Трапы под колеса авто
Сэнд траки (sand track), Lift Mate своими руками. Тест драйв.
Приветствую всех!
Решил отчитаться об использовании самодельных сенд траков из аэродромной плиты и приспособления для реечного домкрата «поднятие за колесо».
Процесс изготовления сэнд траков описан тут:
www.drive2.ru/l/9482492/
Дело было в период весенней охоты 2016 года. Сразу скажу, что покупка хайджека — плохой знак! )))) Никогда не застревали так плотно — а тут за 2 дня 2 раза влезли. В общем, сэнд траки показали себя очень достойно.
В первый день на Нивандыре «упали» в УАЗовскую колею и сели пузом. Резина стоковая лысая. Втроём не сдвинуть. Фото в студию:
Пришлось домкратить оба передних колеса поочереди.
Ну и приблуду (lift mate) www.drive2.ru/l/9546584/ для домкрата опробовали. Всё «супер ГУТ»! Траки не согнулись, резина по ним не скользила. Раньше думал, что придётся в подкладках ещё верёвкой между отверстий зацепы делать — но не понадобилось. Причём одинаково хорошо работают обе стороны плиты. Да они тяжёлые — но машина ещё тяжелее! Уж лучше их поворочать, чем «пупок развязать», вытаскивая машину голыми руками.
Вылезли, закинули всё на багажник и поехали дальше. Очень удобно — грязные лопата, домкрат и сэнд траки не в салоне!
Не прошло и дня, как снова одной стороной увязли в топких коварных Рязанских болотах.
Причем, вылезли из машины, оцениваем размер бедствия… а машина всё ниже и ниже! Тонем!
На этот раз подкладываем только под правую сторону но на перед и на зад.
Вырвались.
Хайджеком за колесо поднять конечно можно, но подложить нечего… Штатный тонет в топкой земле, да и высоко не поднимает и к тому же не устойчив. Поэтому, — как учил Батя — ставим штатный на лопату и работаем. Также в планах изготовить площадку для хайджека. Пока выхожу из положения наличием второй лопаты.
4. Без грязевой резины прям беда… Мечтаю о Cordiant off road. Бюджетные, «зубастые». Как разбогатею — куплю.
5. Сэнд траки не гнутся. Много грязи на них после применения. Ну то и не удивительно. Отряхивал селфи- палкой. Мыл в луже. Места под крепления на экспедиционном багажнике переделаю.
6. Море впечатлений, огромный опыт, который не пропить…, а поделиться можно!
«Траки» Антибукс: некоторое обобщение опыта использования.
Хотел бы поделиться личным опытом использования такой чудесной вещи, как «Антибукс».
Что представляет из себя сей девайс? – шесть аккуратных, прямоугольных, пластиковых пластиночек, рыжего, красного или черного (чтоб наверняка в грязи потерять) цвета + комплект перчаток и иногда – комплект саморезов (?)
Размер (ДxШxВ): 1-го трака: 230x155x40 мм.
Размер (ДxШxВ) ленты из 6-ти траков: 1340x155x40 мм.
Масса: 1-го трака 240 г.
Размер комплекта (6 траков) в индивидуальной упаковке (в сумке) — 240x160x220
Масса комплекта (6 траков) в индивидуальной упаковке (в сумке) — 1500 г.
Ну прямо панацея вне дорог и места много не занимает!)
Прямоугольные пластиночки можно скрепить между собой, как правило либо в одну относительно длинную дорожку, либо в две коротких.
Зачем оно надо? Позволю себе процитировать описание:
«Антибукс– простое, надёжное и безотказное в использовании устройство, использующиеся для вытаскивания буксующего автомобиля из колеи. Эта, несомненно, полезная вещь, которая не даст вашему автомобилю безнадежно забуксовать должна быть в арсенале у каждого водителя!
Предназначение:
Для быстрого вызволения забуксовавшего автомобиля на любых покрытиях без посторонней помощи.
Состоит из 6-ти траков, надежно скрепляющихся между собой.
При необходимости траки сцепляются в ленту и подкладываются под забуксовавшие колеса автомобиля (обычно 2 ленты из трёх траков — каждая под ведущее колесо)».
Ничего не скажешь – звучит.
Уже на момент покупки мне закрадывались странные мысли, из серии: «если можно вот этой коробочкой размером чуть более автомобильной аптечки обойтись, что ж все джиперы, как дураки какие-то огромные траки покупают, которые и деть-то кроме экспедиционного багажника некуда?»
Но обо всем по порядку. Использовал я сей девайс более двух лет, потому эмоций накопилось много, как и фактических данных.
1. Прочность креплений оставляет желать много лучшего. Уже к пятому использованию половина креплений была сломана.
2. Как явствует из описания, использовать их предполагается, если автомобиль застрял, то есть не может двигаться никак от слова совсем. Скажу сразу, если машина висит на брюшке, а колеса беспомощно разгоняют воздух/болото/воду/глину/песок/чернозем/снег – никакие сэнд-траки сами по себе уже не помогут. Только в комплекте с лебедкой, либо джеком. Конечно, при должном наборе, и антибукс свою микроскопическую роль сыграть может, но она настолько незначительна, что ею можно пренебречь.
3. Если он все таки «не совсем застрял» — то есть хотя бы есть спасительные 5 см, что произойдет, если откатиться на 5 см назад – подложить антибукс – попробовать выехать.
Вариантов не так много: во-первых, Вы просто не заедите на этот антибукс, так как он существенно уже колеса + имеет рельефную структуру. Погазовав немного и вволю насладившись запахом жженой резины и плавящейся от температуры трения пластмассы антибукса, Вы таки выкидываете их из под колеса и пробуете поработать лопатой, в надежде еще немного облегчить выезд из засады. Снова кладете антибукс. Что дальше?
Дальше возможен вариант второй: Вы таки заезжаете на антибукс ииии… …как правило, машина своим весом вдавливает этот недосэндтрак в мягкий грунт без какой-либо пользы для себя, так как он существенно уже колеса. Впоследствии, после вызволения машинки адекватными способами, вас ждет удивительный квест по поиску в образовавшейся чаче остатков антибукса (хотя, я бы его там и оставил), а делее – не менее увлекательный квест по запихиванию этого с килограммами глины в предназначенную коробочку.
Инструкция еще хвастает, что антибукс можно положить лесенкой один на другой, если нужно «выехать от туда, куда без «ступеньки» не забраться».
Что Вы получаете? – площадь соприкосновения ещё меньшую, чем нежели, если бы Вы просто расстелили антибукс в один ряд, а также еще больше запаха жженой резины и оплавившегося пластика. Почти токсикоманский рай).
Но ведь можно же две дорожки рядом положить!
— можно. Колесо между ними и провалится, так как боком между собой ни не скрепляются, а кустарно в полевых условиях скрепить их чем-либо, что выдержит трение буксующих колес автомобиля – та еще задачка.
Но, постойте, ведь застрять не обязательно можно на слабонесущих грунтах!
— верно. Можно. Вот только, если выбраться из засады Вам мешает камень или бревно под днищем, которые Вы перелетели на скорости, Вы вряд ли буксовать будете, а скорее подумаете, как машинку приподнять, чтобы с препятствия соскочить. 4 см антибукса с их микроскопической длиной помогут Вам в этой ситуации весьма опосредовано.
Заботливые выдумщики-производители положили комплект саморезов, чтобы веселье было полным. Зачем?
Вдруг вы застрянете на скользкой поверхности?- так вот, чтобы антибукс не соскальзывал, вкрутите в него саморезики и положите их «зубастым» краем к земле, чтобы когда дешевый китайский пластик лопнул от трещин, трения и произведенных многочисленных дырочек, все саморезики было удобнее колесом в себя собирать. Оно, конечно спустит и дырявым окажется, но мы же где-то слышали, что на бездорожье со спущенными колесами лучше едется. Особенно, с разбортировавшимися гражданскими покрышками, если их спустить в ноль)))
По поводу последнего пункта в «условиях применения» в инструкции: «Перепад высот на пути 1 м: не более 20 см».
Возьмите линейку, подойдите к дастеру и посмотрите, что такое 20 см в сравнении с его колесами, диаметром, почти 60 см. Дастер по ттх может заезжать на ступеньки, 285 мм в высоту одним колесом… С учетом того, что представить себе попадание дастером одновременно 4мя колесами в квадратные ямки с отвесными краями глубиной 20 см каждая в условиях бездорожья – фантастика, вывод о полезности данного девайса напрашивается сам собой. А из ямки, глубиной 20 см с невертикальными краями дастер и без всякого антибукса выберется и сам этого не заметит.)
Из рекламного слогана: «В наших тестах груженый КАМАЗ проезжал по противобуксовочным лентам Антибукс положенным на бетонную плиту и они оставались целыми.»
— все правильно, он проезжал, а не буксовал. Все честно)
Предполагаю, что и легковой машинке он также вряд-ли пригодится по тем же причинам (из-за малой площади недостаточность сцепных свойств, либо несущей поверхности). Браслеты на колеса будут и то полезнее (подробнее о браслетах см. тють www.drive2.ru/l/524361219528721920/
Резюмирую. Во всех вариантах использования антибукса на любых грунтах итога два: либо не хватает сцепных свойств, и машина на него просто не заезжает, либо сцепных свойств хватает, и машина вдавливает антибукс в мягкую поверхность, знаменуя начало квеста по его поиску. Ни разу антибукс не смог мне оказать реальную помощь ни в каких вариантах использования. Ума не сандалить туда ещё и саморезики хватило – и без них пластины разваливаются, не выдерживая веса машины и трения колес.
Сэнд-траки своими руками.
Я уже близок к мысли постить записи о том как я помыл машину, и повесил на зеркало новую вонючку. Ужос. Ибо по сути ничего интересного, что было-бы полезно для читателей, к сожалению, а может быть и к счастью не происходит. Но я очень надеюсь что постройка автомобиля продолжиться, будут интересные и полезные записи и желательно отчеты о путешествиях! Ну а пока хочу поделиться опытом изготовления сэнд траков. В просто-народии у нас кличут их трапиками или лесенками.
Самое наверное простое решение, это купить фирмовые, пластиковые. Цена только пугает. К сожалению не знаю, на сколько они хороши.
Так же народ делает листовые, из арматуры, из уголков, вариантов огромная масса. Но я предпочел этот.
Основа проф труба 20х40. длинна 1300мм. Можно наверное делать 1500мм. Проф трубу продают хлыстами 6 м. То есть из одного хлыста хватит на 2 трапика практически без отходов.
Перемычки изготавливаются из проф трубы 20х20 длинной 250 мм. Сдесь тоже, если все ровненько напилить, то получится 24 перемычки. по 12 на каждый трапик.
Итого габариты трапика 290х1300мм
Ширина 290мм считаю более чем достаточной, потому как если трапик будет шире, сложно будет влазить в колею под колесо. Такой опыт был, широкий трап, ни как не хотел залезать, пришлось активно расширять колею лопатой.
Что за зверь «сэнд-трак» и с чем его едят: обобщение личного опыта.
Как-то давно я не писал ни о каких приятных внедорожных мульках – надо это исправить)
В этот раз, хотел бы поделится личным опытом от использования сэнд-траков, тем более, что исполнился ровно год активного моего их использования. Нет, не того недоразумения, которое называется «антибукс», о чем писал чуть ранее тут www.drive2.ru/l/526194380290130221/, а нормальных сэнд-траков, которые приносят пользу, тем более, что вот уже год как успешно мне оные служат.
Оговорюсь сразу: написанное ниже справедливо для автомобиля рено дастер и моего опыта его использования. К чему я это? – для ЛК 200 или УАЗа, в целом, может оно и также полезно, а вот владельцы боевок из ТР-1, ТР-2, ТР-3 и «абсолютного» будут иметь полное право со мной не согласиться.
Наверно, самые интересные вопросы, связанные с траками, приходящие на ум в первую очередь: «А нужен ли вообще трак, и, если нужен – то зачем?».
Вариантов ответа много, но для начала нужно помнить, что приобретение сэнд-траков – это не первостепенная покупка вначале подготовки машины к бездорожью. Если у Вас в багажнике нет даже буксировочного троса и лопаты, про лебедку, динамку, домкрат (желательно – реечный), топор, пилу – вообще молчу, то траки Вам – ни к селу, ни к городу. Конечно, при определенных обстоятельствах, они могут помочь, но без иного внедорожного оборудования таких обстоятельств будет крайне мало.
Потому, первый вывод: траки – это дополнение Вашего внедорожного арсенала, а не его краеугольный камень.
Также, еще один важный предварительный нюанс, который надо продумать перед покупкой, связан с тем (как ни парадоксально), действительно ли Вы ГОТОВЫ их использовать. Не в теории, а на практике. Когда трак симпатичный, оранжевенький, лёгонький, чистенький в магазине, приобретая его, уже представляешь себя королем бездорожья, а когда видишь то болото, чачу, глину, куда его надо положить, а потом, куда-то деть этот трак и 10+ кг мокрой, вонючей глины на нем, — мысли уже совсем другие. Оптимальный вариант для траков – где-нибудь снаружи авто (на капоте, на заднем/переднем силовом бампере, но чаще всего – на экспедиционном багажнике).
Хранение использованных, грязных траков внутри авто почти гарантированно превращает его в болото, а запах на следующее утро стоит просто непередаваемый, особенно, если машинка на солнышке постояла. Мысли из серии: «так я ж его в ближайшей луже помою и он будет чистеньким, как новенький» я бы отнес, как говорит мой знакомый адвокат к категории, сродни «влажных юридических фантазий». Тут, правда, будут «влажные внедорожные фантазии», не более.
Почему? — если Вы используете трак раз в год и его использование для Вас это – событие, может, разочек и удастся его хорошенько отмыть сразу после использования, но тут другой вопрос возникает: если Вы его используете раз в год – так ли нужен Вам этот трак?
Все таки представим, что трак Вам нужен, и подумаем, какой именно нужен, заодно, расскажу ту цепочку выводов, которые привели меня к покупке одних из самых дорогих, керамических (композитных) траков фирмы АВС-Композит (Tri-ABC) (покупал в моем любимом магазине для внедорожников «Вездеход»).
Какие вообще есть адекватные траки (шваль типа антибукса не рассматриваем)? –
Есть маленькие, Z-образной формы (с «канавкой», в которую «вставляются» передние колеса), предназначенные для выхода автомобиля из колеи. Скажу честно: не раз видел их в работе и свою функцию они классно выполняют. Из плюсов: маленькие, компактные, легкие. Из минусов – они выполняют только эту функцию и больше ни для чего особо не годны по прямому назначению.
С учетом того, что любой трак позволяет с успехом вылезать из колеи (в разумных пределах, вариант колеи где основательно застрял Урал мы не берем), полагаю нецелесообразным их приобретение. От траков хочется все таки чего-то ещё.
Что остается? Траки алюминиевые и траки композитные. В чем разница, каковы плюсы и минусы?
Несколько критериев:
Вес. В целом, сопоставимо. Сказать, что при равных размерах что-то в два раза тяжелее не могу. Но надо учитывать, что после использования, глины налипает столько, что тяжелит раза в два и более.
Упругость. Алюминий гнется. И чтобы он выгнулся обратно после серьезных нагрузок, придется положить его на ровную поверхность и проехать с другой стороны. Композит гнется. При чем так сильно порой, что когда это видишь – думаешь: «ну все – капут пришел…». Но как только машина съезжает с трака он возвращается в первоначальное состояние. Тут плюс за композитом.
Прочность. Композиты с очевидностью прочнее и алюминия и стали. Только композитные траки возможно безбоязненно использовать в качестве моста через канаву – они прогнутся, но выдержат.
Про алюминий даже писать не буду – все в школе физику проходили, а сталь аналогичной прочности будет весить столько, что проще канаву лопатой закопать будет, чем дотащить этот трак к канаве (а ведь их хотя бы два для такого аттракциона нужно))
К слову, при помощи траков мы как-то даже фуру из снежного плена вызволяли. Во-первых, — помогло; во-вторых, — траки даже не треснули))
Долговечность. При длительном, постоянном использовании любые траки приходят в негодность. В алюминиевых устает металл от постоянных сгибаний и разгибаний, композитные расслаиваются на волокна, самодельные стальные ржавеют. Вот только купив фирменные траки, Вы скорее машину продадите, чем траки убьёте (ну, если их специально под бульдозер не класть)).
Сцепные свойства. Как показывает моя практика, если машину ничто не держит, вернее, она не лежит на чем-нибудь на пузике, и если угол наклона траков адекватный, и на композит, и на алюминий машина заезжает без неразрешимых проблем (ежу понятно, что воткнув траки пот углом 45* машинка на них не заберется; она, правда, и без траков вряд ли такой угол въезда осилит, но ведь и ежики бывают разные)).
Цена. Несмотря на некоторые безумные исключения, алюминий обычно дешевле композита.
Итоги (мои, субъективные): если уж покупать, то композитные. Из алюминиевых мост через канаву не построишь, а во всем остальном они сопоставимы.
Ещё один важный нюанс – размер. В магазине трак с габаритами 90х40 см кажется вполне себе достаточным, 120 на 45 кажется большим, а 150 на 50 – просто гигантским монстром. Это в магазине. Когда они пригождаются, вот ни разу не жаловался, что они велики. Как правило, размера всегда мало, особенно длины. А когда переезжаешь через канаву по этим тракам, то понимаешь, что 45 см ширины, при штатном дастеровском колесе 215х65хр16 – это вот ну ни разу не много. Кроме того, как правило «идеально» подставить траки под колеса не выходит – ну не придумали канавы/ речки/ колеи с идеально выверенными краями, — а камень/бревно/пень/кусок чего-то тяжелого и ненужного из земли всегда располагаются ну совсем не кстати.
Можно ли сделать траки самому? – можно. Многие так и делают. Но они, как правило, получаются ощутимо тяжелее того, что есть в продаже из аналогов (траки для вытаскивания груженого самосвала в расчет не беру). Кроме того, их нельзя использовать как мост, а если можно, то по весу они с мостом сопоставимы.
Если композитные траки — лучшие, то почему у всех спортсменов на прототипах и в классах ТР-1, ТР-2, ТР-3 траки алюминиевые и маленькие?
Потому что у них прототип, а не рено дастер. Они не будут строить мост из траков через верховое болото, они на своих спущенных до 0,3 атмосфер боггерах, закрепленных бэдлоками и приклееных к ободу шинным герметиком и так по болоту проедут, а канавы они перелетают на скорости, либо раскапывают в хлам так, что после дастер и без мостов их форсирует, а не строят через них мосты. Задача их таков – вытащить провалившееся колесо. Дальше и по болоту, и по целине они поедут сами, каким бы невероятным для владельцев гражданских авто это не казалось.
Теперь, наконец, самое интересное: как использовать траки?
Ещё раз хотелось бы повториться: траки это не та вещь, которую покупают вначале внедорожной подготовки. Если Вы не понимаете, зачем Вам траки – они Вам не нужны. А вот если Вы осознаете в очередной засаде: «были б сейчас траки – так бы не мучился» — тогда следует задумываться о приобретении.
Самый очевидный способ – как пластырем закрывать самые засадные для прохождения места. Тогда колесо проходит по траку, а не проваливается в глиняную чачу. Как правило, при таком раскладе газом нужно работать аккуратно: перегазовка приведет к проскальзыванию и соскакиванию либо колеса с трака, либо трака из-под колеса.
Следующее. Если угол въезда не позволяет преодолеть препятствие. Трак, как правило, в силах не намного, но достаточно этот угол изменить.
Кстати, в этом случае можно и 4 трака использовать, если 2 трака не позволяют эффективно форсировать препятствие. В этом случае из траков выкладывается дорожка: траки кладутся попарно: две пары траков параллельно друг другу и друг за другом так, чтобы в нижней точки преодолеваемого препятствия образовался угол. На удивление, помогает существенно.
Далее, если препятствие такого, что на него вообще без трака не заехать (вот тут-то все плюсы композитных траков и обнаруживаются) Спойлер: думая, как на препятствие заехать, поразмыслите и о том, как с него съехать или как переехать)) Для подобных аттракционов, как правило, пригождается комплект из 4х траков, но можно обойтись и двумя.
Сенд-траки во внедорожье. Как выбрать и использовать.
Виды и различие
Как подобрать сенд-траки к автомобилю
По длине траки нужно подбирать, исходя из расстояния между передними и задними колёсами внедорожника. После проезда передними колёсами по тракам на них не должны наступить задние, чтобы их можно было свободно вытащить. Распространённая длина сенд-траков – 1,2 и 1,5 м. Для лёгкого внедорожника достаточно пластиковых траков, тяжёлому больше подходят металлические.
Варианты использования
В песок или снег автомобиль норовит закопаться и «лечь на пузо». Останавливаться нельзя: нужно стараться преодолеть такой участок с ходу. Если же пришлось остановиться, то подложенные под колёса сенд-траки обеспечат нужное сцепление и защитят от раскапывания.
На раскисшем грунте траки, подсунутые под колёса, распределят массу автомобиля на всю свою площадь и дадут ему выехать, не провалившись в трясину.
И третий момент – «мостик» из сенд-траков позволит преодолеть канавы, камни, бурелом, другие препятствия рельефа.
Если предстоит покорять тяжёлое бездорожье, то лучше подстраховаться, чем потом долго «выковыриваться» и ждать помощь. Ведь таких мест, где не помогут ни спускание шин, ни раскапывание лопатой, – полно.