Туринг класс авто в гонках
Что такое чемпионат мира WTCC и как на него попасть? (причем бесплатно)
WTCC– чемпионат мира по шоссейно-кольцевым автогонкам автомобилей класса туринг. Так многословно переводится на русский название World Touring Car Championship.
Первый розыгрыш чемпионата прошел в 1987 году, он вырос из группы «А» аналогичного чемпионата Европы – ETCC. Основная разница была в гонках за пределами Старого света. Две гонки прошло в Австралии, и по одной в Новой Зеландии и Японии. Первым Чемпионом мира WTCC стал итальянец Роберто Равалья на BMW M3.
Популярность нового чемпионата оказалась на столько высокой, что опасаясь массового оттока рекламодателей из королевы автоспорта – Формулы 1 FIA решила временно закрыть чемпионат.
К идее мирового турингового первенства вернулись в 1993 году, был организован Кубок мира. Соревнование проводилось 3 года с 1993 по 1996 год, но большой популярности ни сыскало не у пилотов ни у зрителей, и было отменено. Основной причиной неудачи был неудачный регламент серии.
С 2001 года FIA начинает снова поддерживать европейское первенство ETCC. В 2005 году, набрав достаточное количество заинтересованных автопроизводителей, первенству придается статус Чемпионата мира, и он обретает свое нынешнее название – WTCC. Первым, и последствии трехкратным чемпином мира стал Энди Приоль на BMW 320Si, специально приводим два его фото – в раскрасе в часть 50 побед в WTCC и фото его борьбы с Иваном Мюллером в 2007 году.
Сейчас WTCC является третьим в мире по популярности, после Формулы 1 и чемпионата мира по ралли – WRC.
Для тех, кто ранее никогда не следил за кузовными гонками – регламент в них заметно отличается от соревнований Формулы 1. В пятницу проводятся свободные заезды. Но не всегда.
Квалификация проводится в субботу, и состоит с нынешнего сезона из трех сегментов. Ранее было толь 2, теперь появился 3й. Первый длится 20 минут и в нём принимают участие все пилоты. Второй длится 10 минут и в нем принимает участие только двенадцать сильнейших. Третий сегмент это суперпоул — из пятерки сильнейших гонщиков, между которыми и разыгрываются очки, хотя об этом ниже. Перед квалификацией проводится свободная практика.
В воскресенье день начинается со свободной практики. После нее проводится две гонки. Старт в первой гонке с этого года дается с места, как в Формуле 1, ранее давался с хода, как в Индикар или Наскар. Расстановка пилотов согласно результатам квалификации.
Во второй гонке старт всегда давался с места. Но пилоты на стартовой решетка расставляются согласно результату второго сегмента квалификации в обратном порядке первые 10 пилотов (то есть первым стартует тот, кто показал 10 место), потом стоят 11 и 12 пилоты, а потом все остальные, согласно результатам первой квалификации. Из-за такой системы кажется, что пилотам выгоднее показать не первое место в квалификации, а в серединке.
Однако тут есть одно НО – в WTCC пилоты получают очки и за квалификацию! Первые 5 мест по итогам квалификации получают очки – 5 очков за первое место, 4 за второе, 3 за 3е, 2 за 4е и 1 за 5е. За обе гонки очки начисляются отдельно по системе аналогичной Формуле 1 – за первые 10 мест по схеме: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1.
Всего в этапах WTCC в разное время принимали участие следующие марки автомобилей: BMW, SEAT, LADA, Citroen, Volvo, Chevrolet, Honda, Alfa Romeo, Ford.
В сезоне 2014 года пилоты выступают на автомобилях Citroën C-Elysée, Lada Granta, Honda Civic, Chevrolet Cruze, SEAT Leon, BMW 320. Но заводских команд только три – Lada, Citroën и Honda.
Российская команда, я думаю всем понятна – Lukoil Lada Racing Team. За нее второй сезон выступает один россиянин, молодой Михаил Козловский (на фото). Кроме того за команду выступает многоопытный Роб Хафф – чемпион мира 2012 года, и Джемс Томпсон – в WTCC его лучшим результатом было 3 место в сезоне 2007, однако до этого он был 2 раза обладателем Кубка Европы в ETCC и два раза победителем Британского чемпионата BTCC который почти полностью повторяет WTCC.
В WTCC выступает немало известных пилотов, перешедших из других серий, например самый титулованный раллист за всю историю, 9-кратный чемпион мира в WRC – Себастьян Лёб, он не изменил марке Ситроен, на которой выступал в ралли и пришел в новый для себя чемпионат в этом году вместе с Ситроеном. Так же за Ситроен выступает и 4х кратный чемпион WTCC Иван Мюллер. В прошлом году Иван стал чемпионом на Шевроле Круз. Даже не удивительно, что в этом году Ситроен лидирует в кубке конструкторов с большим отрывом. Джанни Морбиделли, выступающий в этом году на Шевроле Круз известен 4-мя сезонами в Формуле 1 за Минарди, Футворк, Заубер и Феррари (на замене). Габриэле Тарквини – самый возрастной пилот чемпионата, ему в этом году исполнилось 52 года. Второй год он выступает на Хонда Сивик. В WTCC он был чемпионом в 2009 году за рулем дизельного Сеат Леон. До того он становился чемпионом в ETCC и в BTCC, в GSTC и ISTC – германском и итальянсоком туринговых чемпионате. Два сезона провел в Формуле 1 – но это было так давно – 1987-1988 годы. Лучшим достижением в Ф1 у него было 6 место на финише гонки.
Техника в WTCC, если сравнивать с F1 или DTM – простая. Автомобили могут быть оснащены или 2,0 атмосферным бензиновым двигателем, или 1,6 бензиновым турбо-мотором или 2,0 турбо-дизелем. Сейчас дизельных автомобилей в чемпионате нет. Однако в 2008 году WTCC стал первым кольцевым чемпионатом мира, где начал выступать и завоевал кубок конструкторов дизельный автомобиль – SEAT Leon TDi с 2х литровым турбо-дизелем. Кузова автомобилей внешне не отличаются от стандартных, за исключением расширения – ширина колеи установлена одинаковой для всех, и некоторым производителям приходится делать большие накладки на арки колес, чтобы уложится в нее. Салон у машин полностью отсутствует, установлено всего 1 кресло, и спортивная комбинация приборов, каркас безопасности, система пожаротушения. Коробка передач чаще всего – секвентальная, кулачковая, 6-ступенчатая. Подвески независимые и передняя и задняя даже на Ладе Гранте. Тормоза дисковые, вентилируемые, перфорированные. Подвески имеют множественные регулировки. Колеса 18”, для сухих гонок резина – слик, лишенная протектора. Поставщик покрышек в этом году один – Yokohama. На одном из кадров салон и двигатель Лада Гранта (не текущего сезона) – он заметно отличается от серийного.
В этом году в чемпионате целых 6 зачетов! Кроме основных, и всем привычных Кубка пилотов в котором участвуют все пилоты чемпионата, без исключения, проводится Кубок конструкторов, в котором принимают участие только заводские команды, Кубок Азии, в котором принимают участие только пилоты стран Азии – большинство из них не ездит на этапы в за пределами Азии, потому для них отдельный зачет. Так же три зачета ведет поставщик покрышек Yokohama среди пилотов использующих эти шины и среди команд, использующих эти шины – в данных зачетах принимают участие только не заводские экипажи, и зачет Yokohama Perfomer в котором просто выделяются пилоты за наиболее яркую гонку, по 1 пилоту в каждой гонке, на зависимо от команды.
Сейчас, после 5 этапов, последний из которых прошел в Австрии на Трассе Зальцбургринг (Salzburgring), в личном зачете лидирует Хосе Мария Лопес, второе место у Ивана Мюллера, третье у Сёба – Себастьяна Лёба – все три пилоты Ситроен.
Уже меньше 2х недель осталось до Российского этапа WTCC – он пройдет 7-8 июня на трассе Moscow Raceway в подмосковном Волоколамске. Гонщиков ждет две гонки по 16 кругов по 3931 метр каждый. Faslap не может пропустить столь знаменательного события, и конечно будет присутствовать на данном мероприятии.
Кроме WTCC в это уик-энд пройдут и гонки российских туринговых серий, чтобы заполнить промежутки между этапами чемпионата мира.
Попасть на гонку очень просто – можно приобрести билет на сайте автодрома или на «билетных» сайтах, стоимость билетов на гонку 8 июня от 900 до 2000 рублей. По всем билетам возможен доступ в паддок – в закрытый парк для общения с пилотами. Но разница в цене из-за ограничений по трибунам, если по Gold билету за 2000 р можно разместиться на любой трибуне, то по билету Bronze за 900 рублей доступны только крайние трибуны.
Но есть и вариант получить билет абсолютно бесплатно! Для этого просто надо обратиться к генеральному партнеру Российского этапа – Ситроену. На сайте Ситроена можно записаться на проведение тест-драйва Citroën C-Elysée или Citroën C4 sedan и после тест драйва вам будут направлены электронные билеты!
Естественно Fastlap решил проверить так ли это, и как охотно дадут билет. Российский народ привык, что ему обещают и ничего не дают…
Записавшись на тест на сайте, выбрал ближайший автосалон. Ближайшим ко мне салоном оказался Ситроен Центр на Войковской. Менеджер Евгений Иванов был учтив, оформил все документы за пару минут. Маршрут тест-драйва довольно приличный, можно ощутить машину. На тест взял C4 седан. Машина на тесте в почти полном фарше – 150 сил турбо мотор, 6 ступенчатый автомат, куча всяких опций. В общем поездка вполне приятна. После теста он незамедлительно прислал билеты на электронную почту. При этом машину покупать потом не заставляют.
Вы тоже можете легко получить такой же билет, как и на картинке, и приобщиться к миру настоящего автоспорта, реву моторов, запаху бензина, свисту покрышек и живой борьбе на трассе вместе с Fastlap.
Так что если хотите посмотреть на настоящий автоспорт, но при этом хотите сэкономить – поспешите – количество билетов ограничено!
Ну а Fastlap.ru будет ждать встреч с Вами на Moscow Raceway 8 июня на Российском этапе WTCC!
Далее просто пара фотографий с Российского этапа WTCC 2013 года и гонок поддержки снято Fastlap в прошлом году.
Update!
Расписание этапа WTCC и гонок поддержки на автодроме Moscow Raceway 7 и 8 июня 2014!
09.00-09.30: FIA WTCC — 1-я тренировка
09.40-10.00: Чемпионат России в классе Туринг Лайт — тренировка
10.10-10.30: Чемпионат России в классе Туринг — тренировка
11.00-11.30: FIA WTCC — 2-я тренировка
11.50-12.10: Чемпионат России в классе Туринг Лайт — Квалификация
12.20-12.30: Чемпионат России в классе Туринг Лайт — Суперпоул 13.30-13.50: Чемпионат России в классе Туринг — Квалификация
14.00-14.10: Чемпионат России в классе Туринг — Суперпоул
14.30-14.50: FIA WTCC — 1-я квалификация
14.55-15.05: FIA WTCC — 2-я квалификация
15.10-15.30: FIA WTCC — 3-я квалификация
16.00-16.30: Чемпионат России в классе Туринг Лайт — Гонка 1
17.00-17.35: Чемпионат России в классе Туринг — Гонка 1
17.4-18.45: Гоночное такси
09.30-09.40: Чемпионат России в классе Туринг Лайт — Разминка
09.50-10.00: Чемпионат России в классе Туринг — Разминка
10.00-11.00: Автограф-сессия пилотов FIA WTCC
11.10-11.25: Гоночное такси
11.45-12.25: Чемпионат России в классе Туринг Лайт — Гонка 2
12.50-13.00: Пит-лейн открыт для зрителей
13.15-13.50: FIA WTCC — Гонка 1
14.05-14.15: Пит-лейн открыт для зрителей
14.25-15.00: FIA WTCC — Гонка 2
15.30-16.00: Чемпионат России в классе Туринг — Гонка 2
РСКГ vs Формула 1: почему российские кузова круче
28 мая в Монако пройдет пятый этап Формулы 1. И Фернандо Алонсо будет не единственным, кто пропустит эту гонку. Я, например, буду сидеть на трибуне Smolensk Ring и наблюдать совсем другую борьбу. Уверен, она будет куда интереснее того, что творится на трассах чемпионата мира.
В 1994 году погиб Айртон Сенна, Шумахер выиграл свой первый титул, а я впервые увидел трансляцию Королевских гонок. Помню, как гонялся Жан Алези, как Михаэль помогал Эдди Ирвайну выиграть титул, как Култхард боролся с Хаккиненом и как Алонсо стал чемпионом. В общем, было много интересного и разного. Но в последнее время желания включать телевизор все меньше. С гораздо большим удовольствием я сяду на поезд и поеду на гоночный уикенд Российской Серии Кольцевых Гонок. И на то есть несколько причин.
Этап РСКГ – это не одна гонка, а десять. В российском чемпионате титул разыгрывается в пяти классах, а гонки проходят в субботу и в воскресенье.
Туринг – самые мощные автомобили мощностью около 350 л.с. Аналогичный класс существует в европейских национальных первенствах, на таких автомобилях проводят Кубок Европы FIA ETCC. А с 2015 года в нем выступают и автомобили, подготовленные по требованиям серии TCR, главного конкурента мирового турингового чемпионата WTCC. В сезоне СМП РСКГ — 2017 машин категории TCR будет вдвое больше: помимо СЕАТов, в пелетоне появятся седаны Audi RS3 и потрясающе красивая LADA Vesta, о которой мы уже писали.
Супер-продакшн – автомобили мощностью порядка 250 л.с.: Honda Civic, LADA Granta, Subaru BRZ. В этом году LADA Vesta будет и здесь. Правда, с гораздо меньшими доработками, чем в Туринге.
Туринг-Лайт – компактные автомобили мощностью около 200 л.с. Это инженерный класс, позволяющий глубоко модернизировать машины самых разных марок и моделей: Kia Rio, Volkswagen Polo, Ford Fiesta, SEAT Ibiza, Renault Twingo, Peugeot 208, LADA Kalina NFR. Для сезона 2017 года по требованиям класса Туринг-Лайт построен первый хэтчбек Hyundai Solaris.
Национальный – самый доступный и популярный класс. Начиная с 2014 года вместе с самыми распространенными LADA Kalina в заездах участвуют Volkswagen Polo Sedan, Kia Rio, Ford Fiesta и Renault Sandero отечественной сборки. Этот класс сами пилоты называют не Национальным, а Эмоциональным, потом что накал и жесткость борьбы здесь просто запредельны.
СМП РСКГ Национальный Юниор – новая молодежная серия, созданная в 2015 году. В ней принимают участие юноши и девушки от 14 до 17 лет на отечественных автомобилях — это и хэтчбеки LADA Kalina, и седаны Volkswagen Polo. Технические требования предполагают такой же высокий уровень безопасности, как в старших классах СМП РСКГ, но меньшую степень доработок. По сути, автомобили отличаются от серийных только каркасом безопасности и тормозами.
Кузова сами по себе предполагают большую контактную борьбу, чем открытые колеса в силу конструктивных особенностей болидов. Но дело не только в этом. Каждая гонка длится полчаса, и плотность событий на трассе гораздо выше. Вы даже не представляете, насколько РСКГ жестче рафинированной Формулы. Для большинства пилотов российского чемпионата гонки – это не столько работа, сколько страсть и увлечение. Они гоняются на свои и бьются до последнего, не всегда прогнозируя последствия. А это значит, что весело будет по-любому. И чем доступнее класс и дешевле техника, тем будет веселее. Да и как может быть иначе, когда на старт гонки выходит больше трех десятков пилотов. Посмотрите Инстаграм РСКГ, там много интересного. Вот, например.
Формула 1 – это Королева автоспорта. Космические технологии, космические зарплаты и космический пафос. Тут и KERS, и DRS, и восемьсот кнопок на руле. От нашего бренного существования Формула далека примерно так же, как я далек от регалий Феттеля. Понятно, что и в РСКГ техника, мягко говоря, не стандартная. Но все же она гораздо ближе к тому, что мы привыкли называть автомобилями. Особенно в демократичных классах. Только что тебе на трассу привез KIA Rio с шашечками на дверях, и вот такой же хэтчбек стоит на пит-лейн. Ну, почти такой же.
Но дело не только в машинах. Дело в атмосфере. Пожалуй, нет более дружелюбного чемпионата, чем РСКГ. Я сейчас не о бесплатном входе на трибуны, а о том, что ты можешь запросто поймать в паддоке Дудукало и спросить, почему он не смог обойти Брагина в первом повороте. Или зайти в боксы URT Racing, чтобы поздравить пилотов с победой. Впрочем, даже если нет желания ехать на этапы, можно просто посмотреть трансляцию. Комментаторы знают о чемпионате и пилотах ничуть меньше, чем Алексей Попов – о Формуле.
Гайд: как успокоиться и понять кузовные гонки
Чемпионатов посвященных гонкам на автомобилях с закрытыми колесами всегда было, есть и, думаю, будет огромное количество. В каждой стране есть свой национальный чемпионат (в России, например, РСКГ) и разбирать каждый было бы полнейшим безумием, поэтому в этом гайде я ограничусь только самыми важными первенствами. И только от вашей заинтересованности зависит, насколько глубоко мы нырнем в кроличью нору.
Итак, правила просты. Здесь я разберу главные кольцевые чемпионаты на болидах с закрытыми колёсами. Поэтому ралли, ралли-кросс, дрифт и многие другие не менее интересные виды спорта пройдут мимо. Немного посмотрим на их историю, гоночную технику и особенности. Также в дополнение постараюсь рассказать, в каких играх можно опробовать их технику или даже полноценно поучаствовать в виртуальном чемпионате. Ранжироваться чемпионаты будут по возрастанию скорости болидов. Начнём!
Чемпионат в нынешнем виде образовался совсем недавно, лишь в 2018-м году. До этого на протяжении 12 лет он был известен, как World Touring Car Championship (WTCC). В нём участвовали автомобили класса Super 2000 и Diesel 2000. Российским зрителям он должен был запомниться как минимум участием заводской команды LADA Sport с их моделями Granta и Vesta.
После сезона 2017-го года, было решено перейти на технику класса TCR, и чемпионат был переименован в WTCR.
В чемпионате должны выступать серийные машины с тиражом не менее 5000 экземпляров в год. Двигатели ограничены 2-мя литрами и 350-ю лошадиными силами. За один уикенд проходит 3 гонки. Обычная квалификация и гонка в первый день. Во второй день — трехэтапная квалификация с двумя гонками. Первая гонка второго дня проходит с реверсивной решеткой.
Стоит ли давать шанс этому чемпионату? Определенно, да — в нём есть и плотная борьба, и большое количество участников, но его очень трудно посмотреть в свободном доступе и это один из главных недостатков.
Где покататься: в первую очередь, конечно, хочется посоветовать знаменитый симуляторы от SimBin — Race The Official WTCC Game и Race 07, в котором можно участвовать в сезонах 2006 и 2007 гг соответственно. Официальной игры, посвященной чемпионату WTCR нет, но машины класса TCR частенько заглядывают в разные игры. С избытком их можно найти в серии GRID.
Несмотря на национальный статус этого чемпионата, он является одним из самых главных и сильных туринговых первенств. Практически все чемпионы BTCC становились чемпионами в мировой серии (WTCC/WTCR), автомобили класса NGTC быстрее своих собратьев, а битвы ещё ожесточеннее.
Вы могли не редко услышать про него от ведущих Top Gear, узнать из ролика Игоря Асанова про Honda Accord STW, покорявшую и российский туринг, или прочитать про него из моей статьи про боевые универсалы.
Сейчас в BTCC выступают на автомобилях класса NGTC (Next Generation Touring Car), которые дебютировали в 2011-м году для того чтобы сократить возросшие расходы. Подвеска и тормоза являются унифицированными, а 2-х литровый турбо-двигатель можно построить самому или закупить уже готовый у TOCA-BTCC. Стоимость такого автомобиля без двигателя — около 200 тысяч фунтов стерлингов. Есть ли будущее у этого класса покажет время, но в BTCC уже есть заводские команды BMW, Toyota и Honda. К тому же,именно британский туринг первым начал использовать болиды класса супертуринг, которые затем захватили весь мир на целых 12 лет.
Помимо очень плотной и грязной борьбы, BTCC знаменит своими узкими трассами Великобритании, на которых автомобили порой больше проводят время на двух колёсах, чем на четырех. Сильный состав пилотов, дух гаражистов и интересная туринговая техника. Что ещё нужно?
Я думаю, вы уже поняли, что этот чемпионат точно стоит попробовать посмотреть, но как это сделать? Можете подписаться на платный канал Моторспорт-ТВ, на котором транслируют гонки или обратить своё внимание на трансляции А21 Network с русскими комментариями.
Где покататься: летом прошлого года руководство BTCC объявило о том, что в 2022-м выйдет игра по мотивам чемпионата. Разработчики (Motorsport Games) обещают сделать интересную гонку для всех, добавить исторические болиды и многое другое. Также можно попробовать поиграть в уже классические TOCA Touring Car Championship, TOCA 2 Touring Cars.
Это самый популярный чемпионат в Австралии, но, помимо своей родины, он проходит также в Новой Зеландии. Сейчас в чемпионате представлено 11 команд и всего 2 производителя: Ford и Holden. Ещё 5 лет назад в чемпионате были Nissan, Mercedes и Volvo, но без заводской поддержки они, к сожалению, покинули чемпионат.
В целом, как и все туринговые чемпионаты, он отличается плотностью результатов и яркой борьбой. Посмотреть его также можно на А21 Network
Где покататься: на данный момент нет игры посвященный только этому чемпионату, но опробовать машины из него всегда можно в iRacing, Forza Motorsport, GRID, Gran Turismo 6 и многих других гоночных играх. Ну или можете приобщится к V8 Challenge 2002 года выпуска.
Это главный чемпионат автомобилей GT в мире. Он организован SRO (Stephane Ratel Organisation) и имеет несколько подразделений по всему миру (Европа, Америка, Азия, Британия, а с этого года и Австралия). Главным отделением является Европа, где каждый год выставляют до 60 экипажей. В состав чемпионата входят как спринтовые гонки (по часу), так и гонки на выносливость вплоть до 24 часов. 7 производителей борются за первое место в мировом зачете.
В GT World Challenge представлена целая вереница классов — от самых популярных GT3 и GT4, до совсем недавно образованных GT2 и GT1. В последних двух классах могут участвовать только любители и они не имеют ничего общего со старыми GT2 и GT1. Но даже это ещё не всё. В Америке выступают на максимально приближенным к заводским машинам TC (c подклассами TCA/TCX).
Балансировка автомобилей помогает им быть очень близкими друг к другу по эффективности, несмотря на то, что в ней выступает самая разношерстная техника: от большого переднемоторного Bentley Continental GT3 до маленькой среднемоторной Audi R8 LMS GT3. Здесь на первый план выходит мастерство пилотов (на одной машине ездят от 2-х до 3-х пилотов, в зависимости от гонки) и слаженная работа команды.
Где это можно посмотреть? Прямо на YouTube. Заходите на официальный канал GT World Challenge и смотрите прямые трансляции любых гонок. К сожалению, только на английском языке.
Где покататься: автомобили класса GT3 и GT4 представлены практически в любой гоночной игре. Наверное, проще перечислить, где их нет. Но у GT World Challenge есть официальная игра по чемпионату и это Assetto Corsa Competizione. На данный момент в ней уже представлены болиды и трассы 3-х сезонов (2018-2020), добавлены трассы из British GT Championship и интерконтинентального кубка. Будем надеяться на дальнейшее развитие игры и дальнейшее добавление других подразделений GT World Challenge, новой техники и новых классов.
Многострадальный немецкий чемпионат, который подарил нам прекрасную борьбу Mercedes-Benz 190 (W201) и BMW M3 (E30) в 90-х, с нынешнего года переходит на автомобили класса GT3. Да, тут используется точно такая же техника, как и в других чемпионатах (с одним нюансом), только болиды будут ездить на шинах Michelin и, возможно, появится система электронного рулевого управления от Schaeffler Paravan.
И это уже не первое перерождение легендарной немецкой кузовной серии. Изначально Deutsche Tourenwagen-Meisterschaft был основан в 1986 году на основе DPM (Deutsche Produktionswagen Meistershaft) и с самого начала имел большое количество поклонников, а уже через пару лет стал буквально легендарным. Но непомерные расходы привели к тому, что из чемпионата начали уходить заводские участники, и к 1996 году остался один лишь Mercedes. И чемпионат умер. В первый раз.
В 2000-м году было решено возродить его под названием Deutsche Tourenwagen Masters. Теперь болиды не имели практически ничего заводского и являлись силуэт-прототипами. Новый DTM получился таким же интересным, как и старый, но сгубили его те же самые проблемы.
В 2011-м году оставалось всего два производителя: Audi и Mercedes, но после обновлений правил, в DTM вернулась BMW. А в 2014-м году начали строиться силуэты Класса-1, которые должны были положить начало объединению двух чемпионатов силуэт-прототипов — японского Super GT и немецкого DTM. К сожалению, никакого объединения мы не получили. Было проведено несколько совместных гонок, которые были больше показательными, чем соревновательными. В конце 2018-го года DTM покинул Mercedes, но на его место пришёл Aston Martin, который долго не продержался и покинул чемпионат уже в конце 2019-го года. В конце 2020-го года Audi объявила о внезапном уходе и DTM умер. Во второй раз. Причина его смерти вновь была в непомерно возросших бюджетах.
Хоть это немного устаревший материал, но можете прочитать, как примерно обстоят дела с перезагрузкой — А как дела у DTM?
Стоит ли смотреть новый DTM? Я не знаю, попробовать, наверное, стоит. Дать шанс за былые заслуги, так сказать.
Где покататься: c 2013-го вплоть до 2016-го года выпускались DLC DTM Experience к симулятору RaceRoom.
Организованный IMSA (International Motor Sports Association) чемпионат проводится в США и Канаде. Официально в нынешнем виде он начал существовать в 2014-м году путем слияния Grand-Am Road Racing и американской серии Ле-Ман. В состав IWSC также входит MEC (Michelin Endurance Cup) с гонками на выносливость.
В IWSC проводятся мультиклассовые гонки, в которых принимают участие целых 5 классов: DPi, LMP2, LMP3, GTLM, GTD.
DPi (Daytona Prototype International) — это класс спорт-прототипов, дебютировавший в 2017-м году. На данный момент является высшим классом в чемпионате, но с 2022-го года в IWSC перейдут на новый регламент LMDh (Le Mans Daytona hypercars), который, к тому же, позволит выставлять такую технику совместно с LMH (Le Mans Hypercars) и бороться за победу в WEC в абсолюте. Самое главное отличие от европейских гиперкаров, что здесь разрешается использовать только омологированное шасси от 4-х поставщиков (Dallara, Liger, Multimatic и Oreca) и в целом уровень инженерной свободы на порядок ниже. Но зато он заметно дешевле и уже привлек Acura, Porsche, Audi, а по слухам VAG направит туда Bentley и Lamborghini. Также, наверняка General Motors не станет бросать успешную гоночную программу в DPi с Cadillac’ом.
LMP (Le Mans Prototype) 2 и 3 — это такие же спорт-прототипы, но ещё более унифированные и рассчитанные на участие частных команд, а не заводских.
GTLM/GTE — это высшая ступень автомобилей класса GT. С более мощными моторами и развитой аэродинамикой. С 2022-го года, GTLM полностью упраздняется и будет заменен на GTD Pro
GTD — это стандартные автомобили GT3, которые можно увидеть во многих GT-чемпионатах, в том числе и в GT World Challenge.
Одна из главных прелестей этого чемпионата — это его трассы, до которых ещё не успел добраться Герман Тильке. Дейтона, Уоткенс-Глен, Роад-Атланта и многие другие треки, которые имеют свою историю и индивидуальность.
Стоит ли обратить внимание на этот чемпионат? Определённо, стоит! На мой взгляд, он в разы интереснее WEC, с которым они в принципе похожи. Но вот посмотреть гонки IMSA в СНГ не так уж и просто. Придется искать рестримы гонок.
Где покататься: официальным партнёром IWSC является iRacing, и именно там вы сможете проехать на всех болидах по всем трассам, присутствующим в чемпионате. GT3, LMP2, LMP3 и GTE нередко присутствует в гоночных играх, а американских трасс сполна есть в Project Cars и Forza Motorsport.
Чемпионат мира по гонкам на выносливость должен был быть на первом месте по скорости, но с этого года WEC заменяет LMP1 на LMH (Le Mans Hypercars), которые получились медленнее предшественников.
В WEC в одной гонке выступает сразу 3 класса спортивных болидов: LMH, LMP2, GTE (поделенный на Pro и Am)
LMH, новый класс, должен дать новый виток борьбы среди спорт-прототипов. В этом году будет выставлено только 5 экипажей. По два от Toyota и Scuderia Glickenhaus и один от Alpine. В дальнейшем ожидается присоединение Ferrari, ByKolles, Peugeot. А возможность соревноваться бок о бок с американским классом LMDh, в теории дает огромный приток участников.
Самой главной и престижной гонкой WEC является 24-часа Ле-Мана. Это одна из трех гонок, что составляют тройную корону автоспорта (24-часа Ле-Мана, 500 миль Индианаполиса и Гран При Монако). Так же входит в «тройную корону гонок на выносливость» (помимо Ле-Мана, туда входят 24 часа Дейтоны и 12 часов Себринга). Про неё снято уже несколько художественных и документальных фильмов.
WEC сейчас переживает не самые лучшие времена. Новый класс ещё себя не показал, да и всего 5 экипажей не самый грандиозный старт. Категория GTE Pro умирает, и сейчас в ней остались лишь Porsche, Ferrari и Chevrolet. В любительском зачете GTE Am дела обстоят несколько лучше. А LMP2 приходится замедлять, чтобы те не оказались быстрее нового класса.
Но раз в год точно стоит обратить свое внимание хотя бы на легендарную гонку в Ле-Мане. Обычно её транслируют на ЕвроСпорте с русскими комментаторами.
Где покататься: официальной игры по чемпионату не существует, но поучаствовать в 24-часах Ле-Мана можно в GRID (2007 года), Project Cars. Там же можно опробовать ушедшие LMP1. В Gran Turismo Sport представлена «золотая» тройка болидов LMP1 (Porsche, Audi, Toyota) и трасса Сарта. Правда, без динамической смены времени суток. Forza Motorsport так же не осталась в стороне, и может порадовать трассами из чемпионата и болидами LMP1 и LMP2.
Главный чемпионат Японии c участием силуэт-прототипов ранее известный как JGTC. Здесь есть всё по чему скучают многие болельщики Формулы-1: шинные войны, дозаправки, плотная борьба между гонщиками и инженерами.
Техника делится на два класса: GT500 и GT300. Именно GT500 хотели объединить с DTM. Здесь выступают силуэт-прототипы от трех японских марок: Nissan, Toyota/Lexus, Honda. Относительно свободный регламент позволяет технически совершенствовать аэродинамику, двигатель, подвеску автомобиля и по итогу в скорости GT500 уступали лишь LMP1 до их закрытия. Сейчас это самые быстрые болиды с закрытыми колесами. Сезон в высшей категории стоит около двух миллионов долларов, что равняется стоимости всего одного двигателя Формулы-1.
Техника GT300 уже чуть более регламентирована, но всё ещё представляет интерес для любителей инженерии. Помимо GT3, в классе участвуют прототипы построенные по регламенту JAF GT300.
В чемпионате принимали участие пилоты Формулы-1 (Джейсон Баттон, Хейкки Ковалайнен), многократный победитель Ле-Мана (Андре Лоттер) и многие другие именитые пилоты.
Стоит ли смотреть? Да, стоит, но готовьтесь к трудностям. Русских комментариев нет вообще, только японские и английские. К тому же, в этом году пропадут открытые трансляции на YouTube.
Где покататься: лучше всего автомобили класса GT500 и GT300 представлены в серии Gran Turismo, но поездить на них можно так же в Forza Motorsport и Project Cars.
Стоит понимать, что в этом гайде я попытался рассказать только про уникальные и важные чемпионаты мира. Я не стал затрагивать ADAC GT Masters, Европейскую и Азиатскую серию Ле-Мана (ELMS, ALMS), NASCAR и многие другие серии. Также во всех вышеперечисленных чемпионатах применяется балансировка техники для более плотной и яркой борьбы. Надеюсь, вам было интересно и вы узнали что-то новое для себя. Если есть какие-то вопросы, то с радостью отвечу на них в комментариях.