Требования безопасности при работе на контрольно кассовой машине
Требования безопасности при работе на контрольно кассовой машине
VIII. Правила техники безопасности
— рабочее место кассира должно быть оборудовано так, чтобы исключить возможность соприкосновения работающего с токоведущими устройствами, шинами заземления, батареями отопления, водопроводными трубами;
— включать машину в сеть следует через специальную розетку, которая должна быть заземлена;
— не разрешается применять предохранители, не рассчитанные на ток, предусмотренный технической характеристикой данной машины, и включать машину в сеть без предохранителя (заменять предохранитель «жучком»);
— до включения электромеханической машины в сеть необходимо проверить вращение рукоятки ручного привода против часовой стрелки;
— перед включением машины в электросеть надо осмотреть вилку, шнур, розетку и убедиться в их исправности (нет ли обрывов, оголений и т.п.);
— следует помнить, что у машин с автоматическим открыванием денежного ящика во время выдачи первого чека происходит выталкивание денежного ящика под действием пружин не менее чем на 1/3 его длины;
— не допускается вмешательство в работу машины после ее пуска до окончания рабочего цикла;
— при остановке машины по неизвестной причине, а также при внезапном стопорении (остановка машины при незаконченном рабочем цикле) необходимо отключить ее от сети электропитания. Все работы по проверке электромеханической машины вести, используя ручной привод. При этом не следует применять чрезмерных усилий, чтобы проверить механизмы машины, остановившейся по неизвестной причине;
— запрещается проводить техническое обслуживание машины, включенной в сеть электропитания;
— после окончания работы на машине необходимо отключить электропитание, вынув штепсельную вилку из розетки;
— не следует допускать к работе на машине лиц, незнакомых с правилами работы и техники безопасности.
8.2. В целях обеспечения безопасности работы кассира необходимо оборудовать кабину кассира устройством вызова охраны и администрации, а также предусмотреть аварийное освещение кассовой кабины.
Комитета Российской Федерации по торговле
Государственной налоговой службы России
Комитета Российской Федерации по машиностроению
Правила техники безопасности при эксплуатации контрольно-кассовых машин
Данными правилами руководствуется персонал при эксплуатации ККМ.
1. Операторы и специалисты по обслуживанию и ремонту ККМ, не прошедшие инструктаж по технике безопасности и не изучившие «Руководство оператора» и руководство по эксплуатации», не должны допускаться к работе.
2. Не допускается работа оператора при снятом корпусе.
3. Рабочее место оператора должно быть оборудовано трехполюсной розеткой с заземляющим контактом.
4. Перед включением ККМ в электрическую сеть необходимо осмотреть вилку и шнур питания и убедиться в их исправности.
5. Не допускается замена предохранителей при включенном электропитании ККМ.
6. Все металлические предметы, устройства, расположенные ближе двух метров от рабочего места кассира, должны быть надежно изолированы.
7. Запрещается кассирам и продавцам при включенном питании вскрывать ККМ, снимать верхний кожух.
8. Рабочее место кассира должно обеспечиваться освещением 500+/-50 ЛК при общем и комбинированном освещении.
9. Запрещается работать на ККМ кассиру с влажными руками.
10. При отыскании неисправности механиком во включенной машине со снятым корпусом необходимо принять меры, исключающие случайный контакт с токоведущими частями.
11. По окончании работы, в перерывах или случае остановки по другим причинам машина должна быть отключена и отсоединена от электрической сети.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломном были рассмотрены общетеоретические основы туристских организаций, нормативно-правовые документы по регулирования туристской деятельности.
Совершенствование системы обслуживания неразрывно связано со стандартами обслуживания, которые разрабатывает для себя каждое предприятие. А компетентность персонала имеет огромное значение при управлении качеством обслуживания.
Следует также отметить, что многие клиенты судят о солидности и надежности туристской фирмы по тому, как выглядит ее бюро продаж. Поэтому их создание и оформление не является чисто техническим вопросом, а выполняет большую и во многих случаях решающую роль в рекламе и продвижении туристского продукта фирмы на потребительском рынке. Также немаловажную роль в перспективной работе туристского предприятия является качество обслуживания. Качество обслуживания влияет на ассортимент предлагаемых услуг. Но сам по себе ассортимент не обеспечивает качества. Необходимы комплексность услуг и товаров, их направленность на конкретного потребителя, а также своевременность их предоставления, что оказывает огромное влияние на качество обслуживания.
По моему мнению, спрос на туристические услуги будет претерпевать некоторые изменения, что связано с появлением нового типа потребителя на
рынке туризма. Турист будущего высоко информирован и образован, он очень требователен и привередлив, мобилен и индивидуален, он стремится жить полной жизнью и получить от этой жизни массу всевозможных впечатлений, он избалован изобилием предлагаемых ему товаров и услуг, он непостоянен и жаждет разнообразия, удовольствий и развлечений.
Комплексный экономический анализ деятельности ООО «Метеор» показал, что финансовое положение компании нестабильное. Такой вывод позволил сделать анализ объема реализации продукции. Основные производственные фонды и материальные ресурсы используются неэффективно, деятельность компании нерентабельна.
Для решения выявленных проблем было пост0орено «дерево целей» и разработаны следующие мероприятия:
— дополнительное оборудование рабочих мест менеджеров;
— создание иллюстративных рекламных каталогов и буклетов;
— установка телевизоров в зале отдыха для улучшения качества гостиничных (основных) услуг.
Расчет технико-экономических показателей эффективности проекта показал, что все предложенные мероприятия являются экономически эффективными. Их внедрение позволит повысить выручку на 10%, увеличить балансовую прибыль на 13,7%, тем самым повысить рентабельность продаж на 0,9%.
В рамках повышения мотивации персонала подробно рассмотрены такие технические и технологические мероприятия, как установка компьютерной и факсимильной техники и создание индивидуальных электронных адресов и установка программы ICQ.
С данными мероприятиями связано и рассмотрение вопросов организации охраны безопасности жизнедеятельности, в частности по организации пожарной безопасности и охране труда применительно к предприятиям туристской индустрии.
Таким образом, проект по совершенствованию системы обслуживания клиентов в турфирме освещает все наиболее важные аспекты от теоретического изучения до охраны безопасности жизнедеятельности клиентов и сотрудников в условиях его осуществления, что, безусловно, необходимо для наиболее эффективного его внедрения.
Список литературы
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
2. Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г.;
3. Постановление правительства РФ «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» от 11.02.2002г.;
4. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г.;
5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
6. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. М.: Изд-во Финансы статистика, 2001
7.Воронцова М.Г. Современные технологии менеджмента в турбизнесе.//Туристские фирмы. №28., 2002.
8. Гаврильчак И.Н., Соловьев В.Н. «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Экономика, менеджмент и инфраструктура туризма»: Учебное пособие, под ред. Б.С. Мовчана – СПб: Изд-во ИИГ «АКТиБ», 2002.
9. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 2006.
10. Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок. М., Финансы и статистика, 2001.
11.Демченко Е.В. Маркетинг туристских услуг. Минск. 1996.
12.Дурович А.П. Маркетинг в туризме. – М.: Институт дистанционного образования; МЭСИ, 2000.
13.Запесоцкий А.С. Стратегическое планирование в туризме.: Уч.пособие.-Спб.: СПбГУП, 1999.
14.Зорин И.В., Квартальнов В.А. Толковый словарь туристских терминов: Туризм. Туристская индустрия. Туристский бизнес. – М. – Афины: INFOGROUP.: 1994.
15.Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 368с.
16.Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учебное пособие для вузов. – М.: Мастерство, 2002 – 192с.
17.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: Организация деятельности.М., Финансы и статистика, 2001.
18.Кабушкин Н.И.. Менеджмент туризма. Минска, ООО «Новое знание», 2001.
19.Карпова Г.А. Экономика современного туризма. Спб, Герда, 2002.
20.Квартальнов В.А. Иностранный туризм. М., Финансы и статистика,1999.
21.Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. М., Финансы и статистика, 1999.
22.Квартальнов В.А. Туризм и отраслевые системы. М., Финансы и статистика, 2001.
23.Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. – Спб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. – 184с.
24.Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг, гостеприимство, туризм. – М. : ЮНИТИ, 1998.
25.Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебние. –М.: Финансы и статистика, 2002. – 320с.
26.Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208с.
27.Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. В 2-х т. – М.: Внешторгиздат. 1993.
28.Монтехано Х.М. Структура туристического рынка. Смоленский государственный университет, 1997.
29.Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. –М. 1999.
30.Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Росийская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 232с.
31.Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыночной позиции: Учеб.пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 192с.
32.Папирян Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160с.
33.Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. –М.: Ось-89, 1997.
34.Сенин В.С. Организация международного туризма. – М.: Финансы и статистика, 1999.
35.Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие. – М.: Экспертное бюро, 2001. – 160с.
36.Терещенко В.М. Маркетинг: новые технологии в России. – Спб: Питер, 2001. – 416с.
37.Труды Академии Туризма: Сб.научных трудов. Вып.4/ Под ред. Ю.В. Кузнецова, А.Т. Кириллова, Г.А.Карповой, Н.Н. Воскобойниковой, Е.В. Масловой – СПб.: Издательство «Невский Фонд», 2002. – 199с.
38.Уткин Э.А. Стратегическое планирование. М., 1999.
39.Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. – Москва: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004 – 416с.
40.Чудновский А.Д. Гостиничный и ресторанный бизнес. М., Тандем, 1998.
41.Янкевич В.С. Маркетинг гостиничных услуг. – М.: ИтиГ, 2000.
42.Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт/Под ред. В.С. Янкевича. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 416с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Правила обслуживания клиентов в ООО «Метеор»:
— Брать трубку не позднее третьего звонка;
— Подняв трубку необходимо поздороваться, назвать фирму и представиться;
— Тон голоса- только доброжелательный и приветливый, чтобы не создавалось впечатление, что клиент оторвал вас от важного дела своим вопросом. В тоже время менеджер должен быть деловым человеком и понимать, что цель его при работе на телефоне- убедить клиента прийти в офис и пообщаться лично;
— Необходимо чтобы менеджер имел под рукой все материалы для максимально эффективных телефонных продаж. Ни одна лишняя секунда не должна уходить на поиск цен, именно этот момент один из важных для создания благоприятного имиджа фирмы и завоевания доверия;
— В процессе разговора необходимо полностью сосредоточиться на собеседнике. Говорить отчетливо, по возможности избегать пауз;
— Спросить сколько человек едет путешествовать?
— Есть ли среди них дети и какого возраста?
— Когда должна состояться поездка и на какой срок?
— Постараться уловить настроение и особенности человека, лучше говорить с ним на его языке и в его стиле;
— Избегать профессиональных терминов;
— Когда в разговоре «зацепили клиента», необходимо уточнить его имя, (если нужно и отчество), записать его и использовать в беседе;
— В конце разговора надо напомнить свое имя, вежливо попрощаться.
Тактика обслуживания на этапах совершения заказа:
1. На этом этапе необходимо овладеть вниманием клиента, вызвать у него интерес и желание приобрести определенный тур. Для этого обычно используются каталоги, наглядные рекламы, фотографии. Увидев, что клиент заинтересованно выслушивает доводы о предлагаемой услуге менеджеру необходимо сосредоточить свое внимание на этой услуге. Большое значение имеет войти в контакт с посетителем. Под контактом понимается общность, психологическое состояние работника контактной зоны и заказчика, обусловленное их взаимопониманием и взаимодействием. Установлению контакта способствует хорошее самочувствие работника, твердая убежденность в полезности предлагаемой услуге, эмоциональная выразительность речи. Он всегда должен уметь «читать» выражение лиц клиентов и по их глазам судить о том насколько они заинтересованы в предлагаемой услуге. Умение установить контакты с клиентами во много раз определяется индивидуально- психологическими особенностями работника. Посетителю нужно предлагать только то, что может ему понравиться по мнению работника. Демонстрируя образец услуги необходимо:
1. подчеркнуть его достоинство, дать точные характеристики;
2. не давать свою оценку свойств товара;
3. на этом этапе работнику необходимо обосновать цену тура. Необходимо подсчитать уникальность. Желательно свою речь с клиентом строить в виде диалога. Решение клиента сделать заказ часто обуславливается не одним мотивом, а несколькими, среди которых могут быть и противоречивые. В этом случае окончанию решению будет предшествовать борьба мотивов. У разных клиентов принятие решений происходит по своему. Одни делают заказ самостоятельно, другие прибегают к совету семьи, третьи ждут совета работника. Последнее слово при совершении заказа должно принадлежать клиенту. Нужно умело, тактично, подвести клиента к положительному решению.
Поведение клиента в офисе может быть пассивным и активным. Если поведение активное, значит клиент пришел в фирму с уже готовым решением, т.е. он четко выражает свои мысли и желания. Если клиент пассивный- он зачастую не решается сделать заказ, поэтому в этом случае ему необходимо помочь. Можно задавать вопросы о предпочтениях для ускорения принятия решения, стимулированию решения способствует фраза: «Я не могу к сожалению решить за вас это, вы должны сделать сами». Если клиент сомневается в целесообразности заказа нужно попытаться тактично выяснить у него причину этого колебания. Если свои возражения клиент не может изложить ясно, тогда можно убедительными доводами сформировать у него установку на совершение заказа;
3. завершение процесса обслуживания. Не следует задерживать клиента при окончательном оформлении документации. Клиент будет чувствовать большое удовлетворение, если работник грамотно одобрит его приобретение. Заканчивая обслуживание также необходимо поблагодарить клиента вашей фирмы и выразить предположение, что в дальнейшем он станет постоянным клиентом. Попросить его позвонить после окончания тура, чтобы узнать мнение клиента.
Правила эксплуатации ККТ
С 1 июля 2017 года организации и ИП обязаны перейти на онлайн-кассы, которые будут передавать данные о каждом пробитом чеке в ФНС через оператора фискальных данных. Как же применять их? Так же как и раньше или есть особенности?
Напомним, что порядок и условия применения контрольно-кассовой техники регламентирован статьей 4.3, которая введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ.
Однако до настоящего времени действуют «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением» (утв. письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104), применяемые в части, не противоречащей Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Так, с переходом на онлайн-кассы можно не применять унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 (в частности, формы КМ-3, КМ-4, КМ-7 и т.д.). Об этом Минфин России сообщает в письмах от 16.09.2016 № 03-01-15/54413, от 04.04.2017 № 03-01-15/19821, от 19.05.2017 № 03-01-15/30616.
Вместе с тем остаются обязательными к применению формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов, например, кассовые документы (письмо Минфина России от 25.01.2017 № 03-01-15/3482)
Нюансы использования онлайн-касс
Перед началом осуществления расчетов кассир должен сформировать отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов — отчет о закрытии смены. При этом кассовый чек (БСО) должен быть сформирован не позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены.
Еще нужно знать, что все расчеты с онлайн-касс передаются через ОФД в ФНС. А чек теперь может быть не только бумажным, но и электронным.
Если произойдет сбой связи, то онлайн-касса будет пробивать чеки еще 30 дней, а затем она блокируется. Как только связь появится все пробитые чеки в порядке «живой очереди» будут передаваться через ОФД в ФНС. Получить сведения о работоспособности ККТ и возможности передачи данных можно в Личном кабинете ОФД «Такском».
Имейте в виду! Фискальный накопитель ККТ должен обеспечивать хранение в некорректируемом виде отчетов об открытии/закрытии смены, кассовых чеков (БСО), отчетов о текущем состоянии расчетов, подтверждение оператора и других фискальных документов в течение 30 календарных дней. Это установлено пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).
Подготовка к работе перед вводом ККТ в эксплуатацию
К работе на кассовом аппарате допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации ККТ, с которыми заключается договор о материальной ответственности.
Для проверки работоспособности кассового аппарата кассир должен пробить несколько нулевых чеков.
Отчет об открытии смены
Отчет об открытии смены должен содержать реквизиты, указанные в таблице 17 приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@. Напомним, что этим Приказом утверждены форматы фискальных документов, обязательных к использованию, а также дополнительные реквизиты фискальных документов.
В частности, отчет об открытии смены может содержать такие дополнительные реквизиты, как код формы фискального документа, ИНН кассира, номер смены, признак истечения срока действия (ресурса) ключа фискального признака и т.д.
Расчеты с покупателями при использовании контрольно-кассовой техники
Расчеты с покупателями могут осуществляться в наличной или безналичной форме.
В случае ошибки кассир должен пробить чек возврата или коррекции. Чек коррекции пробивается тогда, когда кассиру нужно исправить ошибку. А чек возврата пробивается при возврате товара покупателем. В этом случае на чеке должен быть указан реквизит «возврат прихода».
Если расчеты — безналичные, например, с использованием банковских карт, то при покупке товара карта вставляется в щель кассовой машины системного кассового терминала, имеющего связь с банком, по каналу связи сообщается номер счета владельца кредитной карточки, подтверждается его платежеспособность и дается команда на списание со счета указанной суммы (стоимости покупки или услуги). После чего карточка возвращается владельцу. При вводе кредитной карточки в машину набирается личный код, известный только владельцу.
Обратите внимание! Все пробитые кассиром чеки фиксируются в системе оператора фискальных данных и автоматически передаются через ОФД в ФНС. Разница во времени между приемом денежных средств и пробитием чека не должна быть более 5 минут. В противном случае организация может быть привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Выдача и направление чека
При работе с онлайн-кассой покупателю выдается бумажный чек. Обязательно нужно поинтересоваться, нужен ли ему чек в электронной форме. Если да, то покупатель должен представить кассиру (до момента расчета) номер мобильного телефона или адрес электронной почты.
Важный нюанс — у продавца должна быть техническая возможность для передачи электронного чека покупателю.
Имейте ввиду!
ФНС разработала мобильное приложение, в котором можно сохранить свои данные (почту и телефон), которые потом преобразуются в QR-код. QR-код считывается на кассе и покупателю не приходится диктовать каждый раз свои данные кассиру.
Реквизиты чека
Формат кассового чека должен содержать реквизиты, указанные в таблице 48 приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@. Так, с 1 февраля 2017 года в кассовом чеке (БСО) обязательно должен быть реквизит «ставка НДС».
В дополнение к старым реквизитам кассового чека на новых кассовых чеках отражается номер фискального документа, фискальный признак документа, номер смены, порядковый номер за смену, вид налогообложения и др.
Обязательным элементом кассового чека является QR-код, благодаря которому любой покупатель может проверить легальность осуществляемой покупки.
Предоплата
Если объем и список товаров, работ, услуг невозможно определить в момент оплаты (при получении предоплаты и (или) рассрочке платежа), то на кассовом чеке (БСО) указываются аванс и фактически полученные денежные средства.
При конечном расчете с учетом ранее предоставленного аванса на кассовом чеке указываются обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. При этом в сумме оплаты наличными и (или) электронными средствами платежа за реализуемые товары, работы, услуги указываются фактически полученные денежные средства без привязки к конкретным товарным позициям. Сумма ранее полученного аванса не отражается. Минфин России разъяснил это в письме от 28.04.2017 № 03-01-15/26352.
По мнению экспертов ФНС России, уровень детализации наименования товара должен позволять идентифицировать конкретный товар или услугу. Например, указание нескольких товаров под общей группой, к примеру «Суп», будет некорректным. Стоит указывать «Суп куриный 500 г». Возможно также указание производителя, объема, веса и других характеристик продукции.
Как пробить чек при оказании услуг?
Специалисты ОФД «Такском» разъясняют, что обязательным реквизитом чека ККТ является наименование услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), которое нужно отражать максимально корректно. Наименование конкретных видов услуг лучше взять из договора с клиентом или из прейскуранта услуг.
Эксперты уточняют, что наименование товара в чеке ККТ должно соответствовать маркировке товара, т.е. содержать информацию, которая позволит покупателю однозначно идентифицировать товар, в том числе его вид, сорт или марку, массу или объем.
Конкретных требований к указанию наименования товара и его детализации в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ не предусмотрено. Поэтому пользователь кассы вправе самостоятельно определить наименование. При формировании наименования товара налогоплательщики могут руководствоваться Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), а также Техническим регламентом Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011).
Отчет о закрытии смены
В конце рабочего дня кассир должен закрыть смену (обнулить кассу и сдать наличность директору) и сформировать по окончании осуществления расчетов отчет о закрытии смены (аналог Z-отчета).
Отчет о закрытии смены должен содержать обязательные реквизиты, указанные в таблице 32 приложения № 2 к Приказу ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@. В частности, адрес расчетов, регистрационный номер ККТ, количество кассовых чеков (БСО) за смену, общее количество фискальных документов за смену и т.д.
По окончании работы кассир должен выключить кассу, сдать ключи и остальные принадлежности.
Правила безопасных условий труда при работе с контрольно-кассовой машиной
Подготовка контрольно-кассовой машины к работе:
Перед началом работы на машине, кассир получает у администратора ключи отмены, чек и контрольные листы, журнал «Кассира операциониста», разменную монету, принадлежности для работы и обслуживания машины. Перед включением машины в сеть проверяется исправность электровилки, шнура питания, заземления, сохранность пломбы контрольно-кассовой машины. Получением нулевого чека кассир проверяет работу машины, качество печати и правильность отпечатанных реквизитов.
При работе с контрольно-кассовой машиной необходимо выполнять следующие правила безопасных условий труда:
1. Рабочее место кассира должно быть оборудовано так, чтобы исключалась возможность соприкосновения работающего с токопроводящими устройствами, шинами заземления, батареями отопления, водопроводными трубами.
2. Включать машину в сеть следует через специальную розетку, которая должна быть заземлена.
3. Не разрешается применять предохранители, не рассчитанные на ток, предусмотренные технической характеристикой данной машины, и включать машину в сеть без предохранителя.
4. Перед включением машины в электрическую сеть надо осмотреть вилку шнур, розетку и убедиться в их исправности.
5. Следует помнить, что с автоматическим открыванием денежного ящика во время выдачи первого чека происходит выталкивание денежного ящика под действие пружины не менее чем на 1/3 его длины.
6. Не допускается вмешательство в работу машины после ее пуска, до окончания рабочего цикла.
7. При остановки машины по неизвестной причине, а также при внезапном стопорении, необходимо отключить ее от сети электропитания.
8. Запрещается проводить техническое обслуживание машины, подключенной к сети электропитания.
9. После окончания работы на машине необходимо отключить электропитание, вынув штепсельную вилку из розетки.
10. Не следует допускать к работе на машине лиц, незнакомых с правилами работы и техники безопасности.
Работа на контрольно-кассовой машине, устранение простейших неисправностей:
Кассир, получив от покупателя деньги, должен четко назвать сумму полученных денег, деньги положить на виду у покупателя, напечатать чек, объявить общую стоимость покупок, назвать сумму сдачи и выдать ее вместе с чеком, при этом бумажные купюры и разменную монету выдать одновременно, после окончания расчета положить деньги в денежный ящик.
В течение смены у кассира могут возникнуть различные ситуации: возврат чеков в кассу, выход чека с неясными оттесками, возврат товаров в магазин, обрыв контрольной ленты, и другое. В случае возврата чека покупателем кассир может выдать деньги при наличии на чеке подписи директора или его заместителя. В конце рабочего дня кассир совместно с администратором составляет акт о возврате денежных сумм по неиспользованным чекам. Неиспользованные чеки гасятся, наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию.
В случае обрыва контрольной ленты, выходы чека с неясными оттесками или вообще невыхода чека, кассир вызывает представителя администратора. Чек с неясными оттесками сверяют с показаниями контрольной ленты, после установления суммы ее повторяют на обороте чека, чек подписывает представитель администрации. Концы контрольной ленты в месте обрыва после сверки порядковой нумерации подписывает администратор и кассир с указанием времени обрыва.
Операции по последовательности получения чеков:
4. Чек на одну покупку;
5. Чек не несколько покупок;
6. Чек на количество товара и цен;
9. Анализирование покупок;
Окончание работ на контрольно-кассовой машине:
После окончания рабочей смены кассир подготавливает денежную выручку вместе с кассовым отчетом по приходно-кассовому ордеру старшему кассиру.
Кассиру строго запрещается:
¨ работать без контрольной ленты или склевать её в местах обрыва;
¨ допускать посторонних лиц к кассовой машине, кроме директора (заведующего) торгового предприятия, его заместителя, бухгалтера, дежурного администратора и с их разрешения технического специалиста или контролирующее лицо для проверки кассы;
¨ покидать кассовую кабину без уведомления администрации, не отключив кассовую машину;
¨ самостоятельно вносить изменения в программу кассового терминала (для чего последний должен иметь защиту от несанкционированного доступа);
¨ иметь в кассе личные деньги, не учтённые через кассовую машину (кроме выданных перед началом работы).
Тема 3. Освоение навыков подготовки товаров к продаже и рабочего места к работе
Под рабочим местом продавца понимается часть площади торгового зала, предназначенная для работы одного или нескольких продавцов, оснащенная специальным оборудованием для размещения, а также выкладки и продажи товаров. На рабочем месте осуществляется показ, выбор, консультация, расчет и упаковка, а также оказание различных услуг покупателям.
Организация рабочего места продавца должна обеспечивать наиболее полное использование площади торгового зала, правильный выбор типа оборудования и возможность его рациональной расстановки.
Важнейшими элементами организации рабочего места продавца является размещение и выкладка товаров, от которых зависят уровень обслуживания покупателей, эффективность труда продавца. Товары размещают по товарно-отраслевому принципу. Когда на одном этаже в одной секции, отделе находятся товары различных групп, взаимосвязанных в спросе или удовлетворяющих потребности определенных контингентов покупателей. За каждым товаром следует закреплять постоянное место. Покупатели привыкают к этому и легко ориентируются в торговом зале, работникам магазина это помогает контролировать сохранность товаров, следить за полнотой ассортимента товаров и своевременно пополнять его запасы.
При размещении и выкладке товаров значение имеют зоны, в которых расположены полки, оборудование. Для осмотра товаров наиболее удачной является зона полок, расположенных на уровне глаз покупателей.
По окончанию рабочего дня, рабочее место приводится в порядок, все убирается и моется.
Оформление покупки:
1. При продаже товаров в присутствии покупателя проверяем отсутствие дефектов внешнего вида.
2. Упаковать товар вместе с инструкцией по эксплуатации.
3. Отдать товар покупателю с чеком на данный товар.
Безопасные условия труда в магазине:
Предприятия торговли, где я прохожу ознакомительную практику, соблюдают действующие в Российской Федерации санитарное законодательство и осуществляют контроль за его соблюдением. На предприятие также соблюдают технику безопасности.
Работники предприятия допускаются к работе только после получения ими инструктажа по технике безопасности. Инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий. Инструктаж должен проводиться на основе инструкции по технике безопасности с учетом конкретных условий работы и применительно к профессии для должности инструктируемого. Инструкции разрабатываются для каждой профессии и вида работ.
Требования к соблюдению санитарных правил. Ответственность за соблюдение санитарных правил возлагается на руководителя торговой организации, который обязан обеспечить:
— выполнение требований санитарных правил всеми ее работниками;
— должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них;
— организацию производственного контроля;
— прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, пришедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
— наличие личных медицинских книжек на каждого на каждого работника;
— организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды;
— наличие аптечек для оказания первой помощи и их своевременное пополнение;
— организацию санитарно-просветительной работы с персоналом