Траншейная машина к 703мв тмк 3
Инженерная техника
Советской Армии
(семидесятые- восьмидесятые годы)
Траншейная машина ТМК
Но ТМК изначально была разработана на базе инженерного колесного тягача ИКТ (КЗКТ-538ДП). Внешне машины на базе МАЗ-538 и ИКТ можно различить по расстоянию между передним и задним шасси. ИКТ имеет несколько большее расстояние.
Существует еще траншейная машина К-703МВ-ТМК-3 созданная на базе трактора К-703. Она весьма похожа на ТМК.
Траншейная машина ТМК предназначена для отрывки траншей (ходов сообщения и окопов для мотострелков) в грунтах I-IV категорий. Глубина отрываемых траншей до 1.5 метра (траншея полного профиля). Ширина траншеи по дну 50 см., по верху от 0.9 до 1.1м. Скорость отрывки траншей в зависимости от плотности грунта и заданной глубины от 250 до 400 метров в час.
Еще американский генерал Бредли во Вторую Мировую войну говорил своим солдатам «Копай, или закопают тебя самого».
В качестве базового шасси используется универсальный инженерный тягач ИКТ. На шасси навешено сзади основное ковшово-роторное экскаваторное оборудование, а спереди вспомогательное бульдозерное оборудование.
Привод оборудования осуществляется отбором мощности от основного двигателя машины. Перевод как основного, так и вспомогательного оборудования в рабочее и транспортное положение осуществляется с помощью гидропривода, питаемого от основного двигателя.
Основной двигатель дизельный V-образный двенадцатицилиндровый Д-12А-375А мощностью 375 л.с.
При отрывке траншеи разрабатываемый ковшами, расположенными на роторе, грунт в верхней точке ссыпается на делитель и с помощью вращающихся метателей отбрасывается за пределы траншеи, образуя передний и задний брустверы. Глубина заглубления ротора удерживается постоянной с помощью гидроцилиндров управления. Для придания траншеи трапециевидного сечения слева и справа от ротора наклонно закреплены ножи (откосообразователи). Этим обеспечивается ширина траншеи по дну 0.5м, а по верху 0.9-1.1.м. (в зависимости от глубины траншеи).
Траншея в плане может иметь начертание прямолинейное или ломаной линии. Последнее достигается тем, что после отрывки прямолинейного участка траншеи, ротор выглубляется, машина занимает новое положение и отрывает следующий участок.
Машина может работать на местности с поперечными уклонами до 5 градусов и продольными уклонами до 10 градусов.
На рисунке справа: вид траншеи полного профиля, отрытой машиной ТМК.
Вспомогательное бульдозерное оборудование, навешенное в передней части машины, предназначено для расчистки местности от предметов, препятствующих нормальной работе ротора, планирования местности, снятия верхнего слоя мерзлого грунта ( до 20 см. толщиной) и других вспомогательных земляных работ (оборудование спусков в крутых местах, снятие косогоров, засыпка воронок, котлованов, канав). Кроме того, с помощью бульдозера можно отрывать укрытие для ТМК. Однако, для отрывки вообще укрытий или окопов для техники бульдозер не предназначен.
Вооружения и брони, средств связи, систем защиты от отравляющих веществ и радиации, приборов ночного видения и прочего военного оснащения машина не имеет.
Основные тактико-технические характеристики ТМК
Существует вариант ТМК с рабочим органом, способным отрывать траншеи в мерзлых грунтах. Этот вариант отличается усиленным ротором и измененной конструкцией ковшей. Эта машина способна отрывать мерзлый грунт с глубиной промерзания до 0.6-0.8м. со скоростью от 30 до 100 м. в час.
Справка. Категорирование грунтов.
I категория. Пески, супеси, растительный грунт естественной плотности, чернозем, торф без корней.
II категория. Суглинки, торф и плотный растительный грунт с корнями травы и кустарника, пески, супеси и растительный грунт
смешанный со щебнем и галькой.
III категория. Глина, тяжелые суглинки, крупный гравий, галька и щебень; растительный грунт и торф с корнями деревьев;
суглинки со щебнем и строительным мусором.
IV категория. Глина и тяжелые суглинки с примесью щебня, гальки и строительного мусора; меловые породы;
сцементировавшийся строительный мусор; металлургические шлаки.
V категория. Скальные грунты (объемный вес до 2200 кг/куб.м.).
VI категория. Скальные грунты (объемный вес от 2200 до 2800 кг/куб.м.).
VII категория. Плывун.
От автора. Предвижу недоумение читателей. Ведь плывун это почти жидкая смесь песка с водой и ставить ее выше, нежели прочная скала? А дело в том, что категория определяется тем, насколько трудно разрабатывать тот или иной грунт. А плывун разрабатывать вообще невозможно. С почти таким же успехом можно пытаться вычерпывать воду из лужи с помощью лопаты. Замерзший же плывун по прочности почти как гранитный монолит.
Источники и литература
1.Траншейная машина ТМК. Руководство по материальной части и эксплуатации. Военное издательство. Москва. 1977г.
2. Инженерный колесный тягач ИКТ. ТО и ИЭ. Военное издательство. Москва. 1980г.
3.Е.С.Колибернов и др. Справочник офицера инженерных войск. Военное издательство. Москва. 1989г.
4.Е.С.Колибернов, В.И.Корнеев, А.А.Сосков. Инженерное обеспечение боя. Военное издательство. Москва. 1984г.
5.Материалы военной кафедры СПбГАСУ (Е.Ильин).
6.Боевой Устав Сухопутных войск. Часть III (Взвод-отделение-танк). Военное издательство. Москва. 1983г.
Заметки на полях.
Инженерный колесный тягач ИКТ единственная машина, которая была разработана исключительно для инженерных войск. Основной идеей этой машины было сделать ее универсальной колесной базой для всех дорожных и землеройных машин инженерных войск, да и другой техники тоже.
Еще во время блестящего вторжения советских войск в Чехословакию в 1968 году выяснилось, что на марше инженерные подразделения со своей громоздкой и малоскоростной техникой отстают не только от танков и мотострелков, но даже и от тыловых подразделений, а следовательно, в условиях значительно выросшей подвижности войск не могут своевременно выполнять задачи инженерного обеспечения марша и боевых действий.
Проще говоря, когда инженерная техника прибывает на место, так или иначе она там уже не нужна.
Вследствие этого было принято решение переставить хотя бы часть рабочих органов на скоростную и вездеходную базу. Хотя от идеи использования мощного колесного трактора «Кировец» отказались сразу, но созданная от нуля база во многом несла его черты и оказалась в целом неудачной. Прежде всего тем, что из-за короткой рамы крайне трудно, а для ряда механизмов вообще невозможно размещать рабочее оборудование. Единственным достоинством ИКТ оказалась достаточно высокая транспортная скорость Но по габаритам и весу тягач оказался даже крупнее, нежели обычно использующаяся гусеничная базовая машина АТ-Т.
Сравнивать проходимость гусениц и колес даже не стоит.
А куда более худшие сцепные характеристики колес с грунтом по сравнению с гусеницами привели к тому, что ни одна из созданных на базе ИКТ машин (БКТ-2,ПКТ-2, ТМК) по своей производительности даже вполовину не достигали производительности своих гусеничных собратьев. Например ТМК в реальности никогда не давала больше 200-220 метров траншеи в час, тогда как БТМ легко давал 450-600.
Не стал ИКТ из-за своих габаритов и аэротранспортабельным.
Хотя все эти машины и были приняты на вооружение, но изготовлено было немного, инженерно-саперные батальоны брали неохотно и норовили поскорее от них избавиться.
Траншейная машина ТМК
Со временем в армиях мира возникла потребность в оснащении войск различными траншейными экскаваторами, которые существенно упрощали и ускоряли подготовку оборонительных рубежей. Первоначально оснащение войск экскаваторами осуществлялось на основе отбора и проведения испытаний народнохозяйственных образцов, но потом (гораздо позднее) — путем разработки специальных войсковых моделей. Аналогичная ситуация была характерна для всех без исключения классов землеройной войсковой техники, как, впрочем, и других видов инженерных армейских машин. Первые траншейные экскаваторы появились в СССР в 30-е годы прошлого века.
За время своего существования они прошли серьезный путь развития. В 1978 году на вооружение была принята новая траншейная машина — ТМК. Траншейная машина ТМК предназначена для рытья траншей в немерзлых и мерзлых грунтах при оборудовании оборонительных позиций войск. Данная машина сегодня относится к технике двойного назначения и по набору своих технических характеристик максимально соответствует армейским требованиям и требованиям народного хозяйства.
ТМК представляет собой колесный тягач на базе МАЗ-538, на котором было установлено оборудование для рытья траншей и специальное бульдозерное оборудование. Данная траншейна машина позволяет выполнять рытье траншей в грунтах до IV категории включительно (жирная глина со щебнем, тяжелая глина, сланцевая глина, плотностью до 1900-2000 кг/м3). Машина в состоянии отрывать траншеи полного профиля глубиной 1,5 метра в талых грунтах со скоростью 700 метров в час, в мерзлых грунтах со скоростью 210 метров в час.
Машина оснащается роторным рабочим органом бесковшного типа. В состав рабочего оборудования ТМК входят — гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа, механическая трансмиссия. На раме рабочего органа расположены откосники пассивного типа, которые обеспечивают образование у траншей наклонных стенок. Поднятый со дна траншеи грунт при помощи метателей разбрасывается по обеим сторонам от траншеи.
Помимо этого, на ТМК установлено вспомогательное бульдозерное оборудование, обладающее шириной отвала 3 метра, что позволяет машине производить планировку местности, засыпку рвов, ям, а также рытье котлованов и выполнять похожие работы. Базовый колесный тягач МАЗ-538, обладающий полным приводом, оснащается двигателем Д-12А-375А, развивающим мощность в 375 л.с. Первоначально производство осуществлялось на Дмитровском экскаваторном заводе.
В настоящее время на вооружении российской армии находится траншейная машина К-703МВ-ТМК-3. Данная траншейная машина, как и ее предшественники, состоит из базового шасси, роторного траншейного рабочего органа и бульдозера. В настоящее время производством этой инженерной машины занимается Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения из Санкт-Петербурга. От шасси МАЗа было решено отказаться, данная модель в качестве базового шасси использует известный и узнаваемый колесный трактор К-703МВ, который максимальным образом унифицирован с промышленным трактором К-703М. Современная траншейная машина ТМК-3 — это высокопроизводительное, очень мобильное землеройное устройство, которое легко находит себе применение не только в российской армии, но и на гражданской службе.
Значение землеройной инженерной техники
В настоящее время землеройная техника есть в большинстве инженерно-саперных подразделений и во всех инженерно-саперных подразделениях общевойсковых частей. Главным образом эта техника используется для решения позиционных задач, которые тесно связаны с постройкой фортификаций. Основная их задача — помочь общевойсковым подразделениям «зарыться в землю». Часто для пехотинца зарыться поглубже в землю — это единственная возможность уцелеть в бою. Еще во время Второй мировой войны американский генерал Бредли любил повторять своим солдатам: «Копай, или закопают тебя самого».
При этом сами по себе «армейские» земляные работы от прочих отличаются не так сильно. Но разница все же есть. Все дело в том, что помимо экономичности и производительности в военной инженерной технике ценятся и другие качества. При внешнем сходстве гражданская и военная инженерная техника часто обладают различными ТТХ. При этом их рабочие органы принципиальными различиями обычно не обладают. Более того на протяжении многих десятилетий потребности в специальных армейских землеройных средствах не было.
При этом значение землеройной техники не стоит недооценивать. Окоп мотострелкового отделения обладает длиной примерно 100 метров и требует для отрытия малыми пехотными лопатками (более известны как малые саперные) трудозатрат на уровне 200-300 человеко-часов. Большими лопатами, которых у пехоты просто нет, на это ушло бы 100-150 человеко-часов. То есть мотострелковое отделение будет отрывать свой окоп в течении 2-3 дней (минимум). Естественно, противник не всегда дает пехоте столько времени на обустройство позиций. В то же время такая машина, как ТМК, справится с этой работой за 15-20 минут. Пехотинцам останется заняться лишь дооборудованием позиций: обустроить стрелковые ячейки и вырыть перекрытые щели. С этой задачей они справятся за полдня. В то же время опорный пункт мотострелкового взвода обладает протяженностью основных окопов и ходов сообщений примерно в 900 метров. Это уже 2,5-4 часа работы для ТМК или почти неделя напряженной работы всего личного состава мотострелкового взвода.
При этом окоп очень важен. Согласно оперативно-тактическим нормативам, он обеспечивает устойчивость обороны 1:3 или 1:4, то есть мотострелковое отделение, зарывшись в землю, в состоянии отбивать атаку аналогичного взвода. Если принять во внимание имеющийся опыт обеих чеченских кампаний, то можно сделать вывод о том, что обученная и стойкая пехота при наличии грамотного командования в состоянии держать у своих окопов противника неделями. Неслучайно во всех войнах после успешного прорыва обороны военачальники требовали от своих частей настойчивого и круглосуточного преследования отступающих подразделений противника даже на пределе своих возможностей. Главное — не дать врагу остановиться. Позволить вражеским пехотным частям остановиться и хотя бы немного зарыться в землю значило замедлить или вовсе остановить наступление. Поэтому значение таких с виду неуклюжих и «небоевых» машин, как ТМК, очень велико.
Траншейная машина к 703мв тмк 3
Главная страница | |
Последние комментарии | |
Рейтинг модераторов | |
Реклама на сайте | |
Обратная связь | |
Как загрузить видео |
Авто | |
Вкуснятина. Готовим сами | |
Игры | |
Интересно | |
Кино и ТВ | |
Конкурсы | |
Красотки Якутии New! | |
Креатив | |
Мобильная связь | |
Музыка | |
Новости сайта | |
Новости Якутии | |
Политика | |
Приколы | |
Прикольные истории | |
Происшествия и криминал | |
Прочее | |
Спорт | |
Якутские блогеры | |
Якутская музыка | |
Якутские приколы | |
Якутское кино |
ZTCH | 81 | |
Almara | 19 | |
Japaneese | 16 | |
4 | Коки_Теона | 10 |
5 | rab | 10 |
6 | motoyo49 | 4 |
7 | УФСО | 3 |
8 | обыватель777 | 3 |
9 | Дьуу | 3 |
10 | paks_onu | 3 |
ZTCH | 616 | |
FastEast. | 325 | |
Japaneese | 108 | |
4 | Almara | 105 |
5 | rab | 76 |
6 | Askolon | 69 |
7 | Коки_Теона | 34 |
8 | motoyo49 | 25 |
9 | I0I | 23 |
10 | обыватель777 | 22 |
Землеройные машины непрерывного действия инженерных войск СССР | Категория: Интересно |
Многоковшовые экскаваторы (непрерывного действия) Быстроходные траншейные машины БТМ Быстроходная траншейная машина БТМ предназначена для отрывки траншей и ходов сообщения в грунтах до III категории включительно с отвалом вынутого грунта по обе стороны отрываемой траншеи. В качестве рабочего оборудования применен ротор с 8-ю ковшами емкостью по 160 л. Выпуск траншейных машин БТМ начат с 1957 г. на Дмитровском экскаваторном заводе. Подъем-опускание ротора осуществлялся тросо-блочной системой с помощью П-образной рамы. Ковши были закрытого типа, что сказывалось на производительности машины: при работе на глинистых и влажных грунтах ковши забивались землей и в вертикальном положении не очищались, поэтому требовалось их очищать вручную. Предположительно, этот недостаток устранен на модификации машины БТМ-2, на котором применены ковши с цепными днищами. На дальнейшей модификации БТМ-3 изменен механизм подьема-опускания ротора и выпускались такие машины до конца 70-х гг. Траншейные быстроходные машины БТМ поступали на вооружение инженерных войск ВС СССР. Для народохозяйственных целей разработаны и выпускались машины БТМ-ТМГ (роторный) и БТМ-ТМГ-2 (цепной). Траншейные машины ТМК Траншейная машина ТМК представляет собой колесный тягач МАЗ-538, на котором смонтированы рабочий орган для отрывки траншей и бульдозерное оборудование. Машина позволяет производить отрывку траншей в грунтах до IV категории включительно. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мерзлых грунтах 210 м/ч. Рабочий орган роторный, бесковшового типа. В состав рабочего оборудования входят механическая трансмиссия привода и гидравлический механизм подъема и опускания рабочего органа. На раме рабочего органа устанавливаются откосники пассивного типа, обеспечивающие образование наклонных стенок траншеи. Поднятый из траншеи грунт с помощью метателей разбрасывается по обоим сторонам траншеи. Установленное вспомогательное бульдозерное оборудование с шириной отвала 3,3 м позволяет производить планировку местности, засыпку ям, рвов, рытье котлованов и т.п. Базовый полноприводный колесный тягач МАЗ-538 оснащен двигателем Д-12А-375А мощностью 375 л.с. Изготовливались машины ТМК с 1975 года на Дмитровском экскаваторном заводе. Позже на колесном тягаче КЗКТ-538ДК выпускалась модернизированная траншейная машина ТМК-2. Для просмотра видео требуется JavaScript Котлованные машины МДК и МКМ С переходом производства в 1946 году на танк Т-54 конструкторы харьковского КБ им.А.А.Морозова под руководством М.Н.Щукина и А.И.Автомонова приступили к разработке тягача изд.401 на базе этого танка. Работы эти велись по заданию ГАУ и ЦАВТУ. Тягач успешно прошел испытания, и в 1953 году вышли первые серийные образцы АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый). Котлованная машина МДК-2 (МДК-2м) представляет собой землеройную машину на базе тяжелого артиллерийского тягача АТ-Т (выпускался с 1950 по 1979 гг. харьковский машиностроительный завод им.Малышева) и предназначена для отрывки котлованов размером 3,5 Х 3,5 м любой длины в различных грунтах до IV категории включительно. Имеющееся на машине бульдозерное оборудование позволяет производить планирование площадки перед отрывкой котлована, очистку и выравнивание дна котлована, засыпку ям, рвов, траншей и котлованов и тп. Для просмотра видео требуется JavaScript Землеройные машины ДЗМ и ПЗМ Бульдозерное оборудование может использоваться для засыпки траншей, канав и ям, а также для очистки дорог в зимнее время. Лебедка с тяговым усилием 5 т используется при самовытаскивании и для обеспечения необходимого тягового усилия при отрывке котлованов и траншей в мерзлых грунтах с переувлажненной поверхностью. Землеройная машина ПЗМ-2 смонтирована на колесном тягаче Т-155 Харьковского тракторного завода. На нем установлен двигатель СМД-62 мощностью 165 л.с. Для просмотра видео требуется JavaScript | ||