внутри которых блуждают огромные токи, и формируется высокое напряжение. Тем не менее подобные электрические установки работают с применением технических жидкостей, и это отнюдь не антифриз и не дистиллированная вода.
Наверное, все видели огромные трансформаторы на подстанциях, и энергоблоках промышленных предприятий. Все они снабжены расширительными емкостями в верхней части.
Именно в эти бочонки заливается трансформаторное масло. Выглядит это вполне привычно для обывателя: корпус электрической установки (по аналогии картера двигателя автомобиля), внутри расположены рабочие узлы. И все это богатство залито маслом до самого верха. Как мы понимаем, о смазке деталей речь не идет: в трансформаторе нет движущихся частей.
Область применения трансформаторного масла
Для начала, развеем некоторые стереотипы. Существует устойчивое заблуждение, что все жидкости являются проводниками. На самом деле далеко не все, и не так явно, как металлы.
Важное свойство трансформаторного масла – высокое сопротивление электрическому току. Настолько высокое, что жидкость фактически является диэлектриком (в разумных пределах, разумеется).
Такая характеристика, как смазывающая способность, в электрике интересна в последнюю очередь. А вот теплопроводность напротив, очень важна.
О свойствах поговорим отдельно, они вытекают из двух областей применения:
Эксплуатационные показатели подобных устройств поражают воображение: напряжение несколько сотен тысяч вольт, и сила тока до 50 тысяч ампер.
Масло в этих устройствах имеет две функции. Разумеется, изоляционные свойства, как и в трансформаторах. Но главное назначение – эффективное гашение электрической дуги.
При размыкании (замыкании) контактов на электрических коммутационных устройствах с такими параметрами, возникает электрическая дуга, способная разрушить контактную группу за несколько циклов.
Электрическая дуга при размыкании контактов (происшествие на подстанции) — видео
Однако проблемы возникают лишь в воздушной среде. Если внутренняя полость заполнена трансформаторным маслом – искрения и дуги не возникнет.
Технические характеристики трансформаторного масла
Так же, как и минеральное моторное, трансформаторное масло производится путем перегонки подготовленной сырой нефти (очищенной), методом кипячения сырья. После возгонки при температуре 300°C — 400°C, остается так называемый соляровый дистиллят.
Собственно, эта субстанция является основой для получения трансформаторного масла. Во время очистки, снижается насыщенность ароматическими углеродами и не углеродными соединениями. В результате повышается стабильность продукта.
При возгонке и выделении дистиллята, можно управлять физическими и химическими процессами. Манипулируя базовым сырьем и технологией, можно менять свойства трансформаторного масла. Они определяются полученным соотношением компонентов:
Интересно, что этот продукт экологически чист. При его производстве, использовании и утилизации, воздействие на природу не выше, чем у исходного сырья (сырой нефти). В состав не включаются добавки, синтезированные искусственным путем.
Как и нефть, масло для трансформаторов и выключателей не токсично (насколько это можно сказать о нефтепродуктах), не разрушает озоновый слой, и бесследно разлагается в природной среде.
Одна из важных характеристик – плотность трансформаторного масла. Типичная величина лежит в диапазоне 0,82 – 0,89 * 10³ кг/м³. Цифры зависят от температуры: рабочий диапазон в пределах 0°C – 120°C.
При нагреве она уменьшается, этот фактор принимается во внимание при проектировании радиаторной системы охлаждения трансформаторов.
Поскольку масла относительно универсальны, эта характеристика может варьироваться в зависимости от потребностей заказчика. Трансформаторные подстанции располагаются в различных климатических зонах, зачастую в условиях крайнего Севера и Сибири.
Не только плотность меняется в зависимости от температуры
Вязкость трансформаторного масла может радикально изменить общие показатели электроустановки.
Показатели | ТКп | Масло селективной очистки | Т-1500У | гк | вг | АГК | МВТ |
Кинематическая вязкость, им2/с* при температуре | |||||||
50°С | 9 | 9 | — | 9 | 9 | 5 | — |
40°С | — | — | 11 | — | — | — | 3,5 |
20°С | — | 28 | — | — | — | — | — |
-30°С | 1500 | 1300 | 1300 | 1200 | 1200 | — | — |
-40°С | — | — | — | — | — | 800 | 150 |
Кислотное число, мг КОН/г, не более | 0,02 | 0,02 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,02 |
Температура, °С | |||||||
Вспышки в закрытом тигле, не ниже | 135 | 150 | 135 | 135 | 135 | 125 | 95 |
Застывания, не выше | -45 | -45 | -45 | -45 | -45 | -60 | -65 |
Этот параметр – порождение компромисса. Для обеспечения электрической прочности масла, вязкость должна быть высокой. Практически, как твердый диэлектрик. Но изоляция проводников, это не единственное предназначение рассматриваемой жидкости.
Принцип работы масляного трансформатора — видео
Вспышка и воспламенение
Интересный с точки зрения физики процесса, такой параметр, как температура вспышки трансформаторного масла. Для любых нефтепродуктов, это температура воспламенения жидкой среды, при контакте с открытым источником пламени.
Однако внутри трансформатора не создаются условия для горения, по причине отсутствия достаточного количества кислорода. А вот открытое пламя теоретически возможно: если при размыкании контактов образуется кратковременная дуга.
Поэтому в свойства масел закладывается увеличение температуры вспышки. Это значение постепенно уменьшается, по причине дефектов трансформаторного оборудования. При нормальной работе, температура вспышки напротив, увеличивается. Допустимое значение – более 155°C.
Электрическая дуга или как горят трансформаторы — видео
Для понимания механизма – температура вспышки связана с испаряемостью масла. То есть, оно должно быть достаточно жидким, но при этом не переходить в газообразное состояние при нормальных условиях эксплуатации.
Кроме традиционного параметра, есть такое понятие, как температура самовоспламенения, характерное именно для трансформаторов. В нашем случае эта величина составляет 350°C – 400°C.
Поэтому, вместе с подбором качественного масла, необходимо постоянно следить за состоянием электроустановок. При проведении тестовых отборов жидкости, можно понять, какие проблемы есть в самом трансформаторе или высоковольтном выключателе.
После проведенных исследований, оцениваются такие показатели, как преломление вязкости, плотность, диэлектрические свойства, и пр. Результаты сравниваются с табличными значениями, установленными стандартом применения масел.
В таблице показаны основные показатели трансформаторного масла:
Технические жидкости для обеспечения работы трансформаторных подстанций закупаются в огромных объемах, это достаточно затратно. Каждая партия тестируется перед использованием, и в процессе работы.
Испытание трансформаторного масла на пробой — видео
Ежегодно, техническая жидкость требует масштабной очистки. Этим занимаются специальные службы. А каждые 5-6 лет, требуется регенерация (практически полная замена масла в электроустановке). Процедура недешевая, но без ее выполнения эксплуатация трансформатора станет небезопасной.
В качестве компромисса, широко применяется восстановление свойств. Отработка сдается на нефтехимическое предприятие, где масло приобретает первоначальные свойства. Стоимость добавленных присадок многократно ниже, в сравнение с полной заменой материала.
Второстепенные характеристики трансформаторного масла
Устойчивость масла к окислению – это не что иное, как противодействие старению. Есть две негативные стороны этого явления:
Если их не удалить – образуются зольные фракции, которые оседают на рабочих частях трансформаторов и выключателей. Для борьбы с этим явлением, в масло добавляются присадки, нейтрализующие солевые и мыльные отложения.
Температура текучести (застывания) характеризует превращение жидкости в консистентную смазку. Этот показатель (от — 35°C до — 50°C) применим лишь при холодном пуске электроустановки. Работающий трансформатор сам является источником тепла, и поддерживает жидкость в рабочем состоянии.
Где используется трансформаторное масло
В каком же высоковольтном оборудовании используется масло? Силовые трансформаторы, высоковольтные вводы, измерительные трансформаторы тока и напряжения, масляные выключатели.
Кроме норм и объемов испытаний электрооборудования, где прописаны допустимые значения различных марок трансформаторных масел при проведении различных видов испытаний, существуют и другие нормативные акты, определяющие понятия и термины в этой теме. Например, руководящие указания по эксплуатации трансформаторных масел.
Согласно этого документа цикл жизни масла состоит из нескольких этапов, согласно которых можно описать возможные состояния данного материала:
Сначала в бочках на объект поступает свежее масло, затем его при необходимости чистят, сушат, доводя показатели до установленных в нормах на испытания чистых масел.
Масло, залитое в электрооборудование называется эксплуатационным, оно должно соответствовать нормам на эксплуатационное масло.
По истечении определенного срока показатели масла ухудшаются и его сливают из оборудования в специальные емкости, такое масло является отработанным.
Далее масло восстанавливают или регенерируют. Возвращают допустимые характеристики. Различие в том, что регенерированное масло возвращают к характеристикам свежего масла. Если очистка не удается, то отработанное масло сдается на нефтебазу.
О назначении трансформаторного масла очевидно говорит его название, хотя для разных марок масла имеются свои особенности. Откроем пару ГОСТов и инструкций и посмотрим, что о применении пишут создатели.
Также масло применяется в аппаратах для испытания диэлектриков, испытательных трансформаторов.
Где лучше не использовать трансформаторную отработку?
Что касается применения трансформаторного масла в быту, то в данном вопросе речь идет скорее всего про отработанное масло, или как его еще называют отработку.
Если масло досталось, а что делать с ним не приходит в голову, то могу привести список возможных вариантов, о которых люди пишут на форумах (проверять я их естественно не рекомендую). Вся эта народная “медицина” не вызывает доверия.
Вместе с тем стоит помнить, что трансформаторное масло всё таки предназначено для гашения дуги, а не для смазки. Имеет слабые смазывающие свойства, разъедает резину, высокая впитываемость. А в отработанном содержатся вредные вещества, да и пары его вредны для здоровья.
Масло трансформаторное нннужно?
Масло нужно кому? В Питере, 200 литровая бочка 4000 рублей.По Питеру доставка будет.Есть до тонны постоянно.
Вопросы 89319702998
Комментарии 28
иногда с голодухи идет вместо солярки или пополам. в мороз вобще песня
Да, знакомый у меня льет в Камаз чистоганом прям, еще один в Вольву лесовоз.Котел в частном доме топить можно.
Предыдущее то сообщение то читали мое? Или через слово? Так вот, я там сообщил лично вам, что бочки конкретно РосНефти там просто для общего понимания, что масло и в 200 литровых бочках и офертой не является. В каких бочках масло которое продается я не знаю, потому что я его не продаю. Кому нужны подробности есть номер телефона.
Ну работает у вас сын, ну и что дальше то? А у меня дядя прокурор, что теперь дальше письками мериться будем?
Так вот еще раз, если вам не нужно масло я вас не заставляю покупать его, пока что ваша констатация факта является голослоаным утверждением.
А кому нибудь из участников оно пригодится, и решать что тут писать а что нет решать будет администратор.
И кстати говоря я вам не тыкал.
Поменял РосНефть на другую бочку.А мало ли действительно, весь завод ОБЭП накроет)))
Да делайте что хотите, хоть покупку, хоть закупку, мне разницы нету. Сообщество превращается не в лавку, а в базар, по сути вопроса ни одного ответа, только подколы или голословные утверждения типа говно или контрафакт.Вы вот это масло видели или пробовалиили может на экспертизу сдавали? Нет. А уже кричите что контрафакт.Не нужно вам масло так не нужно, что базар то разводить?
Блин, почему так далеко?) Взял бы бочки 2-3.
Ну мож попутно кто поедет из ваших через Питер, так забрал бы. Оно никуда не денется, постоянно есть.
Вы про что вообще? Бочки конкретно РосНефти просто для общего понимания и для превлечения внимания. А конкретно какой фирмы масло там я не знаю, я его сам не продаю.
Тем более в 90х много чего могло быть)))
В пресс киповский 10 л бы взял
Для тех кто давно в топливную не лазил, солярку и так по 25 сдают
Судя по тому, что в блоге дальнебоев, то:
а) рассчитались за перевозку маслом
б) украли груз
Судя по ценнику — склоняюсь ко второму варианту.
Да не фантазируйте, разместил это сдесь потому что кроме владельцев большегрузов это масло нафиг не нужно никому.
Всю жизнь считал, что трансформаторное масло заливают в трансформаторы энергетики. Ан вон оно как
Основная функция да, а если состав изучить то солярка 1 в 1.
Трансформаторное масло в ДТ
HER13
Гуру электроники
Вообщем решил провести очередной эксперимент, а именно посмотреть как влияет на работу мотора трансформаторное масло если мотор работает на нем. Но на чистом трансформаторном масле я пока не буду кататься, разбавлю с слоярой 50/50.
Вообщем искатал почти всю соляру, но межет осталось литров 5 в баке.
Посмотрел корректировку по форсункам так для информации может что измениться.
В бак вылил 20л трансформаторного масла и 50л соляры точно такой же, которая была в баке. с одной заправки (ранее налил специально в канистру).
Позже посмотрим, что измениться и измениться ли?
1. Но в теории масло трансформаторное обладает более лучшими моющими свойствами чем соляра, по этому теоретически если есть где отложения в топливной системе
то должно все промыться, может правда для этого надо искатать не 20л масла трансформаторного, а 100 или может 300.
2. Трансформаторное масло гигроскопично, а значит теоретически если есть влага в баке, то масло впитает и с собой унесет в цилиндры.
Пока это все теория.
У кого какие мысли есть по этому поводу и в принципе по теме?