Цапфа в авто это
Что такое цапфа и для чего она нужна
На любом автомобиле находится такой механизм, как цапфа. Что такое цапфа? Некоторые подшипники оборудованы специальным устройством, которое чем-то похоже на ось, именно этот механизм называется цапфой. Деталь может располагаться не только на подшипнике, но также и на краю вала или на его середине. Название цапфы меняется от ее расположения. Та цапфа, которая находится на краю вала, именуется шипом, а если она на середине, то уже называется шейкой. Что такое цапфа «пята»? Она может быть концевой, в этом случае изделие подвергается осевым нагрузкам, поэтому и называется «пята».
Конфигурации поворотной цапфы
Она используется как в полноприводных машинах, так и в обычных. В этом разделе мы узнаем, что такое цапфа в полноприводных машинах и чем она отличается от остальных.
Цапфа, которая установлена в полноприводных автомобилях, имеет свои конструктивные отличия. У нее есть шаровая опора и сам корпус.
Шаровая опора служит барьером, который не позволяет мусору попасть внутрь и обеспечивает поворот. Именно поворотная цапфа служит надежным креплением между опорой и ступицей. Некоторые автомобили оснащены системой автоматической накачки колес и имеют специализированные цапфы, которые осуществляют непосредственно саму накачку шин. Такие детали имеют резьбовую часть, втулку для сальников, вилки и опорную шайбу.
Функциональность
Благодаря резьбовой части обеспечивается максимально качественное натяжение при регулировке ступицы. Для того чтобы резьбовая поверхность работала более качественно, шаг при нарезке резьбы должен составлять не более двух миллиметров.
Втулка, которая располагается под сальником, поможет сэкономить водителю не только финансовые затраты, но также и моральные беспокойства. Если не использовать эту втулку, то нужно наплавлять дополнительный слой на рабочую поверхность, после чего полностью ее обточить, а в конце зашлифовать. Но мудрее всего будет просто заменить негодную втулку на новую.
Состав
Перед изготовлением поворотной цапфы изготовители уделяют большое внимание не только ее размеру, но и качеству. Для более качественных и долговечных запчастей используют такой металл, как 35ХГСА. Что такое цапфа 35ХГСА? В ее состав входит: углерод, сера в соединении с фосфором, кремний и марганец.
Такой набор элементов в значительной мере улучшает все характеристики цапфы, что, в свою очередь, увеличивает ее срок эксплуатации. Изделие прочное и надежное, приспособлено для длительного использования.
avtoexperts.ru
Это вал, ось или же часть от него, где размещаются подшипники (опоры). Как правило, такой узел представлен с осью и площадкой для крепления к «барабану» или «кулаку». Есть литые цапфы-кулаки, прекрасный пример БМВ Е39 и другие из семейства.
Существует разновидность цапф, как направляющих втулок для шрусов, как правило, устанавливают в «кулаки» передне (ВАЗ 2108-15) и задне приводных авто.
Как понимаете, она может быть, как передней, так и задней, отличия в конфигурациях. Задние цапфы в переднеприводных автомобилях, имеют площадку крепления к «барабану». В большей части современных авто, спереди их делают литыми с кулаком, естественно это модели с задним приводом, но, есть и переднеприводные, тогда речь не о самой цапфе, а только, о её направляющей (втулке), роль самой цапфы в таких случаях, выполняет шрус, полуось. Подробней можете рассмотреть на картинке.
В общем, запомните, у большинства авто с передним приводом, цапфами оснащаются задние колеса. Модели с задним приводом, имеют конфигурацию сзади через шрусы (модели БМВ), но с втулками цапфы, спереди классическая повортная цапфа. В полноприводных авто, как НИВА и УАЗ, на цапфу подшипники устанавливаются, как снаружи, так и внутри.
Устройство цапфы
Устройство и конфигурации детали, могут отличаться, причины этого разобрали выше. У некоторых автомобилей, например, где из опций представлена автоматическая подкачка шин, строение оси другое, причем, независимо от привода. В таких случаях, в полостях между втулкой и вращающейся полуосью, шрусом, создается закрытое пространство, отделенное сальниками, для предотвращения утечки воздуха. Далее, по специальным трубопроводам воздух подается в шину.
В зависимости от того, на какую часть вала припадает больше давления и соответственно ставится подшипник, меняется и название. К примеру, если посередине – это «шейка», если на конце, то шип или «пята» цапфы.
Ресурс и неисправности
Как правило, точных «пробегов» для детали нет, все довольно индивидуально. В среднем автомобили могут «пройти» 100 000 и 200 000 км, не испытывая проблем. Все внимание здесь нужно направлять на своевременную замену подшипников ступицы. Именно из-за не своевременной замены таких важных элементов и происходит износ цапфы, банальная выработка металла, которая приводит к возникновению люфта.
Вполне вероятно, что может заклинить подшипник, отчего пойдет неравномерная выработка цапфы, после чего необходима наплавка металла и поиски хорошего токаря, либо покупка новой детали.
Как уже поняли, основные неисправности – это появление дефектов на оси из-за подшипников и срезание резьбы, из-за чрезмерного воздействия на гайку фиксирующую ступицу. Проблемы могут быть вызваны попаданием колес в глубокие выбоины и ямы.
Признаки неисправностей и как заменить?
Определим, какие симптомы могут встречаться с такой деталью:
1. Появившийся люфт ступицы.
2. Доносящийся стук во время поворота руля.
3. Стуки даже во время езды по прямой дороге, с небольшими ямками.
Провести диагностику элемента, без разбора всего узла практически не возможно. Придется снимать колеса, раскручивать ступицу, снимать тормозной узел, датчики. Это касается осей цапфы, если речь идет о втулке, то на некоторых моделях, можно обойтись визуальным осмотром. Как правило, после высвобождения «гранаты» и ступицы из посадочного места, видно, изношена ли направляющая или нет.
Как снять деталь:
• Первым делом, ставим автомобиль на ровную площадку и снимаем колесо.
• Откручиваем суппорта, снимаем мешающиеся датчики.
• Развальцовываем «шейку», закрывающую стопорную гайку ступицы и откручиваем последнюю.
Кстати, нужно снять тормозной диск, он явно будет мешать.
• Выкручиваем ступицу с помощью болтов крепящих колесо. Зачастую необходимо приложить несколько легких ударов молотком, чтобы дело пошло легче.
• Далее открывается «голая» ось, подшипники скорей всего «съехали» вместе со ступицей.
• Теперь все внимание на конструкцию цапфы, если она спереди расположена, то осмотрите её, возможно, она впрессована и составляет единое целое с поворотным кулаком. Если задались ремонтом задней цапфы, то в большинстве случаев, производители делают их съемными.
Сзади цапфы зачастую съемные с «барабана», они фиксируются на четырех болтах, поэтому трудностей быть не должно.
А вообще, информацию лучше изначально узнавать в интернете, потому что, если деталь не съемная, придется менять узел целиком. В крайнем случае, наплавлять металл, а после проводить заточку под нужную «геометрию». Последний вариант не рекомендуем, выгодней купить новый элемент и заменить узел полностью.
Что такое цапфа в автомобиле? (видео)
Что такое цапфа в автомобиле? Это механизм представляющий собой часть вала или ось, на которой расположен подшипник. Данная деталь, называется по-разному, зависит это от места расположения. Если располагается на краю вала, то называется шип. Деталь, которая в середине вала называется шейкой. Если же цапфа концевая и принимает на себя осевые нагрузки, то носит название пята.
Устройство поворотной цапфы
Что же такое цапфа в машинах с полным приводом и чем она отличатся от обычной? Данная деталь, имеет несколько конструктивных особенностей по сравнению с обычной цапфой. В полноприводном автомобиле она состоит из двух частей: шаровая опора и собственно сама деталь.
Шаровая опора перекрывает собой внутреннюю полость, мусор не попадает внутрь, при этом делает возможным поворот. Сама поворотная цапфа играет роль связующего звена, между ступицей и шаровой опорой. Некоторые машины оснащены системой накачки колес, в них используются специализированные цапфы, оснащённые отверстием, по которому, осуществляется подкачка. У детали такого вида характерная резьбовая часть, посадочная поверхность под подшипник, втулка под сальник, втулка вилки наружной полуоси и, конечно, опорная шайба.
Срок службы цапфы и причины поломки
Элементы цапфы представляют собой металлическую конструкцию и поэтому срок их службы довольно продолжителен. В случае если цапфой выступает ось ступицы, то на неё надевается ступичный подшипник. Именно неисправный подшипник зачастую является причиной выхода цапфы из строя — на ней появляется выработка и это устраняется только заменой.
Ещё одной из причин выхода цапфы из строя является ударное воздействие. При передвижении по некачественному дорожному покрытию можно повредить цапфу — погнуть её. Дальнейшее передвижение на таком автомобиле не представляется возможным. Необходимо принять меры к транспортировке автомобиля в сервисную мастерскую.
Подбор цапфы для замены можно доверить специалистам автосервиса или произвести поиск самостоятельно. В случае самостоятельного поиска необходимо использовать наши оригинальные каталоги.
Состав стали цапфы
Когда делается новая цапфа поворотного кулака, то очень большое внимание уделяют размеру и качеству обработки. Мастера используют литьё при изготовлении запчасти и применяют сталь 35ХГСА.
В состав такой стали входят:
С другой стороны, цапфа ступицы колеса может быть изготовлена из легированной или углеродистой стали это повысило бы безопасность и ощутимо увеличило срок службы детали. Но так не делается, потому что при изготовлении материал проходит многоступенчатую термообработку. Таким образом, даже сталь 35 ХГСА получает хорошую твёрдость и прочность, и при этом стоит намного меньше легированной или углеродистой.
Смотрите также:
Ресурс и неисправности
Как правило, точных «пробегов» для детали нет, все довольно индивидуально. В среднем автомобили могут «пройти» 100 000 и 200 000 км, не испытывая проблем. Все внимание здесь нужно направлять на своевременную замену подшипников ступицы. Именно из-за не своевременной замены таких важных элементов и происходит износ цапфы, банальная выработка металла, которая приводит к возникновению люфта.
Вполне вероятно, что может заклинить подшипник, отчего пойдет неравномерная выработка цапфы, после чего необходима наплавка металла и поиски хорошего токаря, либо покупка новой детали.
Как уже поняли, основные неисправности – это появление дефектов на оси из-за подшипников и срезание резьбы, из-за чрезмерного воздействия на гайку фиксирующую ступицу. Проблемы могут быть вызваны попаданием колес в глубокие выбоины и ямы.
Срезало резьбу на цапфе поворотного кулака УАЗ 3303
Признаки неисправностей и как заменить?
Определим, какие симптомы могут встречаться с такой деталью:
1. Появившийся люфт ступицы.
2. Доносящийся стук во время поворота руля.
3. Стуки даже во время езды по прямой дороге, с небольшими ямками.
Провести диагностику элемента, без разбора всего узла практически не возможно. Придется снимать колеса, раскручивать ступицу, снимать тормозной узел, датчики. Это касается осей цапфы, если речь идет о втулке, то на некоторых моделях, можно обойтись визуальным осмотром. Как правило, после высвобождения «гранаты» и ступицы из посадочного места, видно, изношена ли направляющая или нет.
Как снять деталь:
• Первым делом, ставим автомобиль на ровную площадку и снимаем колесо.
• Откручиваем суппорта, снимаем мешающиеся датчики.
Замена цапфы заднего колеса на примере Лада Калина. Фото — Drive2.ru
• Развальцовываем «шейку», закрывающую стопорную гайку ступицы и откручиваем последнюю.
Кстати, нужно снять тормозной диск, он явно будет мешать.
• Выкручиваем ступицу с помощью болтов крепящих колесо. Зачастую необходимо приложить несколько легких ударов молотком, чтобы дело пошло легче.
• Далее открывается «голая» ось, подшипники скорей всего «съехали» вместе со ступицей.
Новая цапфа уже стоит. Спасибо владельцу за фото — drive2.ru/l/471077236779253988/
• Теперь все внимание на конструкцию цапфы, если она спереди расположена, то осмотрите её, возможно, она впрессована и составляет единое целое с поворотным кулаком. Если задались ремонтом задней цапфы, то в большинстве случаев, производители делают их съемными.
Сзади цапфы зачастую съемные с «барабана», они фиксируются на четырех болтах, поэтому трудностей быть не должно.
А вообще, информацию лучше изначально узнавать в интернете, потому что, если деталь не съемная, придется менять узел целиком. В крайнем случае, наплавлять металл, а после проводить заточку под нужную «геометрию». Последний вариант не рекомендуем, выгодней купить новый элемент и заменить узел полностью.
Цапфа что это такое в машине
Устройство поворотной цапфы
Что же такое цапфа в машинах с полным приводом и чем она отличатся от обычной? Данная деталь, имеет несколько конструктивных особенностей по сравнению с обычной цапфой. В полноприводном автомобиле она состоит из двух частей: шаровая опора и собственно сама деталь.
Шаровая опора перекрывает собой внутреннюю полость, мусор не попадает внутрь, при этом делает возможным поворот. Сама поворотная цапфа играет роль связующего звена, между ступицей и шаровой опорой. Некоторые машины оснащены системой накачки колес, в них используются специализированные цапфы, оснащённые отверстием, по которому, осуществляется подкачка. У детали такого вида характерная резьбовая часть, посадочная поверхность под подшипник, втулка под сальник, втулка вилки наружной полуоси и, конечно, опорная шайба.
Видео
что такое цапфа?
Субараводы помогите,преобрел недавно B4 на повороте залетел на поребрик правой стороной согнулось переднее колесо на сто сказали что погнулась цапа. Что такое цапфа и где она стоит? и скоко она будет стоить?
До цапфы обычно гнет рычаг или стойку, надо внимательнее посмотреть. А на пальцах,цапфа — большая железяка(где стоит ступичный подшипник), к ней крутится стойка, рычаг (через шаровую опору) и рул.наконечник.
Спасибо! ты мне помог:)! нижний рычаг вроде не согнут, а вот у стойки в нижнем кркплении где крепится эта самая цапфа на два болта отскочила краска.
Кстати, стойка если не сильно гнутая — ещё поработает. Только нужно будет в кронштейне крепления стойки ответствия сделать овальными, чтобы развал выставить. Сам 2 тысячи на такой проехал — пока тьфу-тьфу нормально
Тоже самое — цапфа (если слегка). Но это крайности.Металл уже поддался.
наверное цапфа всётаки немного погнулась потомучьто после у дара начало чтото шоркать когда едиш,думаю врайоне цапфы и шоркает
у меня механика,хотя может и в коробке чтото шоркает
Погнуло стойку в основании, вот колесо внутренней частью об нее и шоркается.Выверни колесо до упора и загляни сам.
Нет об стойку не шоркает,похоже как железо об железо,потомучьто я пол недели ездил с этим шорканьем и пока ничего серьезного не случилось а колесо уже давно лопнуло.
Так колесо на бардюре и умерло?Хорошо приложился.))) Колесо в арке как стоит, вываливается куда-нибудь (типа-верх наружу)? Развал не выводится или даже смысла пробовать нет? Шоркать в колесе- не особо много вариантов — подшипник, торм.диск по погнутуму щиту, граната наружняя или сектор АВС.
Верх колеса наклонено во внутрь а край колеса где бампер наружу выглядывает,развал делать нет смысла
На стойку похоже, цапфа все же покрепче в плане удара.
Лазил по инету и наткнулся на интересный сайт Устройство и ремонт автомобиля http:///subaru-legacy2/default.php может он камунибудь поможет.
стойке похоже амба. цапфа железная сильно)))))
эта самая цапфа чугунная наверна. если ее хорошенько дать об чо нить, она наверна не гнеца, а раскалываеца.
Цапфа МАЗ и ее устройство
Элемент представляет собой небольшую деталь весом более 14 килограмм. Изготавливается из крепких материалов, что повышает срок эксплуатации запчасти. Внешне напоминает цилиндр, поверхность которого отшлифована.
Цапфа МАЗ имеет несколько отверстий для крепления шкворней. Данные детали обычно стальные, подвергаются термической обработке. Однако в основном со временем шкворень изнашиваются: повреждается резьба, возникают дефекты шеек.
Кроме приспособлений для монтажа шкворней цапфа МАЗ снабжена дополнительно двумя отверстиями. Поворотный рычаг проходит через сквозное отверстие. Другие же служат для присоединения осевых болтов.
С их помощью надежно прикрепляется к грузовому автомобилю.
Срок службы цапфы и причины поломки
Элементы цапфы представляют собой металлическую конструкцию и поэтому срок их службы довольно продолжителен. В случае если цапфой выступает ось ступицы, то на неё надевается ступичный подшипник. Именно неисправный подшипник зачастую является причиной выхода цапфы из строя – на ней появляется выработка и это устраняется только заменой.
Ещё одной из причин выхода цапфы из строя является ударное воздействие. При передвижении по некачественному дорожному покрытию можно повредить цапфу – погнуть её. Дальнейшее передвижение на таком автомобиле не представляется возможным. Необходимо принять меры к транспортировке автомобиля в сервисную мастерскую.
Подбор цапфы для замены можно доверить специалистам автосервиса или произвести поиск самостоятельно. В случае самостоятельного поиска необходимо использовать наши оригинальные каталоги.
Конфигурации поворотной цапфы
Она используется как в полноприводных машинах, так и в обычных. В этом разделе мы узнаем, что такое цапфа в полноприводных машинах и чем она отличается от остальных.
Цапфа, которая установлена в полноприводных автомобилях, имеет свои конструктивные отличия. У нее есть шаровая опора и сам корпус.
Шаровая опора служит барьером, который не позволяет мусору попасть внутрь и обеспечивает поворот. Именно поворотная цапфа служит надежным креплением между опорой и ступицей. Некоторые автомобили оснащены системой автоматической накачки колес и имеют специализированные цапфы, которые осуществляют непосредственно саму накачку шин. Такие детали имеют резьбовую часть, втулку для сальников, вилки и опорную шайбу.
Задняя ось
Кулак с цапфой задней подвески может иметь различные модификации, рассмотрим основные варианты:
Причины поломки
Я бы в обычном случае не стал менять поворотный кулак, так как его срок службы ограничивается лишь периодом эксплуатации автомобиля. ДТП – та самая неприятная ситуация, которая деформировала мне подвеску и произвела излом кулака при ударе.
Также возможен вывод из работоспособности при попадании в глубокую яму, когда едешь с большой скоростью. Алюминиевые кулаки легко деформируются, вследствие чего стабилизация полностью невозможна. Если долго ехать с гайкой ступицы, которая была плохо затянута, то из-за возникающей вибрации подшипник приходит в негодность.
И самое редкое, что может произойти – при выработке под палец шаровой опоры сильная затяжка креплений не оказывает помощь шарнирам, они все равно будут разбалтываться в кулаке. Я бы уже прекратил при таких причинах эксплуатацию транспорта.
Функциональность
Благодаря резьбовой части обеспечивается максимально качественное натяжение при регулировке ступицы. Для того чтобы резьбовая поверхность работала более качественно, шаг при нарезке резьбы должен составлять не более двух миллиметров.
Втулка, которая располагается под сальником, поможет сэкономить водителю не только финансовые затраты, но также и моральные беспокойства. Если не использовать эту втулку, то нужно наплавлять дополнительный слой на рабочую поверхность, после чего полностью ее обточить, а в конце зашлифовать. Но мудрее всего будет просто заменить негодную втулку на новую.
что такое цапфа?
Субараводы помогите,преобрел недавно B4 на повороте залетел на поребрик правой стороной согнулось переднее колесо на сто сказали что погнулась цапа. Что такое цапфа и где она стоит? и скоко она будет стоить?
До цапфы обычно гнет рычаг или стойку, надо внимательнее посмотреть. А на пальцах,цапфа — большая железяка(где стоит ступичный подшипник), к ней крутится стойка, рычаг (через шаровую опору) и рул.наконечник.
Спасибо! ты мне помог:)! нижний рычаг вроде не согнут, а вот у стойки в нижнем кркплении где крепится эта самая цапфа на два болта отскочила краска.
Кстати, стойка если не сильно гнутая — ещё поработает. Только нужно будет в кронштейне крепления стойки ответствия сделать овальными, чтобы развал выставить. Сам 2 тысячи на такой проехал — пока тьфу-тьфу нормально
Тоже самое — цапфа (если слегка). Но это крайности.Металл уже поддался.
наверное цапфа всётаки немного погнулась потомучьто после у дара начало чтото шоркать когда едиш,думаю врайоне цапфы и шоркает
у меня механика,хотя может и в коробке чтото шоркает
Погнуло стойку в основании, вот колесо внутренней частью об нее и шоркается.Выверни колесо до упора и загляни сам.
Нет об стойку не шоркает,похоже как железо об железо,потомучьто я пол недели ездил с этим шорканьем и пока ничего серьезного не случилось а колесо уже давно лопнуло.
Так колесо на бардюре и умерло?Хорошо приложился.))) Колесо в арке как стоит, вываливается куда-нибудь (типа-верх наружу)? Развал не выводится или даже смысла пробовать нет? Шоркать в колесе- не особо много вариантов — подшипник, торм.диск по погнутуму щиту, граната наружняя или сектор АВС.
Верх колеса наклонено во внутрь а край колеса где бампер наружу выглядывает,развал делать нет смысла
На стойку похоже, цапфа все же покрепче в плане удара.
Лазил по инету и наткнулся на интересный сайт Устройство и ремонт автомобиля http:///subaru-legacy2/default.php может он камунибудь поможет.
стойке похоже амба. цапфа железная сильно)))))
эта самая цапфа чугунная наверна. если ее хорошенько дать об чо нить, она наверна не гнеца, а раскалываеца.
афтар, а чо те дороги узко было? ))))
Дороги мало не бывает, бывает много газу:-))))и паребриков.
эта самая цапфа чугунная наверна. если ее хорошенько дать об чо нить, она наверна не гнеца, а раскалываеца.
афтар, а чо те дороги узко было? ))))
дорога то широкая просто заколдованная наверное, я первого марка своего зимой на этом повороте чуть не разбил,просто повезло машин небыло.После этих случаев начинаеш ездить медленние и лишниго не довать:))