Требования к смотровой яме для грузовых автомобилей
Требования к смотровой яме для грузовых автомобилей
3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ЭКОЛОГИИ И ЭРГОНОМИКИ
К ГАРАЖНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ
3.1 Общие требования травмобезопасности к конструкциям гаражного оборудования
3.1.1 Температура доступных для прикосновения поверхностей узлов гаражного оборудования, исключая автосушильные установки, а также рабочих органов гаражного оборудования, функциональное назначение которых сопряжено с нагревом, должна быть не более 45 °С при температуре окружающего воздуха 18 °С.
3.1.2 Конструкция гаражного оборудования должна исключать контакт оператора с эксплуатационными материалами (топливом, маслом и др.).
3.1.4 Безопасность гидроприводов и смазочных систем гаражного оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.040.
3.1.5 Безопасность пневмоприводов гаражного оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.101.
3.2 Общие требования безопасности к узлам и процессам управления гаражным оборудованием
3.2.1 Электрические цепи и магистрали питания гаражного оборудования должны комплектоваться средствами защиты от превышения предельно допустимых нагрузок.
3.2.2 В конструкциях органов управления, предназначенных для включения гаражного оборудования, должны быть предусмотрены средства защиты от случайного включения (размещение толкателей кнопок ниже уровня поверхности панели управления не менее чем на 3 мм, применение фронтальных колец, ограждение педалей и т.п.).
3.2.3 Защита от нарушения последовательности воздействия на органы управления гаражного оборудования, для которого установлена такая последовательность, должна соответствовать требованиям ГОСТ 22261.
3.2.4 Гаражное оборудование с автоматическим (программным) управлением не должно начинать выполнение исполнительских технологических операций (вывод диагностируемого АТС или его агрегата на заданный режим, подкачка сжатого воздуха в шины и пр.) без команды подтверждения персонала.
3.2.5 Конструкции зажимных, подхватывающих и подъемных узлов гаражного оборудования и их приводов должны исключать опасность для оператора при полном или частичном отключении подачи энергии, а также при включении подачи энергии.
3.2.6 Предохранительные клапаны гидравлических домкратов с ручным приводом, гидравлических, электрогидравлических и плунжерных подъемников, маслораздаточных колонок (установок), шиномонтажных электрогидравлических стендов не должны допускать превышения номинального давления более чем на 12%.
3.3 Общие требования безопасности к ограждениям в конструкциях гаражного оборудования
3.3.1 Подвижные части гаражного оборудования, к которым имеется доступ снаружи, если они являются источниками опасности, должны быть ограждены или снабжены другими средствами защиты по ГОСТ 12.2.003. Если подвижные части гаражного оборудования, представляющие опасность для людей, не могут быть ограждены или снабжены другими средствами защиты из-за их функционального назначения, то должны быть предусмотрены средства сигнализации, предупреждающие о пуске оборудования, и органы управления для остановки или отключения оборудования от источников энергии.
3.3.2 Ограждения, открываемые вверх, должны фиксироваться в открытом положении. В конструкции ограждений, открываемых вниз, должны быть приспособления для их удержания в закрытом (рабочем) положении.
3.3.3 Гаражное оборудование должно соответствовать ГОСТ 12.2.003 по оснащению корпусных и несущих деталей движущихся (в том числе вращающихся) элементов защитными кожухами, щитами, сетками, экранами и страховочными приспособлениями, предотвращающими травматизм при отказах и разрушении наиболее нагруженных или быстро движущихся узлов гаражного оборудования.
3.4 Общие требования к электробезопасности гаражного оборудования
3.4.1 По электрической безопасности гаражное оборудование должно соответствовать ГОСТ 12.1.019. Кроме того, диагностическое оборудование и являющиеся составными частями гаражного оборудования средства измерений электрических и магнитных величин должны соответствовать по электрической безопасности требованиям ГОСТ 22261.
3.4.2 В конструкциях стационарного и передвижного гаражного оборудования с питанием от сети должно быть предусмотрено заземление по ГОСТ 12.2.007.0.
3.4.3 Сопротивление изоляции силовых цепей электрических аппаратов гаражного оборудования должно быть не менее 0,5 МОм.
3.4.4 Электрическая безопасность гаражного оборудования с потребляемой мощностью не менее 25 Вт должна обеспечиваться отсутствием электрического напряжения на наружных металлических поверхностях органов управления и настройки, к которым имеется доступ, наличием плавкого предохранителя в цепи питания, общего выключателя питающей сети для отключения электрических цепей гаражного оборудования от обоих полюсов сети и световой индикации включения сетевого выключателя.
3.4.5 Электрическое напряжение питания выносных источников света в составе гаражного оборудования, в том числе предназначенных для осмотра внутренних поверхностей газовых баллонов, должно быть не более 12 В.
3.5 Общие требования пожарной безопасности и взрывобезопасности гаражного оборудования
3.5.1 Исполнение гаражного оборудования, предназначенного для применения во взрывоопасных средах и имеющего в своем составе электрические цепи, должно быть взрывозащищенным согласно требованиям ГОСТ 12.1.010 и соответствовать условиям безопасности заправочных станций и хранилищ со взрывоопасной средой по ГОСТ 12.2.003.
3.5.2 Окрасочное оборудование, установки для нанесения антикоррозионных покрытий и приборы для проверки расхода топлива АТС, в составе которых имеются электрические цепи и узлы, следует изготовлять во взрывозащищенном исполнении по ГОСТ 12.1.010.
3.6 Общие требования экологии к конструкциям гаражного оборудования
3.6.1 Уровни звуковой мощности гаражного оборудования не должны превышать значений, приведенных в таблицах 1 и 2, в указанных октавных полосах частот.
Наименование и тип гаражного оборудования
Максимально допустимые значения звукового давления (шума), дБ,
для полосы частот, Гц
Требования к осмотровой канаве (смотровой яме)
Приложения к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018г. №59н «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»
III. Требования охраны труда, предъявляемые к производственным территориям (производственным зданиям и сооружениям, производственным помещениям и производственным площадкам) и организации рабочих мест
Требования охраны труда, предъявляемые к помещениям для технического обслуживания, проверки технического состояния и ремонта транспортных средств
44. Размеры осмотровых канав и эстакад устанавливаются в зависимости от типа транспортных средств и применяемого оборудования.
45. Вход в проездную осмотровую канаву поточных линий и выход из нее должны осуществляться через тоннель.
46. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи должны иметь выходы в производственное помещение по ступенчатой лестнице шириной не менее 0,7 м. Максимальное расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м.
47. При наличии одного выхода из осмотровой канавы в ее стене, противоположной выходу, должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.
48. Длина тупиковой осмотровой канавы должна соответствовать размеру ремонтируемого (осматриваемого) транспортного средства, которое при установке на канаву не должно закрывать ведущую в канаву лестницу и запасный выход.
49. Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.
50. Выход из одиночной тупиковой канавы должен быть со стороны, противоположной заезду транспортного средства.
51. Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения транспортных средств.
52. Осмотровые канавы, соединяющие их тоннели и траншеи, а также ведущие в них лестницы должны быть защищены от сырости и грунтовых вод.
53. Стены осмотровых канав, траншей и тоннелей, соединяющих их, должны быть облицованы керамической плиткой или покрыты другими влагостойкими и масло-бензостойкими материалами светлых тонов.
54. Осмотровые канавы должны иметь ниши для размещения электрических светильников напряжением не выше 50 В и розетки с влагозащищенными разъемами для подключения ручных переносных электрических светильников напряжением не выше 12 В.
55. Освещение осмотровой канавы светильниками напряжением 220 В допускается при соблюдении следующих условий:
1) проводка должна быть скрытой, осветительная аппаратура и выключатели должны иметь надежную электроизоляцию и гидроизоляцию;
2) светильники должны быть закрыты стеклом и защищены решеткой;
3) металлические корпуса светильников должны быть заземлены.
56. Осмотровые канавы и эстакады, за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами, должны иметь рассекатели и направляющие (предохранительные) реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение транспортных средств в канавы или с эстакад во время их передвижения.
57. На полу осмотровых канав должны быть уложены прочные деревянные решетки.
58. Для перехода через осмотровые канавы должны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.
Приложения №4 к «Общесоюзным нормам технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» ОНТП 01-91 утвержденным концерном «Росавтотранс» 07 августа 1991 г.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА К ПРЕДПРИЯТИЯМ, ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ОБОРУДОВАНИЮ
Устройства и сооружения для осмотра автомобилей
21. Размеры осмотровых канав должны проектироваться с учетом следующих требований :
23. На тупиковых осмотровых канавах следует предусматривать устройство упоров для колес автомобилей.
Требования к смотровой яме для грузовых автомобилей
Требования безопасности и методы контроля
Garage equipment. Safety requirements and methods of inspection
Дата введения 2014-01-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»)
2 ВНЕСЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 24 мая 2012 г. N 41)
За принятие стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2012 г. N 1261-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31489-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г.
5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 51151-98
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 6, 2019 год с учетом уточнения, опубликованного в ИУС 11-2019
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на гаражное оборудование по ГОСТ 25289 и его составные части.
Стандарт устанавливает обязательные требования безопасности, экологии и эргономики для различных групп и подгрупп гаражного оборудования и методы их контроля.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.010-76 Система стандартов безопасности труда. Взрывобезопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.016-79 Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны. Требования к методикам измерения концентраций вредных веществ
ГОСТ 12.1.019-79* Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ 12.1.040-83 Система стандартов безопасности труда. Лазерная безопасность. Общие положения
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.016-81 Система стандартов безопасности труда. Оборудование компрессорное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.040-79* Система стандартов безопасности труда. Гидроприводы объемные и системы смазочные. Общие требования безопасности к конструкции
ГОСТ 12.2.101-84* Система стандартов безопасности труда. Пневмоприводы. Общие требования безопасности к конструкции
ГОСТ 12.4.026-76* Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности
ГОСТ 12.4.040-78 Система стандартов безопасности труда. Органы управления производственным оборудованием. Обозначения
ГОСТ 13837-79 Динамометры общего назначения. Технические условия
ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ 16519-2006 Вибрация. Определение параметров вибрационной характеристики ручных машин с ручным управлением. Общие требования
ГОСТ 18517-84 Компрессоры гаражные. Общие технические условия
ГОСТ 21752-76 Система «человек-машина». Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования
ГОСТ 21753-76 Система «человек-машина». Рычаги управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 22261-94 Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия
ГОСТ 25289-82 Оборудование гаражное. Термины и определения
ГОСТ 26899-86 Техническая диагностика. Стенды роликовые для определения параметров тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобилей и колесных тракторов в условиях эксплуатации. Общие технические требования
ГОСТ 31277-2002* Шум машин. Определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению. Ориентировочный метод с использованием измерительной поверхности над звукоотражающей плоскостью
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51402-2002**.
3 Общие требования безопасности, экологии и эргономики к гаражному оборудованию
3.1 Общие требования травмобезопасности к конструкциям гаражного оборудования
3.1.1 Температура доступных для прикосновения поверхностей узлов гаражного оборудования, исключая автосушильные установки, а также рабочих органов гаражного оборудования, функциональное назначение которых сопряжено с нагревом, должна быть не более 45 °C при температуре окружающего воздуха 18 °C.
3.1.2 Конструкция гаражного оборудования должна исключать контакт оператора с эксплуатационными материалами (топливом, маслом и др.).
3.1.4 Безопасность гидроприводов и смазочных систем гаражного оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.040*.
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52543-2006.
3.1.5 Безопасность пневмоприводов гаражного оборудования должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.101.
3.2 Общие требования безопасности к узлам и процессам управления гаражным оборудованием
3.2.1 Электрические цепи и магистрали питания гаражного оборудования должны комплектоваться средствами защиты от превышения предельно допустимых нагрузок.
3.2.2 В конструкциях органов управления, предназначенных для включения гаражного оборудования, должны быть предусмотрены средства защиты от случайного включения (размещение толкателей кнопок ниже уровня поверхности панели управления не менее чем на 3 мм, применение фронтальных колец, ограждение педалей и т.п.).
3.2.3 Защита от нарушения последовательности воздействия на органы управления гаражного оборудования, для которого установлена такая последовательность, должна соответствовать требованиям ГОСТ 22261.
3.2.4 Гаражное оборудование с автоматическим (программным) управлением не должно начинать выполнение исполнительских технологических операций (вывод диагностируемого АТС или его агрегата на заданный режим, подкачка сжатого воздуха в шины и пр.) без команды подтверждения персонала.
3.2.5 Конструкции зажимных, подхватывающих и подъемных узлов гаражного оборудования и их приводов должны исключать опасность для оператора при полном или частичном отключении подачи энергии, а также при включении подачи энергии.
3.2.6 Предохранительные клапаны гидравлических домкратов с ручным приводом, гидравлических, электрогидравлических и плунжерных подъемников, маслораздаточных колонок (установок), шиномонтажных электрогидравлических стендов не должны допускать превышения номинального давления более чем на 12%.
3.3 Общие требования безопасности к ограждениям в конструкциях гаражного оборудования
3.3.1 Подвижные части гаражного оборудования, к которым имеется доступ снаружи, если они являются источниками опасности, должны быть ограждены или снабжены другими средствами защиты по ГОСТ 12.2.003. Если подвижные части гаражного оборудования, представляющие опасность для людей, не могут быть ограждены или снабжены другими средствами защиты из-за их функционального назначения, то должны быть предусмотрены средства сигнализации, предупреждающие о пуске оборудования, и органы управления для остановки или отключения оборудования от источников энергии.
Смотровая яма часть 1 теория
Существует несколько нормативных документов, описывающих оснащение смотровых ям для обслуживания автомашин. В основном они касаются устройства схем вентиляции и освещения на крупных станциях техобслуживания. Вот они:
ГОСТ 12.1.005–88 «Общие санитарные и гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»;
ВСН 01–89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей»;
ОНТП-01-91 «Нормы технологического проектирования предприятий автотранспорта»;
МГСН 5.01–94 «Стоянки легковых автомобилей»;
ТКП 45–3.02–241–2011 «Станции техобслуживания транспортных средств».
Эти нормы и правила строения будут полезны тем, кто хочет зарегистрировать гараж с технической ямой для ведения авторемонтного бизнеса.
Остальным автовладельцам эти нормативы не так важны. ГОСТы размеры смотровых ям для легковых машин не регулируют. Длину, ширину и глубину ниш в частных постройках вы можете определять самостоятельно.
Ширина смотровой ямы зависит от размеров вашей колесной пары. Просто измерьте расстояние между внутренними сторонами шин и вычтите по 20 см с каждого конца. Учтите, что в будущем вы можете захотеть поменять автомобиль или организовать свое дело. Тогда при закладке ширины смотровой ямы в гараже полезно будет ориентироваться на средние значения. Промежуток 75-80 см подходит для большинства легковых моделей, даже микролитражек.
Длина ремонтной ниши должна быть равна самой машине плюс еще один метр, чтобы туда можно было спускаться, когда сверху стоит транспорт. Если площадь гаража позволяет, лучше оборудовать углубление с запасом, для вашего же собственного комфорта. При достаточной длине траншеи спуск вниз можно организовать по стационарной крепкой лестнице, а не по приставной. Яму можно сделать и Г-образной. Тогда в коротком отрезке будут располагаться ступеньки. Это усложнит процесс построения опалубки и на заливку уйдет больше бетона, но зато работать будет удобнее.
Причем расположение ниши может быть как вдоль, так и поперек хода. В последнем случае пригодятся мостки для переезда через траншею. Чтобы собрать их, а также настил, используйте доски толщиной не менее 40 мм.
А вот глубина смотровой ямы в гараже зависит прежде всего от роста хозяина. Для удобства движения при ремонте зазор между поверхностью и днищем автомобиля нужен в пределах 25-30 см. Наименьшая высота смотровой ямы — это рост владельца плюс 10-15 см. В процессе рытья котлована лучше выкопать его чуть больше, чем заложено планом. Трудно заранее сказать, какой слой гидроизоляции понадобится на полу. В заглубленной траншее всегда можно поднять настил на нужную высоту. Если глубина смотровой ямы окажется недостаточной, придется ходить полусогнувшись.
размеры смотровой ямы в гараже
Это «чистые» размеры смотровой ямы в гараже, то есть параметры уже готового сооружения. К ним еще надо добавить припуски для установки гидро- и теплоизоляции, глиняного замка и отделочного слоя. Чтобы не запутаться с этими прибавками, рекомендуем составить чертеж смотровой ямы в гараже.
По периметру на уровне пола в опалубку закладывается страховочная рейка. Ее можно сварить из металлического уголка 60 мм. Барьер не даст колесам провалиться в дыру и защитит углубление от воды на полу. Он же служит опорой для досок настила, закрывающего яму.
Примите во внимание, что грунт на стенках будет иметь определенный уклон, но размеры смотровой ямы нужно выдерживать так, чтобы работать было комфортно.
При проектировании не забудьте заложить ниши для хранения автозапчастей и инструментов. И придется подумать о местах для крепления светильников и переносных ламп, а также электропроводки в защитном кожухе.
Для доставки свежего воздуха в смотровую яму под землей прокладывают гибкую трубу. Ее конец должен выходить на поверхность на 20 см.
эксплуатация автомобильного транспорта
6. Смотровые ямы.
Смотровые ямы.
Смотровые ямы в производственных ремонтных зонах и в частных гаражах проектируются и строятся в соответствии с ОНТП-01-91 РД 3107938-0176-91 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта» и межотраслевыми Правилами по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р М — 027 — 2003.
1. Для обеспечения доступа к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава, в процессе выполнения работ ТО и ТР преимущественно должны использоваться напольные механизированные устройства (гидравлические и электрические подъемники, передвижные стойки, опрокидыватели и т.п.).
В отдельных случаях в соответствии с требования технологического процесса допускается устройство смотровых ям (канав).
2. Размеры смотровых ям (канав) должны проектироваться с учетом следующих требований:
а) длина рабочей зоны смотровой ямы должна быть не менее габаритной длины подвижного состава;
б) ширина смотровой ямы должна устанавливаться, исходя из размеров колеи подвижного состава с учетом устройства наружных или внутренних реборд;
в) глубина смотровой ямы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям, расположенным снизу подвижного состава и составляет:
— для легковых автомобилей и автобусов особо малого класса — 1,3-1,5 м.
— для грузовых автомобилей и автобусов — 1,1-1,2 м.
— для внедорожных автомобилей-самосвалов — 0,5-0,7 м.
3. На въездной части смотровой ямы следует предусматривать рассекатель высотой 0,15-0,20 м.
4. Проездные (прямоточные) смотровые ямы, располагаемые параллельно друг другу, должны, как правило, объединяться тоннелями (подземными переходами), а тупиковые канавы — открытыми траншеями.
5. Высота от пола до низа покрытия тоннеля должна составлять не менее 2 м, ширина тоннеля — не менее 1 м.
6. Ширина траншеи принимается равной 1,2 м без размещения в оборудования и 2,0-2,2 м при размещении в ней оборудования.
7. Для входа в смотровые ямы (канавы) следует предусматривать лестницы шириной не менее 0,7 м в количестве:
— для тупиковых смотровых ям, объединенных траншеями — не менее одной на три канавы; для индивидуальных проездных смотровых канав, объединенных тоннелями — не менее одной на четыре канавы;
— для проездных смотровых ям поточных линий — не менее двух на каждые поточные линии, расположенные с противоположных сторон (расстояние до ближайшего выхода должно быть не более 25 м;
— для тупиковых смотровых ям, не объединенных траншеями — по одной на каждую яму.
Входы в смотровые ямы (канавы) не должны располагаться под автомобилями и на путях движения (за исключением постов для специальной обработки подвижного состава в соответствии СНиП 2.01.57-85) и маневрирования подвижного состава и иметь ограждение перилами высотой 0,9 м.
8. На тупиковых смотровых ямах следует предусматривать устройство упоров для колес автомобилей.
9. Смотровые ямы должны иметь ниши для размещения электрических светильников и розетки для включения переносных ламп напряжением 12 В.
10. Для обеспечения подъема подвижного состава на смотровых ямах следует предусматривать передвижные или стационарные канавные подъемники.
11. Смотровые ямы должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями ВСН-01-83 Минавтотранса РСФСР.
12. Смотровую яму окаймляют внутренней железобетонной или стальной ребордой, заканчивающейся со стороны въезда сплошным клинообразным или полукруглым возвышением (отбоем) для выравнивания колес. В тех случаях когда колея передних колес по размеру близка к колее наружных задних колес (например, у легковых автомобилей или автобусов), можно устраивать ямы с наружной ребордой.
13. Выходы из траншей и тоннелей необходимо ограждать металлическими перилами высотой не менее 1,1 м.
14. Выход из одиночной тупиковой ямы должен быть со стороны, противоположной заезду автотранспортного средства.
15. Лестницы из прямоточных канав, траншей и тоннелей не должны располагаться на путях движения АТС.
16. При наличии одного выхода из смотровой ямы в ее стене должны быть вмонтированы скобы для запасного выхода.
17. Стены смотровых ям, траншей и тоннелей должны быть облицованы керамической плиткой светлых тонов. Полы в канавах, траншеях и тоннелях должны иметь уклон 2 % вниз от основного входа для стока воды.
18. Смотровые ямы должны иметь рассекатели и направляющие реборды по всей длине или другие устройства, предотвращающие падение АТС в канаву во время его передвижения. Высота рассекателей и реборд выбирается исходя из величины меньшего дорожного просвета. Реборды могут иметь разрывы для установки домкратов.
19. Для перехода через смотровые ямы должны предусматриваться съемные переходные мостики шириной не менее 0,8 м.