Трехполосная акустика в авто своими руками

Автозвук в машине — ЧАСТЬ8 — Установка 3-х полосной акустики в передние двери

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Ну вот я и добрался до нормальной установки 3-х полосной акустики DLS C36!

Сначала она была установлена на скорую руку, то есть среднечастотники на криво выпиленных подиумах из фанеры (без правильного наклона), а низкочастотники на пластиковых кольцах-переходниках Phonocar, звук был не очень, мне не нравилось. Во первых среднечастотники пели вниз, во вторых бас был какой-то пластмассовый.
Дошли руки и до решения этой части звукового оформления!
Пищалки установил на термоклей в штатные места, развернул их максимально в сторону слушателя

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Разметил по колечкам от штатных решёток кольца

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Выпилил 4 кольца из 10 мм. фанеры

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Очень удобно пилить кольца в фонере тонкой пилкой с помощью лобзика

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Затем на точильном станке спилил кольца под наклон

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

гимору и пыли было много ) ) )

После этого с помощью клея для дерева и саморезов скрепил несколько колец вместе

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Покрасил кольца краской в чёрный цвет из баллончика
и всё это установил на обивку двери

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

с внутренней стороны так же установил деревянное кольцо для усиления конструкции крепеления динамика.
Немного не влез магнит динамика, пришлось с помощью кувалды не значительно подстучать панель двери, чтобы всё встало на свои места.

После установки среднечастотников с наклоном вверх сразу проявилась на слух средняя полоса частот при прослушивании. Дверь в месте установки имеет обратный уклон, поэтому до установки подиумов с наклоном динамики играли музыку вниз, теперь чуть вверх и их стало нормально слышно.
Для тех, кто не знает — средние и высокие частоты распространяются по прямой и важно, чтобы акустика этих диапозонов была развёрнута на слушателя.

Что не требуется для динамиков нижней частоты, теперь речь пойдёт об их установке.

Аналогично всё разметил на фанере с использованием подручных средств ) )

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

кастрюлька идеально входила по диаметру в направляющую динамика на обивке двери и использовалась как шаблон просто

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

После разметки самая нудная часть всего процесса, выпиливание огромного количества кругов!
Грязи, пыли, шума было много! ) ) )
В процессе пилки погибло одно полотно (пилка)

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Напилил 17,5 см. колец ) ) )

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Затем по той же технологии с помощью клея и саморезов собрал колодцы под динамики, аналогичные пластиковым.

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Покрасил их и прикрутил на свои места на двери.
Сделал все 4 двери по одинаковому принципу.
В передних дверях решил из пластиковой 2-х литровой бутылки сделать козырьки над динамиками, т.к. на динамики явно сверху попадает вода и клеммы уже окислились без козырьков

Источник

SQ трехполосная акустика, часть 1. Концепция; покупка компонентов

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

В нескольких частях напишу, как установил трехполосную систему Herz на процеусе Helix V EIGHT DSP mk2 в студии Блюзмобиль (Чебоксары).

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Идея поставить нормальную акустику в Pajero Sport 3 появилась весной 2020.
Магнитола Mitsubishi Connect (Kenwood, 8740A001) имеет приличный звуковой тракт, но слабый усилитель — родные динамики по 15 Ватт звучат на троечку с плюсом. Однако мне удавалось легко отличить качество MP3 128 kbit от MP3 320 kbit.

Слушаю достаточно тяжелый рок, группы Linkin Park, Five Finger Death Punch, Iron Maiden, Metallica, Breaking Benjamin, Muse и подобные.

Варианты изучал следующие:
1. Установка штатного управляемого усилителя Mitsubishi, как сделано в комплектации Ultimate. Отказался, тк аудиофилы отзываются о нем (это на самом деле Rockford Fosgate) как об усилителе второго эшелона. И родная акустика Mitsubishi Ultimate 40 Ватт хуже самой дешевой брендовой европейской акустики. То есть качество не очень получается.
2. Установка процессора Helix DSP, к нему 2 четырехканальных усилителя класса AB под сиденья, двухполоску и саб стелс, как это делает московская студия Accent. Не понравилось, что усилители AB большие, занимают много места под сидениями. Прошлую машину однажды утопил в броде через речку, вода в салоне стояла по щиколотку. Так как мой Pajero Sport часто ездит в лес, шансы утопить его не равны нулю. Утопить при этом усилители тысяч на 70 не хочется.
3. Думал, брать ли трехполоску, что требует переделки стоек. Решил брать, опираясь на две мысли: а) наличие СЧ динамика позволяет поднять сцену на уровень глаз, что правильно и везде применяется в домашней акустике. б) Тяжелый рок сложен для воспроизведения двухполоской, наличие СЧ позволит заметно улучшить качество. Акустику выбрал европейского производства Hertz Mille Pro MPK 163.3 PRO.
4. Думал, делать ли подзвучку для задних пассажиров. Решил не жадничать, поставить на задние двери коаксиальные динамики Hertz Mille Pro MPX 165.3 и сделать их тише передних, чтобы они не ломали сцену передней трехполоски для передних пассажиров.
5. В комплекте акустики идет 3-полосный кроссовер MPCX 3.3. Конечно, он не позволяет делать индивидуальные задержки на каждый динамик, что необходимо для отличного посторение акустической сцены в автомобиле. В отличии от дома, вы не можете в авто переставить колонки так, чтобы сидеть на одинаковом расстоянии от левого и правого динамиков. Значит надо задерживать звук на каждом динамике отдельно, что позволяет делать только процессор. Вместе с каналом на саб требовалось 9 каналов процессора. Для поканального усиления требовалось 2*3+2 = 8 каналов. Решил брать Helix V EIGHT DSP mk2 (это 10 канальный процессор + 8 канальный усилитель класса D, авторитетные аудиофилы хвалят его, как и Helix P Six).
6. Сабвуфер хотел сделать скрытый в крыле (стелс). На Pajero Sport 2 в нише заднего правого крыла есть место для 20 литрового короба стелс. На Pajero Sport 3 во всех комплектациях, кроме механической КПП, это место занято кондицинером для задних пассажиров. Место есть только в нише левого заднего крыла, 10-12 литров. Выбрал саб Helix K 10W, который заявлен производителем на этот объем. Одноканальный усилитель для него выбрал по рекомендациям на форумах, D класса, Alpine S-A60M.

Основным истоником сигнала для процеуся будет родная магнитола Mitsubishi Connect, звук подается по аналоговым входам процеуся. Музыку слушаю с нее через приложение Deezer (почти lossless качество). Также часто пользуюсь цифровым радио (Simple Radio). Еще звук идет от подсказок карт Гугл и Яндекс.
В качестве полностью цифрового источника сигнала поставил в процеусь плату Helix HEC HD Audio USB. На нее смартфон отдает звук по цифре, используется исключительно ЦАП процеуся. Воспроизведение на смартфоне делает приложение USB Audio Player PRO, оно же управляет громкостью.
Третий источник сигнала — беспроводной цифровой Bluetooth приемник Ding Shine BTS2.

Для управления громкостью цифровых источников и саба поставил пульт Helix URC.3.

Источник

Автозвук: установка трехполосной поканальной SQ-системы в Gentra/Lacetti

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Наконец установил музыку. С прошлой машины были сняты компоненты, часть заменена на новые и в итоге имеется поканальная трехполоска, управляемая внешним процессором.
Концепция системы следующая. С обычного (неплохого) китайского ГУ звук забирается по USB при помощи внешнего ЦАП/Преобразователя BEHRINGER U-CONTROL UCA-222. Откуда цифра преобразуется в оптический сигнал, и по оптике передается на вход процессора Helix DSP.2.

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

В процессоре звук раскидывается по отдельным каналам (отсюда и поканалка, что каждый канал на каждый динамик) и по межблокам звук разадается на усилители отличными межблочниками DAXX R77. От которых уже собственно идет на динамики.
Что любопытно, при подключении через внешний ЦАП, отключается регулировка громкости и тембра самого Android. Что положительно сказывается на качестве звука. Громкость регулируется при помощи выносного регулятора от процессора. Который по ошибке был установлен мастером в кармашек слева от руля. Позже я его переставлю на более доступное место.

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Все динамики на фронте СЧ/ВЧ/НЧ фирмы Hertz, серии Mille Pro. Звучанием которых доволен более чем.

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Система с усилителями тоже не простая, а побортная. Это значит все динамики левого канала играют от усилителя левого канала. Правые динамики от правого. Решил сделать подобную систему, потому что читал, что в таком случае взаимопроникновения каналов минимальны. Это сказывается на сцене и звуковой стереопанораме. И на слух действительно звучит ощутимо лучше. Конечно, для этого нужны пара одинаковых усилителей, с одинаковыми настройками. В качестве которых у меня установлены два четырехканальника Hertz HCP-4 A/B-класса. Неплохие усилители, однако выдающие по 50 Вт на каждый канал/динамик. Если для СЧ и ВЧ этого достаточно, то для НЧ-динамиков, номинал каждого который 90 Вт это мало, и на большой громкости был заметен клип. Поэтому НЧ я подключил мостом.
На сабвуфер установлен отдельный моноусилитель Pioneer GM-D9601 D-класса. Мощность которого с запасом для динамика Hertz ES 300D.5. Сабвуфер закрытого типа на 35 литров и установлен в багажнике.

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Отдельное слово про установку фронта. Для СЧ/ВЧ были изготовлены на заказ стойки. Динамики установлены на одной плоскости, что полезно для звучания, но смотрится как-то грустно. Стойки обшиты корейской тканью под алькантару. Цвет обивки подбирал под потолок.

Источник

Трёхполосная компонентная акустика

Текст и измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

В зоопарк по встречке

Зачем при двух полосах движения в каждом направлении кое-кто у нас порой выезжает на встречную? Затем, что этих двух полос ему не хватает. Кто выезжает? Тот, кому или больше всех можно, или больше всех надо.

VIBE Space 6 | Cadence CWL3WK | PHD MF 6.3 Kit | DLS Iridium 8.3i

Почему в зоопарк? Об этом чуть позже, не волнуйтесь, будет вам зоопарк. Но сперва — про полосы. Теперь уже — в акустическом смысле.

Число потребных частотных полос в акустической системе зависит в первую очередь от требований, предъявляемых к звуковому давлению и зоне покрытия. Если музыка негромкая, а вы имеете возможность эгоистично занять sweet spot (то есть оптимальную для прослушивания точку), то вполне можно обойтись двумя полосами. До середины прошлого века люди обходились и одной, хотя при этом как минимум недополучали баса, как максимум — и верха тоже. Максимум наблюдался далеко не всегда — в те поры человечество умело делать широкополосники с более высокой частотной границей, нежели у многих нынешних купольных твитеров. Другая крайняя опция — озвучка концертных залов и площадок. Там без пяти полос никто и разговаривать не станет (два баса, две середины и верх), а уж сколько головок задействовано в каждой полосе — страшное дело. Плюс ещё всякие хитрости (вроде излучателей с регулируемой дисперсией), которые создателям домашней и автомобильной акустики и не снились.

В машине негромкая музыка почему-то не прижилась, это не лифт в пятизвёздочном отеле. Помимо доброй традиции, на то есть и объективная причина психофизиологического характера. Даже если вам кажется, что в движущемся авто тихо (сами немцы постарались или вы в три слоя всё закатали), это не более чем иллюзия. В салоне на ходу бушует инфразвук (и чем больше ход, тем сильнее), его природа — шумы качения и аэродинамика. Как звук мы эти составляющие не воспринимаем или воспринимаем слабо (на границе слышимого диапазона), но слух, устроенный гораздо сложнее примитивного RTA-анализатора, подстраивает чувствительность уха (вернее, мозга, конечно) под реальную акустическую обстановку. На низких частотах — в особенности, отсюда и разные настройки в чемпионских машинах: для соревнований (на месте) и для себя (в движении). С другой стороны, ограниченный объём салона, соответственно, ограничивает и потребности в мощностях. Так что как будто отводим одну полосу сабвуферу, оставляем две полосы на собственно акустику — и всё.

Или не всё? Мы не учли, что в машине мы никогда не имеем возможности занять ту самую sweet spot — автомобильные конструкторы из вредности ставят туда рычаг КПП. Можно, наверное, известный принцип FTP (начхать на пассажира) довести до логического совершенства и установить акустику таким манером, чтобы sweet spot расположилась как раз в голове водителя. Но тогда посреди салона придётся ставить акустику, что тоже не удобно и не эстетично. А если симметрично, то оба обитателя передних сидений окажутся «не в фокусе» — и вот тут особое значение приобретают характеристики направленности излучателей. Если вы заранее обязуетесь не злоупотреблять громкостью, ставьте фронты на «четвёрках», максимум — на «пятёрках». В первом случае проблемы с направленностью излучения мидбасов почти не возникают, во втором — не слишком существенны. А вот когда мидбасы имеют калибр шесть дюймов, обеспечить точный тембр на верхней середине становится куда труднее. Вот тут-то и будет очень кстати трёхполосный фронт, поскольку полоса мидбаса ограничивается значительно ниже, а для малогабаритного среднечастотника найти более выгодное место установки куда легче. Обратите внимание: трёхполосный фронт нужен тем, кто хочет, чтобы было одновременно и громко, и музыкально, то есть практически всем. Все (ну, пусть многие) были бы не прочь вырваться за пределы отведённых для движения двух полос, вопрос в том, всем ли можно и многие ли готовы на такой манёвр.

«Отведённые две полосы» означает ещё и то, что большинство автомобилей производителями оборудуются акустикой двухполосной, при этом даже радикальная модернизация акустического оснащения может быть проведена довольно безболезненно. Трёхполосная система автоматически создаёт проблемы с инсталляцией серединки, на это готовы не все. Даже не многие.

Но раз уж вы — из избранных (я это сразу замечаю), с вами можно бы и обсудить, какие среднечастотники всё же лучше — купольные или конусные (у нас их называют диффузорными, терминологически это неправильно, потому и укоренилось, так всегда бывает). Давайте разбираться. У обычной СЧ-головки частота резонанса находится в районе 100 Гц (если это «четвёрка»), даже если «серединка» трёхдюймовая, частота резонанса всё равно не достигает 200 Гц, а значит, его нижнюю частотную границу можно выбрать в районе 350 — 400 Гц, где ухо ещё не слишком чувствительно к амплитудным погрешностям. У купольных среднечастотников частота резонанса по большей части находится в районе 700 — 800 Гц, лишь у наиболее прогрессивных представителей своего класса опускаясь ниже 500 Гц. По канонам акустики нижнюю частотную границу надо выбирать в районе 1500 Гц, а поскольку тут же находится и область наибольшей чувствительности слуха, её с разной степенью успеха стремятся опустить примерно до 1 кГц. Для большинства купольных серединок это означает опасную близость частоты резонанса, что может привести к росту нелинейных искажений и, как правило, приводит. На частоту резонанса приходится максимум хода диффузора, а подвес куполов обычно не рассчитан на сколько-нибудь значительное его смещение. Есть исключения, но они редки — правилом можно считать, что работа купольного излучателя (твитера в том числе) вблизи частоты резонанса вызывает рост нелинейных искажений.

При таких проблемах о купольных среднечастотниках можно было бы благополучно забыть, не припаси они козыри. Один из них — широкая дисперсия излучения. При типичном диаметре 54 мм купольник переигрывает даже 70-миллиметровый конусный среднечастотник, в этом случае разница не столь значительна — характеристическая частота (где излучение начинает проявлять направленность) 3,9 и 3,0 кГц соответственно, но ведь дальше — больше, 4-дюймовый диффузорник проигрывает уже «за явным преимуществом». Помимо этого, купольный излучатель не требует оформления, его корпус и есть его личный закрытый ящик. А стало быть, его проще установить в оптимальной позиции с точки зрения создания звуковой сцены. Заметим, оба этих достоинства имеют хождение в нашей отрасли, но никак не ценятся в домашней аудиотехнике. Патриархи и отцы-основатели купольников для car audio в упор не видят собственных творений, проектируя домашние колонки. У Morel и DLS купольные серединки мне не встретились ни разу, Dynaudio использует купольный СЧ-излучатель в одной, совершенно неприступной, модели, да и там в одной из пяти (!) полос.

Тут бы, наверное, самое время посетовать на ограниченность ассортимента трёхполосок, но это будет не совсем искренне, потому что ограниченность эта совершенно объяснима, с какой стороны ни взгляни. Производителей понять проще простого. Трёхполосный кроссовер вдвое сложнее двухполосного (четыре фильтра вместо двух) и более чем вдвое дороже: номиналы компонентов фильтра на 300 Гц на круг втрое больше, чем у фильтра на 3 кГц, а стоимость ёмкостей и индуктивностей с номиналом связана прямо и непосредственно. Среднечастотник (особенно купольный) — тоже удовольствие не дешёвое, а поднимать отпускную цену (в сравнении с двухполоской такого же класса) втрое решится не всякий.

Со стороны покупателя спрос на готовые трёхполосные комплекты, надо отметить, тоже не совсем ажиотажный, главная причина уже упоминалась: «выезд на встречку» практически всегда означает переделку салона той или иной степени тяжести. А раз так, наступает эскалация конфликта, появляются поканалки с процессорами, и усилия производителя и средства покупателя на могучие кроссоверы оказываются затраченными в равной степени напрасно.

И всё же есть у готовых, под ключ, трёхполосных комплектов и шарм, и достоинства, главное из которых — автономность, когда все средства деления полос система содержит в себе, а характеристики этих средств оптимизированы под использованные головки (или хотелось бы так думать). Это же развязывает руки в выборе средств усиления: каналов надо столько же, сколько и для двухполосной системы — левый и правый. Учитывая реалии жизни и неутомимость энтузиастов автозвука, в этом тесте мы решили расширить программу измерений и приводим АЧХ систем не только в штатном включении через комплектный кроссовер, но и АЧХ компонентов совместно с их фильтрами и, главное, компонентов отдельно, напрямую. Таким образом, для выбора схемы включения — штатно через кроссовер, поканально без кроссовера или в смеси, по 2,5-полосной схеме — есть вся необходимая информация, которую мы дополнили своими добрыми советами, где необходимо.

Теперь, наконец, обещанный зоопарк. Участники теста оказались настолько непохожими ни друг на друга, ни на что-либо ещё, что аналогия со зверинцем возникла в самом начале работы над тестом. Ведь туда ходят не на Барсика или Жучку посмотреть, эти — на каждом углу, а жираф или утконос — только там.

Судите сами. У одного из участников басовые динамики не только калибром (это не такая уж редкость), но и повадками схожи с сабвуфером — они спокойно могут обойтись без саба, не требуя от их владельца жертвовать качеством или количеством баса. У другого 4-дюймовый среднечастотник оказался (если в обход фильтра) более басовитым, чем басовик — у другого. Ещё у одного вообще среднечастотником работает твитер, а пищалкой (нет, не среднечастотник) — ещё один твитер, и в отношении этой акустики наш добрый совет может удивить.

Однако прежде чем начать удивляться (а для этого на следующих страницах будут и другие поводы), хочу сделать ещё два разъяснения. В некоторых случаях вас, как довольно опытного читателя, может озадачить форма АЧХ акустики в штатном включении, весьма далёкая от неколебимой горизонтали. Не спешите переворачивать страницу, вначале взгляните на АЧХ, снятую под углом к оси. Одна из моделей акустики в этом тесте в принципе не рассчитана на работу по оси, и это демонстрирует то, что изготовитель знал о реальных условиях её будущей работы, а теперь мы знаем, что он знал. Второе замечание: метод MLSSA, которым мы пользуемся при измерении частотных характеристик, и наш стандарт представления результатов строги и безжалостны в той же степени, в какой точны и справедливы. Для иллюстрации этого обстоятельства я не поленился перегнать АЧХ одного из участников, на первый взгляд — довольно причудливую, в формат данных RTA-анализатора, которым пользуются мои коллеги при измерениях в салоне автомобиля, туда же ввёл нашу стандартную передаточную функцию. График — перед вами, найдите потом среди участников того, к которому он относится, это будет интересным занятием, и сравните первое впечатление. В рубрике «Системы» третьоктавная гистограмма могла бы претендовать на лестную оценку, там такое иной раз бывает…

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Что из этого следует? Что факторы, привнесённые в итоговую частотную характеристику поведением салона, зачастую более мощны, чем поведение акустики в искусственно созданных безэховых условиях. Вот, собственно, всё, милости прошу в наш зоопарк…

МЁД & ДЁГОТЬ

Ну как вам, понравилось в зоопарке? Сейчас, когда экскурсия завершена, становится очевидным: самым грациозным из обитателей надо признать DLS. «Лидер», и вполне заслуженно. В таком сложном деле, как создание трёхполосной акустики, всегда есть простор для совершенствования, но у DLS Iridium его меньше, чем у кого-либо из одноклассников. Два участника, VIBE и PHD, устроены очень интересно и предоставляют огромный простор для экспериментов. Однако не все потенциальные пользователи трёхполосной акустики по совместительству отважные исследователи, поэтому мы не рискнём адресовать её широким кругам населения. Это на любителя и энтузиаста. А вот акустика Cadence удивила. В хорошем смысле. И заложенные в конструкцию идеи, и их реализация, и звучание произвели впечатление. Так что Cadence — «Фаворит», никаких колебаний на этот счёт у нас нет.

Источник

Трёхполосная АС. Проект «сборная солянка» из отечественных и импортных динамиков.

Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими рукамиЭкспериментальный проект. Описание процесса сборки самодельной АС из доступных динамиков 20ГДШ-101, 4ГДВ-1-8,
SVEN FD115-7.

1. С появлением в хозяйстве LC-метра MLC500 стало возможным самостоятельное изготовление катушек индуктивности для фильтров АС.
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
У меня так и не получилось договориться с земноводным зелёного цвета, чтобы купить готовые катушки
ссылка 1 или ссылка 2.
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Из закромов Родины В коробках были найдены магнитопроводы ШЛ12*25, которые хранились с 90-х годов:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Ещё в пахнущей промасленной бумаге.
Это типа распаковка. 😉
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Полтора часа потраченного времени, и пара катушек по 2 мГн готовы:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Одна намотана проводом ф0,9мм (около 120 витков; номинал подгонялся отмоткой), сопротивление 0,2 Ом.
Другая намотана сначала проводом ф0,7мм, затем ф0,9мм; сопротивление 0,3 Ом.

У меня нет предрассудков на счёт наличия магнитопровода или феррита в катушке.
Я вижу только пользу: сопротивление катушки 2 мГн (0,2 Ом) в ТРИ раза ниже, чем у катушки НЧ фильтра
в АС S-90 2 мГн (0,6 Ом).

Страшилки про нелинейные искажения от магнитопровода меня не тревожат.

2. Динамики.
НЧ секция планируется на базе динамика sven FD115-7
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

СЧ динамик — 20ГДШ-101 (аналог 5 ГДШ-5-8)
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

3. Корпуса.
Для НЧ секции оставлено родное акустическое оформление фазоинвертор и, соответственно, родной корпус АС sven BF-21R.
Тем более, что с настройкой фазоинвертора получилось разобраться в в данном обзоре:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Твитеры уже отключены (тем более, что один твитер уничтожен).

СЧ-ВЧ секцию решил вынести в отдельный корпус, тем более что состоялась пара пустых корпусов от компьютерной акустики.

Посадочные места в корпусе были увеличены при использовании подручного инструмента.
Не совсем эстетично, но задача впихивания была выполнена.
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Установка твитеров — это не для слабонервных: через а.п. через отверстие СЧ динамика.
При этом гайки М4 надо держать с внутренней стороны передней панели (т.е. изнутри корпуса).
Жесть.
Но есть и положительный момент: сетки встали на свои места, не смотря на то, что одно отверстие немного прикрыто «ухом» СЧ динамика.
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

4. Усилитель.
В ходе процесса было решено использовать встроенный усилитель BF-21R,
т.к. огород из отдельного внешнего усилителя и четырёх колонок — это перебор.

Тут же возникла задача: как вывести сигнал с усилителя на дополнительную СЧ-ВЧ колонку?
Внимание привлекло неиспользуемое гнездо для подключения саба:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Отключить гнездо от схемы не составило труда: достаточно было выпаять резисторы R25 и R26:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Модуль УМ:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
На ПП эти резисторы были обозначены 3R19 и 3R20:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Разрезы на печатной плате около гнезда «SUB OUT»:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Примечание: разрез проводника «земля» необходим, чтобы отвязать силовую землю от слаботочной земли, которая присутствует на плате входов.

Затем парой перемычек соединил гнездо с выходным разъёмом динамика.
Казалось бы, всё сделано правильно. Но при включении колонка начала кряхтеть и издавать неприличные звуки.

Далее последовала итерация по вскрытию колонки и вытаскиванию модуля УМ.
Потратив пару часов впустую, я так и не разобрался, в чём загвоздка.

Симптомы были следующие: при втыкании штеккера ф3,5 в гнездо колонка начинала работать неправильно.
Похоже, сказались какие-то чудеса коммутации внутри гнезда.
Напоследок заметил, что ноль (ободок) гнезда соединён с алюминиевой панелью корпуса, которая имеет своё соединение со схемой.

В конце концов перемычки были отпаяны от загадочного гнезда.
А на колодке для АС появилась пара дополнительных контактов:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Латунные стойки М3 от АС S-90. ))
На этом чудеса закончились.

5. Трансформатор.
Оказалось, что колонка, в которую встроен усилитель, гудит.
Гудит не сильно, но надоедливо.
Причина нашлась быстро: трансформатор питания.
Проверка состояла в отсоединении питающего разъёма от платы УМ: акустический гул остался.
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
После извлечения трансформатора из корпуса АС выяснилось, что сам трансформатор вибрирует на частоте питающей сети.
Если поставить трансформатор на стол, появляется гул.
Если же держать трансформатор в руке, полная тишина.

Хм, задачка. Заниматься вопросами виброразвязки корпуса АС и трансформатора мне совсем не входило в мои планы.
По обыкновению, из загашников был извлечён отечественный трансформатор ТН36.
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Пробное включение, и ситуация повторилась 1в1: такая же вибрация и гул, если трансформатор покоится на столе.

— Мы вычерпали бочку до дна. Кандидатов больше нет.
— Надо найти другую бочку! © (к\ф «The Cutting Edge» 1992)

Пришлось снова поискать: нашёлся венгерский трансформатор 2*12В 30Вт.
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Мощность маловата, но мне достаточно.

Ещё пара потраченных вечеров, и симпатичный трансформатор был запихнут на место родного.
Первое включение и… разочарование: акустический гул от корпуса сменился на ещё более сильный из НЧ динамика.

Всё оказалось элементарно: катушка НЧ фильтра 2мГн оказалась в непосредственной близости от трансформатора питания.

Далее без вариантов: трансформатор питания и усилительный модуль были извлечены из корпуса.
Таким образом активная НЧ колонка превратилась в обычную пассивную.

Теперь вместо усилительного модуля — заглушка:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

6. Схема фильтров.
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
R1, R2, R3 — соответственно НЧ, СЧ и ВЧ динамики. ВЧ динамик инвертирован!
Цепочки Цобеля для НЧ и СЧ динамика не показаны.

АЧХ в симуляторе:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

ФЧХ в симуляторе:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

Катушки поленился мотать: использовал 240мкГн из старых запасов
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Катушки 150мкГн — от фильтров тыловых АС Magnat.

Лайфхак: катушки от припоя идеально подходят для намотки СЧ-ВЧ катушек фильтров.

Совмещённые АЧХ (замер на выходе каждого фильтра, нагруженного на свой динамик):
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Примечание: все графики удобно рассматривать в полном размере (открываются по клику).

«Волны» на АЧХ фильтра НЧ — следствие изменения Z(f) НЧ динамика.
Бугор на 70Гц, естественно, совпадает с частотой резонанса в корпусе (максимум сопротивления).
Так что никаких чудес.

7. Компенсирующая цепочка Буше-Цобеля для динамика (ссылка на оригинал статьи).
Компенсирующей цепочкой — это RC-цепочка, при подключении которой параллельно RL-цепочке входное сопротивление полной цепи становится независимым от частоты:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Условие компенсации: C = L/R²

Касательно применения цепи Цобеля-Буше есть мнение,
что их применение не имеет смысла. Глупости!

Без цепочки Цобеля фильтры 1-го порядка почти что не работают с динамиками.
Проверка ФНЧ с цепочкой Цобеля (график розовым цветом) и без (график жёлтым цветом):
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Без комментариев.

Для СЧ динамика 20ГДШ-101 аналогично требуется цепь Цобеля.
Индуктивность 20ГДШ-101 — около 186 мкГн.
Подбирать номиналы для цепочки Цобеля в большой точностью не требуется.
Например, активное сопротивление СЧ динамика 6,3 Ом, поэтому подойдёт резистор от 6,2 до 8,2 Ом.
Конденсатор — +-20%.

Для ВЧ динамика использован резистор в параллель динамику, поэтому болтанка Z(f) минимизирована.

Собранный ФНЧ:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Цепочки Цобеля:
— для НЧ динамика FD115-7 резистор 3,9 Ом и конденсатор 30 мкФ*50В (сборка 3*10мкФ);
— для СЧ динамика 20ГДШ-101 — 4,7мкФ и 6-8 Ом.

Проверка микрофоном «этажерки»:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
НЧ звено представлено экспериментальным сабом с заткнутым ФИ.
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками
Усреднение 1/3 октавы.

Только СЧ+ВЧ звено:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

8. Прослушивание и выводы.
Gruppenfoto на память:
Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть фото Трехполосная акустика в авто своими руками. Смотреть картинку Трехполосная акустика в авто своими руками. Картинка про Трехполосная акустика в авто своими руками. Фото Трехполосная акустика в авто своими руками

АС были подсоединены к усилителю Амфитон-002-2021.
Субъективно маловато низких частот, сказывается низкая чувствительность динамика FD115-7.
Даже ФИ не помог. (

Звук СЧ динамика доминирует. Я давно не слушал 20ГДШ-101. Непривычное звучание.
Необходима НЧ секция с чувствительностью, соответствующей чувствительности (или даже выше) СЧ динамика.
Можно бы использовать отдельный усилитель для НЧ секций и подровнять чувствительность.
Но такой вариант не входил в мои планы. Возможно, позже попробую.

Эксперимент закончен. Опыт получен. ))
Всем удачных экспериментов!

В следующем обзоре: «Удаление пассивного излучатели из 35АС-015».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *